Московский государственный университет печати



         

Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства

Учебное пособие



Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие составителя

1.

Материалы, инструменты, приспособления

1.1.

Техника рисунка и живописи

1.2.

Наброски, выполненные разными инструментами и материалами

1.3.

Беседы с юным художником

2.

Рисунок пером

2.1.

Рисунок пером (А.М.Лаптев)

2.1.1.

Об изобразительных средствах

2.1.1.1.

О первичных элементах изобразительных средств

2.1.1.2.

Материалы для рисунка пером

2.1.1.3.

Переход к практике рисунка

2.1.2.

Различные образцы рисунка пером

2.1.2.1.

Контурный или линеарный рисунок

2.1.2.2.

Линеарно-цветные рисунки или смешанные

2.1.2.3.

Живописно-тональные рисунки пером

2.2.

Рисунок пером (Н.С.Самокиш)

2.3.

Роберт У.Джилл. Рисование пером и тушью

3.

Техника акварельной живописи

3.1.

Глава первая. Свойства материалов

3.2.

Глава вторая. Возможности инструментов

4.

Требования к оригиналам

4.1.

Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги

4.2.

Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции

4.3.

Производственная графика

Приложение

Приложение 1. П.Я. Павлинов. Для тех, кто рисует

Приложение 2. В.А. Ватагин. Записки анималиста

Приложение 3. Работы студентов

Указатели
64  именной указатель
107  предметный указатель
272  указатель иллюстраций

2.2.
Рисунок пером (Н.С. Самокиш)Рисунок пером. М.: Изд-во Академии художеств СССР. М., 1959

Самокиш Н.С.Николай Семенович Самокиш (1860-1944) - живописец и художник-иллюстратор. Его творческий путь тесно связан с развитием русской батальной живописи.

В качестве военного корреспондента он участвовал в русско-японской войне, во время первой мировой войны художник побывал на фронте вместе с батальным классом Академии художеств. Непосредственное изучение жизни армии и военных действий позволило Самокишу создать произведения, правдиво раскрывающие драматизм военно-исторических событий.

В советский период художник создал монументальные полотна о героических подвигах Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов.

Самокиш был не только живописцем, но и великолепным графиком. Высокого мастерства художник достиг в технике рисунка пером. Им были исполнены рисунки к книге «23000 миль на яхте «Тамара» (1890-1901) для альбома «Из украинской старины» (1900) и «Война 1904-1905 гг. Из дневника художника» (1904-1905), серия рисунков «1912 год» (1912).

Самокиш проявил себя и как талантливый педагог. С 1910 года он возглавлял мастерскую батальной живописи Академии художеств.

После революции художник вел большую педагогическую работу в Симферополе, а затем в Харьковском художественном институте.

Перо как орудие рисования по своей гибкости, силе и тонкости с давних времен приковывало к себе внимание художников. Трудно установить хоть приблизительно время, когда впервые появились работы пером: вероятно, прежде всего, они появились в рукописных книгах (манускриптах), в которых заглавные буквы, а иногда и целые страницы покрывались затейливыми завитками, где фантазия художника самым причудливым образом соединяла орнаменты, цветы, фигуры людей и животных в одной декоративной композиции.

Все лучшие и выдающиеся художники рисовали пером, делали наброски, композиции и рисунки с натуры: эти работы часто служили им подготовкой к офорту и гравюре на меди.

Кто из художников не знает чудных произведений Рембрандт Х. ван РейнРембрандта, Дюрер А.Дюрера, Гольбейна, Винчи Л. (да)Леонардо да ВинчиИз книги Н.С. Самокиша. [Рис. 002]. Леонардо да Винчи. Наброски лошадиных голов и других, относящихся ко временам Возрождения. Много рисовальщиков пером дали и последующие века. Как на наиболее типичного рисовальщика пером XVII века укажу на Калло Ж.Жака Калло, давшего множество превосходных рисунков и офортов.

В ближайшем к нам XIX веке одним из лучших рисовальщиков пером является МанцельМанцель. Его дивные иллюстрации к истории и сочинениям Фридрих ВеликийФридриха Великого составляют эпоху в искусстве рисования пером.

Вообще XIX век богат именами иллюстраторов и карикатуристов, работавших пером в журналах и изданиях; особенно богата ими Франция, давшая в числе других талантливых рисовальщиков пером знаменитого Гаварни.

До 80-х годов XIX века репродуцирование пера для изданий и для журналов представляло большое затруднение, так как не был еще известен способ делать клише непосредственно с рисунка механическим путем. Хотя хорошие граверы и могли повторить рисунок пером на дереве или на меди, но это стоило дорого, отнимало много времени и все-таки не было точным повторением оригинала.

В начале 80-х годов прошлого века была изобретена цинкография, с помощью которой явилась полная возможность передать на клише фотографически точное изображение рисунка пером и притом в любом размере (в уменьшении или увеличении против оригинала). Быстрота изготовления таких клише и дешевизна репродукции сделали то, что спрос на рисунки пером для журналов, газет и разных изданий сразу повысился и работы пером стали преобладать над рисунками карандашом и кистью.

С этого времени многие из современных художников посвящают свое время работе перомИз книги Н.С. Самокиша. [Рис. 003]. Н.С. Самокиш. Набросок пером.

Касаясь технических приемов, я должен сказать, что они находятся в зависимости от индивидуальности художника и его личного вкуса и могут быть поэтому бесконечно разнообразны. Я не считаю возможным рекомендовать один какой-либо определенный прием штриховки и последовательности работы: каждый работает по-своему и вырабатывает свой прием путем личного упражнения. Такой самостоятельно найденный, индивидуальный прием и будет, конечно, самым лучшим для данного художника.

Однако некоторые практические указания могут оказаться небесполезными и облегчить достижение намеченной цели.

Поэтому здесь предлагается несколько практических советов относительно материала для рисунков пером и некоторые технические указания.

Бумага

Хотя рисовать пером можно на всякой непротекающей (т.е. довольно плотной) бумаге, но если вам нужно сделать рисунок для печати (цинкографии), то лучше всего рисовать на гладкой белой бристольской бумаге (картоне). Штрих пера на такой бумаге виден ясно и не прерывается шероховатостью бумаги, например, ватманской или александрийской, где есть легкий торшон. Кроме того, белый тон бумаги способствует отчетливости рисунка, необходимой для цинкографии. Впрочем, гладкая бумага для рисования пером предпочтительнее, и не только в тех случаях, когда рисунок предназначается для печати. Шероховатости бумаги всегда сильно мешают работе пером и подчас делают самый процесс рисования неприятным и раздражающимИз книги Н.С. Самокиша. [Рис. 004]. Н.С.Самокиш. Казаки на разведке.

Чернила

Обычно рисуют пером жидкой тушью, но я из многолетнего опыта и практики вынес убеждение, что лучшим материалом для рисования пером являются орешковые чернила.

В начале работы они имеют несколько синеватый тон, но затем, под влиянием воздуха и света, дня через три делаются совершенно бархатно-черными. Преимущество этих чернил над разного сорта тушью и сепией заключается в том, что они необыкновенно легко сходят с пера на бумагу и не оставляют на пере осадка (как тушь, сепия, инк и др.). Этот осадок засоряет расщеп пера и требует удаления его с помощью тряпки, что задерживает работу; орешковыми же чернилами работа идет без помех - не нужно беспрерывно вытирать перо и отрываться от дела.

Перья

Употребляемые для рисования перья очень разнообразны: гусиные, тростниковые и стальные разных величин и разной степени твердости. Применение этих перьев зависит от размера рисунка: если рисунок большой, нужно брать перья, дающие толстый штрих, например, тростниковое или гусиное перо; если рисунок небольшого формата, то удобнее всего работать стальными перьями, которых имеется бесчисленное количество сортов. При выборе стального пера нужно брать такие, которые давали бы мягкий штрих и не царапали бумагу. Чем меньше рисунок, тем меньше нужен и размер пера. Можно в одном и том же рисунке пользоваться разными перьями: для дальних планов - мелкими стальными, а для передних, где штрих должен быть толще и сочнее, брать перья более крупные.

О способе рисования пером

Как было уже упомянуто, указывать определенный способ рисования пером нецелесообразно, так как приемы могут быть очень разнообразны (Из книги Н.С. Самокиша. [Рис. 005]. В.Д.Поленов. Нормандский рыбак, Из книги Н.С. Самокиша. [Рис. 008]. Н.С. Самокиш. Прибой).

Я ограничусь поэтому указанием только общих черт процесса рисования пером. Прежде всего, делается на бумаге контур изображаемого предмета. Контур набрасывается при помощи свинцового карандаша. Этого сорта карандаш легко покрывается штрихом чернил, а ненужные линии легко удаляются резинкой. Всякий другой карандаш негоден при подготовительной работе к рисунку пером, потому что плохо кроется чернилами, и часто штрих пера скользит по поверхности такого карандаша, не оставляя следов: чернила не сходят на поверхность, покрытую, например, французским карандашом, или сходят неровно и грубо.

Затем можно начинать работу либо с самых легких полутонов, либо с самых черных пятен, имеющихся на рисунке (первый способ труднее).

Последовательный ход работы пером наглядно представлен тремя прилагаемыми рисунками, изображающими одну и ту же голову лошади в различных стадиях законченностиИз книги Н.С. Самокиша. [Рис. 007]. Н.С. Самокиш. Последовательный ход работы пером.

При накладке штрихов я предпочитаю черные места делать сразу и энергично; большие черные пятна покрывать заливкой с помощью толстого штриха (см. рис. а); полутон (переход от самого черного к следующему тону) делать легче: здесь штрих хотя и толстый, но расстояние между штрихами больше (см. рис. b); наконец, легкие полутона накладываются более тонким штрихом (см. рис. с). Если понадобится усилить то или другое место в рисунке, можно пройти его еще раз такими же штрихами и в том же направлении.


Н.С. Самокиш. Последовательный ход работы пером

При исполнении рисунка для печати нужно делать рисунок примерно на одну треть больше того формата, который будет в печати; это необходимо потому, что при уменьшении рисунка наполовину или на три четверти впечатление несколько теряется, и очень тонкие штрихи могут совсем исчезнуть, будучи уменьшены по толщине в два или три раза.

Вообще для рисунков, предназначенных для печати, рекомендуется избегать очень тонких и едва заметных штрихов, потому что передача таких штрихов на клише затруднительна.

Художнику-оформителю положительно необходимо вполне владеть техникой рисования пером, но и всем другим, занимающимся рисованием и живописью, работа пером в высшей степени полезна.

© Центр дистанционного образования МГУП