Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Предпринимательство в книжном деле

Программу составила И.С. Васина, доцент, к. э. н., МГУП

1.Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины заключается в ознакомлении студентов с существующими правилами организации предпринимательской деятельности, изучении теории предпринимательства, основывающейся на отечественной и зарубежной практике.

Усвоение дисциплины студентами сформирует у них представление о предпринимательстве, как ключевой деятельности в книжном деле, поможет понять сущность этой деятельности путем ознакомления с основными методами решения задач в области книгоиздательства и книгораспространения.

Преподавание дисциплины предполагает изложение современной теории предпринимательства включающей понимание особенностей рыночной модели экономики России, специфики отечественного книжного рынка, сущности законодательных актов, обеспечивающих свободу бизнеса, а также содержание предпринимательской деятельности как функции в отрасли «Книжное дело» с учетом объективных и субъективных факторов функционирования отрасли.

Дисциплина «Предпринимательство в книжном деле» изучается студентами на четвертом курсе обучения, т.е. после усвоения ими таких базовых для данной дисциплины предметов, как «Экономика», «Современное отечественное и зарубежное издательское дело», и «Менеджмент в книжном деле», «Технология книгораспространения», «Правовые основы книжного дела», «Логистика в книжном деле», «Реклама книги. Связи с общественностью». Накопленный объем знаний у студентов позволяет воспринимать эту дисциплину как интегрирующую, обеспечивающую осмысление практических задач книгоиздания и книгораспространения на новом уровне понимания.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

    - современные организационно-правовые формы предпринимательства;

    - юридический и правовой статус различных форм предпринимательской деятельности;

    - механизм воздействия государства в части развития и поддержки предпринимательства;

    - основные составляющие предпринимательской деятельности, их зависимость и взаимовлияние;

    - особенности и специфику предпринимательства в книгоиздательстве и книгораспространении;

    - основные законодательные и правовые акты по вопросам дисциплины.

Студент должен уметь:

    - рассчитывать необходимый объем первоначального капитала и направлений его использования;

    - выбрать приемлемую организационно-правовую форму предпринимательства;

    - определять ассортиментную структуру товарных запасов, их объем и источники поступления;

    - рассчитывать предварительные доход и прибыль по конкретным коммерческим актам;

    - организовывать обслуживание покупателей на высоком профессиональном уровне,

    - использовать новейшие технологии книгораспространения.

Студент должен иметь навыки:

    - аналитического мышления как необходимого условия самостоятельно хозяйствующего субъекта книжного рынка;

    - планирования основных этапов предпринимательской деятельности;

    - итоговых расчетов экономической эффективности работы фирмы и ее конкурентоспособности;

    - использования методов снижения коммерческих рисков;

    - поиска инновационных идей и способов их реализации на практике.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 31

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 130 8
Аудиторные занятия 65 8
Лекции 34 8
Практические и семинарские занятия 31 8
Самостоятельная работа 65 8
Курсовой проект (работа)
Вид итогового контроля : зачет 8

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 32

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства * *
2 Формы собственности предприятий. Малый бизнес, era особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса * *
3 Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие * *
4 Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле * *
5 Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций * *
6 Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса * *
7 Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка * *
8 Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий * *

 

4.2. Содержание дисциплины

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

Предпринимательство как вид деятельности: понятие, сущность. Объективные факторы экономического, политического и социального характера, обусловливающие существование предпринимательства.

Современные виды предпринимательской деятельности. Производственное и коммерческое предпринимательство в книжном деле.

Роль государства в поддержке и развитии предпринимательства. Государственное влияние на книжный рынок. Место государственного сектора в рыночной экономике. Кредитно-денежная политика государства. Налоговая система и налогообложение. Демократия и экономические принципы правового государства. Структура законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-юридические формы предпринимательских структур.

Индивидуальное предпринимательство. Партнерство. Ограниченное партнерство. Корпоративные формы собственности. Смешанные формы собственности. Холдинги. Малое предпринимательство как особая форма бизнеса. Малые издательские и книготорговые предприятия, их особенности и роль в становлении и развитии книжного рынка.

Объективные и субъективные факторы, определяющие выбор правового статуса предприятия.

Законодательные акты, регулирующие и регламентирующие деятельность издательских и книготорговых предприятий.

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

Человеческая активность - важный ресурс успеха в рыночной экономике. Предприниматель - новый тип экономического субъекта в российской экономике. Статус предпринимателя как хозяйствующего субъекта на книжном рынке. Факторы, влияющие на формирование личности предпринимателя. Психология предпринимателя. Личностные качества предпринимателя-честность, ответственность, коммуникабельность, способность к риску, лидерство, преданность делу, инициативность, организаторские способности; профессиональные качества предпринимателя - интеллектуальные способности, политическая культура, профессиональные знания в области книжного дела, умение завоевывать популярность и престиж.

Наемный работник как участник предпринимательского процесса.

Роль потребителя в процессе предпринимательской активности.

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

Порядок создания нового предприятия, необходимая документация для учреждения предприятия. Регламентация издательской и книготорговой деятельности. Лицензирование издательской, полиграфической и книготорговой деятельности. Права и обязанности предприятия, функционирующего в качестве субъекта на книжном рынке. Документация издательского и книготоргового предприятия.

Расчет первоначального капитала и основные направления его использования.

Определение источников пополнения капитала в будущем.

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

Механизм функционирования издательского и книготоргового предприятия в условиях рынка. Конкуренция - объективная необходимость цивилизованного рынка.

Договор как форма правовой и имущественной защиты партнеров. Гражданский кодекс РФ о договоре и договорных отношениях. Формы договорных отношений в книжном деле.

Договорные отношения коммерческих, издательских и книготорговых предприятий.

Принципы выбора партнеров деловых соглашений; факторы, влияющие на выбор.

Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций, в частности при продаже зарубежному издателю тиража, прав на произведение или размещение за рубежом заказов, на полиграфические услуги.

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

Предпринимательский риск. Виды рисков. Защита от риска. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности. Правовые основы страхования. Имущественное, личное страхование. Страховой договор. Государственное страхование. Страховой рынок. Экономические основы страхования.

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

Бизнес-план - главный программный документ предприятия. Структура бизнес-плана:

- описание главных параметров деятельности предприятия на книжном рынке и перспектив его развития;

- маркетинговая стратегия предприятия в части стабилизации позиции на рынке, завоевания новых рынков, привлечения новых сегментов;

- конкурентоспособность предприятия и его продукции в части качества продукции, цены, каналов распределения и распространения, стимулирования продаж, формирования имиджа предприятия; план производства на перспективу, его структура, динамика; составляющие программы производства, способы исполнения;

- организационный план, ориентированный на совершенствование структуры предприятия, создание и развитие отделений, филиалов, пунктов реализации;

- финансовый план, предусматривающий активное использование капитала предприятия - основных фондов, оборотных средств, финансовых средств, выбор источников пополнения финансов и основные направления их использования;

- кадровая политика, программа работы с кадрами: обучение кадров, профессиональный и должностной рост кадров, набор молодых кадров, стажировка кадров, меры стимулирования труда кадров предприятия;

- страхование предприятия как форма защиты его имущественных интересов от риска;

- стратегия развития предприятия: стратегия маркетинга, стратегия финансирования, стратегия менеджмента.

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

Виды и типы издательских и книготорговых предприятий, функционирующих на книжном рынке, в зависимости от характера деятельности, видов товаров и услуг, регионов обслуживания, масштабов деятельности.

Характеристика издательской структуры на книжном рынке России. Организационные структуры издательских предприятий; факторы, их определяющие.

Особенности предпринимательства в оптовой книжной торговле. Типовые структуры оптовых предприятий книжной торговли и посреднических структур.

Содержание и цели предпринимательства в розничной торговле. Базовые факторы, определяющие ассортиментный состав товарных запасов и услуг книготоргового предприятия. Типовые организационные структуры розничных предприятий в зависимости от масштабов деятельности и методов торговли.

Неофициальные структуры и их роль в процессе управления предприятием.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Предпринимательство: Учеб. для вузов /В.Я. Гарфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швадер. - М.: ЮНИТИ, 1999.

Бусыгина А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учеб. для вузов. - М.: Инфра-М, 1998.

Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. - М.: Юристь, 1998.

Торговое дело: экономика и организация: Учеб. /Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: Инфра-М, 1997.

Технология бизнеса /С.Б. Исмуратов, И.Я. Петренко, С.А. Пикулев, Е.И. Чивилихин. - М.: 1999. - (Учебник и учебные пособия для студентов вузов).

Стандарты по издательскому делу. - М.: Юристь, 1998. - 376 с. - (Книжное дело).

Энциклопедия книжного дела. - М.: Юристь, 1998. - 536 с. - (Книжное дело).

Дополнительная литература

Гражданский Кодекс РФ: Ч. 1, 2 - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Бизнес: Оксфордский толковый словарь: англо-русский: свыше 4000 понятий. - М.: Издательство «Прогресс-Академия», Издательство РГТУ, 1995.

Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1996.

Грэм Гордон. Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли: Пер. с англ. - М.: РосКонсульт, 1999.

Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1998.

Пособие Эрнст энд Янг по составлению бизнес-плана /Пер. с англ. - 2-е издание. - М.: Джон Уэйли энд Санз, 1995.

Бизнес-план. Методические материалы /Под ред. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Лоховский Л.М., Рейзберг Б.А., Ратновский А. А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: Инфра-М, 1997.

Аркин П.А., Калашников П.Л., Марченко Г.Н. Коммерческое право: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУ, 1994. - 68 с.

Как издать книгу: Советы. Нормативы. Справки. Адреса. - М.: Прогресс, 1994. - 392 с. - (Книжное дело).

Карлоф Б. Деловая стратегия /Пер, с англ. - М.: Экономика, 1991. - 241 с.

Книгоиздательский бизнес: Сб. статей /Пер. с англ. Б. Ленского. - М.: СП «Бук Чембэр Интернешнл», 1993. - 464 с.

Книжный маркетинг: Руководство к действию: Сб. статей /Пер. с англ. Б. Ленского. - М.: ТЕРРА, 1996. - 432 с.

Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер, с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 734 с.

Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Политехника, 1995. - 583 с.

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998. - 472 с. - (Книжное дело).

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Таблицы, схемы, диаграммы, расчетные задачи, ситуационные задачи, обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы.

Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 021500 - Издательское дело и редактирование, 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП