Московский государственный университет печати

Болховитинова C.М. и др.


         

Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий

Учебное пособие


БолховитиноваC.М. идр.
Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Проектирование научно-технических изданий

1.1.

Общая характеристика научно-технических изданий

1.2.

Проектирование научно-технических изданий с позиций их информативности

1.3.

Проектирование научно-технических изданий с позиций удобочитаемости

2.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЙ

2.1.

Характеристика научно-популярной литературы

2.2.

Иллюстрирование и конструирование научно-популярных изданий

3.

Некоторые особенности проектирования литературно-художественных изданий

3.1.

Особенности художественной литературы

3.2.

Проектирование художественного издания

4.

Проектирование книг для детей

4.1.

Общая характеристика детской иллюстрированной книги

4.2.

Тематика и издательская классификация детских книг

4.3.

Художественное оформление и иллюстрирование книг для дошкольников

4.4.

Художественное оформление и иллюстрирование книг для детей младшего школьного возраста

4.5.

Художественное оформление и иллюстрирование книг для подростков

5.

Проектирование альбомов по искусству

5.1.

Анализ и обработка материалов издания в предпроектный период

5.2.

Проектирование альбомов по искусству

6.

Проектирование учебных изданий

6.1.

Общие сведения

6.2.

Построение учебного издания

6.3.

Иллюстративный материал учебного издания

6.4.

Макет учебного издания

Список литературы

Указатели
53  именной указатель
148  предметный указатель

Введение

Область проектной деятельности художника-конструктора очень обширна и сложна. Здесь осуществляется поиск главных, принципиальных особенностей проектируемого издания.

Для каждого издания определенного типа, определенной функциональной группы прежде всего необходимо найти принципы его организации. Необходимо пройти путь от рукописи автора и первых идей, представлений-образов по будущей книге до ее эскиза (реального материального проекта), отвечающего множеству разнообразных задач: идеологических, художественных, коммуникативных, коммерческих, эргономических и пр.

Макет изданияМакет - по возможности приближенное воспроизведение объекта. В макете издания прорабатываются композиционный строй, функциональность организации, экономичность и целесообразность выбранного решения и материалов. Проводится точный постраничный расчет объема издания и проверяется принципиальная система организации его элементов, проверяется внешний облик книги и удобство конструкции.

Современному художественному конструированию свойствен особый метод проектирования, который получил название Системный метод проектированиясистемного. В первую очередь потому, что проектируемый объект рассматривается, анализируется как система, и, во-вторых, потому, что обязателен учет свойств не только самого проектируемого объекта, но и потребителя, и производства. (В данном случае - анализ книги, ее читателя и возможностей производства.)

Системное проектирование широко применяется в инженерном конструировании, где имеет хорошо разработанную теорию и методическую основу. Методический опыт системного проектирования в книжном исскустве дает возможность художнику опираться не только на свойства личного опыта и интуиции художника, но и на объективные данные логического анализа. Новая профессия - Художник-конструкторхудожник-конструктор - все более утверждает себя. Она является закономерным развитием профессии Художественно-технический редакторхудожественно-технического редактора.

Общая, единая, цель художника-конструктура и художественного редактора на современном этапе - организовать книгу, чтобы она наилучшим образом была приспособлена для выполнения определенного диапазона общественных функций.

Художественный редактор как организатор издательского процесса, сохранив свои редакторские функции как главные, передает проектирование и комплексное оформление особо сложных изданий художнику-конструктору, работающему на тех же творческих основаниях, что и иллюстратор.

Современный художник-конструктор книги, в отличие от своих предшественников, опираясь на развитую научно-методическую и эстетическую базу, должен уметь творчески учитывать множество факторов, влияющих на формирование будущего издания: политических и просветительских, духовных и материальных, потребительских и производственных. Вместе с тем он должен уметь строить ансамбль книги, эстетически осмыслив ее пространственно-образную форму.

Деятельность художника-конструктора стимулируют два главных фактора: первый - сделать издание целесообразным, добиться, чтобы оно полнее выполняло предписанную ему функцию (обучать, осуществлять идеологическое воспитание, распространять научные сведения и пр.); второй - создать художественную цельность и ценность, которые усиливают при помощи эмоционального воздействия восприятие содержания авторского труда.

В научном отношении Художественное конструирование книгихудожественное конструирование книги питается не только достижениями искусства, но и данными многих наук и научных дисциплин - социологии, психологии, экономики, педагогики, некоторых положений теории информации, кибернетики и теории визуальных коммуникаций. Используя этот объективный материал, художник-конструктор с большей, чем раньше, определенностью может решать многие проектные задачи.

Художественное конструирование - комплексный творческий метод организации книги, который формирует и развивает все ее качества от утилитарных до эстетических.

Художник-конструктор призван организовать книгу целиком как функциональный комплекс и композиционный ансамбль.

© Центр дистанционного образования МГУП