Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021500 - «Издательское дело и редактирование»



Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Авторское право

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Законодательство об интеллектуальной собственности. Промышленная собственность

•  

4.2.3. Авторское право, его отличия от законов по промышленной собственности

•  

4.2.4. История развития авторско-правового законодательства

•  

4.2.5. Россия и международная охрана авторских прав

•  

4.2.6. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.2.7. Субъективные авторские права

•  

4.2.8. Авторские договоры

•  

4.2.9. Свободное использование произведений науки, литературы и искусства

•  

4.2.10. Защита авторских прав

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Экономика и организация издательской деятельности

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса. Организационные и экономические основы издательского дела

•  

4.2.2. Организационная структура издательской отрасли

•  

4.2.3. Организация работы издательств

•  

4.2.4. Редакционно-издательский процесс

•  

4.2.5. Взаимоотношения издательства с автором

•  

4.2.6. Издательская себестоимость

•  

4.2.7. Расходы на бумагу и переплетные материалы

•  

4.2.8. Издательский маркетинг

•  

4.2.9. Продвижение книг на рынок

•  

4.2.10. Ценообразование

•  

4.2.11. Рекламная кампания издательства и информационное обеспечение книжного рынка

•  

4.2.12. Реализация книжной продукции

•  

4.2.13. Издательское дело и книжная торговля за рубежом

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Художественно-техническое оформление печатной продукции

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

•  

4.2.3. Особенности книжной композиции

•  

4.2.4. Формат издания и полосы набора

•  

4.2.5. Шрифты

•  

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

•  

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

•  

4.2.8. Рубрикация книги и ее оформление

•  

4.2.9. Иллюстрации

•  

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

•  

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое освоение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

Теория текста

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

•  

4.2.3. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

•  

4.2.4. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

•  

4.2.5. Выражение в тексте авторской модальности

•  

4.2.6. Типы и разновидности текстов

•  

4.2.7. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

•  

4.2.8. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

•  

4.2.9. Процессы компрессии информации в тексте

•  

4.2.10. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

•  

4.2.11. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Теория литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. Сущность искусства

•  

4.2.2. Художественная литература как вид искусства

•  

4.2.3. Литературное произведение как художественное целое

•  

4.2.4. Роды и виды литературы

•  

4.2.5.Фабула, сюжет, композиция литературного произведения

•  

4.2.6. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении

•  

4.2.7. Автор и герой в литературном произведении

•  

4.2.8. Художественная речь

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Текстология

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Система основных терминов и понятий

•  

4.2.3. Предыстория текстологии новой русской литературы

•  

4.2.4. Возникновение текстологии новой русской литературы

•  

4.2.5. Русская текстология конца XVIII столетия

•  

4.2.6. Развитие теории и практики русской текстологии в первой половине XIX столетия

•  

4.2.7. Русская текстология второй половины XIX - начала XX веков

•  

4.2.8. Возникновение и развитие советской текстологии

•  

4.2.9. Современный период развития текстологии русской литературы

•  

4.2.10. Особенности выпуска документальных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редакторская подготовка изданий

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Видо-типологическая характеристика и классификация изданий

•  

4.2.3. Редакторская подготовка научных изданий

•  

4.2.4. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

•  

4.2.5. Работа редактора над подготовкой справочного издания

•  

4.2.6. Работа редактора над учебным изданием

•  

4.2.7. Редакторская подготовка производственно-практических изданий

•  

4.2.8. Работа редактора над литературно-художественным изданием

•  

4.2.9. Редакторская подготовка изданий для детей

•  

4.2.10. Редакторская подготовка журнальных изданий

•  

4.2.11. Работа редактора над рекламными изданиями

•  

4.2.12. Работа редактора над подготовкой информационных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Электронные издания

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Формы электронных документов и изданий

•  

4.2.3. Основные компоненты электронных изданий и программные среды их обработки

•  

4.2.4. Представление информации в электронных изданиях

•  

4.2.5. Языковая оболочка гипертекстовых электронных изданий

•  

4.2.6. Программы просмотра электронных изданий WEB

•  

4.2.7. Создание и редактирование Web-публикации в языковой среде HTML

•  

4.2.8. Создание WEB-страниц в среде MS Office

•  

4.2.9. Средства автоматизации создания WEB-сайтов и их компоненты

•  

4.2.10. Электронные издания на базе технологий фирмы Adobe Systems

•  

4.2.11. Создание электронных изданий с помощью Help-технологий

•  

4.2.12.Перспективы развития технологий электронных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Углубленный курс иностранного языка. Машинный перевод

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Артикуляционная база языка

•  

4.2.2. Лексико-фразеологическая система языка

•  

4.2.3.Словообразование и коммуникативная грамматика языка

•  

4.2.4.Стилистика языка и речевой этикет

•  

4.2.5. Общие вопросы перевода. Эквивалентность перевода

•  

4.2.6. Принципы построения интерфейса современных пакетов машинного перевода и типовые процедуры работы в программной среде

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Теория литературы

Программу составила Т.Т. Давыдова, доцент, д. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - дать знания в области теории литературы, познакомить студентов с наиболее важными и актуальными методологическими и теоретическими проблемами, научить анализу литературно-художественных произведений. Задачи дисциплины - изучение основных понятий теории литературы.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны получить знания по следующим разделам: теория литературы как область эстетики (общая теория искусства); история науки о литературе (отечественная и зарубежная); поэтика; основы текстологии; методология анализа литературно-художественного произведения.

