Московский государственный университет печати



         

Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства

Учебное пособие



Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие составителя

1.

Материалы, инструменты, приспособления

1.1.

Техника рисунка и живописи

1.2.

Наброски, выполненные разными инструментами и материалами

1.3.

Беседы с юным художником

2.

Рисунок пером

2.1.

Рисунок пером (А.М.Лаптев)

2.1.1.

Об изобразительных средствах

2.1.1.1.

О первичных элементах изобразительных средств

2.1.1.2.

Материалы для рисунка пером

2.1.1.3.

Переход к практике рисунка

2.1.2.

Различные образцы рисунка пером

2.1.2.1.

Контурный или линеарный рисунок

2.1.2.2.

Линеарно-цветные рисунки или смешанные

2.1.2.3.

Живописно-тональные рисунки пером

2.2.

Рисунок пером (Н.С.Самокиш)

2.3.

Роберт У.Джилл. Рисование пером и тушью

3.

Техника акварельной живописи

3.1.

Глава первая. Свойства материалов

3.2.

Глава вторая. Возможности инструментов

4.

Требования к оригиналам

4.1.

Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги

4.2.

Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции

4.3.

Производственная графика

Приложение

Приложение 1. П.Я. Павлинов. Для тех, кто рисует

Приложение 2. В.А. Ватагин. Записки анималиста

Приложение 3. Работы студентов

Указатели
64  именной указатель
107  предметный указатель
272  указатель иллюстраций

1.
Материалы, инструменты, приспособления

1.1.
Техника рисунка и живописиЖурнал «Юный техник». 1959, № 7

КарандашКАРАНДАШ. Проводя им по бумаге, мы как бы спиливаем с него частицы, которые отлагаются на шероховатой поверхности бумаги. Возникают линии. Но карандаш легко стирается. Чтобы сохранить рисунок на долгие годы, художник закрепляет его - покрывает легким раствором желатина или молоком.

УгольУГОЛЬ, СангинаСАНГИНА, МелМЕЛ - это также карандаши, но из другого материала. Уголь бывает обожженный и прессованный. Последний дает глубокий бархатистый черный цвет. Уголь легко стряхивается и стирается, его также надо закреплять на бумаге. Мелом пользуются вместе с углем для рисования на серой бумаге, для того чтобы проложить светлые точки, блики. Сангина, приготовленная из окислов железа, имеет красноватый цвет, который удачно передает телесный тон. Знаменитые художники часто рисовали углем в комбинации с сангиной и мелом на цветной или серой бумаге.

ПастельПАСТЕЛЬ. Именно здесь рисунок приобретает полную живописную силу. Это палочки, приготовленные из различных цветов краски. Пастельные карандаши можно сделать самому. Пастель требует шероховатого грунта.

АкварельАКВАРЕЛЬ и ГуашьГУАШЬ растворяются водой и наносятся на бумагу мягкой кистью. Вся прелесть акварели в ее прозрачности. Рисуя акварелью, не забывайте, что сквозь красочный слой всегда должна просвечивать бумага. Больше воды! Живописные водяные подтеки красят акварельный рисунок. Гуашь менее прозрачна. Ее наносят на бумагу постепенно слой за слоем, как бы ступеньками. По высыхании гуашь несколько светлеет и приобретает бархатистый оттенок.

ТушьТУШЬ. Ею пользуются, рисуя пером и кистью. Рисовать пером сложно - любую ошибку трудно исправить. Надо много рисовать с натуры, прежде чем приступать к рисунку пером. «Что написано пером, не вырубишь топором», - говорит пословица.

ТемпераТЕМПЕРА - древний вид живописи. Ею писали в XIV веке великие русские художники Андрей Рублев и Даниил Черный. Они использовали яичный желток, являющийся естественной эмульсией. Темпера разжижается водой. Но, высохнув, в воде не растворяется. Поэтому кисти после работы должны быть сразу же вымыты. Акварелью, гуашью и темперой можно рисовать вместе.

Масляная живописьМАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ. Яркость и глубина красок масляной живописи позволяет довести изображение до полного сходства с природой. Но это и самая сложная техника. В ней вступают в связи различные вещества: растительные масла, лаки, растворители, клей грунта и сухие краски, приготовленные из различных веществ. Поэтому художник должен знать, как они взаимно влияют друг на друга.

К работе масляными красками приступай в последнюю очередь. Но приступив, будь смелым. Не размазывай краску по поверхности, а наноси ее мягкими мазками, постепенно меняя цвет и выявляя форму. Вот рецепт грунта для масляной живописи на холсте. На 1 кв. м холста - около 10 г столярного клея, 100 г цинковых белил или мела. Клей растворите в 1 л воды и, добавляя белила, размешивайте до получения жидкости чуть погуще молока. Прежде чем наносить грунт, холст проклейте очень жидким раствором клея (5%) два раза. Грунт наносите слоями, давая просыхать каждому слою (до 5 раз) и шлифуя каждый слой пемзой или бруском. Последний слой не шлифуется.

Пастель по рецепту знаменитого химика

Опустите 10 г гумми-трагаканта в 1 л воды и поставьте на ночь в теплое место, чтобы клей растворился. Затем слейте верхний светлый слой - это раствор «А». Из одной части раствора «А» и одной части воды сделайте раствор «Б». Из одной части раствора «А» и двух частей воды - раствор «В». Раствор «А» применяют для приготовления металлических красок: желтого, оранжевого и красного хромов, киновари, сурика, капут-мортума и т.п. Раствор «Б» - для красок, требующих меньшего количества связи, например ультрамарина. Раствор «В» - для красок, состоящих из безводной окиси железа, виноградной черной и отчасти охры. Охры, содержащие глинозем, требуют меньше связи.

Чтобы получить белый карандаш, возьмите 50 г отмученного (в порошке) мела, положите в фарфоровую ступку и залейте 13-15 см3 трагакантного раствора «В». Размешайте получившееся тесто до состояния замазки и начинайте делать карандаши. Для этого можно применить стеклянную или металлическую трубку, продавливая сквозь нее тесто.

Получившиеся палочки просушите в теплом месте.

Для получения цветных карандашей всех оттенков заготовьте побольше теста, затем возьмите, например, 50 г ультрамарина (в порошке) и прибавьте раствор «Б». Получаются карандаши самого темного тона. Потом, приготовив такое же количество теста, разделите на две равные части и к одной части синего теста прибавьте такое же количество белого медового теста. Разотрите и перемешайте в ступке массу - из нее делают карандаши более светлого тона. От оставшегося синего теста возьмите опять половину (то есть 1/4 общего количества) и прибавьте белого теста. Получится третий тон. Так разделяйте тесто до 7-8 раз, получите 7-8 оттенков синего. Так делают карандаши из всех красок.

Этот способ приготовления пастели предложил Оствальд В.Вильгельм Оствальд.

1.2.
Наброски, выполненные разными инструментами и материалами

Наброски Клер Ньюберри

Одним из характерных недостатков начинающих рисовальщиков является привычка к одному инструменту при выполнении набросков. Чаще всего это карандаш. И задачи рисующих обычно сводятся к передаче формы, пропорций и движения. Что же касается цветовой и фактурной характеристик объектов, то до этого ни голова, ни руки «не доходят». Между тем живые объекты (так же как и неживые) бывают очень выразительны цветным пятном или особенностью фактуры.

Фактура и цветовая сложность живых, подвижных объектов поддается изображению с помощью различных материалов и инструментов, а также их сочетанием. Хорошо иллюстрируют эту мысль несколько набросков, приведенных нами из книги английской художницы Ньюберри К.Клер Ньюберри «Как рисовать кошку», изданной в Лондоне в 1940 году.

Эти наброски интересны для нас тем, что выполнены они карандашами, тушью, пером, кистью, углем и другими материалами и инструментами.

В. Дольский

Рис. К. Ньюберри. Карандашный набросок 1
Рис. К. Ньюберри. Карандашный набросок 2Карандашные наброски

Рис. К. Ньюберри. Набросок углемНабросок углем

Рис. К. Ньюберри. Набросок кистьюНабросок кистью

Рис. К. Ньюберри. Набросок перомНабросок пером

Рис. К. Ньюберри. Набросок черным карандашом «Herpo»Набросок черным карандашом «Herpo»

© Центр дистанционного образования МГУП