Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Для специальности 021500 - Издательское дело и редактирование



Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

История зарубежной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Древнерусская литература

•  

4.2.2. Литература XVIII века

•  

4.2.3.Литература первой трети XIX века

•  

4.2.4. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.5. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.6. Литература «серебряного века»

•  

4.2.7. Литература 1920-х годов

•  

4.2.8. Литература 1930-х годов

•  

4.2.9. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.10. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный литературный процесс

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Литературный процесс как теоретико-литературное понятие

•  

4.2.2. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

•  

4.2.3. Традиции реализма и их преломление в современной литературе

•  

4.2.4. Постмодернизм в современном литературном процессе

•  

4.2.5. Смыслообразующие тенденции в современной поэзии

•  

4.2.6. История Германии в настоящем времени

•  

4.2.7. Постэкзистенциалистский французский роман

•  

4.2.8. Модель мира в творчестве австрийских и швейцарских писателей

•  

4.2.9. Вариативность личности в прозе и драматургии швейцарских писателей

•  

4.2.10. Английская литература в поисках нового героя

•  

4.2.11. Элитарная и массовая американская литература

•  

4.2.12. Магический реализм латиноамериканского романа

•  

4.2.13. Философская притча в японской прозе

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1.Цель преподавания дисциплины

•  

1.2.Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1.Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык».

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.6.2. Словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая и функциональная стилистка русского языка

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Практическая стилистика русского языка

•  

4.2.2. Функциональная стилистика русского языка

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1 Рекомендуемая литература

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

6.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по дисциплине «Функциональная стилистика русского языка»

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Практическая стилистика русского языка

•  

Функциональная стилистика русского языка

•  

Активные процессы в современном русском языке

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Принципы социологического изучения языка

•  

4.2.3. Изменение статуса литературного языка

•  

4.2.4. Внутренние законы развития языка

•  

4.2.5. Вариантность языкового знака

•  

4.2.6. Понятие языковой нормы

•  

4.2.7. Изменения в русском произношении и ударении

•  

4.2.8. Активные процессы в лексике и фразеологии

•  

4.2.9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

•  

4.2.10. Основные тенденции в морфологии

•  

4.2.11. Основные тенденции в синтаксическом строе

•  

4.2.12. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIV в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1.Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.6.2. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Книга, книжное дело, книжное издание

•  

4.2.2. Система книговедческого знания

•  

4.2.3. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в дисциплину. Источники изучения

•  

4.2.2. Книгоиздание в системе современного книжного дела

•  

4.2.3. Масштабы современного мирового книгоиздания

•  

4.2.4. Демократизация издательской деятельности в России

•  

4.2.5. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

•  

4.2.6. Современная издательская система России

•  

4.2.7. Издательство и государство

•  

4.2.8. Редактор в современном издательстве

•  

4.2.9. Современное состояние издательского дела за рубежом

•  

4.2.10. Развитие международного сотрудничества в книжном деле

•  

4.2.11. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Социология и психология чтения

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий дисциплины

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы психологии и социологии чтения

•  

4.2.2. История развития психологии и социологии чтения в России

•  

4.2.3. Психологические аспекты процессов чтения

•  

4.2.4. Социально-психологические характеристики читателя

•  

4.2.5. Социологические исследования читательской аудитории

•  

4.2.6. Социологические и психологические особенности книги.

•  

4.2.7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2.. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редактирование. Общий курс

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1.. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Зарождение редактирования

•  

4.2.3. Редакторские начала в издательской деятельности РоссииVII века

•  

4.2.4. Развитие редактирования в издательской практике РоссииVIII века

•  

4.2.5. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети XIX века

•  

4.2.6. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов XIX века

•  

4.2.7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

•  

4.2.8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-годов XIX века

•  

4.2.9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

•  

4.2.10. Редакторский опыт в советский период

•  

4.2.11. Редакторская деятельность в современных условиях

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология редакционно-издательского процесса

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Технология редакционно-издательского процесса как учебная дисциплина

•  

4.2.2. Состав и организационно-методические основы построенияИП

•  

4.2.3. Подготовительный этап РИП

•  

4.2.4. Авторский оригинал произведения

•  

4.2.5. Редакционная обработка авторского оригинала произведения

•  

4.2.6. Редакторская подготовка аппарата издания

•  

4.2.7. Производственный этап редакционно-издательского процесса. Подготовка издательского оригинала

•  

4.2.8. Корректура в редакционно-издательском процессе

•  

4.2.9. Заключительный этап редакционно-издательского процесса

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4.Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Органы налогового контроля

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5.Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4 Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7 Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Этика делового общения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2.Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Основные понятия этики делового общения. Этикет, основы речевой этики