Студенты должны уметь: пользоваться научно-критической и справочной литературой; рассматривать литературно-художественное произведение как эстетическое целое в тесном единстве содержания и формы; использовать во время интерпретации и оценки литературно-художественного произведения разные методы анализа.

Студенты должны иметь навыки анализа литературно-художественных произведений.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 9

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 70 9
Аудиторные занятия 35 9
Лекции 18 9
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий 17
Самостоятельная работа 35 9
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 9

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 10

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Введение. Сущность искусства * *
2 Художественная литература как вид искусства * *
3 Литературное произведение как художественное целое * *
4 Роды литературы * *
5 Виды литературы * *
6 Фабула, сюжет, композиция литературного произведения * *
7 Художественное время и художественное пространство в литературном произведении * *
8 Автор и герой в литературном произведении * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение. Сущность искусства

Образ и знак в художественном произведении, соотношение этих понятий. Аристотелевская теория мимесиса и теория символизации. Жизнеподобный и условный типы изображения. Виды условности. Художественная фантастика. Сосуществование и взаимодействие условности в литературе XX века.

4.2.2. Художественная литература как вид искусства

Искусства изобразительные и экспрессивные, их художественные возможности. Литература как изобразительный вид искусства. Потебня об иносказательности как источнике образности. Искусства пространственные, временные и пространственно-временные. Литература как искусство временное. Лессинг о действии ее познавательных возможностей. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины XX века.

4.2.3. Литературное произведение как художественное целое

Определение литературного произведения. Содержание в его соотнесении с формой. Идея как доминанта и организующее начало произведения. Форма произведения как совокупность способов, средств, приемов воплощения. Разработка В. Гумбольдтом, А. Потебней, Г. Винокуром понятия «внутренняя форма». Художественное произведение как развернутое в мир целое. Целостность как одна из эстетических и философских категорий XX века. Методы анализа литературного произведения как художественного целого.

4.2.4. Роды и виды литературы

Эпос, лирика, драма - роды художественной словесности. А.Н. Веселевский и происхождение поэтических родов. Различие поэтических родов в «Поэтике» Аристотеля. Теория литературных родов Гегеля и Белинского. Современная теория родов литературы (К. Бюлер, В.Е. Хализев).

Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Антижанр в его соотношении с пародией М.М. Бахтин о «памяти жанра» и романизации литературы последних столетий.

Межродовые формы в литературе: лирическая драма, эпическая драма, лиро-эпос.

Лирика и ее жанры. Субъективность и эмоциональность лирики. Автор в лирическом произведении. Проблема «лирического героя». Ритм в прозаической и стихотворной речи. Особенности слова в лирическом произведении.

Белый и рифмованный стих. Различные виды строфы, разные способы рифмовки. Сонет. Строфа как композиционная форма.

Лирические жанры: ода, элегия, сатира, эпиграмма, послание, стансы. Лироэпические жанры.

Эпос и его жанры.

Эпос (героическая эпопея). Особенности эпического содержания и формы. Эпическое состояние мира и эпический герой. Роман, его соотношение с героической эпопеей, типы и жанровые разновидности. Повесть как средняя эпическая форма. Эпоха расцвета повести в русской литературе. Рассказ как малая эпическая форма. Новелла и очерк, их отличие от рассказа. Сказ как жанр и форма повествования.

Драматический род и его жанры.

Связь драматического рода с театром и наличие конфликта в драматическом роде. Речь в драме. Пространство и время в театре и драме.

Трагическое и трагедия. Аристотель о катарсисе. Гегель и современная эстетика о трагическом герое, его величии и «ошибках» (трагической вине). Пушкин о реалистической трагедии. Пантрагическое у Ф. Ницше.

Комическое и комедия. Природа, социальная и психологическая функции смеха. «Амбивалентный смех» в народном творчестве. Концепция амбивалентного карнавального смеха в трудах М.М. Бахтина. Комический герой и комический гротеск. Комедия характеров. Комедия положений. Другие жанровые разновидности комедии.

Драма. Отличие драматического конфликта от трагического. Драма частной жизни в XVIII и XIX вв. Новаторство драматургии XX в. Мелодрама и причины ее популярности.

4.2.5.Фабула, сюжет, композиция литературного произведения

Различные толкования терминов «фабула» и «сюжет». А.Н. Веселовский и В.Я. Пропп о мотивах и сюжете. Два типа литературных сюжетов. Сюжетность как существенная особенность произведения эпического и драматического рода. Особый характер сюжета в лирике.

Композиция литературного произведения. Определение точки зрения. Анализ фабулы, сюжета и композиции.

4.2.6. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении

Роль М.М. Бахтина и ученых московско-тартуской школы в исследовании проблемы. Художественное время и пространство как способы осуществления композиции литературного произведения. Понятие хронотопа. Универсальные пространственно-временные мотивы и хронотопы.

4.2.7. Автор и герой в литературном произведении

Значение терминов «автор», «авторство». Роль авторской индивидуальности в литературе XIX-XX вв. Грани авторской субъективности. Своеобразие выражения ее в лирике. Персонаж и его ценностная ориентация. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм. Портрет. Формы поведения, диалоги монолог, пейзаж, вещная образность как средства характерообразования.

4.2.8. Художественная речь

Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Текст как понятие филологии и семиотики. Текст в постмодернистских концепциях. Типы неавторского слова: чужое слово, стилизация, пародия, сказ, реминисценция, интертекстуальность.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

    Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.

Дополнительная литература

    Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1995.

    Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.

    Пронин В.А. Теория литературы. - М., 1999.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и контролирующие программы.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП