Московский государственный университет печати

Ответственный за выпуск Столяров А.А.


         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021600 - Книгораспространение


Ответственный за выпуск Столяров А.А.
Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Логистика в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Система понятий логистики и факторы ее развития

•  

4.2.2. Концепции логистики

•  

4.2.3. Основные требования логистики

•  

4.2.4. Информационная логистика

•  

4.2.5. Закупочная логистика

•  

4.2.6. Логистика в сфере производства книжной продукции

•  

4.2.7. Распределительная логистика в книжном деле

•  

4.2.8. Логистика товарных запасов

•  

4.2.9. Складское хозяйство и транспорт в условиях логистики

•  

4.2.10. Логистика будущего

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология книгораспространения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в технологию книгораспространения

•  

4.2.2. Организация (логистика) процессов книгораспространения и информационные системы

•  

4.2.3. Управление товарными потоками

•  

4.2.4. Планировка, дизайн магазина и способы представления товаров

•  

4.2.5. Процесс продажи книжных товаров в розницу

•  

4.2.6. Внемагазинная торговля

•  

4.2.7. Технология книгораспространения за рубежом

•  

4.2.8. Специальные темы

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства.

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле.

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Антикварное и букинистическое дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

Введение

•  

4.2.1. История антикварного и букинистического дела

•  

4.2.2. Основные художественные стили и направления в искусстве (3 часа)

•  

4.2.3. Предметы антиквариата, их классификация и характеристика

•  

4.2.4. Ценообразование на антиквариат

•  

4.2.5. Организация антикварного и букинистического дела

•  

4.2.6. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Предприятие книгораспространения как хозяйствующий субъект книжного рынка

•  

4.2.3. Планово-рыночный механизм хозяйствования предприятия книгораспространения

•  

4.2.4. Экономический анализ в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия книгораспространения

•  

4.2.5. Товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.6. Розничный товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.7. Оптовый товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.8. Трудовые ресурсы и оплата труда в предприятии книгораспространения

•  

4.2.9. Основные фонды предприятия книгораспространения

•  

4.2.10. Издержки обращения предприятия книгораспространения

•  

4.2.11. Доходы предприятия книгораспространения

•  

4.2.12. Прибыль предприятия книгораспространения

•  

4.2.13. Финансовые ресурсы предприятия книгораспространения

•  

4.2.14. Оценка финансового состояния предприятия книгораспространения

•  

4.2.15. Планирование финансовой деятельности предприятия книгораспространения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Бухгалтерский учет и аудит в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Современное значение и роль бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности субъектов книжного дела

•  

4.2.2. Предмет бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения

•  

4.2.3. Общая характеристика метода бухгалтерского учета

•  

4.2.4. Бухгалтерский баланс и отчетность

•  

4.2.5. Счета бухгалтерского учета и двойная запись

•  

4.2.6. Документация, оценка и калькуляция, инвентаризация

•  

4.2.7. Организация бухгалтерского учета, регистры и формы бухгалтерского учета

•  

4.2.8. Учет основных средств и нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и материальных ценностей на предприятиях книжного дела

•  

4.2.9. Учет производственных запасов и затрат на производство в предприятиях книжного дела, занимающихся производственной деятельностью

•  

4.2.10. Учет готовой продукции и ее реализации

•  

4.2.11. Учет товарных операций в предприятиях книжного дела. Нормативные документы по учету товарных операций

•  

4.2.11.1. Учет товаров

•  

4.2.11.2. Учет поступления товаров

•  

4.2.11.3. Инвентаризация товаров

•  

4.2.11.4. Учет реализации товаров

•  

4.2.11.5. Бухгалтерский учет в антикварном и букинистическом деле

•  

4.2.12. Учет издержек обращения и производства

•  

4.2.13. Учет денежных средств и иностранной валюты

•  

4.2.14. Учет оплаты труда

•  

4.2.15. Учет расчетов и текущих обязательств

•  

4.2.16. Учет других расчетов

•  

4.2.17. Учет кредитов банка и финансирования

•  

4.2.18. Учет собственного капитала

•  

4.2.19. Учет прибыли и ее использования

•  

4.2.20. Учет расчетов по налогам

•  

4.2.21. Бухгалтерская отчетность

•  

4.2.22. Компьютерный учет в книжном деле

•  

4.2.23. Основные понятия, цели и объект аудита в книжном деле

•  

4.2.24. Виды аудиторских услуг

•  

4.2.25. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта книжного дела

•  

4.2.26. Аудит учредительских документов

•  

4.2.27. Проверка учета операций с денежными средствами.

•  

4.2.28. Проверка расчетных и кредитных операций

•  

4.2.29. Проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

•  

4.2.30. Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами

•  

4.2.31. Проверка операций по учету производственных запасов, материальных ценностей и товаров

•  

4.2.32. Проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами

•  

4.2.33. Проверка учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

•  

4.2.34. Проверка реализации продукции, товаров, услуг и формирования финансовых результатов

•  

4.2.35. Контроль качества аудиторской проверки

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Культура, этика и психология в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Культура и психология профессиональной деятельности. Профессиональная этика

•  

4.2.2. Психические процессы и особенности их проявления в профессиональной деятельности специалиста книжного дела

•  

4.2.3. Психология эмоций. Культура и этика эмоциональных отношений

•  

4.2.4. Речь как средство делового взаимодействия: культура речи; психология и этика речевого поведения

•  

4.2.5. Индивидуально-психологические, культурные и этические качества личности. Личность предпринимателя

•  

4.2.6. Культура управления. Психологические и этические основы управления в книжном деле

•  

4.2.7. Культура, этика и психология общения

•  

4.2.8. Культура, этика и психология ведения переговоров

•  

4.2.9. Особенности культуры, этики и психологии общения в книжной торговле

•  

4.2.10. Конфликты. Культурные, этические и психологические основы конфликтологии

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации

•  

Технические и программные средства обеспечения книжного дела

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Налоговые органы

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Технология книгораспространения

Программу составила Т.Н. Симагина, доцент, к. и. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины «Технология книгораспространения» сводятся к следующему:

  • формирование у студентов системного восприятия процессов книгораспространения;

  • привитие навыков моделирования бизнес-процессов в сфере книгораспространения;

  • создание возможностей для самостоятельного и рационального выполнения технологических операций на любых участках движения физических и информационных потоков;

  • участие в едином комплексе подготовки специалистов для рекламно-маркетинговой деятельности и менеджмента в области книготоргового бизнеса;

  • получение знаний о современном состоянии и перспективах развития отечественной и мировой систем книгораспространения.

Перечень дисциплин, необходимых для изучения курса: «Логистика в книжном деле», «Маркетинг в книжном деле», «Стандарты в книжном деле», «Правовые основы книжного дела», «Менеджмент в книжном деле», «Реклама книги. Связи с общественностью».

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • основные законодательные и нормативно-правовые акты, руководящие материалы, государственные и международные стандарты, регламентирующие деятельность в области технологии книгораспространения;

  • объект, предмет, основные задачи и методологические основы курса «Технология книгораспространения»;

  • теорию организации технологических процессов книгораспространения и уметь использовать свои знания на практике;

  • приемы и способы организации процессов приемки, хранения, обработки и продажи печатной продукции в оптовых и розничных книготорговых предприятиях;

должен уметь:

  • использовать новейшие книготорговые зарубежные технологии применительно к отечественной практике;

  • разрабатывать предложения по совершенствованию технологии книгораспространения;

иметь навыки:

  • составлять программы механизации, автоматизации и компьютеризации книготорговых технологических процессов;

  • анализировать основные тенденции развития технологии книгораспространения в современной России;

  • анализировать и разрабатывать концепции дизайна книжного магазина;

  • использовать современное техническое оснащение во всех технологических процессах книгораспространения.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 350 5 6
Аудиторные занятия 175 5 6
Лекции 88 5 6
Практические и семинарские занятия 87 5 6
Самостоятельная работа 175 5 6
Курсовой проект (работа) - - 6
Вид итогового контроля : экзамен - 5 6

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Введение в технологию книгораспространения * *
2 Организация (логистика) процессов книгораспространения и информационные системы * *
3 Управление товарными потоками * *
4 Планирование, дизайн магазина и способы представления товаров * *
5 Процесс продажи книжных товаров в розницу * *
6 Внемагазинная торговля * *
7 Технология книгораспространения за рубежом * *
8 Специальные темы * *

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение в технологию книгораспространения

Мир книготоргового бизнеса: субъекты, конкуренты, покупатели, среда. Классификация субъектов книготоргового бизнеса по роли в каналах распределения: понятия оптовой и розничной торговли. Функции оптовых и розничных книготорговцев. Дифференциация субъектов книготоргового бизнеса по элементам торговли-микс (типы и виды товара; разнообразие и ассортимент; уровень сервиса, предоставляемого покупателям; цена товара); формам собственности (независимые учреждения; корпоративные сети; организации, использующие франшизу). Организации и системы в сфере книгораспространения. Дистрибьюторские системы и их основные элементы. Традиционные и новые формы книгораспространения (в том числе интерактивная электронная торговля и продажи в виртуальной реальности). Карьера в сфере книжного бизнеса: возможности для менеджмента; создание собственного бизнеса.

Понятие технологии книгораспространения (распределительная логистика и продвижение книжных товаров в розничной торговле). Понятие технологического процесса книгораспространения как функции маркетинговой стратегии фирмы. Типовая структура технологического процесса предприятия книгораспространения. Традиционный и логистический подход к построению технологического процесса книгораспространения. Проблема и методы автоматической идентификации книжных товаров.

Объект, предмет и методы дисциплины. Значение дисциплины в профессиональной подготовке специалистов книготоргового бизнеса.

4.2.2. Организация (логистика) процессов книгораспространения и информационные системы

Системный подход и моделирование в управлении организационных систем. Организации как системы. Структуры систем: организационные, административные, информационные. Моделирование технологических процессов.

Проблемы построения организационной структуры предприятия книгораспространения (децентрализованные, централизованные, плоские организации, делегирование полномочий).

