Московский государственный университет печати

Валгина Н.С., Светлышева В.Н.


         

Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения

Учебное пособие


Валгина Н.С., Светлышева В.Н.
Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Орфография

1.1.

Принципы русской орфографии

1.2.

Правописание гласных в корне

1.2.1.

Проверяемые безударные гласные

1.2.2.

Непроверяемые безударные гласные

1.2.3.

Чередующиеся гласные в корнях

1.3.

Гласные после шипящих и Ц

1.3.1.

Буквы е (ё) - о после шипящих в корне

1.3.2.

Гласные после Ц

1.3.3.

Гласные е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи

1.3.4.

Гласные е(ё) - о в суффиксах

1.3.5.

Гласные е(ё) - о в окончаниях

1.3.6.

Гласные после Ц в суффиксах и окончаниях

1.3.7.

Буквы э - е

1.3.8.

Буква Й

1.4.

Правописание согласных в корне

1.4.1.

Звонкие и глухие согласные

1.4.2.

Двойные согласные в корне и на стыке корня с суффиксом и приставкой

1.4.3.

Непроизносимые согласные

1.5.

Буквы Ъ и Ь

1.5.1.

Употребление ъ

1.5.2.

Употребление Ь

1.6.

Правописание приставок

1.6.1.

Приставки, оканчивающиеся на согласную

1.6.2.

Приставка с-

1.6.3.

Приставки, оканчивающиеся на з

1.6.4.

Безударные гласные в приставках

1.6.5.

Приставки пре- и при-

1.6.6.

Гласные и - ы после приставок

1.7.

Правописание окончаний и суффиксов существительных

1.7.1.

Падежные окончания существительных 1-го склонения

1.7.2.

Падежные окончания существительных 2-го склонения

1.7.3.

Падежные окончания существительных 3-го склонения

1.7.4.

Окончания существительных после суффиксов

1.7.5.

Суффиксы существительных

1.7.6.

Существительные с н и нн

1.8.

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных

1.8.1.

Окончания прилагательных

1.8.2.

Суффиксы прилагательных

1.8.3.

Суффиксы прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных

1.8.4.

Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

1.9.

Правописание числительных

1.9.1.

Количественные числительные

1.9.2.

Порядковые числительные

1.9.3.

Дробные числительные

1.9.4.

Собирательные числительные

1.10.

Правописание сложных слов

1.10.1.

Сложные слова с соединительной гласной

1.10.2.

Сложные слова без соединительной гласной

1.10.3.

Сложные существительные

1.10.4.

Сложные прилагательные

1.11.

Правописание местоимений

1.11.1.

Личные местоимения

1.11.2.

Неопределенные местоимения

1.11.3.

Отрицательные местоимения

1.12.

Правописание глаголов

1.12.1.

Личные окончания глаголов

1.12.2.

Буква Ь в глагольных формах

1.12.3.

Суффиксы глаголов

1.13.

Правописание окончаний и суффиксов причастий

1.13.1.

Окончания причастий

1.13.2.

Суффиксы причастий настоящего времени

1.13.3.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1.13.4.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1.14.

Правописание наречий

1.14.1.

Гласные на конце наречий

1.14.2.

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

1.14.3.

Отрицательные наречия

1.14.4.

Дефисное написание наречий

1.14.5.

Слитное написание наречий

1.14.6.

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

1.15.

Правописание предлогов

1.15.1.

Непроизводные предлоги

1.15.2.

Производные предлоги

1.15.3.

Слитное написание производных предлогов и предложных сочетаний

1.15.4.

Раздельное написание предлогов

1.16.

Правописание союзов

1.16.1.

Слитное написание союзов

1.16.2.

Раздельное написание союзов

1.17.

Правописание частиц

1.17.1.

Раздельное написание частиц

1.17.2.

Дефисное написание частиц

1.17.3.

Правописание не и ни

1.17.4.

Не с именами существительными

1.17.5.

Не с именами прилагательными

1.17.6.

Не с числительными

1.17.7.

Не с местоимениями

1.17.8.

Не с глаголами

1.17.9.

Не с причастиями

1.17.10.

Не с наречиями

1.17.11.

Не в составе союзов и союзных слов

1.18.

Употребление прописных букв

1.18.1.

Собственные имена лиц и животных

1.18.2.

Названия исторических событий, эпох и знаменательных дат

1.18.3.

Названия организаций, учреждений, фирм

1.18.4.

Наименования должностей, званий, титулов

1.18.5.

Названия документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений, органов печати

1.18.6.

Географические наименования

1.18.7.

Астрономические наименования

2.

Пунктуация

2.1.

Пунктуация и ее системность

2.2.

Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение

2.2.1.

Знаки препинания в конце предложения

2.2.2.

Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения

2.2.3.

Многоточие в начале и внутри предложения

2.2.4.

Многоточие в цитатах

2.2.5.

Точка при членении предложения

2.3.

Знаки препинания в простом предложении

2.3.1.

Тире между подлежащим и сказуемым

2.3.2.

Тире в неполном предложении

2.3.3.

Соединительное и выделительное тире

2.3.4.

