Московский государственный университет печати

Никольская Ю.П.
Мерзликина Е.М.


         

Аудит. Часть 1

Учебное пособие


Никольская Ю.П.
Аудит. Часть 1
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Глава 1. История становления и развития аудита

1.1.

Контроль и аудит в древности и средневековье

1.2.

Развитие аудита в Великобритании

1.3.

Развитие аудита в США

1.4.

Развитие аудита в Германии

1.5.

Аудит во Франции и Италии

1.6.

Современные теории аудита

1.7.

История становления аудита в России

2.

Глава 2. Современный аудит в России

2.1.

Этапы развития аудита в России

2.1.1.

Начальный этап в развитии аудита

2.1.2.

Второй этап в развитии аудита

2.1.3.

Третий этап в развитии аудита

2.1.4.

Некоторые особенности регулирования аудиторской деятельности в России

2.2.

Сущность аудита

2.3.

Виды аудита

2.4.

Внутренний аудит

2.5.

Лицензирование аудиторской деятельности

2.6.

Стандарты аудита

2.7.

Сопутствующие аудиту услуги

2.8.

Статистическая отчетность аудиторских организаций

3.

Глава 3. Начальные этапы проведения аудита

3.1.

Нормативная модель аудита

3.2.

Подготовительный этап

3.3.

Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита

3.4.

Договор на оказание аудиторских услуг

3.4.1.

Нормы права

3.4.2.

Понятие возмездного оказания услуг

3.4.3.

Оплата услуг

3.4.4.

Обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора

3.4.5.

Применение норм, регулирующих договор подряда

3.4.6.

Права заказчика во время выполнения работы

3.4.7.

Конфиденциальность полученной сторонами информации

3.4.8.

Ответственность аудитора за ненадлежащее качество

3.4.9.

Приемка заказчиком работы, выполненной аудиторской организацией

3.4.10.

Пределы и условия использования результатов работ

3.4.11.

Содержание договора

3.5.

Оценка стоимости аудиторских услуг

3.6.

Отдельные вопросы ответственности аудиторов

4.

Глава 4. Выборочный аудит

4.1.

Основные положения российского стандарта аудиторской деятельности «Аудиторская выборка»

4.2.

Характеристика методов отбора элементов из генеральной совокупности

4.3.

Этапы выборочного исследования

Приложения

Список рекомендуемой литературы

Указатели
56  именной указатель
334  предметный указатель

Приложения

Приложение 1 (перейти)

Приложение 2 (перейти)

Приложение 1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

31 марта 1998 г.     № 53

     В соответствии с Поставлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» приказываю:

     1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации.

     2. Признать утратившими силу:

     Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 апреля 1995 г. № 261 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности»;

     Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 февраля 1997 г. № 49 «О частичном дополнении Приказа Минфина России от 11.04.95 № 261 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности».

Министр финансов Российской Федерации

М.М.ЗАДОРНОВ
31 марта 1998 г. № 53

УТВЕРЖДЕНА

Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 31 марта 1998 года № 53

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

     1. Департамент государственного финансового контроля и аудита является подразделением Министерства финансов Российской Федерации, обеспечивающим совместно с аппаратами главных контролеров-ревизоров по субъектам Российской Федерации осуществление в пределах своей компетенции возложенных на Министерство финансов Российской Федерации функций государственного финансового контроля, а также организацию процесса развития аудиторской деятельности в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

     2. Департамент государственного финансового контроля и аудита осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами и управлениями Министерства финансов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

     3. Департамент государственного финансового контроля и аудита в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

     4. Основными задачами Департамента государственного финансового контроля и аудита являются:

а) осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
б) обеспечение методологического руководства в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

     5. Департамент государственного финансового контроля и аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

а) осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

б) осуществляет в установленном порядке контроль за рациональным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

в) участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

г) проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

д) организует и проводит самостоятельно и с привлечением аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам Российской Федерации документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

е) организует и проводит самостоятельно и с привлечением аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам Российской Федерации ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

ж) осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам Российской Федерации и контроль за организацией этой деятельности;

з) участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в Российской Федерации;

и) обеспечивает работу Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Министерства финансов Российской Федерации (далее по тексту - ЦАЛАК) в области организации аудиторской деятельности и методологического руководства в соответствии с действующим законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе), а также принимает меры по обеспечению выполнения решений ЦАЛАК;

к) обеспечивает взаимодействие с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции департамента;

л) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе);

м) организует финансирование аттестационно-лицензионной работы и методологического обеспечения аудиторской деятельности в части бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов, аудита страховщиков и общего аудита;

н) в установленном порядке готовит для заключения договоры ЦАЛАК с учебно-методическими центрами по аттестации аудиторов о проведении на базе указанных центров квалификационных экзаменов, обеспечивает перечисление необходимых средств на их проведение и на другие организационные мероприятия, а также осуществляет контроль за исполнением указанных договоров и за деятельностью учебно-методических центров по аттестации аудиторов в части надлежащего проведения квалификационных экзаменов, повышения квалификации аудиторов и использования выделяемых для этого средств;

о) организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);

п) ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов и лицензий на осуществление аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе);

р) разрабатывает и участвует в разработке другими департаментами и управлениями министерства проектов правовых нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции департамента;

с) обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции департамента, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию этого законодательства;

т) осуществляет в установленном министерством порядке связи и взаимодействие с международными и иностранными организациями финансового контроля и аудита;

у) соблюдает режим секретности проводимых в департаменте работ, в том числе при обработке с использованием технических средств документов, составляющих государственную тайну.

    6. Департамент государственного финансового контроля и аудита имеет право:

а) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

б) запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, утвержденным бюджетам фондов и по их исполнению;

в) проверять в ревизуемых организациях денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличие денежных сумм и ценных бумаг, наличие и правильность расходования материальных ценностей, а также получать объяснения должностных лиц и необходимые справки по вопросам, возникающим при производстве ревизий и проверок;

г) получать от организаций справки и копии документов по операциям и расчетам с ревизуемыми организациями;

д) принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций необходимые меры к устранению выявленных нарушений, а также давать руководителям ревизуемых организаций обязательные для них указания об устранении вскрытых нарушений;

е) в случаях, когда производимыми ревизиями выявляются нарушения законов и других правовых нормативных документов, факты хищений денежных средств и материальных ценностей, злоупотреблений, ставить перед соответствующими руководителями вышестоящих организаций вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях, с передачей необходимых материалов следственным органам;

ж) вносить Министру финансов Российской Федерации предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и прекращении в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирования из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

з) привлекать в порядке, установленном законодательством, с согласия руководителей других департаментов (управлений) министерства, подведомственных учреждений, организаций и федеральных предприятий специалистов для подготовки материалов в соответствии с возложенными на департамент задачами;

и) получать отчеты о деятельности лицензированных аудиторов и аудиторских фирм;

к) участвовать в работе международных организаций с целью развития сотрудничества в вопросах организации государственного финансового контроля и аудиторской деятельности;

л) обмениваться опытом работы, изучать стиль и методы деятельности иностранных аудиторских организаций за рубежом;

м) созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию департамента.

    7. Департамент государственного финансового контроля и аудита возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации.

    Руководитель осуществляет руководство деятельностью департамента на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач.

    Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должностью и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации. Распределение обязанностей между заместителями руководителя департамента производится руководителем департамента.

    Остальные работники департамента назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

    Круг служебных обязанностей работников департамента определяется должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

    8. Руководитель Департамента государственного финансового контроля и аудита:

организует работу департамента по надлежащему выполнению возложенных на него задач и функций, утверждает положения об отделах департамента и должностные инструкции работников департамента, распределяет обязанности между ними;

организует качественное выполнение в установленные сроки поручений Министра финансов Российской Федерации и его заместителей, а также обеспечивает участие в подготовке другими структурными подразделениями министерства документов и материалов по вопросам, входящим в компетенцию департамента;

совместно с Департаментом кадров и учебных заведений подготавливает и представляет в установленном порядке Министру финансов Российской Федерации предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в департаменте, о назначении на должность и об освобождении от должности работников департамента и руководителей аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам Российской Федерации о их поощрении и применении к ним дисциплинарных взысканий;

представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о кандидатурах для включения в состав ЦАЛАК;

совместно с Департаментом кадров и учебных заведений представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о структуре и штатном расписании департамента в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации, стиля и методов работы департамента, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации его работников и внедрению научной организации труда в практику работы департамента;

обеспечивает рассмотрение в департаменте писем, заявлений и жалоб граждан, принимает меры к своевременному и правильному разрешению поступающих просьб, предложений и заявлений граждан;

обеспечивает оперативное и правильное ведение делопроизводства в департаменте в соответствии с Инструкцией по общему делопроизводству в центральном аппарате Министерства финансов Российской Федерации;

участвует в установленном порядке в заседаниях коллегии министерства, а также в совещаниях, проводимых Министром финансов Российской Федерации и его заместителями.

9. Документы, направляемые от имени Департамента государственного финансового контроля и аудита по вопросам, входящим в компетенцию департамента, подписываются руководителем департамента или его заместителями.

Приложение 2

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации

 

ЛИЦЕНЗИЯ

на осуществление аудиторской деятельности

№______

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ года  №_ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(фамилия, имя, отчество аудитора, наименование аудиторской организации в дат. падеже)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(место жительства аудитора, место нахождения аудиторской организации)

разрешается осуществление аудиторской деятельности в области _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(наименование вида аудиторской деятельности)

на срок _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ года с указанной даты принятия решения о выдаче настоящей лицензии.

Внесена в реестр лицензий_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ года

Министр финансов Российской Федерации

(подпись)

Дата выдачи__________Печать

© Центр дистанционного образования МГУП