Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»

Учебное пособие


Злобина Л.А.
Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Основные принципы построения банковской системы РФ

2.

Пассивные операции коммерческих банков

3.

Осуществление банковского надзора

4.

Санация кредитных организаций

5.

Договор банковского счета как основание для проведения безналичных расчетов

6.

Формы безналичных расчетов

6.1.

Расчеты платежными поручениями

6.2.

Расчеты по аккредитиву

6.3.

Расчеты по инкассо

6.4.

Расчеты чеками

6.5.

Вексельная форма расчетов

7.

Перспективные формы расчетов

8.

Кредитные операции банков

8.1.

Сущность и принципы кредитной деятельности банков

8.2.

Кредитный договор

8.3.

Права и обязанности заемщика

8.4.

Формы и виды обеспечения кредитных обязательств

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Указатели
475  предметный указатель
4  указатель иллюстраций

7.
Перспективные формы расчетов

В условиях становления в России двухуровневой банковской системы и зарождения конкуренции в банковском деле отечественные коммерческие банки, используя богатый зарубежный опыт в области создания систем электронных платежей, стали применять в своей деятельности новые формы и методы обслуживания клиентуры. Внедрение в платежный оборот различного рода Смарт-картасмарт-карт позволяет банкам оказывать дополнительные банковские услуги уже имеющимся клиентам, а также привлекать новую клиентуру от частных лиц до предпринимателей.

Кроме всего прочего, это дает возможность сокращать потребность в наличных деньгах, значительно снижая издержки на организацию налично-денежного оборота, что в условиях высоких темпов инфляции в России приобретает первостепенное значение.

Самыми простыми в изготовлении и использовании являются пластиковые карты. Они обычно содержат:

  1. имя изготовителя;

  2. его фирменный знак;

  3. имя владельца;

  4. его идентифицирующий код.

Все данные печатаются рельефно или подняты на передней стороне карты.

Предприятие может перечислять зарплату сотрудникам на пластиковые карты.

С владельца карточки ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Сумма ежегодного взноса колеблется в зависимости от числа предоставляемых эмитентом карт услуг.

В последнее время на российском рынке появились собственные Смарт-карта кредитнаякредитные и Смарт-карта дебетнаядебетные карты. Упомянутые карты имеют ряд особенностей по сравнению с другими видами аналогичных инструментов денежного рынка:

  • Приобретение этих карт осуществляется как физическими, так и юридическими лицами за определенную плату в рублях.

  • Для получения карты клиент предоставляет в банк заявление установленной формы. С ним заключается договор, который регламентирует юридические и финансовые условия взаимоотношений между банком и держателем карты.

  • Выдача карты предполагает внесение клиентом определенной денежной суммы (наличными или безналичными рублями) на специальный карт-счет в банке.

    По мере расходования средств со счета клиент обязан своевременно производить доплату. Это означает, что данный вид карты можно считать скорее дебетным, чем кредитным.

  • Остаток средств на спецкарте не должен быть ниже минимально допустимого уровня. В противном случае обслуживание по кредитным картам прекращается и с клиента взыскивается пеня от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Для обслуживания выпущенных кредитных карт российские коммерческие банки вынуждены оборудовать свои расчетные центры, заключать договоры с аналогичными центрами в других странах СНГ и другими организациями.

Департамент методологии и организации расчетов отмечает на сегодня значительную роль Банка России в развитии систем «электронных денег» в России.

В мире, в сфере розничных платежей, происходит целый ряд нововведений, связанных с развитием систем Расчет безналичныйбезналичных расчетов, называемых Электронные деньги«электронными деньгами» или «электронной наличностью». В настоящее время «электронные деньги» находятся на раннем этапе развития, но обладают потенциалом в будущем заменить собой наличные деньги как основное средство совершения расчетов и сделать осуществление розничных сделок более дешевым для торговцев и более удобным для клиентов. Несмотря на массу удобств и преимуществ, связанных с внедрением подобного рода систем, перед Центральным банком Российской Федерации также как и перед центральными банками других стран возникает целый ряд вопросов и проблем. К основным из которых можно отнести следующие:

  • Являются ли «электронные деньги» с юридической точки зрения законным средством платежа;

  • Должен ли Центральный банк и, если должен, то в какой степени регулировать эмиссию «электронных денег»? Если допустить на первом этапе возможность эмиссии «электронных денег» без участия Центрального банка, то необходимо определить критическую массу «электронных денег» по отношению к общему объему эмиссии денег, при достижении которых Центральный банк должен взять на себя роль эмитента «электронных денег», во избежание возможности снижения влияния государства на экономические процессы в России;

  • Кто несет ответственность и в каком размере за бесконтрольную эмиссию «электронных денег» в случае взлома системы безопасности?

Необходимо отметить, что несмотря на важность поставленных выше вопросов, которые в основном относятся к компетенции правительств и центральных банков, до настоящего времени ни один из центральных банков не сделал официальных заявлений, связанных с запретом на развитие «электронных денег» в своей стране.

В общем случае, Электронные деньги«электронные деньги» - электронная стоимость, приобретаемая клиентом, как, например, дорожные чеки и сокращающаяся по мере того, как клиент использует это устройство для покупок или оплат, в то время как традиционные электронные платежи, совершаемые с использованием кредитных и дебетовых карточек, требуют дебетования банковского счета клиента после каждой сделки и, как правило, прямой связи с компьютером компании - эмитента карточки в момент совершения сделки или несколько позже, если карточка имеет устройство позволяющее хранить расходный лимит (сумму, при совершении сделок в пределах которой не нужна связь с компьютером эмитента). Кроме того, под определение «электронных денег» попадают также так называемые Цифровые деньги«цифровые деньги», реализованные в программных продуктах с применением компьютерной сети, подобной сети Интернет.

Несмотря на большое количество технологических решений и финансовых схем, использующихся, в настоящее время, на мировом рынке и претендующих на название «электронных денег», необходимо четко различать существующие системы предавторизованных электронных карт, называемых Электронные кошельки«электронными кошельками», а также системы с электронным доступом к предоплаченной стоимости при помощи компьютерных сетей, где каждая операция отражается в балансе держателя «электронных денег» или в балансе финансового института, проводившего операцию, от инструментов, реально позволяющих вне банковских систем, т.е. без отражения каждой операции (сделки) по балансу держателя, осуществлять операции в том числе и с сальдированием проведенных сумм по совершаемым сделкам.

Электронные деньги«Электронные деньги», по своей юридической природе, представляют собой в настоящее время частно-правовые (т.е. создаваемые по инициативе заинтересованных юридических лиц) договорные схемы, включающие в себя сохранение анонимности и относительную независимость проводимых операций от банковских счетов. Правовой режим «электронных денег» может быть определен исходя из существующих законодательных норм. Конституция Российской Федерации (ст. 75) определяет, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Аналогичная норма содержится в ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которая прямо запрещает введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации (аналогичная норма содержится в ст. 140 ГК РФ). Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации содержит нормы, определяющие валюту Российской Федерации не только как находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты, а также средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации и средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации (ст. 1 п. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Таким образом, законодательство Российской Федерации содержит, с одной стороны, четкие запретительные нормы, регулирующие эмиссию наличных денег любыми лицами и организациями, за исключением Банка России, оставляя неурегулированными вопросы обращения валюты Российской Федерации при проведении безналичных расчетов. В этой связи могут быть использованы нормы гражданского законодательства о денежных обязательствах (ст. 317 ГК РФ), в соответствии с которыми денежные обязательства должны быть выражены в рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (в качестве которых может рассматриваться электронная стоимость). Такой подход подтверждается действующими схемами, где право торговых точек распоряжаться полученными от покупателей «электронными деньгами» ограничено только возможностью их возврата в обслуживающий банк в обмен на рубли, но оно подкреплено юридическими обязательствами как банка, так и организации, организующей оборот Электронные деньги«электронных денег» (организатора оборота). Таким образом, при описанной схеме расчетов «электронные деньги» являются скорее иной формой безналичных расчетов по смыслу ст. 862 ГК РФ. При отсутствии в настоящее время закона, регулирующего иные формы расчетов, в качестве реальных правовых оснований могут пока рассматриваться только банковские правила и обычай делового оборота. Термин «банковские правила, установленные в соответствии с законом», в силу отсутствия его четкого толкования в ГК, понимается на практике либо как нормативные акты Банка России, либо как внутрибанковские правила (правила обслуживания), действующие в отношениях с клиентами кредитных организаций, или межбанковские соглашения (правила платежных систем). Второе основание для введения иных форм Расчет безналичныйбезналичных расчетов - «применяемый в банковской практике обычай делового оборота» понимается действующим законодательством как «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. 1 ст. 5 ГК). Поскольку случаи использования «электронных денег» во внутреннем обороте пока отсутствуют, то оснований для рассмотрения возможных договорных схем в качестве сложившихся в российской банковской практике обычаев делового оборота в настоящее время нет.

Следовательно, внедрение «электронных денег» в платежный оборот, при отсутствии нормативных актов Банка России, возможно в настоящее время только в порядке, предусмотренном договорами между участниками расчетов. При этом «электронные деньги» следует рассматривать в качестве условной денежной единицы, в которой выражено денежное обязательство эмитента, погашаемое в рублях по первому требованию держателей.

Прежде чем рассматривать различные аспекты, связанные с развитием и применением систем «электронных денег», необходимо остановиться на стратегических целях, которые на государственном уровне могут быть возложены на банковскую и финансовую систему страны и достижение которых является первостепенной задачей для всех финансовых институтов, причастных к использованию наличных денег. Внедрение Электронные деньги«электронных денег» должно происходить при достижении следующих стратегических целей:

  • сохранение за Центральным банком способности эффективно проводить кредитно-денежную политику и управлять находящейся в обращении денежной массой;

  • ограничение системного и прочих рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков или подорвать доверие к платежной системе;

  • обеспечение потребителям достаточно надежной защиты от мошенничества, финансовых потерь и ограничения возможности несанкционированного вторжения в частную жизнь граждан со стороны неуполномоченных организаций;

  • поощрение распространения и совершенствования в интересах потребителей и предпринимателей эффективных, мало рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг;

  • исключение возможности отрицательного воздействия «электронных денег» на способность правоохранительных органов предотвращать и выявлять перемещение средств, ассоциирующихся с преступной деятельностью.

Развитие «электронных денег» порождает ряд связанных друг с другом проблем политического характера, вызывающих озабоченность Центрального банка и других государственных органов. Существует также немало других вопросов социально-экономического характера, таких как защита прав потребителя, конкуренция, доступность, широта применения, стандарты, которые не рассматриваются в данном отчете. Однако, наиболее важным остается вопрос о том, насколько велика вероятность взлома программы «электронных денег», поскольку любые потери, возникающие в результате этого, ложатся на плечи эмитента. Нарушения системы безопасности ЭД могут возникать на уровне потребителя, торговца или эмитента и проявиться в попытке украсть устройство потребителя или торговца, создать фальшивые устройства или сообщения, которые воспринимались бы как настоящие, изменить данные, хранимые в устройствах, или содержащиеся в сообщениях, которые передаются между устройствами, или изменить функции программного обеспечения. Попытки взломать защиту могут, вероятнее всего, предприниматься с целью получения финансовой выгоды или на разрушение всей системы. Другим предметом озабоченности является неоперативное выявление нарушений системы защиты ЭД. Операторы центральной системы должны осуществлять мониторинг программы ЭД на постоянной основе с целью выявления такого рода нарушений защиты. Этот метод текущего контроля, ввод записей в индивидуальные устройства или в центральные базы и способность проследить индивидуальные операции существенным образом влияют на качество системы безопасности продуктов ЭД. Степень, до которой ЭД могут иметь хождение непосредственно между пользователями, также могла бы учитываться при оценке безопасности систем «электронных денег», поскольку информация о такого рода операциях, как правило носит неполный характер, и весьма вероятно, что при ее приеме операторами Центральной системы могут возникнуть существенные проблемы, что затруднит установление нарушений системы защиты. В связи с этим необходимо отметить тот факт, что центральное введение баз данных по операциям и периодический контроль устройств потребителя потребует огромных объемов памяти и значительных затрат на электронно-вычислительные мощности, несоизмеримых с доходностью, которую можно получить от проведения мелких розничных операций. Исходя из вышесказанного главной проблемой является вопрос о степени необходимости отслеживания операции, и влиянии ее на безопасность, а также на возможность выявления нарушений в системе ЭД на ранней стадии. Введение необходимости отслеживания каждой операции существенно увеличивает ее стоимость и ставит вопрос о целесообразности внедрения системы ЭД вообще, так как себестоимость может существенно превышать сумму платежа.

Выпуск Электронные деньги«электронных денег» предполагает появления в балансе эмитента пассива в форме обязательств перед принимающими платежи в электронных деньгах юридическими лицами, которые обычно подлежат выполнению (или погашению) по номинальной стоимости. Это влечет для Эмитентэмитента Риск операционныйоперационный риск, и Риск снижения ликвидностириск снижения ликвидности. Эмитенты могут также столкнуться с Риск кредитныйкредитным и Риск рыночныйрыночным рисками применительно к своим активам - в зависимости от проводимой ими политики инвестирования поступлений от выпуска «электронных денег». В числе других финансовых рисков, так или иначе связанных с выпуском «электронных денег», можно назвать риски, вытекающие из участия в программах разделения потерь или гарантирования, совместно планируемых эмитентами для некоторых систем, как и потенциальные Риск клиринговыйклиринговые, Риск расчетныйрасчетные и Риск курсовойкурсовые риски, присущие некоторым программам. Учреждения, выступающие в роли эмитентов или операторов в программах использования продуктов на основе «электронных денег», могут столкнуться и с новыми, пока еще неизвестными, видами операционных рисков. Хотя многие виды «электронных денег» основываются на классических технологиях банковских операций, включая шифрование сообщений и авторизацию платежей в электронном режиме, они могут интегрироваться с такими современными технологиями, как «умные» карточки и передача данных по открытым компьютерным сетям. Эмитенты могут столкнуться с опасностью сознательного обмана или операционного сбоя или же необходимостью выкупа поддельных «электронных денег», принятых к оплате торговыми точками или потребителями, за которые не было получено никакого соответствующего платежа. Эмитентам придется также уделить внимание широкому кругу традиционных рисков, включая Риск стратегическийстратегический риск и Риск потери репутациириск потери репутации, Риск нарушения правил торговлириск нарушения правил торговли и Риск заключения соглашенийриски, ассоциирующиеся с заключением соглашений с внешними организациями по предоставлению некоторых операторских функций. Для универсальной банковской организации, в которой в действительности программы использования «электронных денег» составляют лишь небольшую ее часть, Риск финансовыйриски финансовых потерь, которыми чреват выпуск «электронных денег», могут не породить серьезных потребностей в новой ликвидности или кредитных или рыночных рисков, а потому и не потребовать создания нового механизма управления финансовыми рисками. Развитие событий во многих странах показывает, что потенциально общим распространенным каналом для выпуска «электронных денег» является создаваемая со специальной целью организация, во многих случаях имеющая банковскую лицензию или принадлежащая группе банков. Юридическое лицо, специально создаваемое с особой целью выпуска «электронных денег», также сталкивается с кредитным, рыночным, операционным рисками и риском снижения ликвидности. Но характер и масштаб рисков в этом случае могут быть несколько иными, чем это бывает в пределах традиционной банковской деятельности. С одной стороны, подобное юридическое лицо может быть более чувствительным к резким изменениям ликвидности, но с другой, - оно может иметь возможность значительно ограничить свои кредитный и рыночный риски в сравнении с универсальным учреждением.

