Московский государственный университет печати

Ленский Б.В.


         

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

Конспект лекций


Ленский Б.В.
Современное отечественное и зарубежное издательское дело
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Введение в дисциплину. Источники изучения

2.

Книгоиздание в структуре современного книжного дела

3.

Масштабы современного мирового книгоиздания

4.

Демократизация издательской деятельности в России

5.

Правовые основы издательского дела

6.

Современная издательская система России

7.

Издательство и государство

8.

Роли общественных организаций в развитии международного сотрудничества

9.

Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература

Средства обеспечения освоения дисциплины

Указатели
54  именной указатель

Введение

Курс «Современное зарубежное и отечественное издательское дело» является составной частью комплекса дисциплин по специальности «Издательское дело» и дает студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а так же о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов.

Изучение основных разделов дисциплины «Современное зарубежное и отечественное издательское дело» дает будущему специалисту возможность познакомиться с основными субъектами процесса создания и распространения книги и особенностями взаимоотношений между ними. Важное значение в связи с этим придается рассмотрению вопросов создания и функционирования единого информационного пространства книжного рынка.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования сфера деятельности специалиста книжного дела охватывает области книжного дела и других систем массовых коммуникаций, систем организации и управления, рекламы, научно-технической информации, а, главное, издательского предпринимательства. В этой связи в учебном процессе наряду с лекционным курсом организуются практические и самостоятельные занятия, которые вместе с задачей усвоения и закрепления материала по дисциплине прививают студентам навыки самостоятельной работы, анализа и синтеза имеющейся информации, требующейся для принятия оптимального решения. Именно на практических занятиях студент получает уроки реализации необходимых специалисту видов деятельности, определенных в ГОСТе, а именно - международной, методической, организационно-управленческой, информационной, творческой.

Цель дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» состоит в том, чтобы дать студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а также о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование у студентов представления о структурах современных издательств и о месте редактора в издательском процессе;

  • обучение основным формам и методам оценки издательского потенциала отдельных стран и регионов с использованием статистических материалов и информации, публикуемой в периодической печати и других источниках;

  • дать необходимую сумму знаний об основных элементах маркетинга и менеджмента как механизмов современного издательского предпринимательства;

  • обучение формированию прогнозных данных на основе анализа динамики развития издательского дела в России и в мировых масштабах.

В результате изучения данной дисциплины будущий специалист книжного дела должен реализовать следующие виды деятельности: методическую, организационно-управленческую, аналитическую, информационную, творческую. Деятельность специалиста книжного дела, освоившего полный курс данной дисциплины, обеспечивает формирование издательского репертуара, подготовку изданий различных типов и видов, создание новых издательских организаций.

После изучения курса «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» студент должен знать:

  • о месте и роли книгоиздания в современном книжном деле;

  • о масштабах и структуре выпуска книг и брошюр в мире и в отдельных странах и регионах;

  • о мировой издательской системе;

  • о состоянии и тенденциях развития выпуска и распространения книг и брошюр с использованием новых информационных технологий;

  • о современных информационных системах в издательском деле.

В результате студент должен овладеть навыками:

  • краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития книгоиздания с учетом появления новых средств информации и массовой коммуникации, в том числе сетевых;

  • использования элементов маркетинга, менеджмента и других механизмов рыночного хозяйствования в целях получения эффективных результатов издательской предпринимательской деятельности.

С учетом получения перечисленных знаний студент должен уметь:

  • профессионально грамотно сформулировать основные положения издательской политики данной организации с учетом ее профиля и складывающейся конъюнктуры рынка;

  • разработать планы маркетинговой кампании в пределах выделенного бюджета;

  • пользоваться современными информационными системами типа «Books in print».

1.
Введение в дисциплину. Источники изучения

Актуальность дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» определяется несколькими принципиальными положениями. Во-первых, в последние годы XX столетия в России сформировалась, и продолжает развиваться новая система издательского дела, коренным образом отличающаяся от той, которая функционировала в стране и определяла ее издательский потенциал на протяжении 60 лет (1930- 1990 гг.). Анализ основных характеристик этой системы, ее перспектив и возможностей представляет собой одну из самых актуальных задач книговедения сегодня. Во-вторых, само становление и функционирование новой издательской системы проходило под влиянием ряда важнейших факторов, среди которых отчетливо выделяются социально-политические (демократизация различных сфер общественной жизни страны), экономические (переход к рыночным отношениям и плюрализму форм собственности), научно-технические (общим фоном и материально-технической основой происходящих изменений является растущее использование новых информационных и коммуникационных технологий), международные (глобализация финансовых, экономических, культурных, информационных взаимоотношений и интеграция в этом русле российской издательской системы в мировую) и другие. Анализ указанных факторов и попытка рассмотреть возможности экстраполяции их воздействия на положение в издательском деле в России в XXI веке в качестве предмета представляемого исследования, без сомнения, является актуальной проблемой.

В-третьих, требуется переосмысление и развитие некоторых из сложившихся книговедческих концепций, в которых недостаточно полно учитываются системный характер книжного дела, типологии книги, перспективы развития книгоиздания в условиях все более усиливающейся конкуренции со стороны новых средств коммуникации.

Образование новой издательской системы в стране естественным образом сказалось на объеме выпуска издательской продукции и ее репертуаре, причем изменения эти зачастую носят, столь существенный характер, что рассмотрение причинно-следственных связей в этой сфере также заслуживает большого внимания.

Предмет дисциплины - доминантные, сущностные факторы формирования и функционирования современной издательской системы страна в новых условиях рыночной экономики, в также механизм их влияния на состояние и перспективы развития книжного дела в России в ситуации активного использования постоянно обновляющихся информационно-коммуникационных технологий и интеграции российского книгоиздания в мировое книжное дело.

Цель и задачи дисциплины. Целью работы являются выявление и обоснование основных факторов становления и развития современной издательской системы России, для чего было необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать издательскую систему как целостное комплексное образование и обозначить связи и отношения между отдельными элементами, которые определяют ее основные качественные характеристики;

  • проанализировать современное состояние мирового и отечественного книгоиздания с точки зрения динамики количественных показателей и качественных изменений;

  • определить важнейшие характеристики новой системы российского издательского дела, отличающие ее от существовавшей в предшествующие годы;

  • охарактеризовать уровень и степень воздействия отдельных факторов на формирование издательской системы, в том числе при их комплексном функционировании;

  • определить тенденции развития книжного дела с учетом постоянного внедрения в практику новых информационных технологий и рыночных отношений и выработать прогноз книгопроизводства на ближайшие годы и более отдаленную перспективу;

  • определить новые направление получения книговедческого знания с учетом изменения условий развития книжного дела.

Методологической базой представляемой работы служат как общенаучные, так и специальные книговедческие методы. Среда общенаучных методов наиболее активно использовался системный подход, формально-логические методы, а также метода научного прогнозирования-экстраполяция, моделирование и экспертная оценка.

В числе, книговедческих методов следует назвать историко-книговедческий, статистико-библиографический, библиотипологический и др. Кроме того, при анализе условий функционирования издательской системы был использован деятельностный подход, позволивший определить сущностные характеристики системы.

Основой проведенного исследования стали труды классиков российского книговедения Куфаев М.Н.М.Н. Куфаева, Лисовский Н.М.Н.М. Лисовского, Ловягин А.М.А.М. Ловягина, Рубакин Н.А.Н.А. Рубакина, а также крупнейших ученых, работающих в сопредельных сферах науки о книге и книжном деле: Антонова С.Г.С.Г. Антоновой, Баренбаум И.Е.И.Е. Баренбаума, Барсук А.И.А.И. Барсука, Беловицкая А.А.А.А. Беловицкой, Буга П.Г.П.Г. Буги, Васильев В.И.В.И. Васильева, Гиляровский Р.С.Р.С. Гиляровского, Гречихин А.А.А.А. Гречихина, Динерштейн Е.А.Е.А. Динерштейна, Ельников М.П.М.П. Ельникова, Моргенштерн И.Г.И.Г. Моргеншгерна, Немировский Е.Д.Е.Д. Немировского, Омилянчук С.П.С.П. Омилянчука, Пайчадзе С.А.С.А. Пайчадзе, Сикорский Н.М.Н.М. Сикорского, Соловьев В.И.В.И. Соловьева, Стельмах В.Д.В.Д. Стельмах, Сухоруков К.М.К.М. Сухорукова, Шомракова И.А.И.А. Шомраковой, Шурыгина И.Л.И.Л. Шурыгиной, Ямчук К.Т.К.Т. Ямчука и др.

В качестве источников в конспекте лекций использованы материалы Государственного архива печати РФ, информационные файлы банка данных «Российская библиография» (Российская книжная палата), данные статистических ежегодников «UNESCO Statistical Yearbook», материалы съездов и конференций Международной ассоциации издателей, Международной федерации книготорговцев. Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Федерации европейских издателей, Директората образования, культуры и спорта Совета Европы, Международного агентства ISBN и пр.

Отдельную группу источников представляют монографии известных теоретиков средств массовых коммуникаций Маклюэн Х.М.М. Маклюэна и Тоффлер О.О. Тоффлера, крупных зарубежных книговедов Баркер Р.Р. Баркера, Бейверсток Э.Э. Бейверсток, Эскарпи Р.Р. Эскарпи, Мигонь К.К. Мигоня, Кэрвен П.П. Кэрвена, Кремер Дж.Дж. Кремера, Шацкин Л.Л. Шацкина, Хьюнефельд Дж.Дж. Хьюнефельда, Хэджкок Дж.Дж. Хэджкока, Эко У.У. Эко, Эстиваль Р.Р. Эстиваля, а также переведенные автором данного исследования на русский язык коллективные монографии американских специалистов книжного дела «Книгоиздательский бизнес» (М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1993) и «Книжный маркетинг» (М.: Терра, 1996).

Кроме того, в работе использованы многочисленные отечественные и зарубежные периодические издания книговедческой проблематики, материалы интернет-сайтов различных организаций, отчеты о НИР, выполненных научными учреждениями отрасли, в том числе Российской книжной палатой, материалы СИФ НИЦ «Информпечать» РКП.

© Центр дистанционного образования МГУП