Московский государственный университет печати



         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021500 - «Издательское дело и редактирование»



Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Авторское право

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Законодательство об интеллектуальной собственности. Промышленная собственность

•  

4.2.3. Авторское право, его отличия от законов по промышленной собственности

•  

4.2.4. История развития авторско-правового законодательства

•  

4.2.5. Россия и международная охрана авторских прав

•  

4.2.6. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.2.7. Субъективные авторские права

•  

4.2.8. Авторские договоры

•  

4.2.9. Свободное использование произведений науки, литературы и искусства

•  

4.2.10. Защита авторских прав

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Экономика и организация издательской деятельности

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса. Организационные и экономические основы издательского дела

•  

4.2.2. Организационная структура издательской отрасли

•  

4.2.3. Организация работы издательств

•  

4.2.4. Редакционно-издательский процесс

•  

4.2.5. Взаимоотношения издательства с автором

•  

4.2.6. Издательская себестоимость

•  

4.2.7. Расходы на бумагу и переплетные материалы

•  

4.2.8. Издательский маркетинг

•  

4.2.9. Продвижение книг на рынок

•  

4.2.10. Ценообразование

•  

4.2.11. Рекламная кампания издательства и информационное обеспечение книжного рынка

•  

4.2.12. Реализация книжной продукции

•  

4.2.13. Издательское дело и книжная торговля за рубежом

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Художественно-техническое оформление печатной продукции

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

•  

4.2.3. Особенности книжной композиции

•  

4.2.4. Формат издания и полосы набора

•  

4.2.5. Шрифты

•  

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

•  

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

•  

4.2.8. Рубрикация книги и ее оформление

•  

4.2.9. Иллюстрации

•  

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

•  

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое освоение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

Теория текста

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

•  

4.2.3. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

•  

4.2.4. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

•  

4.2.5. Выражение в тексте авторской модальности

•  

4.2.6. Типы и разновидности текстов

•  

4.2.7. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

•  

4.2.8. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

•  

4.2.9. Процессы компрессии информации в тексте

•  

4.2.10. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

•  

4.2.11. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Теория литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. Сущность искусства

•  

4.2.2. Художественная литература как вид искусства

•  

4.2.3. Литературное произведение как художественное целое

•  

4.2.4. Роды и виды литературы

•  

4.2.5.Фабула, сюжет, композиция литературного произведения

•  

4.2.6. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении

•  

4.2.7. Автор и герой в литературном произведении

•  

4.2.8. Художественная речь

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Текстология

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Система основных терминов и понятий

•  

4.2.3. Предыстория текстологии новой русской литературы

•  

4.2.4. Возникновение текстологии новой русской литературы

•  

4.2.5. Русская текстология конца XVIII столетия

•  

4.2.6. Развитие теории и практики русской текстологии в первой половине XIX столетия

•  

4.2.7. Русская текстология второй половины XIX - начала XX веков

•  

4.2.8. Возникновение и развитие советской текстологии

•  

4.2.9. Современный период развития текстологии русской литературы

•  

4.2.10. Особенности выпуска документальных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Редакторская подготовка изданий

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Видо-типологическая характеристика и классификация изданий

•  

4.2.3. Редакторская подготовка научных изданий

•  

4.2.4. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

•  

4.2.5. Работа редактора над подготовкой справочного издания

•  

4.2.6. Работа редактора над учебным изданием

•  

4.2.7. Редакторская подготовка производственно-практических изданий

•  

4.2.8. Работа редактора над литературно-художественным изданием

•  

4.2.9. Редакторская подготовка изданий для детей

•  

4.2.10. Редакторская подготовка журнальных изданий

•  

4.2.11. Работа редактора над рекламными изданиями

•  

4.2.12. Работа редактора над подготовкой информационных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Электронные издания

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Формы электронных документов и изданий

•  

4.2.3. Основные компоненты электронных изданий и программные среды их обработки

•  

4.2.4. Представление информации в электронных изданиях

•  

4.2.5. Языковая оболочка гипертекстовых электронных изданий

•  

4.2.6. Программы просмотра электронных изданий WEB

•  

4.2.7. Создание и редактирование Web-публикации в языковой среде HTML

•  

4.2.8. Создание WEB-страниц в среде MS Office

•  

4.2.9. Средства автоматизации создания WEB-сайтов и их компоненты

•  

4.2.10. Электронные издания на базе технологий фирмы Adobe Systems

•  

4.2.11. Создание электронных изданий с помощью Help-технологий

•  

4.2.12.Перспективы развития технологий электронных изданий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Углубленный курс иностранного языка. Машинный перевод

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Артикуляционная база языка

•  

4.2.2. Лексико-фразеологическая система языка

•  

4.2.3.Словообразование и коммуникативная грамматика языка

•  

4.2.4.Стилистика языка и речевой этикет

•  

4.2.5. Общие вопросы перевода. Эквивалентность перевода

•  

4.2.6. Принципы построения интерфейса современных пакетов машинного перевода и типовые процедуры работы в программной среде

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Электронные издания

Программу составили В.М. Гасов, профессор, д. т. н., МГУП, С.С. Заевский, ст. преподаватель, МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Целью данной дисциплины является изучение принципов и аппаратно-программно-информационной среды создания современных электронных изданий на базе гипертекстовых структур.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

На основе изучения материала данной дисциплины студенты должны:

Уметь использовать современную программно-информационную среду для просмотра и создания простейших электронных изданий различного типа, включающих традиционные и мультимедийные компоненты.

Знать основополагающие концепции и современную программно-информационную основу технологических процессов подготовки электронных публикаций, некоторые современные программные пакеты обработки текстовой, графической, анимационной, видео- и аудиоинформации.

Иметь навыки работы в одной из авторских систем.

Иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития технологий электронных изданий; перспективах их развития; о поддерживающих эти технологии программно-информационных и языковых средствах, об основных направлениях развития аппаратной базы индустрии электронных изданий.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Таблица 15

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 100 9
Аудиторные занятия 50 9
Лекции 34 9
Практические занятия (ПЗ) 16 9
Самостоятельная работа 50 9
Вид итогового контроля : зачет 9

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 2

Таблица 16

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

1 Введение. Роль и место электронных изданий в современном издательском мире *
2 Формы электронных документов и изданий *
3 Основные компоненты электронных изданий * *
4 Представление информации в электронных изданиях *
5 Языковая оболочка гипертекстовых электронных изданий * *
6 Программы просмотра электронных изданий Web * *
7 Создание и редактирование Web-публикации в языковой среде HTML * *
8 Создание Web-страниц в среде MS Office * *
9 Средства автоматизации создания Web-сайтов * *
10 Электронные издания на базе технологий фирмы Adobe Systems * *
11 Создание электронных изданий с помощью Help-технологий * *
12 Перспективы развития электронных изданий *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение

Роль и место электронных изданий в современном издательском мире.

4.2.2. Формы электронных документов и изданий

Электронная форма представления материала на этапе допечатной обработки изданий и публикаций и их удаленной печати. Гипертекстовая и гиперграфическая формы изданий и их структура. Электронные справочные системы. Электронные издания в науке и технике. Издание в интерактивном режиме. Требования к электронным публикациям.

4.2.3. Основные компоненты электронных изданий и программные среды их обработки

Структурированный текст, полутоновые и полноцветные изображения, анимационная графика, цифровая видео- и аудиоинформация.

Инструментальные средства интерактивного взаимодействия пользователя с электронным изданием.

4.2.4. Представление информации в электронных изданиях

Текстовые стандарты ASCII, ANSI, UNICOD, форматы PDF, RTF. Графические форматы: JPG, GIF, TIFF, PICT. Видеоформаты: DVD, Mpeg. AVI. Звуковые форматы: AIFF, WAY, QuickTime, MIDI-кодирование, ADPCM-сжатие. Моделирование: VRML.

