Московский государственный университет печати

Ответственный за выпуск Столяров А.А.


         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021600 - Книгораспространение


Ответственный за выпуск Столяров А.А.
Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Логистика в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Система понятий логистики и факторы ее развития

•  

4.2.2. Концепции логистики

•  

4.2.3. Основные требования логистики

•  

4.2.4. Информационная логистика

•  

4.2.5. Закупочная логистика

•  

4.2.6. Логистика в сфере производства книжной продукции

•  

4.2.7. Распределительная логистика в книжном деле

•  

4.2.8. Логистика товарных запасов

•  

4.2.9. Складское хозяйство и транспорт в условиях логистики

•  

4.2.10. Логистика будущего

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология книгораспространения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в технологию книгораспространения

•  

4.2.2. Организация (логистика) процессов книгораспространения и информационные системы

•  

4.2.3. Управление товарными потоками

•  

4.2.4. Планировка, дизайн магазина и способы представления товаров

•  

4.2.5. Процесс продажи книжных товаров в розницу

•  

4.2.6. Внемагазинная торговля

•  

4.2.7. Технология книгораспространения за рубежом

•  

4.2.8. Специальные темы

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства.

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле.

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Антикварное и букинистическое дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

Введение

•  

4.2.1. История антикварного и букинистического дела

•  

4.2.2. Основные художественные стили и направления в искусстве (3 часа)

•  

4.2.3. Предметы антиквариата, их классификация и характеристика

•  

4.2.4. Ценообразование на антиквариат

•  

4.2.5. Организация антикварного и букинистического дела

•  

4.2.6. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Предприятие книгораспространения как хозяйствующий субъект книжного рынка

•  

4.2.3. Планово-рыночный механизм хозяйствования предприятия книгораспространения

•  

4.2.4. Экономический анализ в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия книгораспространения

•  

4.2.5. Товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.6. Розничный товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.7. Оптовый товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.8. Трудовые ресурсы и оплата труда в предприятии книгораспространения

•  

4.2.9. Основные фонды предприятия книгораспространения

•  

4.2.10. Издержки обращения предприятия книгораспространения

•  

4.2.11. Доходы предприятия книгораспространения

•  

4.2.12. Прибыль предприятия книгораспространения

•  

4.2.13. Финансовые ресурсы предприятия книгораспространения

•  

4.2.14. Оценка финансового состояния предприятия книгораспространения

•  

4.2.15. Планирование финансовой деятельности предприятия книгораспространения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Бухгалтерский учет и аудит в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Современное значение и роль бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности субъектов книжного дела

•  

4.2.2. Предмет бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения

•  

4.2.3. Общая характеристика метода бухгалтерского учета

•  

4.2.4. Бухгалтерский баланс и отчетность

•  

4.2.5. Счета бухгалтерского учета и двойная запись

•  

4.2.6. Документация, оценка и калькуляция, инвентаризация

•  

4.2.7. Организация бухгалтерского учета, регистры и формы бухгалтерского учета

•  

4.2.8. Учет основных средств и нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и материальных ценностей на предприятиях книжного дела

•  

4.2.9. Учет производственных запасов и затрат на производство в предприятиях книжного дела, занимающихся производственной деятельностью

•  

4.2.10. Учет готовой продукции и ее реализации

•  

4.2.11. Учет товарных операций в предприятиях книжного дела. Нормативные документы по учету товарных операций

•  

4.2.11.1. Учет товаров

•  

4.2.11.2. Учет поступления товаров

•  

4.2.11.3. Инвентаризация товаров

•  

4.2.11.4. Учет реализации товаров

•  

4.2.11.5. Бухгалтерский учет в антикварном и букинистическом деле

•  

4.2.12. Учет издержек обращения и производства

•  

4.2.13. Учет денежных средств и иностранной валюты

•  

4.2.14. Учет оплаты труда

•  

4.2.15. Учет расчетов и текущих обязательств

•  

4.2.16. Учет других расчетов

•  

4.2.17. Учет кредитов банка и финансирования

•  

4.2.18. Учет собственного капитала

•  

4.2.19. Учет прибыли и ее использования

•  

4.2.20. Учет расчетов по налогам

•  

4.2.21. Бухгалтерская отчетность

•  

4.2.22. Компьютерный учет в книжном деле

•  

4.2.23. Основные понятия, цели и объект аудита в книжном деле

•  

4.2.24. Виды аудиторских услуг

•  

4.2.25. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта книжного дела

•  

4.2.26. Аудит учредительских документов

•  

4.2.27. Проверка учета операций с денежными средствами.

•  

4.2.28. Проверка расчетных и кредитных операций

•  

4.2.29. Проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

•  

4.2.30. Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами

•  

4.2.31. Проверка операций по учету производственных запасов, материальных ценностей и товаров

•  

4.2.32. Проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами

•  

4.2.33. Проверка учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

•  

4.2.34. Проверка реализации продукции, товаров, услуг и формирования финансовых результатов

•  

4.2.35. Контроль качества аудиторской проверки

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Культура, этика и психология в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Культура и психология профессиональной деятельности. Профессиональная этика

•  

4.2.2. Психические процессы и особенности их проявления в профессиональной деятельности специалиста книжного дела

•  

4.2.3. Психология эмоций. Культура и этика эмоциональных отношений

•  

4.2.4. Речь как средство делового взаимодействия: культура речи; психология и этика речевого поведения

•  

4.2.5. Индивидуально-психологические, культурные и этические качества личности. Личность предпринимателя

•  

4.2.6. Культура управления. Психологические и этические основы управления в книжном деле

•  

4.2.7. Культура, этика и психология общения

•  

4.2.8. Культура, этика и психология ведения переговоров

•  

4.2.9. Особенности культуры, этики и психологии общения в книжной торговле

•  

4.2.10. Конфликты. Культурные, этические и психологические основы конфликтологии

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации

•  

Технические и программные средства обеспечения книжного дела

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Налоговые органы

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Логистика в книжном деле

Программу составили: Б.С. Есенькин, зав. кафедрой, к. ф. н., МГУП

М.Д. Крылова, к. и. н.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель и задачи преподавания дисциплины «Логистика в книжном деле» состоят в формировании знаний студентов по проблемам планирования, организации, управления и контроля движения материальных и информационных потоков в книжном деле.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: о системе понятий логистики, факторах, обусловивших развитие этой науки; об основных концепциях логистики; об информационной логистике; о закупочной логистике; о логистике производственных процессов; о распределительной логистике; о логистике запасов; об оптовых предприятиях в системе логистики; о транспорте в системе логистике; о перспективах развития логистики в книжном деле.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

    - объект, предмет, основные понятия и концепции логистики;

  • логистические системы;

  • аксиоматику - концептуальную основу и философию логистики;

  • логистическую постановку проблем предприятия;

  • стратегию и планирование в логистике;

  • исследование операций в логистике;

  • прогностику в логистике;

  • объекты логического управления в предприятии книгораспространения: материальные, финансовые, информационные потоки, потоки услуг;

  • основные каналы распределения продукции и посредников;

  • функции логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, информационную и их характеристики;

  • запасы, склады и сервис в логистике;

  • совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепций логистики;

  • эффективность логистического управления предприятием книгораспространения.

Студент должен уметь использовать принципы логистики для совершенствования управления товародвижением, для координации спроса и предложения книжных товаров, для создания соответствующих систем логистической информации.

Студент должен владеть навыками профессионального логистического мышления, выработки концепции рационального распределения книжных товаров, оценки эффективности товарных и информационных потоков.

«Логистика в книжном деле» является основной для изучения специальных дисциплин.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 150 5 -
Аудиторные занятия 75 5 -
Лекции 38 5 -
Практические и семинарские занятия 37 5 -
Самостоятельная работа 75 5 -
Курсовой проект (работа) - - -
Вид итогового контроля : экзамен - 5 -

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Система понятий логистики и факторы ее развития * *
2 Концепции логистики * *
3 Основные требования логистики * *
4 Информационная логистика * *
5 Закупочная логистика * *
6 Логистика в сфере производства книжной продукции * *
7 Распределительная логистика в книжном деле * *
8 Логистика товарных запасов * *
9 Складское хозяйство и транспорт в условиях логистики * *
10 Логистика будущего * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Система понятий логистики и факторы ее развития

История возникновения логистики. Определение логистики. Виды (функциональные области) логистики. Понятие логистической цепи. Оперативные и координационные функции логистики. Факторы развития логистики: переход от рынка продавцов к рынку покупателей, разработка теории систем и теории компромиссов, технический прогресс в средствах связи и информатики. Уровни развития логистики.

4.2.2. Концепции логистики

Дологистический период в системах товародвижения. Период классической логистики. Неологистика, или логистика второго поколения. Концепция общей ответственности. Системный подход.

Концепция экономических компромиссов. Компромисс как метод балансировки расходов, доходов и прибыли.

Логистика как фактор повышения конкурентноспособности фирм. Влияние логистики на расходы, связанные с продажей книжных товаров. Влияние логистики на инвестированный капитал.

4.2.3. Основные требования логистики

Связь логистики со стратегией предприятия книжного дела. Совершенствование организации движения потоков книжных товаров. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Эффективное управление трудовыми ресурсами предприятия книжного дела. Взаимосвязь с другими предприятиями по выработке стратегии в книжном бизнесе. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания. Тщательная разработка логистических операций.