•  

4.2.2. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения

•  

4.2.3. Публичная речь

•  

4.2.4. Деловая беседа. Деловые переговоры

•  

4.2.5. Композиция и стиль речи. Риторика

•  

4.2.6. Бизнес-язык. Формы делового общения

•  

4.2.7. Конфликты и пути их разрешения

•  

4.2.8. Деловая переписка

•  

4.2.9. Деловая этика в издательском деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Программные средства обработки информации

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисцплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов программы

•  

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

•  

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

•  

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

•  

4.2.4. Типографика и КИС

•  

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

•  

4.2.6. Программы обработки графической информации

•  

4.2.7. Программы объединения файлов

•  

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

•  

4.2.9. Специальные программные средства КИС

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Программные средства обработки информации

Программу составил В.В. Капелев, доцент, к. т. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Назначение дисциплины - изучение инструментальной среды, используемой в компьютерных издательских системах (КИС) при обработке текстовой и графической информации печатных и электронных изданий.

Кафедрой информационных технологий МГУП подготовлен блок дисциплин под общим названием «Программные средства обработки информации» со следующим полным перечнем включенных в программу разделов:

    - общие сведения о программном обеспечении КИС;

    - системное программное обеспечение;Учитывается по профилю конкретной специальности.

    - сведения о языке и стандарте PostScript;

    - типографика и КИС;Учитывается по профилю конкретной специальности.

    - программы обработки текстовой информации (текстовые редакторы; кодирование текстовой информации; работа с файлами; программы обработки табличного материала, формул, нотной продукции и т.п.);Анализ технических правил обработки текста и сложных видов информации с учетом полиграфических требований, а также их реализация с помощью программ выполняются по согласованию со специальными кафедрами.

    - программы обработки графической информации (программы контурной графики, пиксельной графики, трассировки точечных изображений);Анализ процессов цветоделения, цветокоррекции, вывода с учетом полиграфических особенностей и их реализация с помощью программ выполняются по согласованию со специальными кафедрами.

    - программы объединения файлов друг с другом; Анализ процессов верстки изданий различных видов информации с учетом полиграфических требований и их реализация с помощью программ выполняются но согласованию со специальными кафедрами: 1) создание (удаление) папок и ярлыков; 2) архивирование (разархивирование) файлов; 3) ввод текстовой и графической информации в компьютер; 4) обработка текстовой и графической информации.

    - программы межплатформенного обмена;

    - специальные программы (шрифтовой поддержки, оптического распознавания символов, машинного перевода, речевого ввода информации и т.п.).

Для каждой из изучаемых дисциплин соответствующих направлений подготовки специалистов предлагаются те разделы из разработанного общего блока, которые в первую очередь представляют интерес для избранной специальности.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

    - основные программные средства, определяющие специфику обработки текстовой и графической информации в КИС.

Студент должен уметь выполнять:

    - инсталляцию программного обеспечения;

    - проверку на наличие вируса;

    - добавление (удаление) шрифтов и драйверов устройств;

    - форматирование дисковых носителей информации.

Студент должен иметь навыки по:

    - методике оценки возможностей прикладных программ;

    - методике задания предпочтительных установок параметров.

Предполагается, что в процессе дальнейшего обучения на старших курсах студенты используют полученные знания и навыки для дальнейшего совершенствования по избранной специальности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 39

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 150 5
Аудиторные занятия 75 5
Лекции 38 5
Практические занятия (ПЗ) 37 5
Самостоятельная работа 75 5
Вид итогового контроля : зачет 5

4. Содержание дисцплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 40

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Общие сведения о программном обеспечении КИС * * *
2 Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности * * *
3 Сведения о языке и стандарте PostScript * * *
4 Типографика и КИС * * *
5 Программы обработки текстовой информации * * *
6 Программы обработки графической информации * * *
7 Программы объединения файлов * * *
8 Программы межплатформенного обмена * * *
9 Специальные программные средства КИС * * *

4.2. Содержание разделов программы

4.2.1. Общие сведения о программном обеспечении КИС

Понятие о КИС. Классификация программного обеспечения, используемого при обработке текстовой и графической информации. Разновидности программных средств по их назначению. Системное (Windows, Unix, Mac OS), прикладное программное обеспечение (системы оптического распознавания символов, машинного перевода, текстовые и графические редакторы, системы электронного макетирования и верстки публикаций, программы обработки Web-страниц, обучающие программы и др.).

4.2.2. Системное программное обеспечение КИС. Назначение системного программного обеспечения, его разновидности

4.2.2.1. Отличительные особенности Windows 95, 98

Установка Windows 95. Окна и управление ими. Начало работы приложений с рабочего стола, кнопкой «Пуск», из окна «Мой компьютер», из приложения «Проводник», Автозапуск. Инсталляция и деинсталляция прикладных программ. Панель управления. Добавление и удаление шрифтов, установка типа принтера. Переключение между прикладными программами. Буфер промежуточного хранения Chipboard. Обмен данными между программами, получение копии экрана. Открытие, просмотр, сохранение, печать файла. Установка обоев, экранных заставок, звукового сопровождения, драйверов. Мультимедиа. Выход из среды. Дополнительные средства для работы на русском языке на примере программного продукта типа UniSpell.

4.2.2.2. Основные сведения об операционных средах Unix, Mac OS. Особенности интерфейса. Выполнение основных процедур

4.2.3. Сведения о языке и стандарте PostScript

Методы описания символов и цифровых шрифтов. PostScript как язык программирования, язык описания графики, язык управления устройствами вывода. Программные и аппаратные RIP.

4.2.4. Типографика и КИС

Термины, определения, понятия, используемые при обработки информации на компьютере в составе КИС. Процедуры перемещения фрагментов в плоскости экрана и на листе бумаги по горизонтали и вертикали. Выбор по образцу, загрузка в компьютер, использование цифровых шрифтов в КИС. Кодовые таблицы.

4.2.5. Программы обработки текстовой информации

4.2.5.1. Текстовые редакторы

Назначение и разновидности текстовых редакторов (Word, ChiWriter, Т3, ТеХ). Требования к системным ресурсам. Инсталляция программ. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из текстового редактора. Импорт и экспорт материала. Создание резервных копий. Процедуры ввода информации с клавиатуры. Языки линейного описания текстовой информации.

4.2.5.2. Программы обработки табличного материала, их классификация

Требования к системным ресурсам. Инсталляция программ. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из табличного редактора. Импорт и экспорт материала. Создание резервных копий. Процедуры ввода информации с клавиатуры. Языки линейного описания табличной информации. Режимы «Автоформат», «Мастер», «Рисование» в диалоговых табличных редакторах.

Программа электронных таблиц Excel. Требования к системным ресурсам. Инсталляция программы. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из программы. Импорт и экспорт данных.

4.2.5.3. Программы обработки математических формул, их классификация

Требования к системным ресурсам. Инсталляция программ. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из программы. Импорт и экспорт материала.

Языки линейного описания математических формул.

4.2.5.4. Специальные программы обработки текстовой информации

Формульный редактор типа Isis Draw. Программы обработки нотной продукции. Требования к системным ресурсам. Инсталляция программ. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из программы. Импорт и экспорт материала.

4.2.6. Программы обработки графической информации

Графические редакторы, их классификация. Требования к системным ресурсам. Инсталляция программ. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из программы. Инструменты. Форматы графических файлов. Техника файловых обменов. Параметры импорта-экспорта файлов. Текстовые форматы. Настройка панелей клавиатурных сокращений.

4.2.6.1. Понятие о текстовом и графическом блоках в программах контурной графики

Палитры, их состав и структура. Дополнительные инструменты контурной графики. Настройка инструментов, изменение их ассортимента на линейке пиктограмм.

4.2.6.2. Сведения об инструментарии в программах пиксельной графики

Понятие о выделения точечных объектов, слоях, каналах, масках. Типы графических файлов, их открытие, сохранение, конвертирование.

4.2.6.3. Начальные сведения о программах трассировки точечных изображений

Общие установки, открытие документа, трассировка, сохранение изображения.

4.2.7. Программы объединения файлов

Требования к системным ресурсам. Инсталляция программ. Рабочая область. Интерфейс пользователя. Установка и обновление фильтров. Импорт-экспорт файлов. Начальные сведения о точном позиционировании различных фрагментов в системах макетирования и верстки, программах работы с Web-страницами и межплатформенного обмена. Объединение файлов документов со звуком, элементы мультимедиа.

Программы макетирования и верстки. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из программы. Импорт и экспорт материала. Связывание файлов. Механизм OLE. Создание резервных копий файлов. Дополнения-расширения Plug-Ins и Xtensions. Сценарии. Конвертирование файлов в PDF- и NTML-формат. Профилактика неполадок.

4.2.8. Программы межплатформенного обмена

Понятие о PDF-файлах, их создание, редактирование, использование. Программа Adobe Acrobat. Требования к системным ресурсам. Инсталляция программы. Рабочая область. Создание PDF-документа. Модификация PDF-документа. Видео- и звуковые файлы в PDF-документах.

4.2.9. Специальные программные средства КИС

Ассортимент программ для выполнения сопутствующих и особых задач при обработке текстовой и графической информации. Требования к системным ресурсам. Инсталляция программ. Особенности интерфейса. Основные установки по умолчанию. Создание файла, сохранение, открытие файла, закрытие файла, выход из программы. Импорт и экспорт материала.

4.2.9.1. Программы работы с цифровыми шрифтами типа Font Manager, Font Navigator

Основные характеристики и функциональные возможности программ.

4.2.9.2. Программы оптического распознавания символов

Основные характеристики и функциональные возможности пакетов программ типа CuneiForm, FineReader. Режимы работы. Основные этапы обработки информации, специфика их выполнения.

4.2.9.3. Программы речевого ввода информации

Основные характеристики и функциональные возможности пакетов программ.

4.2.9.4. Программы машинного перевода типа Socrat, Stylus

Основные характеристики и функциональные возможности пакетов программ. Режимы работы. Основные этапы обработки информации, специфика их выполнения.

4.2.9.5. Программы проверки орфографии и разделения слов на переносимые части типа UniSpell, WinOrfo

Основные характеристики и функциональные возможности программ. Режимы работы. Основные этапы обработки информации, специфика их выполнения.

4.2.9.6. Программы архивирования файлов типа WinZip, WinArj

Основные характеристики и функциональные возможности программ.

4.2.9.7. Программы проверки на наличие вируса

Основные характеристики и функциональные возможности программ.

5. Лабораторный практикум

Таблица 41

5. Лабораторный практикум

№ п/п Номер раздела дисциплины Наименование лабораторных работ
1 4.2.5.1 Начало работы с текстовым интерфейсом
2 4.2.5.1 Изучение интерфейса текстового редактора
3 4.2.5.2 Изучение интерфейса табличного редактора
4 4.2.5.2 Программа электронных таблиц Excel
5 4.2.5.2 Импорт-экспорт фрагментов в программе Excel
6 4.2.5.2 Языки линейного описания таблиц
7 4.2.5.3 Изучение интерфейса формульного редактора MathType
8 4.2.6.1 Изучение интерфейса графического редактора FreeHand
9 4.2.6.1 Изучение палитр в программе FreeHand
10 4.2.6.1 Изучение дополнительных контурных инструментов в программе FreeHand
11 4.2.6.2 Изучение интерфейса программы PhotoShop
12 4.2.6.2 Процедуры выделения фрагментов в программе PhotoShop
13 4.2.6.2 Изучение инструментария в программе PhotoShop
14 4.2.7 Изучение интерфейса в программе PageMaker
15 4.2.7 Изучение интерфейса в программе QuarkXPress
16 4.2.8 Программа AdobeAcrobat

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Божко A. Free Hand 8. Искусство векторной графики. - М.: Нолидж, 1999.

Груман Г. и др. QuarkXPress 4. - Киев: Диалектика, 1998.

Капелев В. Основы технологии наборных процессов: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП: «Мир книги», 1997.

Капелев В. Программные средства обработки информации: Лабораторные работы. - М.: Изд-во МГУП: «Мир книги», 1998.

Капелев В. Программные средства издательских систем: Лабораторные работы. - М.: Изд-во МГУП, 1999.

Капелев В. Программные средства обработки информации: Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы. - М.: Изд-во МГУП, 2001.

Тайц А.А., Тайц A.M. Adobe PageMaker 6.5 - СПб.: BHV, 1998.

Дополнительная литература

Ахметов К. Windows 95 для всех. - М.: Компьютер Пресс, 1997.

Ахметов К., Федоров A. Misrosoft Internet Explorer 4.0 для всех. - М.: Компьютер Пресс, 1997.

Барышников Г. и др. Шрифты. Разработка и использование. -М.: Эком, 1997.

Берлинер Э. и др. Word 97. Русская и американская версии. - ABF, 1997.

Виноградский и др. Англо-русский словарь по полиграфии и издательскому делу. - М.: Русский язык, 1993.

Гасов В., Цыганенко А. Программные средства допечатных процессов. - М.: Изд-во МГУП, 1999.

Каратыгин С. и др. Электронный офис. - Т. 1, 2. - М.: Бином, 1997.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины используются:

- раздаточный материал для изучения лекционного материала;

- характерные образцы продукции для изучения тем лабораторных работ;

- контрольные программы по курсу для подготовки к сдаче семестровой аттестации и зачета;

- программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины (Windows, Word, Story Editor, Adobe Table, MathType, FreeHand, Photoshop, Page Maker, QuarkXPress, Adobe Acrobat, Font Manager, CuneiForm, FineReader, UniSpell, WinZip).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционный материал должен изучаться в специализированной аудитори, оснащенной:

- современным компьютером с подключенным к нему цветным сканером и цветным принтером;

- проектором с видеотерминала персонального компьютера на настенный экран.

Лабораторные работы должны выполняться в специализированных классах, оснащенных:

- современными персональными компьютерами и программным обеспечением в соответствии с тематикой изучаемого материала. Число рабочих мест в классах должно быть таким, чтобы обеспечивалась индивидуальная работа студента на отдельном персональном компьютере; цветными сканером и принтером.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП