Московский государственный университет печати

Перлов В.И.


         

Маркетинг на предприятии отрасли печати

Учебное пособие для вузов


Перлов В.И.
Маркетинг на предприятии отрасли печати
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Сущность и содержание маркетинга

1.1.

Социально-экономическая сущность маркетинга

1.2.

Концепции маркетинга

1.3.

Методы маркетинга

1.4.

Функции маркетинга

1.5.

Технология маркетинговой деятельности

2.

Маркетинговые исследования

2.1.

Порядок проведения маркетинговых исследований

2.1.1.

Целевая направленность маркетинговых исследований

2.1.2.

Технология проведения маркетинговых исследований

2.2.

Методические основы исследования рынка

2.2.1.

Система показателей, используемых для исследования рынка

2.2.2.

Методы реализации маркетинговых исследований

2.2.3.

Оценка спроса и предложения

2.2.4.

Характеристика особенностей коммерческой деятельности

2.3.

Современное состояние и перспективы развития издательского дела

2.4.

Проблемы российской полиграфии, перспективы ее развития

3.

Планирование маркетинга

3.1.

Стратегическое маркетинговое планирование

3.1.1.

Планирование целей предприятия

3.1.2.

Выбор стратегии маркетинга

3.1.3.

Модели, используемые для разработки стратегии маркетинга

3.2.

Маркетинговая стратегияПланирование программы маркетинга

3.3.

Бюджет маркетинга

3.4.

Причины неудач в маркетинговом планировании

4.

Товарная политика

4.1.

Понятие товара и его роль в маркетинге

4.1.1.

Основные классификации товаров

4.1.2.

Особенности продукции отрасли печати

4.1.3.

Этапы жизненного цикла товаров

4.2.

Концепции разработки новых товаров

4.2.1.

Значение новой продукции

4.2.2.

Планирование продукции

4.2.3.

Рыночная новизна товара

4.2.4.

Концепции разработки новых изданий

4.2.5.

Принципы определения конкурентоспособности издания

4.2.6.

Коммерческий успех издания

4.3.

Разработка товарной политики предприятия

4.3.1.

Содержание товарной политики предприятия

4.3.2.

Структура ассортимента

4.3.3.

Планирование ассортимента

4.4.

Маркировка и упаковка как элементы товарной политики

5.

Ценовая политика

5.1.

Теоретические основы ценовой политики предприятия

5.1.1.

Виды цен и их особенности

5.1.2.

Процесс ценообразования: сущность и этапы

5.1.3.

Внешние факторы ценообразования

5.1.4.

Методы определения исходной цены товара

5.1.5.

Разработка ценовой стратегии предприятия

5.1.6.

Рыночная корректировка цены (ценовая тактика)

5.1.7.

Рыночное страхование цен

5.2.

Особенности ценообразования на предприятии отрасли печати

5.2.1.

Факторы, учитываемые при установлении цен на издания

5.2.2.

Пример определения цены книги

6.

Сбытовая политика

6.1.

Теоретические основы сбытовой политики предприятия

6.1.1.

Содержание сбытовой политики предприятия

6.1.2.

Разработка стратегии охвата рынка

6.1.3.

Каналы сбыта и обоснование их выбора

6.1.4.

Сбытовые издержки предприятия

6.2.

Особенности сбытовой политики предприятия отрасли печати

6.2.1.

Книжный рынок

6.2.2.

Отдел сбыта

6.2.3.

Торговые партнеры предприятия отрасли печати

6.3.

Практические примеры сбытовой политики

7.

Коммуникационная политика

7.1.

Продвижение товара как элемент структуры маркетинга

7.1.1.

Сущность, цели и правила продвижения

7.1.2.

Создание образа предприятия

7.1.3.

Целевая аудитория и направленность продвижения

7.1.4.

Выбор наиболее эффективного продвижения

7.2.

Виды продвижения

7.2.1.

Реклама

7.2.2.

Личная продажа

7.2.3.

Стимулирование сбыта

7.2.4.

Пропаганда

7.3.

Особенности коммуникационной политики предприятия отрасли печати

7.3.1.

Реклама книги

7.3.2.

Использование других способов продвижения книг

7.4.

Пример расчета затрат на продвижение серии книг

8.

Система маркетинговой информации

8.1.

Типы и источники информации

8.2.

Маркетинговая информационная система

8.3.

Средства доступа к информации

8.3.1.

Структура и использование базы данных

8.3.2.

База данных и реляционный маркетинг

8.4.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности в России

8.5.

Пример сбора информации на рынке книжной продукции

9.

Организация и контроль маркетинговой деятельности

9.1.

Служба маркетинга на предприятии

9.2.

Система маркетингового контроля

Список литературы

Указатели
13   именной указатель
465   предметный указатель
29   указатель иллюстраций
Рисунок 4.1. Рисунок 4.2

Важным этапом Товарная политикатоварной политики предприятия является ведение Статистический учетстатистического учета. Отсутствие такового на некоторых предприятиях отрасли печати объясняет причину существования такого парадокса, как перенасыщение книжного рынка, с одной стороны, и неудовлетворенного спроса - с другой. Многие предприятия не посылают обязательные экземпляры в Российскую книжную палату из-за наличия безлицензионных изданий, нежелания выплачивать авторский гонорар, а также не указывают тиражи. А когда отсутствует объективная информация о месте и времени выхода книг, тиражах, предприятия неизбежно дублируют друг друга, что насыщает рынок однотипными изданиями и ведет к более жесткой, искусственно созданной конкуренции. Одновременно с этим многие актуальные книги, изданные минимальными тиражами, не допечатываются и не выходят в других предприятиях отрасли печати.

Товар Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. Наряду с понятием «товар» существует понятие «товарная единица».

Товарная единица Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Каждую отдельную товарную единицу, предлагаемую потребителям, можно рассматривать относительно трех уровней:

  • Товар по замыслу товар по замыслу - это та основная услуга, которую действительно приобретает покупатель;

  • Товар в реальном исполнении товар в реальном исполнении - это предлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, внешним оформлением, уровнем качества, марочным названием и упаковкой;

  • Товар с подкреплением товар с подкреплением - это товар в реальном исполнении в совокупности с услугами, его сопровождающими, такими, как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.

В современных рыночных условиях предприятия отрасли печати вынуждены разрабатывать различные товарные классификации на основе присущих этим товарам характеристик. Для того чтобы выявить товары наибольшего спроса и местонахождение потребителей, применяют следующие классификации:

по степени долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на три группы:

  • Товары длительного пользования товары длительного пользования - материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование (книги в твердом переплете);

  • Товары кратковременного пользования товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования (газеты, журналы);

  • Услуги услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения (услуги, выполняемые предприятием отрасли печати).

На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на следующие группы:

а) Товары повседневного спроса товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой.

Такие товары можно дополнительно подразделить на группы:

  • Товары основные постоянного спроса основные товары постоянного спроса (газеты с программой), т. е. те товары, которые люди покупают постоянно;

  • Товары импульсивной покупки товары импульсной покупки (журналы) покупают без всякого предварительного планирования и поисков, они, как правило, продаются во многих местах, поэтому потребители почти всегда могут их легко приобрести;

  • Товары для экстренных случаев товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них (газета «Из рук в руки»); производители организуют распространение этих товаров через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары;

б) Товары предварительного выбора товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (художественная литература).

Товары предварительного выбора можно дополнительно подразделить следующим образом:

  • Товары схожие схожие - рассматриваются покупателем как изделия, одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке;

  • Товары несхожие несхожие - рассматриваются потребителем относительно их свойств в большей степени, нежели относительно цены. Именно поэтому при продаже несхожих товаров предварительного выбора необходимо иметь широкий ассортимент, чтобы удовлетворять самые разнообразные индивидуальные вкусы, и держать штат хорошо подготовленных продавцов, которые могли бы снабдить потребителя необходимой информацией и дать ему совет;

в) Товары особого спроса товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками и (или) отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (альбомы по искусству);

г) Товары пассивного спроса товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке (энциклопедии).

КнигаКнига играет важную роль в развитии общества, в передаче знаний и информации, в развитии науки и культуры, она была и остается одним из основных объектов влияния на человека.

Как источник знаний каждого отдельного человека и как значительная общественная сила книга позволяет осуществлять свободное общение между читателем и автором, а читателю предоставляет возможность свободного выбора в восприятии новых идей и знаний. Это одно из самых простых и дешевых средств передачи мысли, в силу чего книга является и самым распространенным инструментом получения знаний, средством самовыражения.

Особые свойства продукции отрасли печати - ее идеологический характер и неповторимость. Она удовлетворяет специфические, духовные потребности человека: в получении знаний, в повышении образовательного и культурного уровня, в расширении кругозора. Основную характеристику продукции отрасли составляет ее нематериальная ценность. Книги как духовные ценности не обладают свойством воспроизводимости, так как являются уникальным результатом творчества их создателей и отличаются исключительностью, неповторимостью. Вместе с тем книга имеет материальную форму и является товаром, обладает стоимостью.

Продукция отрасли печати отличается от продукции других отраслей тем, что каждая Книгакнига - это новый продукт, который выдвигает перед издателем и полиграфистом все требования производства нового продукта. Ассортимент продукции отрасли безграничен, так как каждое издание уникально по своему содержанию и художественно-техническому оформлению.

Книги нельзя продавать как фасованный товар, поскольку они решают культурные, образовательные, информационные, развлекательные задачи. Однако решение этих задач должно сочетаться с коммерческими целями предприятия. В то время как продавцы фасованного товара ставят для себя первоочередной задачей увеличение своей доли на рынке, предприятия отрасли печати обращают основное внимание на небольшие, сегментированные рынки. Понимание особенностей отдельных групп потребителей в сочетании со знанием закономерностей книжного бизнеса - основа для появления перспективных книгоиздательских проектов.

Жизненный цикл товара Жизненный цикл товара - период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Жизненный цикл издания как товара может быть представлен в виде определенной последовательности стадий существования его на рынке с определенными временными рамками. Динамика жизни издания показывает объем возможных (фактических) продаж в каждое определенное время существования спроса на него. При всем многообразии жизненного цикла издания можно выделить следующие основные фазы (стадии) жизненного цикла как концепции издания: разработку, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад.

Жизненный цикл товара: Внедрение издания Внедрение - фаза появления нового издания на рынке (первоначально в виде пробных продаж). Цель маркетинга - создать рынок нового издания. На этой стадии издание еще является новинкой. Чтобы издание было признано и принято потребителями в коммерческом смысле и доказало свои достоинства в смысле техническом, требуются значительное время и большие затраты денежных средств. При этом объем реализации мал и увеличивается очень медленно.

Если внедрение прошло успешно, издание вступает в фазу роста. Рост издания Рост - фаза признания покупателем издания и быстрого увеличения спроса на него. В этот период цель маркетинга - расширить сбыт и совокупность модификации издания. Возрастают число и объем повторных и многократных покупок, репутация и популярность издания повышаются в результате обмена мнениями между покупателями. Часто конкурирующие предприятия отрасли печати обращают внимание на этот потенциальный рынок. Начинают предлагать аналогичные или сходные издания и, проводя собственные рекламные мероприятия, тем самым ускоряют увеличение емкости рынка.

Жизненный цикл товара: Зрелость (стабилизация) издания Зрелость (стабилизация) - фаза постепенного удовлетворения спроса на данное издание. Главная задача маркетинговой деятельности в этих условиях - сохранить преимущественное положение издания на рынке как можно дольше. Снижаются темпы роста спроса и стабилизируются объемы продаж. В этой фазе становится необходимым увеличение расходов на маркетинг - рекламу, повышение качества издания, улучшение сервиса; возможно снижение цен для поддержания объемов продаж. Прибыльность торговли может быть обеспечена в этой фазе только на основе уменьшения производственных расходов. В конце этой фазы должны приниматься тактические и стратегические решения по изданию - его дальнейшая модификация или переход на новую модель.

Жизненный цикл товара: Насыщение производства Насыщение происходит в тот период, когда, несмотря на снижение цен и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Торговля может оставаться прибыльной из-за снижения издержек производства вследствие более полного использования возможностей технологии, повышения производительности труда, уменьшения брака. Маркетинговая стратегияМаркетинговая стратегия на этом этапе заключается в проведении мероприятий по стимулированию сбыта, улучшению качества и сервиса, снижению цен.

Жизненный цикл товара: Спад производства Спад - фаза резкого снижения объемов продаж, а затем и прибыли. Для проведения изменений в ассортиментной политике предприятие отрасли печати может усилить маркетинговые мероприятия (Рекламареклама, Упаковкаупаковка, методы Сбытсбыта и т.д.) или же вообще отказаться от производства потерявшего популярность издания. Объем реализации начинает уменьшаться. Рассматриваемое издание завершает свой жизненный цикл. Оно вытесняется с рынка очередным поколением новых и перспективных изданийРисунок 4.1..

Помимо классической формы жизненного цикла издания как товара практика работы различных предприятий отрасли печати дает примеры специфических ее видоизменений.

Жизненный цикл издания в реальной ситуации может не выражаться на графике Рисунок 4.2 традиционной классической кривой, в которой четко определяются периоды внедрения издания на рынок, роста, зрелости, насыщения и спада. Эффективная маркетинговая деятельность позволяет добиться еще на первой стадии высокого роста сбыта и прибыли, а в последующие - поддержания значительного объема продаж (кривая, носящая название «бум»).

Жизненный цикл издания может выразиться кривой «увлечение», когда продажи изданию резко возрастают, а затем резко падают.

«Продолжительное увлечение» предполагает быстрый рост сбыта продукции, затем быстрое падение, но с остаточным средним уровнем продаж.

Кривая моды, или сезонная кривая, относится к жизненному циклу изданий, переживающих на рынке периодические, различающиеся по времени неоднократные взлеты и падения спроса и т.д.

Теория жизненного цикла применительно к продукции предприятия отрасли печати имеет специфическое преломление. В жизненном цикле любой книги специалисты различают три этапа:

  1. Жизненный цикл издания: Books in printИн принт (In print) - книга имеется в наличии, в продаже.

  2. Жизненный цикл издания: Books out of stockАут оф сток (Out of stock) - запасы данного издания на складе предприятия или его распространителя исчерпаны, но предприятие намерено допечатать определенное количество экземпляров и обеспечить наличие книги в продаже.

  3. Жизненный цикл издания: Books out of printАут оф принт (Out of print) - книга распродана и больше не предлагается.

Товарная политикаТоварная политика предприятия должна проводиться с учетом перспективных задач и учитывать, что товары вне зависимости от своего успеха смертны, т.е. рано или поздно их придется убирать с рынка. Поэтому необходимо постоянно планировать замены.

Для предприятия с циклическим сбытом новая продукция может стабилизировать сбыт и издержки на протяжении всего года. Планирование развития должно учитывать время, необходимое, чтобы довести новый продукт от стадии идеи до полного коммерческого использования.

Новая продукция может давать большую прибыль и позволить предприятию контролировать стратегию маркетинга. Для уменьшения риска многие предприятия стремятся снизить зависимость одного товара или ассортиментной группы.

Некоторые предприятия пытаются максимизировать эффективность созданной ими системы реализации, используя ее для продажи новой продукции. Это позволяет распределять издержки сбыта, рекламы и товародвижения между несколькими продуктами; обеспечивать поддержку Дилердилеров и предотвращать возможность использования распределительной сети потенциальными конкурентами.

Предприятия часто стремятся к технологическим прорывам. Они внедряют новые товары, реагируя на меняющиеся демографические характеристики потребителей и изменения в стиле их жизни. Долгосрочное планирование новой продукции требует: систематических исследований и разработок; увязки требований, предъявляемых к новым товарам, с возможностями предприятия; большого внимания к тому, как потребители оценивают параметры продукции; существенных затрат времени и средств на разработку эффективной стратегии.

Предприятие должно учитывать риск неудачи при внедрении новых продуктов в результате конкуренции и меняющихся потребителей. Неудачи продуктов могут быть абсолютными и относительными. Абсолютный провал продукции происходит, когда предприятие не способно компенсировать свои расходы на производство и маркетинг и несет финансовые потери. Относительная неудача при внедрении продукта происходит в тех случаях, когда предприятие получает доход от продукции, но данный товар не достигает целей по прибыли и (или) отрицательно сказывается на образе предприятия.

К наиболее значимым факторам, которые приводят к абсолютным или относительным неудачам продукции, относятся: недостаточное отличительное преимущество, плохое планирование, неудачный выбор момента и чрезмерный энтузиазм сторонников данной продукции.

Процесс планирования новой продукции включает восемь этапов - от формирования идеи до ее коммерческой реализации. Во время этого процесса предприятие создает потенциальные возможности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, получает представление о потребителях, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.

Основные этапы планирования товара-новинки

Планирование новой продукции: Генерация идеи Генерация идеи - это постоянный систематический поиск возможностей создания новых товаров. Он включает выделение источников идей и методов их создания. Источниками идей могут быть сотрудники, каналы сбыта, конкуренты, правительство и пр. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей; затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования.

Методы генерации новых идей включают мозговую атаку, анализ существующей продукции, опросы. После того как предприятие выделило потенциальные товары, оно должно провести Планирование новой продукции: Отбор идейфильтрацию продукции: исключить плохие, неподходящие идеи из дальнейшего рассмотрения. В настоящее время предприятия для первичной оценки используют фильтрующий перечень оценочных показателей для новой продукции. В нем предприятие перечисляет качества новых продуктов, которые оно считает наиболее значимыми, и сравнивает все идеи по этим параметрам. Перечень стандартизован и позволяет сопоставлять идеи между собой.

Ниже представлен пример фильтрующего перечня новой продукции (табл. 4.1). Он включает три основные группы характеристик: общие, маркетинговые и производственные. В рамках каждой группы оценивают несколько параметров продукции для каждой идеи на основе шкалы - от 1 (выдающаяся) до 10 (очень плохая). Кроме того, взвешивается важность каждого параметра продукции, поскольку они по-разному влияют на ее успех.

Таблица 4.1

Перечень оценочных показателей для новой продукции

Показатели Оценка
Общие характеристики новой продукции
Потенциальная прибыль
Существующая конкуренция
Потенциальная конкуренция
Размер рынка
Уровень инвестиций
Возможность патентования
Степень риска
Маркетинговые характеристики новой продукции
Соответствие маркетинговым возможностям
Воздействие на существующую продукцию
Привлекательность для существующих потребительских рынков
Потенциальная длительность жизненного цикла товара
Воздействие на образ
Устойчивость к сезонным факторам
Производственные характеристики новой продукции
Соответствие производственным возможностям
Продолжительность времени до коммерческой реализации
Простота производства продукции
Доступность трудовых и материальных ресурсов
Возможность производства по конкурентоспособным ценам
 

Во время этапа фильтрации должна определяться возможность патентования новой продукции. ПатентПатент дает изобретателю полезного продукта или процесса исключительные права на продажу в течение 17 лет.

Обладатель патента имеет право продать изобретение или получать лицензионные отчисления от него.

Предприятие должно иметь обратную связь с потребителями. Проверить концепцию - значит представить потребителю предлагаемый товар и изменить его отношение и намерение совершить покупку на этом раннем этапе разработки. Проверка концепции - недорогой инструмент проверки энтузиазма потенциальных покупателей, которых просят выразить свои отношения к изображению, письменной информации или устному описанию товара до дорогостоящей длительной разработки прототипа.

Экономический анализ оставшихся идей продукции гораздо более детализирован, чем этап фильтрации (как правило, он основывается на анализе прогнозов спроса, издержек, предполагаемых капиталовложений и прибылей).

Поскольку следующий этап - дорогая и длительная разработка продукции, действенное использование экономического анализа необходимо, чтобы вовремя устранить малоэффективные варианты. На этапе разработки продукции идею продукта воплощают в физическую форму и определяют базовую маркетинговую стратегию путем конструирования продукта, упаковки, разработки марки, определения положения продукта, проверки отношения и использования потребителем.

Принять решение о производстве товара - значит выбрать тип и качество материалов, из которых он состоит, установить метод и время начала производства, себестоимость единицы продукции, степень использования производственных мощностей, возможные размеры и цвета, а также период, необходимый для перехода от разработки до коммерческого использования. Решения об упаковке определяют материалы, которые будут использованы; функции, которые она должна выполнять; издержки; альтернативные размеры и цвета. Решения о товарной марке включают выбор нового или существующего наименования; эксклюзивности; защиты торговой марки и искомого образа. Определить положение продукта на рынке сбыта - значит выбрать рыночный сегмент, сопоставить новый продукт с конкурирующими товарами предприятий, проанализировать отношение к продукту потребителей.

Планирование новой продукции: Пробный маркетингПробный маркетинг - это реализация продукта в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдение за реальным развитием событий в рамках предлагаемого плана маркетинга. Цель - оценить продукцию и предварительно проверить маркетинговую деятельность в реальных условиях до начала полномасштабной реализации продукции. Чтобы применить этот метод, надо принять несколько решений: когда, где, как долго, какую информацию получить и как применить результаты.

Период времени определяется скоростью и выбором момента. В конкурентной борьбе предприятия стремятся проделать все это как можно быстрее. Выбрать место пробной реализации продукции - значит определить, в скольких и в каких городах она может быть представлена. Обычно предприятие проверяет рынок в двух или трех городах. Длительность проверки обычно составляет от двух месяцев до двух лет и зависит от того, насколько предприятие опережает конкурентов, от сложности тестов, темпов вторичных закупок продукции и стремления к секретности.

Предприятие должно решить, как оно будет использовать результаты проверки. Некоторые предприятия применяют пробный маркетинг для того, чтобы получить признание потребителей, и как первый этап реализации в рамках всей страны. Другие - для определения необходимых изменений в продукции и планах маркетинга. Третьи - для окончательного решения судьбы продукта.

После завершения всех испытаний предприятие готово поставить продукцию на весь целевой рынок. Коммерческая реализация соответствует этапу внедрения жизненного цикла и включает реализацию всего плана маркетинга и полномасштабного производства, часто требующего больших затрат и быстрого принятия решений.

Среди факторов, которые необходимо рассматривать на этом этапе, - скорость признания потребителями, скорость признания каналами сбыта, интенсивность распределения (через несколько точек), производственные возможности, структура продвижения, цены, конкуренция, срок достижения прибыльности и стоимость коммерческой реализации.

Товар-новинка Товар-новинка - это товар, который удовлетворяет совершенно новую потребность или обеспечивает удовлетворение уже известной потребности, но на новом рынке. При прогнозировании потребностей и разработке концепции нового товара специалист по маркетингу должен делать упор не столько на его техническую, сколько именно на рыночную новизну.

Одной из отличительных черт предприятия, ориентированного на маркетинг, является пристальное внимание к проблеме разработки новых товаров. Предприятия, занимающие устойчивое положение на рынке, практически каждые 6-7 лет переходят на производство новинок. Однако здесь всегда надо учитывать потребности, которые сформировались на рынке к моменту выхода на него новых изделий. Отсюда следует необходимость обеспечения решения двух задач: сократить период между выдвижением идеи о создании нового товара и его продажей, спрогнозировать спрос и сформировать потребность у покупателей.

В целом же, в маркетинговой концепции создания нового товара уделяется особое внимание проблемам прогнозирования спроса, рекламе, цене, ответным действиям конкурентов, моменту выхода на рынок. Создать новый товар - значит либо удовлетворить совершенно новую потребность, либо расширить круг людей, приобретающих товар, либо удовлетворить уже известную потребность, но в ином плане, ином качестве.

На этапе планирования маркетинга нового товара устанавливается график постепенного прекращения производства и сбыта старого. В него включаются также вопросы переориентации предприятия на другой вид изделия, перераспределения ресурсов и перестройки сбытовой сети.

Новые продукты могут разрабатывать сами предприятия или приобретать их у другой фирмы. В последнем случае предприятие может приобрести фирму целиком, купить продукт или заключить лицензионное соглашение. Приобретения снижают риск и экономят время, однако требуют больших инвестиций и создают зависимость от инновационной деятельности других организаций.

«Выход» на рынок новых товаров предполагает пробный маркетинг, т.е. реализацию продукта на одном или нескольких выбранных рынках и наблюдение за спросом в рамках плана маркетинга. Цель - оценить продукцию и предварительно проверить правильность направления маркетинговой деятельности в реальных условиях до начала массового выхода на рынок с новым товаром. В ходе пробных продаж собирается и анализируется информация о реакции покупателя на товар (его внешний вид, упаковку, название, потребительские свойства, рекламу и т.д.). В результате могут быть внесены изменения в сам товар, план маркетинга либо в стратегию предприятия по производству.

Концепция успешного внедрения изделия на рынок должна:

  • разрабатываться совместными усилиями специалистов в области экспортных операций, исследования рынка, технических разработок, планово-экономических обоснований;

  • предусматривать проведение комплексной работы на рынке, включая разработку коллективных обязательств, одновременно с разработкой самого изделия;

  • концентрироваться на ключевых мероприятиях рыночной работы, связанных как между собой, так и с этапами разработки детальных концепций для каждого из направлений (рекламы, обслуживания потребителей, создания сети снабженческо-сбытовых пунктов и т.д.);

  • соответствовать специфике спроса на отдельных рынках или групп потребителей, учитывая особенности самого товара (степень новизны, научно-технический уровень, необходимость наладки, обучения персонала и т.д.), ситуацию в области конкуренции (стратегия и положение основных конкурентов, известность используемой торговой марки на данном рынке и т.д.).

Идеи новых тематических направлений и отдельных названий могут появиться из разных источников: от авторов и редакторов, в результате исследования предметных зон и стиля жизни, а также потребностей и желаний читателей. Исследования помогают вырабатывать концепции, доводить их до издателя и, наконец, проверять отобранные идеи.

Для того чтобы заполнить потребительскую нишу, в маркетинговых исследованиях часто используют метод «проблема - решение». В книгоиздательском бизнесе данный подход может быть полезен для изучения неисполненных желаний отдельных покупателей. В подобных исследованиях он должен строиться на вопросах, и тогда из ответов респондентов будет ясно, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Затем изучаются возможные решения, которые предлагаются книгоиздателями и исследователями. Нужно, конечно, внимательно отнестись к предложениям, высказанным самими респондентами.

Концептуальные исследования обычно используют при организации производства нового продукта, для того чтобы сопоставить идеи с реальным рыночным потенциалом и определить пути реализации этих многообещающих тем. Здесь, как всегда, проводят качественное, оценочное исследование, выявляющее наиболее эффективный способ внедрения концепции в реальные условия, а на втором этапе количественное исследование дает возможность проверить потребительскую заинтересованность в намеченном проекте.

В книгоиздательском деле исследования на концептуальном уровне можно ориентировать на какую-нибудь одну книгу, но чаще они захватывают большую группу изданий, а порой и целый жанр. Очевидно, что чем известнее автор, тем активнее будет реакция на концепцию. Поскольку и фильмы и книги идут к своей аудитории разными путями, очень важно провести дифференцированное тестирование публики по каждой концепции.

Полиграфическое исполнение, материальная конструкция издания, выбор названия, упаковка - все это существеннейшие компоненты уже готовой книги. Следовательно, получить отзывы читателей на них еще на начальной, концептуальной стадии невозможно. Однако исследование способно собрать мнения по сути самой идеи, которые могут быть учтены в редакционно-издательском процессе.

Эффективность концептуальных разработок во многом зависит от точного подбора респондентов, у которых будет взято интервью. Если, например, речь идет об известном, хорошо зарекомендовавшем себя жанре, то вполне естественно привлекать к опросу своих постоянных покупателей, исключая тот случай, когда издатель решил начать новую серию или выпустить книгу, которая, по его мнению, привлечет более широкую аудиторию. Есть книги, которые далеко не всегда рассчитаны на строго определенную категорию читателей, поэтому необходимо включать в число респондентов более широкий круг покупателей.

Концептуальные исследования имеют еще одно достоинство. Они помогают издателю точно решить, на каких именно из предложенных проектов сосредоточить внимание и силы. Исследователь собирает «диагностическую информацию», которая указывает на сильные и слабые стороны идеи, а задача издателя - выбрать самую привлекательную потребительскую точку зрения и активно использовать ее в продвижении книги.

Специалисты полиграфических предприятий также должны располагать информацией о новых разработках, так как им необходимо решить вопрос о том, заказы какого издательства обеспечат им наиболее эффективную деятельность в перспективе.

Под Конкурентоспособность конкурентоспособностью понимается комплекс качественных, технических, экономических, эстетических характеристик, определяющих успех издания на рынке, т.е. его преимущества в условиях широкого предложения изданий-аналогов. В связи с тем что за изданиями стоят их изготовители, можно с полным основанием рассматривать конкурентоспособность предприятий отрасли печати (издательств, типографий).

Конкурентоспособность меняется в зависимости от рынка сбыта. Но то же самое происходит и по отношению к индивидуальным вкусам и выбору потребителей. Поэтому необходимо конкретизировать работу по конкурентоспособности издания применительно:

  • к конкретному рынку, на котором предполагается сбывать товар;

  • к конкретным потребительским сегментам на этом рынке, а следовательно, в расчете на глубоко изученные характеристики соответствующих потребностей.

Развитие рынка и повышение его требований к изданиям, усиление на нем роли покупателей, возрастание роли научно-технического фактора - все это заставляет совершенствовать формы и методы решения проблемы качества и конкурентоспособности, механизм управления качеством.

Схематично процесс планирования и обеспечения уровня качества в рыночных условиях может быть представлен так: выявление потребностей - нахождение главных характеристик изданий, определяющих их качество или степень удовлетворения потребностей - определение желаемых параметров - выявление путей достижения этих характеристик и параметров. Главные участники процесса планирования качества на первых его этапах - потребители и служба маркетинга. Процесс планирования качества носит непрерывный характер, поскольку постоянное обновление и совершенствование продукции - обязательное условие успеха предприятия на рынке.

В силу своей комплексности и многогранности Конкурентоспособностьконкурентоспособность и Качествокачество - проблема, требующая на уровне предприятия согласованных усилий всех подразделений и служб для принятия управленческих решений. Чтобы данное условие соблюдалось в полной мере, необходима четкая маркетинговая программа действий, определяющая цели и задачи товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики предприятия, методы и средства достижения конкурентоспособности в долгосрочном периоде, определяющая экономическую эффективность и устанавливающая предельные уровни затрат по видам продукции и в целом по предприятию.

Коммерческий успех издания определяется стратегическими и тактическими целями, которые преследует предприятие отрасли печати, выводя его на рынок. Поэтому для каждого издания необходимо ставить достаточно реальные цели. В большинстве случаев новое издание решает проблему обеспечения необходимой для выживания и развития предприятия величины прибыли. Коммерческий успех издания определяется соотношением фактически полученной прибыли и прогнозируемой. Хотя здесь возможны различные варианты, но есть и вполне определенный уровень отраслевой рентабельности. Речь идет о соотношении прибыли и объема продаж данного типа изданий в среднем по отрасли. В этом смысле коммерческий успех может иметь любое издание, достигающее и тем более превышающее этот рубеж.

В то же время имеется и «нижний предел», который может позволить себе предприятие в условиях рынка. Он лежит на уровне окупаемости всех прямых и косвенных затрат, связанных с созданием и сбытом изданий, т.е. на уровне нулевой рентабельности.

Что касается «верхнего предела» успеха, то в его определении решающую роль играют два показателя:

  • размер прибыли в расчете на вложенный в создание и сбыт издания капитал;

  • масса прибыли, полученная от продажи издания за время его жизненного цикла.

Товарная политикаТоварная политика предприятия содержит следующие элементы:

  • формирование товарного ассортимента и управление им с учетом жизненного цикла издания;

  • поддержание конкурентоспособности издания;

  • нахождение для издания оптимальных товарных ниш;

  • разработку и осуществление стратегии упаковки, маркировки издания.

Ассортимент Ассортимент представляет собой набор товаров, предлагаемых на рынке фирмой-изготовителем.

Ассортимент издательский Издательский ассортимент - это число изданий, выпущенных предприятием отрасли печати за определенный период.

Издание Издание - самостоятельно оформленное произведение печати, прошедшее редакционно-издательскую обработку, полиграфическое исполнение, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров.

Издательский ассортимент может быть представлен книжными, журнальными, листовыми, газетными, картографическими изданиями, буклетами и т.д.

Вид Товартовара делится на Ассортиментная группа ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Например, книжные издания могут быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литература, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, программная и методическая, художественная, детская, официально-документальная, справочная, общественно-политическая литература.

Каждая ассортиментная группа состоит из Ассортиментная позиция ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры. например учебная литература делится на учебники и учебные пособия.

Ассортиментная политика Ассортиментная политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Задачи ассортиментной политики

Задачи ассортиментной политики могут быть различны. Это:

  • удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;

  • оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;

  • оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;

  • завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;

  • соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;

  • соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

Широкая ассортиментная гамма выпускаемой продукции укрепляет рыночные позиции предприятия и расширяет объем продаж.

Ассортиментная политикаАссортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изданий, разных по стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры изданий, одновременно находящихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать предприятию отрасли печати относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и достижения прибыли.

Одновременно на рынок рекомендуется выпускать следующие группы изданий:

  • Издания основные основные - издания, приносящие основные прибыли предприятию отрасли печати и находящиеся в стадии роста;

  • Издания поддерживающие поддерживающие - издания, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;

  • Издания стратегические стратегические - издания, призванные обеспечивать будущие прибыли предприятия;

  • Издания тактические тактические - издания, призванные стимулировать продажи основных ассортиментных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости.

Хотя на рынке не присутствует группа Издания разрабатываемыеразрабатываемых изданий, она также должна учитываться в ассортиментной политике предприятия отрасли печати, поскольку постепенно готовится к выходу на рынок. Естественно присутствие изданий, уходящих с рынка. При этом важны соотношения данных групп и их доля на рынке. Практика показывает, что основная группа изданий составляет более 70% всех обращающихся на рынке изданий.

Ассортиментная стратегия

При разработке товарной политики рассматриваются группы изданий в зависимости от стратегических зон хозяйствования, связанных со стадиями их жизненного цикла. Предприятие отрасли печати может продавать на рынке четыре группы товаров, подробная характеристика которых представлена в разделе 3.1.3: матрица БКГ - «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» («вопросительные знаки»), «собаки» («хромые утки», «неудачники»).

Ассортиментная стратегия может строиться также по следующим направлениям:

  • Ассортиментная стратегия: Товарная дифференциация товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса;

  • Ассортиментная стратегия: Узкая товарная специализация узкая товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. Иногда узкая специализация как вариант товарной политики воспринимается в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсами для проведения успешной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или в силу специфики самого товара, а также особенностей технологического процесса. Причиной может служить и глубокая сегментация рынка данного издания. В ряде случаев политика узкой товарной специализации оптимальна для эффективной деятельности небольшого предприятия или когда предприятие периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру спроса;

  • Ассортиментная стратегия: Товарная диверсификация товарная диверсификация подразумевает значительное расширение сферы деятельности предприятия и осуществление производства большого числа, как правило, не связанных между собой изданий. Такая политика обеспечивает значительную устойчивость и стабильность работы предприятия, так как служит гарантом от риска снижения спроса и кризисных явлений в производстве одного издания;

  • Ассортиментная стратегия: Товарная вертикальная интеграция товарная вертикальная интеграция преследует цель расширить деятельность предприятия путем освоения (или присоединения к себе) производства или услуги по одной технологической цепочке. Она дает возможность экономить на издержках производства и обращения в связи с использованием более дешевого сырья и базовых компонентов основной продукции, передовой технологии и опыта интегрируемых производств, доступа к новой сбытовой сети и новым рынкам сбыта и др.

При определении оптимальной ассортиментной политики и товарной номенклатуры исходят из двух принципов;

  • Принцип синергизма принцип синергизма означает, что номенклатура выпускаемых товаров и услуг должна быть внутренне связана и отдельные товары и виды услуг должны дополнять друг друга. Этот принцип обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности предприятия за счет взаимной поддержки различных товарных групп или сфер хозяйственной деятельности. Однако в случае конъюнктурных колебаний такая система построения ассортиментной политики отличается большой уязвимостью;

  • Принцип стратегической гибкости принцип стратегической гибкости основывается на конгломератном построении стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы и т.д., так что неожиданные события в одной сфере не могут тяжело сказаться на развитии другой сферы и на общих результатах совокупной деятельности предприятия.

Факторы, определяющие ассортимент предприятия

К основным факторам, определяющим Ассортиментассортимент продукции предприятия отрасли печати, необходимость расширения и диверсификации его товарной номенклатуры, относятся:

  • НИОКР в отрасли печати;

  • изменения, происходящие в товарном ассортименте предприятий-конкурентов;

  • изменения спроса на производимую предприятием продукцию на рынке, что требует разработки товарной политики, которая позволяла бы ему противостоять сужению рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей;

  • желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции одного предприятия;

  • оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов изданий одновременно;

  • развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик;

  • стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции;

  • желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности предприятия.

Товарная политикаТоварная политика предприятия требует изменения в том случае, если в течение длительного периода имеются избыточные производственные мощности; основную прибыль дают два-три издания; нет достаточного количества изданий, соответствующих возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и прибыль предприятия постоянно снижаются.

Выбор ассортимента выпускаемой продукции

Большое значение имеет выбор Ассортиментассортимента выпускаемой продукции, который позволил бы предприятию отрасли печати увеличить выручку от реализации и соответственно прибыль.

Рациональную структуру выпускаемой продукции можно определить с помощью показателя «точка безубыточности», отражающего минимальный уровень сбыта, при котором отсутствует убыток, но нет прибыли. Когда предприятие производит и реализует одно издание, «точка безубыточности» определяется по формуле

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.1)

где Rb - объем реализации продукции, при котором предприятие не имеет убытков, а также и прибыли; С - постоянные расходы предприятия, не зависящие от объема производства; k - коэффициент, выражающий состояние между переменными расходами предприятия, зависящими от объема производства V, и выручкой от реализации R:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.2)

Когда предприятие производит и реализует несколько изданий, «точка безубыточности» определяется иначе (см. ниже).

Рассмотрим пример расчета «точки безубыточности» и рациональной структуры выпускаемой продукции. Предприятие выпускает издания трех видов: x, y, z (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Показатель Единица измерения Виды продукции Итого
x        y z
Цена издания S руб. 50 100 200
Kоличество изданий,реализуемых за определенный период q шт. 15000 20000 5000
Выручка от реализации за определенный период R тыс. руб. 750 2000 1000 3750
Удельный вес каждого издания в общем объеме реализации % 20 53,3 26,7 100
Переменные расходы в расчете на одно издание V руб. 30 65 116
Постоянные расходы в рассматриваемом периоде C тыс. руб. 1500

Отдел маркетинга предприятия отрасли печати установил, что в отчетном году издание «х» стало пользоваться большим спросом на рынке, чем в предыдущем году. Ориентируясь на проведение маркетинговых исследований, руководство предприятия решило увеличить удельный вес издания «х» с 20 до 35%, уменьшить удельный вес издания «y» с 53,3 до 40%, издания «z» с 26,7 до 25% в общем объеме реализации. Требуется определить: стала ли для предприятия структура выпускаемой продукции рациональнее, как повлияет принятое решение на финансовые результаты деятельности предприятия при неизменности остальных факторов производства.

Для решения данного примера воспользуемся формулой

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.3)

где R - выручка от реализации продукции; W, C - переменные и постоянные расходы предприятия соответственно; П - прибыль.

R можно представить как (q×S), где q - количество реализуемых изданий; S - цена одного издания; W - это (V×q), где V - переменные расходы в расчете на одно издание.

Тогда

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.4)

отсюда

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.5)

Если предприятие производит и реализует несколько изданий, то формула (4.5) будет иметь следующий вид:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.6)

где qi - количество реализуемых изданий i-го вида; n - количество видов реализуемых изданий; Si - цена реализации i-го издания; Vi - переменные расходы в расчете на одно i-е издание; С - постоянные расходы предприятия.

Подставив исходные данные табл. 4.2 в приведенную выше формулу (4.6), получим

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.7)

Далее qx и qy выразим черех qz:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Тогда П = [3qz×50 - 3qz×30 + 4qz×100 - 4qz×65 + qz×200 - qz×116]-

- C = 150qz - 90qz + 400qz - 260qz + 200qz - 116qz - 1500000 =

= 284qz - 1500000.

Так как в условиях безубыточности П = 0, то П = 284qz - 15000000 = 0.

Решим данное уравнение:

284qz = 1500000; qz = 5280.

Отсюда qz = 3×5280 = 15840; qy = 4×5280 = 21120.

Сравнивая цифры qx = 15840; qy = 21120; qz = 5280 с цифрами табл. 4.2 (строка 2), можно сделать следующий вывод: чтобы достичь «точки безубыточности», предприятию необходимо выпускать за установленный период: изданий «х» - 15840 шт., «у» - 21120 шт., «z» - 5280 шт.

Общий объем выручки предприятия при реализации изданий x, y, z, соответствующих найденной «точке безубыточности», составит

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Далее определим, как повлияет решение отдела маркетинга предприятия изменить структуру выпускаемой продукции на финансовые результаты. Преобразуя (4.6) для того, чтобы учесть изменение удельного веса каждого издания в общем объеме реализации продукции, получаем

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
(4.8)

где J - доля каждого издания в общем объеме реализации продукции, установленная по решению отдела маркетинга предприятия.

Подставляя значение Rb = 3968 тыс. руб. в формулу (4.8), получаем

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Таким образом, только в результате изменения структуры выпускаемой продукции, не меняя других факторов, предприятие отрасли печати может получить прибыль 47,5 тыс. руб., что свидетельствует о рациональной структуре производимой продукции.

Тематическое планирование

Тематический план Тематический план, на основе которого организуют свою деятельность издательства, полиграфические и книготорговые предприятия, составляющие комплекс предприятий отрасли печати, состоит из перечня изданий, которые должны быть изготовлены в течение планируемого периода. План включает произведения, принадлежащие к определенной категории изданий или рассчитанные на определенную категорию читателей.

Тематический план универсальных издательств включает произведения разных видов литературы. Тематическое планирование предусматривает подготовку перспективного тематического плана выпуска литературы, плана редакционно-подготовительных работ и на их основе - годового тематического плана.

Тематический план перспективный Перспективный тематический план составляют по укрупненным тематическим разделам и подразделам литературы, в него включают работы, уже указанные автором; темы произведений, к написанию которых издательство будет привлекать авторов; переиздания и другие издания. В этом плане указывают фамилию автора, название темы или произведения, язык издания, ориентировочный объем в авторских листах, тираж, число печатных листов-оттисков и состояние работы на момент разработки плана.

На основе перспективного тематического плана издательство составляет план редакционной подготовки, в который включает авторские предложения, намечаемые к выпуску издания по актуальной проблематике согласно профилю своей деятельности. Это те предложения, над которыми оно будет работать в планируемом году, чтобы обеспечить их выпуск в последующие годы. Число изданий в плане редакционной подготовки должно быть большим, чем в годовом тематическом плане (до 130%). План редакционной подготовки составляют по трем разделам изданий: книги и брошюры; периодические издания; изо-издания, нотные, картографические и др. Раздел книги и брошюры включает собственные, совместные и заказные издания. Подразделы формируются по целевому назначению изданий (научные, учебные, справочные и т.д.).

Тематический план годовой Годовой тематический план является основой текущей деятельности издательства. В него включают те произведения, которые будут изданы в плановом году, и формируют на основе плана редакционной подготовки. В годовом тематическом плане указывают резерв изданий, который показывается первой строкой количественных показателей, он не должен превышать 20% объема выпуска в печатных листах-оттисках. В годовом тематическом плане указывается, является ли издание переводным или оригинальным, и квартал выпуска изданий в свет.

Полиграфическое предприятие разрабатывает перспективный и текущий планы, ориентируясь на заказы издательств. Кроме того, оно может иметь собственную нишу деятельности.

Важным этапом товарной политики является решение о марочном обозначении продукции. Для этих целей существует ряд символов (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Элементы марочного обозначения продукции

Элемент Характеристика
Марка Термин, знак или рисунок, предназначенный для идентификации товаров или услуг одного продавца в отличие от фирм-конкурентов
Марочное название Часть марки, собственное имя, подчеркивающее специфику товара
Марочная эмблема Часть марки, выполненная графическим способом и отличающаяся индивидуальностью
Товарный знак Марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой
Авторское право Исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу определенного издания

Существует несколько способов присвоения марочных названий:

  • Марочное обозначение продукции: Индивидуальное название индивидуальное название - одно и то же марочное название присваивается всем видам товара, выпускаемым данным предприятием отрасли печати;

  • Марочное обозначение продукции: Коллективное название коллективное название - марочное наименование присваивается по видам или семействам товаров, производимых данным предприятием;

  • Марочное обозначение продукции: Смешанное название смешанное название - марочное индивидуальное название дается одновременно с торговым наименованием предприятия отрасли печати, выпускающего этот товар.

Марочное название не должно быть случайным. Оно должно способствовать упрочению представления о высоком потребительском качестве данного вида продукции. Марка по возможности должна легко произноситься, узнаваться и запоминаться, а также четко отличаться от марок товаров предприятий-конкурентов. Лучше, если товарное название станет ассоциироваться с определенной категорией.

Важнейшие функции в определении товарной политики предприятия отрасли печати выполняет Упаковка упаковка. Она аккумулирует в нужных объеме и форме изготовленную продукцию и облегчает ее транспортировку, хранение и использование как для потребителя, так и для каналов сбыта. Упаковка играет защитную роль, обеспечивая сохранность товара и защиту его от воздействия внешней среды. Кроме того, упаковка имеет существенное коммуникационное, рекламное и стимулирующее сбыт продукции значение.

При выборе упаковки следует учитывать ряд факторов, определяющих успех сбытовой деятельности предприятия отрасли печати.

  1. Прежде всего необходимо тщательно разработать дизайн упаковки, который должен сочетаться с самим изданием, требованиями потребителей целевого рынка, общей маркетинговой стратегией и стилем предприятия.

  2. Следует учитывать принятые на конкретном рынке нормы стандартов и унификации.

  3. Необходимо определить размер, цвет, форму упаковки, а также выбрать упаковочный материал.

  4. Удачной считается практика разработки нескольких, одновременно выпускаемых вариантов упаковки в зависимости от обслуживаемых рыночных сегментов.

  5. Серьезного внимания заслуживает определение количества изданий, помещаемых в упаковочную единицу.

  6. Ограничивающим условием в разработке упаковки является финансовая сторона, т.е. абсолютная и относительная (по отношению к самому изданию) цена упаковки.

Разработчики упаковки также определяют местоположение, размер, дизайн и содержание товарных этикеток.

На предприятии отрасли печати всегда используется Упаковка транспортная транспортная упаковка, т.е. упаковочная бумага или целлофан; в качестве Упаковка внешняя внешней упаковки используется полиэтилен, которым обтягивают каждую книгу отдельно и удаляют непосредственно перед чтением; Упаковка внутренняя внутренняя упаковка обычно бывает представлена красиво оформленным красочным футляром.

В настоящее время становится необходимостью введение Штрих-кодштриховых кодов, так как их отсутствие сдерживает аналитический учет потребления, своевременное пополнение ассортимента книжных магазинов и решение других важных проблем реализации. При обеспечении связи между кассовыми аппаратами магазинов и компьютером отдела сбыта предприятия отрасли печати появилась бы возможность отслеживать информацию о ходе продаж каждого издания, оперативно решать вопросы допечатки тиражей, объективно определять список бестселлеров по любым разделам литературы.

© Центр дистанционного образования МГУП