Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021500 - «Издательское дело и редактирование»



Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Авторское право

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Законодательство об интеллектуальной собственности. Промышленная собственность

•  

4.2.3. Авторское право, его отличия от законов по промышленной собственности

•  

4.2.4. История развития авторско-правового законодательства

•  

4.2.5. Россия и международная охрана авторских прав

•  

4.2.6. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.2.7. Субъективные авторские права

•  

4.2.8. Авторские договоры

•  

4.2.9. Свободное использование произведений науки, литературы и искусства

•  

4.2.10. Защита авторских прав

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Экономика и организация издательской деятельности

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса. Организационные и экономические основы издательского дела

•  

4.2.2. Организационная структура издательской отрасли

•  

4.2.3. Организация работы издательств

•  

4.2.4. Редакционно-издательский процесс

•  

4.2.5. Взаимоотношения издательства с автором

•  

4.2.6. Издательская себестоимость

•  

4.2.7. Расходы на бумагу и переплетные материалы

•  

4.2.8. Издательский маркетинг

•  

4.2.9. Продвижение книг на рынок

•  

4.2.10. Ценообразование

•  

4.2.11. Рекламная кампания издательства и информационное обеспечение книжного рынка

•  

4.2.12. Реализация книжной продукции

•  

4.2.13. Издательское дело и книжная торговля за рубежом

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Художественно-техническое оформление печатной продукции

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

•  

4.2.3. Особенности книжной композиции

•  

4.2.4. Формат издания и полосы набора

•  

4.2.5. Шрифты

•  

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

•  

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

•  

4.2.8. Рубрикация книги и ее оформление

•  

4.2.9. Иллюстрации

•  

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

•  

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое освоение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

Теория текста

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

•  

4.2.3. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

•  

4.2.4. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

•  

4.2.5. Выражение в тексте авторской модальности

•  

4.2.6. Типы и разновидности текстов

•  

4.2.7. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

•  

4.2.8. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

•  

4.2.9. Процессы компрессии информации в тексте

•  

4.2.10. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

•  

4.2.11. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Теория литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. Сущность искусства

•  

4.2.2. Художественная литература как вид искусства

•  

4.2.3. Литературное произведение как художественное целое

•  

4.2.4. Роды и виды литературы

•  

4.2.5.Фабула, сюжет, композиция литературного произведения

•  

4.2.6. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении

•  

4.2.7. Автор и герой в литературном произведении

•  

4.2.8. Художественная речь

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Текстология

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Система основных терминов и понятий

•  

4.2.3. Предыстория текстологии новой русской литературы

•  

4.2.4. Возникновение текстологии новой русской литературы

•  

4.2.5. Русская текстология конца XVIII столетия

•  

4.2.6. Развитие теории и практики русской текстологии в первой половине XIX столетия

•  

4.2.7. Русская текстология второй половины XIX - начала XX веков

•  

4.2.8. Возникновение и развитие советской текстологии

•  

4.2.9. Современный период развития текстологии русской литературы

•  

4.2.10. Особенности выпуска документальных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редакторская подготовка изданий

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Видо-типологическая характеристика и классификация изданий

•  

4.2.3. Редакторская подготовка научных изданий

•  

4.2.4. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

•  

4.2.5. Работа редактора над подготовкой справочного издания

•  

4.2.6. Работа редактора над учебным изданием

•  

4.2.7. Редакторская подготовка производственно-практических изданий

•  

4.2.8. Работа редактора над литературно-художественным изданием

•  

4.2.9. Редакторская подготовка изданий для детей

•  

4.2.10. Редакторская подготовка журнальных изданий

•  

4.2.11. Работа редактора над рекламными изданиями

•  

4.2.12. Работа редактора над подготовкой информационных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Электронные издания

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Формы электронных документов и изданий

•  

4.2.3. Основные компоненты электронных изданий и программные среды их обработки

•  

4.2.4. Представление информации в электронных изданиях

•  

4.2.5. Языковая оболочка гипертекстовых электронных изданий

•  

4.2.6. Программы просмотра электронных изданий WEB

•  

4.2.7. Создание и редактирование Web-публикации в языковой среде HTML

•  

4.2.8. Создание WEB-страниц в среде MS Office

•  

4.2.9. Средства автоматизации создания WEB-сайтов и их компоненты

•  

4.2.10. Электронные издания на базе технологий фирмы Adobe Systems

•  

4.2.11. Создание электронных изданий с помощью Help-технологий

•  

4.2.12.Перспективы развития технологий электронных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Углубленный курс иностранного языка. Машинный перевод

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Артикуляционная база языка

•  

4.2.2. Лексико-фразеологическая система языка

•  

4.2.3.Словообразование и коммуникативная грамматика языка

•  

4.2.4.Стилистика языка и речевой этикет

•  

4.2.5. Общие вопросы перевода. Эквивалентность перевода

•  

4.2.6. Принципы построения интерфейса современных пакетов машинного перевода и типовые процедуры работы в программной среде

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Экономика и организация издательской деятельности

Программу составил Б.А. Кузнецов, доцент, МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является изучение экономики и организации книгоиздательского бизнеса в современных условиях.

