|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
•
Теория литературы
Программу составила Т.Т. Давыдова, доцент, д. ф. н., МГУП •
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - дать знания в области теории литературы, познакомить студентов с наиболее важными и актуальными методологическими и теоретическими проблемами, научить анализу литературно-художественных произведений. Задачи дисциплины - изучение основных понятий теории литературы. •
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студенты должны получить знания по следующим разделам: теория литературы как область эстетики (общая теория искусства); история науки о литературе (отечественная и зарубежная); поэтика; основы текстологии; методология анализа литературно-художественного произведения. Студенты должны уметь: пользоваться научно-критической и справочной литературой; рассматривать литературно-художественное произведение как эстетическое целое в тесном единстве содержания и формы; использовать во время интерпретации и оценки литературно-художественного произведения разные методы анализа. Студенты должны иметь навыки анализа литературно-художественных произведений. •
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 9 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
•
4. Содержание дисциплины
•
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица 10 4.1 Раздел дисциплины и виды занятий
•
4.2. Содержание разделов дисциплины
•
4.2.1. Введение. Сущность искусства
Образ и знак в художественном произведении, соотношение этих понятий. Аристотелевская теория мимесиса и теория символизации. Жизнеподобный и условный типы изображения. Виды условности. Художественная фантастика. Сосуществование и взаимодействие условности в литературе XX века. •
4.2.2. Художественная литература как вид искусства
Искусства изобразительные и экспрессивные, их художественные возможности. Литература как изобразительный вид искусства. Потебня об иносказательности как источнике образности. Искусства пространственные, временные и пространственно-временные. Литература как искусство временное. Лессинг о действии ее познавательных возможностей. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины XX века. •
4.2.3. Литературное произведение как художественное целое
Определение литературного произведения. Содержание в его соотнесении с формой. Идея как доминанта и организующее начало произведения. Форма произведения как совокупность способов, средств, приемов воплощения. Разработка В. Гумбольдтом, А. Потебней, Г. Винокуром понятия «внутренняя форма». Художественное произведение как развернутое в мир целое. Целостность как одна из эстетических и философских категорий XX века. Методы анализа литературного произведения как художественного целого. •
4.2.4. Роды и виды литературы
Эпос, лирика, драма - роды художественной словесности. А.Н. Веселевский и происхождение поэтических родов. Различие поэтических родов в «Поэтике» Аристотеля. Теория литературных родов Гегеля и Белинского. Современная теория родов литературы (К. Бюлер, В.Е. Хализев). Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Антижанр в его соотношении с пародией М.М. Бахтин о «памяти жанра» и романизации литературы последних столетий. Межродовые формы в литературе: лирическая драма, эпическая драма, лиро-эпос. Лирика и ее жанры. Субъективность и эмоциональность лирики. Автор в лирическом произведении. Проблема «лирического героя». Ритм в прозаической и стихотворной речи. Особенности слова в лирическом произведении. Белый и рифмованный стих. Различные виды строфы, разные способы рифмовки. Сонет. Строфа как композиционная форма. Лирические жанры: ода, элегия, сатира, эпиграмма, послание, стансы. Лироэпические жанры. Эпос и его жанры. Эпос (героическая эпопея). Особенности эпического содержания и формы. Эпическое состояние мира и эпический герой. Роман, его соотношение с героической эпопеей, типы и жанровые разновидности. Повесть как средняя эпическая форма. Эпоха расцвета повести в русской литературе. Рассказ как малая эпическая форма. Новелла и очерк, их отличие от рассказа. Сказ как жанр и форма повествования. Драматический род и его жанры. Связь драматического рода с театром и наличие конфликта в драматическом роде. Речь в драме. Пространство и время в театре и драме. Трагическое и трагедия. Аристотель о катарсисе. Гегель и современная эстетика о трагическом герое, его величии и «ошибках» (трагической вине). Пушкин о реалистической трагедии. Пантрагическое у Ф. Ницше. Комическое и комедия. Природа, социальная и психологическая функции смеха. «Амбивалентный смех» в народном творчестве. Концепция амбивалентного карнавального смеха в трудах М.М. Бахтина. Комический герой и комический гротеск. Комедия характеров. Комедия положений. Другие жанровые разновидности комедии. Драма. Отличие драматического конфликта от трагического. Драма частной жизни в XVIII и XIX вв. Новаторство драматургии XX в. Мелодрама и причины ее популярности. •
4.2.5.Фабула, сюжет, композиция литературного произведения
Различные толкования терминов «фабула» и «сюжет». А.Н. Веселовский и В.Я. Пропп о мотивах и сюжете. Два типа литературных сюжетов. Сюжетность как существенная особенность произведения эпического и драматического рода. Особый характер сюжета в лирике. Композиция литературного произведения. Определение точки зрения. Анализ фабулы, сюжета и композиции. •
4.2.6. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении
Роль М.М. Бахтина и ученых московско-тартуской школы в исследовании проблемы. Художественное время и пространство как способы осуществления композиции литературного произведения. Понятие хронотопа. Универсальные пространственно-временные мотивы и хронотопы. •
4.2.7. Автор и герой в литературном произведении
Значение терминов «автор», «авторство». Роль авторской индивидуальности в литературе XIX-XX вв. Грани авторской субъективности. Своеобразие выражения ее в лирике. Персонаж и его ценностная ориентация. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм. Портрет. Формы поведения, диалоги монолог, пейзаж, вещная образность как средства характерообразования. •
4.2.8. Художественная речь
Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Текст как понятие филологии и семиотики. Текст в постмодернистских концепциях. Типы неавторского слова: чужое слово, стилизация, пародия, сказ, реминисценция, интертекстуальность. •
5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен. •
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
•
6.1. Рекомендуемая литература
•
Основная литература
Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. •
Дополнительная литература
Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1995. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996. Пронин В.А. Теория литературы. - М., 1999. •
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Компьютерные обучающие и контролирующие программы. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Центр дистанционного образования МГУП |