4.2.5. Языковая оболочка гипертекстовых электронных изданий

Язык разметки гипертекста HTML, PHP, языки JAVA, JAVASCRIPT, Perl.

4.2.6. Программы просмотра электронных изданий WEB

Netscape Navigator, MS Explorer и др.

4.2.7. Создание и редактирование Web-публикации в языковой среде HTML

Глобальная структура документа в формате HTML. Работа со структурированным текстом. Работа с графическими элементами. Работа с формами. Работа с таблицами. Работа с фреймами. Создание имиджа Web-сервера.

4.2.8. Создание WEB-страниц в среде MS Office

MS Word 2000, MS Excel, MS Access.

4.2.9. Средства автоматизации создания WEB-сайтов и их компоненты

Технологии создания электронных публикаций. Программируемые компоненты документа. Авторские системы. Средства доставки электронных изданий. Программные средства: Microsoft FrontPage 2000, Macromedia Dreamweaver. Создание графических элементов Web-документов в среде: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, FreeHand, Power Point. Создание элементов анимации в электронных документах (WEB), Macromedia Flash, Macromedia Director. Векторная и растровая анимация.

4.2.10. Электронные издания на базе технологий фирмы Adobe Systems

Использование PDF-формата. Программы просмотра и создания электронных документов пакета Adobe Acrobat. Работа с основными компонентами структурированной PDF-публикации. Процедуры создания PDF-публикаций в различных программных средах.

4.2.11. Создание электронных изданий с помощью Help-технологий

Средства автоматизации создания Help-документов (ForeHelp, Help Magician Pro, и др.)

4.2.12.Перспективы развития технологий электронных изданий

5. Лабораторный практикум

New Page 17

Таблица 17

5. Лабораторный практикум

№ п/п Номер раздела дисциплины Наименование лабораторных работ
1 4.2.6 Исследование функциональных возможностей программ просмотра (браузеров) Netscape Navigator, MS Explorer
2 4.2.8 Создание электронных Web-публикаций вереде MS Office
3 4.2.9 Изучение процесса создания Web-публикаций в программном пакете Microsoft FrontPage 2000
4 4.2.9 Создание Web-публикаций в программной среде Macromedia Dreamweaver
5 4.2.10 Создание и просмотр публикаций в программной среде Adobe Acrobat
6 4.2.11 Создание электронных изданий с помощью Help-технологий

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

    1. Jukka Korpela. Изучение HTML 3.2 на примерах / Перевод «АКДИ Экономика и жизнь». - М.: Бином, 1996. - 175 с.

    2. Бабушкин М. и др. Web-сервер в действии. - СПб: Питер, 1997.

    3. Г. Розенцвейг. Macromedia Director 6: Пер. с англ. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1998. - 576 с.: ил.

    4. Крис Джамса, Сулейман Лалани, Стив Уикли Программирование в WEB. - Минск: Попурри, 1997 г. - 632 с.

    5. Маклаков С.В. Сервер Web своими руками. Библиотека системного программиста. - Т. 29. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1998. - 230 с.

    6. Матросов А.В., Сергеев А.О., Чаунин М.П. HTML 4.0. - СПб.: БХВ - Санкт Петербург, 1999. - 672 с.

    7. Хоумер А., Улмен К. Dynamic HTML: Справочник - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.: ил.

Дополнительная литература

Сайты Internet:

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программные пакеты:

    - Netscape Navigator, MS Explorer и др.,

    - MS Office: MS Word 2000, MS Excel, MS Access,

    - Microsoft FrontPage 2000, Macromedia Dreamweaver,

    - Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, FreeHand, Power Point,

    - Macromedia Flash, Macromedia Director,

    - Adobe Acrobat,

    - ForeHelp, Help Magician Pro и др.,

    - контролирующая программа по дисциплине,

    - программа тестирования.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Дисплейный класс, компьютеры IBM PC.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

© Центр дистанционного образования МГУП