Московский государственный университет печати

Ответственный за выпуск Столяров А.А.


         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Специальность 021600 - Книгораспространение


Ответственный за выпуск Столяров А.А.
Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Общее книговедение. Мировоззренческие и науковедческие основания общего книговедения

•  

4.2.2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания

•  

4.2.3. Книга. Книжное дело. Книжное издание

•  

4.2.4. Система книговедческого знания

•  

4.2.5. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

4.2.6. Социально-экономическая книга

•  

4.2.7. Типология социально-экономической книги

•  

4.2.8. Издания литературы по философским наукам, социологии, психологии, религии, теологии

•  

4.2.9. Издания литературы по истории, политике и военному делу

•  

4.2.10. Издания экономической и юридической литературы

•  

4.2.11. Основные направления работы с социально-экономической книгой в книжной торговле

•  

4.2.12. Учебно-педагогическая книга. Система народного образования и педагогики в РФ

•  

4.2.13. Система издания и распространения учебно-педагогической книги в РФ

•  

4.2.14. Типология учебно-педагогической книги

•  

4.2.15. Формирование репертуара и ассортимента учебно-педагогической книги

•  

4.2.16. Методика работы с учебно-педагогической книгой

•  

4.2.17. Пропаганда и реклама учебно-педагогической книги

•  

4.2.18. Естественнонаучная и техническая книга

•  

4.2.19. Система научно-технического книгоиздания

•  

4.2.20. Естественнонаучная книга

•  

4.2.21. Техническая книга

•  

4.2.22. Сельскохозяйственная книга

•  

4.2.23. Медицинская книга

•  

4.2.24. Типология литературы. Социальные функции и морфология искусства.

•  

4.2.25. Литературно-художественная и детская книга: типология, традиции и современный опыт литературно-художественного книгоиздания в РФ

•  

4.2.26. Детская книга: типология, традиции и современный опыт издания книг для детей в РФ

•  

4.2.27. Издания по филологии: типология и современная система изданий по филологии в РФ

•  

4.2.28. Издания по искусству: типология и современная система выпуска изданий по искусству в РФ

•  

4.2.29. Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в классификационных схемах. Библиография литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

История зарубежной и отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

4.2.8. Древнерусская литература

•  

4.2.9. Литература XVIII в.

•  

4.2.10. Литература первой трети XIX века

•  

4.2.11. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.12. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.13. Литература «серебряного века»

•  

4.2.14. Литература 1920-х годов

•  

4.2.15. Литература 1930-х годов

•  

4.2.16. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.17. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1. Цель преподавания дисциплины

•  

1.2. Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1. Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык»

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6. 1. Рекомендуемая литература.

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4. Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7. Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Реклама книги. Связи с общественностью

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. История рекламы в книжной торговле

•  

4.2.3. Маркетинг и реклама

•  

4.2.4. Классификация рекламных средств

•  

4.2.5. Интернет как коммуникационное пространство в рекламе

•  

4.2.6. Планирование рекламной деятельности. Составление рекламного бюджета

•  

4.2.7. Организация проведения рекламной кампании. Определение эффективности рекламы

•  

4.2.8. Семиотические основы и общая характеристика рекламного обращения

•  

4.2.9. Реклама и паблик рилейшнз

•  

4.2.10. Технология и организационные формы паблик рилейшнз

•  

4.2.11. Рекламный бизнес

•  

4.2.12. Психология рекламного воздействия

•  

4.2.13. Организация рекламы в книжном магазине

•  

4.2.14. Социально-этические и юридические аспекты рекламной деятельности

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (включаются в программу по усмотрению разработчиков)

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Книговедение

Программу составили: А.А. Беловицкая, профессор, д. ф. н., МГУП; В.К. Солоненко, доцент, к. ф. н., МГУП; А.В. Юдин, доцент, к. ф. н., МГУП; В.В. Фролов, доцент, к. ф. н., МГУП; С.А. Карайченцева, доцент, к. ф. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Книговедение» состоит из двух разделов: «Общее книговедение» и «Специальное книговедение».

Целью изучения общего книговедения является усвоение общей теории книги и общей теории научного знания о ней, т.е. книговедческой методологии.

Основной задачей преподавания общего книговедения является формирование у студента мировоззренческих и науковедческих принципов и методов познания книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания, а также наиболее общих принципов теоретически осознанной книговедческой практической деятельности в любой сфере книжного дела.

Целью изучения специального книговедения является обеспечение теоретической, методологической и практической подготовки к книговедческой работе с изданиями социально-экономической, учебно-педагогической, естественнонаучной, технической, художественной, детской, филологической литературы, литературы по искусству.

Основной задачей преподавания специального книговедения является формирование у студента целостного представления о системе видов и типов изданий социально-экономической, учебно-педагогической, естественнонаучной, технической, художественной, детской, филологической литературы, литературы по искусству, позволяющей удовлетворить весь спектр существующих покупательских и читательских потребностей; об основных тенденциях современного отечественного книгоиздания в соответствующих разделах репертуара; о наиболее значительных издательских проектах отечественных издательств разных лет.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения «Общего книговедения» студент должен знать:

  • природу, сущность, процессы, формы, функции книги и книжного дела;

  • сходство и различие книги с другими формами способа социальной массовой коммуникации - прессой, радио, кино, телевидением, компьютерной коммуникацией;

  • наиболее общие формы книги в книжном деле; сущность, структуру и формы книжного издания как реальной, действительной книги, материально-предметной формы ее существования;

  • основные исторические факты, процессы, закономерности и тенденции формирования обобщенного книговедческого знания;

  • строение системы книговедческого знания по уровням его объекта, предмета, состава, структуры, метода; механизмы и формы взаимодействия со смежными дисциплинами;

  • систему общекниговедческих категорий и понятий;

  • современные перспективные направления развития и актуальные проблемы общей теории книговедения.

В результате изучения «Специального книговедения» студент должен знать:

  • типологическую специфику и товарные особенности социально-экономической, учебно-педагогической, естественнонаучной, технической, литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству;

  • традиции и современную практику отечественного отраслевого книгоиздания и книгораспространения;

  • систему отраслевых библиографических пособий.

Студент должен уметь:

  • с общекниговедческих методологических позиций подходить к анализу, адекватной квалификации и оценке любого книговедческого явления;

  • использовать теоретическое понимание сущности книги и книжного дела в последующей исследовательской или практической деятельности в любой области книговедения, в той или иной сфере книжного дела;

  • адекватно использовать категориально-понятийный аппарат книговедения в своей профессиональной деятельности;

  • рационально и эффективно работать с изданиями специальных разделов репертуара в различных областях книжного дела.

Студент должен иметь навыки:

  • самостоятельной работы с литературными источниками для повышения своего профессионального уровня в исследовательской или практической книговедческой деятельности;

  • теоретического мышления: анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения книговедческих фактов;

  • самостоятельной научно-исследовательской работы в области книговедения;

  • профессионального типологического анализа основных разделов репертуара и конкретных изданий в каждом из них;

  • использования на практике основных принципов репертуарной, тиражной и ассортиментной политики;

  • работы со статистическими, библиографическими и рекламными источниками.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 400 4 5 6 7
Аудиторные занятия 200 4 5 6 7
Лекции 130 4 5 6 7
Практические занятия (ПЗ) 70 4 5 6 7
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа 200 4 5 6 7
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля :

экзамен

4 6 7

зачет

5

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 2

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

1 Мировоззренческие и науковедческие основания общего книговедения * *
2 Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания *
3 Книга. Книжное дело. Книжное издание * *
4 Система книговедческого знания * *
5 Общие принципы типологии книжных изданий * *
6 Особенности современного социально-экономического книгоиздания. Система издательств, выпускающих социально-экономическую книгу * *
7 Типология социально-экономической книги * *
8 Издания литературы по философским наукам, социологии, психологии, религии, теологии * *
9 Издания литературы по истории, политике и военному делу * *
10 Издания экономической и юридической литературы * *
11 Основные направления работы с социально-экономической книгой в книжной торговле *  
12 Система народного образования и педагогики в РФ *  
13 Система издания и распространения учебно-педагогической книги в РФ * *
14 Типология учеб но -педагогической книги * *
15 Формирование репертуара и ассортимента учебно-педагогической книги * *
16 Методика работы с учебно-педагогической книгой * *
17 Пропаганда и реклама учебно-педагогической книги * *
18 Значение ЕНТК и ее место в системе средств массовой коммуникации * *
19 Система научно-технического книгоиздания. Типологические и классификационно-библиографические особенности современного рынка * *
20 Естественнонаучная книга * *
21 Техническая книга * *
22 Сельскохозяйственная книга * *
23 Медицинская книга * *
24 Типология литературы. Социальные функции и морфология искусства * *
25 Литературно-художественная книга: типология, традиции и современный опыт литературно-художественного книгоиздания в РФ * *
26 Детская книга: типология, традиции и современный опыт издания книг для детей в РФ * *
27 Издания по филологии: типология, современная система выпуска изданий по филологии в РФ * *
28 Издания по искусству: типология, современная система выпуска изданий по искусству в РФ * *
29 Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в классификационных схемах. Библиография литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Общее книговедение. Мировоззренческие и науковедческие основания общего книговедения

Представление о книговедении как приведенном в систему научном знании о сущности и формах книги, процессах и закономерностях ее существования, движения, развития и функционирования; методе получения нового знания о книге; способе организации результатов познания книги либо в теоретические элементы книговедческого знания (категории понятия, суждения, определения, концепции, теории), либо в теоретически осознанные правила, методики, приемы, процедуры практической деятельности в той или иной сфере книжного дела или книговедения. Статус общего книговедения как методологического уровня в структуре науки о книге и относительно самостоятельной книговедческой дисциплины.

Объект, предмет, структура, цели, задачи общего книговедения. Историография и источниковедение общего книговедения.

Мировоззренческая проблематика общего книговедения.

Науковедческая проблематика общего книговедения. Представление об объекте общего книговедения (книга как объективное явление социальной действительности и как фундаментальная книговедческая категория; научное знание о книге) и предмете общего книговедения (выявление и обоснование сущности книги, процессов и форм ее существования, движения, развития; приведение в систему научного знания о книге).

4.2.2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания

Методологические подходы к изучению общего книговедения. Соотношение истории общего книговедения и истории специально-книговедческих областей знания (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического). Отечественная историография истории зарубежного книговедения. Зарубежные источники историографического характера по истории зарубежного книговедения. Библиографическая, библиотековедческая, историко-книжная концепции обобщенного книговедческого знания.

Конкретно-научные ориентации в разработке общетеоретических положений науки о книге: историко-литературная, социологическая, информационно-документалистская, психолого-педагогическая, семиотическая, коммуникационная, коммерческая и др. Основные направления современных теоретических исследований в зарубежной науке о книге. Практика и перспективы развития международного сотрудничества в области книговедения.

Общие закономерности становления книговедения в дореволюционной России. Предпосылки зарождения отечественной науки о книге. Первые книговедческие труды А.И. Богданова по составлению репертуара русской книги и истории книгоиздательского дела в России.

Зарождение науки о книге в трудах В.С. Сопикова (1765-1818). Развитие науки о книге в трудах В.Г. Анастасевича (1755-1845). История и теория библиографии как первая книговедческая дисциплина. Возникновение термина «книговедение» и понимание его содержания на разных этапах истории развития науки о книге.

Первые книговедческие организации. Русское библиографическое общество при Московском университете. Теоретические книговедческие работы Н.М. Лисовского (1854-1920) и их значение для последующего развития теории книговедения. Русское библиологическое общество. Теоретические работы А.М. Ловягина (1870-1925). Теория библиопсихологии А.Н. Рубакина.

Развитие книговедения в первые годы Советской власти. Книговедческие центры 20-30-х гг. и основные направления их деятельности. Теоретические концепции крупнейших советских книговедов: А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова, Н.М. Сомова, А.В. Мезьер, А.Г. Фомина.

Развитие отдельных книговедческих и смежных с ними дисциплин в конце 20-х и в 30-е годы. Книговедческая полемика начала 30-х годов. Последствия полемики для развития отечественного книговедения.

Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг.

«Второе рождение» книговедения - начало издания теоретического печатного органа книговедения: сборника «Книга. Исследования и материалы». Дискуссия по проблемам книговедения 1959 и 1964 гг. Научные и учебные центры; подготовка кадров для различных отраслей книжного дела; подготовка научных кадров.

Развитие общей теории книговедения: Всесоюзные научные конференции по проблемам книговедения (1971, 1974, 1977, 1980, 1984, 1988); VII (1992), VIII (1996), IX (2000) научные конференции по проблемам книговедения об общетеоретических и методологических проблемах книговедения. Концепция комплексности науки о книге: основные разработчики, наиболее значительные публикации.

Функциональная концепция книговедения: основные разработчики, наиболее значительные публикации.

Концепция «пересекающихся наук» как осознание необходимости разработки общей теории и методологии книговедения.

Системно-типологическая концепция; ее исходные положения и принципы. Основные разработчики, наиболее значительные публикации.

4.2.3. Книга. Книжное дело. Книжное издание

Книга как книговедческая категория. Современные подходы к исследованию сущности книги и книжного дела. Исходные принципы и положения. Общенаучное понятие об информации. Книга в свете содержания понятий «социальная информация» - «семантическая информация» (материально-предметная и семиотическая). Коммуникационный процесс «сознание», его содержание и структура, закономерности смены форм информации в данном процессе. Понятие о контексте, тексте, произведении как подсистемах коммуникационного процесса «сознание». Формы семиотической (знаковой) социальной коммуникации и книга. Издание и процесс массовой коммуникации. Формы способа массовой коммуникации. Соотношение книги с прессой, радио, кино, телевидением, компьютерной коммуникацией (компьюникацией). Общее определение сущности книги как объективного явления социальной действительности. Книга в книжном деле. Содержание фундаментальной книговедческой категории «книга». Книжное дело как способ существования реальной, действительной книги. Наиболее общие формы существования книжного дела: книгопроизводство - книгораспределение - книговоспроизводство. Формы книги в процессах книтопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства. Современные формы процессов книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства: редакционно-издательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое дело. Формы существования и движения книги в них.

Книжное издание как материально-предметная форма книги. Содержание понятия «книжное издание». Система книжного издания. Соотношение категории «книга» и понятия «книжное издание». Диалектическое определение книги. «Электронная книга», «Электронное издание», «Электронное книжное издание».

4.2.4. Система книговедческого знания

Современное представление о дисциплинарном научном знании как системе. Понятие об объектной области дисциплинарного научного знания. Объектная область книговедения. Общее определение объекта книговедческого знания. Компонентный состав объекта книговедческого знания. Структура объекта книговедческого знания. Система объекта книговедческого знания. Понятие о предмете дисциплинарного научного знания. Соотношение объекта и предмета дисциплинарного научного знания. Общее определение предмета книговедения. Компонентный состав предмета книговедческого знания. Соотношение предметов общего книговедения, книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического знания. Структура предмета книговедения. Система предмета книговедения. Понятие о составе и структуре дисциплинарного научного знания. Состав книговедения: общее книговедение, книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое знание. Структурно-уровневая организация книговедческого знания: методология, история, теория, методика книговедческого познания и практической книговедческой деятельности. Система книгоиздательского книговедческого знания. Система книготоргового книговедческого знания (библиополистики). Система библиотечного книговедческого знания (библиотековедения). Система библиографического книговедческого знания (библиографоведения). Системное единство и междисциплинарная организация книговедческого знания. Книговедение и смежные дисциплины. Содержание и формы взаимодействия на уровнях общекниговедческого, специальнокниговедческого, частнодисциплинарного и книговедческого знания. Система книговедческого метода. Общее понятие о методе научного познания. Соотношение теории и метода. Основания теории метода. Теория книговедческого типологического метода. Система, структура, формы книговедческого типологического метода. Познавательные возможности каждой из подсистем книговедческого типологического метода на каждом из уровней книговедческого познания (общекниговедческом, специально-книговедческом, частнодисциплинарном). Категориально-понятийная система книговедения. Подсистемы категорий и понятий общекниговедческого, специальнокниговедческого и частнодисциплинарного книговедческого уровней.

4.2.5. Общие принципы типологии книжных изданий

Книговедческая типология как теоретическое обоснование метода типизации, т.е. систематизации, группировки, классификации книговедческих явлений и процессов на основе сущностных (типологических) книговедческих признаков. Типология книжных изданий как обоснование сущностных критериев и признаков систематизации книжных изданий. Формы отражения типологических (сущностных) признаков произведения (произведений) литературы, музыки, изобразительного искусства в процессе и результатах организации этого (этих) произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела. Логическая модель книжного издания. Система критериев типизации книжных изданий. Виды и типы книжных изданий произведений литературы, музыки, изобразительного искусства. Видо- и типообразующие признаки книжных изданий произведений литературы, музыки, изобразительного искусства. Современные классификации книжных изданий, действующие в различных областях книжного дела. Критерии издательской, книготорговой, библиотечной, библиографической классификации книжных изданий.

Основные тенденции, направления и перспективы развития книговедения на современном этапе. Актуальные проблемы и нерешенные вопросы общего книговедения.

4.2.6. Социально-экономическая книга

Особенности современного социально-экономического книгоиздания. Система издательств, выпускающих социально-экономическую книгу.

Место социально-экономической книги в системе средств массовой информации. Функции социально-экономической книги: коммуникативная, познавательная, воспитательная, идеологическая, эстетическая, организационно-практическая. Состояние и характерные черты современного общественно-политического и социально-экономического книгоиздания. Формирование репертуара социально-экономической книги. Статистика выпуска.

Типизация издательств. Специализированные и универсальные издательства. Государственные издательства, издательства министерств, ведомств и общественных организаций. Акционерные, частные и другие альтернативные издательства. Местные издательства, издательства ближнего зарубежья.

Специализированные издательства. Издательства деловой литературы. Издательства гуманитарной литературы.

Издательства партий и общественных движений. Издательства религиозных организаций. Система православных издательств.

Социально-экономическая книга в репертуаре универсальных издательств.

Межиздательское сотрудничество, совместные издательские программы и серии. Поддержка книгоиздания со стороны государства и общественных организаций.

4.2.7. Типология социально-экономической книги

Принципы и критерии типизации социально-экономической книги.

Научная социально-экономическая книга. Виды изданий: монография, авторский и коллективный сборник, документальное научное издание и др.

Научно-популярная и массово-политическая социально-экономическая книга. Виды изданий и жанровые разновидности: научно-популярная монография, биография, мемуары и др.

Официальная социально-экономическая книга. Издания законов и подзаконных актов. Комментированные официальные издания.

Учебная социально-экономическая книга. Виды изданий: учебник, учебное пособие, учебная программа, практикум, учебно-методическое пособие. Специфика вузовского книгоиздания. Производственно-практическая социально-экономическая книга.

Справочная социально-экономическая книга. Виды изданий: энциклопедия, энциклопедический словарь, терминологический словарь, биографический словарь, справочник специалиста и научно-популярный справочник. Электронные справочные издания.

Связь классификации общественных наук с классификацией социально-экономической книги. Социально-экономическая книга в «Универсальной десятичной классификации» (УДК), «Библиотечно-библиографической классификации» (ББК), «Единой классификации литературы для книгоиздания в СССР» (ЕКЛ), «Торгово-библиографической классификации» (ТБК). Методика и принципы классифицирования социально-экономической книги.

Значение и задачи социально-экономической библиографии.

Государственные библиографические указатели. Научно-вспомогательные библиографические указатели. Деятельность Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Ретроспективные указатели РГБ, РНБ, ГПИБ, других библиотек и научных учреждений.Издательские и книготорговые библиографические указатели. Издательские каталоги и указатели серийных изданий. Аннотированные планы выпуска, текущие издательские библиографические пособия (прайс-листы). Каталог Российской книжной палаты «Книги в наличии и печати». Книготорговые каталоги. Электронные библиографические пособия, библиографическое информирование потребителей через Интернет.

4.2.8. Издания литературы по философским наукам, социологии, психологии, религии, теологии

Характеристика литературы по общественным наукам в целом, история общественной мысли.

Философия как наука и как мировоззрение. Структура комплекса философских наук и характеристика его составляющих: онтология, философия истории, гносеология, логика, этика, эстетика. Характеристика социологии и психологии.

Научные издания по философским наукам. Основные серии и монографические многотомные издания по истории философии.

Научно-популярные издания по философским наукам, социологии и психологии. Учебные и справочные издания по философским наукам, социологии и психологии. Тематика и основные виды изданий.

Место религии в жизни общества. Свобода совести и религиозный плюрализм. Развитие системы религии, образование новых конфессий и религиозных организаций.

Классификация религий. Мировые религии. Религиозные объединения в Российской Федерации. Издания эзотерической и оккультной литературы.

Литература по религии в репертуаре светских издательств. Издательства религиозных организаций. Издательская деятельность Русской Православной Церкви. Основные виды религиозной литературы: священные книги, первоисточники, служебные, учебные, научные и справочные издания.

4.2.9. Издания литературы по истории, политике и военному делу

История как наука. Всемирная история, отечественная история, история зарубежных стран. Вспомогательные исторические дисциплины (источниковедение, археография, палеография, генеалогия и др.). Научные издания по истории. Труды выдающихся историков прошлого. Многотомные монографические исследования обобщающего характера. Научные серии по истории. Продолжающиеся издания по истории. Документальные издания как разновидность научных изданий.

Научно-популярные издания по истории. Биографические серии.

Учебные издания по истории. Справочные издания по истории. Исторические энциклопедии, биографические словари, хронологии, некрополи.

Издания о внутренней и внешней политике России, международных отношениях, партиях и общественных движениях, профсоюзах. Книги первых лиц государства, видных отечественных и зарубежных государственных деятелей. Книги ведущих политиков, политическая публицистика и мемуаристика.

Справочные издания. Биографические словари типа «Кто есть кто».

Значение литературы по военному делу. Военно-патриотическое воспитание и пропаганда военных знаний.

Научные издания. Литература по военной истории и по военному искусству. Многотомные обобщающие монографии. Научные серии.

Научно-популярные и массово-политические издания. Тематика, виды изданий. Издания мемуарной литературы.

Учебные и производственно-практические издания. Литература по видам вооруженных сил и родам войск.

Справочные издания. Тематика и виды изданий. «Советская военная энциклопедия». Словари и справочники специалистов. Популярные иллюстрированные справочники по оружию и боевой технике. Мемориальная программа «Книга Памяти».

4.2.10. Издания экономической и юридической литературы

Основные направления реформирования отечественной экономики и задачи издательств экономической литературы. Политическая экономия как теоретический и методологический фундамент экономических наук. История экономической мысли и ее методологическая роль. Общие и функциональные экономические науки. Теоретическое и практическое значение статистики как науки и как метода.

Научные издания по экономике. Издание трудов представителей классической политэкономии и отечественных ученых-экономистов.

Учебные и производственно-практические издания по экономике. Значение литературы, освещающей зарубежный опыт в области рыночной экономики.

Справочные издания. Отраслевые энциклопедические и терминологические словари, справочники для специалистов и массового читателя. Статистические сборники.

Построение демократического правового государства. Реформирование законодательства и значение литературы по вопросам государства и права. Пропаганда правовых знаний.

Виды нормативно-правовых актов и виды их изданий. Официальные издания. Издания органов государственной власти и органов государственного управления. Издания отдельных документов, тематических сборников и продолжающихся официальных изданий. Опыт издания Свода законов.

Научные издания о государстве и праве. Теория и история государства и права. Многотомные документальные издания.

Научно-популярные и массово-политические издания. Издания правозащитной литературы. Издания литературы о правоохранительных органах и спецслужбах.

Учебные, производственно-практические и справочные издания. Отраслевые энциклопедические и терминологические словари. Справочники для специалистов и массового читателя.

4.2.11. Основные направления работы с социально-экономической книгой в книжной торговле

Социально-экономическая книга и издательский процесс. Изучение спроса, формирование репертуара, тиражная политика, маркетинг.

Работа с социально-экономической книгой в книжной торговле. Каналы распространения социально-экономической книги. Специализированная книготорговая сеть: предприятия деловой книги, гуманитарной книги, вузовской книги. Специфика распространения религиозной книги.

Библиографирование социально-экономической книги.

Изучение покупательского спроса, формирование ассортимента, мониторинг наличного ассортимента, маркетинг и реклама книги.

Специфика чтения и методика самостоятельной работы с социально-экономической книгой.

4.2.12. Учебно-педагогическая книга. Система народного образования и педагогики в РФ

Основные задачи, перспективы и этапы развития системы народного образования и педагогики в нашей стране.

Организация системы народного образования в РФ. Основные виды, формы и уровни - семейное воспитание, дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, высшее образование, система повышения квалификации, система массового просвещения, самообразование. Типология учебно-воспитательных заведений.

Педагогика как наука о воспитании и обучении - структура, основные тенденции и достижения. Роль педагогики в развитии отечественной культуры, в разработке научной истории, теории и методики народного образования и воспитания. Роль и задачи Академии педагогических наук РФ.

Роль книги в развитии образования и воспитания. Педагогическое книговедение как отрасль науки о книге и книжном деле.

4.2.13. Система издания и распространения учебно-педагогической книги в РФ

Общественные и экономические условия, основные этапы и особенности развития учебно-педагогической книги в нашей стране. Первые русские азбуки и другие учебные издания. Крупнейшие издательские и книготорговые фирмы конца XIX - начала XX века, занимавшиеся выпуском и распространением учебно-педагогической книги.

Учебно-педагогическое книгоиздание и распространение в 20-30-е годы XX столетия. Формирование новых типов учебной книги.

Учебно-педагогическая книга в общем объеме книгоиздательской продукции России. Основные тенденции и динамика выпуска.

Система российских учебно-педагогических издательств. Основные издательства, специализирующиеся на выпуске учебно-педагогической книги, - государственные, кооперативные, частные. Вузовское учебно-педагогическое книгоиздание.

Современная система книгораспространения учебно-педагогической книги -состояние и проблемы. Основные категории потребителей.

Разработка и создание новых типов и видов учебно-педагогической книги.

Задачи отечественных издательств и книжной торговли по изданию и распространению учебно-педагогической книги в современных условиях.

4.2.14. Типология учебно-педагогической книги

Задачи книговедческой разработки вопросов теории, истории и методики типологии учебно-педагогической книги на современном этапе.

Понятие о типе и других уровнях систематизации учебно-педагогической книги. Типология как научная дисциплина педагогического книговедения. Основные задачи, принципы, методы и формы систематизации учебно-педагогической книги. Типизация и классификация. Проблемы логического обоснования (критерия) систематизации учебно-педагогической книги. Критерий типизации учебно-педагогической книги как единая система признаков.

Основные типы учебно-педагогической книги по функциональному назначению - научная, учебная, информационная, популярная, справочная, производственная и другие. Основные виды учебно-педагогической книги и их типологические особенности - педагогическая монография, сборник, собрание сочинений, словарь, учебное пособие, хрестоматия, методические пособия (программа, план, задания, практикум, семинар). Библиографические пособия (обзорные, реферативные, библиографические, информационные издания). Картографические издания, серийные издания и т. д.

Типизация учебно-педагогической книги по другим дополнительным признакам - по содержанию (тематике), уровню образования и воспитания, читательскому назначению, полиграфическому исполнению, историко-хронологическому, пространственно-географическому и т.п.

Систематизация учебно-педагогической книги по тематическому признаку. «Универсальная десятичная классификация», «Библиотечно-библиографическая классификация» и другие.

4.2.15. Формирование репертуара и ассортимента учебно-педагогической книги

Репертуар и основные тематические разделы учебно-педагогической книги. Динамика его изменения в зависимости от общественной потребности, актуальности, исторических, экономических, культурно-просветительских, социально-психологических факторов.

Понятие об ассортиментном ядре учебно-педагогической книги. Основные принципы, формы, методы и способы заказа учебно-педагогической книги различных видов. Использование современных информационных технологий в ассортиментной работе книготорговых предприятий.

Формирование ассортимента учебно-педагогической книги в книготорговых предприятиях различного типа. Особенности работы с ассортиментом учебников для общеобразовательной школы.

4.2.16. Методика работы с учебно-педагогической книгой

Необходимые книговедческие и педагогические знания. Использование научно-популярных изданий по педагогике и изданий по методике работы с книгой и культуре чтения.

Структура, жанровые и языково-стилистические особенности, справочный аппарат учебно-педагогической книги. Их взаимосвязь с содержанием и читательским назначением и другими свойствами книги.

Методика книговедческого, типологического и книготоргового изучения учебно-педагогической книги. Книготорговая систематизация и расстановка учебно-педагогической книги. Учет, анализ и обобщение данных о расходимости учебно-педагогических изданий.

4.2.17. Пропаганда и реклама учебно-педагогической книги

Определение конкретных задач, основных методов, форм и средств, разработка плана мероприятий по рекламе и пропаганде учебно-педагогической книги.

Особенности воздействия рекламно-пропагандистских мероприятий на различные категории читателей и покупателей учебно-педагогической книги.

Использование в целях издательско-книготорговой рекламы и пропаганды учебно-педагогической книги различных средств массовой информации. «Книжное обозрение», «Вузовские вести», «Университетская книга», «Книжный бизнес» и другие периодические издания как средства рекламы учебно-педагогической книги.

4.2.18. Естественнонаучная и техническая книга

Значение ЕНТК и ее место в системе современных средств массовой коммуникации.

Значение отраслевой книги в современном обществе и ее место в общем издательском репертуаре страны. Специфика предмета естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской книги. Основные группы потребителей (читателей - покупателей) такой книги. Социальные функции и принципы ЕНТК. Место отраслевой книги в системе современных СМИ.

Возможности использования материала курса «Естественнонаучная и техническая книга» при изучении других специальных дисциплин. Учет читательской (покупательской) активности и перспектив развития конкретных отраслей естествознания, медицины, промышленного и сельскохозяйственного производства. Проблемы изучения конъюнктуры книжного рынка ЕНТК.

4.2.19. Система научно-технического книгоиздания

Типологические и классификационно-библиографические особенности современного рынка.

Структура современного отраслевого книгоиздания в РФ: государственные и негосударственные издательства и торгово-издательские фирмы, издательства при вузах. Специфика выпуска отраслевых книг (с точки зрения их предмета, цели и адреса) в условиях рыночной экономики. Издательства и издающие организации, выпускающие издания естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской литературы.

Особенности типизации естественнонаучных, технических, сельскохозяйственных и медицинских изданий. Типы и виды данных отраслевых изданий по целевому назначению и характеру информации (ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»; ОСТ 20.130-97 «Издания. Термины и определения»). Типы ЕНТК: научный, учебный, производственный, справочный, научно-популярный, издания для досуга - их виды, целевое назначение, перцептивные и стилистические особенности, читательский адрес, репертуарная и ассортиментная специфика (выпуск и распространение).

Понятие классификации и расстановки изданий. Место ЕНТК в «Универсальной десятичной классификации» (УДК), в «Библиотечно-библиографической классификации» (ББК), в «Единой классификации литературы для книгоиздания в СССР» (ЕКЛ). Возможности их применения. Специфика ISBN - международного стандартного номера книги. Основные принципы классифицирования.

Традиционные виды библиографии: государственная, научно-вспомогательная, издательско-книготорговая, рекомендательная. Возможности использования пособий данных видов в современных условиях. Актуальность издательско-книготорговых печатных источников, таких, как «Книга в наличии и печати», «Книжное обозрение», «Книжный бизнес», тематические планы, прайс-листы, каталоги издательств, различные рекламные материалы и др., а также электронные каталоги. Особенности пособий и возможности их использования.

4.2.20. Естественнонаучная книга

Предметная, целевая и адресная специфика данной книги. Место естественнонаучной книги в общем книгоиздательском репертуаре и книготорговом ассортименте страны. Преобладающая и приоритетная тематика этой книги. Репертуарно-ассортиментные особенности современных изданий по науковедению, кибернетике, семиотике, информатике; по физико-математическим наукам; по химическим наукам; по наукам о Земле; по биологическим наукам.

4.2.21. Техническая книга

Предметная и адресная специфика данной книги. Место технической книги в общем книгоиздательском репертуаре и книготорговом ассортименте страны. Преобладающая и приоритетная тематика этой книги. Репертуарно-ассортиментные особенности современных изданий по технике и промышленности в целом; по энергетике; по радиоэлектронике и вычислительной технике; по горному делу; по металлургии; по машиностроению; по химической промышленности; по лесной, легкой и полиграфической промышленности; по транспорту; по строительству; по домоводству.

4.2.22. Сельскохозяйственная книга

Предметная, целевая и адресная специфика данной книги. Место сельскохозяйственной книги в общем книгоиздательском репертуаре и книготорговом ассортименте страны. Преобладающая и приоритетная тематика этой книги. Репертуарно-ассортиментные особенности современных изданий по общим вопросам агропромышленного комплекса; по естественнонаучным и техническим основам сельского хозяйства; по растениеводству; по животноводству и ветеринарии; по смежным отраслям производства (лесному и рыбному хозяйствам; пищевой и микробиологической промышленности).

4.2.23. Медицинская книга

Предметная, целевая и адресная специфика данной книги. Место медицинской книги в общем книгоиздательском репертуаре и книготорговом ассортименте страны. Преобладающая и приоритетная тематика этой книги. Репертуарно-ассортиментные особенности современных изданий по общим вопросам здравоохранения и медицины; по профилактическим дисциплинам; по медико-биологическим дисциплинам; по клиническим наукам; по прикладным отраслям медицины.

4.2.24. Типология литературы. Социальные функции и морфология искусства.

Понятия «тип литературы» и «отраслевой массив», «тип книги» и «отраслевой массив изданий». Предмет, целевое назначение, читательский адрес, жанровая структура основных типов литературы. Специфика художественной и детской литературы как типов литературы.

Специфика отраслевых массивов «литература по филологии» и «литература по искусствознанию» среди других отраслевых массивов литературы.

Искусство как форма общественного сознания. Эстетическая, познавательная, воспитательная, идеологическая и коммуникативные функции искусства.

Понятие морфологии (структуры) искусства. Классы искусства. Семейства искусства. Виды искусства. Роды и жанры искусства.

Художественная литература как вид искусства. Роды художественной литературы. Проза и поэзия как типы организации художественной речи. Жанры художественной литературы.