У эмитентов и других поставщиков продуктов на основе Электронные деньги«электронных денег», капитал которых подвергается риску при их использовании есть весомые основания для собственной защиты от операционных рисков и рисков финансовых потерь. Потребность в сохранении рыночной репутации и в привлечении нового капитала должна побуждать эмитентов разрабатывать эффективные способы управления финансовыми рисками, включая стимулы к сохранению «на руках» достаточно больших ликвидных активов для выполнения требований о выкупе «электронных денег». Эти правила работы могут предусматривать вложения доходов от выпуска ЭД в высококачественные краткосрочные ликвидные ценные бумаги, хотя эмитенты могут также подвергнуться сильному соблазну двигаться и в противоположном направлении к увеличению отдачи с активов путем вложения средств в более рискованные авуары. В числе других мер, которые могут принять поставщики, следует назвать установление строго внутреннего контроля для предотвращения возможности мошенничества сотрудников, введение правил управления институциональными рисками применительно к новым продуктам в дополнение к разработке строгих мер защиты от несанкционированного доступа и процедур защиты от посягательств извне в форме мошенничества и подделок. При внедрении программы использования «электронных денег» должны быть разработаны механизмы по управлению рисками (как это обычно делается в существующих платежных системах в розничной сети), чтобы оградить эмитентов от расчетных и операционных рисков.

С точки зрения российского законодательства (в отличие от различных европейских стран) существуют сомнения по поводу того, что аккумулируемые в кошельках «электронные деньги» могут рассматриваться в качестве депозитов. В любом случае нет специальных ограничений на прием депозитов институтами, которые не выдают кредиты. В связи с этим сложившаяся в настоящее время ситуация означает, что не существует юридической базы для контроля за электронными деньгами и не существует государственной организации, которой разрешено действовать в этой сфере. Таким образом, налицо потребность создания адекватной юридической базы в целях установления контроля за электронными деньгами со стороны какого-либо института.

Наиболее подходящим для выполнения этой функции институтом является Банк РоссииБанк России, как с точки зрения сферы его обязанностей (платежная система), так и с точки зрения способности осуществлять надзор за того вида проектами (с помощью существующих механизмов контроля и информации, получаемой от Ревизионного департамента, Департамента денежного регулирования и Департамента валютного контроля).

Предложения по вопросу создания предполагаемого Электронные деньги: Механизм контролямеханизма контроля сводятся к следующему:

  • Необходимо обеспечить в структуре Банка России создание как можно более гибкого механизма по контролю оборота «электронных денег» и надзора за деятельностью эмитентов и распространителей «электронных денег», который бы приспосабливался к меняющимся условиям их выпуска и обращения.

  • Методика контроля за эмиссией и обращением «электронных денег» со стороны Банка России должна формироваться индивидуально для каждого конкретного проекта реализации систем «электронных денег» на основании запроса кредитных организаций.

  • При наличии определенных ограничений должны быть выработаны условия выдачи разрешений небанковским институтам выступать в роли эмитентов.

  • В течение определенного времени нормативными документами необходимо запретить кредитным организациям реализацию проектов в области «электронных денег», основанных только на программном обеспечении.

  • На начальной стадии максимальные суммы денег в Электронные кошельки«электронных кошельках» должны ограничиваться небольшими объемами.

Механизм контроля должен включать в себя следующие составные элементы:

  • Не запрещать развитие систем «электронных денег»;

  • Утвердить принципы и порядок обязательного лицензирования Банком России институтов, занимающихся выпуском «электронных денег»;

  • Разработать и утвердить допустимые схемы финансовых потоков между участниками расчетов;

  • Разработать и утвердить порядок мониторинга Банком России оборота «электронных денег» в рамках опытных проектов, осуществляемых кредитными организациями-резидентами;

  • Разработать и утвердить правила регулирования в отношении эмитентов, коэффициентов денежной ликвидности и защиты потребителей;

  • Разработать и утвердить формы периодической отчетности по эмиссии и обороту «электронных денег»;

  • Разработать и утвердить порядок инспектирования организаций эмитентов «электронных денег».

Классификация пластиковых карт приведена на рис. 2Рисунок 2. Схема классификации пластиковых карт.

© Центр дистанционного образования МГУП