Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021500 - «Издательское дело и редактирование»



Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Авторское право

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Законодательство об интеллектуальной собственности. Промышленная собственность

•  

4.2.3. Авторское право, его отличия от законов по промышленной собственности

•  

4.2.4. История развития авторско-правового законодательства

•  

4.2.5. Россия и международная охрана авторских прав

•  

4.2.6. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.2.7. Субъективные авторские права

•  

4.2.8. Авторские договоры

•  

4.2.9. Свободное использование произведений науки, литературы и искусства

•  

4.2.10. Защита авторских прав

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Экономика и организация издательской деятельности

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса. Организационные и экономические основы издательского дела

•  

4.2.2. Организационная структура издательской отрасли

•  

4.2.3. Организация работы издательств

•  

4.2.4. Редакционно-издательский процесс

•  

4.2.5. Взаимоотношения издательства с автором

•  

4.2.6. Издательская себестоимость

•  

4.2.7. Расходы на бумагу и переплетные материалы

•  

4.2.8. Издательский маркетинг

•  

4.2.9. Продвижение книг на рынок

•  

4.2.10. Ценообразование

•  

4.2.11. Рекламная кампания издательства и информационное обеспечение книжного рынка

•  

4.2.12. Реализация книжной продукции

•  

4.2.13. Издательское дело и книжная торговля за рубежом

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Художественно-техническое оформление печатной продукции

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

•  

4.2.3. Особенности книжной композиции

•  

4.2.4. Формат издания и полосы набора

•  

4.2.5. Шрифты

•  

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

•  

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

•  

4.2.8. Рубрикация книги и ее оформление

•  

4.2.9. Иллюстрации

•  

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

•  

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое освоение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

Теория текста

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

•  

4.2.3. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

•  

4.2.4. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

•  

4.2.5. Выражение в тексте авторской модальности

•  

4.2.6. Типы и разновидности текстов

•  

4.2.7. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

•  

4.2.8. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

•  

4.2.9. Процессы компрессии информации в тексте

•  

4.2.10. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

•  

4.2.11. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Теория литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. Сущность искусства

•  

4.2.2. Художественная литература как вид искусства

•  

4.2.3. Литературное произведение как художественное целое

•  

4.2.4. Роды и виды литературы

•  

4.2.5.Фабула, сюжет, композиция литературного произведения

•  

4.2.6. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении

•  

4.2.7. Автор и герой в литературном произведении

•  

4.2.8. Художественная речь

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Текстология

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Система основных терминов и понятий

•  

4.2.3. Предыстория текстологии новой русской литературы

•  

4.2.4. Возникновение текстологии новой русской литературы

•  

4.2.5. Русская текстология конца XVIII столетия

•  

4.2.6. Развитие теории и практики русской текстологии в первой половине XIX столетия

•  

4.2.7. Русская текстология второй половины XIX - начала XX веков

•  

4.2.8. Возникновение и развитие советской текстологии

•  

4.2.9. Современный период развития текстологии русской литературы

•  

4.2.10. Особенности выпуска документальных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редакторская подготовка изданий

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Видо-типологическая характеристика и классификация изданий

•  

4.2.3. Редакторская подготовка научных изданий

•  

4.2.4. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

•  

4.2.5. Работа редактора над подготовкой справочного издания

•  

4.2.6. Работа редактора над учебным изданием

•  

4.2.7. Редакторская подготовка производственно-практических изданий

•  

4.2.8. Работа редактора над литературно-художественным изданием

•  

4.2.9. Редакторская подготовка изданий для детей

•  

4.2.10. Редакторская подготовка журнальных изданий

•  

4.2.11. Работа редактора над рекламными изданиями

•  

4.2.12. Работа редактора над подготовкой информационных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Электронные издания

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Формы электронных документов и изданий

•  

4.2.3. Основные компоненты электронных изданий и программные среды их обработки

•  

4.2.4. Представление информации в электронных изданиях

•  

4.2.5. Языковая оболочка гипертекстовых электронных изданий

•  

4.2.6. Программы просмотра электронных изданий WEB

•  

4.2.7. Создание и редактирование Web-публикации в языковой среде HTML

•  

4.2.8. Создание WEB-страниц в среде MS Office

•  

4.2.9. Средства автоматизации создания WEB-сайтов и их компоненты

•  

4.2.10. Электронные издания на базе технологий фирмы Adobe Systems

•  

4.2.11. Создание электронных изданий с помощью Help-технологий

•  

4.2.12.Перспективы развития технологий электронных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Углубленный курс иностранного языка. Машинный перевод

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Артикуляционная база языка

•  

4.2.2. Лексико-фразеологическая система языка

•  

4.2.3.Словообразование и коммуникативная грамматика языка

•  

4.2.4.Стилистика языка и речевой этикет

•  

4.2.5. Общие вопросы перевода. Эквивалентность перевода

•  

4.2.6. Принципы построения интерфейса современных пакетов машинного перевода и типовые процедуры работы в программной среде

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Художественно-техническое оформление печатной продукции

Программу составила С.М. Болховитинова, кандидат искусствоведения, доцент, МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

  • знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;

  • уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;

  • владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 5

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 100 9
Аудиторные занятия 50 9
Лекции 34 9
Практические занятия (ПЗ) 16 9
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 50 9
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 9

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 6

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Введение *
2 Общие вопросы оформления книги *
3 Особенности книжной композиции * *
4 Формат издания и полосы набора * *
5 Шрифты * *
6 Композиция отдельных видов текстовых форм * *
7 Композиция полос набора различных по функциям * *
8 Рубрикация книги и ее оформление * *
9 Иллюстрации *
10 Оформление титульных и внешних элементов книги * *
11 Методика оформительской работы и участие редактора в выпуске книги * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение

Печать как средство просвещения, идеологического воздействия и воспитания трудящихся. Основные принципы организации издательского дела. Духовные потребности народа как главный стимул развития книгоиздательского дела.

Роль художников, художественно-технических и литературных редакторов в повышении качества печатной продукции. Основные виды печатной продукции, их место в жизни современного читателя.

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству.

Вид литературы и типизация оформления книг. Книга как наиболее универсальное и современное приспособление для передачи текстовой и изобразительной информации. Типовое строение книги, вариации типового строения книжной структуры в зависимости от содержания книги, условий пользования ею, целевой установки, читательского адреса. Роль изобразительного начала в книге.

4.2.3. Особенности книжной композиции

Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Общие понятия о построении книжного пространства и о его связи с проблемами времени, ритма и книжной фактуры. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.

4.2.4. Формат издания и полосы набора

Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.

Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-62.81.

Поля в книге, журнале, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.

Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.

Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.

4.2.5. Шрифты

Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов.

Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения.

Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги.

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.

Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов.

4.2.8. Рубрикация книги и ее оформление

Рубрикация книги как выражение ее логического плана. Виды рубрик: шрифтовые, немые, с помощью графических элементов, нумерационные и т.д.

Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли) для выражения их логического значения в произведении.

Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями и компендиумом. Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий.

Использование изображений и цвета в оформлении рубрик.

4.2.9. Иллюстрации

Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д.

Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача - эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.

Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы.

Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати.

Типовые схемы расположения иллюстраций на развороте по отношению к тексту (схемы верстки: открытая, закрытая, глухая и т.д.).

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

Назначение, виды титульных и внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.

Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.

Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.

Обложка, суперобложка, переплет - их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.

Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.

Редактирование издания как звено в процессе издательского формирования книги. Задачи художественного и литературного редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.

Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.

Макетирование изданий, его сущность, разновидности форм, условия их применения, приемы исполнения.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое освоение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

    1. Проектирование и конструирование различных типов изданий: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2000.

    2. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах: В 2 т. - М.: Слово, 2000.

    3. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций. - М.: МГТУ, 1997.

    4. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998.

Дополнительная литература:

    1. Гончаров А.Д. Художник и книга. - М., 1964.

    2. Валуенко В.В. Архитектура книги. - Киев, 1977.

    3. Гилексон П.Г. Справочник технического редактора. - М.: Книга, 1978.

    4. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М.: Книга, 1968.

    5. Добкин С.Ф. Редактору и автору об оформлении книги. - М.: Книга, 1986.

    6. Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф. и др. Художественное конструирование и оформление книги. - М.: Книга, 1971.

    7. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. - М.: Высшая школа, 1965.

    8. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. - М.: Книга, 1971.

    9. Пахомов В.В. Книжное искусство. Т. 1, 2. - М., 1961-1962.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП