Московский государственный университет печати



         

Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства

Учебное пособие



Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие составителя

1.

Материалы, инструменты, приспособления

1.1.

Техника рисунка и живописи

1.2.

Наброски, выполненные разными инструментами и материалами

1.3.

Беседы с юным художником

2.

Рисунок пером

2.1.

Рисунок пером (А.М.Лаптев)

2.1.1.

Об изобразительных средствах

2.1.1.1.

О первичных элементах изобразительных средств

2.1.1.2.

Материалы для рисунка пером

2.1.1.3.

Переход к практике рисунка

2.1.2.

Различные образцы рисунка пером

2.1.2.1.

Контурный или линеарный рисунок

2.1.2.2.

Линеарно-цветные рисунки или смешанные

2.1.2.3.

Живописно-тональные рисунки пером

2.2.

Рисунок пером (Н.С.Самокиш)

2.3.

Роберт У.Джилл. Рисование пером и тушью

3.

Техника акварельной живописи

3.1.

Глава первая. Свойства материалов

3.2.

Глава вторая. Возможности инструментов

4.

Требования к оригиналам

4.1.

Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги

4.2.

Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции

4.3.

Производственная графика

Приложение

Приложение 1. П.Я. Павлинов. Для тех, кто рисует

Приложение 2. В.А. Ватагин. Записки анималиста

Приложение 3. Работы студентов

Указатели
64  именной указатель
107  предметный указатель
272  указатель иллюстраций

1.3.
Беседы с юным художникомАвтор - С.Д.Левин. См.: Левин С.Д. Беседы с юным художником. Вып. 1. М.: Советский художник, 1988.

Виды живописи

Картины, висящие на стенах, называют Картина станковаястанковыми. Их пишут на специальных станках - мольбертах. А в парадных помещениях, в общественных зданиях можно встретить написанные прямо на стене или Плафонплафоне (потолке) ФрескафрескиФреска - живопись разведенными в воде порошками сухой краски (пигментами) по сырой штукатурке.. Связующим является известковое молоко, содержащееся в извести.

Фрески строго соответствуют назначению и архитектурным формам помещения, часто они посвящаются теме, имеющей важное общественное значение. Это монументальная живопись. Иногда в парадных помещениях можно увидеть Панно декоративноедекоративные панно. Они, так же как фрески, пишутся для определенного места, связаны с архитектурой, но на холстах, вделанных в стены. Для панно и станковых картин применяют краски, скрепленные растительным маслом (масляная живопись) или смесью масла и клея, разведенного на воде (темперная живопись). В живописи употребляют и клеевую краску (главным образом в декорациях), гуашь, акварель. Их связующее - растворимый в воде клей. Знаменитые фаюмские портретыФаюм - оазис на территории Египта, где в конце прошлого века впервые нашли живописные портреты, созданные в начале нашей эры. написаны почти две тысячи лет тому назад Энкаустикаэнкаустикой - краской, смешанной с воском. В наше время стали употреблять синтетические связующие вещества.

Картины пишут на холсте, картоне, дереве, металле, даже на стекле. Акварелью, гуашью, темперой, иногда и маслом пишут на бумаге.

Акварельная живопись

Бумагу укрепляют на доске. Для Акварельакварели это необходимо: иначе мокрая бумага сильно коробится. Кроме того, наклон доски приходится менять, когда нужно замедлить или ускорить стекание краски. Проще всего прикреплять канцелярскими кнопками. Но лучше бумагу наклеивать. Для этого сначала отгибают вдоль всех краев листа полоску шириной около двух сантиметров. Затем мягкой губкой или широкой кистью обильно смачивают правую сторону листа, а отогнутые края с левой стороны смазывают клеем (лучше столярным или смесью столярного с пшеничным клейстером). Когда бумага пропитается водой и набухнет, лишнюю воду сливают и наклеивают на доску по длинным сторонам, начиная от середины к углам, а потом и по коротким. При этом нужно, сколько удастся, лист растянуть. Для просушки бумаги доску следует поставить отвесно, высохшая бумага натянется, как кожа на барабане.

Работать акварелью, как шутил один художник, нужно медленно, но быстро. Кисть должна быть сочно напитана краской; только в редких случаях, там, где хочется передать шероховатость натуры, можно «шаркнуть» полусухой кистью, положив ее набок.

Достоинство акварели - ее прозрачность. Известный французский художник Синьяк П.Поль Синьяк считал, что «... в акварели нельзя достигнуть прекрасных цветов, если не заставить играть белый цвет бумаги, не только давая ему просвечивать, но и оставляя его в различных пропорциях вокруг каждого пятна».

А Врубель М.А.М.А. Врубель писал кусочками, отдельными пятнами, оставляя между ними узкие просветы, которые потом записывал цветом, чаще всего голубым. Прием этот напоминает мозаику, он, видимо, заимствован из этой древней техники.

Акварелью можно писать по сухой бумаге и по мокрой. В том и другом случае надо прежде всего решить основные отношения крупных частей живописи по светлоте и цвету. Потом потребуется разработать детали. И снова применяют два способа: либо пишут их по сырой краске (смоченной в нужных местах чистой водой), либо - по высохшей. Чтобы сделать более звучным красный или зеленый цвет, можно предварительно прописать нужное место желтым. Для ослабления тона влажной кистью или ваткой выбирают первоначально положенную краску. Это хорошенько запомни, так как новички часто пытаются написать светлую деталь на темном фоне, например, желтую ветку поверх синей тени. Но сколько ни вводят они желтой, все получается грязно-зеленый цвет. Нужно в таком случае сначала удалить синюю, а потом уже писать желтой. Там, где надо ослабить цвет, смачивают водой и прикладывают промокашку. Чтобы смыть где-то краску добела, вырезают в куске плотной бумаги отверстие нужной формы и сквозь него протирают влажной ваткой.

Есть любители Акварель «тертая»«тертой» акварели, для нее пользуются жесткими или стертыми кистями. Мастер акварельной живописи регулирует насыщенность кисти, использует разную скорость скольжений кисти по бумаге, разный наклон ее.

Чего акварель не терпит - это густых наслоений краски и многократного прописывания по одному месту. Она теряет свою красоту и свежесть, жухнет, иногда отсвечивает чужим для краски цветом, чем-то вроде ржавчины на ее поверхности. Белила в «чистой» акварели не употребляют.

Иногда пишут сначала ослабленным тоном, потом повторной пропиской по сухому усиливают его, затем кое-какие места пишут еще и еще, пока не закончат работы. Но этот прием как-то сушит, черствит живопись. В техническом рисовании, где важно только точно передать форму и цвет предметов, в иллюстрациях к учебникам и научным книгам он вполне на месте. Но чего не бывает в искусстве - и такой способ возможен в творческой работе, если она одухотворена большим чувством.

Гуашь

ГуашьГуашь продается в стеклянных банках, лучший сорт гуаши - «художественная». Можно соединить акварель с гуашью, так пишут многие. В этом случае лучше начать акварелью, а потом писать, добавляя гуашь, но так, чтобы слой живописи казался однородным. И гуашь смывается водой. По сути она тоже водяная краска.

Гуашь наносят непрозрачным слоем, ее разводят на воде до густоты сливок. Поверх ранее прописанной можно писать и темным и светлым цветом. Но наращивать слои нужно осторожно: живопись может осыпаться, когда высохнет. Высохшая краска сильно светлеет. Поэтому гуашью советуют писать по сырому, постоянно смачивая живопись. Иначе новые прописки могут не совпасть со старыми. Кисти для гуаши употребляют из упругого волоса - колонковые, барсучьи, щетинные.

Темпера

ТемпераТемпера похожа на гуашь, она представляет собой нечто среднее между гуашью и масляной краской. Это одна из древнейших красок: яичной темперой писали в Древней Руси. Сейчас ее изготовляют на эмульсии, куда входит водный клеевой раствор в смеси с маслом или синтетический клей (ПВА). В живописи темпера выглядит более твердой, чем гуашь, чуть лоснится в густых мазках, а разжиженная водой, похожа на акварель. При покупке темперы бери или казеиново-масляную, или синтетическую, смешивать их нельзя. Акварель и гуашь к ним можно добавлять в каком угодно количестве. Иногда пишут акварелью из тюбиков с темперными белилами. Но помни: темпера по высыхании не размывается (кисти промывай сразу после работы и очень тщательно).

© Центр дистанционного образования МГУП