Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»

Учебное пособие


Злобина Л.А.
Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Основные принципы построения банковской системы РФ

2.

Пассивные операции коммерческих банков

3.

Осуществление банковского надзора

4.

Санация кредитных организаций

5.

Договор банковского счета как основание для проведения безналичных расчетов

6.

Формы безналичных расчетов

6.1.

Расчеты платежными поручениями

6.2.

Расчеты по аккредитиву

6.3.

Расчеты по инкассо

6.4.

Расчеты чеками

6.5.

Вексельная форма расчетов

7.

Перспективные формы расчетов

8.

Кредитные операции банков

8.1.

Сущность и принципы кредитной деятельности банков

8.2.

Кредитный договор

8.3.

Права и обязанности заемщика

8.4.

Формы и виды обеспечения кредитных обязательств

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Указатели
475  предметный указатель
4  указатель иллюстраций

Приложение 2

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

От 13 ноября 1997 года № 18-У

О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом банка России
от 08.09.97 № 513

В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Банк России направляет для руководства и использования в практической работе новую редакцию Методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации.

В связи с направлением новой редакции Методических рекомендаций отменяется письмо Банка России от 08.09.97 № 513.

Председатель
Центрального Банка
Российской Федерации
С.К.Дубинин

Методические рекомендации

О порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации), которые разрабатываются в соответствии с требованиями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 «О планах санации кредитных организаций» и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 «О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями», от 28.05.97 № 457 «О критериях определения финансового состояния банков», рекомендуется оценивать Главным управлением (Национальным Банком) Банка России (далее - учреждения Банка России) в следующем порядке.

  1. Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.

  2. Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.

    В этих целях показателя баланса кредитной организации группируются по форме согласно Приложению 1 «Показатели деятельности кредитной организации на рассматриваемую дату» с отражением результатов оценки активов и пассивов.

  3. Для определения недостатка собственных средств (капитала) рассчитывается прежде всего сумма, необходимая для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (неначисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

    Примечание. Неучтенные штрафы, пени и неустойки могут определяться, в частности, по данным баланса кредитной организации и картотеки к внебалансовому счету 90904.

  4. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации в порядке согласно Приложения 2 «Оценка стоимости активов кредитной организации».

    Если в результате оценки будет установлено, что стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли кредитной организации уменьшается и наоборот, если стоимость актива больше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли увеличиваются (на сумму разности между балансовой и расчетной стоимостью актива).

  5. В случае, если будет установлено, что у кредитной организации имеются неучтенные в балансе обязательства, а также внебалансовые обязательства, по которым наступил момент платежа, но он не был осуществлен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации, то в расчетном балансе сумма обязательств кредитной организации увеличивается на сумму указанных неучтенных и внебалансовых обязательств. При этом прибыль в расчетном балансе должна быть уменьшена на ту же сумму.

  6. Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала), имеющейся у кредитной организации согласно расчетному балансу.

    Примечание. Расчет недостатка капитала указан в разделе 1 примера, приведенного в Приложении 3.

  7. Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует на основе показателей расчетного баланса оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.

    Примечание. Под указанными обязательствами в целях настоящих Рекомендаций принимается значение символа Овт, используемого при расчете экономического норматива Н2 согласно Инструкции Банка России от 30.01.96 № 1. К этому значению прибавляется сумма недовзноса депонируемых в Банке России обязательных резервов и сумма обязательств, не учтенных в балансе, и внебалансовых обязательств, момент обязательств по которым наступил (п. 3 настоящих Рекомендаций). В качестве ликвидных активов используются данные символа - Лат, который рассчитывается при определении экономического норматива Н2 (Инструкция Банка России от 30.01.96 № 1).

    Консультант Плюс: Примечание.

    Приказом ЦБ РФ от 01.10.97 № 02-430 с 1 января 1998 года вводится в действие новая редакция Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» в соответствии с которой экономический норматив Н2 - это норматив мгновенной ликвидности, а экономический норматив Н3 - норматив текущей ликвидности. Экономический норматив Н2 старой ликвидности Инструкции № 1 соответствует экономическому нормативу Н3 новой редакции этой Инструкции.

  8. При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению (плана санации) проверяется прежде всего соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить выполнение платежеспособности и ликвидности кредитной организации.

  9. При оценке мер, принимаемых учредителями (участниками), кредиторами и третьими лицами, выясняется, имеются ли у кредитной организации надлежащим образом оформленные договора и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц.

    Если планом санации предусмотрено внесение этими лицами денежных средств в уставный капитал или оказания финансовой помощи кредитной организации, то в обязательном порядке анализируется финансовое положение потенциальных инвесторов (санаторов), в частности, определяется наличие достаточной суммы чистых активов, а также достаточность остатков на расчетных, текущих, корреспондентских счетах потенциального инвестора, открытых в санируемой кредитной организации, в случае если эти средства планируется направить на увеличение уставного капитала.

    Примечание. Расчет суммы чистых активов для кредитных организаций осуществляется с учетом требований письма Банка России от 28.10.96 № 350 для прочих организаций - на основе Приказа Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 05.08.96 №№ 71, 149.

    В случае, если потенциальный инвестор в рамках плана санации принимает на себя обязательства не отзывать (в течение определенного времени) со своих счетов, открытых в данной кредитной организации, денежные средства и (или) разместить у нее в виде депозита определенную (не снижаемую) сумму денежных средств, то следует по его балансу выяснить имеются ли у него ликвидные средства и какова их динамика изменения. По результатам такого анализа определяется возможность инвестора вывести на определенный срок (например, на срок размещения депозита) из своего оборота эти денежные средства.

    Анализ финансового положения учредителей (участников), кредиторов и других потенциальных инвесторов (санаторов) целесообразно осуществлять за период не менее 2 лет.

  10. При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных расходов кредитной организацией выясняется, насколько они будут обеспечивать нормально ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

  11. При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется, в какой степени кредитная организаций имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции. В этих случаях следует учитывать способность кредитной организации восстановить осуществление своевременных расчетов через свои корреспондентские счета.

    В целях оценки эффективности активных операций необходимо проводить анализ их доходности в сравнении со средней доходностью подобного рода операций в данном регионе (экономическом районе) или стране в целом.

  12. При оценке реальности реализации активов кредитной организации прежде всего определяется возможность реализации данного актива вообще, а затем - возможность его реализации по планируемой цене и в установленные планом сроки.

  13. При оценке мероприятий по взысканию дебиторской заложенности следует учитывать: имеются ли судебные решения и вступили ли они в законную силу, какова вероятность исполнения судебных решений с учетом имущественного положения дебиторов.

  14. Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, т.е. покрыть недостаток капитала и ликвидных средств.

    В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, т.к. обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

    Все мероприятия по финансовому оздоровлению (включая меры по поддержанию функционирования) кредитной организации оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности кредитной организации на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации.

    При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов включая резервы под возможные потери стоимости активов. Обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.

  15. В случае, если анализ мероприятий, предусмотренных планом санации, свидетельствует о возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации, необходимо оценить возможность ее устойчивого развития на перспективу. При этом учитываются, в частности, следующие факторы:

    - конкурентоспособность кредитной организации с точки зрения квалификации ее персонала, объема и качества предполагаемых услуг, уровня банковских технологий и сервиса;

    - наличие устойчивых источников доходов;

    - перспективы выполнения пруденциальных норм деятельности;

    - наличие устойчивой клиентной базы;

    - заинтересованность собственников кредитной организации в ее развитии.

  16. В зависимости от результатов оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации учреждение Банка России должно сделать соответствующие выводы и принять решение либо о продолжении проведении санации данной кредитной организации, либо о применении к ней мер надзорного реагирования, вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у данной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

2. Определение реальности мероприятий по финансовому оздоровлению и оценка их влияния на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации.

Банк представил на рассмотрение план санации, основными мероприятиями которого являются:

(1) увеличение уставного капитала за счет взносов новых участников на сумму 29 млн. руб.;

(2) внесение кредиторами денежных средств в сумме 3 млн. руб. в уставной фонд со своих счетов, открытых в банке в соответствии с представленными соглашениями;

(3) взыскание безнадежной дебиторской задолженности (возврат выданных кредитов) в сумме 2 млн. руб.;

(4) отсрочка погашения обязательств в размере 14 млн. руб. на срок 12 месяцев в соответствии с мировыми соглашениями, заключенными с кредиторами банка, с уплатой 5% годовых;

(5) сокращение административно-хозяйственных расходов с доведением их до минимального уровня (80 тыс. руб. ежемесячно).

При этом банк планирует использовать свободные денежные средства следующим образом:

  • 70% средств будут размещены в безрисковые кредитные операции из расчета 35% годовых;

  • 30% средств будут размещены в Государственные ценные бумаги из расчета 28% годовых.

© Центр дистанционного образования МГУП