Информационные системы и системы распределения. Физические потоки товаров и проблема их управления. Распределительные центры. Управление входящими потоками. Прием и проверка товаров. Хранение товаров. Идентификация товаров и подготовка их к продаже. Этикетки и маркировка. Универсальные штрих-коды (УШК). Упаковка товаров. Обработка заказов. Управление исходящими потоками. Документооборот в предприятии книгораспространения. Виды и назначение документов и порядок их составления. Организация транспортно-экспедиционных операций. Методы управления товарными запасами (АВС-анализ, XYZ-анализ).

Потоки информации, системы электронного обмена данными (ЭОД). Системы доставки быстрого реагирования (БР). Принципы функционирования систем БР. Совместное использование данных. Понятие «время ожидания».

Оптимизация материальных и информационных потоков. Внедрение комплексных систем транспортировки, приема, хранения, подготовки к продаже товаров и обработки заказов. Основные элементы компьютерных информационных систем: УШК, ЭКТ (электронные кассовые терминалы), ЭОД, БР. Проблемы механизации и автоматизации в построении книготорговых технологий и пути их решения.

4.2.3. Управление товарными потоками

Организация процессов закупок. Группы товаров. Товарные категории. Товарные единицы, баланс запасов. Разнообразие, ассортимент, уровень сервиса. Построение баланса запасов. Жизненный цикл товарной категории. Бюджетный план. Метод открытых заказов. Распределение товаров по точкам. Типы поставщиков. Организация работы с поставщиками. Правовые и этические аспекты процесса закупок. Эксклюзивные территории. Эксклюзивное дилерство. Контракт на продажу с принудительным ассортиментом. Отказ от сделок. Двойное распределение.

4.2.4. Планировка, дизайн магазина и способы представления товаров

Планировка магазина. Типы планировки: «решетка», «трек», произвольная планировка. Размещение товаров. Книготорговое оборудование: прилавки, концевые стойки, рекламные прилавки и стеллажи, отдельно стоящие конструкции. Стены, горки, гондолы. Распределение торговых площадей. Способы представления товара: идейное представление, группировка по разделам ассортимента, выравнивание цен, вертикальное представление, объемное представление, фронтальное представление. Электронное представление товара.

Атмосфера магазина. Визуальные компоненты. Освещение. Цвет. Музыка.

4.2.5. Процесс продажи книжных товаров в розницу

Понятие и составные элементы процесса продажи. Методы продажи и их классификация. Подход к покупателю. Информация о товаре. Демонстрация товара. Преодоление возражений. Заключение сделки.

Обслуживание покупателей. Покупательский сервис. Книготорговые услуги. Этапы улучшения обслуживания покупателей. Правила обслуживания покупателей.

4.2.6. Внемагазинная торговля

Характеристика основных форм внемагазинной торговли и перспективы их развития. Прямая торговля по каталогам. Телевизионная торговля. Интерактивная электронная торговля, продажи в виртуальной реальности.

Личные продажи, в том числе многоуровневые торговые сети. Торговые автоматы. Книжные клубы и их особенности.

4.2.7. Технология книгораспространения за рубежом

Международный книжный рынок. Материально-техническое оснащение зарубежного книгораспространения. Каналы книгораспространения (Северная Америка, Западная Европа, страны Тихоокеанского региона). Национальные и международные книжные выставки и ярмарки. Модели книгораспространения: немецкая, французская, американская. Клубное книгораспространение. Книгораспространение в Великобритании и странах Северной Европы. Внешняя книжная торговля и проникновение на национальные рынки. Книгораспространение в развивающихся странах. Международные контакты России в сфере книгораспространения.

4.2.8. Специальные темы

Основные тенденции и перспективы развития мирового и отечественного книгораспространения в XXI веке.

Основные тенденции развития технологии книгораспространения в современной России.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

    Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 1998.

    Доил П. Менеджмент. Стратегия и тактика / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджмента»).

    Издательства России. Справочник. - Вып. 3. - М.: Альвис: Манускрипт, 1999.

    Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджментам)

    Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджмента»).

    Книжная торговля России: Справочник. - Вып. 3. - М.: Альвис: Манускрипт, 1999.

    Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1998. - («Теория и практика менеджмента»).

    Минаев Э.С. Управление производством и операциями. Модуль № 15. Модульная программа для менеджеров. - М.: Изд-во «Инфра. - М., 1999.

    Семь нот менеджмента. - 3-е изд., дополн. - М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998.

    Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модуль № 13. Модульная программа для менеджеров. - М.: Изд-во «Инфра - М», 1999.

    Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: ТАНДЕМ: Изд-во ЭКМОС, 1998.

    Энджел Д. Поведение потребителей / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджмента»).

Дополнительная литература

    Журналы «Компьюарт», «Компьюпринт».

    Журнал «Полиграфист и издатель».

    Газета «Книжное обозрение».

    Журнал «Книжное дело».

    Научно-технические сборники «Издательское дело», «Полиграфия», «Книжная торговля».

    Журналы «Тара и упаковка», «Пакет».

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

3 - КИТ, обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП