Московский государственный университет печати

Степанова Г.Н.


         

Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии

Учебное пособие


Степанова Г.Н.
Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента

2.

Научные подходы к стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию

3.

Типы и виды планирования на предприятии

3.1.

Структура планов предприятия

3.2.

Перспективное внутрифирменное планирование

3.3.

Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

3.4.

Оперативно-календарное планирование

3.5.

Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия

4.

Инструментарий стратегического менеджмента и внутрифирменного планирования

4.1.

Содержание и принципы проведения стратегического анализа

4.2.

Анализ внешней среды

4.2.1.

Экономическая среда

4.2.2.

Социополитическая среда

4.2.3.

Технологическая среда

4.3.

Анализ ресурсного потенциала предприятия

4.4.

Прогнозирование в системе долгосрочного и стратегического планирования

4.5.

Технология планирования

4.6.

Методы разработки планов

5.

Понятие и сущность стратегии

5.1.

Подходы к процессу выработки стратегии развития предприятия

5.1.1.

Подход Б. и Р. Ричардсон

5.1.2.

Подход Х. Минтцберга

5.1.3.

Подход Р. Майлаза и С. Сноу

5.2.

Теория конкурентоспособности предприятия

5.3.

Эталонные стратегии развития бизнеса

5.4.

Управление реализацией стратегии

6.

Текущее планирование деятельности предприятия

6.1.

Товарная политика предприятия

6.1.1.

Формирование товарной политики

6.1.2.

Планирование ассортимента продукции

6.2.

План сбыта продукции

6.3.

План производства продукции

6.3.1.

Основные показатели производственной деятельности предприятия

6.3.2.

Измерение объема производства и реализации продукции

6.3.3.

План основного производства

6.3.4.

Производственная программа вспомогательных цехов

6.3.5.

Производственная мощность предприятия

6.4.

План по труду и кадрам

6.4.1.

Планирование роста производительности труда

6.4.2.

Планирование численности работающих

6.4.3.

Планирование фонда оплаты труда

6.4.4.

Подготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия

6.5.

Планирование потребности в материальных ресурсах

6.6.

Планирование себестоимости и прибыли предприятия

6.6.1.

Планирование себестоимости продукции

6.6.2.

Классификация затрат на производство продукции

6.6.3.

Калькуляция себестоимости калькулируемых групп

6.6.4.

Планирование прибыли

7.

Финансовая стратегия предприятия

7.1.

Виды финансовой стратегии

7.2.

Цели и задачи финансовой стратегии

7.3.

Разработка финансовой стратегии

8.

Финансовое планирование

8.1.

Цели и принципы финансового планирования

8.2.

Виды и содержание финансового плана

8.3.

Налоговое планирование

Заключение

Библиографический список

Указатели
18  именной указатель
202  предметный указатель
16  указатель иллюстраций

6.
Текущее планирование деятельности предприятия

Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактических решений в относительно короткие периоды времени. Поэтому Планирование стратегическое (перспективное)стратегическое (перспективное) планирование, направленное на кардинальные изменения, должно подкрепляться тактическим (текущим) и оперативным планированием, обеспечивающим последовательное (поэтапное) достижение стратегических целей. Все виды планирования взаимосвязаны, но имеют принципиальные отличия по методам планирования, структуре плановых решений, срокам реализации.

Планирование текущееТекущее планирование охватывает годовой период и включает совокупность всех планов по различным видам деятельности предприятия. Типовая структура и система планов, действующих в условиях рыночных отношений, представлены на рис.Рис. 09. Структурная схема планирования на предприятии.

Основой составления планов по конкретным направлениям деятельности предприятия являются задачи, которые определяются в натуральных или денежных количественных показателях. Прежде всего при планировании ориентируются на узкие места, где ограничена маневренность действий (производство, сбыт, финансы, рабочая сила).

После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится анализ и выявляются несоответствия. Так как планы взаимозависимы, возникает необходимость соответствующей корректировки.

Одним из главных ориентиров всех планов является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия. Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет (план расходов и доходов).

Показатели рынка служат исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловым в системе планов является планирование сбыта, прибыли и финансов.

В текущем годовом плане предприятия конкретизируются прогнозы, долгосрочные, перспективные мероприятия и показатели. Исходными данными для разработки этого плана служат:

  • данные маркетинговых и стратегических исследований, а также разрабатываемые цели развития;

  • выявленный и формируемый спрос на продукцию или услуги;

  • уточненные технико-экономические нормы и нормативы использования производственных мощностей, затрат трудовых и материальных ресурсов;

  • мероприятия по созданию, освоению и внедрению новой техники и технологии;

  • изобретения, патенты, рационализаторские предложения, информация о конкурентах.

Задания годового плана распределяются по кварталам и в соответствующих показателях доводятся до производственных подразделений.

При разработке текущего плана выполняют комплекс организационных и планово-расчетных работ:

    а) детально анализируются производственно-хозяйственная деятельность и ход выполнения перспективных и долгосрочных планов за прошедшие годы, что позволяет определить достигнутый организационный уровень производства;

    б) сопоставляются качество и ассортимент выпускаемой продукции с качеством и ассортиментом продукции других конкурирующих предприятий, что позволяет разработать мероприятия по улучшению качества продукции или услуг;

    в) разрабатываются мероприятия и программы по росту эффективности производства (внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизация производства, специализация и кооперирование, совершенствование системы управления, планирования и организации производства);

    г) осуществляется сбор предложений работников предприятия по улучшению качества продукции и всей работы коллектива, организации труда, производства и повышению его эффективности;

    д) уточняются действующие и разрабатываются новые прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы использования оборудования, затрат рабочего времени, нормы расхода материалов, топлива, энергии и других производственных ресурсов.

6.1.
Товарная политика предприятия

6.1.1.
Формирование товарной политики

Товарная политикаТоварная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению приемов упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.

Продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к ошибочным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошего знания рынка и характера его требований; ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

В условиях необходимости мобилизации все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте) требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику. Необходимо продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства; темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и «старых» изделий в программе, новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров; выход на рынок с принципиально новыми видами продукции; выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы товаров, теряющих рыночные позиции, и др. Эти вопросы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.

6.1.2.
Планирование ассортимента продукции

Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют Ассортиментассортиментом.

Номенклатура (товарный ассортимент)Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

Сущность Планирование ассортимента продукциипланирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.

Основными элементами (или фазами) планирования ассортимента продукции являются (рис.Рис. 10. Планирование ассортимента продукции):

    1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка;

    2) оценка конкурирующих изделий-аналогов под тем же углом зрения;

    3) анализ потребительских оценок качества вырабатываемых изделий, т.е. определение степени их соответствия запросам покупателей (потребителей) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении;

    4) определение того, какими изделиями должен быть пополнен вырабатываемый ассортимент продукции и какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности и т.д. Сюда же относится решение вопроса о том, следует ли диверсифицировать производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся специализации;

    5) рассмотрение предложения об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения выпускаемых товаров;

    6) разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателей;

    7) изучение с помощью специалистов по научно-техническим изделиям и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;

    8) тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности;

    9) разработка специальных рекомендаций для изготовителей продукции в отношении ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания и т.д. в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж и т.п.;

    10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного товара, масштабов и начальной формы его реализации (например, только пробные продажи в специально отобранных городах, освоение отдельных региональных рынков или же выход сразу на национальный рынок), планов сбыта продукции, разработку программы проведения рекламных кампаний и других мероприятий по стимулированию сбыта.

При этом важно иметь в виду, что планирование ассортимента продукции - это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи.

Технология планирования ассортимента имеет исходные условия:

  1. Формированию Ассортиментассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп и необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических и других ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

    Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих по возможности оптимальное развитие производственного ассортимента данного вида товаров. К ним относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров, частота обновления ассортимента, уровень соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментной концепции - сориентировать предприятие на выпуск товаров, соответствующих структуре и разнообразию спроса покупателей.

  2. Целевая направленность и искусство планирования проявляются в воплощении реальных и потенциальных возможностей предприятия в определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребность покупателя и позволяющих получить прибыль.

  3. Типичный цикл планирования ассортимента и его реализации включает предварительную оценку замысла, за которым следуют разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание образцов, проверка возможностей их массового производства, рыночный тест.

6.2.
План сбыта продукции

Разработка плана сбыта. Разработка плана сбыта - исходный этап подготовки общей сметы, так как расчетный объем продаж является определяющим практически для всех статей общей финансовой сметы. В плане сбыта, как правило, указывается количество продукции каждого вида, которое предполагается реализовать.

После завершения предварительного расчета объема продаж составляется план сбыта, при этом ожидаемое количество единиц реализуемой продукции умножается на удельную продажную цену. В план сбыта также включается расчет ожидаемых поступлений по инкассо от продаж в кредит, что в дальнейшем будет необходимо для составления кассового плана.

Узким местом в деятельности предприятий обычно является сфера продаж, поэтому необходимо развитие рынка.

В рамках любого плана представлена как общая картина деятельности предприятия, так и возможности, позволяющие реагировать на изменение ситуации на рынке.

Первым шагом для составления плана является сбор исходной информации (вплоть до данных об индивидуальных актах продажи), которая дает наиболее полное представление о положении на рынке.

Анализ внутрифирменных данных. Анализ оборота за предыдущие годы обычно дается в виде таблиц и охватывает многолетний период. В таблицах должны быть показаны:

    1) обороты продаж (количество);

    2) стоимость продаж (оборота);

    3) продажные цены (собственной продукции и конкурентной);

    4) собственные прогнозы сбыта, составлявшиеся в прошлом;

    5) колебания между плановыми и фактическими показателями, имевшие место в прошлом.

Такой подробный анализ с показателями по месяцам и возможностью подробно рассмотреть все виды колебаний позволяет предсказать перспективные данные сбыта.

Статистика сбыта. Статистика сбыта расшифровывается по следующим позициям:

    1) товары и группы товаров;

    2) торговые районы и районы представителей (продавцов);

    3) группы покупателей;

    4) количество и частота заказов;

    5) пути продажи.

Расшифровка товаров по группам необходима, так как торговые программы нередко весьма широки, а слишком большие обобщения искажают действительность. К тому же отдельные виды товаров подвергаются воздействиям различных внешних условий.

Расшифровка по торговым районам и районам представителей позволяет показать развитие отдельных районов сбыта, провести анализ взаимосвязей между работой торгового персонала и эффективностью рекламы и рекламных средств, а также помогает определить уровень заработной платы продавцов.

Данные по количеству и частоте заказов являются ориентирами для ценообразования и применения рекламных средств.

Статистические данные сбыта по всем пяти пунктам дают информацию о структуре и развитии сбыта, а также о возникающих расходах. По данным сбыта и результатам маркетинга (по динамике покупательной способности и динамике общего спроса на сопоставимые товары на рынке) определяют группы товаров с растущим спросом, нейтральные товары и товары с падающим спросом. В целом внутрифирменные данные позволяют видеть пути сбыта и возникающие расходы.

Анализ данных о рынке. Получение данных о рынке крайне необходимо, поскольку показатели сбытовой деятельности в прошлом сами по себе еще не позволяют оценить сбыт в перспективе. Только анализ соотношения между объемом оборота и действием рыночных факторов даст возможность получить реальные оценки его развития в будущем.

Анализ рынка и сопоставление с внутрифирменными возможностями отражают пропорции, складывающиеся между динамикой рынка и динамикой развития собственного предприятия. Эти пропорции учитываются в плане товарооборота.

Для эффективного планирования сбыта необходимо проводить систематические маркетинговые исследования рынка.

На западных предприятиях анализируются следующие показатели:

    1) динамика численности населения с разбивкой по районам и возрастным группам. Такая информация важна при организации продажи товаров широкого потребления;

    2) потребление товаров в расчете на душу населения. Анализ таких данных позволяет выявить изменения в поведении потребителей;

    3) динамика доходов населения (клиентов). Эта информация отражает перемещение расходов с одного товара на другой;

    4) динамика покупательной способности;

    5) динамика общего спроса на все сопоставимые товары на рынке. Подобные данные можно получить из статистики использования производственных мощностей конкретной промышленной сферы. Такой анализ отображает вероятный переход на использование взаимозаменяемых товаров;

    6) динамика изменения производственных мощностей конкурентов или численности занятых в конкретной области.

В зависимости от того, какая информация получена по пунктам 1-3, предприятия изменяют свои производственные программы. Анализ данных по пунктам 4-6 дает возможность вычленить в принципе три группы товаров:

  • товары с растущим спросом;

  • нейтральные товары;

  • товары с падающим спросом.

Целостный анализ данных по рынку, их сопоставление с внутрифирменными данными отражают пропорции, складывающиеся между динамикой рынка и динамикой собственного предприятия.

Специальные исследования рынка. Наблюдение за динамикой рынка и анализ его конъюнктуры являются важнейшими инструментами получения необходимых данных о динамике сбыта. Наблюдение за развитием рынка - это постоянный сбор информации предприятием, практически всегда «вторичное» исследование рынка, т.е. анализ уже имеющихся данных.

Такого рода данные частично имеются на предприятии (статистика оборота, отчеты представителей), частично их можно получить из других источников (данные центрального статистического управления, торговой палаты, ассоциаций и союзов). Их анализ является постоянной задачей раздела сбыта.

Большое значение в последнее время приобретает «прямое» исследование рынка, иными словами, специальные исследования, которые дают «моментальный снимок» рынка. При этом применение находят количественные и качественные исследования.

С помощью количественных исследований проводят анализ потребностей, спроса и сегментов рынка методом выборочной проверки. Они дают возможность установить, кто является потенциальным покупателем данного товара и какие факторы влияют на их поведение, т.е. что влияет на принятие решения покупать данный товар или не покупать.

Качественные исследования являются частью исследования мотивов и мнений. Такие исследования важно проводить при внедрении новых товаров на рынок. Они позволяют изучить поведение, мнение и представления клиентов.

Сбытовая психология свидетельствует о том, что во многих случаях люди покупают товары не в силу какой-то конкретной необходимости, а для удовлетворения даже им самим не всегда известных, подсознательных, чисто психологических потребностей.

Данные, которые можно получить с помощью этих исследований, крайне необходимы в сфере сбыта товаров широкого потребления, в которой решающую роль нередко играют «стайлинг», упаковка, название товара и т.п. Известно, что решение клиента купить товар зависит не только от качества товара, но и от вида упаковки, от внешней формы и т.п.

Важную функцию выполняет здесь Рекламареклама. Потенциальный клиент должен отождествлять себя с персонажами рекламных фильмов или плакатов. Потребитель нередко автоматически и только подсознательно связывает свои представления с определенными формами упаковки, цветом и т.п. Такого рода информацию можно получить опросами (устными, письменными или по телефону).

При составлении соответствующих анкет надо обращаться только к опытным специалистам, так как уже сама постановка вопросов во многих случаях предопределяет ответ или по меньшей мере влияет на направленность. Очень трудно избегать постановки как раз наводящих вопросов. Из этого следует, что проведение подобных исследований должно быть делом исключительно специальных фирм.

Наряду с перечисленными выше в странах Западной Европы и в США применяются также такие методы, как:

  • панельный опрос потребителей (onsumer panels);

  • «рыночные индексы» (brand barometer);

  • «контроль кладовых» (pantry checks);

  • «учеты складов торговых фирм» (shop audits).

Крупные фирмы, специализирующиеся на исследованиях рынка, имеют свои постоянные группы потребителей и делают опросы регулярно одной и той же группы.

Окончательный план сбыта. В основу этого плана кладутся полученные данные и прогнозы сбыта на перспективу. Сбыт планируется по месяцам и неделям. Если не проявляются тенденции к перераспределению, то можно воспользоваться в качестве основы временным распределением сбыта в прошлом. При этом годовое количество принимается за 100 процентов, а месячные обороты рассчитываются как части годового оборота.

Этот годовой план оказывает влияние на план производства, ибо процесс производства протекает, как правило, параллельно сбыту. Для лучшего контроля план сбыта составляется на основе тех же методов, что и статистика сбыта.

После разработки плана в количественных показателях осуществляется расчет стоимостных показателей, при этом обычно исходят из средних цен. Затем составляются планы сбытовых расходов по отдельным видам продукции, сбытовым регионам и группам клиентов.

6.3.
План производства продукции

Ведущим разделом внутрифирменного плана является План производства продукцииплан производства продукции. В нем отражаются натуральные и стоимостные показатели объема и реализации продукции в планируемом периоде, рассчитывается производственная программа подразделений и предприятия в целом, определяется ее трудоемкость. В этом разделе плана выполняются также расчеты производственной мощности и уровня ее использования, показателей использования основных производственных фондов, устанавливается потребность в оборудовании для выполнения производственной программы.

Показатели раздела этого плана являются базой для расчета всех последующих разделов внутрифирменного плана.

6.3.1.
Основные показатели производственной деятельности предприятия

При планировании и оценке деятельности полиграфических предприятий используется система технико-экономических показателей. В зависимости от их назначения и применения различают количественные и качественные, расчетные, натуральные трудовые и стоимостные показатели.

Технико-экономические показатели: КоличественныеКоличественные показатели характеризуют определенную сторону деятельности предприятия, например объем реализации, количество оборудования, численность работающих и др.

Технико-экономические показатели: КачественныеКачественные показатели характеризуют результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, например прибыль (доход), производительность труда, рентабельность, фондоотдачу и др.

Технико-экономические показатели: РасчетныеРасчетные показатели определяются и утверждаются предприятием. К ним относятся: товарная продукция в действующих оптовых ценах на момент составления плана, выпуск продукции в натуральном выражении, полная себестоимость товарной продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, предельный уровень затрат на рубль товарной продукции, среднесписочная численность работников, единый фонд оплаты труда или общий фонд заработной платы работников предприятия и непромышленного персонала, размер фондов предприятия.

Для планирования объема производства полиграфических предприятий применяются натуральные, стоимостные и трудовые показатели.

Технико-экономические показатели: НатуральныеНатуральные показатели объемов готовой продукции и полуфабрикатов по каждому цеху и операции используются в физических и условных единицах измерения продукции.

К Технико-экономические показатели: Натуральные физическиенатуральным физическим показателям относятся те, которые определяют количественную оценку объема продукции (тыс. листов-оттисков, тыс. краскооттисков).

К Технико-экономические показатели: Натуральные условныеусловным натуральным показателям относятся те, которые учитывают качественные характеристики продукции (средний объем одной тетради). Необходимость применения условных натуральных единиц измерения продукции объясняется большим разнообразием печатной продукции и значительными отклонениями их от физических (форматы, объемы).

Для перевода физических показателей в условные натуральные применяются соответствующие коэффициенты приведения.

Технико-экономические показатели: ТрудовыеТрудовые показатели применяются для измерения объема работ на отдельных операциях и для цехов вспомогательных производств, а также для определения заданий по росту производительности труда и фонда заработной платы. Учетной единицей является нормо-час.

Технико-экономические показатели: СтоимостныеСтоимостные показатели применяются для измерения объема реализуемой товарной и валовой продукции.

6.3.2.
Измерение объема производства и реализации продукции

При определении объема продукции в стоимостных показателях используют классификацию продукции по степени готовности. Различают готовую продукцию, полуфабрикаты, работы и услуги промышленного характера, незавершенное производство.

К Продукция по степени готовности: Готоваяготовой продукции относится продукция, отвечающая установленным стандартам, техническим условиям и требованиям к качеству, процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии и которая может быть отгружена заказчику.

Продукция по степени готовности: ПолуфабрикатПолуфабрикат - продукция, процесс изготовления которой полностью завершен в одном из цехов данного предприятия, но которая подлежит дальнейшей обработке в других цехах данного предприятия или другого предприятия.

Продукция по степени готовности: Незавершенное производствоНезавершенное производство - это продукция, процесс изготовления которой не завершен в цехах данного предприятия и которая не подлежит передаче и в другие цехи данного предприятия.

Продукция по степени готовности: Работы промышленного характераРаботы промышленного характера включают капитальный ремонт, работы по модернизации и монтажу оборудования, разрезке бумаг и т.п.

В плане производства и реализации продукции рассчитываются объемы реализуемой и валовой продукции.

Продукция реализованнаяРеализованной продукцией считается готовая продукция, процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии, которая оплачена и отгружена заказчику в плановом периоде.

В состав реализованной продукции входит: готовая продукция, полуфабрикаты собственного производства и работы промышленного характера, реализуемые на сторону.

Моментом реализации продукции считается момент поступления денежных средств на расчетный счет предприятия. Межотраслевой инструкцией предусмотрено в отдельных случаях применять показатель реализованной продукции не как оплаченной, а как отгруженной.

При составлении на предприятии плана производства учитывают величину ее остатков на начало и конец планового периода, количество продукции, потребляемой для собственных нужд, участие других предприятий в изготовлении продукции.

Объем реализации продукции на плановый период Qp (в денежном или натуральном выражении) определяется по формуле

Qp = Qон + Qт - Q - Qок,

где Qон - запас (остаток) готовой продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной; Qт - количество продукции, поступающей из производства; Q - количество продукции, выпущенной из производства для собственных нужд; Qок - нормативный запас готовой продукции на конец периода.

Продукция товарнаяТоварной считается продукция, процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии, она сдана на склад готовой продукции и полуфабрикатов, принята службой технического контроля и оформлена соответствующими документами. Эта продукция отгружена, но не оплачена.

В состав товарной продукции входят готовая продукция и полуфабрикаты, предназначенные к отпуску на сторону, а также работы и услуги промышленного характера. Учет товарной продукции ведется в действующих оптовых ценах. Для ее измерения могут применяться также натуральные показатели.

Продукция валоваяВаловая продукция включает в свой состав товарную продукцию (в том числе услуги промышленного характера), процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии, а также не прошедшую технический контроль, не сданную на склад готовой продукции, не оформленную соответствующими документами. Валовая продукция определяет в денежном выражении объем производства.

Показатели реализованной валовой и товарной продукции измеряются в денежных и натуральных единицах. Валовая и реализованная продукция имеют стоимостную оценку, товарная продукция - стоимостную и натуральную оценку.

6.3.3.
План основного производства

На полиграфических предприятиях при составлении производственной программы основного производства в первую очередь определяется производственная программа печатного цеха. Для составления промзадания используются показатели сводного тематического плана, который содержит данные по основным параметрам изданий.

Расчет производственной программы печатного цеха проводится раздельно по группам однородных печатных машин и по однородным в технологическом отношении видам продукции.

На основе промзаданий рассчитываются производственные планы основных цехов предприятия, определяется трудоемкость планируемого объекта продукции, устанавливаются потребности в оборудовании, режим работы и уровень его использования, объем товарной продукции в оптовых ценах.

Производственный план печатного цеха увязывается с планом брошюровочно-переплетного цеха и с планом сдачи тиражей готовой продукции, а также с заданием изготовления печатных форм по цехам. Для этого на основе запланированного количества физических листов-оттисков и средней тиражности определяется потребность в печатных формах и наборе с учетом их тиражестойкости.

Производственные планы цехов позволяют определить уровень использования производственной мощности и потребность в оборудовании для выполнения производственной программы.

В плане определяются важнейшие показатели предприятия:

  • объем продукции в натуральном выражении в физических листах-оттисках (краскооттисках), приведенных к базовому формату;

  • объем технических отходов по печатному и брошюровочно-переплетному цехам.

Именно на величину технических отходов увеличивается первоначальная загрузка по печати. Загрузка по печати определяется на основе сводного тематического плана в виде заказов коммерческих и некоммерческих организаций.

6.3.4.
Производственная программа вспомогательных цехов

Производственная программа вспомогательных цехов полиграфического предприятия формируется на основе потребностей собственного основного производства и принятых заявок других предприятий, учитываемых в плане реализации продукции. Службы вспомогательного производства включают в себя следующие отделения: ремонтно-механическое, транспортное, энергетическое, цех подготовки бумаги, для машиностроительных предприятий - инструментальные.

Объем ремонтных работ по предприятию определяется в зависимости от количества оборудования, его ремонтной сложности и степени защищенности. При составлении программы ремонтного цеха учитывается только то оборудование, ремонт которого производится собственными средствами.

Объем работы транспортной службы определяется в зависимости от общего количества перевозок и грузооборота. Исходя из объема и структуры планируемого грузооборота определяют внутренний грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывают численность рабочих, фонд заработной платы и т.д.

Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчета принимаются планы производства предприятия и цехов, планы поставки материалов, полуфабрикатов, вывоза готовой продукции и отходов.

Объем работы энергетической службы определяется в соответствии с потребностями основных цехов предприятия в энергии различных видов. Основой для расчета необходимого количества энергии служат: план производства и реализации основного производства, нормы расходования энергии на единицу планируемой продукции, нормы расходования на вспомогательное обслуживание, нормы потерь в процессе преобразования энергии и т.д.

Объем работ инструментальных подразделений разрабатывается на основе общей потребности в инструменте для выполнения работ в основном производстве, пополнения запаса инструментов и удовлетворения внешних заказов.

6.3.5.
Производственная мощность предприятия

Производственная мощностьПроизводственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации. Производственная мощность при правильном ее определении становится надежным ориентиром в работе по планированию и оценке деятельности предприятия.

Величина производственной мощности зависит прежде всего от дееспособности основных фондов и степени их использования. Наименьшее влияние на производственную мощность оказывает дееспособность производственного (технологического) оборудования.

Производственная мощность измеряется в натуральных единицах, а в некоторых случаях - в единицах полезности продукции или в денежном выражении.

В отличие от проектной Производственная мощность плановаяплановая производственная мощность действующих предприятий рассчитывается исходя из применяемых технологических процессов, наличного парка оборудования и имеющихся производственных площадей как величин уже заданных, а объем выпуска продукции по планируемой номенклатуре является искомой величиной, устанавливаемой в условиях полного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Производственная мощность предприятия рассчитывается как сумма производственных мощностей производственных единиц, входящих в состав этого предприятия. Это величина динамичная, изменяющаяся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и даже к календарной дате. Мощность определяется на начало планового периода - входная мощность и на его конец - выходная мощность.

Мощность на конец планового периода рассчитывается по формуле

Мк = Мн + Мc + Мр + Мо + Миз - Мв,

где Мн - производственная мощность на начало планового периода; Мc - ввод мощности в результате строительства новых и расширения действующих предприятий; Мр - прирост мощности вследствие реконструкции действующих предприятий; Мо - увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий; Миз - увеличение или уменьшение мощности вследствие изменения номенклатуры продукции; Мв - уменьшение мощности вследствие ее выбытия.

Кроме входной и выходной мощностей определяется также среднегодовая мощность по формуле

где Тc, Тр, То, Тиз, Тв - сроки действия соответствующих мощностей с момента введения их в строй и до конца планового года.

Отношение планового или фактического выпуска продукции к величине производственной мощности называется коэффициентом использования производственной мощности Кис:

Кис = Впл(ф),

где Впл(ф) - плановый или фактический объем производства в натуральных единицах.

Наибольшее влияние на величину производственной мощности оказывает группа технических факторов. К ним относятся:

  • количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес активной части основных фондов;

  • качественный состав основных фондов, уровень прогрессивности используемого оборудования на всех стадиях производственного процесса, насыщенности парка оборудования автоматическими станками и автоматизированными поточными линиями;

  • возрастной состав оборудования с учетом морального износа, темпы обновления основных фондов;

  • уровень экстенсивного (по времени) и интенсивного (по мощности) использования основных фондов;

  • степень прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов;

  • степень прогрессивности применяемых видов технологической оснастки - инструментов, приспособлений;

  • степень пропорциональности по мощности (пропускной способности) между агрегатами, группами взаимозаменяемого оборудования, участками, цехами, устранение узких мест;

  • качество исходного сырья.

В состав организационных факторов входят: степень специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования производства; оптимизация производственной программы предприятия; уровень организации производства, труда и управления. К группе экономических факторов относятся: формы оплаты труда рабочих, наличие систем материального стимулирования и т.д. Социальные факторы включают: профессиональный, квалификационный и общеобразовательный уровень работников предприятия и т.д. Все эти факторы влияют как на повышение производственной мощности, так и на уровень ее использования.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных единиц, цехов, участков, агрегатов или установок основного производства. Мощность предприятия рассчитывается по всем его производственным подразделениям - от группы технического однотипного оборудования к производственным участкам, от участков к цехам, от цехов к производственным единицам, от производственных единиц к предприятию в целом. Мощность ведущего подразделения данной ступени определяет мощность подразделения следующей ступени: по мощности ведущего устанавливают мощность цеха и т.д.

Ведущим подразделением считается такое, в котором выполняются основные технологические операции по изготовлению продукции, где затрачивается наибольшая доля живого труда и где сосредоточена значительная часть основных производственных фондов данного подразделения. При наличии на предприятии нескольких ведущих производств, цехов, участков, агрегатов или групп оборудования его производственная мощность определяется по тем из них, которые выполняют наибольший по трудоемкости объем работ. Если на предприятии имеется несколько производств или цехов с замкнутым циклом производства по выпуску однотипной продукции, то производственная мощность предприятия определяется как сумма мощностей входящих в его состав ведущих производств или цехов.

В состав предприятия могут входить производственные единицы, цехи, участки или группы оборудования, мощности которых не соответствуют производительности тех подразделений, по которым устанавливают потенциальные возможности всего предприятия, производства, цеха, участка. Такие подразделения называют «узким местом». Их мощность не может приниматься в расчет при определении мощностей производственных подразделений предприятия в целом. Для устранения «узких мест» проводят следующий комплекс мер: вводится новое или модернизируется действующее оборудование, совершенствуются технологические процессы, организация производства, труда и управления.

Производственная мощность рассчитывается по всему производственному оборудованию, закрепленному за основными цехами. В расчет принимается все наличное производственное оборудование, в том числе бездействующее в связи с неисправностью, ремонтом, модернизацией, закрепленное за производственной единицей, цехом, участком. Не учитывается при расчете мощностей резервное (находящееся на консервации) оборудование. Оборудование вспомогательных цехов, а также вспомогательных участков основных цехов предприятия, оборудование, имеющееся в распоряжении технических служб предприятия, не принимается в расчет производственной мощности при условии, если его количество не превышает установленного норматива.

В слабомеханизированных цехах предприятий различных отраслей промышленности важнейшим фактором, определяющим величину мощности, является производственная площадь.

Режим работы предприятия как важнейшее условие расчета производственной мощности определяется из числа смен работы, продолжительности рабочего дня, продолжительности рабочей недели. При этом различают календарный, режимный и действительный (рабочий) фонды времени использования основных производственных фондов. Фонд времени календарныйКалендарный фонд времени равен количеству календарных дней в плановом периоде, умноженному на 24 ч. Фонд времени режимныйРежимный фонд времени определяется режимом производства. Он равен произведению числа рабочих дней в плановом периоде на число часов в рабочих сменах. Фонд времени действительный (рабочий)Действительный (рабочий) фонд времени работы оборудования равен режимному за вычетом времени планово-предупредительного ремонта, рассчитанного по установленным нормам.

Для производств сезонного действия мощность рассчитывается исходя из продолжительности сезона по нормативам.

При расчете производственной мощности учитываются номенклатура и ассортимент продукции, в наиболее полной мере соответствующие структуре основных производственных фондов. На тех предприятиях или в их звеньях, где изготовляется продукция широкой номенклатуры, производится ее укрупнение путем объединения разных наименований изделий в группы по конструктивно-технологическому подобию и приведение каждой группы к одному базовому изделию-представителю. Обязательным условием выбора изделия-представителя является идентичность используемых технологических процессов. Приведение изделий к базовому осуществляется, как правило, на основе трудоемкости.

Если в производственной программе имеются вновь осваиваемые виды продукции, по которым отсутствуют нормы трудоемкости и карты технологических процессов, то необходимые исходные данные по новым изделиям определяют путем выбора изделия-аналога, подобного вновь осваиваемым по своим конструктивно-технологическим и техническим параметрам. Удельную трудоемкость изделия-аналога присваивают новому изделию (при необходимости вводят поправочные коэффициенты).

Большое практическое значение имеет оптимизация производственной мощности предприятия.

Расчеты использования производственных мощностей позволяют обнаружить их резервы. Критерием, определяющим необходимость развития и создания резервов производственных мощностей, служат выявленная потребность в продукции и перспективный план ее удовлетворения.

Составление планового баланса и расчетов использования имеющихся производственных мощностей и основных фондов начинается с определения перспективы развития предприятия и места его в удовлетворении потребности народного хозяйства.

При определении перспектив развития мощностей принимаются меры к максимальному освобождению предприятия от изготовления непрофильной продукции. При перспективном проектировании развития мощностей предприятия широко применяется балансовый метод.

Задания по приросту и вводу в действие производственных мощностей при составлении перспективных планов определяются в следующем порядке:

  1. Уточняется рассчитанная в балансах общая потребность в увеличении производственных мощностей по годам для обеспечения намечаемого выпуска продукции.

  2. Уточняется принятый в плановых балансах максимально возможный размер прироста мощностей на действующих предприятиях по годам за счет технического перевооружения и реконструкции.

  3. Определяется необходимый размер ввода новых мощностей за счет расширения действующих и строительства новых предприятий.

  4. На основе вариантной проработки определяется перечень строек, которые должны быть начаты и закончены строительством в планируемом периоде.

В плане развития производственной мощности учитывается также ее уменьшение за счет изменения номенклатуры и ассортимента продукции (увеличения трудоемкости); выбытия мощности вследствие ветхости зданий, сооружений, списания оборудования, исчерпывания запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов, передачи и продажи основных фондов в установленном порядке.

Осуществляемые для составления балансов производственных мощностей технико-экономические расчеты основываются на применении нормативов, определяющих для отдельных видов производств оптимальные мощности предприятий, сроки освоения проектных мощностей, удельные капитальные вложения.

© Центр дистанционного образования МГУП