Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»

Учебное пособие


Злобина Л.А.
Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Основные принципы построения банковской системы РФ

2.

Пассивные операции коммерческих банков

3.

Осуществление банковского надзора

4.

Санация кредитных организаций

5.

Договор банковского счета как основание для проведения безналичных расчетов

6.

Формы безналичных расчетов

6.1.

Расчеты платежными поручениями

6.2.

Расчеты по аккредитиву

6.3.

Расчеты по инкассо

6.4.

Расчеты чеками

6.5.

Вексельная форма расчетов

7.

Перспективные формы расчетов

8.

Кредитные операции банков

8.1.

Сущность и принципы кредитной деятельности банков

8.2.

Кредитный договор

8.3.

Права и обязанности заемщика

8.4.

Формы и виды обеспечения кредитных обязательств

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Указатели
475  предметный указатель
4  указатель иллюстраций

1.
Основные принципы построения банковской системы РФ

В настоящее время в России в общих чертах сформировалась и действует Банковская система двухуровневаядвухуровневая банковская система. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое положение Центрального банка (Банка России) зафиксировано в Конституции РФ, Федеральном Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 02.12.90 года и других федеральных законах.

Согласно ст. 2 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России:

  • осуществляет свои расходы за счет собственных доходов;

  • не регистрируется в налоговых органах;

  • является юридическим лицом.

Согласно ст. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» основными целями деятельности ЦБ являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля (эта функция является основной, как указано в статье 75 Конституции РФ);

  • развитие и укрепление банковской системы РФ;

  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Согласно ст. 4 ФЗ «О ЦБ РФ» ЦБ выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (что указано в статье 75 Конституции РФ);

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет валютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;

  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе.

Согласно ст. 6 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России издает нормативные акты, обязательные для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты ЦБ не могут противоречить федеральным законам.

Согласно гл. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» Председатель и Совет Банка России назначаются на должности сроком на четыре года и могут быть освобождены от должности по решению Государственной Думы.

Согласно гл. 4 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России:

  • участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

  • взаимно с Правительством РФ информируют о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации;

  • не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом;

  • без взимания комиссии осуществляет операции с бюджетами различных уровней.

Согласно гл. 5 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, который впоследствии публикуется. Также банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Советом директоров. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения. ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ.

Согласно гл. 6 ФЗ «О ЦБ РФ» исключительно Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения; без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на ЦБ возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

  • установление правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

  • определение порядка ведения кассовых операций.

Согласно гл. 7 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России осуществляет денежно-кредитную политику с помощью следующих инструментов:

  • процентные ставки по операциям Банка России (процентные ставки ЦБ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции);

  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;

  • операции на открытом рынке (под ними понимаются купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);

  • рефинансирование банков (т.е. кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);

  • валютное регулирование (т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

  • установление ориентиров роста денежной массы;

  • прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год в Госдуму, а она принимает решения по этому поводу.

Согласно гл. 7 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России может осуществлять следующие операции:

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под надежное обеспечение (золото и другие драгметаллы в любой форме; инвалюта; государственные ценные бумаги и другие активы);

  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

  • покупать и продавать ценные бумаги со сроком погашения не более одного года;

  • совершать операции с валютой;

  • проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

  • выдавать гарантии и поручительства;

  • выставлять чеки и векселя в любой валюте;

  • осуществлять другие операции.

Согласно гл. 9 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, осуществляет валютное регулирование и контроль в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно гл. 10, 11, 12 Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и соответственно выполняет ряд следующих функций:

  • поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов;

  • устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности;

  • публикует статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ;

  • регистрирует и лицензирует кредитные организации;

  • устанавливает обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций;

  • проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, осуществляет анализ их деятельности;

  • принимает меры, указанные в статье 75 ФЗ «О ЦБ РФ» в случае нарушений кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ;

  • проводит консультации;

  • устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Согласно гл. 15 ФЗ «О ЦБ РФ» решение об аудите Банка России принимает Государственная Дума, она же определяет аудиторскую фирму, которая будет его проводить. Внутренний аудит осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Банка России.

В ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ от 03.02.96 № 17-ФЗ) в главе 1 «Общие положения» представлены понятия настоящего Федерального закона (ст. 1-6, 9, 10).

Кредитная организацияКредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

БанкБанк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организацияНебанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Банк иностранныйИностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союз кредитных организацийСоюзы и Ассоциация кредитных организацийассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Кредитная организация: ГруппаГруппы кредитных организаций образуются для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или несколькими кредитными организациями.

ХолдингХолдинги образуются путем получения кредитной организацией (основной кредитной организацией) в силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным с одной или несколькими кредитными организациями договоров возможности определять решения, принимаемые указанными кредитными организациями.

К Банковская операциябанковским операциям относятся:

  1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

  2. размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

  4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

  5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

  6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

  7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

  8. выдача банковских гарантий.

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация также вправе осуществлять следующие сделки:

  1. выдачу поручительств на третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

  2. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

  3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

  4. осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  5. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

  6. лизинговые операции;

  7. оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России сам принял на себя такие обязательства.

По Российскому законодательству органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Так, кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Соответствующий договор должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация имеет устав, утверждаемый в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Устав Кредитная организациякредитной организации содержит:

  1. фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные настоящим Федеральным законом;

  2. указание на организационно-правовую форму;

  3. сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и обособленных подразделений;

  4. перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

  5. сведения о размере уставного капитала;

  6. сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях;

  7. иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана регистрировать в Банке России все изменения и дополнения, вносимые в свой устав. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о регистрации изменений и дополнений в уставе кредитной организации.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее от ее имени все или часть банковских операций.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Осуществление Банковская операциябанковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России, которая учитывается в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Согласно главы 11 ФЗ от 02.12.90 № 395-1 (в ред. 03.02.96), кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

За Кредитная организация: Регистрациярегистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Кредитная организация: ЛицензияЛицензии на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О банках и банковской деятельности».

На основании ст. 12 и 22 ФЗ «О банках и банковской деятельности» ЦБ РФ письмом от 14.03.96 г. № 251 «Об установлении размера сборов за регистрацию кредитных учреждений и открытие филиалов» определил в доход Федерального бюджета сбор:

  • за регистрацию кредитных организаций в размере 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации;

  • за открытие филиала кредитной организации в тысячекратном размере минимальной оплаты труда, установленной на момент уведомления об открытии филиала Банка России.

Указанные сборы зачисляются в доход федерального бюджета.

Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном ФЗ.

Лицензии, выдаваемые банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитных организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

По Российскому законодательству осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

  1. заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

  2. учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;

  3. устав;

  4. протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

  5. свидетельство об уплате государственной пошлины;

  6. копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

  7. декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

  8. анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения:

    - о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

    - о наличии (отсутствии) судимости.

Согласно письма ЦБ РФ от 29.07.97 «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» территориальное учреждение Банка России, получив документы от учредителей (инициативной группы) создаваемой кредитной организации, ходатайствующих о регистрации кредитной организации и о лицензировании ее деятельности, а также от Совета (другого лица, уполномоченного собранием участников) действующей кредитной организации, ходатайствующего о внесении изменений и дополнений в устав кредитной организации, состав ее участников и руководителей исполнительного органа кредитной организации (филиала), расширении деятельности или реорганизации, в обязательном порядке регистрирует указанные документы в общем отделе (канцелярии, управлении делами).

Подразделение территориального учреждения Банка России, в компетенцию которого входят вопросы регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности, в течение двух рабочих дней после получения документов из общего отдела направляет учредителям (инициативной группе) кредитной организации письменное подтверждение получения от них учредительных документов.

В территориальном учреждении Банка России срок рассмотрения поступивших документов кредитной организации исчисляется от даты их регистрации в общем отделе (канцелярии, управлении делами) и не должен превышать:

  • четырех месяцев - при принятии решения о возможности регистрации или реорганизации кредитной организации;

  • двух месяцев - при принятии решения о расширении круга выполняемых операций;

  • одного месяца - при регистрации изменений, вносимых в устав и состав участников кредитной организации; при рассмотрении документов на открытие филиала в территориальном учреждении Банка России по месту нахождения кредитной организации; при предварительном согласовании приобретения более 20% долей (акций) уставного капитала; при согласовании изменений в составе руководителей исполнительных органов (для территориального учреждения Банка России, на территории которого находятся более 100 кредитных организаций и/или их филиалов);

  • двух недель - при рассмотрении документов на открытие кредитной организацией филиала в территориальном учреждении Банка России по месту открытия филиала; при рассмотрении документов на закрытие филиала в территориальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью кредитной организации; при согласовании изменений в составе руководителей исполнительных органов (для территориального учреждения Банка России, на территории которого находятся менее 100 кредитных организаций и/или их филиалов);

  • 10 рабочих дней - при оценке правомерности оплаты уставного капитала и при рассмотрении новой редакции положения о филиале кредитной организации;

  • 5 рабочих дней - при открытии (закрытии) представительства кредитной организации.

Территориальное учреждение Банка России информирует Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности и кредитную организацию:

  • о принятии решения о согласовании изменений в составе руководителей кредитных организаций (их филиалов), о регистрации (согласовании) дополнений и изменений, вносимых в устав, в том числе изменений величины уставного капитала, а также место нахождения кредитной организации - на следующий рабочий день после принятия решения;

  • о согласовании изменений в составе участников кредитной организации - в течение 3 календарных дней с даты такого согласования. При этом изменение состава участников кредитных организаций, созданных в форме открытых акционерных обществ, согласовывается территориальным учреждением Банка России только при представлении кредитными организациями документов для внесения в уставы новой величины уставного капитала после регистрации итогов дополнительного выпуска акций, а также в случае обращения кредитной организации для учреждения состава ее акционеров (без изменения величины уставного капитала) с учетом результатов обращения акций на вторичном рынке на дату, определенную самой кредитной организацией.

В территориальном учреждении Банка России срок доведения до сведения кредитных организаций решений, принятых Банком России по вопросам регистрации и расширения деятельности кредитных организаций, лицензирования банковской деятельности, а также согласования изменений, вносимых в уставы кредитных организаций, исчисляется от даты их поступления в территориальное учреждение и не должен превышать 3 дней, если иное не установлено нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В случае несоответствия представленных документов действующему законодательству и нормативным актам Банка России они возвращаются кредитной организации с указанием причины возврата в течение срока, установленного п. 2 письма ЦБ РФ от 29.-7.97 «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

Исправленные и повторно направленные в территориальное учреждение Банка России документы кредитной организации считаются вновь поступившими и рассматриваются в соответствующие сроки.

Документы, представленные в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитной организации и расширения ее деятельности, а также для изменения величины и структуры ее уставного капитала, состава участников и руководителей исполнительного органа рассматриваются подразделением, в компетенцию которого входят вопросы регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Указанное подразделение передает представленные документы для подготовки заключения следующим подразделениям:

  • юридическому - о соответствии документов кредитной организации требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России;

  • эмиссионно-кассовому - о соответствии кассового узла кредитной организации (ее филиала) или кассового узла дополнительного офиса кредитной организации (ее филиала), а также о соответствии оборудования операционной кассы и обменного пункта, расположенных вне кассового узла кредитной организации (ее филиала) установленным требованиям (с выходом на место);

  • пруденциального банковского надзора - о финансовой устойчивости степени проблемности кредитной организации, нарушениях в ее деятельности, текущей платежеспособности, о примененных мерах воздействия, также о финансовой устойчивости ее участников - кредитных организаций;

  • валютного регулирования и валютного контроля - о возможности предоставления лицензии на осуществление операций со средствами в иностранной валюте, с драгоценными металлами, а также о правомерности ввоза иностранной валюты для формирования собственного уставного капитала, если это имело место;

  • инспектирования кредитных организаций - о возможности предоставления банку генеральной лицензии на осуществление банковских операций, о результатах проведенных проверок деятельности его участников - кредитных организаций, а также в других случаях по усмотрению руководителей территориального учреждения Банка России;

  • ценных бумаг - о наличии замечаний о документам, представленным на регистрацию выпусков акций и отчетов об их итогах (при выдаче свидетельства о регистрации кредитной организации при ее учреждении или реорганизации, при выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций), о правомерности осуществления кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

  • безопасности и защиты информации - по вопросам согласования состава участников и руководителей кредитной организации (ее филиала).

Порядок и регламент прохождения вышеназванных документов между структурными подразделениями территориального учреждения Банка России устанавливается распоряжением его руководителя с указанием конкретных сроков рассмотрения документов в каждом из названных подразделений. При этом общий срок рассмотрения документов не должен превышать срока, установленного п. 2 письма ЦБ РФ от 29.07.97 «О порядке рассмотрения документов, представленных в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

По итогам изучения представленных документов и заключений соответствующих структурных подразделений территориальное учреждение Банка России:

  • принимает решение о согласовании вопросов, входящих в его компетенцию;

  • возвращает документы кредитной организации с обоснованием причин возврата.

Заключение территориального учреждения Банка России с приложением документов, указанных в Инструкции Банка России от 27.09.1996 г. № 49 «О порядке регистрации кредитных организаций лицензировании банковской деятельности», направляется на имя Директора Департамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности.

При представлении соответствующих документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимы для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной Кредитная организация: Регистрациярегистрации кредитной организации и выдаче Кредитная организация: Лицензиялицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных документов, согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности».

После принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату ста процентов ее объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации, корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату ста процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

По законодательству кредитная организация обязана сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера в двухнедельный срок со дня принятия такого решения. Сообщение о назначении нового руководителя и (или) главного бухгалтера должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Банк России в месячный срок дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 названного выше Федерального закона.

С 1 ноября 1996 года ЦБ РФ приказом № 02-368 от 27.09.96 г. ввел в действие Инструкцию «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

Настоящая Инструкция устанавливает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности». Действие настоящей Инструкции распространяется на все виды кредитных организаций.

Особенности регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Банка России.

Согласно данной Инструкции ЦБ РФ учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.

При этом учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители должны располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

Наличие задолженности у юридического лица перед бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате, является основанием для отказа в приеме такого юридического лица в состав учредителей кредитной организации.

Учредители также представляют документы, подтверждающие право собственности одного из них на здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации кредитной организации.

Банковское здание (помещение) кредитной организации должно иметь оборудование, охранно-пожарную и тревожную сигнализацию, а для осуществления кассовых операций - технически укрепленный кассовый узел в соответствии с требованиями Банка России.

При приобретении более 5% долей (акций) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, учредителями кредитной организации по Инструкции необходимо уведомить об этом Банк России путем приложения к ходатайству о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций сведений об имущественных отношениях участников.

В случае приобретения учредителями более 20% долей (акций) кредитной организации с ходатайством о регистрации предъявляется ходатайство о согласовании приобретения более 20% долей (акций) с приложением соответствующих документов, указанных данной Инструкции.

К ходатайству о регистрации необходимо приложить расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности отдельно на каждый год.

Ходатайство подписывается председателем совета кредитной организации или другим лицом, уполномоченным собранием учредителей.

Минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций устанавливается Банком России в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников).

Вклады в уставный капитал могут быть в виде:

  • денежных средств;

  • материальных активов, а именно: банковского оборудования и здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства. При этом вклад не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с законодательством или заключенными ранее договорами. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы становятся ее собственностью.

При этом не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства.

Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20 процентов первые два года деятельности кредитной организации и 10 процентов в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки неденежной части уставного капитала).

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату части уставного капитала кредитной организации при ее создании, производится по соглашению между учредителями и утверждается общим собранием учредителей (участников). К протоколу собрания учредителей (участников) прилагаются документы, подтверждающие право учредителей (участников) на внесение имущества в уставный капитал кредитных организаций, в частности:

  • государственными организациями - разрешение Госкомимущества России в форме его распоряжения, а в случае отсутствия на обслуживаемой территориальным учреждением Банка России территории комитета по управлению имуществом - документ соответствующего фонда управления имуществом;

  • муниципальными организациями - разрешение местных органов власти;

  • акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью - решение общего собрания участников с приложением документов, подтверждающих права на имущество.

Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной организации нематериальные активы (в т.ч. права аренды помещения) и ценные бумаги.

Отказ в государственной Кредитная организация: Регистрациярегистрации кредитной организации и выдаче Кредитная организация: Лицензиялицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

  1. несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:

    - отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

    - наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;

    - совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    - наличие в течение двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

  2. неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

  3. несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

ЦБ РФ 22.05.96 разослал письмо № 283 «О порядке обращения в арбитражный суд», в котором установлен порядок обращения Банка России в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о Кредитная организация: Иск о ликвидацииликвидации кредитной организации в следующих случаях:

  • если в течение одного месяца после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций учредителями (участниками) или органом кредитной организации, уполномоченным на то учредительными документами, не создана ликвидационная комиссия, согласованная с территориальным учреждением Банка России;

  • если в течение одного месяца с момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций в арбитражный суд в установленном законом порядке не подано заявление о признании кредитной организации несостоятельной (Банкротствобанкротом).

В соответствии со статьей 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования о ликвидации кредитной организации предъявляются по общему правилу территориальной подсудности, т.е. по месту нахождения юридического лица (по месту нахождения органов управления юридического лица).

Иски от имени Банка России подает соответствующее Главное управление (Национальный банк) Банка России.

Образец искового заявления (см.) и заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации (см.) представлены далее (нажмите см. около выбранного образца)

Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо документов, указанных в статье 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности» дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

  1. решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

  2. документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущие годы, подтвержденные аудиторским заключением;

  3. письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты.

Кредитная организацияКредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являются недействительными, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Банк России имеет право наложить запрет на увеличение Кредитная организация: Уставной капиталуставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.

Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов рассматривается Банком России в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его рассмотрения является разрешение Банка России на проведение указанной в заявлении операции или мотивированный отказ в письменной форме. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение установленного срока, указанная операция считается разрешенной.

Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитной организации с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.

Банк России имеет право устанавливать в порядке, установленном ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставлении информации, представлении неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

  1. установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

  2. задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

  3. установления фактов недостоверности отчетных данных;

  4. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

  5. неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

  6. неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (Банкротствобанкротстве) кредитной организации.

Кредитная организация: ЛицензияОтзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

Банк России после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

Решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.

Кредитная организация вправе обращаться в Банк России с запросами и заявлениями в связи с решениями и действиями (бездействием) Банка России, на которые Банк России обязан в месячный срок дать ответ по существу затрагиваемых в них вопросов.

Споры между кредитной организацией и ее клиентами (физическими и юридическими лицами) разрешаются в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных Банком России, выданной кредитной организации.

По законодательству представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.

Кредитная организация: ФилиалыКредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей.

За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1000-кратного минимального размера оплаты труда. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в установленном им порядке.

Ликвидация или Кредитная организация: Реорганизацияреорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно Положения ЦБ РФ от 30.12.97 № 12-П «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения», реорганизация банков в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» (для банков в форме акционерных обществ), Инструкцией Банка России от 27 сентября 1996 года № 49 «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности», учредительными документами банков, находящихся в процессе реорганизации, а также с учетом норм, изложенных в Положении «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» № 12-П от 30.12.97 г.

Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами Банка России, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер собственных средств (капитала) «Банка» с 1 января 1999 г. должен быть не менее 1 млн. ЭКЮ.

Решение о регистрации (при слиянии) или о согласовании изменений и дополнений в устав (при присоединении) «Банка» принимается с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

Если участниками «Банка» становятся участники реорганизованных банков и их доли (вклады) в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, дополнительной проверки правомерности оплаты их долей и правомерности их участия в уставном капитале «Банка» не требуется.

Сбор за регистрацию «Банка» (в случае реорганизации в форме слияния) взимается в размере 0,01 процента от величины его уставного капитала.

Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал «Банка», сбор за открытие филиала взимается в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда.

