Московский государственный университет печати

Ленский Б.В.


         

Современное отечественное и зарубежное издательское дело

Конспект лекций


Ленский Б.В.
Современное отечественное и зарубежное издательское дело
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Введение в дисциплину. Источники изучения

2.

Книгоиздание в структуре современного книжного дела

3.

Масштабы современного мирового книгоиздания

4.

Демократизация издательской деятельности в России

5.

Правовые основы издательского дела

6.

Современная издательская система России

7.

Издательство и государство

8.

Роли общественных организаций в развитии международного сотрудничества

9.

Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература

Средства обеспечения освоения дисциплины

Указатели
54  именной указатель

9.
Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Начиная с середины XX века, когда средства массовой информации, особенно электронные, получили достаточно широкое развитие во всем мире, постоянно возникал вопрос о том, а что будет с книгой, найдет ли она место в новой информационно-коммуникационной среде. Одними из первых отреагировали на эту тему фантасты, среди которых пальма первенства, безусловно, принадлежит Брэдбери Р.Рэю Брэдбери с его знаменитой антиутопией «451° по Фаренгейту» (1953 г.). Можно сказать, что он стал основоположником дискуссии том, что ожидает книгу в будущем в условиях острого противостояния с новыми информационными технологиями.

Однако подлинный взрыв общественного мнения в сфере культурологии произвели выступления безвестного до того времени профессора английской литературы университета в Торонто Маклюэн Х.М.Херберта Маршалла Маклюэна. В начале 60-х годов он стал самой популярной фигурой в мировой социологии и футурологии, создателем собственной теории массовой культуры. К числу наиболее известных его работ принадлежит знаменитая «Галактика Гутенберга» (University of Toronto Press, 1962) с характерным подзаголовком «Формирование типографского человека».

Маршалл Маклюэн был, по сути, одним из первых теоретиков информационного общества, которое сегодня служит предметом, многочисленных дискуссий среди ученых и специалистов самых разных направлений. При этом сложился стереотип, согласно которому именно он предсказывал скорый закат книжного дела. Справедливости ради, следует сказать, что ни в одной из работ Маклюэна, в том числе и в «Галактике Гутенберга», нет никаких прямых указаний на этот счет». Однако он явно отдавал предпочтение современным способам информации и коммуникации, которые относил к «электрическим», в противоположность предшествовавшим им «механическим», полагая, что изобретение Гутенберга значительно ухудшило возможности коммуникации по сравнению с устными формами межличностного общения, существовавшими еще во времена Сократа. «Технология Гутенберга выкачала из языка звуковые ощущения,- писал Маклюэн. - Она установила неведомые дотоле, никому не понятные стандарты произношения и мышления. До появления типографий мир никогда не сталкивался с таким позорным явлением, как плохая грамматика и т.д. и т. п.». Зато он с восторгом отзывался об открытиях Маркони и Эдисона, этих, по его словам, «мастеров виндсерфинга по радиоволнам», благодаря, усилиям которых «слова снова зазвучали»McLuhan М. The Gutenberg Galaxy: The making of typographic man. Toronto; University of typography Toronto Press, 1962. P. 271..

Маклюэн (особенно ранний шестидесятник) основное предпочтение отдавал телевидению, наиболее эффективному средству воздействия на большие массы людей в то время (вспомним, что антиподом книг у Рэя Брэдбери тоже были «телевизионные стены» в человеческом жилище).

В «Глобальной деревне», последней работе М. Маклюэна, написанной им в соавторстве с Брюсом Пауэрсом (книга вышла уже после смерти М. Маклюэна в 1980 г.), авторы не сочли возможным ставить точку в конце прогноза о будущем печатной книги, оставив дальнейшие рассуждения на эту тему последующим поколениям. Более того, они вообще гораздо осторожней подошли к делению информационного пространства на визуальное (в нашем контексте - книжное) и акустическое (где действуют эфирные СМК). Они пишут, что путь к акустическому миру не будет легким и что в ходе становления «мировой деревни» как символа глобальной коммуникации эти мировоззрения - визуальное и акустическое -постоянно проникают друг в друга «со скоростью света». Ключ к примирению, полагают авторы, в том, чтобы попытаться понять обе системы одновременно и содействовать их конвергенции. Сегодняшняя практика в основном подтверждает правильность этого выводаMcLuhan М., Powers В. R. The Global Village: Transformations in Wold Life and Media in the 21st Century. New York; Oxford: Oxford University Press, 1989..

В 1970-х гг. появились две книги, написанные авторами по заказу ЮНЕСКО.

Одна из них называлась «Революция в мире книг» (М.: Книга, 1972, пер. с фр.), была посвящена массовому выпуску изданий в мягких обложках (paperbacks) и принадлежала перу известного французского социолога и литературоведа Эскарпи Р.Робера Эскарпи. Другая - «Жажда чтения» (в оригинале - «Книжный голод») была написана тем же Р. Эскарпи в соавторстве с Баркер Р.Рональдом Баркером, сотрудником Ассоциации книгоиздателей Великобритании (издание также вышло в издательстве «Книга» в 1979 г., пер. с фр. и англ.).

Обе книги сами по себе представляют значительный интерес, особенно для тех, кто занимается изучением новейшей истории книжного дела; для нас же объектом внимания в них послужили те разделы, где говорится о будущем книги. Эти разделы в обеих книгах четко обозначены. Следует отметить, что имя М. Маклюэна в текстах не упоминается, тем не менее влияние его работ на авторов, безусловно, сказывается, и это понятно, поскольку книги готовились в тот же период, когда появились откровения канадского профессора.

Поэтому литературовед Р. Эскарпи вслед за литературоведом М. Маклюэном стал искать изъяны в печатном слове по сравнению со словом произнесенным. В разделе «Зависимое искусство», входящем в состав «Революции в мире книг», Р. Эскарпи пишет: «Буква - знак по своему содержанию двойственна и множественна. Соединяясь с другими буквами в слова, которые, в свою очередь, соединяются в предложения, буква, в конечном счете, способствует передаче самых разнообразных сообщений-теоретических, практических, эмоциональных, но всегда имеющих определенный смысл. Как элемент мысли, в некотором роде «законсервированный» в письменной речи, но способный в любое время высвободиться благодаря чтению, буква является «орудием информации». Вместе с тем, взятая отдельно или в контексте, буква есть видимый образ звука. Написать слово - это значит, как бы замедленно произнести его. Чтение высвобождает как звуковое содержание, так и смысловое, но две эти реакции совсем необязательно совпадают и сосуществуют.

Буква - «орудие речи» и буква - «орудие информации» могут быть резко разъединены»Эскарпи Р. Революция в мире книг / Пер. с фр. М., 1972. С. 30-31..

Еще теснее их позиции сближаются в «Жажде чтения». Здесь в главе VI, также подготовленной Р. Эскарпи, утверждается: «В течение почти пяти столетий, прошедших с момента изобретения книгопечатания и начала его развития, технический прогресс сделал возможным широчайшее распространение книг, но это не сопровождалось аналогичным развитием духовных потребностей. В наших «грамотных» обществах все еще господствуют ценности «дограмотного» периода.

В частности, успех аудиовизуальных средств объясняется не только тем, что эти средства «современные», но, скорее, тем, что они обращаются к древним, но еще не полностью забытым нами, методам передачи информации. Это может способствовать распространению знаний, но при условии, что возвращение в далекое прошлое будет органически слито с привычкой к чтению, которая должна играть свою собственную роль наравне с этими новыми и в то же время древнейшими навыками, порожденными аудиовизуальными средствами. Если это справедливо для стран со старой письменной культурой, то это еще более верно для молодых государств, перешедших прямо к использованию аудиовизуальных способов коммуникации»Баркер Р., Эскарпи Р. Жажда чтения. М, 1979. С. 148-149..

Однако, если отвлечься от аналогий, связанных со сравнением достоинств и недостатков традиционной книги и эфирных СМИ, то в целом и Р. Эскарпи, и Р. Баркер видят главную задачу книжного дела в перспективе в том, чтобы наладить должным образом книгораспространение, в умении довести данную книгу до того читателя, которому она предназначена. Сегодняшнее состояние книгоиздания и книгораспространения полностью подтверждает правильность их выводов.

Книжное содружество внимательно следит за разработкой и использованием новых информационных технологий, предпринимая попытки максимально использовать их, во-первых, для совершенствования книгопроизводства, а во-вторых - для изменения стратегии и тактики издательского менеджмента в условиях ожесточающейся конкуренции. Многие из тех, кто трезво оценивает ход событий, понимают, что новые «информационные галактики», которые чем дальше, тем чаще будут сменять друг друга, вовсе не отменяют всего того, что уже было принято на службу человечеством в процессе его развития. Каждый последующий этап современной информационной революции непременно включает в себя технологии всех предыдущих. Электронные средства информации, в том числе и телевидение, вопреки самым мрачным прогнозам, вовсе не стали таким уж непреодолимым препятствием для увеличения объема книгопроизводства, так же, как и сама печатная книга не перекрыла дорогу слову писанному и устному.

Интересный сопоставительный анализ имеющихся взглядов на развитие отдельных информационных средств и собственный прогноз динамики процессов взаимодействия книги, печатного слова, с новыми коммуникационными технологиями осуществлен коллективом авторов во главе с Арский Ю.М.Ю.М. Арским в монографии «Инфосфера»Арский Ю.М., Гиляревский Р.С. Инфосфера. М., 1996..

В заключение стоит рассмотреть прогноз, подготовленный в 1997 г. группой «Гейдельберг» (полиграфическое машиностроение, Германия), который называется «Печатные средства информации в 2010 году: больше?.. меньше?.. исчезнут?». Разработчиками проведен серьезный многоаспектный анализ поставленной проблемы, поскольку, как справедливо замечают авторы проекта, рынок печатной продукции сильнее многих других областей экономики зависит от всех экономических и социальных факторов. Среди них: общее политическое, экономическое и технологическое развитие, рост народонаселения, экология, развитие мировой торговли, состояние воспитания и образования, развитие сферы средств информации. Составители резонно указывают также и на усложнение работы над прогнозом в связи с возникающей в процессе развития часто непредсказуемой взаимозависимостью и взаимодействием этих составляющих (мировые события последнего времени, связанные с борьбой с терроризмом, еще раз убеждают в справедливости этих утверждений).

На основе сопоставления перечисленных факторов в их детальной спецификации авторы прогноза предложили четыре сценария развития печатных средств информации на период до 2010 г. в зависимости от соотношения типов изменения экономических и технологических (показателей). К последним относятся главным образом достижения в сфере новых информационных технологий. Таким образом, выделяется главный конкурентный печатным средствам информации детерминант, который призван взвешивать шансы печатного слова в новой инфосфере. Принципиально важным представляется замечание, сделанное авторами и вынесенное ими на отдельную страницу: «Исследуется вопрос не о том, заменят ли, а о том, в какой степени печатные средства будут заменены электронными средствами». Фактически этим замечанием уже дается ответ на часть вопроса, вынесенного в заголовок всего прогноза, и подтверждается, что речь о полной замене печатных средств электронными СМИ не идет.

Отметим также, что для всех четырех сценариев характерен рост книжного производства от 8% до двух с лишним. Прежде чем перейти к нашей собственной оценке количественных показателей современного книгоиздания и тенденций их изменения, целесообразно сделать некоторые общие выводы из рассмотрения тех прогностических материалов, которые имеются в распоряжения специалистов к настоящему времени.

  1. Первый и, пожалуй, самый фундаментальный вывод состоит в том, что книга, а в более общей форме печать, остается одним из самых значимых средств человеческого общения, обмена социальной информацией, исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества. Ни один из рассмотренных прогнозов развития информационных процессов в обществе не содержит каких-либо указаний на устаревание книги как многофункционального информационно-коммуникационного инструмента, потерю ею своих качеств как элемента культуры. В наиболее афористической форме выразил это во время пребывания в Москве У. Эко, профессор Болонского университета, специалист по истории и культуре средневековья, автор известных романов «Имя Розы» и «Маятник Фуко». Он сказал просто: «Спите спокойно. Книга никуда не денется»Известия. 1998. 20 мая..

  2. Вопрос о том, что вновь появляющиеся СМИ и СМК вытесняют книгу из информационного пространства, заменяют собой книгу, являются неким субститутом книги, решается далеко неоднозначно. Достаточно сказать, что значительный рост книжного производства во второй половине XХ в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени получали развитие новые информационные, технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки, разработавшие недавно прогноз электронного научного книгоиздания в Англии на период до 2003 г., вынуждены были констатировать, что даже в таких «продвинутых» сферах общественной практики, как наука, выпуск «консервативных» печатных изданий будет продолжать растиBrown, David J. Electronic Publishing and Libraries. Planning for the Impact end Growth to 2003. London, 1996. P. 154..

  3. В условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а выстраиваются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку все более эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, с одной стороны, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени (книга, телевидение, радио, кино и т.д.), а с другой - активно дополняя и обогащая друг друга. Ярким примером здесь может служить все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также в процессы книгораспространения. Во «Введении» к популярному учебнику по книгоиздательскому делу говорится: «Компьютеризация как важнейшая часть нашей новой нарождающейся культуры окажет существенное влияние на книгоиздание и в ближайшее время, а тем более в XXI в., в двух основных направлениях.

    Во-первых, постоянно возрастающие возможности обработки (манипулирования) информации позволяют быстро и легко делать книги (а также периодические издания, видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, базы данных, CD-ROM и т.д.), которые в течение многих десятилетий будут в числе самых покупаемых товаров. Книги в этом ряду занимают особое место. Это наименее капиталоемкое производство, здесь низкие цены и наиболее дружественный интерфейс. Они не требуют никакого дополнительного оборудования при использовании и их всегда можно взять с собой в дорогу.

    Во-вторых, способность компьютеров быстро обрабатывать огромные базы адресных данных позволяет использовать их как в огромных издательских конгломератах, контролирующих 75% всех книжных продаж, так и в небольших предприятиях, ориентирующихся на ограниченные контингента читателей. Последнее имеет весьма существенное значение, так как читатели грядущего века будут более требовательными к учету своих интересов и уровню обслуживания. Компьютер быстро излечивает нас от синдрома мышления массовыми категориями»Huenefeld John. The Huenefeld Guide to Book Publishing. Bedford, MA, 1993. P. 1-2..

  4. Степень взаимного влияния различных информационных технологий учесть чрезвычайно трудно, поэтому при разработке концепции прогноза будущего развития приходится опираться, главным образом, на прошлый опыт, результаты ситуационного анализа, а иногда и престо на здравый смысл.

© Центр дистанционного образования МГУП