Московский государственный университет печати

Прилепская Г.Д.


         

Бизнес-план издательства

Учебное пособие


Прилепская Г.Д.
Бизнес-план издательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Бизнес-план: цель, функции и принципы составления

2.

Подготовка и использование бизнес-плана

3.

Состав, структура и объем бизнес-плана

3.1.

Резюме бизнес-плана

3.2.

Описание фирмы и проектируемой продукции

3.3.

Анализ рынка сбыта

3.4.

План маркетинга

3.5.

План производства и реализации продукции издательства

3.6.

Организационный план

3.7.

План риска

3.8.

Финансовый план и стратегия финансирования

4.

Анализ рынка сбыта

4.1.

Характеристика заказчиков и торговых партнеров

4.2.

Объемы и динамика сбыта

4.3.

Конкуренция

4.4.

Оценка сферы распространения и продаж

4.4.1.

Оптовая торговля

4.4.2.

Розничная торговля

4.5.

Информационное обеспечение книжного рынка

4.5.1.

Система «Books in Print»

4.5.2.

Отраслевая печать

4.5.3.

Телевидение и радио

4.5.4.

Каталоги и бюллетени

4.5.5.

Информационная листовая продукция

4.5.6.

Адресная рассылка

5.

План маркетинга

5.1.

Понятие, цели и задачи издательского маркетинга

5.2.

Структура и содержание маркетинговой концепции

5.3.

Инструментарий маркетинга

5.4.

Ценовая политика

6.

План производства

7.

Организационный план

7.1.

Организационная структура издательства

7.2.

Основные положения кадровой политики

7.3.

Команда управления

8.

План риска

9.

Финансовый план

9.1.

Прогноз объемов реализации

9.2.

Прогноз прибылей и убытков

9.3.

Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков)

9.4.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия

9.5.

График безубыточности

10.

Стратегия финансирования

Список литературы

Указатели
125  предметный указатель
5  указатель иллюстраций

9.
Финансовый план

План финансовыйЭтот раздел является итоговым. Он основан на расчетах показателей, полученных в предыдущих разделах бизнес-плана, и предназначен для их обобщенияи представления в стоимостном выражении. Бизнес-план предусматривает расчет потенциала проекта и графика его финансирования; он может также служить оперативным планом для финансового управления проектом.

В составе финансового плана разрабатывается несколько документов:

1) Прогноз объема реализации продукции

2) Баланс денежных расходов и поступлений (анализ денежных потоков)

3) Таблица доходов и затрат (прогноз прибылей и убытков)

4) Сводный баланс активов и пассивов предприятия

5) График безубыточности (прибыльности).

9.1.
Прогноз объемов реализации

Прогноз объемов реализации должен дать представление о той доле рынка, которую намеревается завоевать издательство своей продукцией. Обычно такой прогноз составляется на три года вперед, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго - поквартально, а для третьего отмечается общая сумма продаж за 12 месяцев. Такая система прогнозирования сбыта объясняется тем, что для начального периода производства уже известны потенциальные оптовые покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная же со второго года, разумеется, приходится заниматься прогнозными расчетами объемов реализации. Но эти прогнозы должны строиться на серьезном и многоступенчатом изучении рынка, потому что в соответствии с объемами реализации предприятие планирует затраты на приобретение оборудования, расходы на рекламу, заработную плату работников, собственные финансовые вложения. Соответственно, если предварительные «прикидки» сделаны неточно, проект может не окупиться в запланированные сроки.

9.2.
Прогноз прибылей и убытков

Прогноз прибылей и убытков включает расчет следующих показателей:

1) доходы от продажи продукции (выручка от реализации);

2) издержки производства продукции;

3) суммарная прибыль от реализации (стр. 1 - стр. 2);

4) общепроизводственные расходы (по видам);

5) балансовая прибыль (стр. 3 - стр. 4);

6) чистая прибыль (стр. 5 - налог на прибыль).

Задача этого документа - показать, как будет формироваться и изменяться ваша прибыль: для первого года прогноз прибылей и убытков составляется помесячно, для второго и третьего - поквартально.

В данном разделе используются ранее составленные прогнозы размеров сбыта. Одновременно должны предусматриваться ассигнования на покрытие производственных издержек. Уровень производства или управления определяется прогнозами сбыта, а также выполнением требований инвесторов. Потребности в материальных, трудовых и производственных ресурсах должны быть представлены в стоимостной форме. Желательно также разделение этих затрат на постоянные и переменные статьи. При определении эффекта от продаж необходимо также учесть производственные расходы и затраты на приобретение оборудования. Из-за важности планов прибылей и убытков для определения финансовой привлекательности проекта для потенциальных инвесторов очень важно, чтобы спорные положения были полностью раскрыты и документально оформлены. Такие спорные положения могут включать размеры долгов и процентные ставки торговых издержек, общие и административные расходы, составляющие фиксированный процент от объема продаж. Желательно указать также специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.

Форма прогноза прибылей и убытков представлена в табл. 11.

Статьи 1-й год, месяцы 2-й год, кварталы 3-й год, кварталы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 I II III IV I II III IV
Сбыт:
скидки
безнадежные долги использованные материалы

Непосредственный труд
Производственные издержки
Другие производственные расходы (в том числе аренда оборудования)
Общая стоимость проданной продукции
Общая прибыль (убыток)
Торговые издержки
Общие и административные издержки
Текущая прибыль (убыток)
Прочие издержки (выплата процентов, снижение цены)
Прибыль (убыток) до уплаты налогов
Сумма выплаченных налогов
Прибыль (убыток) после уплаты налогов

     

9.3.
Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков)

Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков). Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей. Этот документ позволяет оценить суммы, необходимые для осуществления проекта, начиная со стадии его подготовки и заканчивая получением первого положительного эффекта.Главная задача этого баланса - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, определить будущую ликвидность предприятия при осуществлении данного проекта. Под ликвидностью в данном случае понимается способность предприятия своевременно погашать задолженность перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Часть необходимого финансирования может быть получена за счет средств фирмы (это отражается в бизнес-плане), часть - за счет банковских кредитов на 1 - 3 года и за счет краткосрочных кредитов.

Детализированный прогноз, который понятен и применим для руководства, может способствовать привлечению внимания к проекту, несмотря на периодическое возникновение денежных затруднений (в связи с влиянием сезонности, требованием оплаты капитальных вложений наличными). Прогнозы денежных потоков предусматриваются на каждый месяц первого года и по кварталам второго и третьего годов.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические моменты, например, при низком накоплении средств и предполагаемом снижении продаж. Это позволяет проверить чувствительность бюджета баланса к изменению различных факторов: объемов производства, отпускных цен, нормы рентабельности, величины вложенных средств и т.д.Баланс движения денежных средств позволяет также определить эффективность отдачи от вложенного капитала.

Форма баланса денежных потоков представлена в таблице 12.

Таблица 12

Форма баланса денежных потоков (руб., СКВ)

Статьи 1-й год, месяцы 2-й год, кварталы 3-й год, кварталы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 I II III IV I II III IV
Средства на начало периода
Приход:
поступление средств
накопление полученных кредитов
различные поступления
продажа товара
     
ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ      
Расходы:
выплаты
оплата продаж
трудовые затраты
производственные затраты
аренда оборудования
торговые издержки
общие и административные издержки
приобретение дополнительного имущества
Уплата налогов
Выплата процентов по кредитам
Погашение кредитов
Другие выплаты
     
ВСЕГО ВЫПЛАТ      
Увеличение (уменьшение) средств      
Средства на конец периода      

Форма баланса денежных потоков (руб., СКВ)

9.4.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия

Сводный баланс активов и пассивов предприятия детализирует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства. Инвесторы просматривают планируемые бухгалтерские балансы, устанавливая размер рабочего капитала, текущих издержек, товарного оборота, и в зависимости от этого определяют размер финансовых вложений в проект. Форма бухгалтерского баланса (табл. 13) может быть подготовлена на начало проекта и на конец каждого года из 3 - 5 лет работы.

Таблица 13

Бухгалтерский баланс (руб.)

Активы и текущие обязательства Начало работ 1-й год 2-й год 3-й год
Имеющиеся активы:
     наличность
     ценные бумаги
     полученные кредиты
     материальные ресурсы
     готовая продукция
       
Всего материальных ресурсов
       
В том числе оплаченных        
Всего текущих активов:        

типографское и офисное оборудование, за вычетом:

       

накопленное

       

амортизация

       

чистая масса типографского и офисного оборудования

       

отсроченные платежи

       

другие активы

       
ВСЕГО АKТИВОВ        
Обязательства и выплаты акционерам:        

выплаты банкам

       

подлежащие оплате счета

       

проценты

       

налоги (федеральные и местные)

       

прочие выплаты

       
Всего текущих обязательств:        

долгосрочные обязательства

       

краткосрочные обязательства

       

общие запасы

       

остаток капитала

       

нераспределенная прибыль

       
ВСЕГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ВЫПЛАТ АКЦИОНЕРАМ        

9.5.
График безубыточности

График безубыточности показывает уровень продаж (производства), необходимый для покрытия расходов. Он включает расходы, как зависящие от уровня производства (оплата труда производственного персонала, расходы на материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, выплата процентов, заработная плата административно-управленческого персонала и т.д.). Уровень продаж (реализации), при котором покрываются все расходы, называется уровень безубыточности (график безубыточности издательства и пояснения к нему приведены в плане маркетинга). Для инвесторов и руководителей полезно знать точку безубыточности и определить трудность ее достижения. Желательно, чтобы планируемые продажи были значительно выше, чем уровень безубыточности. Следует также показать эффект от снижения себестоимости на графике безубыточности.

© Центр дистанционного образования МГУП