Московский государственный университет печати

Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.


         

Экономика и организация издательского дела

Краткий курс


Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.
Экономика и организация издательского дела
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Введение

•  

1. Издательская деятельность в Российской Федерации

•  

1.1. Книгоиздательская отрасль

•  

1.1.1. Федеральное ведомство

•  

1.1.2. Издательства

•  

1.1.3. Полиграфические предприятия

•  

1.1.4. Предприятия книжной торговли

•  

1.2. Нормативно-правовая база издательской деятельности

•  

1.2.1. Законы и подзаконные акты

•  

1.2.2. Стандарты в издательском деле

•  

1.3. Библиография и статистика книгоиздания

•  

1.3.1. Библиография

•  

1.3.2. Статистика

•  

1.3.3. Информационное и научное обеспечение книжного дела

•  

2. Организация работы издательства

•  

2.1. Структура издательства

•  

2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

•  

2.1.2. Основные специалисты издательства

•  

2.1.3. Обслуживающие службы

•  

2.2. Обязанности и права издательства

•  

2.2.1. Общие обязанности издательства

•  

2.2.2. Обязательные экземпляры изданий

•  

2.2.3. Выходные сведения

•  

2.2.4. Права издательства

•  

3. Редакционно-издательский процесс

•  

3.1. Сущность и содержание редакционно-издательского процесса

•  

3.1.1. Стадии редакционно-издательского процесса

•  

3.1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса

•  

3.2. Договор с автором

•  

3.2.1. Подбор автора или авторского коллектива

•  

3.2.2. План-проспект издания

•  

3.2.3. Рецензирование

•  

3.2.4. Заключение договора с автором

•  

3.3. Авторский оригинал

•  

3.3.1. Прием издательством произведения автора

•  

3.3.2. Одобрение авторского оригинала

•  

3.4. Редактирование

•  

3.4.1. Работа редактора с текстом

•  

3.4.2. Работа редактора с иллюстративным материалом

•  

3.5. Художественное оформление издания

•  

3.5.1. Художественная структура книги

•  

3.5.2. Дизайн текста

•  

3.5.3. Подготовка иллюстраций

•  

3.5.4. Подготовка обложки

•  

3.5.5. Издательский оригинал

•  

3.5.6. Корректура

•  

4. Работа издательства с автором

•  

4.1. Основные положения авторского договора

•  

4.1.1. Закон 'Об авторском праве и смежных правах'

•  

4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

•  

4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.1.4. Субъективные авторские права

•  

4.2. Авторский договор

•  

4.2.1. Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

•  

4.2.2. Содержание авторского договора

•  

4.2.3. Нарушение авторского договора

•  

4.3. Издательский портфель

•  

4.3.1. Планирование в издательстве

•  

4.3.2. Издательские портфели

•  

5. Издательская себестоимость

•  

5.1. Прибыль и себестоимость

•  

5.1.1. Прибыль

•  

5.1.2. Себестоимость

•  

5.2. Структура себестоимости издательской продукции

•  

5.2.1. Состав себестоимости издательской продукции

•  

5.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукции

•  

5.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции

•  

5.3.1. Объем и оформление издания

•  

5.3.2. Тираж издания

•  

5.3.3. Маржинальный доход

•  

6. Бумага и переплетные материалы

•  

6.1. Бумага

•  

6.2. Переплетные материалы

•  

7. Печать

•  

7.1. Выбор способа печати

•  

7.2. Виды печати

•  

7.2.1. Высокая печать

•  

7.2.2. Офсетная печать

•  

7.2.3. Глубокая печать

•  

7.3. Контроль качества печати

•  

7.3.1. Требования к качеству полиграфического исполнения

•  

7.3.2. Типовые примеры нарушения качества

•  

7.4. Переплетно-брошюровочные процессы

•  

7.4.1. Издания в обложке

•  

7.4.2. Издания в переплетной крышке

•  

8. Издательский маркетинг

•  

8.1. Маркетинговая деятельность издательства

•  

8.1.1. Цели маркетинговой деятельности издательства

•  

8.1.2. Редактор и маркетинг

•  

8.3. Планирование маркетинга

•  

8.3.1. Разработка плана маркетинга

•  

8.3.2. Бюджет маркетинга

•  

8.4. Изучение спроса на рынке

•  

8.4.1. Сегментирование рынка

•  

8.4.2. Выбор целевых сегментов рынка

•  

8.4.3. Позиционирование книги на рынке

•  

9. Продвижение книг на рынок

•  

9.1. Типовые решения по распространению книг

•  

9.1.1. Возможные схемы прохождения книг от издателя к конечному потребителю

•  

9.1.2. Методы реализации книжной продукции

•  

9.2. Прямой маркетинг

•  

9.2.1. Работа с покупателем напрямую

•  

9.2.2. Книги - почтой

•  

9.2.3. Продажи с помощью средств телекоммуникации

•  

10. Ценообразование

•  

10.1. Отпускная цена издательства

•  

10.1.1. Процесс ценообразования в издательстве

•  

10.1.2. Методы учета затрат

•  

10.1.3. Отпускная цена

•  

10.2. Определение уровня розничных цен

•  

10.2.1. Процесс ценообразования в книготорговом звене

•  

10.2.2. Розничная цена

•  

11. Реклама в издательстве. Информационное обеспечение книжного рынка

•  

11.1. Роль рекламы в издательской деятельности

•  

11.1.1. Формы рекламы книги

•  

11.1.2. Типы рекламных материалов

•  

Темы контрольных работ по курсу 'Экономика и организация издательского дела'

•  

Приложение 1. Пример расчета себестоимости, прибыли и отпускной цены книжного издания

•  

1. Расчет себестоимости, определение номинала, отпускной цены и рентабельности издания

•  

1.1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления

•  

1.2. Расчет объема издания

•  

1.3. Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

1.4. Определение прибыли и отпускной цены

•  

2. Анализ оформления и затрат на издание

•  

Приложение 2. Структура себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Косвенные (накладные) расходы

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

•  

Пример расчета себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

Указатели
237  предметный указатель

4. Работа издательства с автором

4.1. Основные положения авторского договора

4.1.1. Закон 'Об авторском праве и смежных правах'

До 3 августа 1992 года на территории России действовали типовые Издательский договор типовойиздательские договоры, утвержденные приказом Председателя Госкомиздата СССР 24 февраля 1975 года. Договоры были универсальными, т.к. регулировали вопросы издания любых произведений. Они имели силу подзаконных актов.

С введением в действие с 3 августа 1992 года Основ гражданского законодательства СССР и республик (раздел IV «Авторское право»), а затем через год - нового Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», положение коренным образом изменилось. Теперь участники издательского договора стали практически свободны в выборе условий договора, в том числе в определении размера вознаграждения за издание произведений.

В настоящее время в соответствии со статьей 31 Закона для признания сделки на передачу авторских прав необходимо отразить наличие только двух существенных условий, указать:

  • какие права передаются издателю: исключительные либо неисключительные на воспроизведение (издание) и распространение экземпляров произведения путем продажи или иным образом;

  • размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения.

При этом размер вознаграждения может быть определен либо в виде роялти - процента от дохода, полученного издателем от реализации книг (если тираж издаваемого произведения в договоре не определен), либо в виде фиксированной суммы платежа, в том случае, если тираж в договоре определен.

В то же время, если в издательском договоре указан пункт о том, что за издание книги неограниченным тиражом издатель выплачивает автору фиксированную сумму, то такое условие в судебном порядке может быть признано недействительным. А признание судом недействительным одного из существенных условий издательского договора может аннулировать сделку в целом.

4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в некой объективной форме, которая может быть воспринята третьими лицами, произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от того, кому предназначены плоды этого труда, независимо от способа выражения содержания творческой деятельности, от уровня и достоинств произведения, наконец, независимо от того, было это произведение обнародовано или нет.

Особой категорией произведений, охраняемых авторским правом, являются составные произведения, которые включают произведения других авторов.

Произведение охраняется с того момента, как оно было создано.

К числу неохраняемых произведений, то есть, тех, на которые не распространяется действие закона об авторском праве в Российской Федерации, относятся:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты, законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

  • государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные символы и знаки);

  • произведения народного творчества;

  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;

  • некоторые произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом (имеются в виду произведения, опубликованные за рубежом до 27 мая 1973 года, времени вступления СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве);

  • произведения, срок охраны которых в соответствии с действующим законодательством истек.

4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

Авторское правоАвторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, но уже существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);

  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фотокадр и т. д.);

  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Авторское правоАвторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, то есть на те части произведения, которые сами являются оригинальными.

В соответствии с законом, Объекты авторского праваобъектами авторского права являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

  • хореографические произведения и пантомимы;

  • музыкальные произведения с текстом или без текста;

  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

  • другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Субъекты авторского праваСубъектом авторского права является Авторавтор. Если же произведение создано совместным трудом нескольких человек, то они являются соавторами. В этом случае авторское право принадлежит им совместно на произведение в целом.

Взаимоотношения между соавторами определяются, как правило, соглашением между ними.

Авторское правоАвторское право относит к субъектам и носителям производных прав, каковыми являются наследники и правопреемники автора. Субъектами авторского права являются и лицензиаты, то есть лица, получившие лицензию на право использования произведения в определенных пределах.

Особо закон оговаривает авторское право на служебные произведения, то есть на произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В этом случае оно принадлежит автору служебного произведения. Однако исключительные права на использование такого произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если договор между ними не предусматривает иное.

4.1.4. Субъективные авторские права

Авторские права закон делит на неимущественные и имущественные. В отношении произведения, которое он создал, автору принадлежат следующие Авторское право: Права неимущественныенеимущественные права:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);

    право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Авторское право: Права имущественныеИмущественным правом автора является право на использование произведения, включающее права:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

  • публично показывать произведение (право на публичный показ);

  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

  • переводить произведение (право на перевод);

  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Если автор разрешил использовать свое произведение другому физическому или юридическому лицу, он имеет право на получение от него авторского вознаграждения за разрешение на использование и за само использование произведения. В этом случае это есть реализация его имущественных прав.

Главное же содержание авторского права заключается в том, что Авторское право: Права исключительныеисключительные права на произведение, как имущественные на его использование, так и неимущественные, принадлежат автору.

4.2. Авторский договор

4.2.1. Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

Авторский договорАвторским договором называется соглашение между Авторавтором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Договор может предусматривать передачу Авторское право: Права имущественныеимущественных прав полностью или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Авторское право Авторское право предусматривает два основных типа Авторский договор: Типыавторского договора:

  • авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;

  • авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Авторский договорАвторский договор заключается в письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.

В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора.

Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора - авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

4.2.2. Содержание авторского договора

В соответствии с законом, Авторский договоравторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения:

  • способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

  • срок и территорию, на которые передается право;

  • размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки.

Вознаграждение автору определяется в авторском договоре.

Согласно пункту 7 статьи 31 Закона об авторском праве, условия авторского договора, противоречащие Закону, являются недействительными.

4.2.3. Нарушение авторского договора

В соответствии со статьей 34 Закона об авторском праве любые нарушения обязательств, зафиксированных в авторском договоре, влекут за собой ответственность. Кроме того, ответственность за нарушение обязательств предусмотрена и в главе 25 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушения положений авторского договора может быть как со стороны издательства, так и со стороны автора.

Среди возможных нарушений авторского договора со стороны издательства отметим следующие:

  • невыпуск произведения в свет;

  • просрочка в выплате авторского гонорара;

  • искажение произведения.

Возможны и иные нарушения. Если они не могут быть отрегулированы сторонами в ходе переговоров, решение по ним принимаются в ходе судебного разбирательства.