4.2.25. Литературно-художественная и детская книга: типология, традиции и современный опыт литературно-художественного книгоиздания в РФ

Литературно-художественная книга и литературно-художественное издание.

Основные этапы текстологической подготовки изданий произведений классической и современной художественной литературы. Источники текста. Состав авторских текстов. Принципы расположения авторских текстов в литературно-художественных изданиях. Структура и содержание справочного аппарата литературно-художественных изданий. Иллюстрации и приложения в литературно-художественных изданиях.

Виды и типы литературно-художественных книжных изданий: критерии выделения, типологические особенности.

Типологические признаки книжной серии: общий замысел, целевое назначение, читательский адрес, видовой состав, справочный аппарат, оформление. Разновидности книжной серии: открытые и закрытые серии.

Отечественный опыт издания произведений художественной литературы в XX веке.

Литературно-художественная книга в репертуаре издательства М. и С. Сабашниковых (1890-1930). Книготворчество русских символистов. Литературно-художественная книга русских футуристов. Литературно-художественное книгоиздание в советский период (1918-1991).

Издательство «Всемирная литература» (1918-1924) - первое государственное, специализированное на выпуске произведений художественной литературы, издательство. Издательство «Academia» (1922-1937). Государственная система издания произведений художественной литературы в 40-80-е годы: основные этапы формирования. Тенденции выпуска литературно-художественной книги. Типологическая характеристика репертуара. Основные группы издательств. Наиболее значительные издательские проекты. Фундаментальные литературно-художественные серии.

Современная система литературно-художественного книгоиздания Российской Федерации. Основные тенденции выпуска литературно-художественной книга в 90-е годы XX века. Типологическая характеристика репертуара. Основные группы издательств, выпускающих произведения художественной литературы. Наиболее значительные издательские проекты.

4.2.26. Детская книга: типология, традиции и современный опыт издания книг для детей в РФ

Специфика детской литературы как типа литературы: предмет, целевое назначение, читательский адрес. Соотношение понятий «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Структура детской литературы.

Детская книга как оригинальный тип книги. Основные типы и виды изданий для детей.

Основные этапы возникновения и развития отечественного репертуара детской книги в XVIII-XX вв. Истоки русской детской литературы и детской книги. Система воспитания и образования детей в России XVIII - начала XIX века. Динамика выпуска книг для детей в данный период. Типологическая характеристика репертуара детской книги. Концепция детской литературы и детской книги Н.И. Новикова (1744-1818). Система воспитания и образования детей в России XIX - начала XX века. Концепции детской литературы и детской книги В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основные этапы становления и развития оригинальной русской детской литературы в XIX - начале XX века. Типологическая характеристика репертуара детской книги этого периода. Основные группы издательств, выпускающих детские книги.

Детская книга советского периода (1918-1991).

Система воспитания и образования детей в СССР. Концепции детской литературы и детской книги A.M. Пешкова (М. Горького), С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Б.С. Житкова, Н.К. Крупской. Специфика развития детской литературы в советский период.

Государственная система издания детской книги в СССР. Динамика выпуска книг для детей на разных этапах развития советского государства. Типологическая характеристика репертуара советской детской книги. Основные группы издательств, выпускающие книги для детей.

Современная система издания книги для детей в Российской Федерации.

Динамика выпуска детской книги в 90-е годы. Типологическая характеристика репертуара книг для детей конца XX века. Основные группы издательств, выпускающих детские книги. Наиболее значительные издательские проекты.

4.2.27. Издания по филологии: типология и современная система изданий по филологии в РФ

Филология как наука, структура и дисциплинарная организация филологического знания.

Типы и виды изданий филологической литературы. Серийные филологические издания: принципы и особенности их формирования.

Динамика выпуска филологических изданий в 90-е годы. Типологическая характеристика репертуара филологических изданий. Основные группы издательств, выпускающих издания по филологии. Наиболее значительные издательские проекты.

4.2.28. Издания по искусству: типология и современная система выпуска изданий по искусству в РФ

Искусствоведение как наука, структура и дисциплинарная организация искусствоведческого знания. Издания искусствоведческой литературы: типы и виды. Серийные искусствоведческие издания: принципы и особенности их формирования.

Изоиздания: основные виды и типы.

Нотные издания: основные виды и типы.

Динамика выпуска отдельных групп изданий по искусству в 90-е годы XX века.

Типологическая характеристика репертуара изданий искусствоведческой литературы. Основные группы издательств, выпускающих искусствоведческие работы. Наиболее значительные издательские проекты.

Типологическая характеристика репертуара изоизданий. Основные группы издательств, выпускающих художественные открытки, альбомы, репродукции.

Типологическая характеристика репертуара нотных изданий. Основные группы издательств, выпускающих нотные издания. Наиболее значительные издательские проекты.

4.2.29. Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в классификационных схемах. Библиография литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству

Основные классификации, действующие в различных отраслях книжного дела России. Общая характеристика. Разделы УДК, ББК, ЕКЛ, ТБК, включающие литературно-художественные, детские, филологические издания и издания по искусству: принципы построения, структура и содержание разделов.

Библиографические пособия государственной учетно-регистрационной библиографии. Система библиографических указателей РКП. Национальная информационная система «Книги в наличии и печати». Библиографические базы данных РКП на лазерных оптических дисках CD-ROM, в системе Internet. Система научно-вспомогательных библиографических пособий по курсу. Пособия книготорговой библиографии. Печатные каталоги издательств. Книготорговая библиография в Internet. Пособия рекомендательной библиографии.

Прогнозирование выпуска литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству в России начала XXI века.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Беловицкая А.А. Общее книговедение: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2000. - 256 с. (CD-ROM).

Солоненко В.К. Оптимизация книготоргового ассортимента: Опыт прошлого и современные проблемы. - М., 1999. - 188 с.

Солоненко В.К. Тенденции развития общественно-политического книгоиздания в 90-е годы //Девятая науч. конференция по пробл. книговедения: Тез. докл.: Секция издательского дела. - М., 2000. - С. 74-76.

Юдин А.В. Учебно-педагогическое книгоиздание в 20-30-е годы XX столетия: Конспект лекций. - М., 1999. - 32 с.

Юдин А.В. Современное учебно-педагогическое книгоиздание: Конспект лекций. - М., 1999. - 34 с.

Фролов В.В. Медицинская книга. Типологические особенности ассортимента: Консп. лекций для студ. вузов и асп. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 111 с.

Карайченцева С.А. Современное литературно-художественное книгоиздание Российской Федерации: Конспект лекций по курсу «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству». - М.; МГУП, 2000. - 110 с.

Стандарты по издательскому делу / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - М.: Юрист, 1998. - 376 с.

Дополнительная литература

Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики / Пер. с польск. - М.: Книга, 1991. - 198 с.

Типология изданий. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1990. - 231 с.

Книга: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - 799 с.

Васильева М. Три слагаемых успеха: Изд-во «ИНФРА-М» //Полиграфист и издатель. - 1996. - № 5. - С. 10-11.

Издательство «Мысль»: продолжение традиций: Интервью с дир. изд-ва Е.Тимофеевым //Университет. книга. - 1998. - № 1. - С.29-30.

Издательство «Республика» предлагает... //Кн. бизнес. - 1998. - № 4. - С. 10.

Издательство «Юридическая литература» //Полиграфист и издатель. - 1998. - № 8. - С.75.

Максимов А. Пути «Прогресса» //Кн. дело. - 1996. - № 2/3. - С. 35-40.

Мы выбрали простой и экономически привлекательный способ работы [Беседа с директором объединения «ACT» О.Бартеневым] //Кн. бизнес. 2000. - № 2. - С. 8.

Сергеев Л. Книжный символ эпохи [Изд-во «Финансы и статистика»] //Кн. дело. - 1999. - № 3/4. - С. 50-51.

Сорокин А. «Российская политическая энциклопедия»: семь лет научного книгоиздания //Науч. книга. - 2000. - № 1. - С. 52-57.

Филиппова Т. Прекрасный мир научной книги... //Науч. книга. - 2000. - № 1. - С. 2-10.

Шамхалов Ф. «Экономика» смотрит в XXI век //Полиграфист и издатель. - 1998. - № 8. - С. 33-34.

Бушуев С.В. Православная книга 90-х годов //Новые книги для библиотек: Аннот. ежемес. бюл. - 1997. - № 1. - С. 181-193.

Гритчина Л. Аспекты рынка философско-гуманитарной литературы //Кн. бизнес. - 1998. - № 4. - С. 5-6.

Деловая книга сегодня и завтра //Кн. бизнес. - 1999. - № 10. - С. 27.

Добровольский В.В. Развитие издательской деятельности Русской Православной Церкви: 1917 г. - конец XX века //Девятая науч. конференция по пробл. книговедения: Тез. докл.: Секция истории книги и библиофильства. - М., 2000. - С. 105-106.

Книжный рынок: Деловая литература //Кн. бизнес. - 1999. - № 10. - С. 2-6.

Мелкооптовый книжный рынок философско-гуманитарной литературы //Кн. бизнес. - 1998. - № 4. - С. 2-4.

Мусатова Е. Современное состояние рынка политологической книги //Кн. дело. - 1997.

Невежин В.А., Пруцкова О.А. Издание исторической литературы: кризис или стабилизация? //Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Г.А. Бордюгова. - М.: АИРО-ХХ, 1996. - С. 22-36.

Православное книгоиздание: это не бизнес: Беседа с президентом «Благовеста» С. Полищуком //Кн. бизнес. - 1998. - № 4. - С. 7-8.

Таранина И.В. Об опыте издания юридической литературы //Университет. книга. - 1997. - № 0. - С. 34-36.

Фролов В.В. К вопросу оптимизации репертуара - ассортимента ЕНТК //Тез. докл. 37-я научно-техн. конф... - М.: МГУП, 1997. - С. 226-227.

Фролов В.В. Книговедческие особенности медицинских изданий в России 19 - нач. 20 веков //Материалы 40-й научно-техн. конф... - Ч. 2. - М.: МГУП, 2000. - С. 112.

Фролов В.В. Предметно-типологические особенности выпуска медицинских книг в России в 18-м веке //Издат. дело и редактиров. Теория. Методика. Практика. Межведомст. сб. научн. тр. - М., МГУП. 1999. - Вып. 2. - С. 92-98.

Фролов В.В. Предметно-функциональные особенности издательского репертуара медицинской книги //Сб. тез. докл. 36-й научно-техн. конф... - М.: МГАП, 1996. - С. 134-125.

Гиляревский Р.С. Электронная книга: современное состояние и перспективы //Книга. Исслед. и материалы. - 1997. - Сб. 74. - С. 51-60.

Издательства России: Справочник. - Вып. 3. - М.: ИМЦ «Альвис», 1999. - 406 с.

Книжный рынок России: Анализ, проблемы, перспективы //Книжная торговля: Научн.-техн. инф. сб. - М., 1997. - Вып. 4-5. - С. 1-55.

Ленский Б.В. Российское книгоиздание 90-х //Книжное обозрение. - 2000. - № 16. - С. 6-7.

Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании //Книга. Исслед. и материалы. - 1996. - Сб. 72. - С. 5-32; Сб. 75. - С. 5-14.

Литературные памятники. 1948-1998: Аннотированный каталог. - М.: Наука, 1998. - 384 с.

Печать Российской Федерации в 1999 году: Статистический сборник. - М., Российская книжная палата, 2000. - 208 с.

Поляков В.А. Книги русского кубофутуризма. - М.: Гилея, 1998. - 300 с.

Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, Э.П. Гаврилов и др. - М.: Юрист, 1998. - 536 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные обучающие и тестирующие программы.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Книжный фонд библиотеки, компьютерный класс.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП