Московский государственный университет печати



         

Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства

Учебное пособие



Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие составителя

1.

Материалы, инструменты, приспособления

1.1.

Техника рисунка и живописи

1.2.

Наброски, выполненные разными инструментами и материалами

1.3.

Беседы с юным художником

2.

Рисунок пером

2.1.

Рисунок пером (А.М.Лаптев)

2.1.1.

Об изобразительных средствах

2.1.1.1.

О первичных элементах изобразительных средств

2.1.1.2.

Материалы для рисунка пером

2.1.1.3.

Переход к практике рисунка

2.1.2.

Различные образцы рисунка пером

2.1.2.1.

Контурный или линеарный рисунок

2.1.2.2.

Линеарно-цветные рисунки или смешанные

2.1.2.3.

Живописно-тональные рисунки пером

2.2.

Рисунок пером (Н.С.Самокиш)

2.3.

Роберт У.Джилл. Рисование пером и тушью

3.

Техника акварельной живописи

3.1.

Глава первая. Свойства материалов

3.2.

Глава вторая. Возможности инструментов

4.

Требования к оригиналам

4.1.

Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги

4.2.

Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции

4.3.

Производственная графика

Приложение

Приложение 1. П.Я. Павлинов. Для тех, кто рисует

Приложение 2. В.А. Ватагин. Записки анималиста

Приложение 3. Работы студентов

Указатели
64  именной указатель
107  предметный указатель
272  указатель иллюстраций

2.3.
Роберт У. Джилл. Рисование пером и тушьюДжилл У.Р. Рисование пером и тушью: Пер. с англ. М.: Высшая школа, 1983

Из введения

Перспективные рисункиИз книги Р.У. Джилла. Заставка стоят в ряду наиболее важных технических изображений. По изображению объекта в плане и видах часто бывает трудно разобраться в общем виде здания и в каких-либо элементах конструкции машины. Правильно построенный перспективный рисунок нагляднее всего передает пространственные формы предмета. Приступая к изображению какого-либо предмета, художник, архитектор, инженер, график и дизайнер обязательно должны видеть объект в законченном виде.

В главе «Построение перспективы» рассматриваются вопросы, относящиеся к любой технике исполнения, например карандашом, кроющими красками, акварелью, а также пером и тушью. Однако замысел книги состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание читателя лишь на технике рисования пером и тушью или подобными материалами.

Нельзя рекомендовать строгие правила рисования пером и тушью, так как при изображении любого предмета возникают свои собственные индивидуальные проблемы.

Рисование деревьев, кустарников, травы, воды, камней, транспортных средств, модели, орнаментов, а также людей, т.е. «реквизитов», является самостоятельной и постоянной задачей в окончательном оформлении архитектурных сооружений, интерьеров, жилых помещений и т.д.

Все рисунки книги, как правило, воспроизводят технику исполнения и манеру ее автора. Поэтому обучающемуся не следует слепо копировать представленные рисунки, а, изучая и используя эти образцы, необходимо стремиться выработать свой индивидуальный стиль.

3. Изображение транспортных средств

Можно избежать искажений, если при построении перспективного рисунка, например автомобиля, будет использован его план. Другого способа для правильного показа контуров автомобиля на перспективном рисунке не существует.

На рис. 20 (см. Из книги Р.У. Джилла. Рис. 020. Изображение автомашины «коробовым» способом, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 020 (продолжение). Изображение автомашины «коробовым» способом) показан упрощенный метод изображения коробовых предметов, для чего удаляют детали короба с целью выделения главного, скажем корпуса. Не стоит забывать, что изображаемый на перспективе автомобиль представляет собой не что иное, как «реквизит» и поэтому его не надо перегружать излишними деталями. Как правило, спереди автомобиля достаточно показать лишь облицовку радиатора, бампер, фары, крылья, а в некоторых случаях и передний номерной знак. Если необходимо показать салон автомобиля, то изображение деталей следует максимально упростить. В данном случае лучше всего использовать опыт изображения автомобилей специалистами, помещающими свои рисунки в периодической печати в качестве рекламы. На этих рисунках даны все необходимые детали, и они сами по себе представляют законченные объекты, предназначенные для определенных целей. Для большинства иллюстраторов, занимающихся перспективным рисованием, автомобиль является вспомогательным средством на перспективном изображении здания или группы зданий.

Самой трудной частью в изображении автомобиля является колесо. На перспективном рисунке колесо лишь в исключительных случаях показывают в виде правильного круга, в основном - в виде эллипса. Прежде чем нарисовать колесо, надо хотя бы приблизительно определить место и положение оси вращения колеса. Далее под прямым углом к этой оси проводят линию большой оси эллипса, и только после этого можно начать рисовать сам эллипс. Если есть опыт и выработан навык, то его можно просто нарисовать от руки, на глаз.

Использование светотеней при изображении автомобиля, как и других предметов, придает целостность и убедительность рисунку в целом. Лучше всего рисовать автомобильИз книги Р.У. Джилла. Пример наиболее распространенных видов автомашин как нечто обобщенное и не стараться показать конкретно ту или иную модель, так как в результате может получиться рисунок автомобиля на фоне здания. Необходимо помнить, что излагаемые здесь рекомендации носят обобщенный характер и в них можно вносить изменения.

В связи с этим представленный здесь материал не может служить инструкцией «Как нарисовать автомобиль», а предназначен лишь для того, чтобы указать на принцип изображения автомашин в качестве «реквизита», воссоздающего окружающую среду и относительные размеры объекта. Для тех, кто интересуется рисованием автомобилей, имеется целый ряд отличных справочников, где все достаточно полно и понятно изложено.

4. Изображение растений, камней и воды

Деревья в значительной мере больше, чем автомобили, имеют бесконечное разнообразие форм и размеров. Аналогично автомобилям, они используются в перспективном рисовании по многим причинам, одной из которых является то, что одно дерево или целая группа деревьев всегда произрастает на строительной площадке перед зданием или позади него. В таком случае легко определить их вид и размеры и нарисовать их «с натуры». Однако бывают случаи, когда необходимо упростить или стилизовать рисунки деревьев в угоду изображаемой перспективе, с учетом используемого материала или манеры иллюстратора. Постепенно приобретая практический опыт изображения деревьев, иллюстратор может выработать свой собственный стиль и научиться использовать деревья для улучшения выразительности перспективных рисунков.

Среди существующих способов рисования деревьев самое важное, чего нельзя никогда забывать, - это то, что любое дерево произрастает из земли.

Как правило, самая толстая часть ствола дерева расположена у основания там, где оно соприкасается с землей, а самыми тонкими частями являются маленькие прутики на концах ветвей.

5. Изображение фигуры человека

Самым важным «реквизитом» на перспективном рисунке является фигура человека, так как введение ее в рисунок дает возможность передать относительные размеры, окружающую среду и оживить изображаемый объект. Рисовать человеческие фигуры труднее всех других вспомогательных предметов, поэтому следует подчеркнуть, что эта глава написана не для того, чтобы в ней излагать научные основы изображения фигуры человека или просто рассказать «как это делать»; в ней лишь приводится информация, которая поможет иллюстратору понять пропорции человеческого тела, чтобы он с учетом этого смог в своей собственной манере конструировать рисунок.

6. Изображение мебели и тканей

Нам кажется, что нарисовать кресло гораздо сложнее, чем это делается на самом деле. Точно так же, как и при изображении других предметов, важно прежде всего вычертить в масштабе перспективу, план и виды изображаемого кресла.

При изображении кресла его можно представить в виде простого короба, в котором оно размещено, а затем моделировать любую его форму.

7. Техника рисования

Большинство демонстрируемых здесь рисунков относится к разряду технического рисунка или, по крайней мере, имеет к нему отношение, поэтому настоящая глава посвящена в основном технике рисования с помощью рейсшины и угольника, а уже в пределах этого - и рисованию от руки.

8. Чертежно-рисовальные инструменты и принадлежности

Проблема подбора чертежно-рисовального инструмента носит субъективный характер, в связи с чем начинающему художнику-графику следует самому подбирать удобные в обращении приборы и принадлежности, которые удовлетворяют требованиям выполняемой работы и технике исполнения. На последующих рисунках представлены далеко не все имеющиеся на сегодняшний день типы и модели чертежно-рисовальных инструментов, приборов и принадлежностей, а лишь хорошо зарекомендовавшие.

Фигуры людей, показанные у некоторых машин, придают последним естественный вид и поэтому вызывают повышенный интерес ко всему рисунку в целом (рис. 26: Из книги Р.У. Джилла. Рис. 026. Изображение автомашин с фигурами людей, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 026 (продолжение). Изображение автомашин с фигурами людей).

Здесь представлены рисунки автобусов. Они не представляют собой каких-либо специальных моделей, а показаны лишь как типичные транспортные средства, которые можно увидеть на шоссейных дорогах в любом месте земного шара (рис. 27: Из книги Р.У. Джилла. Рис. 027. Автомобильный транспорт, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 027 (продолжение). Автомобильный транспорт).

Самолет - один из самых трудных объектов изображения. На этом рисунке дано сравнение габаритов некоторых видов пассажирских лайнеров (рис. 30Из книги Р.У. Джилла. Рис. 030. Самолеты).

Эти рисунки самолетов могут понадобиться при построении перспектив (рис. 32Из книги Р.У. Джилла. Рис. 032. Перспективное изображение некоторых моделей самолетов).

Эти типы лодок (см.: Из книги Р.У. Джилла. Рис. 036. Небольшие лодки, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 036 (продолжение). Небольшие лодки) можно увидеть в гаванях, в местах отдыха, на озерах и реках. В тех случаях, когда на перспективе показан большой водный массив, наличие лодок оживляет картину и вызывает к ней интерес. Построение рисунка лодки аналогично описанному ранее. Следует начинать с простого короба, нанося на нем контуры киля и кормы. При изображении корабля или лодки следует помнить, что они находятся в воде, а не на ее поверхности.

На рис. 37, 38 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 037. Выполненные от руки рисунки деревьев, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 037 (продолжение). Выполненные от руки рисунки деревьев, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 038. Выполненные от руки рисунки деревьев) изображены виды наиболее типичных деревьев, которые могут служить в качестве образцов при построении перспективных проекций. Существует огромное количество способов изображения деревьев, поэтому обучающийся может видоизменить представленные здесь и добавлять в силу своего воображения собственные детали.

Эти рисунки помогут при изображении человеческих фигур (рис. 52Из книги Р.У. Джилла. Рис. 052. Примеры изображения фигуры человека).

Нетрудно заметить, что главные лучи зрения наблюдателя и нарисованных мужских фигур совпадают с линией горизонта. Так бывает всегда, если наблюдатель находится на одной предметной плоскости с объектом (рис. 54Из книги Р.У. Джилла. Рис. 054. Построение перспективы фигур людей, находящихся на одной предметной плоскости с наблюдателем).

На рис. 56Из книги Р.У. Джилла. Рис. 056. Переводные картинки фирмы «Летрасет» представлен один из листов переводных картинок фирмы «Летрасет», которая предлагает иллюстраторам архитектурных сооружений и интерьеров помещений, художникам рекламной продукции, всем, кто занимается графикой, фигуры человека, а также с изображением окружающей обстановки.

Рис. 59Из книги Р.У. Джилла. Рис. 059. Образцы фигур человека. Завершает показ разнообразных мужских и женских фигур. Они помогут иллюстратору выработать свой стиль изображения.

Бытовые приборы и канцелярские принадлежности

Оборудование кухонь и ванных комнат, конструкции, формы и размеры бытовых приборов и канцелярских принадлежностей меняются из года в год, поэтому, чтобы рисовать их правильно, надо постоянно пользоваться последними выпусками литературы по этим вопросам.

Фактуры тканей

На рис. 74 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 074. Изображение разных фактур тканей с тенями на изгибах, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 074 (продолжение). Изображение разных фактур тканей с тенями на изгибах) изображено восемь типов тканей, фактура которых показана с помощью: 1 - горизонтальных и вертикальных линий, расположенных через одинаковые по ширине интервалы, и только в местах светотеней вертикальные линии проведены с меньшими интервалами; 2 - вертикальных линий, проведенных с разными интервалами; 3 - горизонтальных рядов из элементов буквы U, нарисованных пером и с помощью рейсшины, а для показа изгибов драпировки на них нанесены вертикальные линии; 4 - вертикальных и горизонтальных прерывистых штриховых линий, а там, где надо показать светотени в изгибах ткани, эти линии проведены с меньшими интервалами по вертикали; 5 - горизонтальных рядов буквы е, нарисованной пером и с помощью рейсшины, а для показа изгибов драпировки на них также нанесены вертикальные линии; 6 - перекрещивающихся диагональных линий, на которые нанесены вертикальные линии, как и в предыдущих примерах; 7 - разных по размеру кружочков, которые составляют рисунок ткани, а нанесенные на них вертикальные линии создают светотени в изгибах драпировки; 8 - одних только вертикальных линий, проведенных через меньшие интервалы. (См. Из книги Р.У. Джилла. Рис. 075. Разнообразные бытовые приборы и канцелярские принадлежности, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 079. Образцы тридцати видов фактур, полученных путем штриховки пером толщиной 0,1 мм, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 079 (продолжение). Образцы тридцати видов фактур, полученных путем штриховки пером толщиной 0,1 мм, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 080. Графическое изображение фактуры некоторых строительных материалов, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 080 (продолжение). Графическое изображение фактуры некоторых строительных материалов)

Образцы штриховок 1-6, 13-18, 29, 30 выполнены с помощью рейсшины или угольника, а 7-12, 19-28 - от руки.

Показанные образцы иллюстрируют изображение светотеней путем уменьшения интервалов между линиями. Здесь даны далеко не все образцы фактур, которые можно получить путем штриховки. Простая комбинация и вариация вышеприведенных штриховок может дать бесконечное число новых видов фактур.

Установить границы всему разнообразию способов штриховки для получения желаемого результата невозможно. Образцы штриховок, показанные на этом рисунке, могут служить лишь в качестве руководства. В зависимости от стиля и техники рисования иллюстратор должен найти свой собственный метод изображения фактуры разных строительных материалов.

На рис. 85Из книги Р.У. Джилла. Рис. 085. Изображение фактуры с помощью штриховальной кисти (с коротко обрезанной щетиной) показан еще один способ получения разных оттенков серого тона путем соскребания туши с залитых участков лезвием бритвы. Лезвие нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги и водить им взад и вперед, прижимая к обрабатываемым участкам таким образом, чтобы оно всей длиной плотно прилегало к поверхности бумаги. После этого переходят к обработке более мелких участков, используя лишь часть лезвия. Такую операцию рекомендуется проводить с большой осторожностью, чтобы не повредить поверхность бумаги. Для оценки возможностей этого метода достаточно внимательно рассмотреть приведенные здесь образцы, а чтобы хорошо овладеть этим методом, начинающему иллюстратору нужно много потрудиться, прежде чем он сможет выбрать подходящий для себя вариант.

Метод соскребания особенно эффективен при работе на рельефно-фактурной бумаге.

На рис. 86Из книги Р.У. Джилла. Рис. 086. Переводные картинки фирмы «Летрасет», а также на всех остальных сорока листах данной серии манера исполнения, толщина линий и пропорции изображений выдержаны в одном соотношении. Все рисунки серии, выполненные видными художниками, можно наклеивать по одному или в сочетаниях для иллюстраций большинства видов общественной и коммерческой деятельности. Перевод изображений с листа осуществляется точно так же, как и перевод с листов серии «Литеры шрифтов для мгновенного копирования». Точное соблюдение инструкции по переводу может дать хорошие результаты без лишних затрат времени и средств. При переводе рекомендуется пользоваться поставляемыми фирмой «Летрасет» разбрызгивателями фиксатора, который позволяет получать изображения, устойчивые к механическим повреждениям и высоким температурам, возникающим при дальнейшей обработке на печатных машинах.

Рис. 98 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 098. Пять вариантов изображения многоэтажного жилого дома, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 098 (продолжение). Пять вариантов изображения многоэтажного жилого дома). На этих рисунках можно проследить эффект уменьшения изображения для каждой из показанных ранее техник исполнения. Обучающемуся рекомендуется тщательно рассмотреть изображения и решить, какая техника исполнения наиболее отвечает его стилю работы.

Рис. 130Из книги Р.У. Джилла. Рис. 130. Изображение каменного барельефа. Этот рисунок довольно сложен по технике исполнения: на нем виден эффект тысячелетнего воздействия погодных условий на фрагмент барельефа в Индонезии, высеченного на галерее храма бога Шивы недалеко от Джакарты. Кроме того, продемонстрирована возможность одновременной передачи объемных форм барельефа и фактур поверхности. Неопытному иллюстратору не рекомендуется приступать к изображению такого объекта до тех пор, пока он не научится быстро работать пером толщиной 0,1 мм.

Чтобы передать объемные формы и фактуру материала, иллюстратор пользовался разнонаправленными штришками. Путем применения такой техники исполнения можно добиться широкой гаммы перехода тонов.

Рис. 131Из книги Р.У. Джилла. Рис. 131. Лицо старика. На этом рисунке показана самая сложная из техник исполнения, описанных в книге. Этот рисунок принципиально не отличается от других, где требуется решать проблему света и тени, фактуры и отражения. Возможно, самой большой разницей между этим рисунком и другими, помещенными в этой главе, является более широкая гамма тонов и большее мастерство техники исполнения для получения более тонких вариаций в передаче пластики, чем это обычно требуется при изображении архитектурных сооружений или интерьера помещений.

В чертежных инструментах «Вариант» и «Рапидограф» (рис. 134Из книги Р.У. Джилла. Рис. 134. Чертежные инструменты фирмы «Ротринг» для туши) используются одинаковые чертежные головки. В чертежный инструмент «Вариант» входит комплект съемных чертежных элементов и резервуар для туши. Чертежный инструмент «Рапидограф» снабжен зажимом для крепления к карману и заполняется тушью точно так же, как и капсульная ручка. Оба инструмента соответствуют принятому стандарту. В отличие от других чертежных инструментов «Вариоскрипт» предназначен только для написания шрифта по шаблону. К инструменту на шарнире можно подсоединять рукоятку.

Размеры пера-трубки строго соответствуют высоте шрифтового шаблона. Для удобства поиска нужного размера пера применяется цветной код, нанесенный на корпус инструмента. Во избежание ошибок на каждом шрифтовом шаблоне также нанесено цветное кодовое кольцо, повторяющее цвет кода пера.

Шрифтовые шаблоны изготовлены из желтого, слабо отражающего и слабо затеняющего материала и имеют следующую высоту шрифта (мм): 1,4; 1,6; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 12; 14; 16; 20.

Чертежный инструмент для туши типа «Фолиограф» предназначен для черчения на пластмассовых пленках пленкорастворяющей тушью. Высокая абразивность пленок (приблизительно в 600 раз выше кальки) вызвала необходимость применения сапфировых чертежных перьев, что повысило стоимость инструмента, при этом почти до бесконечности возросла износоустойчивость. Все детали чертежного инструмента, соприкасающиеся с пленкорастворяющей тушью, стойки к ее воздействию. Следует заметить, что «Фолиограф» можно заряжать специальной пленкорастворяющей или водорастворимой тушью. Его успешно используют для черчения на пластмассовых пленках, кальке или плотной бумаге.

Чертежный инструмент для туши типа «Микронорм» представляет собой сравнительно новую серию инструментов. Чертежный инструмент для туши со знаком m имеет значительные преимущества перед другими инструментами, так как используется для любых видов технических чертежей, включая специальную технику исполнения для микрофильмирования. Градация размеров стандартных чертежных перьев проведена по новой системе взаимоотношения толщин линий и высоты шрифта, в которой за наименьшую единицу принято отношение 1: Г2. Каждому размеру чертежного пера комплекта (за исключением 0,13 мм) соответствует определенный шрифтовой шаблон, например для шрифта со штрихом средней толщины - толщина штриха 1/10 высоты шрифта, для шрифта с тонким штрихом - толщина штриха 1/14 высоты шрифта.

Наряду с разнообразными чертежными инструментами существует большое количество принадлежностей, которыми пользуются чертежники. Это приставки к циркулям для использования головок чертежных инструментов типа «Рапидограф», «Вариант», «Вариоскрипт», «Фолиограф» и «Микронорм», а также втулки разных диаметров для вставки чертежных инструментов повышенной точности. Имеются также центрирующий шарнир для всей системы чертежных инструментов, шарнирные приставки для циркуля и для крепления рукоятки.

Каждый комплект чертежного инструмента состоит из ключа для отвинчивания конусной головки, листа промокательной бумаги для чистки пера и инструкции по методике зарядки, а также промывки инструмента в зависимости от применяемой туши.

Все чертежные инструменты снабжены съемными конусными головками, что дает значительную экономию средств в случаях их повреждения или поломки.

На рис. 135 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 135. Чертежные принадлежности, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 135 (продолжение). Чертежные принадлежности) показан целый ряд приспособлений, включая коробку «Рапидомат», которая представляет собой большую ценность для чертежника. Коробка «Рапидомат» решает основную проблему - проблему высыхания туши. Принцип прост и надежен: тушь не высыхает из-за повышенной влажности воздуха в коробке. Коробка «Рапидомат» выпускается в двух вариантах: четырехместная, где хранятся четыре головки чертежных инструментов, и восьмиместная, где хранятся восемь головок. Каждая коробка «Рапидомат» может быть снабжена гигрометром, который точно показывает процент влажности воздуха внутри коробки, и, таким образом, видно, когда его необходимо наполнять водой. «Рапидомат» можно использовать в качестве настольного прибора или прикрепить скобой к чертежной доске. Дополнительное преимущество «Рапидомата» состоит в том, что в нем чертежные головки можно располагать в порядке их толщины, что отчетливо видно через прозрачную крышку, а также в том, что инструменты постоянно готовы к работе без лишних затрат времени на отвинчивание колпачков. Кроме того, виден уровень туши в инструменте. Коробки «Рапидомат» крайне необходимы в целях экономии времени для любого загруженного работой чертежника, пользующегося чертежными инструментами серии «Ротринг».

На рис. 135 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 135. Чертежные принадлежности, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 135 (продолжение). Чертежные принадлежности) показаны также три циркуля, специально приспособленные для работы с инструментами типа «Ротринг». При возникающих задержках в работе на головку инструмента можно надевать колпачок.

Обыкновенный циркуль со встроенной телескопической ножкой пригоден для вычерчивания окружностей диаметром до 500 мм; а для выполнения конструкторских чертежей в нем имеется втулка для вставки грифеля. В падающем кронциркуле центр тяжести находится на средней оси. Он применяется для вычерчивания окружностей малого диаметра - до 7 мм. Точно так же как и в обыкновенном циркуле, головка чертежного инструмента привинчивается к ножке и на нее можно надевать колпачок. Быстро устанавливающийся циркуль обладает всеми преимуществами предыдущих циркулей, а вдобавок еще и быстродействующим микрометрическим регулятором, который обеспечивает быструю установку, плавную и точную подстройку и надежное фиксирование размера. Циркуль снабжен удлинителем, муфтой для вставки грифеля и приспособлением для вставки чертежного пера. Этот циркуль позволяет вычерчивать окружности диаметром до 520 мм.

Наконец, следует отметить, что все чертежные инструменты типа «Ротринг» приспособлены для зарядки их пластмассовыми капсулами с тушью «Ротринг», а чертежный инструмент «Фолиограф» можно заряжать капсулами с водорастворимой тушью.

Ручка «Графос» фирмы «Пеликан» (рис. 136Из книги Р.У. Джилла. Рис. 136. Ручка «Графос» фирмы «Пеликан») проста в обращении и предназначена для обычной чертежной и каллиграфической туши. Ручку заряжают чертежной тушью, которая затем свободно и равномерно стекает с острия пера. Имеется большое разнообразие сменных перьев, предназначенных для разных целей (см. таблицу). Верхняя пластинка пера поворачивается в ту или другую сторону, что облегчает чистку пера.

Особо важное значение имеет ширина кончика пера, которым обеспечивается абсолютно точное и бесперебойное вычерчивание линий одинаковой толщины. Узкие перья с круглым кончиком позволяют проводить закругленные по краям линии неизменной толщины, чего нельзя получить никаким другим пером. Ручка легко крепится к любому циркулю с помощью зажима. Чтобы подготовить ручку «Графос» к работе, необходимо снять колпачок и надеть его на другой конец ручки для сохранения равновесия. Затем вынимают тушеподающий стержень, наполняют емкость ручки тушью, далее устанавливают тушеподающий стержень на место, вставляют перо, и ручка готова к использованию. По окончании работы перо снимают, плотно закрывают колпачком, чтобы тушь не засохла, а перо тщательно протирают. Тушеподающие стержни бывают трех типов:

  • № 1 - подает тушь по мере расхода;

  • № 2 - подает тушь средним потоком;

  • № 3 - подает тушь свободным потоком.

Во время работы чертежник устанавливает, какой из вышеуказанных стержней лучше всего подходит для выполняемой работы. Кроме представленного на рисунке зажима «Графос» для закрепления ручки на циркуле существует целый ряд полезных принадлежностей к ручке «Графос». Для периодического увлажнения кончика пера у чертежника имеется небольшая коробочка с влажной вискозной губкой; в том числе, когда чертежник отвлекается от работы на некоторое время, он вставляет ручку в стойку, где перо находится во влажной среде. Вообще говоря, ручка «Графос» представляет собой превосходный чертежный инструмент, особенно рекомендуется для вычерчивания тонких линий очень высокого качества.

Принцип работы ручки «Технос» (рис. 137: Из книги Р.У. Джилла. Рис. 137. Ручка «Технос» фирмы «Пеликан», Из книги Р.У. Джилла. Рис. 137 (продолжение). Ручка «Технос» фирмы «Пеликан» ) отличается от других чертежных инструментов тем, что во время работы подпружиненный стержень регулятора подачи туши быстро оттягивается в корпус ручки, не мешая ее свободному проходу через отверстие кончика пера. Большой ассортимент перьев позволяет выполнять разнообразные чертежные работы. В ассортимент перьев входят специальные трехконцевые перья (тип С) для одновременного проведения трех линий. Как видно из таблицы, указанный ассортимент перьев шире ассортимента перьев-трубок.

Самым сложным из инструментов, предназначенных для выполнения специальных чертежных работ, является прибор для вычерчивания разного рода прерывистых, пунктирных, штриховых и штрихпунктирных линий.

О торцовой кисти

Кончик кисти опускают в емкость, на дне которой налито немного туши или акварельной краски, удаляют лишнюю краску, вытирая кисть о лист бумаги, а затем, держа кисть строго вертикально, постукивают ею по бумаге. Чтобы ограничить контуры закрашенных таким образом участков, на них накладывают трафарет.

Если щетина топорщится, то рекомендуется ее обернуть липкой лентой, отступая 3 мм от кончика кисти, что дает возможность более четко выдерживать рисунок фактуры на закрашенном участке. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисть теплой водой.

___

Приведенный на рис. 138 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 138. Чертежный инструмент для выполнения специальных работ, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 138 (продолжение). Чертежный инструмент для выполнения специальных работ) инструмент изготовлен швейцарской фирмой «Керн». Он снабжен взаимозаменяемыми колесами трех конфигураций.

Аналогичным описанному является чертежный инструмент фирмы «Махо», который снабжен шестью взаимозаменяемыми колесами разной конфигурации, вычерчивающими линии шести разных начертаний. Эти инструменты используются вместе с рейсшиной или угольником и снабжены обычным рейсфедером, который то поднимается, то опускается по мере продвижения колеса по ребру рейсшины или угольника.

Контурный рейсфедер «Бонгаертс» фирмы «Махо» представляет собой красивый по конструкции и исполнению чертежный инструмент, которым можно вычерчивать линии толщиной до 0,038 мм. Он вмещает необычно большой запас туши. Контурный рейсфедер со свободно проворачивающимся наконечником изготовлен так, что он легко следует за рукой чертежника в любом направлении. Это необходимо при вычерчивании контурных линий в картографии.

