Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»

Учебное пособие


Злобина Л.А.
Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Основные принципы построения банковской системы РФ

2.

Пассивные операции коммерческих банков

3.

Осуществление банковского надзора

4.

Санация кредитных организаций

5.

Договор банковского счета как основание для проведения безналичных расчетов

6.

Формы безналичных расчетов

6.1.

Расчеты платежными поручениями

6.2.

Расчеты по аккредитиву

6.3.

Расчеты по инкассо

6.4.

Расчеты чеками

6.5.

Вексельная форма расчетов

7.

Перспективные формы расчетов

8.

Кредитные операции банков

8.1.

Сущность и принципы кредитной деятельности банков

8.2.

Кредитный договор

8.3.

Права и обязанности заемщика

8.4.

Формы и виды обеспечения кредитных обязательств

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Указатели
475  предметный указатель
4  указатель иллюстраций

4.
Санация кредитных организаций

Основным направлением по совершенствованию законодательства по вопросам, касающимся статуса кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации; процедур регистрации и лицензирования кредитных организаций; процедур проведения надзорных мероприятий; порядка работы с «проблемными» банками.

В соответствии с письмом Центрального банка Российской Федерации от 22.11.96 г. № 363 «О планах Кредитная организация: Санациясанации кредитных организаций» Банк России разработал «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» № 443 от 30.04.97 г.

При осуществлении оценки ситуации в кредитной организации рассматриваются:

Общие сведения о кредитной организации:

  1. Идентификационные сведения о кредитной организации:

    - полное официальное наименование кредитной организации;

    - почтовый и юридический адрес;

    - номер и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся в соответствии с этими лицензиями операций;

    - наименование территориального учреждения Банка России, осуществляющего контроль за деятельность кредитной организации;

    - банковские реквизиты (коды: статистический, налоговый и др.); БИК, номер корреспондентского счета кредитной организации, открытый в территориальном учреждении Банка России); местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов кредитной организации;

    - Ф.И.О., телефоны, факсы членов наблюдательного и исполнительного органов кредитной организации;

  2. Организационно-правовой статус, структура уставного капитала кредитной организации, вложений собственных средств кредитной организации в уставные капиталы других организаций:

    - организационно-правовая форма кредитной организации;

    - организационная структура кредитной организации: филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридический статус, характеристика их деятельности, почтовый адрес, телефон и факс);

    - перечень участников кредитной организации, владеющих более 5% ее уставного капитала с указанием их почтового адреса, телефона и факса, а также сведения об акционерах, владеющих более 20% акций кредитной организации;

    - количество участников с разбивкой на юридических, физических лиц, резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка с указанием доли каждой из вышеперечисленных групп в уставном капитале кредитной организации;

    - участие кредитной организации в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, а также в холдингах и финансово-промышленных группах, с указанием суммы и процента участия в уставном капитале указанных юридических лиц, а также характеристики их деятельности;

  3. Структура органов управления кредитной организацией:

    - структура органов управления кредитной организации;

    - характеристика членов исполнительного органа (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в кредитной организации, доля их участия в уставном капитале кредитной организации);

  4. Кадровый состав кредитной организации всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, и обслуживающий персонал:

    - размер фактического среднемесячного фонда оплаты труда за последний год и других расходов, связанных с содержанием персонала.

Внешний аудит:

  • наименование аудиторской фирмы (аудитора) кредитной организации, номер и дата лицензии, выданной Банком России аудиторской фирме (аудитору);

  • к плану санации кредитной организации прилагаются развернутые заключения аудиторской фирмы (аудитора), подготовленные для руководства кредитной организации, за последние два года.

Роль и значение кредитной организации в экономике региона (Российской Федерации)

  • ситуации на рынке банковских услуг в регионе деятельности кредитной организации;

  • круг клиентуры, обслуживаемой кредитной организацией, а также и виды банковских операций;

  • возможные последствия несостоятельности кредитной организации для банковской системы (региона, страны).