4.2.4. Информационная логистика

Информационные логистические системы. Информационная инфраструктура предприятия книжного дела. Информационные потоки. Тенденция замены физических запасов надежной информацией о них. Безбумажный обмен информацией - перспективы его развития в книжной торговле.

Цель и роль информационных потоков в логистических системах. Четыре уровня информационной пирамиды предприятия. Взаимосвязь стратегического управления с основными потоками информационной логистической системы фирмы.

4.2.5. Закупочная логистика

Задачи и функции закупочной логистики. Соблюдение обоснованных сроков закупки книжных товаров. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них книготоргового предприятия. Соблюдение требований розничных книготорговых предприятий к качеству товаров. Способы поставок закупаемых товаров. Учет цен при организации закупок. Учет транспортных расходов. Анализ рынка поставщиков.

Методы выбора поставщика. Методы работы с поставщиками.

Механизм функционирования закупочной логистики. Схема прохождения документации и материальных потоков при закупках книжных товаров. Стратегия закупок товаров за рубежом. Система взаимодействия при закупках за рубежом.

Планирование закупок. Определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров. Определение метода закупок книжных товаров. Документальное оформление закупок и поставок товаров.

4.2.6. Логистика в сфере производства книжной продукции

Цели и пути повышения организованности логистических потоков в издательском деле. Логистика как способ осуществления гармонизации деятельности людей в сфере книжного производства. Проектирование логистической системы организации книгопроизводства. Основные требования логистики: однонаправленность, гибкость, синхронизация, оптимизация, интеграция материальных и информационных потоков. Обеспечение согласованной работы всех звеньев книгоиздательского бизнеса. Обеспечение максимальной непрерывности процессов книгоиздательского дела. Обеспечение достаточной гибкости в реализации производственных задач при возникновении различных отклонений от плана.

Законы организации производственных процессов в книжном деле: закон упорядоченности движения предметов труда, закон непрерывности хода производственного процесса, закон ритма производственного цикла изготовления и реализации книжной продукции, закон синхронизации процессов изготовления составляющих частей.

4.2.7. Распределительная логистика в книжном деле

Логистика и маркетинг. Изучение потребностей рынка - основополагающая часть распределительной логистики. Способы и методы удовлетворения выявленных потребностей рынка - вторая составляющая распределительной логистики. Каналы распределения товаров в логистической системе. Уровни каналов. Вертикальный канал. Классификация посредников. Разработка схем распределительных каналов в зависимости от объемов производства книжной продукции и уровня спроса. Правила распределительной логистики.

4.2.8. Логистика товарных запасов

Категория товарных запасов в логистике. Виды товарно-материальных запасов. Технологические и переходные запасы. Циклические запасы. Резервные («буферные») запасы. Системы управления товарными запасами в книжной торговле. Недостатки современных систем. Единица учета запасов в системах управления товарными запасами. Комплексность в управлении товарными запасами. Методы управления товарными запасами - «канбан» и «точно в срок». Математическое моделирование в системах управления товарными запасами. Движение материальных и информационных потоков в книготорговом предприятии.

Основные системы управления товарными запасами: система с фиксированным размером заказа; система с фиксированным интервалом времени между заказами; система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Методические основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами в книжном деле.

4.2.9. Складское хозяйство и транспорт в условиях логистики

Основные функции и задачи складов в логистической системе. Проблемы эффективного функционирования склада. Целесообразность создания собственного складского хозяйства. Использование складов общего пользования. Определение необходимого количества складов и размещения складской сети. Выбор места расположения склада. Разработка системы складирования. Логистический процесс на складе. Информационное обеспечение складских процессов. Обработка складской информации.

Транспорт в логистической цепи. Политика транспортных предприятий и изменения в характере их деятельности. Логистические системы в транспортировке товаров.

4.2.10. Логистика будущего

Глобальная логистика. «Логистика объединяет людей, рынки и материки». Факторы, способствующие созданию глобальных систем логистики. Новые требования к логистике. Главное требование - максимальное сокращение всех временных стадий логистического цикла. Интеграция российского книжного дела в мировую логистическую систему книгопроизводства и книгораспространения. От концепции массового производства к концепции гибкого производства.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Таджикский A.M. Логистика: Учебник. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

Логистика: Учебник: 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1997.

Основы логистики: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Журналы:

  • «Полиграфист и издатель»,

  • «Витрина»,

  • «Книжный бизнес»,

  • «Книжное дело».

Дополнительная литература

Практикум по логистике: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Предпринимательство и бизнес: Учебное пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 1995.

Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб., Политехника, 1997.

Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. - М.: ФИЛИНЪ, 1997.

Журналы:

  • «Полиграфия»,

  • «Компьюарт».

Научно-технические сборники:

  • «Издательское дело»,

  • «Книжная торговля»,

  • «Полиграфия».

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП