Московский государственный университет печати

Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.


         

Экономика и организация издательского дела

Краткий курс


Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.
Экономика и организация издательского дела
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Введение

•  

1. Издательская деятельность в Российской Федерации

•  

1.1. Книгоиздательская отрасль

•  

1.1.1. Федеральное ведомство

•  

1.1.2. Издательства

•  

1.1.3. Полиграфические предприятия

•  

1.1.4. Предприятия книжной торговли

•  

1.2. Нормативно-правовая база издательской деятельности

•  

1.2.1. Законы и подзаконные акты

•  

1.2.2. Стандарты в издательском деле

•  

1.3. Библиография и статистика книгоиздания

•  

1.3.1. Библиография

•  

1.3.2. Статистика

•  

1.3.3. Информационное и научное обеспечение книжного дела

•  

2. Организация работы издательства

•  

2.1. Структура издательства

•  

2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

•  

2.1.2. Основные специалисты издательства

•  

2.1.3. Обслуживающие службы

•  

2.2. Обязанности и права издательства

•  

2.2.1. Общие обязанности издательства

•  

2.2.2. Обязательные экземпляры изданий

•  

2.2.3. Выходные сведения

•  

2.2.4. Права издательства

•  

3. Редакционно-издательский процесс

•  

3.1. Сущность и содержание редакционно-издательского процесса

•  

3.1.1. Стадии редакционно-издательского процесса

•  

3.1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса

•  

3.2. Договор с автором

•  

3.2.1. Подбор автора или авторского коллектива

•  

3.2.2. План-проспект издания

•  

3.2.3. Рецензирование

•  

3.2.4. Заключение договора с автором

•  

3.3. Авторский оригинал

•  

3.3.1. Прием издательством произведения автора

•  

3.3.2. Одобрение авторского оригинала

•  

3.4. Редактирование

•  

3.4.1. Работа редактора с текстом

•  

3.4.2. Работа редактора с иллюстративным материалом

•  

3.5. Художественное оформление издания

•  

3.5.1. Художественная структура книги

•  

3.5.2. Дизайн текста

•  

3.5.3. Подготовка иллюстраций

•  

3.5.4. Подготовка обложки

•  

3.5.5. Издательский оригинал

•  

3.5.6. Корректура

•  

4. Работа издательства с автором

•  

4.1. Основные положения авторского договора

•  

4.1.1. Закон 'Об авторском праве и смежных правах'

•  

4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

•  

4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

•  

4.1.4. Субъективные авторские права

•  

4.2. Авторский договор

•  

4.2.1. Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

•  

4.2.2. Содержание авторского договора

•  

4.2.3. Нарушение авторского договора

•  

4.3. Издательский портфель

•  

4.3.1. Планирование в издательстве

•  

4.3.2. Издательские портфели

•  

5. Издательская себестоимость

•  

5.1. Прибыль и себестоимость

•  

5.1.1. Прибыль

•  

5.1.2. Себестоимость

•  

5.2. Структура себестоимости издательской продукции

•  

5.2.1. Состав себестоимости издательской продукции

•  

5.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукции

•  

5.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции

•  

5.3.1. Объем и оформление издания

•  

5.3.2. Тираж издания

•  

5.3.3. Маржинальный доход

•  

6. Бумага и переплетные материалы

•  

6.1. Бумага

•  

6.2. Переплетные материалы

•  

7. Печать

•  

7.1. Выбор способа печати

•  

7.2. Виды печати

•  

7.2.1. Высокая печать

•  

7.2.2. Офсетная печать

•  

7.2.3. Глубокая печать

•  

7.3. Контроль качества печати

•  

7.3.1. Требования к качеству полиграфического исполнения

•  

7.3.2. Типовые примеры нарушения качества

•  

7.4. Переплетно-брошюровочные процессы

•  

7.4.1. Издания в обложке

•  

7.4.2. Издания в переплетной крышке

•  

8. Издательский маркетинг

•  

8.1. Маркетинговая деятельность издательства

•  

8.1.1. Цели маркетинговой деятельности издательства

•  

8.1.2. Редактор и маркетинг

•  

8.3. Планирование маркетинга

•  

8.3.1. Разработка плана маркетинга

•  

8.3.2. Бюджет маркетинга

•  

8.4. Изучение спроса на рынке

•  

8.4.1. Сегментирование рынка

•  

8.4.2. Выбор целевых сегментов рынка

•  

8.4.3. Позиционирование книги на рынке

•  

9. Продвижение книг на рынок

•  

9.1. Типовые решения по распространению книг

•  

9.1.1. Возможные схемы прохождения книг от издателя к конечному потребителю

•  

9.1.2. Методы реализации книжной продукции

•  

9.2. Прямой маркетинг

•  

9.2.1. Работа с покупателем напрямую

•  

9.2.2. Книги - почтой

•  

9.2.3. Продажи с помощью средств телекоммуникации

•  

10. Ценообразование

•  

10.1. Отпускная цена издательства

•  

10.1.1. Процесс ценообразования в издательстве

•  

10.1.2. Методы учета затрат

•  

10.1.3. Отпускная цена

•  

10.2. Определение уровня розничных цен

•  

10.2.1. Процесс ценообразования в книготорговом звене

•  

10.2.2. Розничная цена

•  

11. Реклама в издательстве. Информационное обеспечение книжного рынка

•  

11.1. Роль рекламы в издательской деятельности

•  

11.1.1. Формы рекламы книги

•  

11.1.2. Типы рекламных материалов

•  

Темы контрольных работ по курсу 'Экономика и организация издательского дела'

•  

Приложение 1. Пример расчета себестоимости, прибыли и отпускной цены книжного издания

•  

1. Расчет себестоимости, определение номинала, отпускной цены и рентабельности издания

•  

1.1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления

•  

1.2. Расчет объема издания

•  

1.3. Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

1.4. Определение прибыли и отпускной цены

•  

2. Анализ оформления и затрат на издание

•  

Приложение 2. Структура себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Косвенные (накладные) расходы

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

•  

Пример расчета себестоимости и прибыли Интернет-проекта

•  

Прямые расходы

•  

Дополнительные расходы

•  

Расчет себестоимости издания по статьям затрат

•  

Расходы на поддержку Интернет-проекта

•  

Прибыль

Указатели
237  предметный указатель

Приложение 2. Структура себестоимости и прибыли Интернет-проекта

Создание Интернет-проекта (Интернет-издания, Web-сайта) в каждом конкретном случае является уникальным процессом. В первую очередь необходимо определить, что станет конечным продуктом: информационный Web-сайт или электронный магазин-каталог, Web-сайт туристической фирмы, электронная справочная система или Интернет-версия периодического издания (газеты, журнала). Окончательную стоимость такого проекта можно определить только после выяснения всех деталей содержания (контента - от англ. content «содержание, суть, существо, сущность; значение, смысл»), дизайна, верстки и программирования будущего издания.

Себестоимость Интернет-издания зависит от нескольких факторов: объема, типа, частоты обновлений, количества публикуемых материалов; качества дизайна; сложности программирования и других работ, связанных с созданием такого проекта.

Для достижения самоокупаемости и получения прибыли Интернет-проект должен обладать следующими свойствами: оригинальностью идейного замысла; широкой целевой аудиторией; привлекательностью для потенциального рекламодателя.

Сознательно не рассматриваются такие сферы деятельности, как банковская деятельность в Интернете; системы электронных платежей; Интернет-сервисы, предоставляющие услуги, относящиеся к работе с Интернетом (электронная почта, электронные каталоги ресурсов Интернета, поисковые системы и так далее).

Чтобы иметь представление о возможной себестоимости и последующей прибыли Интернет-издания, рассмотрим основные статьи затрат.

Прямые расходы

  1. Расходы на разработку сопроводительной документации:

    написание документа, отражающего концепцию будущего Интернет-проекта;

    - написание документа, отражающего логическую структуру сайта;

    - написание технического задания (ТЗ).

  2. Расходы на создание контента:

    - авторские гонорары (гонорары штатным и внештатным авторам, журналистам, переводчикам, художникам);

    - обработка и оформление авторских оригиналов;

    - подготовка авторских оригиналов к публикации в Интернете (перевод текстовых и графических материалов в цифровой формат).

  3. Расходы на дизайн, верстку и программирование:

    - дизайн (отрисовка всех типовых страниц сайта в соответствии с установленным техническим заданием, отрисовка повторяющихся графических элементов сайта, обработка изобразительного материала, разработка оформления текстовых материалов на сайте);

    - верстка (верстка HTML-шаблонов страниц на основе разработанного дизайна);

    - программирование (обеспечение функционирования сайта, написание различных модулей и сервисов).

  4. Расходы на тестирование Интернет-проекта (поиск и исправление ошибок в функционировании, верстке и дизайне сайта).

Дополнительные расходы

  1. Расходы на написание дополнительных модулей и сервисов:

    - форумы (конференции);

    - система чатов;

    - почтовые рассылки;

    - гостевые книги;

    - система поиска по сайту;

    - система авторизации пользователей;

    - система объявлений;

    - система персональной статистики;

    - ограничение доступа к определенным разделам сайта;

    - система проведения конкурсов, лотерей и так далее.

  2. Расходы на проведение первичной раскрутки сайта:

    - определение ключевых слов;

    - составление описания сайта;

    - выделение специальной информации только для поисковых машин с целью улучшения контекстного поиска;

    - регистрация сайта в поисковых системах, рейтингах;

    - установка счетчиков посещаемости.

  3. Расходы на проведение рекламной кампании:

    - исследование Интернет-пространства (выделение наиболее привлекательных рекламных площадок);

    - разработка рекламных материалов.

Косвенные (накладные) расходы

Косвенные, или накладные расходы - это расходы на аренду помещений, отопление, освещение, обслуживающий персонал и так далее.

Расходы на поддержку Интернет-проекта

  1. Расходы на амортизацию оборудования и программного обеспечения

    Для того, чтобы посчитать расходы на амортизацию оборудования, необходимо стоимость оборудования разделить на срок его эксплуатации.

  2. Расходы на аренду доменного имени и хостинга:

    - аренда доменного имени;

    - аренда хостинговой площадки.

    Цены на доменное имя зависят от уровня домена. Домены бывают двухуровневые (ваше имя.ru, -.com, -.net, -.org, -.info, -.biz и так далее) и трехуровневые (ваше имя.имя провайдера.ru, -.com, -.net, -.org, -.info, -.biz и так далее).

    Цены на хостинг могут колебаться в зависимости от предоставляемых услуг, количества дискового пространства и наличия или отсутствия дополнительных сервисов.

  3. Расходы на поддержку контента:

    - авторские гонорары;

    - обработка и оформление авторских оригиналов;

    - подготовка авторских оригиналов к публикации в Интернете;

    - обработка корреспонденции, написание анонсов и новостей сайтов.

Прибыль

На сегодняшний день известно несколько источников извлечения доходов из Интернет-издания: размещение рекламных баннеров на страницах сайта, публикация заказных материалов, предоставление платных сервисов.

Также может существовать косвенная прибыль от сайта как от средства саморекламы.

Пример расчета себестоимости и прибыли Интернет-проекта

Предположим, что нам необходимо создать самоокупаемый и прибыльный информационный Интернет-проект.

Прямые расходы

  1. Расходы на разработку сопроводительной документации:

    Разработка концепции издания с последующей разработкой ТЗ и схемы логической структуры сайта 9300 руб.

  2. Расходы на создание контента

    2.1. Расходы на авторские гонорары

    2.1.1. Авторский гонорар (по договору): 6200 руб.

    Социальные отчисления 35% - 2170 руб.

    Итого расходы на авторский гонорар составят 8370 руб.

    2.1.2. Авторский гонорар журналисту (по договору): 4700 руб.

    Социальные отчисления 35% - 1645 руб.

    Итого расходы на авторский гонорар журналисту составят 6345 руб.

    2.1.3. Авторский гонорар художнику (по договору): 6000 руб.

    Социальные отчисления 35% - 2100 руб.

    Итого расходы на авторский гонорар художнику составят 8100 руб.

    Всего расходы на авторские гонорары составят 22815 руб.

    2.2. Обработка и оформление авторских оригиналов 1250 руб.

    2.3. Подготовка авторских оригиналов к публикации в Интернете 1550 руб.

    Всего расходы на создание контента составят 25615 руб.

  3. Расходы на дизайн, верстку и программирование:

    3.1. Дизайн 8000 руб.

    3.2. Верстка 3000 руб.

    3.3. Программирование 8700 руб.

    Всего расходы на дизайн, верстку и программирование составят 19700 руб.

  4. Расходы на тестирование Интернет-проекта 1000 руб.

  5. Расходы на аренду доменного имени 750 руб.

Дополнительные расходы

  1. Расходы на написание дополнительных модулей и сервисов (система форумов, почтовая рассылка, система поиска по сайту) 4600 руб.

  2. Расходы на проведение первичной раскрутки сайта (определение ключевых слов, составление описания сайта, регистрация сайта в поисковых системах и установка счетчиков посещаемости) 3000 руб.

  3. Расходы на проведение рекламной кампании

    3.1. Выпуск рекламных листовок 12440 руб.

    3.2. Разработка комплекта баннеров 4900 руб.

    Всего расходы на проведение рекламной кампании составят 17340 руб.

    Расчет себестоимости издания
    по статьям затрат

    Общая себестоимость

    9300 + 25615 + 19700 + 1000 + 750 + 4600 + 3000 + 17340 = 81305 руб.

    Косвенные (накладные) расходы

    Размер косвенных расходов определяется в 10% от общей себестоимости и составит 8 130, 5 руб.

    Полная себестоимость

    81305 + 8130,5 = 89435,5 руб.

Расходы на поддержку Интернет-проекта

  1. Расходы на амортизацию оборудования и программного обеспечения 864 руб. в месяц

  2. Расходы на аренду доменного имени и хостинга

    2.1. Аренда доменного имени 560 руб. в год

    2.2. Аренда хостинговой площадки 1900 руб. в месяц

  3. Расходы на поддержку контента

    3.1. Авторский гонорар редактору проекта 6220 руб. в месяц

    Социальные отчисления 35% - 2177 руб. в месяц

    Итого расходы на авторский гонорар редактору проекта составят

    8397 руб. в месяц

    3.2. Авторский гонорар журналисту 4660 руб. в месяц

    Социальные отчисления 35% - 1631 руб. в месяц

    Итого расходы на авторский гонорар журналисту составят 6291 руб. в месяц

    Всего расходы на поддержку контента составят 14688 руб. в месяц

  4. Расходы на гонорар менеджеру по рекламе и маркетингу

    9800 руб. в месяц

    Социальные отчисления 35% - 3430 руб. в месяц

    Итого расходы на гонорар менеджеру по рекламе и маркетингу составят

    13230 руб. в месяц

    Всего расходы на поддержку Интернет-проекта составят:

    864 × 12 + 560 + 1900 × 12 + 14688 × 12 + 13230 × 12 = 368744 руб. в год. ≈ 30728,67 руб. в месяц.

Прибыль

Предполагаемый доход с продажи баннеров, рекламных площадок и публикации заказных материалов на страницах сайта должен составить 33270 руб. в месяц.

Чистая прибыль

33270 - 30728,67 = 2541,33 руб. в месяц

Окупаемость Интернет-проекта

89435,5 / 2541, 33 ≈ 35,2 месяца

Следовательно, создание Интернет-проекта полностью окупится через 35, 2 месяца и начнет приносить прибыль 30495, 96 рублей в год.

Предложенный пример не следует рассматривать как жесткую схему.

© Центр дистанционного образования МГУП