Московский государственный университет печати

Ответственный за выпуск Столяров А.А.


         

Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин

Специальность 021600 - Книгораспространение


Ответственный за выпуск Столяров А.А.
Сборник примерных программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Книговедение

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Общее книговедение. Мировоззренческие и науковедческие основания общего книговедения

•  

4.2.2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания

•  

4.2.3. Книга. Книжное дело. Книжное издание

•  

4.2.4. Система книговедческого знания

•  

4.2.5. Общие принципы типологии книжных изданий

•  

4.2.6. Социально-экономическая книга

•  

4.2.7. Типология социально-экономической книги

•  

4.2.8. Издания литературы по философским наукам, социологии, психологии, религии, теологии

•  

4.2.9. Издания литературы по истории, политике и военному делу

•  

4.2.10. Издания экономической и юридической литературы

•  

4.2.11. Основные направления работы с социально-экономической книгой в книжной торговле

•  

4.2.12. Учебно-педагогическая книга. Система народного образования и педагогики в РФ

•  

4.2.13. Система издания и распространения учебно-педагогической книги в РФ

•  

4.2.14. Типология учебно-педагогической книги

•  

4.2.15. Формирование репертуара и ассортимента учебно-педагогической книги

•  

4.2.16. Методика работы с учебно-педагогической книгой

•  

4.2.17. Пропаганда и реклама учебно-педагогической книги

•  

4.2.18. Естественнонаучная и техническая книга

•  

4.2.19. Система научно-технического книгоиздания

•  

4.2.20. Естественнонаучная книга

•  

4.2.21. Техническая книга

•  

4.2.22. Сельскохозяйственная книга

•  

4.2.23. Медицинская книга

•  

4.2.24. Типология литературы. Социальные функции и морфология искусства.

•  

4.2.25. Литературно-художественная и детская книга: типология, традиции и современный опыт литературно-художественного книгоиздания в РФ

•  

4.2.26. Детская книга: типология, традиции и современный опыт издания книг для детей в РФ

•  

4.2.27. Издания по филологии: типология и современная система изданий по филологии в РФ

•  

4.2.28. Издания по искусству: типология и современная система выпуска изданий по искусству в РФ

•  

4.2.29. Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в классификационных схемах. Библиография литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

История книжного дела

•  

1. Цели и задачи учебной дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Методологические основы изучения истории книжного дела

•  

4.2.2. Книжное дело в Древнем мире и в средние века

•  

4.2.3. Книжное дело в первые века книгопечатания

•  

4.2.4. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.

•  

4.2.5. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.

•  

4.2.6. Книжное дело за рубежом в XX в.

•  

4.2.7. Книжное дело в Древней Руси

•  

4.2.8. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI в.

•  

4.2.9. Книжное дело в России в XVII в.

•  

4.2.10. Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

•  

4.2.11. Книжное дело в России во второй половине XVIII в.

•  

4.2.12. Книжное дело в России в первой половине XIX в.

•  

4.2.13. Книжное дело во второй половине XIX - начале XX в.

•  

4.2.14. Книжное дело в первые годы советской власти

•  

4.2.15. Книжное дело советской России в годы нэпа

•  

4.2.16. Книжное дело СССР в 1930-1940-х гг.

•  

4.2.17. Отечественное книжное дело во второй половине XX в.

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Библиография

•  

1.Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания

•  

3. Объем дисциплины (раздела) и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Библиографоведение как наука

•  

4.2.3. Система современной библиографии как деятельности

•  

4.2.4. Библиографическая запись и система библиографических пособий

•  

4.2.5. История библиографии в России

•  

4.2.6. Современное состояние библиографии в Российской Федерации

•  

4.2.7. Составление библиографических пособий

•  

4.2.8. Библиографический поиск

•  

4.2.9. Библиографическая систематизация

•  

4.2.10. Библиографическое обслуживание

•  

4.2.11. Национальная библиография. Основные понятия и тенденции развития

•  

4.2.12. Национальная библиография в зарубежных странах

•  

4.2.13. Всемирная библиография

•  

4.2.14. Иностранные справочные издания

•  

4.2.15. Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах

•  

4.2.16. Библиографическое обслуживание на международных книжных выставках-ярмарках

•  

4.2.17. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

История зарубежной и отечественной литературы

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и вид занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Античная литература

•  

4.2.2. Литература средних веков

•  

4.2.3. Литература эпохи Возрождения

•  

4.2.4 Литература XVII в.

•  

4.2.5. Литература эпохи Просвещения

•  

4.2.6. Литература XIX в.

•  

4.2.7. Литература XX в.

•  

4.2.8. Древнерусская литература

•  

4.2.9. Литература XVIII в.

•  

4.2.10. Литература первой трети XIX века

•  

4.2.11. Литературное движение второй трети XIX века

•  

4.2.12. Литература последней трети XIX века

•  

4.2.13. Литература «серебряного века»

•  

4.2.14. Литература 1920-х годов

•  

4.2.15. Литература 1930-х годов

•  

4.2.16. Литература 1940-х - начала 1950-х годов

•  

4.2.17. Современная литература

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Современный русский язык

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

1.1. Цель преподавания дисциплины

•  

1.2. Задачи изучения дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

2.1. Требования к знаниям и умениям

•  

2.2. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Современный русский язык»

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Лексика, фразеология и лексикография

•  

4.2.3. Фонетика и фонология

•  

4.2.4. Орфоэпия

•  

4.2.5. Графика и орфография

•  

4.2.6. Морфемика и словообразование

•  

4.2.7. Морфология

•  

4.2.8. Синтаксис и пунктуация

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6. 1. Рекомендуемая литература.

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

Лексика и фразеология. Лексикография

•  

Словари

•  

Фонетика и фонология. Орфоэпия

•  

Графика и орфография

•  

Словообразование

•  

Морфология

•  

Синтаксис

•  

Пунктуация

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Примерный перечень домашних заданий

•  

Маркетинг в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

•  

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

•  

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

•  

4.2.4. Ценовая политика в книжном маркетинге

•  

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

•  

4.2.7. Маркетинговые исследования книжного рынка

•  

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

•  

4.2.9. Зарубежный опыт

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Реклама книги. Связи с общественностью

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. История рекламы в книжной торговле

•  

4.2.3. Маркетинг и реклама

•  

4.2.4. Классификация рекламных средств

•  

4.2.5. Интернет как коммуникационное пространство в рекламе

•  

4.2.6. Планирование рекламной деятельности. Составление рекламного бюджета

•  

4.2.7. Организация проведения рекламной кампании. Определение эффективности рекламы

•  

4.2.8. Семиотические основы и общая характеристика рекламного обращения

•  

4.2.9. Реклама и паблик рилейшнз

•  

4.2.10. Технология и организационные формы паблик рилейшнз

•  

4.2.11. Рекламный бизнес

•  

4.2.12. Психология рекламного воздействия

•  

4.2.13. Организация рекламы в книжном магазине

•  

4.2.14. Социально-этические и юридические аспекты рекламной деятельности

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Менеджмент в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом

•  

4.2.2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру

•  

4.2.3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности

•  

4.2.4. Системный подход к организации управления

•  

4.2.5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль

•  

4.2.6. Информационное обеспечение управления предприятием

•  

4.2.7. Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная и дополнительная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Основы производственных процессов

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение. История развития отрасли

•  

4.2.2. Общие понятия о полиграфическом производстве

•  

4.2.3. Характеристика полиграфической продукции

•  

4.2.4. Допечатные процессы

•  

4.2.5. Печатные процессы

•  

4.2.6. Отделочные и брошюровочно-переплетные процессы (БПП)

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература:

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (включаются в программу по усмотрению разработчиков)

•  

Стандарты в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Понятие, сущность и роль стандартизации

•  

4.2.2. Системы международных и национальных стандартов

•  

4.2.3. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов

•  

4.2.4. Процедура разработки и утверждения стандартов. Контроль соблюдения стандартов

•  

4.2.5. Направления стандартизации в книжном деле

•  

4.2.6. Международное сотрудничество в области стандартизации

•  

4.2.7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

•  

4.2.8. Международная стандартная нумерация книг (ISBN)

•  

4.2.9. Другие международные стандарты нумерации изданий

•  

4.2.10. Отраслевой формат «Юнимарк-торговля»

•  

4.2.11. Универсальная десятичная классификация (УДК) как основной информационно-поисковый язык (ИПЯ) отрасли

•  

4.2.12. Проблемы и перспективы стандартизации в книжном деле

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Информационные технологии в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Примерная тематика курсовых работ

•  

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

7.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Маркетинг в книжном деле

Программу составила И.С. Васина, доцент, к. э. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины «Маркетинг в книжном деле» обусловлена необходимостью подготовки специалистов, владеющих навыками обеспечения эффективного функционирования книжного рынка.

Главная цель преподавания заключается в ознакомлении студентов с основными функциями маркетинга, с формами и методами маркетинговой политики, применяемыми ведущими фирмами и корпорациями в странах с развитой экономикой, с опытом использования системы маркетинга в отечественной практике на современном этапе развития национального хозяйства.

Процесс обучения предполагает формирование у студентов понимания основных положений теории маркетинга, реализуемых в применяемых методах устранения кризисов затоваривания, способах обеспечения соответствия спроса и предложения, обоснованности решений по вопросам производственной, финансовой и сбытовой деятельности.

В задачу обучения входит приобретение студентами навыков рационализации процесса товародвижения, учета и прогнозирования рыночной ситуации, организации внутрифирменного планирования по основным направлениям деятельности в рыночной среде.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • сущность теории маркетинга;

  • основные процессы формирования ассортиментной политики издательств и книготорговых предприятий;

  • методы и способы распространения книжной продукции;

  • методику маркетинговых исследований книжного рынка.

Должен уметь:

  • использовать на практике методы оценки качества книжного товара с точки зрения теории маркетинга;

  • составлять программы по рекламе - пропаганде книжных изданий и стимулированию сбыта с учетом финансовых возможностей предприятия;

  • оценивать эффективность маркетинговой политики издательского/книготоргового предприятия;

  • анализировать конъюнктуру книжного рынка.

Иметь навыки:

  • составлять стратегическую программу деятельности издательского / книготоргового предприятия на книжном рынке;

  • использовать различные методики расчета цены (оптовой, розничной) издания и выбора ценовой политики на книжном рынке;

  • организовывать рекламные мероприятия, кампании и анализировать их эффективность;

  • использовать новейшие технологии книгораспространения;

  • использовать законодательные, правовые и отраслевые нормативные документы по вопросам, определяющим книгораспространение.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 11

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 250 5 6
Аудиторные занятия 125 5 6
Лекции 63 5 6
Практические и семинарские занятия 62 5 6
Самостоятельная работа 125 5 6
Курсовой проект (работа)
Вид итогового контроля : экзамен 5 6

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 12

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Понятие и сущность маркетинга * *
2 Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности * *
3 Товарная политика в книжном маркетинге * *
4 Ценовая политика в книжном маркетинге * *
5 Политика сбыта в книжном маркетинге * *
6 Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге * *
7 Маркетинговые исследования книжного рынка * *
8 Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии * *
9 Зарубежный опыт * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Понятие и сущность маркетинга

Содержание теории маркетинга. Объективные причины возникновения. Эволюция теории маркетинга. Инструментарий маркетинга. Современная концепция маркетинговой теории. Маркетинг-микс. Специфика книжного маркетинга. Содержание и цели маркетинга в книжном деле. Базовая концепция маркетинга в издательствах. Маркетинговые программы книготорговых предприятий.

4.2.2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

Понятие рынка. Структура и инфраструктура рынка. Роль государства в рыночной экономике. Модели рыночной экономики.

Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг. Специфика книжного рынка. Структура и инфраструктура книжного рынка. Типы книжных рынков.

Субъекты маркетинговой деятельности на книжном рынке. Организационно-правовые формы и юридический статус субъектов книжного рынка. Характеристика производителей (издательств) и продавцов (оптовых и розничных) книжного рынка. Характеристики категорий покупателей книжного рынка.

Микро- и макросреда книжного маркетинга. Объективные и субъективные факторы, формирующие внешнюю и внутреннюю среды. Роль государства в формировании и развитии книжного рынка.

Книжный рынок России, современное состояние, основные проблемы, пути их решения.

4.2.3. Товарная политика в книжном маркетинге

Характеристика книги как особого вида товара. Книговедческие и товароведческие свойства книги. Потребительная стоимость книги-товара. Понятие качества книги-товара с позиции теории маркетинга. Конкурентоспособность книги-товара. Методические подходы к оценке конкурентоспособности книги. Жизненный цикл книги-товара.

Товарная политика в книжном маркетинге. Формирование товарной политики. Этапы разработки товарной политики. Стратегия товарной политики.

Технология планирования товарного (издательского, книготоргового) ассортимента. Управление товарным ассортиментом в издательском и книготорговом предприятии.

Товарная конкуренция на книжном рынке. Сущность товарной конкуренции, признаки и показатели. Характеристика конкурентной среды (издательской и книготорговой) на книжном рынке России.

4.2.4. Ценовая политика в книжном маркетинге

Цена в рыночной среде. Виды цен в рыночной экономике. Факторы, формирующие уровень цен. Структура цены книжной продукции. Издательская и торговая себестоимость. Структура себестоимости. Цена и ценность книги-товара.

Ценовая конкуренция. Факторы, определяющие ценовую конкуренцию.

Ценовая политика в книжном маркетинге. Этапы разработки ценовой политики.

Информация, необходимая для принятия решения по ценам. Цена и конъюнктура спроса на книжном рынке.

Практика управления ценами.

4.2.5. Политика сбыта в книжном маркетинге

Каналы распределения книжных товаров. Понятие товародвижения, цели и задачи.

Оптовая книжная торговля. Социально-экономическая сущность оптовой книжной торговли. Организационные формы оптовой торговли. Прямая и косвенная формы оптовой торговли.

Розничная книжная торговля. Роль розничной книжной торговли в рыночной экономике. Организационные формы розничной книжной торговли. Виды и типы розничных книготорговых предприятий и других торговых единиц. Прогрессивные формы розничной книжной торговли.

Оценка современного состояния оптовой и розничной книжной торговли и перспектива их развития.

Политика сбыта в издательских структурах. Методы реализации книжной продукции издательствами, типовые схемы реализации товара. Выбор партнеров при реализации товара. Методы прямых продаж. Многоуровневый маркетинг.

4.2.6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге

Сущность политики стимулирования сбыта. Две составляющие этой политики, их значение и назначение.

Реклама в системе маркетинга. Цели и задачи рекламы и пропаганды книжной продукции. Средства рекламы и пропаганды, каналы распространения рекламы и пропаганды. Виды рекламы. Паблик рилейшнз и другие виды «бесплатной» рекламы. Престижная реклама и ее возможности в условиях рынка. Позиционирование издательств и книготорговых предприятий на книжном рынке.

Стимулирование сбыта - специфическая сбытовая политика. Цели политики стимулирования сбыта, объекты и субъекты воздействия.

Методы и способы реализации политики стимулирования сбыта в книжном маркетинге.

4.2.7. Маркетинговые исследования книжного рынка

Основные направления исследований в книжном маркетинге. Методические основы исследований. Правила и процедуры маркетинговых исследований.

Исследования книжного рынка. Изучение товарной структуры рынка. Оценка конъюнктуры рынка. Определение емкости рынка.

Сегментация книжного рынка. Критерии сегментации рынка. Методы рыночной сегментации. Целевой сегмент рынка и позиционирование товара.

Изучение потребителей. Методы и принципы изучения поведения потребителей. Моделирование поведения потребителей.

Прогнозирование интересов различных групп покупателей. Основные методы прогнозирования.

Исследование структуры рынка. Конкурентная среда. Возможности поставщиков - производителей книжных товаров. Изучение посредников. Анализ ведущих факторов внешней среды.

Система информационного обеспечения исследований рынка. Мониторинг ситуации на рынке. Методы обобщения и анализа исходной информации.

Исследование внутренней среды предприятия. Организационная структура предприятия и оценка возможностей предприятия.

4.2.8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

Планирование маркетинговой политики в процессе управления предприятием. Основные задачи и принципы планирования маркетинга. Значение информации при планировании. Источники информации при составлении планов маркетинга.

Контроль в маркетинговой системе. Объекты контроля.

Внутренняя и внешняя ревизия маркетинговой деятельности. Обратные связи в системе контроля. Ситуационный анализ как инструмент самоанализа и самоконтроля.

Организация маркетинга на издательском (книготорговом) предприятии.

Маркетинговые структуры предприятия. Виды организационных структур маркетинговых служб. Основные задачи и функции маркетинговых структур.

Развитие маркетинговых структур на предприятиях книжного дела в России.

4.2.9. Зарубежный опыт

Опыт работы книгоиздателей и книгораспространителей в США, Англии, Германии, использующих теорию маркетинга.

Специфика книжного рынка стран с развитой экономикой. Структура служб маркетинга в книжном деле зарубежных стран.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цынкин и др. - М.: Юнити - Дана, 2000.

Маркетинг / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: Изд-во ЭКСМО, 1999.

Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Крисильников и др. / Под. ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996.

Хлусов В.И. Основы марктеинга: учебник для вузов. - М.: Приф, 1999.

Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Питер-ком, 1999. - (Теория и практика менеджмента)

Бэйверсток Э. Книжный маркетинг / Пер. с англ. - Спб., БХВ, 1999.

Гордон Грэм Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли. / Пер. с англ. - М.: РосКонсульт, 1999.

Книжный маркетинг: Руководство к действию: Сб. статей / Пер. с англ. - М.: ТЕРРА, 1996.

Лозовский Л.Ж. Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: Инфра-М, 1997.

Закон Российской Федерации «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 01.12.1995 г. № 191-ФЗ.

Закон Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ.

ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.

Дополнительная литература

Васина И.С. Маркетинг как новая теория рынка: понятие и содержание: Учебное пособие. - М.: МГУП: «Мир книги», 1998.

Васина И.С. Политика сбыта и процесс товародвижения в системе книжного маркетинга: Учебное пособие. - М.: МГУП: «Мир книги», 1998.

Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. №5351-1.

Бем Хельгер, Хаард Габриэле и др. Маркетинг и управление в книгоиздании. / Пер. с нем. - М.: Медиум, 1993.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Таблицы, схемы, диаграммы, тестовые задачи, ситуационные задачи, расчетные задачи, обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП