|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
•
Технология книгораспространения
Программу составила Т.Н. Симагина, доцент, к. и. н., МГУП •
1. Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины «Технология книгораспространения» сводятся к следующему:
Перечень дисциплин, необходимых для изучения курса: «Логистика в книжном деле», «Маркетинг в книжном деле», «Стандарты в книжном деле», «Правовые основы книжного дела», «Менеджмент в книжном деле», «Реклама книги. Связи с общественностью». •
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен знать:
должен уметь:
иметь навыки:
•
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
•
4. Содержание дисциплины
•
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.1 Раздел дисциплины и виды занятий
•
4.2. Содержание разделов дисциплины
•
4.2.1. Введение в технологию книгораспространения
Мир книготоргового бизнеса: субъекты, конкуренты, покупатели, среда. Классификация субъектов книготоргового бизнеса по роли в каналах распределения: понятия оптовой и розничной торговли. Функции оптовых и розничных книготорговцев. Дифференциация субъектов книготоргового бизнеса по элементам торговли-микс (типы и виды товара; разнообразие и ассортимент; уровень сервиса, предоставляемого покупателям; цена товара); формам собственности (независимые учреждения; корпоративные сети; организации, использующие франшизу). Организации и системы в сфере книгораспространения. Дистрибьюторские системы и их основные элементы. Традиционные и новые формы книгораспространения (в том числе интерактивная электронная торговля и продажи в виртуальной реальности). Карьера в сфере книжного бизнеса: возможности для менеджмента; создание собственного бизнеса. Понятие технологии книгораспространения (распределительная логистика и продвижение книжных товаров в розничной торговле). Понятие технологического процесса книгораспространения как функции маркетинговой стратегии фирмы. Типовая структура технологического процесса предприятия книгораспространения. Традиционный и логистический подход к построению технологического процесса книгораспространения. Проблема и методы автоматической идентификации книжных товаров. Объект, предмет и методы дисциплины. Значение дисциплины в профессиональной подготовке специалистов книготоргового бизнеса. •
4.2.2. Организация (логистика) процессов книгораспространения и информационные системы
Системный подход и моделирование в управлении организационных систем. Организации как системы. Структуры систем: организационные, административные, информационные. Моделирование технологических процессов. Проблемы построения организационной структуры предприятия книгораспространения (децентрализованные, централизованные, плоские организации, делегирование полномочий). Информационные системы и системы распределения. Физические потоки товаров и проблема их управления. Распределительные центры. Управление входящими потоками. Прием и проверка товаров. Хранение товаров. Идентификация товаров и подготовка их к продаже. Этикетки и маркировка. Универсальные штрих-коды (УШК). Упаковка товаров. Обработка заказов. Управление исходящими потоками. Документооборот в предприятии книгораспространения. Виды и назначение документов и порядок их составления. Организация транспортно-экспедиционных операций. Методы управления товарными запасами (АВС-анализ, XYZ-анализ). Потоки информации, системы электронного обмена данными (ЭОД). Системы доставки быстрого реагирования (БР). Принципы функционирования систем БР. Совместное использование данных. Понятие «время ожидания». Оптимизация материальных и информационных потоков. Внедрение комплексных систем транспортировки, приема, хранения, подготовки к продаже товаров и обработки заказов. Основные элементы компьютерных информационных систем: УШК, ЭКТ (электронные кассовые терминалы), ЭОД, БР. Проблемы механизации и автоматизации в построении книготорговых технологий и пути их решения. •
4.2.3. Управление товарными потоками
Организация процессов закупок. Группы товаров. Товарные категории. Товарные единицы, баланс запасов. Разнообразие, ассортимент, уровень сервиса. Построение баланса запасов. Жизненный цикл товарной категории. Бюджетный план. Метод открытых заказов. Распределение товаров по точкам. Типы поставщиков. Организация работы с поставщиками. Правовые и этические аспекты процесса закупок. Эксклюзивные территории. Эксклюзивное дилерство. Контракт на продажу с принудительным ассортиментом. Отказ от сделок. Двойное распределение. •
4.2.4. Планировка, дизайн магазина и способы представления товаров
Планировка магазина. Типы планировки: «решетка», «трек», произвольная планировка. Размещение товаров. Книготорговое оборудование: прилавки, концевые стойки, рекламные прилавки и стеллажи, отдельно стоящие конструкции. Стены, горки, гондолы. Распределение торговых площадей. Способы представления товара: идейное представление, группировка по разделам ассортимента, выравнивание цен, вертикальное представление, объемное представление, фронтальное представление. Электронное представление товара. Атмосфера магазина. Визуальные компоненты. Освещение. Цвет. Музыка. •
4.2.5. Процесс продажи книжных товаров в розницу
Понятие и составные элементы процесса продажи. Методы продажи и их классификация. Подход к покупателю. Информация о товаре. Демонстрация товара. Преодоление возражений. Заключение сделки. Обслуживание покупателей. Покупательский сервис. Книготорговые услуги. Этапы улучшения обслуживания покупателей. Правила обслуживания покупателей. •
4.2.6. Внемагазинная торговля
Характеристика основных форм внемагазинной торговли и перспективы их развития. Прямая торговля по каталогам. Телевизионная торговля. Интерактивная электронная торговля, продажи в виртуальной реальности. Личные продажи, в том числе многоуровневые торговые сети. Торговые автоматы. Книжные клубы и их особенности. •
4.2.7. Технология книгораспространения за рубежом
Международный книжный рынок. Материально-техническое оснащение зарубежного книгораспространения. Каналы книгораспространения (Северная Америка, Западная Европа, страны Тихоокеанского региона). Национальные и международные книжные выставки и ярмарки. Модели книгораспространения: немецкая, французская, американская. Клубное книгораспространение. Книгораспространение в Великобритании и странах Северной Европы. Внешняя книжная торговля и проникновение на национальные рынки. Книгораспространение в развивающихся странах. Международные контакты России в сфере книгораспространения. •
4.2.8. Специальные темы
Основные тенденции и перспективы развития мирового и отечественного книгораспространения в XXI веке. Основные тенденции развития технологии книгораспространения в современной России. •
5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен. •
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
•
6.1. Рекомендуемая литература
•
Основная литература
Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 1998. Доил П. Менеджмент. Стратегия и тактика / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджмента»). Издательства России. Справочник. - Вып. 3. - М.: Альвис: Манускрипт, 1999. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджментам) Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджмента»). Книжная торговля России: Справочник. - Вып. 3. - М.: Альвис: Манускрипт, 1999. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1998. - («Теория и практика менеджмента»). Минаев Э.С. Управление производством и операциями. Модуль № 15. Модульная программа для менеджеров. - М.: Изд-во «Инфра. - М., 1999. Семь нот менеджмента. - 3-е изд., дополн. - М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модуль № 13. Модульная программа для менеджеров. - М.: Изд-во «Инфра - М», 1999. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: ТАНДЕМ: Изд-во ЭКМОС, 1998. Энджел Д. Поведение потребителей / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - («Теория и практика менеджмента»). •
Дополнительная литература
Журналы «Компьюарт», «Компьюпринт». Журнал «Полиграфист и издатель». Газета «Книжное обозрение». Журнал «Книжное дело». Научно-технические сборники «Издательское дело», «Полиграфия», «Книжная торговля». Журналы «Тара и упаковка», «Пакет». •
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
3 - КИТ, обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021600 - Книгораспространение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Центр дистанционного образования МГУП |