Нарушения со стороны автора могут быть следующими:

  • непредставление произведения издательству;

  • передача автором права на произведение третьим лицам.

Иски по поводу нарушения авторских прав рассматриваются в арбитражных судах.

4.3. Издательский портфель

4.3.1. Планирование в издательстве

Объектами Издательское планированиеиздательского планирования являются Изданиеиздания, находящиеся на разных стадиях подготовки и выпуска, а также материальные и финансовые ресурсы. Первостепенное значение при планировании работы издательства имеет план выпуска.

План выпускаПлан выпуска - это перечень изданий, намеченных издательством к выпуску в течение определенного времени с основными характеристиками каждого издания, указанием способа печати, намечаемого срока выпуска, типографии, в которой размещен заказ, состояния издания на момент составления плана.

Для организации своевременной подготовки изданий к редакционной работе формируется еще один план - План редакционной подготовкиплан редакционной подготовки.

Для целей планирования и учета издательской продукции разработана своя система измерительных величин, которую используют при определении количественных показателей выпуска, учете движения материальных и финансовых ресурсов, при формировании себестоимости и отпускной цены, определении потребности в бумаге и переплетных материалах, расчетах с полиграфическими предприятиями, а также для целей статистики.

Издательская деятельность характеризуется такими показателями, как ассортимент выпуска, объем выпуска, тираж и листаж изданий.

Ассортимент издательской продукцииАссортимент издательской продукции - это число изданий (названий), выпущенных одним издательством, группой издательств или всеми издательствами страны за какой-то период. При этом каждый том многотомного издания считается отдельным изданием. В свою очередь, под изданием понимается произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Издания делятся на новые и повторные. Издание новоеНовым для каждого издательства считается издание, которое либо выпускается им впервые, либо, если ранее оно им издавалось, выпускается в новой редакции или в новом оформлении. Издание повторное (переиздание)Повторным изданием (переизданием) считается выпуск издания, которое уже выпускалось данным издательством. Оно может быть дополненным, исправленным, пересмотренным, расширенным, стереотипным.

Под Экземплярэкземпляром понимается каждая отдельная единица тиража издания.

ТиражТираж - общее число экземпляров издания, а общий тираж для данного издательства - сумма тиражей изданий, выпущенных издательством за определенный период.

Единицами измерения объема изданий являются авторский лист, учетно-издательский лист, печатный лист.

Авторский листАвторский лист. Это единица измерения объема авторского оригинала.

Авторский лист равен 40000 печатных знаков прозаического текста (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), 700 строкам стихотворного произведения или 3000 см кв. площади изобразительного материала.

Технология подсчета объема произведения приводится в «Инструкции по исчислению объема литературного произведения в авторских листах» (см.: Нормативные материалы по издательскому делу: Справочник. - М., 1987. - С. 96-100.).

Учетно-издательский листУчетно-издательский (издательский) лист. Это единица измерения объема всего напечатанного в книге материала, как созданного автором, так и не являющегося результатом авторского труда (колонцифры, оглавление или содержание с заголовками, полностью повторяющими заголовки внутри издания, издательская аннотация, выходные сведения, редакционное предисловие и др.). В цифровом выражении исчисляется так же как авторский лист.

Печатный листПечатный лист. Это единица измерения объема полиграфически оформленного издания. Различают физический и условный печатные листы.

Физический печатный лист равен половине бумажного листа стандартного формата.

Условный (приведенный) печатный лист - это печатный лист, приведенный к формату 60 ? 90 см, который служит учетной единицей. Для приведения к нему печатных листов другого формата используются коэффициенты перевода физических печатных листов в условные:

Формат бумаги, см  Площадь печатного листа, см кв.  Коэффициент перевода 
60 × 90  5 400  1,00 
60 × 84  5 040  5 040 ÷ 5 400 = 0,93 
70 × 90  6 300  6 300 ÷ 5 400 = 1,17 
75 × 90  6 750  6 750 ÷ 5 400 = 1,25 
70 × 100  7 000  7 000 ÷ 5 400 = 1,3 
84 × 108  9 072  9 072 ÷ 5 400 = 1,68 

Объем издания в условных печатных листах указывается в выпускных данных.

Представление о масштабах деятельности того или иного издательства дает такой показатель, как Общий листажобщий листаж выпущенной продукции, единицей измерения которого является Печатный лист-оттискпечатный лист-оттиск. Листаж определяется умножением объема издания в печатных листах на тираж.

По общему листажу в приведенных к формату 60х90 см печатных листах-оттисках издательство устанавливает количество бумаги, необходимое для выпуска изданий (исходя из средней массы 1 млн. листов-оттисков), а по числу печатных листов-оттисков имеет представление о загрузке типографий и рассчитывается с ними за изготовление тиражей.

Существуют показатели, которые помогают издателю ориентироваться в том, насколько экономично используется закупаемая им для изданий бумага. Известно, что число печатных знаков в печатном листе (его емкость) не является величиной постоянной. В зависимости от формата полосы набора, применяемого кегля шрифта, от некоторых других факторов, это число может быть различным. Поэтому используется такой показатель, как Коэффициент емкости условного печатного листакоэффициент емкости условного печатного листа - отношение объема издания в учетно-издательских листах к объему его в условных печатных листах. Чем выше этот коэффициент, тем вместительнее условный печатный лист.

При выборе формата для конкретного издания издатель может ориентироваться на Коэффициент использования площади бумагикоэффициент использования площади бумаги - отношение площади полосы к площади страницы до обрезки блока или книги в обложке, выраженное в процентах (см. ОСТ «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления»).

При планировании некоторых параметров издательской деятельности (например, издательской себестоимости) используются также средние количественные показатели (средний объем издания, средний тираж, средняя емкость, средний коэффициент емкости).

Использовать средние величины необходимо при анализе однородных групп изданий.

Издательское планирование необходимо для обеспечения требуемых сроков выпуска изданий.

4.3.2. Издательские портфели

Издательский портфельИздательский портфель - это произведения в незавершенном производстве, находящиеся на разной стадии Редакционно-издательская обработкаредакционно-издательской обработки.

По месту нахождения произведений в незавершенном производстве издательские портфели делятся на договорный, редакционный и производственный.

Издательский портфель договорныйДоговорный портфель. Сюда входят произведения, которые еще создаются авторами по авторскому договору заказа, а также находящиеся у авторов на доработке или уже представленные в издательство, но не одобренные Издательствоиздательством. Сюда же относят авторские оригиналы произведений, поступивших в издательство самотеком, т.е. не по заказу издательства, но которые могут быть приняты к изданию.

Издательский портфель редакционныйРедакционный портфель. Включает уже принятые к изданию, одобренные, но находящиеся на стадии редакционной обработки произведения.

Издательский портфель производственныйПроизводственный портфель. Состоит из произведений, находящихся на разных стадиях производственного процесса до сдачи тиража в книготорговую сеть или поступления его на склад издательства.

Размер каждого портфеля, выраженный в издательских листах, взятый на любой день подсчета, называется Портфельный запас (остаток портфеля)портфельным запасом или остатком портфеля.

Портфельный запас, обеспечивает нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг.

Портфельный запас, обеспечивающий нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг (нормативный портфельный запас) определяется путем умножения среднего объема однодневного выпуска в целом по издательству или по разделам выпускаемых книг (различающихся по трудоемкости и сложности подготовки) на нормативный срок нахождения книг в портфеле (устанавливается в издательстве на основе опыта работы).

Чтобы портфельные запасы обеспечивали стабильную работу издательства, необходимо постоянно восполнять портфельные запасы. Для этого существует План движения портфелейплан движения портфелей - план, по которому издательство определяет, каким должен быть объем пополнения каждого издательского портфеля.

Подробнее об этом можно узнать из книги Маркуса В.А. «Организация и экономика издательского дела» (М., 1983).

© Центр дистанционного образования МГУП