Московский государственный университет печати

Гасов В.М.
Цыганенко А.М.


         

Методы и средства подготовки электронных изданий

Учебное пособие


Гасов В.М.
Методы и средства подготовки электронных изданий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Глава 1. Основные компоненты электронных изданий

1.1.

Текстовая информация

1.2.

Полутоновые и цветные иллюстрации

1.3.

Анимационная графика

1.4.

Видеоинформация

1.5.

Аудиоинформация

2.

Глава 2. Технологии гипертекстовых изданий

2.1.

Функции гипертекстовых электронных изданий

2.2.

Принципы построения гипертекстовых изданий

2.3.

Математическая модель гипертекста

2.4.

Гипертекстовые Web-документы

2.5.

Подготовка публикаций в среде Adobe Acrobat

2.6.

Технология Help-файлов

2.7.

Средства доставки электронных изданий

2.8.

Классификация и общие принципы оформления электронных изданий

3.

Глава 3. Цифровое представление текстовой информации

3.1.

Стандарты кодирования символов ASCII, ANSI, КОИ-8 и UNICODE

3.2.

Формат PDF

3.3.

Формат разметки текста RTF

4.

Глава 4. Графические форматы

4.1.

Растровый формат GIF

4.2.

Формат графических файлов PNG

4.3.

Графический формат JPEG

4.4.

Формат TIFF

4.5.

Программные средства преобразования форматов

5.

Глава 5. Представление анимационной, видео- и звуковой информации

5.1.

Семейство форматов MPEG

5.1.1.

Компрессия видеоданных в MPEG

5.1.2.

Формат MPEG-1

5.1.3.

Формат MPEG-2

5.1.4.

Формат MPEG-4

5.1.5.

Формат MPEG-7

5.2.

Звуковые форматы

5.3.

Анимационные файловые форматы FLI, FLC, CEL

6.

Глава 6. Программы просмотра Web-публикаций

6.1.

Доступ к Web-странице в Internet

6.2.

Программа просмотра MS Internet Explorer

6.3.

Программа просмотра Netscape Navigator

7.

Глава 7. Языки разметки гипертекста и программирования скриптов

7.1.

Язык разметки гипертекста НТМL

7.2.

Расширенный язык разметки XML

7.3.

Язык Java

7.4.

Язык JavaScript

7.5.

Язык программирования сценариев PHP

7.6.

Язык Perl

7.7.

Язык моделирования виртуальной реальности VRML

8.

Глава 8. Программирование Web-страниц в языковой среде HTML

8.1.

Структура и форматирование HTML-документа

8.2.

Таблицы

8.3.

Изображения и навигационные карты

8.4.

Формы

8.5.

Фреймы

8.6.

Фреймы и таблицы

8.7.

Объекты

8.8.

Гиперссылки

8.9.

Таблицы стилей

9.

Глава 9. Автоматизация создания Web-публикаций. Программный пакет Macromedia Dreamweaver

9.1.

Назначение и функциональные возможности пакета

9.2.

Структурная схема программного пакета

9.3.

Интерфейс пользователя и принципы его организации

9.4.

Некоторые типовые процедуры пакета Dreamweaver

9.4.1.

Работа с текстом

9.4.2.

Вставка изображений

9.4.3.

Создание карты изображения

9.4.4.

Работа с таблицами

9.4.5.

Создание форм

9.4.6.

Работа с фреймами

9.4.7.

Работа со слоями

9.5.

Использование интерактивных возможностей и анимации

9.6.

Создание Web-сайта

10.

Глава 10. Программный пакет MS FrontPage

10.1.

Функциональные возможности программного пакета

10.2.

Структурная схема пакета

10.3.

Пользовательский интерфейс FrontPage

10.4.

Типовые процедуры работы с пакетом

10.5.

Пример создания Web-страницы

11.

Глава 11. Создание мультимедийных изданий. Программный пакет Macromedia Director

11.1.

Функциональные возможности программной среды

11.2.

Интерфейс пользователя

11.3.

Работа с мультимедийными элементами

11.3.1.

Элементы труппы

11.3.2.

Спрайты

11.3.3.

Изображения

11.3.4.

Текст

11.3.5.

Анимация

11.3.6.

Аудиоинформация

11.3.7.

Создание проекторов

11.3.8.

Цифровая видеоинформация

11.4.

Пример мультимедийного гиперграфического издания

Заключение

Библиографический список

Указатели
695   предметный указатель
434   указатель иллюстраций
45   указатель компаний

Широкое внедрение компьютерных и информационных технологий в издательское дело и полиграфию не только коренным образом изменило допечатные и послепечатные процессы, но и явилось побудительным моментом в рождении новых форм представления информации пользователю с использованием оригинальных методов ее доставки и применением принципиально новых типов носителей данных. Этому в значительной степени способствовало развитие сетевых технологий, технологий баз и банков данных, гипертекстовых технологий и гиперграфических систем. Их совместное использование привело к появлению мультимедийных электронных изданий.

На наш взгляд, Электронное изданиеэлектронные мультимедийные издания - это новая форма доставки и представления информации пользователю (читателю), использующая последние достижения в области современных компьютерных и издательских технологий.

Мультимедийные издания содержат разнообразные компоненты, как традиционные - текст, формулы, таблицы, графику, иллюстрации, так и компоненты, характерные для электронных изданий: Гипертекстгипертекст, Гиперграфикагиперграфику, двух- и трехмерную анимацию, презентационную графику, аудио- и Видеоинформациявидеоинформацию, средства навигации, которые во взаимодействии друг с другом предоставляют пользователю оптимальные возможности восприятия информации. Дизайнерское и эргономическое оформление изданий и используемые сценарии предоставления данных, как правило, ориентированы на различные предметные области и конкретных пользователей, начиная с развлекательных электронных изданий и компьютерных игр и заканчивая иллюстрированными энциклопедиями, всевозможными учебниками и учебными пособиями, художественной литературой, справочниками, презентациями и т.д.

В современной литературе можно встретить мнение, что электронные публикации - это «достойная замена бумажных изданий, имеющая полное право на успешное существование и дальнейшее развитие». На наш взгляд, Электронные издания и печатная продукцияпечатная продукция и электронные издания, имея свои достоинства и недостатки, взаимно дополняют друг друга, и для каждого из них имеется своя собственная сфера применения. Так, например, в настоящее время далеко не каждый потенциальный пользователь обладает достаточно мощными вычислительными и сетевыми средствами, необходимыми для реализации эффективного доступа к электронным публикациям. И для него печатная продукция продолжает оставаться основным источником информации.

С другой стороны, современные издательства и полиграфические предприятия используют глобальные сети, в частности InternetInternet, для коммуникации с журналистами, корреспондентами, своими клиентами и партнерами, а также для передачи информации с целью ее последующего тиражирования. По статистическим данным, 80% предприятий отрасли используют Internet для получения корреспонденций, сообщений телеграфных агентств, электронной почты и презентаций. Таким образом, уже подготовлена среда распространения электронных изданий и доставки их пользователю. Видимо, поэтому сегодня предприятия, занимающиеся допечатными процессами или специализирующиеся на печатных процессах, рассматриваются как предприятия, занимающиеся обработкой информации и потенциально способные создавать и тиражировать электронные издания. Происходит постепенное сращивание этих сфер деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что различные виды электронных изданий, привлекая к себе внимание пользователей, стимулируют и одновременно дополняют печатную продукцию.

Таким образом, прослеживается взаимосвязь печатных и электронных изданий. Новые формы коммуникации расширяют возможности использования информации, которые включают открытие, обработку и накопление данных, начиная с источника и заканчивая их выводом на какой-либо носитель.

Можно очертить нишу, занимаемую продуктами Электронные издательстваэлектронного издательства:

  • сводки новостей в Internet, предназначенные для организации оперативной подачи информации;

  • мультимедийные издания на CD-ROM (например, энциклопедии, электронные учебники, справочники, обучающие системы);

  • электронные варианты статей, размещенные либо в Internet, либо на CD-ROM, являющиеся электронными аналогами журнальных статей;

  • интерактивные мультимедийные приложения, обладающие большими потенциальными возможностями по взаимодействию с пользователем; к ним можно отнести презентационную графику, различные обучающие и игровые системы;

  • информационные материалы большого объема с развитыми средствами навигации, ориентированные на быстрый поиск информации, качественно или количественно описывающей явления, события или другие виды современных знаний.

Таким образом, реально предположить вместе с дальнейшим развитием вычислительной техники, созданием мощного программного обеспечения, увеличением аппаратных возможностей систем связи и дальнейшее продуктивное развитие такой сферы приложения компьютерных технологий, как создание электронных публикаций.

Если рассматривать Электронные издательстваэлектронное издательство в целом, то можно сказать, что оно тесно связано с развитием компьютерных технологий и интегрирует многие вопросы и проблемы различных областей издательских и компьютерных технологий.

Новые технологии и связанные с ними новые виды деятельности в сфере средств информации выдвигают новые требования к создателям электронных изданий. Поэтому с особой остротой стоит вопрос подготовки компетентных специалистов в этой области, знания которых выходят далеко за рамки компьютерных издательских технологий.

В данном учебном пособии представлены основополагающие теоретические концепции создания современных электронных изданий и вопросы их практической реализации применительно к Web-публикациям (Web-серверам и Web-страницам), гипертекстовым и гиперграфическим изданиям на CD-ROM. Рассмотрены современные языковые средства проектирования HTML-документов, скриптов, апплетов. Изучаются современные программные средства создания и просмотра гипертекстовых и гиперграфических электронных изданий, способы представления мультимедийных данных и наиболее распространенные форматы хранения информации.

Вместе с тем следует отметить, что многие вопросы оптимального использования мультимедийных компонентов в электронных изданиях еще методически не проработаны. За рамками учебного пособия и соответствующей рабочей программы остались вопросы создания некоторых мультимедийных компонентов электронных изданий, в частности создание и обработка аудио- и видеоинформации, анимационная и презентационная графика, которые изучаются в предшествующих курсах.

Пособие написано в соответствии с программой курса лекций «Методы и средства подготовки электронных изданий», читаемых авторами в течение ряда лет в Московском государственном университете печати студентам кафедры «Информационные технологии» в рамках специальности 220200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

© Центр дистанционного образования МГУП