Московский государственный университет печати

Степанова Г.Н.


         

Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии

Учебное пособие


Степанова Г.Н.
Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента

2.

Научные подходы к стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию

3.

Типы и виды планирования на предприятии

3.1.

Структура планов предприятия

3.2.

Перспективное внутрифирменное планирование

3.3.

Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

3.4.

Оперативно-календарное планирование

3.5.

Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия

4.

Инструментарий стратегического менеджмента и внутрифирменного планирования

4.1.

Содержание и принципы проведения стратегического анализа

4.2.

Анализ внешней среды

4.2.1.

Экономическая среда

4.2.2.

Социополитическая среда

4.2.3.

Технологическая среда

4.3.

Анализ ресурсного потенциала предприятия

4.4.

Прогнозирование в системе долгосрочного и стратегического планирования

4.5.

Технология планирования

4.6.

Методы разработки планов

5.

Понятие и сущность стратегии

5.1.

Подходы к процессу выработки стратегии развития предприятия

5.1.1.

Подход Б. и Р. Ричардсон

5.1.2.

Подход Х. Минтцберга

5.1.3.

Подход Р. Майлаза и С. Сноу

5.2.

Теория конкурентоспособности предприятия

5.3.

Эталонные стратегии развития бизнеса

5.4.

Управление реализацией стратегии

6.

Текущее планирование деятельности предприятия

6.1.

Товарная политика предприятия

6.1.1.

Формирование товарной политики

6.1.2.

Планирование ассортимента продукции

6.2.

План сбыта продукции

6.3.

План производства продукции

6.3.1.

Основные показатели производственной деятельности предприятия

6.3.2.

Измерение объема производства и реализации продукции

6.3.3.

План основного производства

6.3.4.

Производственная программа вспомогательных цехов

6.3.5.

Производственная мощность предприятия

6.4.

План по труду и кадрам

6.4.1.

Планирование роста производительности труда

6.4.2.

Планирование численности работающих

6.4.3.

Планирование фонда оплаты труда

6.4.4.

Подготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия

6.5.

Планирование потребности в материальных ресурсах

6.6.

Планирование себестоимости и прибыли предприятия

6.6.1.

Планирование себестоимости продукции

6.6.2.

Классификация затрат на производство продукции

6.6.3.

Калькуляция себестоимости калькулируемых групп

6.6.4.

Планирование прибыли

7.

Финансовая стратегия предприятия

7.1.

Виды финансовой стратегии

7.2.

Цели и задачи финансовой стратегии

7.3.

Разработка финансовой стратегии

8.

Финансовое планирование

8.1.

Цели и принципы финансового планирования

8.2.

Виды и содержание финансового плана

8.3.

Налоговое планирование

Заключение

Библиографический список

Указатели
18  именной указатель
202  предметный указатель
16  указатель иллюстраций

Введение

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, осуществляющими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Потребность в планировании на современных предприятиях вытекает из огромных размеров обобществления производства, его специализации и кооперирования, наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятий подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Планирование призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

1.
Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента

Стратегический менеджментСтратегический менеджмент - это деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды.

Рассмотрим историю возникновения понятия «стратегический менеджмент» в науке управления.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX в. они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе Менеджментменеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и вообще употреблять понятие «менеджмент», если в русском языке существует термин «управление», а проблемы управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и других причин их сущность далеко не одинакова.

Более глубокое изучение менеджмента приводит к пониманию основного различия. Оно состоит прежде всего в том, что в условиях административно-хозяйственной системы практически до 90-х годов управление в нашей стране было подчинено плану, часто в ущерб не только удовлетворению потребностей людей, но и эффективности производства, что в конечном итоге обусловливало увеличение любой ценой выпуска продукции, ограничение инициативы производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации и другие негативные последствия.

Наблюдался принципиально различный подход к условиям социалистического и капиталистического производства. А различные условия производства предполагали и различные подходы к управлению (см. табл. 1).

Таблица 1

Два типа предприятий и действительные ограничения 

Ограничивающие условия     Предприятие в условиях рыночной экономики    Предприятие в условиях директивно-плановой экономики
1. Ресурсные ограничения    Редко бывают эффективными    Почти всегда эффективны, более узкие, чем ограничения, обусловленные спросом
2. Ограничения, обусловленные спросом     Почти всегда эффективны    Редко бывают эффективными
3. Бюджетные ограничения    Жесткие    Мягкие
4. Производственный план    Автономный, формируется предприятием самостоятельно. Устанавливается на уровне ограничений, обусловленных спросом, и не достигает границы ресурсных ограничений     Директивный, предписывается вышестоящими организациями. Устанавливается на уровне ресурсных ограничений и не достигает границы ограничений, обусловленных спросом

В директивно-плановой экономике управление ориентировалось не на потребителя и, в конечном результате, не на эффективность и прибыль, что в идеальном случае одно и то же, а на вышестоящее руководство и предопределялось самой сущностью бюрократической командной системы.

В силу этого то действительно ценное, чего достигла отечественная управленческая мысль, во многом осталось лишь теорией, в лучшем случае - предметом изучения, но не практического применения. Переход к рыночной экономике выявил неприемлемость действовавшей системы управления для новых условий хозяйствования, фактически застав отечественных руководителей врасплох. Возникла необходимость принципиально нового подхода к управлению, что и заставило обратиться к богатому зарубежному опыту в этой области, иными словами - к менеджменту.

Однако такой подход не отрицает полностью директиву планирования, поскольку управление предприятием без учета прогноза состояния рынка, без планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, планирования сбыта продукции и издержек сводит эффективность деятельности к минимуму. Во время перехода нашей страны к рыночной экономике видоизменяются многие экономические категории, в частности планирование деятельности предприятия. Непосредственно Планированиепланирование как функция предприятия остается, но при этом его конечная цель, виды и методы существенно изменяются. Так, сама категория «планирование» перерастает в категорию «стратегический менеджмент». Да и само планирование производственной деятельности выходит на принципиально новый уровень. Если при социалистической экономике планирование деятельности предприятия являлось формальным и сводилось к указанию «сверху» конкретных цифр экономических показателей, которые необходимо было достичь к концу года, пятилетки и т.д., то сейчас, в условиях рыночной экономики, стратегический менеджмент стал одной из важнейших экономических категорий с точки зрения практической деятельности предприятия. Отдел стратегического менеджмента занимается разработкой стратегии функционирования предприятия в сложных, постоянно меняющихся условиях рынка. Конечной же целью стратегического менеджмента становится получение максимальной прибыли при минимальных издержках.

Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению: первый из них акцентировал внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса), другой - на управлении трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности. Стратегический менеджментСтратегический менеджмент связан в свою очередь со следующими подходами к планированию: планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия на микроэкономическом уровне, планирование издержек производства, планирование прибыли, планирование потребности производственных ресурсов, планирование сбыта продукции.

С начала века (т.е. с момента зарождения теории управления) и до 60-х годов принципы управления и планирования строились по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа предприятий рассматривалась с точки зрения закрытой системы. На таких принципах варьировалась до настоящего времени управленческая деятельность и в нашей стране. Все управление в масштабах предприятия в данном случае большей частью сводится к оперативному регулированию его внутренней деятельности без ориентации на внешние изменения.

Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что деятельность предприятия во многом обусловлена внешней средой.

Происходит эволюция и в другом направлении - от рационального фактора к социальному. Рациональный (механический) фактор предполагает достижение конкретных целей, прежде всего максимизацию прибыли. Исходя из этого строится вся работа организации.

Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей предприятия с интересами исполнителей, т.е. рабочих и служащих, что, в свою очередь, привело к смещению от принципов рационализма в сторону ориентации на человеческий фактор.

Далее, в 40-50-е годы, в крупных западных фирмах появляется отдел финансового планирования, занимающийся текущим планированием производственно-хозяйственной деятельности. Планирование в таких фирмах ограничивалось составлением регулярных финансовых смет по статьям расходов на различные цели. Позднее, в 50-60-е годы, фирмы стали выполнять новую функцию: планирование, направленное не во внутрь фирмы, а вне ее, т.е. в экономическое, научно-техническое, социально-политическое окружение. Появляются новые экономические категории, такие, как долгосрочное планирование, скользящее планирование, стратегическое планирование.

70-90-е годы: совершенствование планирования в начале 70-х годов выражается в создании принципов и методологии стратегического менеджмента. Система стратегического управления предполагает:

  1. Выделение ресурсов фирмы под стратегические цели.

  2. Создание центров руководства, систематизированных по целям.

  3. Оценку и стимулирование деятельности подразделений.

© Центр дистанционного образования МГУП