Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021500 - «Издательское дело и редактирование»



Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Авторское право

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Законодательство об интеллектуальной собственности. Промышленная собственность

•  

4.2.3. Авторское право, его отличия от законов по промышленной собственности

•  

4.2.4. История развития авторско-правового законодательства

•  

4.2.5. Россия и международная охрана авторских прав

•  

4.2.6. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.2.7. Субъективные авторские права

•  

4.2.8. Авторские договоры

•  

4.2.9. Свободное использование произведений науки, литературы и искусства

•  

4.2.10. Защита авторских прав

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Экономика и организация издательской деятельности

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса. Организационные и экономические основы издательского дела

•  

4.2.2. Организационная структура издательской отрасли

•  

4.2.3. Организация работы издательств

•  

4.2.4. Редакционно-издательский процесс

•  

4.2.5. Взаимоотношения издательства с автором

•  

4.2.6. Издательская себестоимость

•  

4.2.7. Расходы на бумагу и переплетные материалы

•  

4.2.8. Издательский маркетинг

•  

4.2.9. Продвижение книг на рынок

•  

4.2.10. Ценообразование

•  

4.2.11. Рекламная кампания издательства и информационное обеспечение книжного рынка

•  

4.2.12. Реализация книжной продукции

•  

4.2.13. Издательское дело и книжная торговля за рубежом

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Художественно-техническое оформление печатной продукции

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

•  

4.2.3. Особенности книжной композиции

•  

4.2.4. Формат издания и полосы набора

•  

4.2.5. Шрифты

•  

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

•  

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

•  

4.2.8. Рубрикация книги и ее оформление

•  

4.2.9. Иллюстрации

•  

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

•  

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое освоение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

Теория текста

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

•  

4.2.3. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

•  

4.2.4. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

•  

4.2.5. Выражение в тексте авторской модальности

•  

4.2.6. Типы и разновидности текстов

•  

4.2.7. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

•  

4.2.8. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

•  

4.2.9. Процессы компрессии информации в тексте

•  

4.2.10. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

•  

4.2.11. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Теория литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. Сущность искусства

•  

4.2.2. Художественная литература как вид искусства

•  

4.2.3. Литературное произведение как художественное целое

•  

4.2.4. Роды и виды литературы

•  

4.2.5.Фабула, сюжет, композиция литературного произведения

•  

4.2.6. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении

•  

4.2.7. Автор и герой в литературном произведении

•  

4.2.8. Художественная речь

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Текстология

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Система основных терминов и понятий

•  

4.2.3. Предыстория текстологии новой русской литературы

•  

4.2.4. Возникновение текстологии новой русской литературы

•  

4.2.5. Русская текстология конца XVIII столетия

•  

4.2.6. Развитие теории и практики русской текстологии в первой половине XIX столетия

•  

4.2.7. Русская текстология второй половины XIX - начала XX веков

•  

4.2.8. Возникновение и развитие советской текстологии

•  

4.2.9. Современный период развития текстологии русской литературы

•  

4.2.10. Особенности выпуска документальных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редакторская подготовка изданий

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Видо-типологическая характеристика и классификация изданий

•  

4.2.3. Редакторская подготовка научных изданий

•  

4.2.4. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

•  

4.2.5. Работа редактора над подготовкой справочного издания

•  

4.2.6. Работа редактора над учебным изданием

•  

4.2.7. Редакторская подготовка производственно-практических изданий

•  

4.2.8. Работа редактора над литературно-художественным изданием

•  

4.2.9. Редакторская подготовка изданий для детей

•  

4.2.10. Редакторская подготовка журнальных изданий

•  

4.2.11. Работа редактора над рекламными изданиями

•  

4.2.12. Работа редактора над подготовкой информационных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Электронные издания

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Формы электронных документов и изданий

•  

4.2.3. Основные компоненты электронных изданий и программные среды их обработки

•  

4.2.4. Представление информации в электронных изданиях

•  

4.2.5. Языковая оболочка гипертекстовых электронных изданий

•  

4.2.6. Программы просмотра электронных изданий WEB

•  

4.2.7. Создание и редактирование Web-публикации в языковой среде HTML

•  

4.2.8. Создание WEB-страниц в среде MS Office

•  

4.2.9. Средства автоматизации создания WEB-сайтов и их компоненты

•  

4.2.10. Электронные издания на базе технологий фирмы Adobe Systems

•  

4.2.11. Создание электронных изданий с помощью Help-технологий

•  

4.2.12.Перспективы развития технологий электронных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Углубленный курс иностранного языка. Машинный перевод

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Артикуляционная база языка

•  

4.2.2. Лексико-фразеологическая система языка

•  

4.2.3.Словообразование и коммуникативная грамматика языка

•  

4.2.4.Стилистика языка и речевой этикет

•  

4.2.5. Общие вопросы перевода. Эквивалентность перевода

•  

4.2.6. Принципы построения интерфейса современных пакетов машинного перевода и типовые процедуры работы в программной среде

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Редакторская подготовка изданий

Программу составила С.Г. Антонова, профессор, д. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является обучение студентов приемам, методам, навыкам подготовки к печати и выпуску в свет произведений различных видов литературы с учетом видо-типологической структуры массива изданий.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование представлений о специфике работы редактора над изданиями различных типов и видов;

  • обучение методам разработки концепции, модели и проекта издания, навыкам формирования конкретных изданий;

  • овладение приемами отбора произведений литературы, работы с автором, организации творческого коллектива, участвующего в подготовке издания;

  • обучение навыкам работы над аппаратом и иллюстрациями;

  • формирование знаний о теоретических основаниях, определяющих характер работы редактора над изданием.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать современное состояние и тенденции развития издательского дела, понимать особенности подготовки к печати произведений различных видов литературы;

  • знать специфику восприятия произведения литературы различными категориями читателей, уметь учитывать эту специфику при подготовке издания;

  • уметь правильно оценивать качество литературного труда и издания;

  • получить представление о механизмах формирования репертуара изданий, особенностях и задачах его реализации в программах издательств, задачах и возможностях интерпретации литературного произведения средствами книгоиздания;

  • владеть критериями редакторской оценки литературных произведений, исходя из требований к отдельным элементам издания и к изданию в целом;

  • владеть навыками редакторской подготовки изданий и переизданий различных типов и видов;

  • владеть навыками разработки концепции, модели и проекта издания и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса, организации рецензирования и привлечения специалистов для подготовки издания.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 13

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 200 7 8
Аудиторные занятия 140 7 8
Лекции 70 7 8
Практические занятия (ПЗ) 70 7 8
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий 7 8
Самостоятельная работа 60 7 8
Курсовой проект (работа) 8
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля : экзамен 7 8

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 14

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1 Введение *
2 Видо-типологическая характеристика и классификация изданий *
3 Редакторская подготовка научных изданий * *
4 Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания * *
5 Работа редактора над подготовкой справочного издания * *
6 Работа редактора над учебным изданием * *
7 Редакторская подготовка производственно-практических изданий * *
8 Работа редактора над литературно-художественным изданием * *
9 Редакторская подготовка изданий для детей * *
10 Редакторская подготовка журнальных изданий * *
11 Работа редактора над рекламными изданиями * *
12 Работа редактора над подготовкой информационных изданий * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение

Цели и задачи курса. Объект и предмет изучения. Связь курса с другими дисциплинами.

Общая характеристика курса, особенности его построения.

Учебно-методические материалы по курсу, дополнительные источники.

4.2.2. Видо-типологическая характеристика и классификация изданий

Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издания понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видо-типологическая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий.

Типовая структура и состав издания, основная часть и аппарат издания. Литературное произведение (совокупность произведений) как содержательная основа издания. Жанры литературных произведений. Методологическая роль концепции издания в его редакторской подготовке, информационная основа ее разработки. Моделирование издания. Принципы формирования изданий. Жанры книжных изданий; понятие серии. Дополнительные материалы, реклама в изданиях.

4.2.3. Редакторская подготовка научных изданий

Понятие научного издания, его предмет, целевое назначение, читательский адрес, функциональные свойства. Виды и жанры научных изданий. Жанры научных произведений и формирование содержательной основы научного издания. Научная монография и сборник научных трудов, состав, структура и формирование их состава, структура и формирование их части; виды сборников и учет их особенностей при редакторской подготовке. Другие виды научных изданий. Справочный аппарат научного издания, назначение его элементов, требования к их содержанию и оформлению; связь элементов аппарата с основной частью издания.

4.2.4. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

Цели и задачи популяризации достижений науки и техники в современных условиях. Ученые - популяризаторы науки. Понятие научно-популярного издания, его видо-типологические характеристики. Жанры литературных произведений, составляющих основу издания, и их влияние на формирование основной части издания. Справочный аппарат научно-популярного издания, его состав, назначение и содержание отдельных элементов. Специфика редакторской работы над подготовкой научно-популярной монографии, сборника, научной биографии ученого, описания путешествия.

4.2.5. Работа редактора над подготовкой справочного издания

Понятие справочного издания. Особенности назначения справочных изданий, их типологические характеристики, функциональные свойства, разновидности справочных изданий. Жанровые особенности произведений, составляющих основу энциклопедических, словарных изданий и справочников. Основания для систематизации материала в основной части изданий. Организационно-методическая работа редактора по наполнению и формированию основной части справочных изданий.

Состав и характеристика элементов справочного аппарата энциклопедических, словарных изданий и справочников, обусловленность состава аппарата применительно к виду издания и его конкретному содержанию. Завершающая работа редактора над изданием в целом. Требования к оформлению справочных изданий с учетом специфики пользования ими.

4.2.6. Работа редактора над учебным изданием

Учебные издания как целостный комплекс. Их дифференциация по целевому назначению и читательскому адресу. Государственные образовательные стандарты как основа содержания учебных изданий.

Требования к программно-методическим, обучающим, вспомогательным, учебно-методическим изданиям.

Работа редактора над обучающими изданиями (учебником, учебным пособием, конспектом лекций).

Обучающее издание как система знания. Обучающее издание как дидактическая система. Работа редактора над учебником. Особенности школьного и вузовского учебников. Специфика учебников, определяемая типом учебного заведения, формой образования, характером учебного предмета. Требования к содержанию, справочному аппарату, аппарату ориентации, аппарату усвоения. Работа над композицией и языком учебника. Работа над иллюстративным материалом.

4.2.7. Редакторская подготовка производственно-практических изданий

Понятие производственно-практического издания, его видо-типологическая характеристика. Практическое пособие, практическое руководство, инструкция как разновидности производственно-практического издания, их целевое назначение; другие виды производственно-практических изданий (деловая книга и пр.). Жанровые особенности произведений, составляющих литературную основу рассматриваемых изданий; формирование основной части издания. Состав и назначение справочного аппарата, требования к отдельным его элементам. Работа редактора на завершающей стадии формирования издания, оформление изданий с учетом специфики их назначения и использования.

4.2.8. Работа редактора над литературно-художественным изданием

Понятие литературно-художественного издания. Предмет, читательский адрес, целевое назначение литературно-художественного издания. Книжные, журнальные, газетные публикации произведений художественной литературы.

Вид и тип литературно-художественного издания.

Виды литературно-художественных книжных изданий: собрание сочинений, сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание). Особенности работы редактора над каждым из них.

Типы литературно-художественных книжных изданий: научный, научно-массовый, массовый. Особенности работы редактора над изданиями различных типов.

Серийные издания художественной литературы, особенности их редакционно-издательской подготовки.

Работа редактора над переизданием и новым изданием. Особенности работы над серийным изданием.

Произведение художественной литературы как основа издания. Отбор произведений художественной литературы в издание.

Литературно-художественное произведение как процесс, задачи и роль редактора в его публикации. Учет в работе редактора специфики восприятия литературно-художественного произведения и его влияния на личность.

Идейно-эстетическая ценность произведения. Единство содержания и формы. Понятие художественной правды. Критерий художественности и его составляющие (эмоциональная емкость, изобразительная точность, целостность и др.)

Общая методика редакторского анализа. Сочетание объективного и субъективного моментов в оценке произведения. Связь редакторского и литературно-критического анализа произведения.

Структура анализа - от авторского замысла к его воплощению, обратно-поступательный ход анализа.

Целостность издания как критерий его оценки. Художественная концепция авторского произведения и общий замысел издания. Особенности моделирования литературно-художественного издания.

Работа редактора над аппаратом издания. Виды сопроводительных статей, комментариев, указателей. Работа над аппаратом изданий различных типов и видов.

Иллюстрация в литературно-художественном издании. Разработка редактором принципов иллюстрирования. Оценка содержания и качества иллюстраций. Работа с художественным редактором и художником.

4.2.9. Редакторская подготовка изданий для детей

Понятия «детская и юношеская литература», «литература для детей и юношества», «круг детского и юношеского чтения». Литературоведческие, педагогические, психофизические основания, определяющие подготовку изданий для детей и юношества.

Предмет, читательский адрес, целевое назначение изданий для детей и юношества.

Проблемно-тематическая и видо-типологическая структура массива изданий для детей и юношества.

Художественная литература как историческая база формирования книги для детей. Издание научно-популярной, справочной, «деловой» литературы для детей.

Редакторская подготовка изданий для детей с учетом возрастных особенностей читателей. Учет в работе редактора педагогических, воспитательных аспектов изданий, специфики интереса и восприятия детей.

Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания. Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека».

Работа редактора над иллюстрациями. Подготовка книжки-картинки, книжки-игрушки.

Требования к языку книги для детей. Работа редактора над аппаратом изданий для детей и юношества.

Редактор как организатор массива изданий.

4.2.10. Редакторская подготовка журнальных изданий

Видо-типологическая характеристика журнальных изданий. Массовые и специальные журналы, их особенности и разновидности. Общие и специфические требования к подготовке журнальных изданий. Жанры литературных произведений, публикуемых в журналах. Формирование основной части журнала и ее издательское оформление в соответствии с требованиями стандарта. Аппарат журнального издания, его состав, характеристика элементов аппарата. Издательское оформление аппарата. Особенности издательского оформления содержания журнала и выходных сведений.

4.2.11. Работа редактора над рекламными изданиями

Общая характеристика потока рекламных изданий и роль редактора в его формировании. Целевое назначение рекламных изданий, их многофункциональность. Особенности читательского адреса рекламных изданий. Понятие целевой группы рекламного воздействия. Особенности редакторской подготовки рекламного издания. Работа редактора над макетом издания. Оценка редактором текста, иллюстраций. Языково-стилистическое и художественное оформления рекламного издания.

4.2.12. Работа редактора над подготовкой информационных изданий

Природа информационных изданий, их сущность. Определение информационного издания, его предмет, целевое назначение и читательский адрес, функциональная роль. Виды информационных изданий и жанры произведений научно-информационной литературы. Систематизация материалов основной части библиографических реферативных изданий; издательское оформление информационных изданий.

Аппарат информационных изданий, особенности содержания и состава аппарата библиографических, реферативных и обзорных изданий. Задачи и методы работы редактора на завершающей стадии формирования информационных изданий.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

    1. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М, 1998.

Дополнительная литература

    1. Энциклопедия книжного дела. - М., 1998.

    2. Научные и научно-практические журналы «Полиграфист и издатель», «Полиграфия», «Читающая Россия», «Витрина», «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Компьюарт», «Компьюпринт», «Высшее образование в России», «Университетская книга», «Научно-техническая информация» (Сер 1. «Организация и методика информационной работы», Сер.2. «Информационные процессы и системы»), «Международный форум информации и документации».

    3. Библиографические и реферативные издания «Новые книги», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Книги Российской Федерации», «Books in print».

    4. Реферативные журналы «Издательское дело и полиграфия», «Информатика».

    5. Научно-технические и справочные информационные сборники «Издательское дело», «Полиграфическая промышленность», «Книжная торговля», «Библиотечное дело и библиография», «Маркетинг. Консалтинг. Аудит. Реклама. Информация. Издательское дело. Средства массовой информации».

    6. Научные и научно-практические издания «Книга. Исследования и материалы», Сб. 1-75, «Редактор и книга», Вып. 1-12, «Проблемы школьного учебника», Вып 1-9, «Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика», Вып 1-4.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Демонстрационные тексты, издания. Тестовые задания по курсу (в компьютерной форме).

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП