Московский государственный университет печати

Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.


         

Экономика и организация издательского дела

Краткий курс


Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.
Экономика и организация издательского дела
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Введение

•  

1. Издательская деятельность в Российской Федерации

•  

1.1. Книгоиздательская отрасль

•  

1.1.1. Федеральное ведомство

•  

1.1.2. Издательства

•  

1.1.3. Полиграфические предприятия

•  

1.1.4. Предприятия книжной торговли

•  

1.2. Нормативно-правовая база издательской деятельности

•  

1.2.1. Законы и подзаконные акты

•  

1.2.2. Стандарты в издательском деле

•  

1.3. Библиография и статистика книгоиздания

•  

1.3.1. Библиография

•  

1.3.2. Статистика

•  

1.3.3. Информационное и научное обеспечение книжного дела

•  

2. Организация работы издательства

•  

2.1. Структура издательства

•  

2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

•  

2.1.2. Основные специалисты издательства

•  

2.1.3. Обслуживающие службы

•  

2.2. Обязанности и права издательства

•  

2.2.1. Общие обязанности издательства

•  

2.2.2. Обязательные экземпляры изданий

•  

2.2.3. Выходные сведения

•  

2.2.4. Права издательства

•  

3. Редакционно-издательский процесс

•  

3.1. Сущность и содержание редакционно-издательского процесса

•  

3.1.1. Стадии редакционно-издательского процесса

•  

3.1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса

•  

3.2. Договор с автором

•  

3.2.1. Подбор автора или авторского коллектива

•  

3.2.2. План-проспект издания

•  

3.2.3. Рецензирование

•  

3.2.4. Заключение договора с автором

•  

3.3. Авторский оригинал

•  

3.3.1. Прием издательством произведения автора

•  

3.3.2. Одобрение авторского оригинала

•  

3.4. Редактирование

•  

3.4.1. Работа редактора с текстом

•  

3.4.2. Работа редактора с иллюстративным материалом

•  

3.5. Художественное оформление издания

•  

3.5.1. Художественная структура книги

•  

3.5.2. Дизайн текста

•  

3.5.3. Подготовка иллюстраций

•  

3.5.4. Подготовка обложки

•  

3.5.5. Издательский оригинал

•  

3.5.6. Корректура

•  

4. Работа издательства с автором

•  

4.1. Основные положения авторского договора

•  

4.1.1. Закон 'Об авторском праве и смежных правах'

•  

4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

•  

4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.1.4. Субъективные авторские права

•  

4.2. Авторский договор

•  

4.2.1. Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

•  

4.2.2. Содержание авторского договора

•  

4.2.3. Нарушение авторского договора

•  

4.3. Издательский портфель

•  

4.3.1. Планирование в издательстве

•  

4.3.2. Издательские портфели

•  

5. Издательская себестоимость

•  

5.1. Прибыль и себестоимость

•  

5.1.1. Прибыль

•  

5.1.2. Себестоимость

•  

5.2. Структура себестоимости издательской продукции

•  

5.2.1. Состав себестоимости издательской продукции

•  

5.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукции

•  

5.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции

•  

5.3.1. Объем и оформление издания

•  

5.3.2. Тираж издания

•  

5.3.3. Маржинальный доход

•  

6. Бумага и переплетные материалы

•  

6.1. Бумага

•  

6.2. Переплетные материалы

•  

7. Печать

•  

7.1. Выбор способа печати

•  

7.2. Виды печати

•  

7.2.1. Высокая печать

•  

7.2.2. Офсетная печать

•  

7.2.3. Глубокая печать

•  

7.3. Контроль качества печати

•  

7.3.1. Требования к качеству полиграфического исполнения

•  

7.3.2. Типовые примеры нарушения качества

•  

7.4. Переплетно-брошюровочные процессы

•  

7.4.1. Издания в обложке

•  

7.4.2. Издания в переплетной крышке

•  

8. Издательский маркетинг

•  

8.1. Маркетинговая деятельность издательства

•  

8.1.1. Цели маркетинговой деятельности издательства

•  

8.1.2. Редактор и маркетинг

•  

8.3. Планирование маркетинга

•  

8.3.1. Разработка плана маркетинга

•  

8.3.2. Бюджет маркетинга

•  

8.4. Изучение спроса на рынке

•  

8.4.1. Сегментирование рынка

•  

8.4.2. Выбор целевых сегментов рынка

•  

8.4.3. Позиционирование книги на рынке

•  

9. Продвижение книг на рынок

•  

9.1. Типовые решения по распространению книг

•  

9.1.1. Возможные схемы прохождения книг от издателя к конечному потребителю

•  

9.1.2. Методы реализации книжной продукции

•  

9.2. Прямой маркетинг

•  

9.2.1. Работа с покупателем напрямую

•  

9.2.2. Книги - почтой

•  

9.2.3. Продажи с помощью средств телекоммуникации

•  

10. Ценообразование

•  

10.1. Отпускная цена издательства

•  

10.1.1. Процесс ценообразования в издательстве

•  

10.1.2. Методы учета затрат

•  

10.1.3. Отпускная цена

•  

10.2. Определение уровня розничных цен

•  

10.2.1. Процесс ценообразования в книготорговом звене

•  

10.2.2. Розничная цена

•  

11. Реклама в издательстве. Информационное обеспечение книжного рынка

•  

11.1. Роль рекламы в издательской деятельности

•  

11.1.1. Формы рекламы книги

•  

11.1.2. Типы рекламных материалов

•  

Темы контрольных работ по курсу 'Экономика и организация издательского дела'

•  

Приложение 1. Пример расчета себестоимости, прибыли и отпускной цены книжного издания

•  

1. Расчет себестоимости, определение номинала, отпускной цены и рентабельности издания

•  

1.1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления

•  

1.2. Расчет объема издания

•  

1.3. Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

1.4. Определение прибыли и отпускной цены

•  

2. Анализ оформления и затрат на издание

•  

Приложение 2. Структура себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Косвенные (накладные) расходы

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

•  

Пример расчета себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

Указатели
237  предметный указатель

7. Печать

7.1. Выбор способа печати

При всем многообразии выпускаемой издательствами печатной продукции Печать: способыспособов печати, которые активно используются в книгоиздании, не так много. Для большей части изданий листовая или рулонная офсетная печать является едва ли не единственно возможной.

Для печати небольших тиражей можно использовать электростатическую печать, которая предусматривает использование лазерных принтеров или ксерографических машин для производства множества копий.

Другие способы печати, такие, как глубокая и трафаретная печать используются достаточно редко. Хотя, например, глубокая печать позволяет получить очень хорошее качество при печати альбомов с репродукциями, а трафаретная печать хороша для цветной печати на переплетных крышках.

7.2. Виды печати

7.2.1. Высокая печать

Печать высокаяВысокая печать - это такой вид печати, при котором изображение передается на бумагу или другой материал рельефными и лежащими в одной плоскости печатными элементами формы, а пробельные элементы углублены на различную величину, зависящую от расстояния между печатающими элементами.

Высокая печать на ротационных печатных машинах с применением неметаллических рельефных печатных форм используется для текстовых изданий с большим тиражом.

В традиционной ротационной высокой печати применяются рулонные однокрасочные или двухкрасочные высокопроизводительные машины, на выходе которых получают сфальцованные тетради.

К достоинствам высокой печати следует отнести возможность получения насыщенных и четких оттисков, использование для печати дешевых сортов бумаги и дешевых красок. К недостаткам - низкое качество полутоновых изображений и длительное время подготовки машин к печатанию (1-8,4 часа).

7.2.2. Офсетная печать

Печать офсетнаяОфсетная печать - способ плоской печати, при котором краска с печатной формы передается на промежуточную эластичную поверхность - покрытие офсетного передаточного цилиндра, а с нее на бумагу или другой запечатываемый материал. Печатание производится на листовых или рулонных, одно- и многокрасочных машинах.

При офсетной печати печатающие и пробельные элементы формы лежат практически в одной плоскости и обладают разными физико-химическими свойствами (пробельные хорошо воспринимают влагу и отталкивают краску, печатающие - наоборот).

Листовые офсетные печатные машины хорошо подходят для однокрасочных и многокрасочных изданий при их среднем тираже, а также при печати книг нестандартного формата.

Рулонные офсетные машины используются для печати изданий с большим тиражом и, в особенности, для многотиражной цветной печати. Эти машины осуществляют не только печать, но и фальцовку листов. Конечным продуктом для всех рулонных офсетных машин являются сфальцованные тетради, готовые к подборке и переплету.

К достоинствам офсетной печати относятся меньшее по сравнению с высокой печатью время на изготовление печатной формы и почти втрое меньшее время на подготовку машины к печати, возможность получения многокрасочного оттиска за один прогон. К недостаткам - меньшая, чем при высокой печати насыщенность оттиска, необходимость использования дорогих (офсетных) сортов бумаги и красок.

7.2.3. Глубокая печать

Печать глубокаяГлубокая печать - это вид печати, при котором изображение передается на бумагу или другой материал углубленными печатающими элементами формы, а пробельной является полированная металлическая поверхность.

К достоинствам глубокой печати относятся: значительные (почти в 4 раза больше чем при высокой и офсетной печати) площади запечатываемого материала; малое время подготовки машин к печатанию; высокая насыщенность красочного слоя; высокое качество тоновых изображений. К недостаткам - высокую сложность и стоимость изготовления печатной формы и формного оборудования, а также использование токсичных растворителей для красок.

Способом глубокой печати на листовых печатных машинах печатают высокохудожественные издания, в том числе марки, а на рулонных - рекламные издания и иллюстрированную многотиражную периодику.

7.3. Контроль качества печати

7.3.1. Требования к качеству полиграфического исполнения

Печать: качествоКачество изготовленного тиража книги определяется на основе действующих нормативных документов, которые регламентируют не только качество готовой продукции, но и каждого этапа ее производства для предупреждения брака.

7.3.2. Типовые примеры нарушения качества

Положение, в соответствии с которым могут быть предъявлены претензии к качеству печатной продукции, не обновлялось с 1982 года, однако приведенный в нем перечень дефектов, описание и критерии бракованной продукции не устарели. Перечислим в качестве примера некоторые из них:

  • перевернутые, пропущенные, перепутанные полосы, иллюстрации, подписи к ним, заголовки, буквы и знаки на титуле, а также зеркальное расположение текста и иллюстраций;

  • грубые дефекты воспроизведения шрифта;

  • тетради блока, отпечатанные с одной стороны («белый лист») или отпечатанные дважды («макулатурный лист»);

  • рваные, мятые, грязные листы и другие механические повреждения;

  • непропечатка, отмарывание краски, многочисленные забитые краской участки текста и иллюстрации, пробивание краски на оборот оттиска, нечеткая сдвоенная печать;

  • грубые дефекты печати иллюстраций;

  • несовпадение краев живописного поля у многокрасочных иллюстраций свыше 0,2 мм;

  • несовмещение красок при многокрасочной печати;

  • грубое несоответствие цветопередачи на оттиске пробному оттиску, утвержденному Издательствоиздательством;

  • неправильная вставка блока в переплетную крышку;

  • некомплектность и непоследовательность элементов блока;

  • выпадение элементов блока;

  • грубые дефекты приклейки;

  • полная потеря товарного вида издания…

Даже не полный перечень дефектов, бракующих экземпляр издания, достаточно обширен, поэтому так необходим систематический контроль со стороны издательства и взаимодействие со специалистами полиграфического предприятия, отвечающими за качество продукции в процессе изготовления тиража издания.

7.4. Переплетно-брошюровочные процессы

7.4.1. Издания в обложке

ИзданиеКнижное издание состоит из двух конструктивных элементов - Книжный блоккнижного блока и наружного защитного покрытия - Обложкаобложки или переплетной крышки.

Книжные блоки составлены из тетрадей (сфальцованных после запечатывания печатных листов), которые затем вкладываются одна в другую в определенном порядке. Листы тетрадей и сами тетради скрепляются друг с другом различными способами: с помощью проволочных скоб, хлопчатобумажными или капроновыми нитками, термонитями и (или) клеем.

Обложка и книжный блок соединяются, как правило, проволочными скобами или клеем по поверхности корешка с минимальным (по 3 мм) заходом на корешковые поля наружных тетрадей.

Переплетная крышка соединяется с книжным блоком с помощью корешкового или окантовочного материала и форзацев.

Различаются четыре стандартных типа обложек (см. ГОСТ 22.240-76 «Обложки и крышки переплетные. Классификация»).

7.4.2. Издания в переплетной крышке

ПереплетПереплет - это твердая покрышка готового издания, представляющая собой совокупность переплетной крышки, приклеенных к ней форзацев, марлевых клапанов и окантовочного материала. Существует пять основных типов переплетных крышек (см. ГОСТ 22.240-76 «Обложки и крышки переплетные. Классификация»).

При изготовлении книжной продукции в переплетах используются различные переплетные материалы: покровные материалы, переплетный картон, переплетные фольга и краски, а также полимерные пленки для припрессовки.

Как и для изданий в обложке, книжный блок изданий в переплетной крышке может быть скреплен клеевым бесшвейным способом или же сшит нитками.

© Центр дистанционного образования МГУП