Знаки препинания при именительном темы

2.4.

Знаки препинания при однородных членах предложения

2.4.1.

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных и не соединенных союзами

2.4.2.

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами

2.4.3.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

2.4.4.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

2.4.5.

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

2.5.

Знаки препинания при обособленных членах предложения

2.5.1.

Знаки препинания при обособленных и необособленных согласованных определениях

2.5.2.

Знаки препинания при несогласованных определениях

2.5.3.

Знаки препинания при приложениях

2.5.4.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

2.5.5.

Знаки препинания при деепричастных конструкциях

2.5.6.

Знаки препинания при обстоятельствах, выраженных существительными и наречиями

2.5.7.

Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения

2.6.

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

2.7.

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

2.8.

Знаки препинания при обращениях

2.9.

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

2.10.

Знаки препинания в сложном предложении

2.11.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

2.11.1.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

2.11.2.

Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными частями

2.11.3.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2.11.4.

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях

2.12.

Знаки препинания при прямой речи и цитатах

2.13.

Употребление кавычек

2.14.

Употребление абзаца

2.15.

Сочетание знаков препинания и последовательность в их расположении

2.16.

Понятие авторской пунктуации

3.

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

Условные сокращения

Рекомендуемая литература

Указатели
58  предметный указатель

2.7.
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

Вводные конструкцииВводными являются слова, сочетания слов, а также предложения, главная функция которых - выражение отношения говорящего к высказанному. Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д. Основное значение вводных конструкций - значение модальной, эмоциональной, экспрессивной оценочности.

Вставные конструкцииВставными считаются конструкции, содержащие дополнительные сообщения самого разнообразного характера: попутные сведения, поправки к сказанному. Они разъясняют, толкуют основное высказывание.

И вводные и вставные конструкции выделяются (или отделяются) запятыми: Я увидел Наташу, кажется, на третий день моей больничной жизни (Расп.); Одно присутствие здесь декабристов, разбросанных в ссылке по всем просторам Западной и Восточной Сибири, имело на общественность такое влияние, что, во-первых, будучи во многих местах разрозненными умами, она стала общественностью и, во-вторых, обрела цели, которые в конце концов привели к открытию Томского университета (Расп.); Кто-то, видно, проходил в это время по улице (Расп.); На постановку пьесы сколько-нибудь ценной приходится тратить столько сил, что в глазах ребят это ничем не оправдывается. Правда, сами участвующие получают некоторое удовлетворение (Мак.); Не впервые я уезжал из дома, но это были поездки, начинавшиеся и кончавшиеся в Пскове и, может быть, поэтому оставившие чувство мимолетности (Кав.).

Вводные слова и сочетания слов могут а) содержать оценку степени достоверности сообщения: не правда ли, без сомнения, по существу, само собой; право, наверное, наверно; надеюсь, полагаю; пожалуй, почитай; разумеется, кажется, оказалось, может быть; видимо, по-видимому; бесспорно, вероятно, действительно, конечно; без сомнения; в самом деле; по сути дела, как оказалось; б) выражать эмоциональную оценку: к счастью, к удивлению, к сожалению, к огорчению; на счастье, на беду; по несчастью; грешным делом, чего доброго; в) указывать на источник сообщения: по преданию, по-моему, по слухам; говорят, помнится; по убеждению, по словам; на взгляд; г) характеризовать отношение к способу выражения мысли: по выражению, одним словом, другими словами; грубо выражаясь, так сказать, словом, буквально, короче; д) указывать на экспрессивный характер высказывания: по правде, по справедливости, по душе, кроме шуток; честно говоря, между нами говоря; е) указывать на отношения между частями высказывания: кстати, к примеру; наконец; во-первых, во-вторых и т.д.; следовательно, в общем, таким образом; ж) служить цели привлечения внимания собеседника: видишь (ли), понимаете (ли), не поверишь; помилуйте; представьте себе; послушайте; з) указывать на ограничение или уточнение высказывания: по крайней мере, в той или иной степени, по меньшей мере, тем более.

2. Вводные предложения, как правило, имеют значения, близкие к значениям вводных слов и сочетаний слов. Как структурно более сложные выделяются (или отделяются) либо запятыми, либо тире. Выбор знаков препинания зависит от . степени выключения вводной конструкции из основного высказывания: Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля (Л. Т.); Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.); На той стороне, шагах в ста отсюда, он это знал, к самой реке подходили австрийские окопы (А. Т.); Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было нелепо (Ш.).

3. Если вводное слово или сочетание слов стоит в начале обособленного оборота или в конце его, то оно не отделяется от него знаком препинания, т.е. запятые выделяют оборот в целом; ср.: В одну ночь, должно быть из озорства, списком был оклеен фасад городской думы (Ф.) [ср.: Вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно (Ч.)]; К автобусу подошла девочка, по сути ребенок [ср.: После этого, по сути, и спрашивать об ее [Аксиньи] отношениях к Григорию было незачем (Ш.)]; Дана достаточно ясная характеристика, (Чив.); Студент вернул в библиотеку книгу, вероятно даже не прочитав ее. Ср. также: У паперти собора толклись по камням серые, обтрепанные люди, чего-то, видимо, ожидая, и гудели, как осы разоренного гнезда (М. Г.). - вводное слово внутри обособленного оборота.

4. Находясь рядом с сочинительными союзами, вводные слова и сочетания слов отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. Если союз включается в вводную конструкцию, то запятая после него не ставится; если же союз соединяет члены предложения, а вводное слово легко опускается (не нарушая структуры предложения), то запятая после союза ставится: Дедушка у него человечек сухонький и прямой, он сделан наскоро, но, видимо, и прочно и ловко (М. Г.); Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Ф.); В темном тумане начали появляться обрывочные и бессвязные видения, настолько бессвязные и далекие одно от другого, точно они слетались ко мне от разных людей, а может быть, и не только от людей (Расп.); Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре (Евт.); Предполагается, что он приедет не завтра, а, может, послезавтра; Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была непрестанной службой (Л. Т.); Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее (Т.).

Как правило, в виде цельных вводных конструкций употребляются сочетания слов а (и) значит, а (и) следовательно, а (и) наоборот, а (и) впрочем, а в самом деле, но (и) пожалуй: И то, что все эти люди были тем самым противопоставлены ему, то, что он был одинок среди этих людей и как бы стоял над ними, не только не пугало и не огорчало Семку, а наоборот - именно это и составляло главный интерес его жизни (Ф.). Однако если эти конструкции не включают в свой состав союз, то они отделяются от союза запятой: Именно тогда-то общество и кинет армию художников на оформление (...) быта - жилищ, одежды, утвари, самых обыкновенных вещей, повседневно и не менее, чем книги, воспитывающих вкус и, следовательно, эстетическую требовательность тружеников и в их собственном труде и поведении (Леон.).

Не отделяются запятой вводные слова после союзов, употребляемых в присоединительном значении: И действительно, он скоро уехал; А между прочим, магазин уже был закрыт; И пожалуй, он правильно поступил.

5. Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие функциональные различия (они отражаются на пунктуации) проявляются в контексте.

Разные функции могут выполнять слова и сочетания слов однако, кстати, наконец, в конце концов, таким образом, действительно, может быть, по крайней мере, с одной стороны, с другой стороны и др. Ср.: Кстати, Вихров довольно рассеянно принял приятную новость (Леон.). - Ваш приезд был кстати; Ганан, однако, никогда не был слишком щедр на похвалу (Тендр.). - Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу. Однако что-то уже случилось (Бун.).

Слово однако может употребляться в качестве союза и вместе с тем после него окажется запятая, поставленная на ином основании. Например: Однако, распахнув пахнущую казенной краской классную дверь, он убедился, что здесь все обстояло по-старому (Ф.) - здесь после союза располагается деепричастный оборот.

Вводные сочетания с одной стороны, с другой стороны выделяются (или отделяются) запятыми: ...Генерал не хотел допускать и того, чтобы дивизия его перестала •существовать. С другой стороны, он знал, что выполнит свой долг до конца (Ф.). При пропуске слова стороны ставится тире: С одной стороны, знания студента были глубокими, с другой - они оказались очень односторонними. Ср.: Катались на салазках с горы, устроенной на дворе Хряпова, но подул сильный ветер, детей позвали в комнаты старика, - и они с ним сидели на теплой лежанке - Ваня с одной стороны, Люба с другой (М. Г.) - члены предложения.

Ср. другие употребления: Может быть, и Полина тоже смотрела на этот же самый столбик из кабины (Зал.). - Она шла очень тихо, в ней было столько спокойствия, сколько его может быть в истинной и живой красоте (Зал.); Дай мне удостовериться, по крайней мере, что теперь хорошо тебе (Леон.). - Изредка до земли прорезались бледные зигзаги молнии. Ясно было, что на нынешний день разойдется у нас по крайней мере (Л. Т.); Иван Матвеевич не слишком торопился и, таким образом, допустил ошибку (Леон.). - Таким образом складывается образ леса как живого существа (Леон.).

6. Вставные конструкции (слова, словосочетания, предложения) содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д. Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому часто резко выпадают из его структуры. Выражая дополнительные сообщения, они требуют более значительного выделения в составе предложения, нежели вводные конструкции, как правило, заключающие в себе отношение к высказанному, его оценку. Именно эта смысловая самостоятельность вставных конструкций объясняет необходимость использования для их выделения скобок и тире: С 1851 года деятельно работал Сибирский (затем Восточно-Сибирский) отдел Географического общества (Расп.); Нас хорошо кормили, но воды - не питьевой, а для умывания - было мало (Кав.); Иногда дни сверкали лучше летних - белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню - и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (Пл.).

Если внутри вставной конструкции должны быть запятые, они сохраняются: Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне, - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах (Пл.).

Универсальным знаком препинания являются скобки: они выделяют вставную конструкцию внутри предложения или в конце его (в начале предложения вставка, будучи дополнительным сообщением, не употребляется): Но он все еще сибиряк, и тем сильнее он тоскует о потерянных своих качествах (для примера можно сослаться на героев книг и фильмов Василия Шукшина), чем больше они были необходимы ему для крепости и надежности в жизни (Расп.); Он сдержался, хотя ему очень хотелось сказать всю правду этим союзникам, именно сейчас - среди своих войск, под грохот орудий (автомобили стояли всего в версте от батарей) (А. Т.).

Выделение с помощью тире возможно лишь в середине предложения, так как отделенная тире вставная конструкция в конце предложения будет воспринята как вторая часть сложного предложения. Чтобы вставка сохраняла свой «вставочный» характер, необходимы скобки; ср.: Катя никогда не знала силу своей красоты, простодушно считала себя хорошенькой, иногда очень хорошенькой, любила нравиться, как птичка, встряхивая перышки (когда на седой росе начнет отсвечивать розоватое солнце, поднимающееся между стволами) (А. Т.) (ср.: ...любила нравиться, как птичка, встряхивая перышки, - когда на седой росе начнет отсвечивать розоватое солнце); Косынку она сняла, вьющиеся пепельные волосы ее были перехвачены на затылке красной атласной ленточкой (выдали на складе артиллерийского управления) (А. Т.) (ср.: ...пепельные волосы ее были перехвачены на затылке красной атласной ленточкой - выдали на складе артиллерийского управления); Сидя в клетушке, придерживая под боком вещевой мешок (где между прочими вещами находились Дашины фарфоровые кошечка и собачка), он с умилением вспоминал горячие речи, сказанные за столом (А. Т.) (ср.: ...придерживая под боком вещевой мешок, где между прочими вещами находились Дашины фарфоровые кошечка и собачка, он вспоминал...).

7. Возможен еще один вариант оформления вставных конструкций в середине предложения - употребление запятой и тире как единого знака препинания: Мы останавливались как бы на самом краю, - словно то была бездна, а не высота, - грозных каменных громад, и в лилипутовом благоговении закидывали головы, встречая на пути все новые видения (Наб.). Однако такое выделение можно признать устарелым: современным публикациям оно не свойственно.

От подобного употребления тире с запятой следует отличать сочетание знаков препинания, необходимое по условиям контекста: От прошлого у него сохранилось воспоминание обеззаботных, добродушных женщинах, веселых от любви,благодарных ему за счастье, хотя бы очень короткое; и о таких, - как, например, его жена, - которые любили безискренности, с излишними разговорами (Ч.). Ср. иное сочетание знаков: Называли фамилии мужей и братьев, - живы ли, здоровы ли они? - как будто этот военный могзнать по именам все тысячи рабочих, дравшихся на всех фронтах (А. Т.).

8. Вставная конструкция может оформляться как самостоятельное предложение, относящееся к абзацу. Такая конструкция выделяется скобками, причем точка, фиксирующая конец вставного предложения, ставится перед закрывающей скобкой: ...Так будет дальновиднее... (У Маслова клокотало в горле, хотя говорил он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна!.. Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет... Вы хотите спросить - почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ... (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.) Затем будем продолжать наши прежние отношения... (А. Т.); Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады... (Он опять озабоченно взглянул на записку и смял ее.) Признаюсь вам, товарищи, мне не весело, тяжело будет без вас... (А. Т.).

9. Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные ( в этом случае они сближаются с вводными конструкциями). Однако модально-оценочные их значения не непосредственно накладываются на содержание основного предложения, а являются добавочными. Такие вставки выделяются, как правило, скобками: Тот, казавшийся неразрешимым узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Т.).

10. Вставные конструкции могут выполнять и чисто служебную функцию, например при оформлении ссылок на источник цитирования: С надеждой ждать грядущее, но не исключать из памяти ушедшее, помнить о связи времен, - та мысль Бунина, в разных вариантах, прошла через всю русскую литературу двадцатого века (Николаев П.А. Ликующее и скорбное слово).

11. При сочетании вставок (вставка во вставке) в качестве внешнего знака употребляются скобки, а внутренняя вставка выделяется с помощью тире, если эта вставка располагается внутри первой вставки. Если же внутренняя вставка оказывается в конце внешней вставки, то знаки располагаются по-другому: сначала тире, а внутри скобки, так как единично употребленное внутри скобок тире не способно передавать вставочный характер конструкции. Ср. следующие варианты в оформлении: Внезапно произошло нечто особенное: рухнула будто какая-то внутренняя преграда, и уже теперь звуки проявились с такой выпуклостью и силой (мгновенно перейдя из одного плана в другой - прямо к рампе), что стало ясно: они вот тут, сразу за тающей, как лед, стеной, и вот сейчас, сейчас прорвутся (Наб.) - ...звуки проявились с такой выпуклостью и силой - мгновенно перейдя из одного плана в другой (прямо к рампе), - что стало ясно..., ...звуки проявились с такой выпуклостью и силой (мгновенно перейдя - прямо к рампе - из одного плана в другой), что стало ясно...

Упражнение 46. Найдите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на сочетание вводных слов с союзами.

1. - А давно ты, верно, ездишь по Москве! - Езжу-то? -спросил старик. - Пятьдесят второй год езжу... - Значит, может быть, и меня возил, - сказал Казимир Станиславович. - Может, и возил, - ответил старик сухо (Бун.). 2. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью (Бун.). 3. Итак, повторим сначала предыдущее (Бун.). 4. Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе! (Бун.). 5. Она убеждала себя, что она, к великому будто бы счастью, не такова, как прочие, что красоту и женственность ей заменяют ум и высшие интересы (Бун.). 6. По обыкновению, я собиралась пройти через гостиную в кабинет (Ав.). 7. Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода (Леон.). 8. Но инженер, видно, любил свое дело (Ф.). 9. Впрочем, инженера интересовали и многие другие явления природы и жизни, - так, например, на станции Угольной инженер купил в буфете десяток слоеных мясных пирожков (Ф.). 10. - Подкиньте мне парочку идей, - как говорил один одесский журналист, - а я уж постараюсь сделать из них шедевр (Пауст.). 11. Приходилось пристально вглядываться, напрягать глаза, чтобы с трудом различать ближайшие избы, а может, даже не различать, лишь угадывать их на привычных местах (Расп.). 12. Не лучше ли никуда не двигаться, а завалиться обратно в постель и забыться наконец, хоть ненадолго, потерянным, желанным покоем (Расп.). 13. Покорителем Сибири стал, как известно, Ермак Тимофеевич (Расп.). 14. Кто-то, видно, проходил в это время по улице (Расп.). 15. У нее, как говорят писатели, вырвался вздох облегчения? (Бел.). 16. Пусть письмо будет не отправлено. А почему бы, собственно, его не отправить? (Бел.). 17. Трап двигался к самолету, как черепаха, стюардессы, казалось, еле переставляют ноги (Бел.). 18. ...Он встал в очередь к транспортному контролю. Итак, первая очередь (Бел.). 19. Что ж, если она и сейчас не узнала его, значит, она просто его забыла. А может, никогда и не запоминала (Бел.). 20. Иванов изловил себя на предвзятости. Наверное, еще сказывалась родственная обида. Честно говоря, так и должно было произойти (Бел.). 21. И все это - сочетание тумана и прекрасных звуков, видение белой лошади и запах теплой земли - обескураживало, заставляло вспоминать нечто необыкновенное и забытое, но, по-видимому, самое главное. Но что же в жизни самое главное? Он вернулся к машине и сел на заднее сиденье. По-прежнему сильно пахло влажной землей, а через дачную веранду или, может, через окно вылетали в летнюю ночь, рассыпались и таяли в темноте невыразимо прекрасные звуки (Бел.). 22. ...Завел разговор о площади... Почему, дескать, ее совсем нет в программе? (Бел.).

 

Упражнение 47. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите вводные конструкции и объясните употребление знаков препинания.

1. Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте согласитесь могли быть дурные влияния (Ч.). 1. Он... все время говорил на своем необыкновенном языке выработанном долгими упражнениями в остроумии и очевидно давно уже вошедшем в привычку (Ч.). З.Для нее уже ясно было, что она разлюбила Андрея Андреича или быть может не любила его никогда (Ч.). 4. Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со своими и живая веселая покинула город как полагала навсегда (Ч.). 5. Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык .и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. Это оттого вероятно что за границей он сильно соскучился по родине (Ч.). 6. Человек он впрочем был деликатный мягкий и неглупый (Ч.). 7. - Значит у вас теперь три Анны, - сказал он, осматривая свои белые руки с розовыми ногтями, - одна в петлице, две на шее (Ч.). 8. К счастью я больше полугода жил в Москве (Бун.). 9. Разве не бывает так, что некоторые мечты вдруг сбываются? Редко разумеется весьма редко а сбываются (Бун.). 10. Левинсон как видно нисколько не стеснялся (Ф.). 12. Душевным покоем ласковым материнством веяло от этой женщины, - счастливой казалась ее жизнь из окна вагона! Но возможно это был и обман может быть у этой женщины умирали дети (Ф.). 13. Кажется этот простой лесной человек лучше всех понимал мои тогдашние настроенья (Леон.). 14. Кроме того по ее мнению спрос на живопись должен значительно подсократиться в будущем (Леон.). 15. Видишь ли после раненья нога у меня плохо гнется в колене (Леон.). 16. Дело пожалуй не в умилении перед твоим объектом (Леон.). 17. Видимо они уже предвидели скорые перемены в судьбе пашутинского лесничего (Леон.). 18. Он попытался изъяснить товарищу подвиг тех незаметных ученых чьим коллективным трудом в сущности и создаются коралловые острова знания (Леон.). 19. Ты прямо Прометей у меня, Гриша... по крайней мере постарайся связно изложить, что за птица терзает тебе печенку (Леон.). 20. К слову такие рубки на отбор велись до самого 1930 года (Леон.). 21. Оставалось предположить того выдающегося знатока тихоокеанских лесов, что так усердно и по неизвестным побуждениям добивался знакомства с Иваном Матвеичем, а теперь напротив нуждался в конфиденциальном, с глазу на глаз, разговоре с Грацианским (Леон.). 22. По его словам там каждый четверг собиралась самая разнообразная компания (Леон.). 23. Постный возлюбил простецкую кухню. Действительно при роскошных хрусталях и различных деликатесах основной харч носил несколько даже странный колорит (Леон.). 24. - Может быть попадете когда-нибудь в Италию, - сказал он. - Там вы всюду увидите такую пышную герань, что от нее не оторвешь взгляда. А у нас лучшую герань выращивают по-моему в Новгороде Великом (Шуст.). 25. Ильинична к удивлению Дуняшки беспомощно заплакала (Ш.). 26. Она мысленно подыскивала по ее мнению наиболее убедительные доводы (Ш.). 27. Должно быть к матери в гости направилась (Ш.). 28. Ее оставили кажется все чувства кроме удивления (Зал.).

 

Упражнение 48. Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Определите, в каких случаях одни и те же словаявляются вводными, в каких - членами предложения

Образец: Он, очевидно, опоздает к обеду. - Его мнение было очевидно. (В первом предложении очевидно выделяется запятыми, так как это вводное слово, выражающее значение предположения; во втором предложении очевидно не выделяется,так как является кратким прилагательным,выполняющимроль именной части сказуемого.)

1. Он досадливо отмахнулся. - Подумаешь рак! (Д. Г.). 2. Ты подумаешь и расскажешь все, как было. 3. Заметьте кстати: все поэты любви мечтательной друзья (П.). 4. Обычно подобным гостям не особенно радовались, но теперь живой человек был очень кстати (Кор.). 5. Вот казалось парню счастье, наступать расчет прямой... (Тв.). 6. Все казалось ему давно знакомым. 7. Бывало грустно им, а скучно не бывало (П.). 8. Он [Иван Иванович] бывало прежде всего зайдет в конюшню (Г.). 9. Здесь напротив беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание (Л. Т.). 10. Он сел напротив Даши и не мог оторвать взгляда от ее милого лица (А. Т.). 11. Базаров держался в отдалении от этих «дрязгов», Аркадий напротив почел своею обязанностью если не помогать отцу, то по крайней мере показывать вид, что он готов помочь (Т.). 12. Вообще это произведение кажется вполне современным. 13. Ребенок вообще ничего не понял в новой игре. 14. Мне вообще не хотелось приезжать сюда. 15. В Крым вероятно попаду я нескоро, не тянет (Ч.). 16. Это вполне вероятно. 17. Мне кажется что роман не его дело... (В. Бел.). 18. Он кажется совсем расстроился.

 

Упражнение 49. Каждое из предложений перепишите дважды: в одном случае заключенные в скобках слова должны стать вводными, а в другом - членами предложения; укажите смысловое значение каждого варианта.

Образец: Решить задачу (таким образом) было нетрудно - 1. Решить задачу таким образом было нетрудно (как решить задачу, каким способом? Таким образом - обстоятельство образа действия). 2. Решить задачу, таким образом, было нетрудно (таким образом - вводное слово, указывающее на связь мыслей).

1. (Таким образом) разногласия были устранены. 2. За крутым поворотом (видно) было поле. 3. (Прежде всего) необходимо изучить имеющуюся по теме литературу. 4. Учащийся (безусловно) справился с заданием. 5. Конструктор (верно) решил сложную задачу. 6. Эксперимент (естественно) подводит нас к правильным выводам. 7. Дом (напротив) был очень красив. 8. Сказанное (кстати) очень верно. 9. В данный момент учитель (может быть) на собрании. 10. Он (к счастью) привык уже.

 

Упражнение 50. Найдите вставные конструкции. Охарактеризуйте их структуру и функцию по отношению к основному предложению. Объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на особые случаи оформления вставных конструкций, например при помощи запятой и тире.

1. Вы садитесь в коляску, - это так приятно после вагона, - и катите по степной дороге, и перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет под Москвой (Ч.). 2. Ей, здоровой, умной, красивой, молодой - ей было только двадцать три года, - недоставало до сих пор в жизни именно только этого простора и свободы (Ч.). 3. Враждовавшее казачество, казалось, готово было махнуть рукой на вражду, повесить седла в сарай, - пускай их пачкают голуби, - завернуть в сальные тряпочки винтовки, зарыть поглубже в землю (А. Г.). 4. Альберт открыл глаза - сначала один глаз, потом другой - и увидел в мире все таким неопределенным и чужим, что взволновался сердцем (Пл.). 5. Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, - потому что расчищенные места снова заваливались песком, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние (Пл.). 6. Глядя на него, Мечику невольно захотелось рассказать самому - в сущности, он любил слушать такие вещи, хотя считал их стыдными и старался делать вид, будто стоит выше их, - но ему казалось, что все посмотрят на него с удивлением и выйдет очень неловко (Ф.). 1. Издалека - должно быть, из железнодорожных мастерских на Второй речке - тоже откликнулись низкие басистые гуды (Ф.). 8. Чуркин, или Алеша Маленький, как его чаще звали (в подпольном комитете был еще Алеша Большой), отыскал избу, в которой, ему сказали, остановился возвращавшийся с Кангауза скобеевский крестьянин (Ф.). 9. Я наслушался писательских разговоров (в общем, справедливых) о том, что чем труднее пишется книга, тем она обдуманнее и крепче (Пауст.). 10. Мало сказать, что до деревни - не помню, как она называлась, - было далеко (Кав.). 11. Я стал перебирать в памяти своих немногих врагов (или недоброжелателей) и с удивлением убедился в том, что (хотя по внешности иные из них были лишь как бы сродни Клыкову) они поразительно напоминали его животной обнаженностью чувств (Кав.).

2.8.
Знаки препинания при обращениях

ОбращенияОбращения, т.е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, обычно выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагруженности - восклицательным знаком, стоящим после обращения: - Не ходи, Володя, - проговорил Родион (Ч.); А теперь расстанемся! Мой милый, добрый, дорогой мой, расстанемся! (Ч.); Причем звательная интонация усиливается, если обращение помещается в конце предложения: - Здравствуйте, братцы! - сказал он (Ч.).

Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», - прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат... Когда бы получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.).

Если после обращения имеется определение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение Дедушка, миленький, где ж ты был? (Расп.).

Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Ис.).

Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву (Ч.).

Частицы о, ах, а и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! (Ч.); - Прош, а Прош! - позвал Прохор Абрамович (Пл.); Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы... (Ок.).

Если же перед обращением оказывается междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком: - Ах, милая Надя, - начал Саша свой обычный послеобеденный разговор (Ч.); Ну, товарищ рабочий, - спокойно сказал член партии, - если так рассуждать, то у нас сегодня буржуазия уже стояла бы на ногах и с винтовкой в руках, а не была бы советская власть (Пл.); - Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! - С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Пл.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ес.).

2.9.
Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

Среди простых предложений выделяются междометные предложения, а также предложения, состоящие из сочетания частиц - утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных. Такие слова-предложения оформляются как обычные простые предложения - имеют в конце предложения точку, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки или их сочетание. Междометия и частицы могут включаться и в состав предложения; в таких случаях необходимо различать междометия и частицы, слова утвердительные и частицы и т.д.

1. Междометия выделяются (или отделяются) запятыми; при восклицательной интонации после междометия может стоять восклицательный знак: О, где-то пожар! (Бун.); Эй, кто там! (Бун.); Но, но, легче на поворотах (А. Т.); Ах, как медлительны они, проходит год, другой... (Тв.); И по сходному праву та девчонка-солдат, ну, почти что со славой - из тайги - на Арбат (Тв.); Ну, братцы-атаманы, давайте расходиться и спать (Ш.); Да ты, никак, уж в офицерах ходишь? (Ш.); Ох, будет тебе (Ш.); - Ба! Да ведь это писательский дом (Булг);

- Ну, до крыльца! Hy! - Сергей Сергеич от нетерпения пришпорил в бока Андрею (В. Ш.); Ой, мама родимая!.. Ой, кончаюсь! - стонал белобрысый (В. Ш.); Ого! Ноченька была! (В. Ш.). Ср. примеры с частицами: Ай не узнала? (Бун.); Ну ты и радуйся (Ш.).

2. Междометия, стоящие перед словами как, какой и выражающие вместе с ними высокую степень качества, запятой не отделяются: Ух как я сильно устал; Ах какой сердитый; Ой какие страшные.

3. Утвердительные и отрицательные слова отделяются (или выделяются) запятой или восклицательным знаком, если они произносятся с восклицательной интонацией: Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей (Бун.); Нет! Ты уж выслушай (А. Т.); - Здесь она жила? - Ага (А. Т.); Ни, она заругает (А. Т.);

- Да-да, разумеется! - торопливо разрешил Сидорин (Ш.); Нет, даже не упрашивай (В. Ш.); Вы в восторге от него, а я... я возмущаюсь. Да-с (Ч.).

Отрицательные и утвердительные слова могут сопровождаться частицами: - О нет, нет, Афраний! Не преуменьшайте своих заслуг (Булг); - Ах так, так, так, так. - Тут прокурор умолк (Булг); - Нет уж! - помолчав, продолжала мать (Крут.); - Да нет! Ему теперь не до щенят (Крут.).

Утвердительное слово да может быть омонимичным частице да, которая не отделяется знаками препинания: Да уж, пожалуй, не откажусь (А. Т.); Да вы возьмите... (А. Т.); Да разве же так она, война, прикончится? (Ш.); Да нет, я ничего (Ш.); Да погоди, куда ты летишь? (Ш.); Да ладно! Да брось ты! Ну?.. (В. Ш.).

Слово нет может выступать в качестве сказуемого: Нет тяжелее и святее труда, как труд сиделки (Ч.); Да нет же у нас хлеба... (А. Т.).

Примечание: Междометия от частиц отличаются обязательным ударением, которое не дает им возможности слиться интонационно со следующим словом; ср.: - Ну, зазвонили, пора собираться, - сказала Маргарита (Булг); - Ну, жив, жив, - неохотно отозвался Азазелло (Булг); Ну, хорошо, зовут меня Азазелло (Булг.); - Ну-с, чем я вам могу быть полезен? (Булг); Ну вот мы и пришли, - сказал я своей спутнице (Пауст.); Ай да крем! Ай да крем! - закричала Маргарита (Булг.); - Ай! Не ушиблись ли вы? (Булг.); Ай да горничная у иностранца (Булг); - Это мята. Повтори за мной: мята! - Ну, мята, - согласился мальчик (Пауст.). То же при слове да: - Да не может быть, - поражаясь, шептал маленький (Булг.); - Да не курослеп это, а медуница (Пауст.); - Есенин Сергей не твой родственник? - Поет? - спросила бабка. - Да, поэт (Пауст.); - Сюда его привезли, когда он был ранен? - спросила она. - Да. Его внесли вот в эту дверь (Пауст.); - Да вы не беспокойтесь, - уверял ее милиционер (Пауст.); - Да, - говорила горничная в телефон, - как? Барон Майгель? Слушаю. Да! Господин артист сегодня дома. Да, будет рад вас видеть. Да, гости... (Булг.); - Да уж ладно, - грубовато проговорила она (Наб.).

4. Вопросительно-восклицательные слова что, что ли, ну как, как же, ну, а выделяются запятыми, восклицательным или вопросительным знаками: Сыночек, что, шибко он его зашиб-то? (В. Ш.); - Обогнать, что ли? - спросил шофер (В. Ш.); - Что ты, а? Холодновато, что ли? (М. Г.); - Ну? - спросил старик (М. Г.); Ты же не на фабрике работаешь, ты же в сельском хозяйстве! Как же так-то? А? (В. Ш.); - Н-ну? - нетерпеливо поощрял его Семка (М. Г.); Вот и знают много, и вроде и понимают все на свете, а жить не умеют. А? (В. Ш.); - Машины, что ли? - спросил Чугунов (Круг.); - Что, брат, доигрался? (В. Ш.); - Я, что, вместо подшипников буду ваши докладные вставлять? (В. Ш.); - Ты чего это, Иван? С ума, что ли, сошел? - поднялась Нюра (В. Ш.); Как же, откроет он свою тайну!

Слово как может и не включаться в подобные сочетания, если оно выполняет роль члена предложения; ср.: Ну как, опомнилась? (Ш.) - вопросительное слово с частицей; Ну, как жилось? (Ш.) - обстоятельственный член предложения.

Упражнение 51. Найдите обращения, междометия, утвердительные и отрицательные слова (или омонимичные им частицы). Объясните употребление знаков препинания.

1. Жалко, ах, жалко, Антон Иванович... (А. Т.). 2. Ах, боже ж ты мой, весь полк у вас бестолковый? (А. Т.). 3. Тю! Я и тебя знаю, Яков Васильевич... (А. Т.). 4. - Умру, ей-богу, умру, Захар Павлыч, - испугался солгать бобыль (Пл.). 5. А? Ты заметил, да? Он же, он же... лесоруб, а не слесарь. Он же гайку, гайку по имени не знает! А? Ну что ты будешь делать?.. Господи боже мой!.. Ну пойди, пойди сюда (Пл.). 6. На, держи, тебе отец шапку подарил (Пл.). 7. - Ну да, уморился, - согласился мальчик (Пл.). 8. - Сашка, что ль?-догадался Прошка (Пл.). 9. - А?! - испугался Захар Павлович (Пл.). 10. - Про Аксинью не слышно? - спросил Григорий с деланным равнодушием в голосе. - Нет. Запропала где-то, - ответил Прохор, позевывая, и тотчас же со страхом подумал: «Не дай бог, опять заставит ее разыскивать...» (Ж). 11. Ох, хорош! Ножки под ним точеные и все в чулках. Нарядный конишко... (Ш.). 12. Эй, бабка! Иди в дом (Ш.). 13. Гляди, родненький, гляди, у тебя глазки вострые... Может, и твой отец с казаками... Не угадаешь? Это не он едет на передней лодке? Ох, да не туда ты глядишь!.. (Ш.). 14. Ну, здравствуйте, станичники! Что же, по старому казачьему обычаю - поцелуемся (Ш.). 15. Ну как, опомнилась? (Ш.). 16. Ну, как жилось? (Ш.). 17. Из вас никто не знает старого гимна... Никто? Интересно... Эй, там! Полувзвод ординарцев с винтовками! (Ш.). 18. Нет, чего уж там, идите вместе, Григорий Пантелевич! Спасибо, что зашли (Ш.). 19. - Ох, и постарел же ты, братушка! - сожалеюще сказала Дуняшка (Ш.). 20. А ну, трогай рысью (Ш.). 21. - Да ничего страшного нет в учебе! - напористо и поучительно сказал Федор (В. Ш.). 22. - Ну! - недовольно молвил Федор. - Чего тут смешного-то? Халат, что ли, никогда не видел? Удобная штука, кстати. - Да не халат... (В. Ш.). 23. - А, ну да, - согласился Максим (В. Ш.). 24. - Ну надо же! - все изумлялась Марья (В. Ш.). 25. - У него голова болит, - с сердцем посочувствовал Баев. - Эх-х... Жители! (В. Ш.).

© Центр дистанционного образования МГУП