Согласно Положения ЦБ РФ № 12-П перерегистрация внутренних структурных подразделений, располагающихся вне места нахождения головных офисов реорганизующихся банков (операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, дополнительные офисы), во внутренние структурные подразделения «Банка» осуществляется по его заявлению без повторного направления в Банк России представленных ранее для открытия указанных подразделений документов.

Главные управления, Национальные банки, Второе операционное управление при Банке России (далее по тексту - территориальные учреждения Банка России) в процессе осуществления надзора за банками, находящимися в стадии реорганизации, координируют свои действия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России.

Копии юридических дел реорганизовавшихся банков передаются территориальными учреждениями Банка России по месту их нахождения в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения «Банка» в течение одного месяца с момента регистрации (согласования изменений и дополнений в Устав) «Банка».

По Положению реорганизующимся банкам рекомендуется принять на общем собрании участников каждого из них решение о назначении аудиторской фирмы (аудитора), которая будет осуществлять контроль за соответствием проведения процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации.

Аудиторская фирмаАудиторская фирма (аудитор) готовит к совместному общему собранию участников реорганизующихся банков отчет о достоверности балансов и отчетов о прибылях и убытках реорганизующихся банков, заключение о возможности выполнения пруденциальных норм деятельности на основе сводного баланса, о соответствии законодательству проведенных банками процедур, связанных с реорганизацией, а также оценивает условия конвертации долей (акций) реорганизующихся банков.

К «Банку» не предъявляются требования по минимальному размеру уставного капитала, установленные Банком России для вновь создаваемых банков.

Основные стадии реорганизации банков в форме слияния или присоединения согласно Положения № 12-П от 30.12.97 г. следующие:

  1. Подготовка договора о слиянии или присоединении.

    При подготовке договора о слиянии или присоединении должны быть определены следующие вопросы:

    - порядок и условия слияния или присоединения;

    - порядок конвертации долей (акций) каждого реорганизующегося банка в доли (акции или облигации) «Банка»;

    - права владельцев долей (всех типов акций) реорганизующихся банков;

    - порядок возникновения новых обязательств, сторонами которых могут выступать реорганизующиеся банки, до создания (согласования изменений и дополнений в Устав) «Банка»;

    - дата составления списка участников реорганизуемых банков, имеющих право на участие в общем совместном собрании участников «Банка»;

    - открытие филиалов «Банка» на основе реорганизованных банков.

  2. Уведомление территориального учреждения банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении.

    2.1. Орган управления банка, уполномоченный учредительными документами (далее по тексту - уполномоченный орган управления) не позднее, чем за тридцать дней до проведения общего собрания участников банка, на котором предлагается принять решение о его реорганизации в форме слияния или присоединения, уведомляет территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения о предстоящей реорганизации и о предполагаемом месте нахождения «Банка», а также о месте и времени проведения общего собрания участников.

    2.2. В день проведения заседания уполномоченного органа управления банка, действующего в форме открытого акционерного общества, на котором принято решение о проведении общего собрания участников банка по вопросу о реорганизации банка в форме слияния или присоединения, в территориальное учреждение Банка России направляются копии (в двух экземплярах) протокола заседания указанного органа, списка участников заседания и проекта решения о соотношении номиналов конвертируемых при реорганизации акций (если он не включен в протокол).

    Один экземпляр копий указанных выше документов не позднее следующего рабочего дня после их получения направляется территориальным учреждением Банка России с соблюдением конфиденциальности в Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

    2.3. К уведомлению прилагаются следующие документы:

    - проект договора о слиянии или присоединении;

    - проект бизнес-плана «Банка», содержащий обоснование возможности «Банка» соблюдать установленные Банком России пруденциальные нормы деятельности, структуру управления и внутреннего контроля, информацию о предполагаемых руководителях «Банка», оценку стоимости активов и пассивов реорганизующихся банков;

    - проекты передаточных актов, составленные на основе балансов каждого из реорганизующихся банков (за исключением банка, к которому осуществляется присоединение), которые должны содержать положение о правопреемстве по обязательствам в отношении их кредиторов и должников, а также перечень имущества, относящегося к основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и другим видам ценностей, которые будут передаваться «Банку» в соответствии с балансами реорганизующихся банков;

    - проект устава (при слиянии) или проект изменений и дополнений в устав (при присоединении) «Банка»;

    - проект сводного баланса «Банка» на последнюю отчетную (месячную) дату с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков, а также расчет экономических нормативов.