Основной задачей дисциплины является усвоение основ организации издательского дела, методов подготовки оригиналов к воспроизведению средствами полиграфии, организационных и экономических взаимоотношений издательств, полиграфпредприятий и предприятий книжной торговли.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса слушатели должны:

  • знать законодательные и иные нормативные материалы, касающиеся редакционно-издательской деятельности; порядок разработки планов издания литературы, графиков редакционных и производственных процессов издания; порядок заключения договоров с авторами;

  • получить знания об основных экономических и организационных принципах издательского дела;

  • овладеть методикой расчета основных характеристик редакционно-издательского процесса; подготовки рукописей к сдаче в производство;

  • усвоить механизмы функционирования современной экономики применительно к книгоизданию;

  • уметь использовать полученные знания для принятия управленческих решений, расчета основных экономических показателей работы издательства, установления экономически выверенных отношений с партнерами по бизнесу.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 3

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 150 9
Аудиторные занятия 75 9
Лекции 38 9
Практические занятия (ПЗ) 37 9
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 75 9
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 9

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 4

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Предмет и задачи курса Организационные и экономические основы издательского дела * *
2 Организационная структура издательской отрасли * *
3 Организация работы издательств * *
4 Редакционно-издательский процесс * *
5 Взаимоотношения издательства с автором * *
6 Издательская себестоимость * *
7 Расходы на бумагу и переплетные материалы * *
8 Издательский маркетинг * *
9 Продвижение книг на рынок * *
10 Ценообразование * *
11 Рекламная кампания издательства и информационное обеспечение книжного рынка * *
12 Реализация книжной продукции * *
13 Издательское дело и книжная торговля за рубежом * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Предмет и задачи курса. Организационные и экономические основы издательского дела

Издательская деятельность. Временное положение об издательской деятельности (постановление Правительства от 17.04.91 г. № 211). Лицензия на право издательской деятельности. Обязанности и права издательства. Нормативная база издательской деятельности.

4.2.2. Организационная структура издательской отрасли

Федеральные органы управления. Государственные издательства. Государственные полиграфические и книготорговые предприятия. Библиографическое, статистическое и информационное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Отраслевая структура книгоиздания. Классификация издательств. Федеральная программа книгоиздания России.

4.2.3. Организация работы издательств

Основные части и отделы издательства. Руководство издательством. Редакционная часть. Производственные службы. Подготовка оригинала-макета. Художественное оформление изданий. Обслуживающие отделы. Юридическая служба. Издательский маркетинг. Реализация продукции.

4.2.4. Редакционно-издательский процесс

Сущность и содержание редакционно-издательского процесса. Заключение договора с автором. Прием издательством произведения автора. Оценка содержания авторского оригинала и его одобрение. Редактирование. Художественно-техническое оформление издания. Издательский оригинал. Издательская корректура.

4.2.5. Взаимоотношения издательства с автором

Основные положения авторского права и типовых авторских договоров. Договор на литературное произведение. Договор на произведения изобразительного искусства. Переиздания. Переводная книга. Издательский портфель. Нарушение авторских прав. Иски по поводу нарушения авторских прав.

4.2.6. Издательская себестоимость

Общие понятия прибыли и себестоимости. Структура себестоимости издательской продукции. Объем и оформление издания. Тираж издания. Постоянные и переменные расходы. Прямые и косвенные затраты. Типовые задачи управления прибыльностью издания. Непроизводительные расходы.

4.2.7. Расходы на бумагу и переплетные материалы

Основные виды бумаги, характеристика свойств и область применения. Качество бумаги. Выбор бумаги для основной части издания и для обложки. Расчет количества бумаги на издание исходя из нормативов расходования. Основные типы обложек и переплетов и их применение. Переплетные покровные материалы. Переплетный картон. Материалы для отделки переплетов. Выбор поставщиков.

4.2.8. Издательский маркетинг

Маркетинговая деятельность издательства. Базовые концепции маркетинга. Функциональные концепции маркетинга. Структура и содержание маркетинговой концепции. Инструментарий маркетинга. Изучение спроса на рынке. Конкурентная ситуация и конкуренты на рынке книг.

4.2.9. Продвижение книг на рынок

Типовые решения распространения книг на рынке. Методы реализации книг. Выбор партнера при реализации книг. Формирование дилерской сети. Многоуровневый маркетинг.

4.2.10. Ценообразование

Отпускная цена издательства. Определение уровня розничных цен. Ценовая политика и объемы тиражей. Факторы, влияющие на уровень оптовой цены книги издательства. Переговоры о ценах на книгу.

4.2.11. Рекламная кампания издательства и информационное обеспечение книжного рынка

Роль рекламы в издательской деятельности. Программа рекламной кампании и ее результат. Расчет бюджета рекламы. Тематическое планирование. Отраслевые средства информации. Каталоги, буклеты, бюллетени, листовки, плакаты. Телевидение и радио. Адресная рассылка.

4.2.12. Реализация книжной продукции

Книжный рынок России. Оптовая книжная торговля. Книжные ярмарки. Розничная книжная торговля. Книжные магазины. «Книга - почтой». Издательские книготорговые структуры. Прямые продажи. Особенности распространения отдельных видов книжной продукции. Комплектование библиотек. Скидки и наценки в книжной торговле.

4.2.13. Издательское дело и книжная торговля за рубежом

Особенности работы с зарубежными партнерами. Общие принципы функционирования книгоиздания за рубежом. Общие принципы функционирования книжной торговли за рубежом. Цены и ценовая политика.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

    1. Книга. Энциклопедия / Гл. редактор В.М. Жарков. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 800 с.

    2. Энциклопедия книжного дела. - М.: Юристъ, 1998. - 536 с. - (Книжное дело).

    3. Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Политехника, 1995. - 583 с.

Дополнительная литература

    1. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - Юристъ, 1998. - 472 с. - (Книжное дело).

    2. Нормативные материалы по издательскому делу. Справочник. - М.: Книга, 1987.

    3. Стандарты по издательскому делу. - М.: Юристъ, 1998. - 376 с. - (Книжное дело).

    4.Отраслевые научные и научно-практические издания: журналы «Полиграфист и издатель», «Витрина читающей России», «Книжный бизнес» и др.; сборники «Книга. Исследования и материалы», «Редактор и книга», «Издательское дело» и др.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и контролирующие программы.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП