Московский государственный университет печати

Ответственный за выпуск Столяров А.А.


         

Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин

Специальность 021600 - Книгораспространение


Ответственный за выпуск Столяров А.А.
Сборник примерных программ. Цикл специальных дисциплин
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Логистика в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Система понятий логистики и факторы ее развития

•  

4.2.2. Концепции логистики

•  

4.2.3. Основные требования логистики

•  

4.2.4. Информационная логистика

•  

4.2.5. Закупочная логистика

•  

4.2.6. Логистика в сфере производства книжной продукции

•  

4.2.7. Распределительная логистика в книжном деле

•  

4.2.8. Логистика товарных запасов

•  

4.2.9. Складское хозяйство и транспорт в условиях логистики

•  

4.2.10. Логистика будущего

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Технология книгораспространения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение в технологию книгораспространения

•  

4.2.2. Организация (логистика) процессов книгораспространения и информационные системы

•  

4.2.3. Управление товарными потоками

•  

4.2.4. Планировка, дизайн магазина и способы представления товаров

•  

4.2.5. Процесс продажи книжных товаров в розницу

•  

4.2.6. Внемагазинная торговля

•  

4.2.7. Технология книгораспространения за рубежом

•  

4.2.8. Специальные темы

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Предпринимательство в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание дисциплины

•  

4.2.1. Экономические и политические факторы влияния на предпринимательство. Роль государства.

•  

4.2.2. Формы собственности предприятий. Малый бизнес, его особенности в книжном деле. Экономическая роль малого бизнеса

•  

4.2.3. Субъект предпринимательской деятельности - ключевая фигура в бизнесе. Личностные и профессиональные качества предпринимателя, их развитие

•  

4.2.4. Условия организации и развития предпринимательства в книжном деле.

•  

4.2.5. Организация хозяйственных связей. Договорные отношения в книжном деле

•  

4.2.6. Защита от риска. Страхование, виды страхования бизнеса

•  

4.2.7. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана, их разработка

•  

4.2.8. Факторы, определяющие типы и виды издательско-книготорговых предприятий

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Антикварное и букинистическое дело

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

Введение

•  

4.2.1. История антикварного и букинистического дела

•  

4.2.2. Основные художественные стили и направления в искусстве (3 часа)

•  

4.2.3. Предметы антиквариата, их классификация и характеристика

•  

4.2.4. Ценообразование на антиквариат

•  

4.2.5. Организация антикварного и букинистического дела

•  

4.2.6. Заключение

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Введение

•  

4.2.2. Предприятие книгораспространения как хозяйствующий субъект книжного рынка

•  

4.2.3. Планово-рыночный механизм хозяйствования предприятия книгораспространения

•  

4.2.4. Экономический анализ в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия книгораспространения

•  

4.2.5. Товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.6. Розничный товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.7. Оптовый товарооборот предприятия книгораспространения

•  

4.2.8. Трудовые ресурсы и оплата труда в предприятии книгораспространения

•  

4.2.9. Основные фонды предприятия книгораспространения

•  

4.2.10. Издержки обращения предприятия книгораспространения

•  

4.2.11. Доходы предприятия книгораспространения

•  

4.2.12. Прибыль предприятия книгораспространения

•  

4.2.13. Финансовые ресурсы предприятия книгораспространения

•  

4.2.14. Оценка финансового состояния предприятия книгораспространения

•  

4.2.15. Планирование финансовой деятельности предприятия книгораспространения

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Бухгалтерский учет и аудит в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Современное значение и роль бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности субъектов книжного дела

•  

4.2.2. Предмет бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения

•  

4.2.3. Общая характеристика метода бухгалтерского учета

•  

4.2.4. Бухгалтерский баланс и отчетность

•  

4.2.5. Счета бухгалтерского учета и двойная запись

•  

4.2.6. Документация, оценка и калькуляция, инвентаризация

•  

4.2.7. Организация бухгалтерского учета, регистры и формы бухгалтерского учета

•  

4.2.8. Учет основных средств и нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и материальных ценностей на предприятиях книжного дела

•  

4.2.9. Учет производственных запасов и затрат на производство в предприятиях книжного дела, занимающихся производственной деятельностью

•  

4.2.10. Учет готовой продукции и ее реализации

•  

4.2.11. Учет товарных операций в предприятиях книжного дела. Нормативные документы по учету товарных операций

•  

4.2.11.1. Учет товаров

•  

4.2.11.2. Учет поступления товаров

•  

4.2.11.3. Инвентаризация товаров

•  

4.2.11.4. Учет реализации товаров

•  

4.2.11.5. Бухгалтерский учет в антикварном и букинистическом деле

•  

4.2.12. Учет издержек обращения и производства

•  

4.2.13. Учет денежных средств и иностранной валюты

•  

4.2.14. Учет оплаты труда

•  

4.2.15. Учет расчетов и текущих обязательств

•  

4.2.16. Учет других расчетов

•  

4.2.17. Учет кредитов банка и финансирования

•  

4.2.18. Учет собственного капитала

•  

4.2.19. Учет прибыли и ее использования

•  

4.2.20. Учет расчетов по налогам

•  

4.2.21. Бухгалтерская отчетность

•  

4.2.22. Компьютерный учет в книжном деле

•  

4.2.23. Основные понятия, цели и объект аудита в книжном деле

•  

4.2.24. Виды аудиторских услуг

•  

4.2.25. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта книжного дела

•  

4.2.26. Аудит учредительских документов

•  

4.2.27. Проверка учета операций с денежными средствами.

•  

4.2.28. Проверка расчетных и кредитных операций

•  

4.2.29. Проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

•  

4.2.30. Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами

•  

4.2.31. Проверка операций по учету производственных запасов, материальных ценностей и товаров

•  

4.2.32. Проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами

•  

4.2.33. Проверка учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

•  

4.2.34. Проверка реализации продукции, товаров, услуг и формирования финансовых результатов

•  

4.2.35. Контроль качества аудиторской проверки

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

Культура, этика и психология в книжном деле

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Культура и психология профессиональной деятельности. Профессиональная этика

•  

4.2.2. Психические процессы и особенности их проявления в профессиональной деятельности специалиста книжного дела

•  

4.2.3. Психология эмоций. Культура и этика эмоциональных отношений

•  

4.2.4. Речь как средство делового взаимодействия: культура речи; психология и этика речевого поведения

•  

4.2.5. Индивидуально-психологические, культурные и этические качества личности. Личность предпринимателя

•  

4.2.6. Культура управления. Психологические и этические основы управления в книжном деле

•  

4.2.7. Культура, этика и психология общения

•  

4.2.8. Культура, этика и психология ведения переговоров

•  

4.2.9. Особенности культуры, этики и психологии общения в книжной торговле

•  

4.2.10. Конфликты. Культурные, этические и психологические основы конфликтологии

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Методические рекомендации

•  

Технические и программные средства обеспечения книжного дела

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

•  

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

•  

Правовые основы книжного дела

•  

1. Цели и задачи дисциплины

•  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

•  

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

•  

4. Содержание дисциплины

•  

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

•  

4.2. Содержание разделов дисциплины

•  

4.2.1. Предмет и задачи курса

•  

4.2.2. Право в системе социального регулирования

•  

4.2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

•  

4.2.4. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

•  

4.2.5. Основы обязательственного права

•  

4.2.6. Отношения коммерческих организаций с гражданами

•  

4.2.7. Налоговая система РФ

•  

4.2.8. Налоговый кодекс РФ

•  

4.2.9. Налоговые органы

•  

4.2.10. Налоговое планирование

•  

5. Лабораторный практикум

•  

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

•  

6.1. Рекомендуемая литература

•  

Основная литература

•  

Дополнительная литература

•  

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения

Программу составила Е.Н. Иванова, доцент, к. э. н., МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является изучение совокупности хозяйственных фактов, явлений, выражающих сущность хозяйственной деятельности предприятий книгораспространения как субъектов книжного рынка, а также формирование научной системы специальных знаний в области развития и исследования экономических процессов, происходящих на уровне хозяйствующих субъектов книгораспространения.

Процесс обучения предполагает развитие способности будущих специалистов книжного дела к логическому экономическому мышлению, позволяющему грамотно ориентироваться во всех сложностях и противоречиях книготоргового дела, правильно оценивать реально существующую действительность и, по возможности, предвидеть ход развития событий в будущем. Необходимым условием этого выступает комплексное рассмотрение сущности важнейших категорий товарного производства и товарного обращения на фоне специфики их проявления в сфере производства и обращения книжной продукции.

Основная задача дисциплины - ознакомить студентов с основами функционирования предприятия книгораспространения в условиях рыночной экономики; показать место и роль торговли книгами в воспроизводственном процессе и на рынке книжной продукции; раскрыть механизм формирования и взаимосвязь основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения; привить навыки их экономического анализа и планирования; развить способность и умение обобщать результаты анализа и наблюдений и принимать рациональные управленческие решения по повышению социально-экономической эффективности работы предприятия книгораспространения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные положения теории торговли книжной продукцией; механизм действия, формы и методы реализации требований объективных экономических законов в сфере обращения книжной продукции; иметь представление о хозяйственных процессах в сфере обращения книжной продукции, определяющих суть финансово-хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения, о его внутренних взаимосвязях и связях с внешней средой; знать способы достижения главной цели предприятия книгораспространения - осуществление продвижения книжной продукции от издательств к потребителям посредством купли-продажи и реализации собственных интересов на основе удовлетворения духовных потребностей людей в издательской продукции, представленной на книжном рынке.

Студент должен уметь применять положения важнейших законодательных и других нормативных документов в практической финансово-хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения, определять вид предприятия книгораспространения соответственно важнейшим признакам классификации, анализировать и делать плановый расчет основных показателей торгово-хозяйственной деятельности, анализировать и планировать показатели оценки и эффективности использования трудовых и производственных ресурсов, рассчитывать и анализировать финансовые результаты торгово-хозяйственной деятельности, финансового состояния предприятия книгораспространения, изыскивать пути снижения затрат, увеличения доходов, прибыли и улучшения финансового состояния предприятия книгораспространения.

Студент должен иметь навыки анализа, оценки и планирования показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий книгораспространения.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 270 8 9
Аудиторные занятия 135 8 9
Лекции 68 8 9
Практические и семинарские занятия 67 8 9
Самостоятельная работа 135 8 9
Курсовой проект (работа) - - 9
Вид итогового контроля : экзамен - 8 9

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

1 Введение * *
2 Предприятие книгораспространения как хозяйствующий субъект книжного рынка * *
3 Планово -рыночный механизм хозяйствования предприятия книгораспространения * *
4 Экономический анализ в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия книгораспространения * *
5 Товарооборот предприятия книгораспространения * *
6 Розничный товарооборот предприятия книгораспространения * *
7 Оптовый товарооборот предприятия книгораспространения * *
8 Трудовые ресурсы и оплата труда в предприятии книгораспространения * *
9 Основные фонды предприятия книгораспространения * *
10 Издержки обращения предприятия книгораспространения * *
11 Доходы предприятия книгораспространения * *
12 Прибыль предприятия книгораспространения * *
13 Финансовые ресурсы предприятия книгораспространения * *
14 Оценка фнансового состояния предприятия книгораспространения * *
15 Планирование финансовой деятельности предприятия книгораспространения * *

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение

«Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения» как составная часть системы экономических наук, методологической базой которых является экономическая теория. Место дисциплины «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения» в системе экономических наук. Комплексный характер дисциплины «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения» и одновременно ее относительная обособленность и самостоятельность при подготовке специалиста книжного дела.

Система и специфика отношений и связей предприятия книго-распространения. Ведущая роль хозяйственных связей и экономических отношений в этой системе. Базовый характер специфических экономических отношений при формировании рыночно-профессионального мышления специалистов в области книжного дела.

Предмет дисциплины «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения». Характеристика единичных хозяйственных фактов, явлений и их совокупность в системе предприятия книгораспространения.

Понятие хозяйственной и финансовой деятельности, конкретизация в ней общих теоретических и методологических положений экономической теории, характера действия и формы проявления общих и специфических экономических законов на уровне предприятия.

Финансово-хозяйственная деятельность как предмет изучения других научных экономических дисциплин.

Метод курса «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения». Диалектический и исторический материализм в изучении конкретных форм экономических отношений в сфере товарного обращения книжной продукции. Основные категории экономики предприятия книгораспространения, формы проявления и возможность управления ими в книготорговой практике в условиях рынка.

Значение курса «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения» в экономическом образовании, воспитании, формировании передового мировоззрения, инициативного, творческого отношения к делу, повышении уровня коммерциализации специалистов книжного дела высшей квалификации. Необходимость повышения социально-экономической эффективности книгораспространения в свете общенародных проблем современной России.

Связь курса «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения» с другими учебными дисциплинами. Последовательность изучения тем, виды занятий и формы контроля.

4.2.2. Предприятие книгораспространения как хозяйствующий субъект книжного рынка

Понятие предприятия книгораспространения. Юридически-правовой статус предприятия книгораспространения и его признаки.

Права и обязанности предприятия книгораспространения как хозяйствующего субъекта. Система внутренних и внешних связей предприятия книгораспространения. Функции предприятия книгораспространения.

Классификация предприятий книгораспространения: по организации управления; по видам торгово-оперативной деятельности; по формам собственности; по уровню подчиненности; по организационно-правовым формам хозяйствования.

Организационно-правовые формы хозяйствования предприятий книгораспространения в соответствии с Гражданским кодексом РФ: государственные и муниципальные унитарные предприятия книгораспространения; хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; производственные кооперативы (артели); личные (индивидуальные) предприятия. Порядок организации и особенности функционирования предприятий книгораспространения соответствующих организационно-правовых форм хозяйствования.

Совокупность предприятий книгораспространения, объединяемых понятием «книжная торговля». Место книжной торговли в процессе воспроизводства книжной продукции.

Сущность и функции книжной торговли. Книжная торговля - составная часть народнохозяйственной отрасли «Торговля». Причины относительной автономии книжной торговли и ее специфические особенности.

Книжная торговля - составная часть книжного дела.

Место и роль книжной торговли на книжном рынке. Книжная торговля-участник и организатор рыночных связей. Задачи книжной торговли в социально-экономическом и культурном строительстве России.

Система показателей в управлении и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; объемные и удельные.

Основная и вспомогательная хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения: торговая, производственная, оказание дополнительных услуг, внешнеэкономическая.

Относительная обособленность и взаимосвязь показателей хозяйственной деятельности предприятий книгораспространения с элементами книжного рынка.

Критерии эффективности деятельности предприятия книгораспространения.

Розничная и оптовая торговля книгами. Инфраструктура розничной и оптовой торговли книгами.

4.2.3. Планово-рыночный механизм хозяйствования предприятия книгораспространения

Понятие механизма хозяйствования на макро- и микроуровне. Место и роль хозяйственного механизма в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия книгораспространения. Государственное регулирование сферы обращения издательской продукции.

Составные части и элементы механизма хозяйствования предприятия книгораспространения.

Система методов управления предприятием книгораспространения. Приоритет экономических методов управления в целях согласования коллективных и личных интересов.

Взаимосвязь механизма хозяйствования с управленческими структурами. Основные типы организационных структур предприятий книгораспространения.

Система экономических инструментов и рычагов в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия книгораспространения. Экономический механизм хозяйствования на уровне предприятия. Система материальных стимулов предприятия книгораспространения. Налоги в системе экономических инструментов и рычагов управления предприятием книгораспространения.

Место и роль планирования в механизме хозяйствования предприятия книгораспространения. Принципиальные различия роли плана в условиях административно-командной и рыночной экономики. Тотальное планирование - сердцевина централизованного управления командной экономикой. Демократический характер планирования в условиях рыночной экономики.

Мобилизующая роль плана для трудовых коллективов предприятий книгораспространения.

Принципы планирования деятельности предприятия книгораспространения.

Методы планирования и их совершенствование на основе внедрения персональных компьютеров в технологию разработки плана.

Виды планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения. Расчетный характер показателей плана предприятия книгораспространения - план-прогноз как ориентир на будущее в развитии трудового коллектива.

Содержание плана экономического и социального развития предприятия книгораспространения.

Планирование социального развития предприятия книгораспространения.

Назначение, структура и содержание бизнес-плана предприятия книгораспространения.

4.2.4. Экономический анализ в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия книгораспространения

Понятие, содержание, предмет и задачи экономического анализа.

Основы классификации видов экономического анализа. Внутрихозяйственный анализ предприятия книгораспространения.

Традиционные и экономико-математические методы экономического анализа и применение их в изучении и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения. Методы комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности.

Информационное обеспечение и организация экономического анализа в предприятии книгораспространения.

4.2.5. Товарооборот предприятия книгораспространения

Товарооборот как совокупность актов купли-продажи и процесс движения товаров от производителя к потребителю, сопровождаемый расчетами с использованием денег.

Основные категории и виды товарооборота: товарная масса, поступившая в обращение; оптовый; розничный; валовой; торгово-посреднический; чистый.

Система показателей товарооборота и их балансовая увязка на уровне предприятия книгораспространения.

4.2.6. Розничный товарооборот предприятия книгораспространения

Понятие и значение розничного товарооборота книжной продукции; розничного товарооборота книготоргового предприятия. Розничный товарооборот как экономическая категория, количественно-стоимостное выражение реализованного товарного предложения и удовлетворенного покупательского спроса.

Состав розничного товарооборота предприятия книгораспространения в соответствии с инструкцией Госкомстата РФ по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами от 01.04.96 г. № 25.

Классификация розничного товарооборота книготоргового предприятия и их совокупности: по формам собственности; по ассортиментному составу; по видам покупателей; по видам расчетов; по методам продажи; по организационным формам торговли.

Анализ розничного товарооборота предприятия книгораспространения. Задачи и последовательность анализа розничного товарооборота. Информационное обеспечение анализа розничного товарооборота предприятия книгораспространения.

Анализ выполнения плана розничной реализации за отчетный период (год, квартал, месяц). Анализ равномерности выполнения плана розничной реализации по товарным отделам и отдельным внутри отчетным периодам (кварталам, месяцам, декадам, дням). Анализ динамики розничной реализации предприятия книгораспространения.

Анализ факторов, влияющих на объем розничной реализации и связанных с использованием товарных ресурсов, трудовых ресурсов, основных фондов.

Планирование розничной реализации предприятий книгораспространения, их объединений и торгово-хозяйственных единиц на год, квартал, месяц. Оперативное планирование розничной реализации за месяц. Планирование розничной реализации книготоргового предприятия по ассортименту.

Понятие и значение товарных запасов. Классификация товарных запасов. Показатели оценки товарных запасов. Время товарного обращения и скорость реализации товаров, показатели их оценки и методика расчета.

Основные факторы, влияющие на величину товарных запасов и время товарного обращения. Роль производственных (выпуска книг), технологических факторов в формировании величины товарных запасов и времени товарного обращения. Понятие расходимости изданий.

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости. Контроль за состоянием товарных запасов в предприятии книгораспространения.

Основы нормирования товарных запасов в предприятиях книгораспространения розничной торговли: в ассортиментных отделах, в книжных магазинах, объединениях. Контроль за состоянием товарных запасов в розничном предприятии книгораспространения.

Понятие товарного обеспечения розничного товарооборота. Источники товарного обеспечения. Расчет плана товарного обеспечения. План товарного обеспечения розничного товарооборота - основа для заключения договоров с поставщиками на поставку товаров в планируемом периоде.

Разработка организационно-технических мероприятий по обеспечению выполнения плана розничного товарооборота предприятия книгораспространения.

4.2.7. Оптовый товарооборот предприятия книгораспространения

Понятие, значение и роль оптового товарооборота книжной продукции, его связь и соотношение с розничным товарооборотом. Связь оптового товарооборота с поставками и процессом товародвижения книг в виде пространственного перемещения книжной продукции от мест производства до места розничной реализации.

Виды оптового товарооборота.

Анализ товарооборота оптового предприятия книгораспространения: по формам товародвижения, по участию в расчетах, по ассортименту, по видам оптовых покупателей.

Анализ поставок товаров в оптовое предприятие книгораспространения по источникам поступления и отдельным поставщикам. Изучение выполнения договоров поставок и степени надежности выбранных поставщиков. Оценка ритмичности поставок на основе расчета коэффициентов вариации и линейных коэффициентов аритмичности.

Планирование товарооборота оптового предприятия книгораспространения на перспективу. Система социально-экономических показателей и планов издательств, используемых при разработке перспективных планов оптового товарооборота.

Планирование оптового товарооборота книжной продукции на год. Совокупность показателей, используемых при разработке годового плана оптового товарооборота по его видам. Разработка календарных планов поставок и отгрузки книжных товаров оптовым покупателям.

Особенности анализа и нормирования товарных запасов в оптовом предприятии книгораспространения. Расчет плана закупки и плана завоза товаров на склад оптового предприятия книгораспространения.

Разработка организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение плана товарооборота оптового предприятия книгораспространения.

4.2.8. Трудовые ресурсы и оплата труда в предприятии книгораспространения

Трудовые ресурсы - необходимое условие деятельности предприятий книгораспространения. Понятие трудовых ресурсов. Социально-экономическая сущность, характер и особенности труда работников книжной торговли. Предмет книготоргового труда. Производительный и непроизводительный труд в книжной торговле. Основы профессионального разделения труда в книжной торговле.

Показатели труда в предприятии книгораспространения: численность работников, производительность труда, фонд оплаты труда, средняя оплата труда. Место и роль трудовых показателей в хозяйственном механизме предприятия книгораспространения.

Виды численности работников предприятия книгораспространения и методика расчета. Показатели движения рабочей силы.

Анализ численности и должностного состава рабочей силы предприятия книгораспространения: аппарата управления и специалистов, торгово-оперативного и обслуживающего персонала.

Понятие производительности и эффективности труда в книжной торговле. Народнохозяйственное и отраслевое понятие эффективности труда работников книжной торговли. Показатели измерения производительности труда в книжной торговле. Основные факторы, влияющие на производительность труда в книжной торговле. Понятие трудоемкости и методы оценки ее изменения.

Анализ производительности труда. Оценка текущих показателей и динамики производительности труда за ряд лет с учетом трудоемкости товарооборота.

Планирование производительности труда работников предприятия книгораспространения. Расчет дневных норм выработки продавцов.

Планирование численности работников предприятия книгораспространения, в том числе продавцов.

Социально-трудовые отношения и их роль в регулировании оплаты труда в книжной торговле. Коллективно-договорная система как механизм рыночного регулирования заработной платы. Генеральные, отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры предприятий и решаемые ими вопросы в области оплаты труда. Трудовые договоры предприятий.

Основные нормативные акты, регулирующие оплату труда. Тарифная система оплаты труда и ее составные элементы: тарифно-квалификационные справочники; тарифные сетки; тарифные ставки, надбавки и доплаты, районные коэффициенты; списки (перечни) работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Организация оплаты труда в предприятии книгораспространения: формы и системы оплаты.

Фонд оплаты труда, порядок образования, использования и распределения между членами коллектива с учетом количества и качества затраченного книготоргового труда.

Анализ фонда оплаты труда.

Планирование фонда оплаты труда в предприятии книгораспространения.

4.2.9. Основные фонды предприятия книгораспространения

Понятие и сущность основных фондов и материально-технической базы книжной торговли.

Основные фонды предприятия книгораспространения, их виды и показатели оценки. Классификация основных фондов.

Натурально-вещественный и стоимостный состав основных фондов предприятия книгораспространения.

Амортизация основных фондов. Методы расчета амортизационных отчислений.

Показатели оценки движения основных фондов предприятия книгораспространения и методика их расчета.

Показатели эффективности использования основных фондов предприятия книгораспространения и методика их расчета.

Воспроизводство основных фондов предприятия книгораспространения. Новое строительство, капитальный и текущий ремонт как форма развития основных фондов предприятия книгораспространения.

Основы планирования развития основных фондов предприятия книгораспространения. Показатели, основные предпосылки и порядок составления плана капитального строительства.

Контроль за выполнением плана развития основных фондов предприятия книгораспространения.

4.2.10. Издержки обращения предприятия книгораспространения

Понятие, сущность и специфические особенности издержек обращения в книжной торговле.

Состав и классификация издержек обращения. Номенклатура издержек обращения.

Показатели измерения издержек обращения и методика их расчета.

Основные факторы, влияющие на уровень издержек обращения: объективные (не зависящие от коллектива) и субъективные (зависящие от коллектива). Роль трудового коллектива в снижении уровня издержек обращения.

Задача снижения уровня издержек обращения в условиях повышения культуры обслуживания покупателей.

Статистическая отчетность по издержкам обращения «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)» (форма № 5-з).

Анализ издержек обращения предприятия книгораспростране-ния по общему уровню и по отдельным статьям. Анализ и оценка основных факторов, влияющих на уровень издержек обращения предприятия книгораспространения. Экономико-математические методы анализа общего уровня издержек обращения предприятия книгораспространения.

Основы планирования издержек обращения предприятия книгораспространения.

Сущность и виды других затрат (внереализационных расходов), не включаемых в состав издержек обращения и учитываемых при определении финансового результата (прибыли) предприятия книгораспространения.

4.2.11. Доходы предприятия книгораспространения

Виды и назначение доходов предприятия книгораспространения.

Валовой доход от торговой деятельности - основной вид дохода предприятия книгораспространения. Показатели измерения валового дохода от реализации товаров.

Торговая надбавка и торговая скидка - основные источники валового дохода от торговой деятельности и элемент розничной цены. Роль торговой надбавки и скидки в хозрасчетных взаимоотношениях книготоргового предприятия с поставщиками и покупателями. Основные факторы, учитываемые предприятием книгораспространения при обосновании уровня торговой надбавки. Связь практики обоснования уровня торговой надбавки с ценовой политикой предприятия книгораспространения.

Методы обоснования уровня торговой надбавки предприятием книгораспространения. Варианты расчета уровня торговой надбавки с учетом форм и методов расчетов за товары и условий их доставки в предприятие книгораспространения.

Доходы предприятия книгораспространения от неторговой деятельности и их роль в хозрасчетной деятельности в условиях рыночной экономики. Классификация и учет доходов от неторговой деятельности.

Анализ общего уровня, состава и динамики совокупного дохода предприятия книгораспространения.

Анализ валового дохода предприятия книгораспространения от торговой деятельности. Основные факторы, влияющие на уровень валового дохода, и методика их оценки.

Основы планирования совокупного дохода от торговой и неторговой деятельности предприятия книгораспространения.

Прочие (внереализационные) доходы предприятия книгораспространения, учитываемые при определении финансового результата (прибыли).

4.2.12. Прибыль предприятия книгораспространения

Сущность прибыли как экономической категории товарного производства. Роль прибыли в условиях рыночной экономики.

Источники получения и порядок расчета прибыли. Виды прибыли и методика их расчета в предприятии книгораспространения.

Понятие рентабельности и показатели ее измерения в книжной торговле.

Основные факторы, влияющие на балансовую прибыль и рентабельность предприятия книгораспространения.

Анализ балансовой прибыли книготоргового предприятия. Оценка влияния основных факторов, формирующих прибыль и рентабельность предприятия книгораспространения.

Порядок распределения прибыли между бюджетом и предприятием книгораспространения. Методика расчета суммы налога, уплачиваемой в бюджет, и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Роль чистой прибыли в обеспечении самофинансирования, инвестиционной политике, решении социальных вопросов коллектива предприятия.

Основы планирования прибыли предприятия книгораспространения.

Методика расчета точки безубыточности и планового объема продажи товаров, обеспечивающего безубыточную работу предприятия книгораспространения. Расчет предела безопасности и запаса финансовой прочности при заданном плановом объеме прибыли предприятия книгораспространения.

Практика расчета плановой суммы прибыли на основе сложившегося уровня рентабельности и планового объема продажи товаров предприятием книгораспространения.

4.2.13. Финансовые ресурсы предприятия книгораспространения

Понятие финансовых ресурсов и их роль в хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения. Взаимосвязь финансовых ресурсов с показателями торгово-хозяйственной деятельности.

Система денежных отношений предприятия книгораспространения. Денежные отношения как отражение финансовой стороны хозрасчетной деятельности предприятия книгораспространения.

Источники формирования финансовых ресурсов: собственные, заемные, привлеченные. Классификация и характеристика состава средств предприятия книгораспространения по участию в хозяйственном обороте: внеоборотные, оборотные.

Характеристика состава источников средств предприятия книгораспространения:

  • собственных - уставный и резервный капитал, целевые финансирование и поступления, фонды накопления и специального назначения, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года;

  • заемных - долгосрочных и краткосрочных;

  • привлеченных (пассивов, не связанных с задолженностью) - долгосрочных и краткосрочных. Кредиторская задолженность как основной вид краткосрочных пассивов. Виды краткосрочной задолженности предприятия книгораспространения.

Бухгалтерский баланс и приложения к нему - информационная база изучения состава и размещения средств предприятия книгораспространения.

Методы расчета всех видов средств в соответствии с признаками классификации на основе бухгалтерского баланса предприятия книгораспространения.

4.2.14. Оценка финансового состояния предприятия книгораспространения

Понятие платежеспособности и финансовой устойчивости. Показатели оценки платежеспособности и методика их расчета на основе бухгалтерского баланса предприятия книгораспространения. Показатели оценки финансовой устойчивости и методика их расчета на основе бухгалтерского баланса предприятия книгораспространения.

Официальные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости и соответствие их фактическим показателям предприятия книгораспространения.

Пути повышения коэффициента текущей ликвидности.

Методы определения нормального уровня коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия книгораспространения.

Анализ финансового состояния предприятия книгораспространения. Анализ изменения состава и структуры средств на начало и конец отчетного периода.

Анализ оборачиваемости оборотных средств. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия книгораспространения. Нормальная и просроченная дебиторская и кредиторская задолженности.

4.2.15. Планирование финансовой деятельности предприятия книгораспространения

Понятие и задачи финансового планирования. Стратегическое, текущее и оперативное финансовое планирование. Финансовый план, его назначение и содержание в предприятии книгораспространения. Проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану как способ увязки каждого вида вложений. Оперативное финансовое планирование. Платежный календарь и контроль за его исполнением. Содержание платежного календаря книготоргового предприятия.

Расчет потребности в собственных оборотных средствах предприятия книгораспространения.

Расчет плановых показателей текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами предприятия книгораспространения.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

    Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: «Финансы и статистика», 1997.

    Иванова Е.Н. Экономика книготоргового предприятия: Учебное пособие. - М.: «Мир книги», 1998.

    Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - Минск: Высшая школа, 2000.

    Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

    Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник. - М., 1999.

    Торговое дело: экономика, маркетинг и организация. - М.: ИНФРА-М, 2000.

    Финансы., Учебник для вузов / Под. ред. проф. М.В. Романовского и др. - М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

    Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. Л.А. Дробозиновой. - М.: ЮНИТИ, 2000.

    Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учебное пособие. - М., 1996.

Дополнительная литература

    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000.

    Гражданский кодекс Российской Федерации. - 4.1. - М.: 1995. - 4.2. - М., 1996.

    Грэм Г. Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли / Пер. с англ. - М.: РосКонсульт, 1999.

    Книжная торговля России. Справочник. - Вып. 3. - М.: «Альвис», 1999.

    Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999.

    Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ: Дана, 1999.

    Петров А.В. Налог на прибыль. - М.: 1996.

    Учет затрат в торговле и общественном питании. - М.: «Ось-89», 1997.

    Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 1997.

    Экономика предприятия. Учебник. / Пер. с немецкого; Под. ред. Ф.К. Беа. - М.: ИНФРА-М., 1999.

    Журналы:

    • «Полиграфист и издатель»,

    • «Витрина»,

    • «Читающая Россия»,

    • «Книжное дело»,

    • «Книжный бизнес»,

    • «Книжная торговля».

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021600 - Книгораспространение.

© Центр дистанционного образования МГУП