    2.4. После получения уведомления территориальное учреждение Банка России может провести в реорганизуемом банке внеплановую проверку для оценки реального финансового состояния в порядке, установленном Банком России.

    2.5. Информация о предстоящей реорганизации, направленная в территориальное учреждение Банка России и центральный аппарат Банка России, является конфиденциальной и не подлежит разглашению третьим лицам.

    2.6. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизующегося банка, получив от него уведомление о реорганизации, в целях дальнейшей координации действий территориальных учреждений Банка России, в течение трех рабочих дней направляет телеграмму о предстоящей реорганизации в территориальное учреждение Банка России по мету предполагаемого нахождения «Банка» (в случае, если «Банк» будет располагаться на территории, на подведомственной данному территориальному учреждению Банка России).

  3. Проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков.

    3.1. Территориальное учреждение Банка России по мету предполагаемого нахождения «Банка» не позднее семи рабочих дней после получения уведомления о предстоящей реорганизации и документов, указанных в пункте 2.3, направляет в советы директоров реорганизующихся банков и в территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения уведомления о созыве рабочего совещания представителей реорганизующихся банков с представителями территориального учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка» и территориальных учреждений Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков.

    3.2. Рабочее совещание проводится не позднее трех недель с момента получения уведомления о предстоящей реорганизации.

    3.3. На рабочем совещании обсуждаются цели реорганизации, способы их достижения, сроки проведения мероприятий по осуществлению реорганизации.

  4. Проведение общих собраний участников реорганизующихся банков.

    Общее собрание участников реорганизующегося банка проводится в соответствии с законодательством и учредительными документами банка.

    В протоколе общего собрания участников каждого из реорганизующихся банков, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть определены следующие вопросы:

    - о принятии решения о слиянии или присоединении;

    - об утверждении договора о слиянии или присоединении, а также передаточного акта;

    - о назначении аудиторской формы (аудитора);

    - об определении представителей банков, уполномоченных на подписание договора о слиянии или присоединении;

    - об одобрении проекта устава (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при присоединении) «Банка», включая положения, касающиеся его филиалов;

    - об одобрении проекта регламента проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков.

  5. Уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решения о реорганизации.

    Не позднее тридцати дней с даты принятия общим собранием участников банка решения о реорганизации банк должен письменно уведомить об этом всех своих кредиторов.

  6. Проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков.

    Совместное общее собрание участников реорганизующихся банков проводится в соответствии с законодательством и утвержденным совместным общим собранием регламентом его проведения.

    В протоколе совместного общего собрания, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть отражены следующие вопросы:

    - об утверждении регламента проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

    - об утверждении учредительных документов (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при присоединении) «Банка», включая положения, касающиеся его филиалов;

    - об избрании Совета директоров «Банка» (для «Банка» в форме общества с ограниченной ответственностью, если образование такого органа предусмотрено учредительными документами);

    - об избрании единоличного и коллегиального исполнительных органов «Банка», если иное не предусмотрено законодательством и подготовленными в соответствии с ним учредительными документами;

    - о принятии решения о выпуске ценных бумаг и об утверждении документов, необходимых для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций (для «Банка» в форме акционерного общества);

    - об утверждении сводного баланса «Банка».

  7. Представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

    Уполномоченные совместным общим собранием участников лица в течение тридцати рабочих дней с даты проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков направляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка» следующие документы:

    - документы, указанные в пункте 5 и в пункте 131 инструкции Банка России № 49 (учредительный договор о создании «Банка» в форме общества с ограниченной ответственностью не представляется);

    - договор о слиянии;

    - бизнес-план «Банка»;

    - документы, необходимые для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций (для банка в форме акционерного общества);

    - проект сводного баланса с расчетом экономических нормативов на последнюю отчетную (месячную) дату деятельности реорганизующихся банков вместе с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков;

    - документы, подтверждающие наличие у «Банка» квалифицированных специалистов для осуществления операций в иностранной валюте и операций в качестве профессионального участия рынка ценных бумаг (если осуществление указанных операций предусматривается лицензией);

    - заявления реорганизующихся банков о закрытии их корреспондентских счетов и сообщения о направлении в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов реорганизуемых банков заявлений о закрытии корреспондентских субсчетов филиалов (закрытие корреспондентских счетов реорганизующихся банков и корреспондентских субсчетов их филиалов осуществляется после выдачи «Банку» лицензии на осуществление банковских операций и присвоения порядковых номеров филиалам «Банка»);

    - проекты положений о филиалах «Банка»;

    - уведомления об открытии филиалов «Банка» (в том числе филиала, который предполагается открыть на основе реорганизованного банка);

    - отчет аудиторской фирмы (аудитора).

По Положению в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов реорганизующихся банков последними направляются заявления о закрытии корреспондентских субсчетов этих филиалов, закрытие которых осуществляется после выдачи «Банку» лицензии на осуществление банковских операций и присвоения порядковых номеров филиалам «Банка».

Заключение, направляемое в Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности), должно содержать следующую информацию:

  • о дате поступления и о сроке рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России;

  • о финансовом состоянии реорганизуемых банков на последнюю отчетную (месячную) дату на основе анализа их балансов, анализа проекта сводного баланса «Банка» на последнюю отчетную дату вместе с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков с учетом отнесения банков к соответствующей категории финансовой устойчивости, а также о способности «Банка» после реорганизации выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования Банка России;

  • о видах лицензий, на основании которых они осуществляют банковскую деятельность;

  • о перечне банковских операций, которые фактически осуществляют реорганизованные банки и которые, по мнению территориального учреждения, сможет осуществлять «Банк»;

  • об оценке структуры управления деятельностью «Банка» и наличии квалифицированных специалистов по предполагаемым видам деятельности;

  • о согласованных территориальным учреждением Банка России руководителях и главном бухгалтере «Банка»;

  • о согласовании Положений о филиалах «Банка» (Положения вступают в силу после регистрации «Банка» и присвоения филиалам порядковых номеров);

  • анализ отчета аудиторской фирмы (аудитора).

К заключению прилагаются документы, необходимые для рассмотрения регистрирующим органом вопроса о регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций (для «Банка» в форме акционерного общества).

Сообщение об аннулировании записи о Кредитная организация: Регистрациярегистрации кредитной организации подлежит опубликованию Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в месячный срок после внесения указанного изменения в книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Согласно Гражданского Кодекса РФ отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров.

По законодательству Банкбанк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Банк: Основное назначениеОсновное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и финансово-кредитные учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

В России банки могут создаваться на основе любой Формы собственностиформы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

  • совместные банки, т.е. банки, уставный капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;

  • иностранные банки - банки, уставный капитал которых формируется за счет нерезидентов;

  • филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на Банк акционерныйакционерные (открытого и закрытого типа) и Банк паевойпаевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.

У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции Банк акционерный закрытого типазакрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков Банк акционерный открытого типаоткрытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространяться в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее Собрание акционеров банкасобрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

Общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет банкасовет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыль банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.

Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит Правление банкаправление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.

Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.

В функции Кредитный комитет банкакредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций.

Ревизионная комиссия банкаРевизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.

В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласовано с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.

Филиалы банкаФилиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензий ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

Представительство банкаПредставительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского счета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Как принято в специальной литературе государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банка без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Следующая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств должны формироваться на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.

Как инвестиционный консультант банка оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги «цены продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ, дающий право на совершение операций с привлечением средств граждан.

К основным признакам, по которым можно классифицировать российские банки, относятся размер и база, на которой они были созданы. В специальной литературе принято Виды банковбанки подразделять на три группы:

  1. банки, организованные на основе учреждений бывших государственных специализированных банков;

  2. вновь созданные коммерческие банки, в подавляющем большинстве являющиеся универсальными;

  3. отраслевые банки, созданные в основном на базе министерств и ведомств.

© Центр дистанционного образования МГУП