Московский государственный университет печати

Ленский Б.В.


         

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

Конспект лекций


Ленский Б.В.
Современное отечественное и зарубежное издательское дело
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Введение в дисциплину. Источники изучения

2.

Книгоиздание в структуре современного книжного дела

3.

Масштабы современного мирового книгоиздания

4.

Демократизация издательской деятельности в России

5.

Правовые основы издательского дела

6.

Современная издательская система России

7.

Издательство и государство

8.

Роли общественных организаций в развитии международного сотрудничества

9.

Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература

Средства обеспечения освоения дисциплины

Указатели
54  именной указатель

8.
Роли общественных организаций в развитии международного сотрудничества

Деятельность издательства в обществе, основанном на демократических началах и рыночной экономике, по определению, требует самостоятельности, независимости от государства (за исключением, конечно, тех случаев, когда издательство учреждено государственным органом, выполняет государственный заказ и финансируется из госбюджета). Вместе с тем издательство, входящее в издательскую систему, как уже было сказано, связано рядом отношений с другими издательствами как элементами этой же системы и с системой в целом. Развитие корпоративных связей заставляет издателей (как, впрочем, и других хозяйствующих субъектов в различных отраслях общественного производства) объединяться, потому что в единстве, в кооперации проявляются эффективнее всего преимущества системы, именно здесь формируются интегративные качества, присущие системе в целом.

Издательские ассоциации или иные объединения существуют сегодня практически во всех странах с развитым книгоизданием. Причем в некоторых странах, например, в США, функционируют десятки издательских объединений, которые включают в себя издательства по определенным целям или интересам: по видам выпускаемой литературы (учебной, научной, профессиональной), по религиозным признакам, по географическому расположению (есть даже Ассоциация издателей, размещающихся западнее Скалистых гор) и т.д. Ассоциация американских издателей как общенациональное издательское объединение формулирует в своем уставе такие цели:

  • расширять рынок сбыта книг, других печатных материалов, включая журналы, компьютерные программы, тесты, учебные пособия;

  • содействовать укреплению статуса издательской деятельности в США и во всем мире;

  • содействовать пониманию широкой общественностью уникальной, неповторимой ценности книг и другой печатной продукции в культурной, научной и политической жизни нации;

  • выступать за интеллектуальную свободу против всех форм цензуры как внутри страны, так и во всем мире;

  • обеспечивать членов Ассоциации полезной текущей информацией относительно действующих условий торговли книгами и другой аналогичной продукцией, правительственных акций, законодательных предположений и другими материалами, представляющими интерес для членов ассоциации;

  • разрабатывать программы подготовки кадров, предлагать информацию, содействующую налаживанию менеджмента в компаниях - членах АссоциацииThis is AAP. An Introduction to the Association of American Publishers. New York, 1989..

Координацию деятельности всего мирового издательского сообщества осуществляет Международная ассоциация издателей - одно из старейших издательских объединений. Ее особенность состоит в том, что она объединяет не отдельные издательства, а национальные ассоциации издателей. Основана в 1896 году в Париже. В соответствии с Уставом основная задача организации - обеспечивать и защищать свободу издательской деятельности и чтения. МАИ активно участвует в конференциях и встречах по проблемам издательского дела, интеллектуальной собственности, книгообмена, авторского права и др. Руководящий орган - Международный комитет, в котором представлены все ассоциации - члены МАИ. Комитет собирается не реже одного раза в год, обычно во время Франкфуртской книжной ярмарки.

Ассоциация российских книгоиздателей (АСКИ), созданная в 1990 году, объединяет не только издателей, но и другие предприятия: книготорговые, научные (например, Российскую книжную палату) маркетинговые и т.д. В Ассоциации состоит около 200 членов. Основные задачи - защита прав и интересов издателей, разработка и осуществление программ развития социальной сферы книгоиздания, повышение профессиональной квалификации издательских кадров, развитие материальной базы, расширение международного сотрудничества. АСКИ систематически проводит конкурсы на лучшее издание, в том числе и международные. Она внесла большой вклад в разработку и принятие Закона 'О государственной поддержке СМИ и книгоиздания Российской Федерации. АСКИ является членом Международной ассоциации издателей.

Кроме АСКИ (она имеет свое отделение в Екатеринбурге) в России действует еще несколько профессиональных издательских ассоциаций (например, Ассоциация университетских издательств, Ассоциация издателей школьных учебников), а также объединений издателей в регионах (например, в Санкт-Петербурге).

В 2001 году создано еще одно объединение, в которое вошли многие крупные издательства: Российский книжный союз, учредители которого предпринимают усилия для формирования более широкой коалиции, которая включала бы в себя предприятия, представляющие все стороны книжного дела. РКС ставит одной из своих главных задач добиться продления действия Закона «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания Российской Федерации». Важное место в его работе занимают проблемы пропаганды чтения и более активного использования новых технологий, в частности, в книгораспространении.

Современный этап развития издательской системы России характеризуется своеобразным «двоевластием», когда привычное государственное управление книгоиздания медленно и трудно вытесняется общественными формами координации деятельности издателей, объединяющихся на корпоративных началах. Этот процесс сопровождается поисками методов и способов коллективного управления, принятия решений и организации их выполнения. В ходе этого процесса складываются, укрепляются и проверяются те самые связи взаимодействия между элементами издательской системы России, которые делают ее системой, целостностью, единством. Временные рамки перехода к полному общественному самоуправлению в издательском сообществе страны установить трудно, но можно утверждать, что вектор движения уже не изменится.

© Центр дистанционного образования МГУП