Московский государственный университет печати

Степанова Г.Н.


         

Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии

Учебное пособие


Степанова Г.Н.
Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента

2.

Научные подходы к стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию

3.

Типы и виды планирования на предприятии

3.1.

Структура планов предприятия

3.2.

Перспективное внутрифирменное планирование

3.3.

Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

3.4.

Оперативно-календарное планирование

3.5.

Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия

4.

Инструментарий стратегического менеджмента и внутрифирменного планирования

4.1.

Содержание и принципы проведения стратегического анализа

4.2.

Анализ внешней среды

4.2.1.

Экономическая среда

4.2.2.

Социополитическая среда

4.2.3.

Технологическая среда

4.3.

Анализ ресурсного потенциала предприятия

4.4.

Прогнозирование в системе долгосрочного и стратегического планирования

4.5.

Технология планирования

4.6.

Методы разработки планов

5.

Понятие и сущность стратегии

5.1.

Подходы к процессу выработки стратегии развития предприятия

5.1.1.

Подход Б. и Р. Ричардсон

5.1.2.

Подход Х. Минтцберга

5.1.3.

Подход Р. Майлаза и С. Сноу

5.2.

Теория конкурентоспособности предприятия

5.3.

Эталонные стратегии развития бизнеса

5.4.

Управление реализацией стратегии

6.

Текущее планирование деятельности предприятия

6.1.

Товарная политика предприятия

6.1.1.

Формирование товарной политики

6.1.2.

Планирование ассортимента продукции

6.2.

План сбыта продукции

6.3.

План производства продукции

6.3.1.

Основные показатели производственной деятельности предприятия

6.3.2.

Измерение объема производства и реализации продукции

6.3.3.

План основного производства

6.3.4.

Производственная программа вспомогательных цехов

6.3.5.

Производственная мощность предприятия

6.4.

План по труду и кадрам

6.4.1.

Планирование роста производительности труда

6.4.2.

Планирование численности работающих

6.4.3.

Планирование фонда оплаты труда

6.4.4.

Подготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия

6.5.

Планирование потребности в материальных ресурсах

6.6.

Планирование себестоимости и прибыли предприятия

6.6.1.

Планирование себестоимости продукции

6.6.2.

Классификация затрат на производство продукции

6.6.3.

Калькуляция себестоимости калькулируемых групп

6.6.4.

Планирование прибыли

7.

Финансовая стратегия предприятия

7.1.

Виды финансовой стратегии

7.2.

Цели и задачи финансовой стратегии

7.3.

Разработка финансовой стратегии

8.

Финансовое планирование

8.1.

Цели и принципы финансового планирования

8.2.

Виды и содержание финансового плана

8.3.

Налоговое планирование

Заключение

Библиографический список

Указатели
18  именной указатель
202  предметный указатель
16  указатель иллюстраций

2.
Научные подходы к стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию

Эффективность управления определяется обоснованностью методологии решения проблемы, т.е. подходов, принципов, методов. К стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию применяются следующие подходы:

  • Подход к стратегическому менеджменту: Системныйсистемный подход - рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Ситуационныйситуационный подход - использование методов, наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Комплексный комплексный подход - учет технических, экономических, организационных, экологических, социальных, психологических аспектов менеджмента в их взаимосвязи;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Интеграционныйинтеграционный подход - нацеленность на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Маркетинговыймаркетинговый подход - ориентация управляющей подсистемы на потребителя;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Функциональныйфункциональный подход - рассмотрение потребности как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Динамическийдинамический подход - рассмотрение объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Воспроизводственныйвоспроизводственный подход - ориентация на постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка с наименьшими совокупными затратами;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Процессныйпроцессный подход - рассмотрение функций управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Нормативныйнормативный подход - установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Количественныйколичественный подход - переход от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Административныйадминистративный подход - регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах;

  • Подход к стратегическому менеджменту: Поведенческийповеденческий подход - оказание помощи работнику в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций поведенческих наук.

Планирование базируется на ряде принципов, т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:

  • научность - разработка планов с учетом достижений научно-технического прогресса (экономико-математических методов и вычислительной техники);

  • оптимальность - выбор наиболее эффективного (наилучшего) варианта плана из нескольких;

  • непрерывность - взаимосвязь перспективного и текущего планирования на основе требования непрерывности производства;

  • всесторонность - учет принципа системности развития предприятия - рассмотрение всего множества прямых и обратных связей в единстве;

  • гибкость (динамичность) - возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотр в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

  • многовариантный ситуационный характер планирования, предполагает разработку нескольких вариантов планов;

  • экономичность - минимизация затрат, связанных с реализацией плана;

  • надежность планирования зависит от точности показателей предыдущего периода;

  • планирование базируется на неполных данных (не поддающихся планированию аспектов);

  • планы должны строиться на основе учета имеющихся ресурсов (т.е. при наличии системы контроля и корректировки);

  • планы должны содержать резервы безопасности, чтобы избежать неточности или частых изменений плана;

  • планирование должно отталкиваться от таких факторов, как сбыт, финансы, рабочая сила;

  • составление бюджетов должно охватывать все стороны деятельности предприятия;

  • концепция планирования должна быть понятна всем работникам предприятия.

© Центр дистанционного образования МГУП