Динамика развития кредитной организации и причины возникновения финансовых трудностей:

  1. Причины возникновения финансовых трудностей:

    - проведение рискованной кредитной политики;

    - неудовлетворительная процентная политика (привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение);

    - неудовлетворительное финансовое положение должника кредитной организации;

    - иммобилизация средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие доход;

    - низкое качество управления кредитной организацией;

    - другие причины;

  2. Динамика развития кредитной организации

    Представляются балансы кредитной организации по состоянию на 1 января за последние пять лет. В случае, если кредитная организация существует менее пяти лет, то указанные данные приводятся с первого года функционирования кредитной организации.

  3. Финансовое состояние кредитной организации

    Информация о финансовом состоянии кредитной организации должна в обязательном порядке включать:

    - отчетность кредитной организации по формам и срокам, предусмотренным в письме Банка России от 25.03.97 г. № 429 «Об отчетности кредитных организаций, представляемой Банку России в рамках надзора (с изменениями и дополнениями) по состоянию на последнюю отчетную дату;

    - балансы дочерних и зависимых организаций на последнюю отчетную дату, доля участия данной кредитной организации в уставных капиталах которых составляет более 35 процентов;

    - перечень и суммы взаимных требований и обязательств кредитной организации к дочерним и зависимым организациям на последнюю отчетную дату;

    - структура источников формирования собственного капитала кредитной организации на последнюю отчетную дату в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала;

    - перечень дебеторов и кредиторов кредитной организации на последнюю отчетную дату, на долю которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);

    - анализ качества кредитного портфеля на последнюю отчетную дату: состав просроченной ссудной задолженности к общей сумме ссудной задолженности, доля просроченных обязательств должников банка к общей сумме обязательств юридических и физических лиц перед кредитной организацией, доля просроченной задолженности в общей сумме активов, полнота создания резерва на возможные потери по ссудам, с указанием абсолютных сумм, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме активов;

    - перечень и сумма внебалансовых обязательств кредитной организации на последнюю отчетную дату;

    - расшифровка счетов доходов и расходов по их структуре, в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме, за последние три месяца;

    - средневзвешенная стоимость привлеченных средств, в том числе межбанковских и клиентских ресурсов, средневзвешенная доходность активов, в том числе по рабочим активам и по совокупным активам, по средствам, размещенным на межбанковском рынке и по выданным кредитам, процентная марка по активно-пассивным операциям (указанные сведения приводятся по состоянию на последнюю отчетную дату);

    - среднемесячный размер административно-хозяйственных расходов кредитной организации за последний год;

    - оценка ситуации в части Риск банковский: Валютныйриска, связанного с колебаниями курсов иностранных валют (валютный риск);

    - оценка ситуации в части Риск банковский: Процентныйриска, связанного с колебаниями рыночных процентных ставок (процентный риск);

    - оценка риска, связанного с возможностью невыполнения заемщиком своих финансовых обязательств (Риск банковский: Кредитныйкредитный риск);

    - описание ситуации с формированием депозитного портфеля (Риск банковский: Депозитныйдепозитный риск);

    - оценка на последнюю отчетную дату инвестиций, кредитов, направленных на развитие предприятий, относящихся к одной отрасли (отраслевой риск);

    - перечень и суммы взаимных требований и обязательства кредитной организации к участникам и их аффилированным компаниям (с расшифровкой) на последнюю отчетную дату;

    - оценка состояния и рыночной стоимости инвестиций кредитной организации в основные средства (здания и сооружения, капитальные вложения), ценные бумаги, участие в хозяйственной деятельности и т.п. на последнюю отчетную дату;

    - данные о взносах кредитной организации в фонд обязательных резервов Банка России за последние 6 месяцев.

Основными целями мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации является восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и возврат кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

Мероприятия по Кредитная организация: Финансовое оздоровлениефинансовому оздоровлению кредитной организации включают:

  1. Участие акционеров и третьих лиц в финансовом оздоровлении:

    - оказание безвозмездной помощи участникам кредитной организации и/или третьим лицам, в том числе отсрочка погашения части обязательств, увеличение сроков заимствования, принятие солидарной ответственности перед кредиторами, а также размещение дополнительных средств на счетах кредитной организации;

    - оказание помощи кредитной организации участниками в привлечении заемных ресурсов, в том числе путем залога недвижимого имущества кредитной организации;

    - участие других кредитных организаций в финансовом оздоровлении санируемой кредитной организации;

    - отказ акционеров от получения дивидендов;

    - иные мероприятия.

  2. Сокращение расходов, в том числе за счет:

    - сокращения численности персонала;

    - уменьшения хозяйственных расходов;

    - отказ от нерентабельных направлений бизнеса;

    - закрытие, продажа убыточных филиалов и представительств кредитной организации;

    - уменьшение процентных расходов;

    - иные мероприятия по сокращению расходов кредитной организации.

    При этом необходимо проанализировать общее сокращение расходов со среднемесячным значением расходов за последние 12 месяцев.

  3. Источники дополнительных доходов (развитие бизнеса):

    - безрисковые комиссионные операции и операции, не требующие больших затрат;

    - получение доходов от размещения привлеченных ресурсов под конкретные рентабельные операции, с описанием характера указанных операций;

    - размещение части высвобождающихся ресурсов в высоколиквидные активы;

    - прочие источники увеличения доходов.

  4. Реализация имущества и других активов кредитной организации:

    - продажа активов, групп активов, не приносящих доход (например, реализация объектов недвижимости);

    - скупка собственных обязательств с дисконтом;

    - сдача в аренду имущества кредитной организации;

    - удовлетворение требований кредиторов за счет переуступки им активов, реализации залоговых ценностей;

    - иные мероприятия.

  5. Прочие мероприятия:

    - изменение внутренней структуры кредитной организации, в том числе структуры управления;

    - создание надежного внутреннего контроля;

    - ходатайства о получении льгот и исключительных прав (отсрочка по платежам в федеральный и/или местный бюджет и т.п.);

    - специальные механизмы по обеспечению возврата ссуд (создание отдела по возврату ссуд, проведение взаимозачетов, переуступок прав требований, инициирование Банкротствобанкротства дебиторов и т.д.);

    - реорганизационные процедуры (в том числе слияние, поглощение финансово-устойчивой кредитной организацией);

    - привлечение сторонних организаций по управлению активами и пассивами кредитной организации, имеющих соответствующие разрешения (лицензии) на осуществление подобных операций;

    - иные мероприятия.

  6. Календарные сроки выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению.

Календарные сроки выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению представляются в календарной очередности от начала планируемых мероприятий в следующем виде:

Таблица 12

№ п/п

Наименование мероприятия по финансовому оздоровлению

Ответственный исполнитель

Дата планируемого выполнения мероприятий в календарной очередности

Процент выполнения мероприятия, в случае поэтапного проведения мероприятия

Доходность проведения мероприятия (млн.руб.)

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

Ориентировочные показатели по результатам Кредитная организация: Санациясанирования определяются на конец каждого квартала в период санации.

В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, Банк России письмом от 08.09.97 г. № 513 ввел в практическую работу новую редакцию методических рекомендаций по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации, представив Указание от 13.11.97 г. № 18-у «О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации)».

Согласно методических рекомендаций устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, дается оценка собственных средств (капитала) и ликвидных активов.

Далее рассмотрим пример оценки реальности мероприятий, предложенный в приложении к методическим рекомендациям № 18-у от 13.11.97 г.

1. Оценка реального финансового положения

По данным финансовой отчетности на последнюю отчетную дату капитал банка составляет 3,5 млн. рублей, норматив достаточности капитала Н1 = 6,4%. Не выполнены экономические нормативы Н2, Н3, Н6, Н7, Н8, Н10. Недостаток ликвидных средств составляет 23,12 млн. рублей. Финансовый результат деятельности банка за отчетный период положительный (прилагаются бухгалтерский баланс банка и расчетный баланс).

В ходе экспертной оценки активов и пассивов выявлено следующее:

(1) у двух банков-корреспондентов отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Остатки на счетах в этих банках составляют 460 тыс. рублей. Корректировка (-460);

(2) государственные ценные бумаги N-го выпуска, отраженные по балансовой стоимости 500 тыс. рублей, не переоценивались. На дату проверки их курс упал на 6%. Корректировка (-30);

(3) облигации Внешкомбанка N-го транша учитываются по номинальной стоимости (150 тыс. рублей). На момент проверки рыночная котировка этих облигаций составляет 33% от номинальной стоимости. Корректировка (-100);

(4) банк имеет акции своего акционера (на сумму 50 тыс. рублей), который, в свою очередь, владеет акциями самого банка на сумму 100 тыс. рублей. Корректировка (-100);

(5) банк имеет акции своей дочерней компании (100%-ное участие) на сумму 100 тыс. рублей. При анализе ее баланса выяснилось, что чистые активы имеют отрицательное значение. Корректировка (-100);

(6) при анализе ссудного портфеля (по кредитам, выданным предприятиям) установлено, что большинство наиболее крупных кредитов, выданных банком, и при их классификации неправомерно были отнесены ко 2-й группе. Резерв на потери по ссудам недосоздан в размере 6 млн. рублей (при фактически созданном резерве - 2,58 млн. рублей). При проведении оценки ссудная задолженность уменьшена на величину расчетного резерва - 8,58 млн. рублей (6 млн. рублей + 2,58 млн. рублей). Оставшаяся ссудная задолженность в размере 17 млн. рублей признана реальной ко взысканию, в том числе 9 млн. рублей - сроком погашения до 1 месяца - и 8 млн. рублей - сроком погашения до 6 месяцев. Корректировка (-2580), (-6000). Кроме того, по ссудной задолженности сроком погашения до 6 месяцев планируется получить процентный доход из расчета около 20% годовых;

(7) при анализе документов, предъявленных к корреспондентскому счету банка и находящихся в картотеке к внебалансовому счету 90904, установлено, что сумма штрафов, пеней, неустоек составляет 650 тыс. рублей. Корректировка (-650);

(8) по оценке независимых экспертов балансовая стоимость основных средств и хозяйственных затрат - 2,925 млн. рублей - является завышенной примерно на 1,425 млн. рублей, т.е. фактически составляет 1,5 млн. рублей. При проведении оценки в расчетном балансе стоимость этого имущества с учетом исключения переоценки и износа (остатки на лицевых счетах балансовых счетов 10601, 60601, 60602 - 2,01 млн. рублей) составила 915 тыс. рублей. Соответственно сумма корректировки по этому показателю составит: 1500 - 915 = (+585) тыс. рублей;

(9) при анализе вексельного портфеля банка установлено, что на бал. счете 51405 «Учтенные банком векселя» числятся безнадежные к погашению ссуды в сумме 1,5 млн. рублей, которые были переоформлены в векселя. Корректировка (-1500);

(0) установлено, что неоплаченные банком из-за отсутствия средств на корреспондентском счете платежные документы клиентов в сумме 5 млн. рублей отражались не на б/сч 47418, а на б/сч. 60323. Кроме того, филиалами банка направлялись платежные поручения на перевод денежных средств клиентов через головной офис банка. Однако из-за отсутствия средств на корреспондентском счете указанные операции не проводились. Списанные со счетов средства клиентов филиалов банка отражались на балансовом счете 30301, в результате чего образовалось кредитное сальдо в сумме 1,3 млн. рублей. В связи с вышеуказанными нарушениями недосозданы обязательные резервы, депонированные в ЦБ РФ, на 880 тыс. рублей ((5 + 1,3) ? 14%). Таким образом, недостаток ликвидности у банка составляет 24 млн. рублей. Корректировка (+(-)5000, (+(-)1300);

(11) являются фактически безнадежными ко взысканию межбанковские кредиты по двум банкам-дебиторам на сумму 2,7 млн. рублей в связи с отзывом у них лицензий. Корректировка (-2700);

(12) при анализе состава прочей дебиторской задолженности установлено, что нереальной к взысканию является задолженность в размере 2,1 млн. рублей. Корректировка (-2100).

С учетом вышеизложенных корректировок значение капитала банка следует уменьшить на 13,1 млн. рублей (см. пример составления расчетного баланса). Таким образом, реальное значение капитала банка Кс = 3,5 - 13,1 = (-) 9,6 млн. рублей.

При условии одновременного выполнения всех нормативов на минимальном уровне требуемое значение капитала составляет 4,8 млн. рублей (Кн). При этом недостаток собственных средств составит: Кн - Кс = 4,8 - (-) 9,6 = 14,4 млн. рублей.

2. Определение реальности мероприятий по финансовому оздоровлению и оценка их влияния на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации

Банк представил на рассмотрение план санации, основными мероприятиями которого являются:

(1) увеличение уставного капитала за счет взносов новых участников на сумму 25 млн. рублей;

(2) внесение кредиторами денежных средств в сумме 3 млн. рублей в уставный фонд со своих счетов, открытых в банке в соответствии с представленными соглашениями;

(3) взыскание безнадежной дебиторской задолженности (возврат выданных кредитов) в сумме 2 млн. рублей;

(4) отсрочка погашения обязательств в размере 14 млн. рублей на срок 12 месяцев в соответствии с мировыми соглашениями, заключенными с кредиторами банка с уплатой 5% годовых;

(5) сокращение административно-хозяйственных расходов с доведением их до минимального уровня (80 тыс. рублей ежемесячно).

При этом банк планирует использовать свободные денежные средства следующим образом:

  • 70% средств будут размещены в безрисковые кредитные операции из расчета 35% годовых;

  • 30% средств будут размещены в государственные ценные бумаги из расчета 28% годовых.

При оценке мероприятий, предусмотренных планом санации, установлено следующее.

В соответствии с данными балансов, представленных потенциальными участниками банка, только два предприятия обладают чистыми активами, достаточными для выполнения своих обязательств по увеличению уставного капитала банка на сумму 2 млн. рублей (единовременные поступления).

Предусмотренный планом санации возврат Ссуда безнадежнаябезнадежной ссудной задолженности в полной сумме и в установленные сроки представляется проблематичным, так как ряд дебиторов находятся в тяжелом финансовом положении (в частности, у двух банков, получивших межбанковский кредит, отозвана лицензия). На основании подтверждающих документов (решения арбитражных органов) относительно реальным можно считать взыскание дебиторской задолженности в сумме 1 млн. рублей (не ранее, чем через 6 месяцев).

Таким образом, с учетом внесения средств в уставный капитал новыми участниками, капитализации части кредиторской задолженности и взыскания части безнадежной задолженности реальный недостаток собственных средств (капитала) уменьшится и составит 14,4 - 2 - 3 - 1 = 8,4 млн. рублей.

Недостаток ликвидных средств (24) с учетом отсрочки платежей (14) и капитализации части кредиторской задолженности (3) составляет 24 - 14 -3 = 7 млн. рублей. Реальные поступления денежных средств (единовременные взносы участников в уставный капитал (2) и ожидаемый в течение месяца плановый возврат кредитов высоконадежных ссудозаемщиков (9) составляют 2 + 9 = 11 млн. рублей.

Таким образом, сумма свободных денежных средств, которую банк может разместить в активные операции, составит 11 - 7 = 4 млн. рублей.

С учетом планируемых банком поступлений денежных средств от размещения в доходные операции платы за отсрочку платежей и административно-хозяйственных расходов прибыль (без учета налогов) составит:

  1. В течение первых 6 месяцев:

    ((8×20%) + (4×70%×35%) + (4×30%×28%) - (14?5%) - (0,08×12)/2 = (0,8 + 0,98 + 0,34 - 0,7 - 0,96)/2 = 0,64 млн. рублей.

  2. В течение второго полугодия:

    (((4 + 8)×70%×35%) + ((4 + 8)×30%×28%) - (14×5%) - (0,08?12)/2 = (2,94 + 1,02 - 0,7 - 0,96)/2 = 2,3 млн. рублей.

Итого за год прибыль составит 2,94 млн. рублей.

При расчете были сделаны допуски на отсутствие у банка иных активов, приносящих доход, отсутствие в будущем расходов, учитываемых на балансовых счетах 70201-70205 и частично на счете 70209, неизменность уровня административно-хозяйственных расходов и процентных ставок, а также ненаправление полученной в течение года прибыли в активные операции.

Таким образом, даже при условии выполнения в полном объеме и в запланированные сроки мероприятий по размещению свободных денежных средств для полного восстановления платежеспособности при имеющемся недостатке собственных средств (капитала) в размере 8,4 млн. рублей банку потребуется около 2,5 года.

Учитывая, что мировые соглашения об отсрочке платежей заключены на 12 месяцев, указанный план санации не может быть признан реальным, и учреждению Банка России следует либо возвратить указанный план санации на доработку, либо применить к банку санации, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», вплоть до подготовки ходатайства об отзыве у него лицензии на осуществление банковских операций.

Таблица 13

Оценочный баланс 

№  п/п

Содержание Расчет в соответствии с данными баланса Суммы корректировок № примера корректировки Расчет с учетом произведенных корректировок
1 2 3 4 5 6
АKТИВЫ (размещение ресурсов)
I. Дебеторы
1. Денежные средства 125     125
2. Драгоценные металлы 0      
3. Kорр. счет и другие счета в Банке России 45     45
4. Kорреспондентские счета в других банках-корреспондентах 3540 –460 1 3080
5. Государственные ценные бумаги и средства в РЦ ОРЦБ 1680 –30 2 1680
6. Обязательные резервы, перечисленные в Банк России 1455     1455
7. Ценные бумаги 150 –100 3 50
8. Kредиты предприятиям и организациям 25720 –2580
–6000
6
6
17140
9. Kредиты физическим лицам 195     195
10. Kредиты банкам 3710 –2700 11 1010
11. Учтенные векселя 1800 –1500 9 300
12. Прочие дебиторы и прочие активы 2930 –2100 12 830

Итого по разделу I:

41350 –15470   25880

II. Основные и другие средства банков

1. Основные средства и хозяйственные затраты 915 +585 8 1500
2. Другие средства банка 1000 –50
–100
4
5
850

Итого по разделу II:

1915 +435   +435
Баланс 43265 –15035   28230

ПАССИВЫ (источники ресурсов)

I. Кредиторы

1. Вклады физических лиц 800     800
2. Средства предприятий и организаций 6845     6845
3. Средства банков 17590     17590
4. Выпущенные банком ценные бумаги 820     820
5. Документы, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации 380 +6300 10 6680
6. Прочие кредиторы 9855 –5000
–1300
+650
10
10
7
4205

Итого по разделу I:

36290 650 4 36940

II. Средства банков

1. Уставный капитал 3820 -50 4 3770
2. Собственные акции, выкупленные у акционеров 0     0
3. Добавочный капитал        
4 Резервный фонд 200     200
5. Другие фонды 175     175
6. Прибыль, ресурсы и другие средства банка 200 –46
–30
–100
–100
–6000
–650
+585
–1500
–2700
–2100
1
2
3
5
6
7
8
9
11
12
–12855

Итого по разделу II:

4395 –12105   –8710

III. Резервы, созданные банком

1.

Резерв под обесценение ценных бумаг

0     0
2. Резерв на возможные потери по ссудам 2580 –2580 6 0
3. Резервы под возможные потери по прочим активам и расчетам с дебиторам        

Итого по разделу III:

2580 -2580   0

Баланс:

43265 –15035   28230

Немаловажной является работа по совершенствованию нормативной базы инструментов Денежно-кредитная политикаденежно-кредитной политики, применяемых Банк РоссииБанком России.

Следует отметить, что в развитии банковского законодательства обнаружились и весьма тревожные тенденции. Субъекты Российской Федерации зачастую принимают нормативные акты по вопросам финансового и валютного регулирования, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации. Увеличилось число случаев, когда органы власти субъектов Российской Федерации предъявляют к Банку России и ко всей банковской системе требования, не предусмотренные федеральными законами.

Банк России вносит предложения по подготовке законопроектов, по внесению изменений и дополнений в действующие федеральные законы, реализация которых может привести к увеличению числа органов, осуществляющих контроль за деятельностью кредитных организаций. Это - проекты Федеральных законов «О защите прав граждан на рынке ценных бумаг», «О защите прав потребителей на рынке финансовых услуг», «О государственной регистрации юридических лиц». Органы власти (федеральные и субъектов Российской Федерации) стремятся девальвировать содержание ключевых институтов банковского права, а в частности такого, как банковская тайна. Так, нормативные акты различного уровня содержали положения, в соответствии с которым кредитные организации должны осуществлять ряд полномочий по контролю за деятельностью иных юридических лиц. Следует отметить, что осуществление такого рода полномочий противоречит специфике кредитных организаций как особого вида коммерческих организаций, целью которых является получение прибыли.

Банк России принимал активное участие в разработке Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Банк России исходит из того, что процедуры банкротства кредитных организаций должны основываться на следующих базовых принципах.

Так как Банкротствобанкротство кредитной организации - процесс, затрагивающий значительный круг юридических и физических лиц, являющихся клиентами банка, то основное значение должны иметь процедуры, направленные на предотвращение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Указанные процедуры должны осуществляться до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Мероприятия по предотвращению банкротства кредитной организации необходимо проводить по требованию Банка России при активном содействии самой кредитной организации, ее учредителей (участников), государственных и муниципальных органов, Федеральной корпорации гарантирования вкладов.

К числу мероприятий по предотвращению банкротства кредитных организаций следует относить:

  • мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации;

  • введение временной администрации по управлению кредитной организацией;

  • реорганизацию (прежде всего - слияние и присоединение) кредитной организации.

Для эффективного развития банковской системы и организации стабильного рынка банковских услуг необходимы, по мнению Банка России, скорейшее принятие Федерального закона «О гарантировании вкладов граждан в банках» и создание системы гарантирования вкладов физических лиц, а в дальнейшем и юридических лиц (кроме межбанковских депозитов). Разработка проекта указанного Федерального закона предусмотрена статьей 38 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статьей 840 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом введение системы гарантирования вкладов должно происходить одновременно с работой по оздоровлению банковской системы, так как к участию в системе защиты банковских вкладов могут быть допущены лишь устойчивые в финансовом отношении кредитные организации. Несбалансированность банковских операций усугубляет дезинтеграцию денежной системы, наиболее опасным проявлением которой является ее перенасыщенность различными суррогатами, необеспеченными долговыми обязательствами, неконтролируемым расширением бартера. Параллельно с развитием общего кризиса экономики, продолжающимся падением материального производства, расстройством финансовой и платежной системы, неплатежами, ростом цен, усилением налогового бремени нарастают трудности в банковском секторе. Потеря ликвидности многими банками, убыточная деятельность, платежеспособность многих из них свидетельствуют о том, что при сохранении сложившейся тенденции, банкротства в банковском секторе могут принять еще более массовый характер. Это коснется прежде всего банков, у которых отсутствует достаточно масштабный собственный капитал.

Необходимо совместными усилиями Центрального банка России, Правительства РФ восстанавливать и поддерживать платежеспособность банков.

© Центр дистанционного образования МГУП