Московский государственный университет печати

Антонова С.Г. и др.


         

Редакторская подготовка изданий

Учебник


Антонова С.Г. и др.
Редакторская подготовка изданий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

1.

ГЛАВА 1. Видо-типологический состав и классификация изданий

1.1.

Концепция и общая модель издания

1.2.

Систематизация книжных изданий

2.

ГЛАВА 2. Научные издания

2.1.

Природа и типологические признаки научных изданий

2.2.

Виды научных изданий

2.3.

Задачи, организация и методы работы редактора на подготовительном этапе

2.4.

Работа над научным произведением

2.5.

Подготовка справочного аппарата

3.

ГЛАВА 3. Научно-популярные издания

3.1.

Задачи книгоиздания в области популяризации науки

3.2.

Типологические характеристики научно-популярного издания

3.3.

Виды научно-популярных изданий. Концепция их создания

3.4.

Оценка редактором содержания, принципов популяризации и приемов занимательности

3.5.

Языково-стилистические средства

3.6.

Иллюстративный материал

3.7.

Аппарат научно-популярного издания

4.

ГЛАВА 4. Справочные издания

4.1.

Видо-типологический состав

4.1.1.

Энциклопедические издания

4.1.2.

Словарные издания

4.1.3.

Справочники

4.2.

Концепция издания. Вопросы систематизации материала

4.3.

Работа редактора над структурной единицей издания

4.4.

Организация и координирование редакционно-издательского процесса

5.

ГЛАВА 5. Учебные издания

5.1.

Общая типологическая характеристика учебных изданий

5.1.1.

Предметная область учебных изданий

5.1.2.

Функциональная область учебных изданий

5.1.3.

Читательский адрес учебной литературы

5.2.

Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации

5.3.

Учебные издания как целостный комплекс

5.4.

Конструирование учебного издания

5.5.

Работа редактора над произведением обучающего издания

5.5.1.

Редакторский анализ содержания произведения

5.5.2.

Требования к языку и стилю произведения

5.6.

Работа редактора над аппаратом учебного издания

5.7.

Работа редактора над иллюстрациями

5.8.

Формирование изданий учебной литературы

6.

ГЛАВА 6. Литературно-художественные издания

6.1.

Природа, сущность изданий художественной литературы

6.2.

Произведение художественной литературы как объект редакторского анализа

6.2.1.

Основные аспекты редакторского анализа

6.2.2.

Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения

6.2.3.

Общая методика редакторского анализа художественного произведения

6.2.4.

Оценка редактором произведений различных жанров художественной литературы

6.3.

Работа редактора над изданием

6.3.1.

Читательский адрес литературно-художественных изданий

6.3.2.

Отбор произведений

6.3.3.

Работа редактора над изданиями различных видов и типов

6.3.4.

Работа редактора над иллюстрациями

6.3.5.

Работа редактора с автором

7.

ГЛАВА 7. Издания для детей

7.1.

Литература как объект изданий для детей

7.1.1.

Предмет и целевое назначение детской литературы

7.1.2.

Жанровое своеобразие произведений

7.1.3.

Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения» в книгоиздании

7.2.

Специфика изданий для детей

7.2.1.

Читательский адрес изданий для детей

7.3.

Области предмета и социальных функций

7.3.1.

Виды изданий для детей

7.4.

Работа редактора над изданием

7.4.1.

Отбор произведений

7.4.2.

Критерии редакторской оценки содержания и формы произведения

7.4.3.

Работа редактора над оформлением изданий

7.4.4.

Работа над аппаратом издания

7.4.5.

Общие требования к техническому исполнению изданий для детей

8.

ГЛАВА 8. Журнальные издания

8.1.

Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды

8.2.

Жанры публикаций журналов

8.3.

Организация редакционно-издательского процесса

8.4.

Работа редактора над авторским материалом

8.5.

Работа редактора над справочным аппаратом

9.

ГЛАВА 9. Рекламные издания

9.1.

Видо-типологический состав рекламных изданий

9.2.

Редакционно-издательская подготовка рекламных изданий

9.3.

Художественно-техническое оформление рекламных изданий

10.

ГЛАВА 10. Информационные издания

10.1.

Видо-типологический состав информационных изданий, организация их редакторской подготовки

10.2.

Работа редактора над библиографическим указателем

10.3.

Работа редактора над реферативным изданием

10.4.

Редактирование аналитического обзора

10.5.

Работа над аппаратом информационных изданий

11.

ГЛАВА 11. Переиздания

11.1.

Типологическая характеристика переизданий

11.2.

Подготовка переиздания к печати

11.2.1.

Работа редактора над содержанием и композицией переиздания

11.2.2.

Работа редактора над аппаратом переиздания

11.2.3.

Порядок представления авторского оригинала в издательство

Вопросы и задания

Рекомендуемая литература

Указатели
1116  предметный указатель
17  указатель иллюстраций

5.
ГЛАВА 5. Учебные издания

5.1.
Общая типологическая характеристика учебных изданий

Подготовка Учебное изданиеучебных изданий - особая область редакционно-издательской деятельности. Дело в том, что процесс создания Учебная литератураучебной литературы отличается от создания произведений любого другого вида литературы тем, что автор и редактор должны определенным образом конструировать учебный материал. При конструировании необходимо исходить из двух положений.

  1. Учебное издание - одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса.

  2. Учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности.

Эти два положения диктуют ряд требований к изданиям. Так, первое положение предполагает, что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого. Второе положение говорит о том, что информация, характеризующая предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Причем учитываются не только особенности деятельности или знания, но и задачи формирования информационной культуры обучаемого.

Педагогические основания учебного издания реализуются в достижении воспитательных целей, в обеспечении формирования личности.

Информационная культура выпускника обеспечивает знания, навыки, умения, необходимые для участия в профессиональной деятельности и дальнейшего роста специалиста.

В самостоятельный комплекс учебные издания выделяются по целевому назначению и по характеру информации. ГОСТ 7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» трактует Учебное изданиеучебное издание как «издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста»Стандарты по издательскому делу. М., 1998. С. 175..

Именно подчиненность задачам обучения и образования диктует необходимость при подготовке учебных изданий опираться на достижения педагогики, учитывать основные характеристики учебного процесса.

Что же касается содержания предмета, то оно определяется Государственный образовательный стандартгосударственными образовательными стандартами, которые включают требования к знаниям и умениям выпускников школ, колледжей, различных профессиональных училищ, вузов, а также необходимый минимум и структуру этих знаний и умений.

Учебные издания участвуют в формировании информационной культуры личности, системы этических норм и эстетических начал субъекта.

Под информационной культурой личности понимают определенным образом ранжированные знания и представления субъекта, необходимые ему в практической деятельности. Содержание информационной культуры формируется в процессе овладения человеком определенной информацией, которая становится основой, базой действий и поведения человека.

На каждом этапе обучения создается определенный запас знаний, формируется определенный уровень информационной культуры личности, позволяющий субъекту участвовать в практической деятельности и продолжать свое развитие дальше.

Понятие информационной культуры личности включает характеристику качества знаний субъекта и требований к ним. Учитывая эти свойства информации, которой на различных этапах обучения должен овладеть человек, можно раскрыть требования к предметной области учебных изданий.

Учебное издание: ПредметПредмет учебного издания - специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с Учебное издание: Читательский адресчитательским адресом знания, характеризующие основы науки и практической деятельности.

5.1.1.
Предметная область учебных изданий

Предметная область учебных изданий включает специально отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения.

Кроме того, предметная область Учебное изданиеучебного издания содержит информацию, обеспечивающую воспитательное воздействие на обучаемого. Например, в учебное издание, раскрывающее принципы работы двигателя внутреннего сгорания, может быть включена информация о проблемах повышения экологической чистоты его работы. Эта информация позволит обучаемому, осваивая непосредственные знания дисциплины, критически осмыслить результаты действия машины и сформировать личное отношение к ситуации (помимо конкретного знания о собственно процессе). Предметная область конструируется применительно к виду учебного издания, читательскому адресу и целевому назначению.

Подчеркнем, что Учебное издание: Структураструктура и содержание предметной области учебных изданий имеют своеобразный характер. Сюда включены не только знания, но и методы их получения, не только представления и навыки, но и методы их практического использования. Содержание предметной области учебных изданий структурируется на основе содержания деятельности и с учетом педагогической направленности информации.

Но сложность, своеобразие предметной области учебных изданий связаны еще с одним обстоятельством. Дело в том, что предметная область изданий обеспечивает выполнение ряда функций, свойственных Учебная литератураучебной литературе. И это также определяет ее состав.

Содержание каждого учебного издания реализует те функции, которые призвана выполнять система образования и профессионального обучения в целом. Система образованияСистема образования и профессионального обучения обеспечивает три основных функции (информационную, познавательную, воспитательную) и ряд других, которые будут рассмотрены в следующем разделе.

5.1.2.
Функциональная область учебных изданий

Функции учебного изданияУчебные издания выполняют следующие функции:

  • коммуникативную;

  • информационную;

  • познавательную;

  • развивающую;

  • воспитывающую;

  • организационную;

  • систематизирующую;

Остановимся на этих функциях подробнее.

Функции учебного издания: КоммуникативнаяКоммуникативная функция обеспечивается показом связей и отношений разного рода, проявляя для читателя место и роль всякого объекта и явления в процессе вечного развития, видоизменения, взаимодействия элементов действительности. Отсюда - динамизм содержания, связь его с прошлым и с современным состоянием описываемых вопросов.

Функции учебного издания: ИнформационнаяИнформационная функция реализуется в том, что, как и любое издание, учебная книга вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам человеческой деятельности.

Информационная функция реализуется за счет передачи обучаемому определенного объема информации. Эта функция направлена на то, чтобы сформировать у обучаемого определенный тезаурус понятий и характеристик об объектах, предметах, явлениях окружающего мира, о месте субъекта в этом мире, о методах и способах овладения информацией.

Например, общеобразовательная школа формирует у школьников такого рода тезаурус, который позволяет выпускнику участвовать в социальной и практической деятельности, а также продолжать свое образование в избранной сфере.

Поэтому при анализе произведений учебной литературы редактор рассматривает прежде всего качество использованной автором информации. Тут необходимы оптимальный отбор фактов и характеристик, определенный объем информации. Последнее связано с особенностями дисциплины, категорией обучаемых, ступенью и формой образовательного процесса.

Функции учебного издания: ПознавательнаяПознавательная функция учебной литературы характеризуется тем, что каждая дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знания. Знания должны быть ранжированы, причем на наиболее важные, значимые для данной дисциплины знания, должно быть обращено специальное внимание.

Кроме того, важное значение имеет качество знания. Знание может быть «открытым» (оставлять впечатление незаконченности рассмотрения вопроса) и «закрытым» (отличаться полнотой, завершенностью). Например, обсуждая историю отечественной литературы, автор подчеркивает, что показывает только наиболее значительные в социальном плане литературные произведения. Обучаемый понимает, что его знание о литературе рассматриваемого в данном учебнике периода может быть дополнено из других источников. Следовательно, он усваивает «открытое» знание. А вот пример «закрытого «знания. Изучая теорему Пифагора, ученик понимает, что имеет дело с определенной закономерностью и что данную теорему нужно не анализировать, а применять на практике.

Различают Знание: Фундаментальноефундаментальное и Знание: Актуальноеактуальное знания. В учебном издании, посвященном основам науки, отражаются преимущественно фундаментальные знания. В издании, раскрывающем практические вопросы, методы, навыки овладения деятельностью, прежде всего необходима «школа» с полным набором характеристик технологии деятельности. Актуальные знания связаны с деятельностью конкретной отрасли в современных условиях. Например, учебник «Основы экономики» должен включать вопросы фундаментального и вводного характера. К ним отнесем введение в предмет, методы экономической теории, историю экономических учений, закономерности общественного развития, особенности функционирования основных экономических систем, формы организации общественного производства и пр.

В то же время в современных учебных пособиях для вузов по основам экономики можно найти разделы «Макроэкономика», «Микроэкономика», которые являются самостоятельными дисциплинами. Это неверно.

Функции учебного издания: РазвивающаяРазвивающая функция ориентирована на преемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства, знаний о преобразовании и охране окружающей среды.

Развитие личности обеспечивает возрастание способностей, расширение возможностей совершенствования психофизических и умственных операций, речевой деятельности.

Функции учебного издания: ВоспитывающаяВоспитывающая функция связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта, направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам, явлениям, на расширение границы социализации индивида. Воспитывающая функция характеризуется конкретно-историческими условиями, имеет социальные основания и ориентирована на определенную категорию обучаемых. Реализация данной функции связана с воздействием на духовные потребности, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферы обучаемого.

Функции учебного издания: ОрганизационнаяОрганизационная функция учебных изданий выполняется каждым отдельным изданием и всей системой этих изданий. Она реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязи и взаимодействия, тем, что каждое издание ориентировано на строго определенную категорию читателей и учитывает возможности восприятия содержания и особенности воздействия учебной книги. Кроме того, организационная функция лежит в основе дифференциации учебных изданий на виды, обеспечивая учебно-методическую поддержку различных форм и методов учебного процесса на различных его этапах и ступенях обучения.

Функции учебного издания: СистематизирующаяСистематизирующая функция обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений. Реализуется ранжированием в соответствии с принятым пониманием значимости знаний и представлений, формированием иерархической структуры информации, критериев оценки, предпочтений личности, объединением частей в целое, отражением существующей картины мира и места в ней человека, моделированием процессов и явлений, сообщая им качества общего, особенного, единичного в конкретной дисциплине и по отношению к окружающему.

Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором, особыми обработкой и представлением учебного материала. При подготовке учебных изданий необходимо учитывать комплексные характеристики, лежащие в основе разработки модели каждого издания, входящего в систему.

5.1.3.
Читательский адрес учебной литературы

Учебное издание: Читательский адресЧитательский адрес - важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации и объем включаемых знаний. Читатели представлены различными группами обучаемых (учащиеся школ, вузов, системы повышения квалификации) и обучающих (учителя школ, преподаватели вузов и др.).

В категорию обучаемых входит на определённых этапах практически всё население. Общество заинтересовано в том, чтобы все были охвачены различными формами учебной работы, чтобы информационная культура в целом имела наиболее высокие показатели.

В соответствии со ступенью обучения выделяют дошкольное, школьное общее образование; среднее и высшее Профессиональное образованиепрофессиональное образование; повышение квалификации специалистов; переподготовку кадров. Каждой ступени образования соответствует своя система требований к характеру обучения, целям и задачам учебного процесса, формам и методам, используемым на различных его этапах.

Главный отличительный признак каждой категории - уровень первоначальных знаний и возможности их развития. Так, среднее образование на «входе» в систему получает субъекта, который не имеет сформированной информационной культуры, на «выходе» субъект является социальной личностью, имеющей знания и навыки, позволяющие участвовать в практической деятельности и продолжать свое образование.

Этот процесс имеет свои закономерности. Ступень обучения характеризует особенности учебного процесса, специфику комплекса учебных изданий, характер и объем отраженной в них информации, а так же общие подходы к конструированию учебных изданий.

5.2.
Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации

Выделяют четыре группы изданий, методика редакторской подготовки которых учитывает целевое их назначение и характер информации.

Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебный планУчебные планы и Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаучебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Учебные издания, виды: Учебно-методические: Методическое указаниеМетодические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий. Учебные издания, виды: Обучающие: УчебникУчебники, Учебные издания, виды: Обучающие: Учебное пособиеучебные пособия, Учебные издания, виды: Обучающие: Конспект лекцийконспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий. Учебные издания, виды: Вспомогательные: ПрактикумПрактикумы, Учебные издания, виды: Вспомогательные: Сборник задач и упражненийсборники задач и упражнений, Учебные издания, виды: Вспомогательные: Хрестоматияхрестоматии, Учебные издания, виды: Вспомогательные: Книга для чтениякниги для чтения составляют группу вспомогательных изданий (схема 1).

Остановимся на характеристиках этих изданий, существенных с точки зрения их редактирования.

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебный планУчебный план - документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаУчебные программы (типовые, временные, рабочие ) - издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания - Учебные издания, виды: Учебно-методические: Методическое указаниеметодические указания, Учебные издания, виды: Учебно-методические: Методическое руководствометодические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.

Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания - учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.

Учебные издания, виды: Обучающие: УчебникУчебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Материал организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.

Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.

Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии.

По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат Знание: Фундаментальноефундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Вузовский учебник по характеру информации сближается с научной монографией, так как логика учебного предмета соответствует, как правило, логике науки, методы изложения и система терминов соответствуют традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии: в него включается не оригинальный, а уже апробированный материал.

Методика изложения материала и Учебное издание: Аппарат: Методическийметодический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников вуза по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, нужных специалисту соответствующего профиля деятельности.

Учебные издания, виды: Обучающие: Учебное пособиеУчебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя Знание: Фундаментальноефундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Учебное издание: Читательский адресЧитательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаучебными программами и изложенными в учебнике.

Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.

Для студентов вузов выпускают такие издания, как курсы лекций и конспекты лекций.

Учебные издания, виды: Обучающие: Курс лекцийКурс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к Учебные издания, виды: Обучающие: Учебникучебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Учебные издания, виды: Обучающие: Курс лекцийКурс лекций - авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора.

В лекциях проявляется творческое индивидуальное начало автора, так как в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленным проблемам. Курс лекций может быть создан на основе диссертационного исследования как результат изучения актуальной проблемы.

Учебные издания, виды: Обучающие: Конспект лекцийКонспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.

Среди вспомогательных изданий важное место занимают Учебные издания, виды: Вспомогательные: Практикумпрактикумы. К ним относят Учебные издания, виды: Вспомогательные: Сборник задач и упражненийсборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), дневники наблюдений.

Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления. Учебные издания, виды: Вспомогательные: ПрактикумПрактикумы могут состоять только из одних вопросов и заданий, включать дополнительно Учебные издания, виды: Учебно-методические: Методическое указаниеметодические указания по их выполнению или материалы, разъясняющие наиболее сложные вопросы. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаучебной программе.

Программированный практикум предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения обучаемым материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного.

Учебные издания, виды: Вспомогательные: ХрестоматияХрестоматия - Сборниксборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.

Учебные издания, виды: Вспомогательные: Книга для чтенияКниги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом.

5.3.
Учебные издания как целостный комплекс

С точки зрения подготовки изданий в печать важно понимание редактором связей и отношений между ними.

Каждая дисциплина Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебный планучебного плана поддерживается комплексом взаимодополняющих изданий. Его называют учебно-методическим комплексом. Издания, входящие в учебно-методический комплекс, как сказано выше, решают разные задачи в зависимости от своего целевого назначения и характера включенной информации. Такой комплекс призван обеспечить необходимый и достаточный уровень знаний и навыков, которыми должен овладеть обучаемый. Качество связей между изданиями определяет характер их взаимодействия. Можно выделить прямые и косвенные связи, причем эти связи имеют управляющий или соподчиненный характер (схема 2):

При подготовке учебного издания необходимо учитывать его место в учебно-методическом комплексе. Содержание и форму каждого учебного издания необходимо анализировать с учетом других, входящих в учебно-методический комплекс дисциплины. Остановимся на этом подробнее.

Программно-методическое издание имеет прямую связь с обучающими изданиями и косвенную с учебно-методическими и вспомогательными изданиями. Управляющую связь находим между программно-методическими и обучающими изданиями, причем, первая группа управляет второй. Обучающие издания имеют управляющее значение для учебно-методических и вспомогательных. Зная характер связей, легко ориентироваться при анализе содержания учебных изданий. Так, Учебные издания, виды: Обучающие: Учебникучебник и Учебные издания, виды: Обучающие: Учебное пособиеучебное пособие, Учебные издания, виды: Обучающие: Курс лекцийкурс лекций, Учебные издания, виды: Обучающие: Конспект лекцийконспект лекции по содержанию органически связаны с учебной программой, их содержание отражает предметную область (ПО) программы. Наиболее полно предметную область программы охватывает учебник. Остальные обучающие издания отражают тот или иной фрагмент предметной области учебной программы (схемы 3аСхема 3а, 3бСхема 3б).

Учитывая это, редактор соответствующим образом оценивает полноту содержания произведений учебной литературы, сопоставляя различные по целевому назначению издания. Прямая управляющая связь обеспечивается полным соответствием содержания обучающих изданий учебной программе. При анализе обучающего издания редактор выявляет соответствие тематики и структуры произведения тематике и структуре программы или ее части. Разделы учебника должны полностью совпадать с разделами программы по названиям, соотношению объемов, последовательности.

Необходимо привлекать учебную программу и при анализе содержания других учебных материалов. Тут перед редактором стоит задача уяснить, как данный материал связан с программой и с учебником, и помочь автору выявить эту связь. Это обеспечивает комплексность системы изданий по данной дисциплине.

Информация учебника является базовой для учебных пособий, Учебные издания, виды: Учебно-методические: Методическое указаниеметодических указаний, рекомендаций. Особенно важно проследить связь учебника с заданиями для самостоятельной работы. В последних особое значение приобретает дополняющий момент. Те ключевые, знаковые части учебника, которые должны быть усвоены обучаемым, необходимо отразить в материалах для самостоятельной работы.

Таким образом, одним из важнейших принципов работы редактора учебных изданий является комплексность методики редактирования, учет особенностей всех изданий, входящих в комплекс по данной дисциплине.

5.4.
Конструирование учебного издания

Конструирование учебного издания - сложный процесс. В основе подхода создания учебного издания лежат три позиции.

Во-первых, учебное издание - система знания и, следовательно, при его конструировании необходимо учитывать специфику предметной области дисциплины.

Дело в том, что всякая учебная дисциплина, хотя и отражает научную и практическую деятельность, представляет собой самостоятельное образование. Ее содержание и структура определяются теоретическими и практическими основаниями соответствующих науки и деятельности. И в то же время учебная дисциплина составляется с учетом задач и целей Обучениеобучения, что влияет на характер предметной области, на отбор информации и построение материала.

Во-вторых, учебное издание - Дидактическая системадидактическая система. Изложение содержания строится таким образом, чтобы учебная дисциплина усваивалась эффективно.

Наконец, в-третьих, учебное издание - педагогическая система. Издание конструируется таким образом, чтобы Обучаемыйобучаемый не только усваивал теоретические и практические знания и навыки, но и формировался как личность.

Эти три позиции учитывает редактор, на них опирается, работая учебным изданием.

Кроме того, учебные издания конструируются с учетом особенностей содержания (информации), а также выполняемых изданием функций.

При конструировании учебного издания учитывают его целевое назначение, категории обучаемых, а также возможности используемых элементов.

Конструирование учебного издания должно быть подчинено задачам последовательного изложения учебной дисциплины, направлено на активизацию творческого потенциала обучаемого.

Наиболее сложной является редакторская подготовка обучающих изданий.

5.5.
Работа редактора над произведением обучающего издания

5.5.1.
Редакторский анализ содержания произведения

Учебное издание включает произведение учебной литературы и аппарат (схема 4).

Учебное издание

Произведение учебной литературы Аппарат учебного издания
Ориентировки    Организации усвоения материала Обработки издания в целом
Основной текст      
Пояснительные тексты      
Дополнительные тексты      

Остановимся на каждом элементе учебного издания.

Произведение учебной литературы, которое является основой издания, включает введение, основную часть, разбитую на разделы, части, главы, параграфы, выводы из разделов, частей, глав, заключение.

При анализе основной части произведения редактор рассматривает его содержание и структуру. Содержание должно соответствовать научной концепции дисциплины, отражать соответствующую область знания, акцентировать внимание на злободневных проблемах.

Рассматривая содержание Учебные издания, виды: Обучающие: Учебникучебника, редактор должен ориентироваться на Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаучебную программу дисциплины, которая определяет состав информации и последовательность изложения материала.

Деление на части должно быть подчинено законам овладения информацией - объем каждой из них должен соотноситься с возможностями усвоения и запоминания материала в относительно короткий промежуток времени. Причем каждый относительно законченный проблемно-тематический раздел должен представлять собою определенную ступень познания дисциплины. Кроме того, деление текста на части должно быть подчинено единому логическому принципу, который должен прослеживаться в соподчиненности заглавий разделов. Каждая часть произведения, как уже говорилось, должна иметь название, отражающее ее содержание. Название усиливает возможности запомнить содержание данной части.

Анализируя структуру произведения, редактор выявляет соответствие содержания раздела названию, название параграфов названиям глав и частей. Причем прежде всего редактору следует опираться на дидактические единицы программы. Необходимо, чтобы название было кратким, ясным, полностью охватывало содержание раздела, хорошо запоминалось. Часто в качестве названия используется вопрос, которому посвящен раздел. Например, «Закон Бойля-Мариота», «Теорема Пифагора» и др.

Обучающие издания должны представлять в комплексе систему апробированных достоверных Знание: Теоретическоетеоретических и Знание: Практическоепрактических знаний. Их основу составляет фундаментальная информация, которая необходима для овладения предметом и является базой знаний в данной сфере деятельности. Эта информация запоминается и становится основанием для формирования информационной культуры личности. Кроме того, она привлекается при изучении других предметов.

Особое внимание в обучающем издании уделяется методологическим положениям дисциплины. Обучающие издания должны формировать систему представлений, знаний о формах и методах соответствующей сферы деятельности, Информационная культураинформационную культуру личности, включающую мировоззренческие, нравственные и эстетические позиции человека.

Оценивая содержание, редактор опирается на следующие критерии: Критерий оценки: Научностьнаучность, Критерий оценки: Системность изложениясистемность изложения, Критерий оценки: Доступностьдоступность, Критерий оценки: Целостностьцелостность, Критерий оценки: Полнотаполнота.

Применительно к учебным изданиям перечисленные критерии получают определенное наполнение. Так, критерий научности подразумевает достоверность и точность приводимых фактов. Редактор анализирует целесообразность включения тех или иных фактов, правильность их соотношения, истинность связей и отношений между ними. Причем в Учебная литератураучебной литературе особенно важны точность приводимых сведений, их качество (яркость, запоминаемость, показательность, конкретность и практичность). Все факты редактор исследует в контексте основной темы произведения, определяя правильность выбора формы их представления (документальная, информационная, художественно-образная).

Системность изложения обеспечивается логической последовательностью, аргументированностью выводов, доказательностью приводимых положений.

Особенно важен в редакторском анализе критерий доступности. Речь идет о соответствии формы изложения, языка, стиля возможностям восприятия и усвоения информации обучаемыми конкретной категории.

Именно поэтому важно, чтобы редактор хорошо представлял себе читателя, для которого он готовит издание. Глубина раскрытия вопросов, их сложность должны соответствовать уровню знаний учащихся, развивать эти знания, расширяя информационное поле и информационный тезаурус обучаемого.

Целостность произведения обеспечивается за счет взаимодействия разделов между собой.

Полнота изложения определяется полнотой отражения Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаучебной программы.

При анализе введения редактор прежде всего оценивает правильность выбора аспектов, составляющих содержание данного раздела. Эти аспекты определяются свойствами предмета и читательского адреса учебного издания. Так, во введение могут быть включены исторические сведения, характеристика современного состояния, тенденций, перспектив развития рассматриваемых в учебном издании вопросов. Очевидно, не каждое введение требует рассмотрения всех перечисленных аспектов. Они связаны с характером дисциплины учебника. Значение имеют место данной дисциплины в учебном процессе, время ее изучения (младшие, старшие классы и курсы), взаимодействие с другими предметами.

Кроме того, редактору необходимо оценить характеристику учебной дисциплины, данную во введении. Тут особенно важно раскрыть логику ее построения, связь с практикой, а также с другими областями знания.

Важное значение имеют методические рекомендации по самостоятельному овладению дисциплиной. Этот материал усиливает дидактические возможности учебного издания. Тут необходимо учитывать категорию обучаемых, специфику дисциплины, а также другие издания учебного комплекса.

Структура и композиция обучающего издания определяются логикой построения науки или отраженной деятельности, а также значением методов, используемых для получения знаний в данной сфере.

Кроме того, построение учебного издания определяется задачами Обучениеобучения. Содержание должно излагаться таким образом, чтобы наилучшим, наиболее надежным путем обучаемый мог овладеть всей имеющейся в издании информацией.

Структурирование текста направлено на решение именно последней задачи. Поэтому необходимо использовать все возможные средства, которые способствовали бы усилению внимания, упорядочению информации того или иного фрагмента текста.

Различные фрагменты текста имеют неодинаковое значение с точки зрения общей концепции дисциплины. Поэтому текст разделяют на Текст: Основнойосновной, Текст: Пояснительныйпояснительные и Текст: Дополнительныйдополнительные, которые отделяются друг от друга шрифтовыми решениями и расположением на полосе. Эти тексты используются в произведении и в различных элементах аппарата.

В функциональном плане основной текст, пояснительные и дополнительные выполняют разные задачи.

Так, основной текст должен быть усвоен полностью. Он включает базовую, обязательную для овладения предметом информацию. В основном тексте находят отражение знания предметной области дисциплины.

Именно поэтому авторы часто предлагают к изданию произведение литературы, состоящее только из основного текста.

Такой подход неверен, и редактору следует предложить автору расширить обучающие возможности произведения за счет пояснительных и дополнительных текстов.

Основной текст должен отвечать ряду требований, которые учитывает редактор при его анализе.

Прежде всего необходимо иметь в виду, что в Учебное изданиеучебном издании важное место занимают классификации, законы, закономерности, правила, нормы. Они должны отвечать современному уровню науки и не противоречить сложившейся практике. Кроме того, они должны излагаться четко, ясно, экономно, раскрывать важнейшие аспекты дисциплины, поясняться автором. Между включенными в содержание законами и классификациями должна отчетливо прослеживаться связь.

Сведения, данные, факты основного текста должны быть авторитетны, соответствовать общепринятым нормам. В школьные учебники не следует включать дискуссионные вопросы. В учебники для высшей школы их вводят дозировано, раскрывая и объясняя имеющиеся точки зрения.

Формулировки, включенные в текст, должны быть однозначны, непротиворечивы, соответствовать возможностям восприятия определенной категории Обучаемыйобучаемых.

Остановимся на пояснительных и дополнительных текстах.

Текст: ПояснительныйПояснительные тексты, как правило, располагаются в границах той страницы, на которой расположен основной текст. Они содержат популяризаторскую информацию, примеры использования или внедрения различных результатов данной сферы деятельности, исторические справки.

Так, в учебники по физике для общеобразовательной школы включают портреты и краткие биографии ученых, открывших закономерности и законы, предложивших важнейшие практические разработки. В данном случае пояснительные тексты обеспечивают гуманитарную составляющую учебного издания, расширяют кругозор школьника. В учебник для вузов по химии можно включить историческую справку о развитии какого-то производства или о применении в медицине химических элементов. Подобные тексты имеют практическое значение, соотнося теоретические знания с конкретной деятельностью отрасли.

Пояснительные тексты должны расширять обучающие возможности издания, включать описания процессов и явлений.

Анализируя пояснительные тексты, редактор ориентируется на возможности восприятия информации, следит за тем, чтобы изложение было доступным для соответствующей читательской категории.

Многие учебные дисциплины, особенно исторического и социально-экономического характера, опираются на документы, свидетельства очевидцев. Такие материалы или фрагменты из них завершают разделы или произведение в целом. Эти материалы составляют блок Текст: Дополнительныйдополнительных текстов. Как дополнительные используются и научные материалы, подтверждающие отдельные положения основного текста.

С особым вниманием редактору следует относиться к расположению пояснительных и дополнительных текстов. Пояснительные тексты должны быть «привязаны» к основному зрительно, с тем чтобы Обучаемыйобучаемый непосредственно в процессе изучения классификации или закона формировал определенный ассоциативный ряд: закон - пример его использования, закон - личность того, кто его открыл.

Дополнительные тексты, как уже говорилось, располагаются в конце раздела и связаны с основным текстом системой ссылок. Ясно, что запоминать этот материал не обязательно. Однако дополнительное подтверждение отдельных положений способствует лучшему их усвоению, усиливает степень их достоверности. Редактору необходимо определить, насколько существенны те положения, которые дополняются отобранными автором документами. Отбор должен быть направлен на то, чтобы основное и главное дополнялось в приложениях, а второстепенное оставалось содержанием только основного текста.

5.5.2.
Требования к языку и стилю произведения

Язык учебного издания - основное средство передачи информации, реализации основных функций.

Есть ряд требований, которые учитывает редактор при анализе языка и стиля учебного издания.

Язык учебного издания должен быть ясным и четким, понятным для соответствующей категории обучаемых. Важно, чтобы в каждом конкретном случае автор правильно выбрал тип изложения. Известно, что существует описание, рассуждение и повествование. Каждый тип изложения имеет свою специфику, и необходимо, чтобы он соответствовал характеру материала. Например, раскрывая теорему, автор должен прибегнуть к рассуждению, описывая развитие процесса - к повествованию, давая характеристику объекта - к описанию. При этом изложение должно быть конкретным, убедительным.

Язык учебной книги должен быть связан со специфическим языком соответствующей науки или сферы деятельности. Автору необходимо полно и корректно использовать основной терминологический фонд данной сферы деятельности, стандартизованную лексику и фразеологию.

При изложении материала необходимо добиться единообразия в постановке сходных проблем, в использовании терминов и понятий, в развертывании рассуждений, в составлении формулировок, выводов.

Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам.

За этим принципом стоит многое. Во-первых, тот, кто изучает определенную дисциплину, овладевает и языком этой дисциплины, расширяя собственные речевые возможности. Во-вторых, язык учебного издания должен быть безукоризнен с точки зрения правильного словоупотребления, так как Обучаемыйобучаемый овладевает и нормами языка. Наконец, языковые возможности обучаемого совершенствуются в связи с овладением данным предметом.

Особое значение имеет работа редактора над терминами и понятиями. Главное требование: все термины должны раскрываться и объясняться по ходу развития темы.

Анализ терминов и понятий является важной составной частью редакторской работы. Напомним их значение.

Язык и стиль: ТерминТермин - это слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.См.: Словарь русского языка: В четырех томах. М., 1959. Т. 4. С. 489. Надо сказать, что в каждой области сложилась своя терминосистема, которая постоянно развивается.

Язык и стиль: ПонятиеПонятие - логически расчлененная мысль, отображающая общие и существенные признаки предметов и явленийТам же. С. 39..

Не все понятия обозначаются терминами, однако при употреблении понятий в учебном тексте необходимо обеспечивать обозначение одним и тем же понятием одного и того же явления.

Надо сказать, что термины раскрывают профессиональную основу дисциплины - то особенное, что характеризует данный предмет, выделяя его из общеупотребительной бытовой лексики. Кроме того, одним из показателей овладения профессией является хорошее знание выпускником профессиональной лексики.

Редактор должен постоянно обращаться к государственным и отраслевым терминологическим стандартам, сверяя терминологическую базу рассматриваемого произведения литературы с существующей системой устоявшихся терминов и понятий.

Однако следует помнить, что в связи с развитием науки развивается и система терминов. Введение новых терминов требует использования определенных правил. Так, каждый термин должен быть однозначен, выражать одно понятие, а каждое такое понятие должно выражаться одним терминомСм.: Бейлинсон В. Арсенал образования. Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М., 1986. С. 180-181..

Кроме того, Язык и стиль: Терминтермин должен вписываться в систему естественного языка.

Существуют критерии редакторской оценки терминосистемы обучающего издания. Прежде всего она должна соответствовать уровню развития определенной области науки и техники, действующим стандартам и нормам языка. Именно поэтому для анализа терминов используют справочники и ГОСТы.

Кроме того, редактору следует обратить внимание на то, чтобы принципы употребления терминов и Язык и стиль: Понятиепонятий в данном издании были едины. Например, если в стандарте наряду с полной имеется краткая форма термина, следует употребить краткую форму. Известно, что полная форма, как правило, дается в виде словосочетания, что усложняет усвоение учебного материала.

Важно также определить целесообразность использования того или иного термина. Так, количество терминов в Учебные издания, виды: Обучающие: Учебникучебнике для студентов младших курсов должно быть меньше количества терминов учебника для студентов старших курсов. Тут можно учитывать так называемую «допустимую норму» введения новых терминов на долю учебного материала для одного занятия, предложенную В. Бейлинсоном, которая предполагает от одного до девяти терминов-понятий различного качества в терминологическом составе обучающего изданияСм.: Бейлинсон В. Указ. изд. С. 181..

Редактору следует учитывать многозначность общеупотребительных терминов. Известно, например, что понятие «культура» имеет до 300 определений, «метод обучения» - до 60, «технология» - более 200. Подобных примеров множество.

Ясно, что редактор должен тщательно следить за тем, чтобы в данном произведении каждый термин подразумевал только одно понятие. В случае же, когда употребляется определение, которое отличается от традиционного или общеупотребительного своим содержанием, оно должно быть разъяснено. Тут необходимо показать, какой аспект определяемого понятия имеется в виду. Дело в том, что каждое научное определение раскрывает тот или иной аспект понятия, выражает степень обобщения и широты охвата определяемых сторон и признаковТам же. С. 182.. Включение в учебное произведение термина, обозначающего какой-то аспект явления, который звучит в данной терминосистеме по-новому, требует пояснения.

Термины и понятия, вводимые в учебную книгу, выполняют функцию системообразующего элемента в структуре учебного материала, причем они акцентируют внимание Обучаемыйобучаемого на отдельных фрагментах текста. Своеобразную роль играет в учебной книге дефиниция (определение, учитывающее только внешние признаки предмета). Она может включаться не только в текст, но и в аппарат издания, например в аннотированный указатель.

Искусство введения термина в учебный текст приобретает большое значение для овладения материалом, усвоения его содержания, так как термины и понятия концентрируют внимание обучаемого на основных процессах и явлениях отрасли промышленности, культуры или области знания, структурируют материал, дают возможность познать методы и аспекты характеристики объектов и явлений. Анализируя терминосистему учебных книг, редактор должен ориентироваться на основные требования к употреблению терминов и понятий, включаемых в произведение.

5.6.
Работа редактора над аппаратом учебного издания

Теория учебных изданий выделяет три составляющие аппарата: аппарат Аппарат: Ориентировкиориентировки, аппарат Аппарат: Организации усвоения материалаорганизации усвоения материала, аппарат Аппарат: Обработки издания в целомобработки издания в целом (схема 4).

Учебное издание

Произведение учебной литературы Аппарат учебного издания
Ориентировки    Организации усвоения материала Обработки издания в целом
Основной текст      
Пояснительные тексты      
Дополнительные тексты      

Аппарат ориентировки включает Аппарат: Предисловиепредисловие, примечания, Аппарат: Заключениезаключение, библиографические материалы, Аппарат: Указательуказатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений.

К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания.

Аппарат издания в целом в общем схож с аппаратом любого другого вида литературы, но имеет свои особенности (о которых говорится ниже).

Нельзя сказать, что составляющие аппарата абсолютно самостоятельны и независимы. Нет. Они пересекаются при обеспечении тех или иных функций, тесно взаимосвязаны и готовятся с учетом друг друга.

Как правило, автор основное внимание уделяет собственно произведению и в меньшей степени занимается аппаратом издания. Задача редактора - определить необходимость включения каждого элемента в издание и достаточность предложенных автором элементов для аппарата организации усвоения материала и для аппарата ориентировки.

Что же касается аппарата обработки издания, то некоторые его элементы готовит редактор, подготовку других просит обеспечить автора либо поручает специалисту (например, составление предметного указателя).

Рассмотрим основные направления работы редактора над аппаратом учебного издания.

В задачу аппарата ориентировки входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями по данному изданию и наиболее эффективно использовать его. Элементы аппарата ориентировки должны обеспечивать развитие у обучаемых интереса к предмету.

Элементы аппарата - Аппарат: Предисловиепредисловие, краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, а также Аппарат: Заключениезаключение. Особое внимание при анализе содержания этих материалов необходимо уделить организационно-методической части. В предисловии желательно раскрыть логику изучения предмета, выделить его основные и наиболее сложные аспекты, показать возможность получения дополнительной информации из других источников. В предисловие могут быть включены характеристики позиции автора по отношению к важнейшим аспектам дисциплины, принципов подхода к овладению знаниями, значимости данной дисциплины для изучения других предметов или для практического использования результатов.

В предисловии необходимы также указания на то, как работать с данным учебным изданием.

Рассматривая предисловие, редактор должен оценить полноту и правильность характеристики курса в целом, видов учебной работы, которые необходимо использовать при его изучении, роли данного издания в овладении определенным объемом информации. Необходимо оценить методические аспекты Аппарат: Предисловиепредисловия, опираясь на установки изучения курса.

Краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, редактор рассматривает в двух плоскостях: связь с основным текстом и правильность размещения примечаний на полосе (внутри текста, подстрочные, затекстовые).

Аппарат: ЗаключениеЗаключение, которое завершает изложение учебного курса, также может иметь методический характер. Его назначение - помочь обучаемому суммировать полученные знания.

Редактору следует анализировать этот раздел, исходя прежде всего из целевого назначения данного элемента аппарата, подвести черту под пройденным материалом, обобщить его, сделать акцент на главном. Можно включить в заключение рассуждения о месте дисциплины в системе знаний, о возможностях более глубокого овладения содержанием.

При анализе заключения редактору необходимо выявить связь заключения с содержанием учебного курса, а также с содержанием той сферы деятельности, которая его отражает. Кроме того, важно, чтобы заключение, дополнения, пояснения и предисловие не дублировали, а дополняли и углубляли содержание друг друга.

Аппарат Аппарат: Организации усвоения материалаорганизации усвоения материала (методический аппарат) - важнейшая составляющая аппарата Учебное изданиеучебного издания, а также Дидактическая системадидактической системы. Включает вопросы, упражнения, задания. Особенно важен методический аппарат для школьных учебников.

В задачи данной составляющей аппарата входят обеспечение дополнительной проработки материала, формирование у Обучаемыйобучаемого стремления самостоятельно контролировать себя, показ возможностей применять Знание: Теоретическоетеоретические знания на практике и самостоятельно принимать решения.

Правильно разработать аппарат организации усвоения материала прежде всего должен автор. При подготовке такого аппарата главным является хорошее знание возможностей читателей, которые аппарат решает.

Например, в учебнике по математике для первого класса (М.И. Моро, С.В. Степанова, М.: Просвещение, 1996) находим интересное решение усиления дидактических свойств книги. Последний раздел учебника называется «Чему мы научились». Он посвящен тем вопросам, которыми ребята овладели, изучая книгу. Но параграфы раздела переводят ученика на новую ступень по сравнению с соответствующими частями, которые уже изучены. В этом разделе пять параграфов, раскрывающих полученные учеником знания:

1. Считать. 2. Читать и записывать числа. 3. Сравнивать числа. 4. Складывать и вычитать числа. 5. Решать задачи.

Каждый параграф содержит задания, соответствующие его названию. Выполняя их, ученик проверяет себя и еще раз «проходит» учебник. Но самое удачное задание в пятом параграфе: «Составь и реши задачу по рисункам». В этом задании содержится обобщающее начало, побуждающее ученика к творчеству.

Вопросы и задания могут иметь самый разный характер. Так, если их цель - простое закрепление материала, повторение наиболее важных мест параграфа (часто такие вопросы используют в школьных учебниках), а также формирование привычки к самоконтролю, то вопросы просты, элементарны и будут вытекать непосредственно из содержания раздела. Например, в учебном пособии «Сертификация для студентов вузов (М.:Логос, 2000) даны вопросы к разделам, которые предполагают только повторение выученного материала:

«Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные методы оценки соответствия, применяемые при сертификации.

  2. В чем состоит задача измерений, испытаний и контроля?

  3. Перечислите основные виды испытаний, применяемые при сертификации...».

Остальные вопросы аналогичны. Повторяем, что подобный подход к составлению вопросов реализует только одну задачу - обеспечение самоконтроля. При этом все другие задачи аппарата организации усвоения материала (формирование интереса к профессии, использование полученных знаний на практике, формирование навыков принятия решений и т.д.) не реализуются. Они были бы реализованы, если бы названное пособие включало конкретные упражнения, варианты условий сертификации и различного рода задачи.

Однако редактор не должен формально подходить к оценке вопросов и заданий. Этот элемент аппарата определяется еще и особенностями дисциплины. На первый взгляд может показаться, что авторы должны были бы разнообразить вопросы. Но поскольку предмет пособия целиком ориентирован на конкретную практику и включает определенные жесткие нормативы оценки и методику ее осуществления, авторы, очевидно, ставили целью именно закрепление конкретных знаний.

Так или иначе редактор вместе с автором, ориентируясь на определение автором цели аппарата, должны исследовать его, учитывая особенности предмета.

Хорошим примером творческого отношения к разработке Аппарат: Методическийметодического аппарата может служить Учебные издания, виды: Обучающие: Учебное пособиеучебное пособие Б. Головко «Теория и практика фоторекламы» (М., Изд-во МГУП, 2001). Задания, которые даны в разделах «Ключевые вопросы», отличаются разнообразием, связаны с разделами, к которым относятся, а также с предметной областью дисциплины в целом, причем в отдельных случаях они по содержанию шире конкретного раздела, что заставляет обучаемого привлекать дополнительный материал по дисциплине. Вот только три примера из раздела «Массовая информация, массовая коммуникация, массовая фотореклама»:

«В каких видах и типах периодики используется фотореклама?»

«Аналитики считают, что 65% эфирного времени и более 40% газетно-журнального объема занимают материалы, сделанные журналистами на заказ (как разновидность «скрытой» рекламы). Ваше мнение.»

«Какое значение в искусстве фоторекламного творчества придается фактору визуальной и вербальной целостности?» (стр. 56).

Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, обучаемый должен не только обратиться к разделу, но и привлечь дополнительную литературу. Ясно, что функции этих вопросов достаточно широкие - побудить к самостоятельному мышлению, сформировать интерес к будущей профессии, научить широко видеть проблему.

Организатором и непосредственным составителем отдельных элементов аппарата Аппарат: Обработки издания в целомобработки учебного издания в целом является редактор. Редактор должен помнить, что в данном случае необходимо использовать при подготовке аппарата существующие ГОСТы и ОСТы, которые определяют требования практически к каждому элементу.

Однако в Учебное изданиеучебном издании есть свои особенности. Так, Аппарат: Аннотацияаннотация - это краткая характеристика издания с точки зрения содержания, целевого назначения. читательского адреса, формы и других особенностей. Аннотация используется при отборе изданий, а также в организации рекламных кампаний. Поэтому информация, включенная в нее, должна иметь рекомендательный характер. Кроме того, в учебном издании для вуза важно точное указание специальности или направления подготовки Студентстудентов, так как для разных направлений готовятся свои издания.

Редактор прежде всего оценивает соответствие аннотации содержанию издания, а также следит за правильностью составления библиографического описания издания, которое предшествует аннотации.

Оглавление (содержание) - составная часть аппарата. Как правило, оглавление используется в монографии, содержание в Сборниксборнике.

Оглавление должно включать наименования всех разделов и подразделов издания. Следует помнить, что перечень наименований разделов отражает Структураструктуру дисциплины и очерчивает круг рассматриваемых в учебном издании вопросов. Заголовки определяют особенности соподчинения разделов. Поэтому их выделяют при помощи шрифтов разной жирности, курсива и красных строк. Это позволяет показать в оглавлении взаимосвязь и соподчинение частей текста.

Редактору необходимо обращать внимание на Критерий оценки: Полнотаполноту перечня наименований разделов, их соответствие заглавиям основного текста, а также на правильность расположения и шрифтовых выделений, используемых в оглавлении. Если в издании имеются контрольные вопросы и задания, они должны быть отражены в оглавлении. К сожалению, это бывает не всегда.

СодержаниеСодержание кроме заглавий произведений Сборниксборника может включать и входящие в эти произведения разделы.

В учебном издании оглавление (содержание) желательно располагать после титульного листа, что усиливает его ориентирующую функцию.

Оценивая предметные, именные, предметно-именные указатели, редактор рассматривает Критерий оценки: Полнотаполноту отражения Язык и стиль: Терминтерминов и Язык и стиль: Понятиепонятий, имен и географических названий, соответствие их расположения принятой системе (алфавитная, предметная), а также соответствие правилам составления и оформления.

Работая над приложениями, редактор определяет целесообразность включения в учебное издание предлагаемых материалов и качество их отбора. Важно учитывать, что приложения не должны перегружать содержание ненужными данными. Поэтому необходимо оценить связь приложений с текстом, их непротиворечивость и однозначность. Желательно, чтобы в основном тексте были даны пояснения к каждому самостоятельному фрагменту приложений, причем содержание приложений должно дополнять, углублять содержание основного текста.

5.7.
Работа редактора над иллюстрациями

В учебных изданиях используются все виды Иллюстрацияиллюстраций: предметные, абстрактные, образные, а также чертежи, схемы, карты. Иллюстрирование издания осуществляет художник. Но в процессе анализа произведения автор и редактор вырабатывают концепцию оформления издания, которая затем ложится в основу работы с художником.

Необходимо разработать принципы подхода к подготовке иллюстративного материала.

Редактор анализирует иллюстративный материал, исходя из его функциональных возможностей. ИллюстрацияИллюстрации выполняют в Учебное изданиеучебном издании дополняющую, Функция: Воспитывающаявоспитывающую, поясняющую, углубляющую, разъясняющую, эстетическую функции.

Определяя принципы подхода к иллюстрациям, автор и редактор решают вопрос о том, какие функции будут главенствующими в иллюстративном ряду, а также какие объекты и фрагменты текста должны найти отражение в иллюстративном материале. Кроме того, решается вопрос о характере иллюстраций. В основе разработки концепции иллюстрирования лежат характер учебного Предметпредмета, особенности читательской категории.

Например, в Учебные издания, виды: Обучающие: Учебникучебниках для общеобразовательной школы по истории и литературе часто используются репродукции картин известных художников. В учебники по математике для вузов включают только чертежи и графики, в учебники по географии - карты и схемы.

Кроме того, учитывается ступень обучения. Так, букварь иногда становится книжкой-картинкой, в которой иллюстрации занимают намного большую площадь, чем текст. То же можно сказать об учебнике «Математика» для 1-го класса общеобразовательной школы, в котором основное место занимает изобразительный ряд, наглядно демонстрирующий в картинках результаты сложения и вычитания различных предметов.

Таким образом, при оценке иллюстративного материала необходимо учитывать содержание учебного Предметпредмета, ступень Обучениеобучения, специфику Читательский адресчитательского адреса, функции иллюстраций. Кроме того, следует опираться на особенности этапа познания предмета. Так, в ознакомительных курсах иллюстрации могут иметь общий характер, а в специальных - конкретный.

Редактор оценивает:

  1. Целесообразность включения иллюстраций, правильность выбора вида иллюстраций, соответствие иллюстраций отобранным для иллюстрирования фрагментам текста, выполнение иллюстрациями соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, связей и отношений между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний).

  2. Правильность размещения иллюстраций в издании.

  3. Качество иллюстраций (наглядность, эстетические свойства, совпадение с текстом).

Рассуждая о необходимости, целесообразности использования иллюстраций, редактор прежде всего ориентируется на специфику дисциплины. Например, в учебниках для вузов, обучающих языкам (русскому, английскому и т.п.), как правило, иллюстраций не бывает. Это объясняется тем, что овладение языком, его нормами наиболее эффективно, когда обучаемый работает с собственно текстом, изучение которого становится своеобразной практикой.

Учебники для школы по истории, литературе имеют предметные и образные иллюстрации. Учебники по тем же дисциплинам для вузов, как правило, не иллюстрируются.

В момент разработки концепции иллюстрирования решается вопрос и о выборе вида иллюстраций. От этого зависит и то, какой художник будет привлечен к работе.

Заранее должны быть определены фрагменты иллюстрирования. Лучше, если подход к отбору будет единый. Например, в учебнике по химии для среднего профессионального образования на рисунках могут быть представлены установки для проведения опытов. Ясно, что главная задача иллюстрации - наглядно показать, как ученик может собрать такую установку (последовательность элементов, особенности их соединения между собой и пр.) Основные задачи подобных Иллюстрацияиллюстраций - обеспечение наглядности описанного в тексте объекта или процесса, показ связей между частями и элементами, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний, в реализации описанных в тексте операций.

Важное значение имеет размещение иллюстраций в тексте. Изучая предмет, школьник, Студентстудент постепенно овладевают знаниями, останавливая внимание на иллюстрациях, рассматривая их. При этом припоминается текст, имеющий отношение к данной иллюстрации, что способствует закреплению знаний, уточнению навыков. Поэтому в момент макетирования издания редактор, исходя из функций иллюстраций, должен правильно определить их место. Так, изображения, углубляющие и конкретизирующие содержание текста, должны располагаться на той же полосе. Иллюстрации, дополняющие смысл изложения (например, репродукции картин), могут составить самостоятельный блок в конце раздела или издания в целом.

Целесообразно давать иллюстрации не только в соотнесении с текстом, но и в сочетании друг с другом. Иллюстративный ряд должен обеспечить целостность издания. Уже на этапе разработки концепции оформления издания необходимо определить, за счет чего будет обеспечиваться единство визуального ряда. При окончательном отборе готовых иллюстраций редактору необходимо ориентироваться на данный критерий.

Решения тут могут быть самые разные. Например, возможно использование красочных заставок и буквиц перед главами, особое оформление концевых полос.

Разнообразие шрифтов в учебной книге должно быть направлено на реализацию дидактических начал учебной литературы.

5.8.
Формирование изданий учебной литературы

Учебная литература выходит в свет в виде моноизданий и сборников (схема 5).

  По характеру информации и целевому назначению По составу основного текста
Программно-методические издания Учебный план   
Учебная программа (типовая, рабочая)   
Моноиздание, сборник
Учебно-методические издания Методические указания
Методические руководства
Программы практик
Задания для практических занятий

Моноиздание, сборник

Обучающие издания Учебник
Учебное пособие
Kонспект лекций
Kурс лекций

Моноиздание

Вспомогательные издания

Практикум
Хрестоматия
Kнига для чтения

Сборник
Сборник
Моноиздание, сборник

Программно-методические и учебно-методические материалы, а также вспомогательные издания могут быть выпущены как моноиздания и сборники. Обучающие издания - как моноиздания.

При подготовке Моноизданиемоноиздания редактор должен убедиться в правильности оформления учебного документа и составить аппарат издания. Оформление включает информацию об утверждении программы (Совет соответствующего учебно-методического объединения (УМО), Ученый совет вуза, ученый совет факультета, кафедра), указания на авторов, составителей, рецензентов. Эти данные располагаются на титульном листе или его обороте.

Сборник будет включать несколько произведений учебной литературы. Рассмотрим, как формируются сборники для вузов. Можно составить Сборниксборник из произведений одного жанра. Например, включить в него все учебные программы или контрольные работы по одному направлению или специальности на весь срок обучения в вузе - от первого до последнего курса.

С методической точки зрения подобное объединение материалов имеет свои преимущества, давая возможность студенту представить весь учебный процесс овладения специальностью, заранее готовиться к выполнению тех или иных заданий, самостоятельно прослеживать связи между отдельными заданиями, которые выполняются на разных курсах, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную персональную базу данных изучаемой профессии.

Можно использовать другой принцип формирования такого сборника - включить в него материалы различных жанров по одному Предметпредмету: Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаучебную программу, Учебные издания, виды: Учебно-методические: Методическое указаниеметодические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению. Такой способ комплектования сборника пригоден для изданий, предназначенных студентам заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическими указаниями по изучению дисциплины даст возможность более эффективно выполнять контрольные работы, осознанно избирать тему из предложенного списка.

Редактор должен помнить, что аппарат такого издания помимо обязательных элементов включает Аппарат: Предисловиепредисловие, дающее общую характеристику сборнику и особенностям его составления и использования. Предисловие должно иметь методическую направленность, может включать данные об утверждении документов, об особенностях их подготовки, о том, кому и с какой целью они предназначаются. Кроме того, редактору необходимо составить оглавление с полным обозначением включенных в издание произведений.

При подготовке Сборниксборников вспомогательных изданий (Учебные издания, виды: Вспомогательные: Практикумпрактикум, Учебные издания, виды: Вспомогательные: Сборник задач и упражненийсборник задач и упражнений, Учебные издания, виды: Вспомогательные: Книга для чтениякнига для чтения) отбор произведений должен осуществляться с учетом Учебные издания, виды: Программно-методические: Учебная программаучебной программы и Учебные издания, виды: Обучающие: Учебникучебника. Аппарат таких изданий имеет развернутый характер и методическую направленность.

Вопросы и задания

Рекомендуемая литература

© Центр дистанционного образования МГУП