Московский государственный университет печати

Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.


         

Экономика и организация издательского дела

Краткий курс


Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.
Экономика и организация издательского дела
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Введение

•  

1. Издательская деятельность в Российской Федерации

•  

1.1. Книгоиздательская отрасль

•  

1.1.1. Федеральное ведомство

•  

1.1.2. Издательства

•  

1.1.3. Полиграфические предприятия

•  

1.1.4. Предприятия книжной торговли

•  

1.2. Нормативно-правовая база издательской деятельности

•  

1.2.1. Законы и подзаконные акты

•  

1.2.2. Стандарты в издательском деле

•  

1.3. Библиография и статистика книгоиздания

•  

1.3.1. Библиография

•  

1.3.2. Статистика

•  

1.3.3. Информационное и научное обеспечение книжного дела

•  

2. Организация работы издательства

•  

2.1. Структура издательства

•  

2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

•  

2.1.2. Основные специалисты издательства

•  

2.1.3. Обслуживающие службы

•  

2.2. Обязанности и права издательства

•  

2.2.1. Общие обязанности издательства

•  

2.2.2. Обязательные экземпляры изданий

•  

2.2.3. Выходные сведения

•  

2.2.4. Права издательства

•  

3. Редакционно-издательский процесс

•  

3.1. Сущность и содержание редакционно-издательского процесса

•  

3.1.1. Стадии редакционно-издательского процесса

•  

3.1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса

•  

3.2. Договор с автором

•  

3.2.1. Подбор автора или авторского коллектива

•  

3.2.2. План-проспект издания

•  

3.2.3. Рецензирование

•  

3.2.4. Заключение договора с автором

•  

3.3. Авторский оригинал

•  

3.3.1. Прием издательством произведения автора

•  

3.3.2. Одобрение авторского оригинала

•  

3.4. Редактирование

•  

3.4.1. Работа редактора с текстом

•  

3.4.2. Работа редактора с иллюстративным материалом

•  

3.5. Художественное оформление издания

•  

3.5.1. Художественная структура книги

•  

3.5.2. Дизайн текста

•  

3.5.3. Подготовка иллюстраций

•  

3.5.4. Подготовка обложки

•  

3.5.5. Издательский оригинал

•  

3.5.6. Корректура

•  

4. Работа издательства с автором

•  

4.1. Основные положения авторского договора

•  

4.1.1. Закон 'Об авторском праве и смежных правах'

•  

4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

•  

4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.1.4. Субъективные авторские права

•  

4.2. Авторский договор

•  

4.2.1. Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

•  

4.2.2. Содержание авторского договора

•  

4.2.3. Нарушение авторского договора

•  

4.3. Издательский портфель

•  

4.3.1. Планирование в издательстве

•  

4.3.2. Издательские портфели

•  

5. Издательская себестоимость

•  

5.1. Прибыль и себестоимость

•  

5.1.1. Прибыль

•  

5.1.2. Себестоимость

•  

5.2. Структура себестоимости издательской продукции

•  

5.2.1. Состав себестоимости издательской продукции

•  

5.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукции

•  

5.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции

•  

5.3.1. Объем и оформление издания

•  

5.3.2. Тираж издания

•  

5.3.3. Маржинальный доход

•  

6. Бумага и переплетные материалы

•  

6.1. Бумага

•  

6.2. Переплетные материалы

•  

7. Печать

•  

7.1. Выбор способа печати

•  

7.2. Виды печати

•  

7.2.1. Высокая печать

•  

7.2.2. Офсетная печать

•  

7.2.3. Глубокая печать

•  

7.3. Контроль качества печати

•  

7.3.1. Требования к качеству полиграфического исполнения

•  

7.3.2. Типовые примеры нарушения качества

•  

7.4. Переплетно-брошюровочные процессы

•  

7.4.1. Издания в обложке

•  

7.4.2. Издания в переплетной крышке

•  

8. Издательский маркетинг

•  

8.1. Маркетинговая деятельность издательства

•  

8.1.1. Цели маркетинговой деятельности издательства

•  

8.1.2. Редактор и маркетинг

•  

8.3. Планирование маркетинга

•  

8.3.1. Разработка плана маркетинга

•  

8.3.2. Бюджет маркетинга

•  

8.4. Изучение спроса на рынке

•  

8.4.1. Сегментирование рынка

•  

8.4.2. Выбор целевых сегментов рынка

•  

8.4.3. Позиционирование книги на рынке

•  

9. Продвижение книг на рынок

•  

9.1. Типовые решения по распространению книг

•  

9.1.1. Возможные схемы прохождения книг от издателя к конечному потребителю

•  

9.1.2. Методы реализации книжной продукции

•  

9.2. Прямой маркетинг

•  

9.2.1. Работа с покупателем напрямую

•  

9.2.2. Книги - почтой

•  

9.2.3. Продажи с помощью средств телекоммуникации

•  

10. Ценообразование

•  

10.1. Отпускная цена издательства

•  

10.1.1. Процесс ценообразования в издательстве

•  

10.1.2. Методы учета затрат

•  

10.1.3. Отпускная цена

•  

10.2. Определение уровня розничных цен

•  

10.2.1. Процесс ценообразования в книготорговом звене

•  

10.2.2. Розничная цена

•  

11. Реклама в издательстве. Информационное обеспечение книжного рынка

•  

11.1. Роль рекламы в издательской деятельности

•  

11.1.1. Формы рекламы книги

•  

11.1.2. Типы рекламных материалов

•  

Темы контрольных работ по курсу 'Экономика и организация издательского дела'

•  

Приложение 1. Пример расчета себестоимости, прибыли и отпускной цены книжного издания

•  

1. Расчет себестоимости, определение номинала, отпускной цены и рентабельности издания

•  

1.1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления

•  

1.2. Расчет объема издания

•  

1.3. Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

1.4. Определение прибыли и отпускной цены

•  

2. Анализ оформления и затрат на издание

•  

Приложение 2. Структура себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Косвенные (накладные) расходы

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

•  

Пример расчета себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

Указатели
237  предметный указатель

6. Бумага и переплетные материалы

6.1. Бумага

Упрощенно бумагу для книг можно разделить на две категории: бумага без покрытия для текста и бумага с покрытием для печати однокрасочных и цветных изображений.

Бумага: характеристикиОдна из основных характеристик бумаги - масса одного квадратного метра. Значения этой характеристики для книгопечатания находятся в пределах 25-150 г/м2

Далее следует учитывать толщину бумаги или ее калибр. Для разных по типу изданий выбирается бумага своего калибра.

Оттенок бумаги - белизна - может быть ярко-белым, сероватым, кремовым и так далее.

Далее следует учитывать потребности печати. Сплошной текст и штриховые рисунки могут быть напечатаны на бумаге с шероховатой поверхностью, но полутоновые или цветные рисунки требуют гладкой бумаги с твердой поверхностью - суперкаландрированной или мелованной. Если используется бумага с покрытием, то необходимо решить, какое покрытие использовать: матовое или глянцевое.

Бумага глазированная (каландрированная)Каландрированная бумага, или глазированная бумага, - бумага высокой степени гладкости, достигнутой благодаря тому, что изготовленную на бумагоделательной машине бумагу пропускают через суперкаландр, состоящий из большого числа валов (полированных чугунных и бумажных набивных), выглаживающих бумажную поверхность.

Бумагу без покрытия можно разделить на следующие Бумага: категориикатегории:

  • механического помола;

  • книжная бумага (отбеленная бумага механического помола, бумага с частичным механическим помолом, бумага без древесной массы);

  • бумага для офсетной печати (с частичным механическим помолом, со специальной структурой, без древесной массы);

  • бумага для художественных изданий.

Бумага с покрытием имеет плотность покрытия не менее 3,7 г/м2 на каждую сторону. Основа, то есть бумага под покрытием может быть различной: от дешевой с механическим помолом до дорогой, не содержащей частиц древесины.

На практике основная проблема состоит в выборе между бумагой с матовым покрытием и бумагой с глянцевым покрытием.

Бумага: качествоКачество бумаги оценивается стандартными техническими показателями, характеризующими ее потребительские и печатно-технологические свойства.

Нормативы массы 1 м2 печатной бумаги изменяются от 50 до 240 г. в соответствии с ГОСТом 13199.

Толщина нормируется для бумаги с покрытием. Для остального ассортимента нормируется плотность. И толщина и плотность оцениваются по ГОСТу 27015.

Есть еще такие важные показатели, характеризующие качество бумаги, как гладкость, прочность бумаги на разрыв, прочность бумаги на излом, которые учитываются при выборе бумаги при использовании тех или иных полиграфических технологий.

Четыре фактора определяют выбор бумаги для книги: характер издания, категория читателя, технология полиграфического процесса, способ доставки потребителю.

Для определения количества бумаги на издание необходимы следующие исходные данные:

  • масса 1 м2 бумаги, на которой предполагается выпускать книгу;

  • формат книги;

  • объем книги в печатных листах;

  • тираж издания;

  • нормы отходов бумаги на технологические нужды полиграфического производства.

Нормы отходов бумаги можно найти в книге «Нормы отходов бумаги на технологические нужды производства» (М., 1987).

При выборе бумаги на обложку необходимо руководствоваться назначением обложечной бумаги по ГОСТу 20.283 «Бумага обложечная. Технические условия».

6.2. Переплетные материалы

Переплетные материалыВ соответствии с основным назначением переплетов - предохранять блоки от повреждения - все покровные материалы должны обладать механической прочностью на разрыв, надрыв, истирание, выдерживать многократные изгибы.

Переплетные материалы на тканевой основеМатериалы на тканевой основе: на основе хлопчатобумажных, шелковых и штапельных тканей (например, коленкор - материал из окрашенной или неокрашенной хлопчатобумажной ткани, на поверхность которой нанесен грунт из крахмального клея, каолина (наполнителя) и пигмента).

Переплетные материалы на бумажной основеМатериалы на бумажной основе: бумвинил, ледерин и так далее.

Переплетный картонПереплетный картон. Картон бывает монолитным и состоящим из нескольких склеенных между собой слоев. Благодаря пористости он легко поддается тиснению.

Материалы для отделки переплетов: полиграфическая фольга, полимерные пленки для припрессовки.

Способы отделки переплетов: лакирование, припрессовка полимерной пленки, тиснение, печатание переплетными красками.

© Центр дистанционного образования МГУП