Московский государственный университет печати

Прилепская Г.Д.


         

Бизнес-план издательства

Учебное пособие


Прилепская Г.Д.
Бизнес-план издательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Бизнес-план: цель, функции и принципы составления

2.

Подготовка и использование бизнес-плана

3.

Состав, структура и объем бизнес-плана

3.1.

Резюме бизнес-плана

3.2.

Описание фирмы и проектируемой продукции

3.3.

Анализ рынка сбыта

3.4.

План маркетинга

3.5.

План производства и реализации продукции издательства

3.6.

Организационный план

3.7.

План риска

3.8.

Финансовый план и стратегия финансирования

4.

Анализ рынка сбыта

4.1.

Характеристика заказчиков и торговых партнеров

4.2.

Объемы и динамика сбыта

4.3.

Конкуренция

4.4.

Оценка сферы распространения и продаж

4.4.1.

Оптовая торговля

4.4.2.

Розничная торговля

4.5.

Информационное обеспечение книжного рынка

4.5.1.

Система «Books in Print»

4.5.2.

Отраслевая печать

4.5.3.

Телевидение и радио

4.5.4.

Каталоги и бюллетени

4.5.5.

Информационная листовая продукция

4.5.6.

Адресная рассылка

5.

План маркетинга

5.1.

Понятие, цели и задачи издательского маркетинга

5.2.

Структура и содержание маркетинговой концепции

5.3.

Инструментарий маркетинга

5.4.

Ценовая политика

6.

План производства

7.

Организационный план

7.1.

Организационная структура издательства

7.2.

Основные положения кадровой политики

7.3.

Команда управления

8.

План риска

9.

Финансовый план

9.1.

Прогноз объемов реализации

9.2.

Прогноз прибылей и убытков

9.3.

Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков)

9.4.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия

9.5.

График безубыточности

10.

Стратегия финансирования

Список литературы

Указатели
125  предметный указатель
5  указатель иллюстраций

5.
План маркетинга

5.1.
Понятие, цели и задачи издательского маркетинга

Успешное существование издательства в рыночных условиях определяется не столько организацией внутренней (традиционной) работы, сколько его умением организовать свою работу во внешней среде, максимально использовать возможности изменения конъюнктуры, следить за ситуацией на региональных рынках, умением выбирать партнеров и гибко перестраивать свою сбытовую политику. Эти изменения поведения фирмы во внешней среде, собственно, и составляют суть маркетинговой деятельности, правильная организация которой позволяет выработать систему адаптивного реагирования на изменения ситуации на рынках и гарантировать устойчивый спрос на книги.

МаркетингМаркетинг позволяет понять, каким образом производитель, фирма должны организовать процесс реализации, как осуществить продвижение на рынок новой продукции, как построить стратегию рекламной кампании и т.п. Маркетинг дает возможность рассчитать различные варианты затрат на производство и реализацию продукции и выбрать наиболее эффективный из них, определить, какие виды продукции от какого потребителя и в каком регионе принесут наибольшую отдачу на каждый рубль, вложенный в производство, транспортировку, хранение, рекламу и сбыт. Однако в такой специфической области, как издательское дело, маркетинг трансформируется в модель, отличную от общепринятой в сфере предпринимательства.

Особенностью книгоиздания является сочетание производственной и нематериальной сфер деятельности. Продуктом производственной деятельности издательства является книга как товар. Однако, поступая на рынок, книжная продукция служит для удовлетворения духовных и информационных потребностей людей. Ввиду этого, Маркетинг книжно-издательскийкнижно-издательский маркетинг можно рассматривать как специфический вид профессиональной деятельности, направленный на продвижение книжной продукции на рынок и обеспечения интеллектуальных запросов потребителей.

Цели издательского маркетингаЦели издательского маркетинга всегда связаны с двумя направлениями:

  • изучение читательской аудитории, т.е. того круга читателей, которому адресуется данная книга;

  • исследование того сегмента рынка изданий, на котором предстоит продавать книгу.

В настоящее время, в период спада деловой активности во многих областях российской экономики, в том числе и в книгоиздательской деятельности, просто необходимы четкое планирование маркетинговых мероприятий и умелая организация их выполнения на всех этапах издательского процесса. Сегодня стратегия книжного маркетинга должна базироваться на постоянном анализе динамики книжных рынков и каналов книгораспространения. А в рамках этой стратегии издательство должно подчинять свои действия следующим основным требованиям, сформулированным на основе анализа издательской маркетинговой практики преуспевающих фирм:

  1. Целесообразно осуществлять выпуск какого-то вида эксклюзивной продукции или услуг и доминировать на рынке, хотя бы временно, благодаря своим авторам и оформителям.

  2. Следует строить свою издательскую деятельность так, чтобы получать доход от реализации (продажи) книг, и при этом иметь достаточно высокую долю чистой прибыли в приросте объема продаж или увеличении дохода от реализованной продукции. Так, например, при росте объема реализации на 20% прирост чистой прибыли должен быть не менее 50%.

  3. Необходимо обеспечить развитие издательского бизнеса, независимо от экономической ситуации, за счет выбора соответствующей концепции маркетинга.

  4. Важно постоянно иметь за счет концентрации своей деятельности на определенных рынках высокие нормы прибыли от прироста заказов, причем должна быть достаточно большой доля повторных заказов на книги.

  5. Необходимо выбирать такую систему распространения книг и такие региональные рынки, на которых многое зависит от профессионализма и таланта менеджера по продажам.

Система маркетинга, т.е. комплекс рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают издательство с рынком сбыта книжной продукции (рис. 2), должна обеспечивать выполнение следующих целей:

  • получить максимальную прибыль при минимальных затратах;

  • занять определенное место на рынке;

  • создать положительный имидж среди партнеров и потенциальных покупателей.

Рис. 2. Два основных элемента системы маркетинга издательства и их взаимосвязи

Маркетинг является в определенном смысле системой внутрифирменного управления, ориентированной на создание экономических, производственных и организационных условий для эффективной деятельности издательства и оптимального его развития.

Возможности маркетинга для долговременного существования и успешной деятельности издательства на рынке будут в полной мере использованы, если руководствоваться также следующими правилами, которые многократно проверены практикой многих фирм:

  1. Цель издательского бизнеса состоит в том, чтобы создать своего потребителя. Эффективный маркетинг состоит в том, чтобы выяснить, насколько выпускаемая продукция соответствует потребностям и возможностям покупателей.

  2. Если изучение рынка показало, что конкретные книги не найдут сбыта (потребителя), то следует отказаться от их выпуска.

  3. Поиск инноваций - сердцевина всей маркетинговой деятельности. Важно не придумать и издать еще одну новую книгу, а с ее помощью донести до читателей что-то новое. В условиях рынка очень важным является также отличие фирмы от других конкурентов в методах обслуживания и своевременности выхода на рынок со своей книжной продукцией.

  4. Необходимо организовать в пределах имеющихся ресурсов эффективную рекламу своей деятельности. Реклама нужна, чтобы собрать заявки на книги, найти потребителя, создать и закрепить в его глазах привлекательный образ издательства.

  5. Важно занимать центральное место на «сцене», т.е. уметь выделяться среди конкурентов на одном и том же рынке, обеспечив выполнение исключительного вида услуг или подчеркивая высокую квалификацию своих сотрудников. Необходимо найти те факторы, к которым потребители наиболее чувствительны.

  6. Следует широко использовать, учитывая размеры фирмы, так называемый Маркетинг целенаправленныйцеленаправленный маркетинг. В этом случае быстрый рост доходов становится результатом выбора определенной книги или серии книг с уникальными возможностями для покупателей и целенаправленного их рекламирования.

  7. Должен быть постоянный канал обратной связи между издательством и потребителем, так как маркетинг предполагает постоянную реакцию фирмы на любые изменения запросов потребителей, внесение соответствующих изменений в планы издательства.

Издательству целесообразно обращаться к Маркетинг двухступенчатыйдвухступенчатому маркетингу, когда к рекламной кампании привлекаются оптовые покупатели или вся сбытовая сеть. В этом случае часть усилий и затрат по маркетингу поручается торговому посреднику, поскольку их интересы - реализовать изданную книгу - совпадают с интересами издательства.

5.2.
Структура и содержание маркетинговой концепции

Рассмотренные выше типы маркетинга являются больше пожеланиями или правилами, которые необходимо реализовать на практике. Для того чтобы это сделать, составляют документ, который принято называть маркетинговой концепцией.

В Концепция маркетингамаркетинговой концепции фиксируются планируемые принципиальные ориентиры для деятельности фирмы. Она всегда составляется в период, когда требуется существенно изменить сложившуюся ситуацию на рынке, и служит направляющей идеей на весь период ее осуществления.

Концепция маркетинга должна рассматривать деятельность коллектива и руководства в двух плоскостях:

управление потребителем через выбор соответствующей стратегии и действий, которые позволяют фирме правильно определить круг потребителей, эффективно его обрабатывать и достигать коммерческого успеха;

управление коллективом через мобилизацию его трудовых и интеллектуальных возможностей для достижения поставленных коммерческих целей.

Написание самой маркетинговой концепции вряд ли стоит передавать консалтинговой фирме, даже если при этом гарантируется коммерческая тайна. Дело в том, что сторонняя организация, даже очень компетентная в вопросах выработки стратегии, не сможет в одном документе собрать воедино сложившуюся расстановку сил в издательстве, культуру фирмы, предложить соответствующие инструменты и исполнителей. Поэтому маркетинговая концепция должна определяться только сотрудниками фирмы. При этом важно уже на начальном этапе составления концепции привлечь к работе над ней представителей отдельных подразделений, а также определить место каждого подразделения в решении общей задачи.

Общий порядок разработки Концепция маркетинга: разработкамаркетинговой концепции можно разделить на следующие этапы:

  1. Выработка философии фирмы в виде одной или нескольких стратегий (цели, задачи, средства их достижения), на которую будут ориентироваться все последующие этапы.

  2. Анализ прошлого опыта работы издательства в целях выявления тенденций, которые послужат основой для выработки прогнозов.

  3. Оценка нынешнего состояния издательства для позиционирования фирмы и издаваемых ею книг на рынке.

  4. Оценка шансов и рисков издательства для различных стратегий действий на рынке на основе анализа прошлого и настоящего состояния фирмы.

  5. Формулирование целей и выбор стратегий действия издательства на рынке для средне- и долгосрочной деятельности.

  6. Постановка задач планирования основных мероприятий для достижения намеченных целей и реализации стратегий.

5.3.
Инструментарий маркетинга

Рассмотренные ранее Концепция маркетингаконцепции маркетинга - это только возможные направления деятельности издательства для управления ситуацией на рынке. Но для того, чтобы реализовать стратегические задачи, необходимо иметь конкретные рычаги воздействия на рыночную обстановку. Их обычно обозначают как инструменты маркетинга. По сути, это виды деятельности фирмы, с помощью которых можно регулировать ситуацию на рынке.

Основные инструменты маркетинга группируются по функциям: продуктовая политика; коммуникационная политика; ценовая политика; сбытовая политика.

Политика продуктоваяПродуктовая политика охватывает мероприятия, которые осуществляет издательство с тем, чтобы на избранном сегменте рынка завоевать постоянных покупателей. Это достигается за счет длительной работы с потребителями, издания качественных с их точки зрения книг, создания необходимого им ассортимента, а также путем создания у своих потребителей имиджа солидного партнера, продукции которого можно доверять. Сплоченность всех действий базируется на обратных связях, когда служба изучения потребителей фирмы заблаговременно определяет колебание спроса или появление новых потребностей, которые реализуются в новых изданиях, а также услугах.

Политика ценоваяЦеновая политика (ценообразование) охватывает все мероприятия фирмы по формированию цен. Они являются результатом компромисса между сформировавшимся спросом и предложением товара на рынке. В этой связи особенно важно знать типы книжных рынков и их состояние, чтобы сформировать разумную ценовую политику.

Политика сбытоваяСбытовая политика (распространение и продажи) занимается разработкой пути движения товара от издателя к покупателю. При этом принципиальное значение имеет вопрос, каким путем и когда книга может найти покупателя.

Политика коммуникационнаяКоммуникационная политика касается вопросов организации фирмой контактов с внешней средой. В сфере маркетинга коммуникация отвечает за передачу информации и важных сообщений для управления мнением, подходами, ожиданиями потребителей и, главным образом, их поведением в соответствии со специфическими целями маркетинговой концепции. Сюда относится реклама, связи с общественностью и другие направления деятельности.

Подбор и применение всех маркетинговых инструментов для достижения поставленной цели реализуется через процедуры маркетинг-микса (комплекса маркетинга), который в основе своей составляет программу издательства.

Поскольку в главе, посвященной анализу рынка, были подробно рассмотрены сбытовая и коммуникационная политика издательств, то целесообразно далее остановиться на ценовой политике.

5.4.
Ценовая политика

Политика ценоваяПо мнению специалистов, ценообразование является самым важным маркетинговым инструментом. Как правило, определение цены представляет собой завершающий этап рыночной деятельности. В этом плане можно утверждать, что цена - это своего рода индикатор, измеритель тех условий, в которых действует предприятие или фирма.

Ценообразование в условиях рынка является сложным процессом, на который влияет множество факторов, и цель маркетинга состоит в том, чтобы проанализировать их и выбрать самую подходящую стратегию в области определения цен на конкретную продукцию и в конкретный период времени с учетом объема реализации, рентабельности производства, укрепления рыночных позиций предприятия, соотношения своих цен и цен конкурентов. Осуществление ценовой политики в системе маркетинга фирмы или предприятия любого профиля связано с решением следующих задач:

  • определение задач ценовой политики;

  • разработка ценовой стратегии;

  • реализация ценовой политики в конкретных рыночных условиях.

Прежде чем вырабатывать собственную стратегию ценообразования, следует выявить и проанализировать все факторы внутреннего и внешнего порядка, влияющие на уровень цен, в числе которых:

  • потребители;

  • правительственные меры в области цен и торговли, т.е. государственное регулирование цен;

  • участники каналов товародвижения;

  • политика конкурентов;

  • величина издержек производства.

Потребители. Это едва ли не самый важный фактор, поскольку существует прямая зависимость между ценой на продукт и покупками, а также представлениями потребителей. Закон спроса и предложения гласит, что потребители, как правило, приобретают больше товаров по низкой цене, а ценовая эластичность спроса определяет их чувствительность к любым изменениям в ценах с точки зрения объема приобретаемых товаров. Кроме того, для различных сегментов рынка характерна неодинаковая реакция покупателей на цену. При очень низких ценах отсутствует возможность дальнейшего стимулирования спроса, так как рынок насыщен и потребителям предлагаемый уровень качества данного товара кажется низким. При очень высоких ценах значительно падает объем продаж, причем даже необходимых товаров.

Специалисты в области маркетинга уже давно классифицировали Категории потребителейпотребителей на 4 категорииСм.:Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1995. в зависимости от их ориентации при покупках:

  • Экономные покупатели - основной интерес при выборе покупки проявляют к ценам, качеству и ассортименту предлагаемых товаров. На эту группу большое влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества товара.

  • Персонифицированные покупатели - чутко реагируют на «образ» товара, основное внимание обращают на обслуживание и отношение к ним продавца. Цена отступает для них на второй план.

  • Этичные покупатели - поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить любую цену за товар.

  • Апатичные покупатели - отдают предпочтение в первую очередь удобству и комфорту, независимо от запрашиваемой цены.

Государственное регулирование цен. Это тоже весьма значимый фактор. Правительственные меры, связанные с ценообразованием, проводятся по следующим направлениям:

  • ограничение законодательным путем попыток сговора о ценах и установления фиксированных цен, которые могут предпринять производители товара и представители оптовой и розничной торговли;

  • пресечение законодательным путем вертикального фиксирования цен, заключающегося в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя, таким образом, розничные цены;

  • запрещение ценовой дискриминации в отношении одних и тех же товаров, предлагаемых разным покупателям;

  • преследование по закону хищнического ценообразования, т.е. запрещение продавать продукцию по ценам ниже себестоимости, чтобы привлечь покупателя и устранить конкурентов.

Участники каналов товародвижения. Все они (от производителя до оптовой и розничной торговли) стремятся увеличить объем реализации и установить более полный контроль над ценами.

Производитель, например, может получить достаточный контроль над ценой, используя систему монопольного товародвижения, заранее устанавливая цену на товары, открывая собственные розничные магазины и т.д.

Торговля оптоваяОптовая и Торговля розничнаярозничная торговля, со своей стороны добиваются влияния на ценообразование следующим образом: доказывают, что увеличение прибыли и рост продаж происходят за счет эффективных и современных форм продажи, отказываются от реализации невыгодной продукции, прибегают к продажам товаров конкурирующих фирм и пр.

Чтобы все участники товародвижения работали слаженно, четко и согласованно, следует обеспечить каждому из них возможность покрытия расходов и получения прибыли, а также предоставить торговым партнерам гарантии в том, что они будут получать товары по самым низким ценам.

КонкуренцияКонкуренция. Конкурентная среда, как показывают исследования специалистов в области маркетинга, бывает трех видов - в зависимости от того, кто контролирует цены:

  • среда, в которой цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг (фирмы, пытающиеся установить цены выше существующей конкурентной цены, не получат большого числа потребителей, которые могут переключаться на товары конкурентов, продающиеся по более низким ценам, а при снижении цены конкуренты могут ответить тем же);

  • среда, в которой цены контролируются фирмой, характеризуется ограниченной конкуренцией, а также различием в товарах и услугах (и при высоких, и при низких ценах фирма сможет найти удовлетворяющее ее число покупателей, и выбор цены зависит только от стратегии фирмы и целевого рынка);

  • среда, где цены контролируются государством, охватывает транспорт, связь, коммунальные услуги (правительственные организации определяют цены после получения информации от фирм, учреждений и даже отраслей, а также от потребителей, которые заинтересованы в данном товаре или услуге).

ИздержкиИздержки. На конечную цену товаров оказывают значительное влияние издержки производства, связанные с приобретением сырья и оборудования, наймом рабочей силы, использованием наемного транспорта, мероприятиями по защите окружающей среды и т.д. Все эти расходы фирма не всегда может контролировать, но обязательно должна учитывать при определении цены на свою продукцию.

Так, при росте затрат фирма повышает цены, перекладывая последствия этого роста на плечи потребителей. Она может также модифицировать продукцию, чтобы уменьшить расходы и сохранить уровень цен, либо так повысить качество изделий, что покупатели не будут возражать против некоторого увеличения цен.

ИздержкиИздержки (постоянные и переменные) как неотъемлемый фактор внутренней среды должны быть тщательно изучены и оценены, чтобы производство было безубыточным. На рис. 3 показана схема расчета безубыточности издательства при выпуске книги.

Рис. 3. По горизонтальной оси обозначено число книг, выпущенных или реализованных издательством, а по вертикальной - доходы от продаж.

Условно можно представить затраты издательства состоящими из трех частей: затраты на подготовку рукописи (оригинал-макета) и авторский гонорар; затраты на издание книг (полиграфические услуги); затраты на содержание аппарата издательства и оказание услуг авторам.

Для упрощения примем, что затраты на подготовку оригинал-макета и на содержание издательства не зависят от объемов тиражей (условно-постоянные расходы). Общие затраты на издание книги будут представлены в виде наклонной прямой, которая на вертикальной оси отсекает отрезок, равный величине условно-постоянных расходов.

Если из начала координат провести пучок наклонных прямых, которые показывают доходы от реализации книг по различным ценам, то можно определить, какое количество книг необходимо продать, чтобы покрыть произведенные расходы.

Выделим следующие Виды доходов от продажвиды доходов от продаж:

  • доход от реализации книг по цене, соответствующей верхнему уровню рыночных цен (max доход);

  • доход от реализации книг по оптовой цене издательства (Дир);

  • доход от реализации книг по цене А (Дар);

  • доход от реализации книг по оптовой цене партнера 1 (Д1р).

Если на горизонтальной оси отметить некоторое количество реализованных книг, (например, Np), то в точках пересечения с прямыми, характеризующими доход от реализации книг по различным ценам, будут отсекаться отрезки, показывающие:

  • расходы, которые несет издательство (Зр);

  • доходы, которые получает издательство (Дир);

  • доходы, которые получает партнер 1 (Д1р);

  • доходы, которые получает розничный торговец от продажи по цене Ца (Дар);

  • доходы, которые можно было бы получить от продажи книг на уровне верхней предельной рыночной цены (Др max).

Из рис. 3 следует, что при объеме реализации Np и для партнера 1, и для издательства издание книги убыточно. Затраты издательства на выпуск книг тиражом Np (Зр) больше, чем доходы от их реализации (Дир).

Увеличивая объемы продаж (перемещаясь по горизонтальной оси вправо), можно найти такую точку пересечения Nои и N1, в которых затраты издателя и партнера 1 будут равны их доходам. Это и есть точка безубыточности. Если количество проданных книг будет возрастать, то у издательства и, соответственно, у партнера 1 будет накапливаться прибыль. Если количество этих книг будет меньше указанной величины, то они понесут убытки.

Количество проданных книг Nои по своей сути означает, что именно столько книг требуется продать, чтобы компенсировать свои условно-постоянные затраты. Из графических построений также следует, что Nои больше N1, т.е. чем выше цена, тем меньшее количество книг необходимо реализовать для получения требуемого уровня дохода.

Если маркетинговым исследованием установлен ожидаемый объем продаж, то зная условно-постоянные и условно-переменные издержки производства, можно прогнозировать прибыль, доходы и цены.

После того, как проведены маркетинговые исследования рыночных цен, предприятие (фирма) может выбрать для себя цели ценовой политики, которая вписывается в общую стратегию развития данного предприятия.

Практика маркетинга выработала три основные цели Политика ценовая: целиценовой политики.

  • Рост прибыли за счет увеличения доли рынка. Речь идет о завоевании лидерства на рынке, достижении превосходства над конкурентами. Это возможно на основе установления минимального уровня цен, который может быть достигнут за счет резервов снижения себестоимости при условии большого потенциального рынка. Такой подход применяется и в тех случаях, когда перед компанией стоит проблема выживаемости при общем росте рыночных цен, высокой конкуренции, резкой смене потребительского поведения. Но это возможно лишь до тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки производства.

  • Рост прибыли за счет максимизации цены. В данном случае компания чаще всего использует престижные цены, ориентированные, главным образом, на тех покупателей, которые предпочитают качество товара, его уникальность, престижность и т.д. Здесь также речь идет о том, чтобы опередить конкурентов, но уже не низкой ценой, а так называемой «ценой качества». Поэтому фирма свои капиталовложения направляет именно на создание такого престижного товара и за счет высокой цены быстро окупает затраты, получая максимальную прибыль.

  • Обеспечение прибыли за счет сохранения стабильного положения на рынке. В данном случае цены на продукцию ориентированы на то, чтобы избежать, по возможности, сокращения объема продаж на основе минимизации воздействия таких внешних сил, как правительственные решения, действия конкурентов, позиция поставщиков и посредников.

Ценовая стратегия: разработкаРазработка ценовой стратегии связана с использованием трех приемов установления цен.

1. Ориентация на собственные издержки (затраты) основана на установлении продажной цены как результата суммы базовых издержек на единицу продукции и прибыли, которую компания намеревается получить. При этом прибыль может быть представлена как фиксированный процент от производимых затрат (называемый рентабельностью продукции), либо в абсолютном денежном выражении. Такой подход традиционно ориентирован на производство и в меньшей степени учитывает рыночные процессы. Он наиболее применим при ненасыщенном рынке, отсутствии конкурентов, когда потребитель покрывает все расходы производителя.

2. Ориентация на спрос исходит из того, что в условиях насыщенного рынка цена товара во многом определяется отношением к нему потребителя. Здесь используются такие понятия, как полезность товара для потребителя и эластичность спроса в зависимости от цены.

При таком подходе потребитель определяет соотношение между данной им оценкой полезности товара и его ценой, а также сравнивает эти показатели для аналогичных товаров других фирм. Производственные затраты учитываются в принятии решений о цене лишь как ограничительный фактор, связанный с покрытием затрат и получением запланированной прибыли.

Эластичность спроса определяет, на сколько процентов изменяется спрос на данную продукцию при изменении ее цены на один процент. Спрос считается эластичным по цене, если он изменяется в противоположную сторону по отношению к ней.

3. Ориентация на конкурентов базируется на анализе существующего уровня цен конкурентов и прогнозирования перспектив их изменения. Здесь все зависит от типа рынка: чем выше степень монополизации, тем больше будет «затратная» цена соответствовать рыночной, и наоборот, слабо монополизированный рынок вызывает сильное отклонение «затратной» цены от реальной рыночной, поскольку при значительном числе производителей и покупателей рыночная цена формируется как результат большого числа индивидуальных цен.

В этом случае, как правило, цена устанавливается на основе уровня текущих цен. Компания отталкивается от цен конкурентов, меньше обращая внимание на показатели собственных издержек или спроса. Такой подход характерен для фирм, использующих стратегию «следования за лидером». Исходной информацией для расчетов могут служить цены сделок, коммерческих предложений и др.

В зависимости от конкретной рыночной ситуации могут использоваться различные виды ценообразования: дифференцированное, конкурентное, стимулирующее и т.д.

Дифференцированное ценообразование осуществляется по различным признакам:

  • пространственному - в зависимости от места нахождения покупателя;

  • временному - в зависимости от времени суток, дней недели или времени года;

  • персональному - в зависимости от контингента потребителей (молодежь, пенсионеры, бизнесмены, домохозяйки и т.д.);

  • количественному - в зависимости от объема продаваемой партии товаров и т.п.

Конкретным выражением такого подхода могут быть цены стандартные и меняющиеся, единые и гибкие, твердые и скользящие и т.д.

Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь также существуют свои методы:

± «ценовая война» - применяется в основном на монопольном рынке, однако на современном этапе считается нецелесообразным «сокрушать» конкурента низкими ценами, а все больше внимания уделяется высокому качеству и лучшему обслуживанию;

± цены по методу «снятия сливок» (престижные цены) устанавливаются на действительные новинки, престижные товары и рассчитаны на те сегменты рынка, где покупатели будут приобретать новинку независимо от цены, так как конкуренты еще не имеют таких товаров;

± «цена проникновения» - использование низких цен на новые товары по сравнению с конкурентами, что отбивает у них охоту создавать аналогичную продукцию (политика низких цен в большей степени преследует цель получения долговременных прибылей);

± цена по методу «кривой освоения» является компромиссным вариантом между ценами «снятия сливок» и «ценами проникновения» (данный метод предполагает более быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам).

Стимулирующее ценообразование основано на использовании различного рода скидок и зачетов: бонусных (для постоянных покупателей или посредников, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товаров); за платеж наличными (для потребителей, которые оперативно оплачивают счета); за количество закупаемого товара; сезонных и функциональных скидок.

Обратимся к проблемам ценообразования в книгоиздательском и книготорговом бизнесе. Анализ российского книжного рынка конца 90-х гг. показывает, что отечественное книгоиздание постепенно выходит из кризиса, в котором оно оказалось в начале 90-х гг., когда спад производства достиг критической черты. Переход к рыночным отношениям обусловил кардинальные изменения системы ценообразования в книжном бизнесе, что выразилось, в первую очередь, в переходе к свободным ценам на книжную продукцию. В 1991 г. был отменен прейскурант цен и фиксированный размер торговых скидок. Теперь цены стали определять самостоятельно как издательства, так и книготорговые оптовые и розничные предприятия. А вместо торговых скидок сейчас используются торговые наценки на издательские отпускные и книготорговые цены.

Кроме того, после отмены в 1996 г. налогов на добавленную стоимость и на прибыль в отношении реализации книжной продукции перестал действовать и налоговый способ воздействия на уровень торговых наценок. Весьма негативное влияние на функционирование всех каналов книгодвижения оказывает непрерывное повышение оптовых и розничных цен на книжную продукцию.

Повышение цен на книги обусловлено также увеличением издержек издательств, поскольку выросли тарифы на транспорт, энергоносители, коммунальные услуги. То же самое относится и к увеличению размера наценок, используемых книготорговыми организациями. Например, схема роста оптовых и розничных цен в России в 1997 г. выглядела следующим образом (рис. 4):

Рис. 4. Схема роста оптовых и розничных цен на книги, поставляемые в регионы РоссииКнижная торговля: Научно-технический информационный сборник. - М.: Российская книжная палата, 1997. Вып. 4-5. С. 47.

Таким образом, из-за того, что книжная продукция проходит через множество посредников, устанавливающих монопольно высокие наценки, стоимость книг в отдельных регионах России возрастает на 60-100%. А поскольку книгоиздательский бизнес сосредоточен в нескольких крупных городах страны, то почти повсеместно читательская публика России сталкивается с постоянно возрастающими ценами на книжную продукцию.

Следствием противозаконных монопольных явлений в оптовой и розничной торговле при установлении цен на книжную продукцию является сокращение спроса на книги, что наносит огромный ущерб деятельности издательств, а в конечном счете, и самой книжной торговле.

Ценообразование в российском книжном бизнесе сталкивается с парадоксом: цены на книги слишком высоки для розничного потребителя, однако они слишком низки для достижения издательствами нормального уровня рентабельности.

Формирование цен на книгу представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, в который вовлечено значительное количество участников. Определяющей ступенью в этом процессе является издательство, от его цены отталкиваются другие участники товародвижения.

Процесс ценообразования в конкретном издательстве происходит в несколько этапов (рис. 5).

Рис. 5. Этапы процесса ценообразованияИсточник: Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1995. С. 297

Выбор цели. Издательство должно четко определить, какую цель оно преследует при выпуске книжной продукции. Специалисты выделяют три основные цели: обеспечение сбыта, максимизация прибыли и удержание рынка.

В первом случае издательство действует в условиях эластичного спроса и большого рынка потребления, оно не намеревается добиться максимального роста спроса и увеличения совокупной прибыли и полагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта.

Во втором случае издательство стремится к достижению стабильного высокого уровня прибыли на ряд лет, и тогда оно должно тщательно подойти к оценке спроса и издержек.

В третьем случае издательство намерено сохранить существующие благоприятные для себя условия на рынке. Тогда его действия заключаются в предотвращении падения объемов спроса и избежании конкурентной борьбы.

Определение спроса. Известно, что не рассчитав правильно спроса, нельзя определять цены на свою продукцию. На величину спроса влияют многие факторы: платежеспособность покупателей, их привычки, отсутствие конкурирующих товаров и т.д. Это нужно учитывать при установлении цены, т.е. специалистам-маркетологам следует обязательно вычислить коэффициент эластичности спроса.

Анализ издержек. Величина спроса обозначает верхний предел цены, устанавливаемый издательством, а валовые издержки производства - ее минимальную величину. Ключ к установлению оптимальных цен - сокращение издержек производства.

Анализ цен конкурентов. Каждое издательство должно внимательно следить за положением дел у конкурентов, знать их продукцию и цены. Это поможет при вычислении объема продаж своей продукции и определении конечной цены книги с учетом всех расходов (прямых, переменных, общеиздательских).

Выбор метода ценообразования. Разумеется, конечная цена книги должна покрывать все издержки производства, распределения и сбыта, иначе прибыль окажется нулевой. Специалисты выделяют три основных метода ценообразования:

  • «издержки плюс прибыль» - цена устанавливается на основе добавления определенной прибыли к средним издержкам, т.е. это означает начисление наценки на себестоимость продукции;

  • целевое ценообразование - цена определяется, исходя из условий получения желаемого уровня дохода на вложенный капитал;

  • анализ безубыточности - цена определяется при сравнении переменных и условно-постоянных издержек с предполагаемым доходом при различных уровнях цен и объемах производства.

Установление окончательной цены. Это заключительный этап ценообразования. Издательство, проведя исследование по всем направлениям, выбирает свой метод ценообразования.

По мнению специалистов, в книжном бизнесе розничная цена книги, т.е. та цена, по которой она приобретается конечным потребителем, может формироваться двумя путями.

  • Розничная цена устанавливается издательством, которое исходит из себестоимости, собственных торговых расходов и издержек обращения книжной торговли, а также учитывает реальный покупательский спрос и цены конкурентов. В этом случае промежуточные сбытовики книжной продукции получают торговую скидку с розничной цены, которая при реализации и является валовым доходом, заменяющим торговую наценку.

  • Розничная цена устанавливается розничным (конечным) книготорговцем, исходя из оптовой цены, собственных издержек обращения и ожидаемого уровня дохода, а также из принятого данным розничным предприятием уровня торговой наценки, покупательского спроса и цен конкурентов. В этом случае торговая наценка при реализации выступает в виде валового дохода розничного торговца.

На российском книжном рынке преобладает вторая форма установления розничной цены, первая применяется значительно реже.

Специалисты Российской книжной палаты провели в начале 1998 г. исследования рынка за три предыдущих года, в ходе которых они проанализировали цены на книжную продукцию по разделам литературы и жанрам, изучили существующий механизм формирования розничных ценСм.: Книжная торговля. Научно-технический информационный сборник. - М.: Российская книжная палата, 1998. Вып. 4-5. С. 1-19.. Их выводы показали, что процесс формирования розничных цен достаточно стабилен. За 1995 - 1997 гг. торговые наценки находились на уровне 30% на каждом этапе товародвижения. Анализ каталожных издательских цен позволяет утверждать, что они стабильны и за последние годы не подвергались значительным сдвигам в сторону увеличения, тогда как основной рост конечной розничной цены происходил на стадии книжной торговли, причем изменение цен зачастую зависело от числа посредников. Лоточная торговля к установившейся розничной цене прибавляла еще до 20%. (Нужно отметить, что этот вид торговли получил достаточно широкий размах по всей территории России).

Эксперты Российской книжной палаты провели анкетирование издательских и книготорговых структур во многих крупных городах РФ, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Смоленске, Новосибирске, Владимире, Казани. Полученные ответыСм.: Книжная торговля. Научно-технический информационный сборник. Вып. 4-5. С. 33-43. свидетельствуют о том, что 86% респондентов при определении цены на книжную продукцию исходят, в первую очередь, из необходимости возмещения затрат и получения определенной прибыли. По мнению 50% опрошенных, еще одним важным фактором, влияющим на определение цены, является конъюнктура книжного рынка. Характерно, что 53% издателей считают, что розничные цены отражают интересы оптовых и розничных торговцев, а 47% ответили, что эти цены выражают реальный уровень покупательского спроса.

Нужно отметить, что оба партнера в книжном деле отрицательно относятся к установлению государством предельного уровня торговой наценки на издательские оптовые цены. По их мнению, рынок сам может установить приемлемый уровень этих наценок.

Большой разброс мнений относительно ценовой политики, форм государственного воздействия на ценообразование, а также роли различных видов гражданско-правовых обязательств между субъектами ценообразования свидетельствует о том, что необходимо создание специализированных консалтинговых фирм для информирования заинтересованных лиц и организаций по проблемам книжного рынка, а также другим элементам инфраструктуры, участвующим в процессе взаимообмена между издателями и книготорговцами.

© Центр дистанционного образования МГУП