Московский государственный университет печати

Степанова Г.Н.


         

Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии

Учебное пособие


Степанова Г.Н.
Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента

2.

Научные подходы к стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию

3.

Типы и виды планирования на предприятии

3.1.

Структура планов предприятия

3.2.

Перспективное внутрифирменное планирование

3.3.

Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

3.4.

Оперативно-календарное планирование

3.5.

Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия

4.

Инструментарий стратегического менеджмента и внутрифирменного планирования

4.1.

Содержание и принципы проведения стратегического анализа

4.2.

Анализ внешней среды

4.2.1.

Экономическая среда

4.2.2.

Социополитическая среда

4.2.3.

Технологическая среда

4.3.

Анализ ресурсного потенциала предприятия

4.4.

Прогнозирование в системе долгосрочного и стратегического планирования

4.5.

Технология планирования

4.6.

Методы разработки планов

5.

Понятие и сущность стратегии

5.1.

Подходы к процессу выработки стратегии развития предприятия

5.1.1.

Подход Б. и Р. Ричардсон

5.1.2.

Подход Х. Минтцберга

5.1.3.

Подход Р. Майлаза и С. Сноу

5.2.

Теория конкурентоспособности предприятия

5.3.

Эталонные стратегии развития бизнеса

5.4.

Управление реализацией стратегии

6.

Текущее планирование деятельности предприятия

6.1.

Товарная политика предприятия

6.1.1.

Формирование товарной политики

6.1.2.

Планирование ассортимента продукции

6.2.

План сбыта продукции

6.3.

План производства продукции

6.3.1.

Основные показатели производственной деятельности предприятия

6.3.2.

Измерение объема производства и реализации продукции

6.3.3.

План основного производства

6.3.4.

Производственная программа вспомогательных цехов

6.3.5.

Производственная мощность предприятия

6.4.

План по труду и кадрам

6.4.1.

Планирование роста производительности труда

6.4.2.

Планирование численности работающих

6.4.3.

Планирование фонда оплаты труда

6.4.4.

Подготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия

6.5.

Планирование потребности в материальных ресурсах

6.6.

Планирование себестоимости и прибыли предприятия

6.6.1.

Планирование себестоимости продукции

6.6.2.

Классификация затрат на производство продукции

6.6.3.

Калькуляция себестоимости калькулируемых групп

6.6.4.

Планирование прибыли

7.

Финансовая стратегия предприятия

7.1.

Виды финансовой стратегии

7.2.

Цели и задачи финансовой стратегии

7.3.

Разработка финансовой стратегии

8.

Финансовое планирование

8.1.

Цели и принципы финансового планирования

8.2.

Виды и содержание финансового плана

8.3.

Налоговое планирование

Заключение

Библиографический список

Указатели
18  именной указатель
202  предметный указатель
16  указатель иллюстраций

8.
Финансовое планирование

8.1.
Цели и принципы финансового планирования

В системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятий важное место занимает разработка ими финансовых планов (бюджетов). В современных условиях роль финансового планирования существенно изменяется по сравнению с тем, что было в планово-централизованной экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и в ближайшей перспективе.

Во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности. Во-вторых, чтобы своевременно выполнять денежные обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, акционерами, банками и другими партнерами. Для этого необходимо заранее рассчитывать доходы, расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменение рыночной конъюнктуры.

Составляя свои финансовые планы, предприятие должно преследовать следующие цели:

  • обеспечение производственного, научно-технического и социального развития прежде всего за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизации);

  • увеличение прибыли прежде всего за счет роста объема производства, продаж и снижения себестоимости продукции (работ, услуг);

  • обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности.

Назначение финансовых планов - прогноз среднесрочной и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих расходов и доходов предприятия.

Важнейшими объектами финансового планирования являются:

  • выручка от реализации продукции (работ и услуг);

  • прибыль и ее использование по соответствующим направлениям;

  • фонды специального назначения и их использование;

  • объем платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

8.2.
Виды и содержание финансового плана

В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.

Цель составления финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей. Важным моментом финансового планирования является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западных странах многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существуют перспективные (стратегические, в том числе пятилетние), текущие и оперативные планы.

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Планирование финансовое текущееТекущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

Планирование финансовое оперативноеОперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

  • договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

  • прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

  • экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

При разработке финансовых планов рекомендуется использовать ряд основополагающих принципов:

  1. Принцип финансового соотношения сроковПринцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств.

  2. Принцип платежеспособностиПринцип платежеспособности - планирование денежных ресурсов должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

  3. Принцип рентабельности капиталовложенийПринцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств.

  4. Принцип сбалансированности рисковПринцип сбалансированности рисков - особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств.

  5. Принцип приспособлений к потребностям рынкаПринцип приспособлений к потребностям рынка - предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.

  6. Принцип предельной рентабельностиПринцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.

В финансовый план входят:

  • расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия;

  • плановый расчет прибыли и ее распределение;

  • баланс доходов и расходов.

При переходе предприятия на принятую в международной практике систему учета и статистики финансовый план включает, как правило, прогноз поступлений, таблиц доходов и затрат, свободный баланс активов и пассивов предприятия и график достижения безубыточности (рис.Рис. 14. Структурная схема финансового плана).

  1. Прогноз объемов реализации продукции призван дать представление о той доле рынка, которую предлагается завоевать своей продукцией. Причем, как правило, принято составлять такой прогноз на три года вперед. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго - поквартально, для третьего приводится общая сумма продаж за двенадцать месяцев. Для данного случая предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная со второго года нужно будет заниматься прогнозными оценками. Важно, чтобы оценки были реалистичными, так как в конечном итоге именно исходя из этих цифр реализации будет покупаться оборудование, будут расходоваться денежные ресурсы, наниматься новые работники и т.д.

  2. Баланс денежных расходов и поступлений - это документ, позволяющий оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, т.е. до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи. Следует отметить, что западные предприниматели относятся к планированию денежных потоков более серьезно, чем российские, воспринимающие безналичный оборот средств более индифферентно.

    Главная задача баланса денежных расходов - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия для определения общей стоимости всего проекта. Действительно, если сбыт продукции будет связан с длительным «омертвлением» средств в расчетах с покупателями, т.е. дебиторской задолженностью, то для поддержания ликвидности придется первое время делать регулярные «впрыскивания» денежных средств, сумма которых увеличит потребность в инвестициях. Следует отметить, что проблемы с ликвидностью - серьезная причина коммерческих неудач предприятий в рыночной экономике.

    Условия рыночных отношений заставляют банкиров и предпринимателей относиться к планированию финансовых потоков более серьезно и тщательно прорабатывать баланс денежных доходов и поступлений, отражающий ежемесячно (для первого года), поквартально (для второго) и в целом за год (для третьего года) статьи и суммы вложения и поступления средств от реализации продукции.

  3. Таблица доходов и затрат представляет собой документ с достаточно простой структурой и состоит из следующих показателей:

    доходы от продаж товаров;

    издержки производства товаров;

    суммарная прибыль от продаж;

    общепроизводственные расходы;

    чистая прибыль.

    Основная задача этого документа - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль (для первого года - помесячно, для второго - поквартально, для третьего - в расчете на год).

  4. Сводный баланс активов и пассивов рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ не менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

  5. Для более понятного (наглядного) отображения происходящих финансовых процессов формируется график достижения безубыточности (см.График достижения безубыточности (пример).). Он представляется в виде схемы, показывающей влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (с разбивкой на условно-постоянные и условно-переменные издержки).

С помощью такого графика находится так называемая точка безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.

8.3.
Налоговое планирование

Под Планирование налоговоеналоговым планированием понимается целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. При этом следует отметить, что эта деятельность налогоплательщика направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

Налоговое планирование означает совокупность плановых действий, объединенных в систему, направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования организации.

Налоговое планирование должно начинаться еще до регистрации организации как таковой, поскольку даже на выбор организационно-правовой формы предпринимательства оказывает влияние налоговая система, если предприниматель стремится обеспечить для себя наилучшее положение с точки зрения уплаты налогов. С момента создания организации вопросы налогообложения становятся составной частью практически каждого крупного решения, каждой сделки, так как даже форма договора влияет на сумму налогов, подлежащих исчислению и перечислению в бюджет.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на двух основных принципах.

Первый принцип:

Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов.

Второй принцип:

Платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Элементы налогового планирования:

  1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также предоставления отчетности, не допуская при этом издержек, влекущих за собой неизбежные штрафные санкции.

  2. Стратегия минимизации (оптимизации) налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.

  3. Четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги) на срок свыше четырех месяцев.

  4. Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе и для целей адекватного налогового планирования.

Результаты налогового планирования необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и полученных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

В процессе налогового планирования можно выделить ряд укрупненных последовательных этапов, каждый из которых состоит из целого набора взаимосвязанных процедур:

  1. На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи об организации коммерческого предприятия, осуществляется формирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

  2. На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

  3. На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица (простое товарищество или индивидуальное предпринимательство физических лиц).

  4. На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет использования в коммерческой деятельности, по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

  5. На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность и аренда и т.п.) с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

  6. На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода. Например, дивиденды по вложениям в корпоративные ценные бумаги облагаются по ставке 15%, а доходы от вложений в государственные ценные бумаги вообще освобождены от налогов.

Таким образом, если первые три этапа налогового планирования имеют место лишь один раз - до регистрации предприятия, то этапы 4-6 относятся к текущему, повседневному планированию. При этом повседневному контролю подлежит обоснованность налоговых льгот к каждой сделке.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности, на всех ее уровнях и этапах и быть непременным и непосредственным ее элементом.

© Центр дистанционного образования МГУП