Другой весьма удобный инструмент - это контурный рейсфедер фирмы «Уалд RZ 150» с тремя щечками. Этот рейсфедер предназначен для вычерчивания контурных линий в тех случаях, где требуется проведение толстой линии. Он имеет достаточную емкость туши для проведения линий на большом пространстве без перезарядки. Три щечки рейсфедера способствуют регулированию подачи туши и улучшают качество получаемой линии. Выпускаемые фирмой «Ротринг» кисти «Бродскрайбер» для написания шрифта являются весьма полезным инструментом чертежника. Выпускают кисти, дающие толщину линий 1,5; 2,5; 4,0 и 6,0 мм. Их можно использовать при вычерчивании толстых линий, заливке светлых участков рисунка и выполнении других незначительных работ, которые постоянно возникают в ходе работы чертежника.

___

Представленная на рис. 138Из книги Р.У. Джилла. Рис. 138 (продолжение). Чертежный инструмент для выполнения специальных работ ручка «Стабило» с волокнистым пером, точно так же как и кисти «Бродскрайбер», является полезным чертежным инструментом для выполнения целого ряда работ, которые нельзя выполнять ничем иным. Ее используют при быстрых зарисовках и при дорисовке цветных рисунков, получая интересные эффекты.

И последней из серии чертежных инструментов представлена обычная чертежная ручка. Хотя за последние годы был сделан большой скачок в области изготовления чертежных инструментов, никто пока еще не сумел изобрести замену этому универсальному перу, которым продолжают пользоваться для вычерчивания тонких неорганизованных штрихов.

Все инструменты, представленные на рис. 138 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 138. Чертежный инструмент для выполнения специальных работ, Из книги Р.У. Джилла. Рис. 138 (продолжение). Чертежный инструмент для выполнения специальных работ), предназначены для выполнения специальных графических работ, и наличие у чертежника хотя бы небольшого набора их облегчает его труд и повышает качество исполнения.

Самыми доступными из всех высококачественных чертежных тушей являются туши, носящие популярное название «Пеликан». Чертежные туши «Ротринг» представляют собой новый вид, однако они уже зарекомендовали себя как туши высокого качества. Предназначены они исключительно для чертежных инструментов фирмы «Ротринг». Информация об этих типах тушей, включая жидкость для промывки чертежных инструментов, дана на рис. 139Из книги Р.У. Джилла. Рис. 139. Чертежные туши.

Чертежные туши фирмы «Пеликан»

Тушь «Пеликан»Из книги Р.У. Джилла. Рис. 139. Чертежные туши (16 оттенков прозрачной и 9 оттенков кроющей) отличается хорошей текучестью и водостойкостью. Вычерчиваемые линии не расплываются и не поддаются вытиранию мягкой резинкой, однако легко снимаются твердой резинкой или каким-либо другим средством. Тушь черная имеет глубокий черный цвет, а исключительно хорошая кроющая способность этой туши дает идеальные черно-белые изображения и отличные светокопии. Она рекомендуется для работы чертежной ручкой, кистью и ручкой «Графос». При выполнении художественных работ тушь можно легко разбавить водой и получить целый ряд оттенков до светло-серого.

Специальная черная тушь для перьев-трубок обладает сверхлегкой текучестью. По консистенции и сохнущим свойствам эта тушь специально предназначена для надежной и бесперебойной работы перьями-трубками любой конструкции.

Цветные, прозрачные туши, легкотекучие и светостойкие можно смешивать друг с другом в необходимых пропорциях и разбавлять водой. Цветные, кроющие туши пригодны для светокопирования.

Все кроющие туши применяют для ручек с перьями-трубками. Их используют для светокопирования и для выполнения светостойких художественных работ. Разные оттенки можно получать путем смешивания и разбавления.

Цвета: 1 - алый, 2 - карминовый, 3 - ярко-красный, 4 - оранжевый, 5 - желтый, 6 - светло-зеленый, 7 - густо-зеленый, 8 - кобальт синий, 9 - ультрамариновый, 10 - берлинская лазурь, 11 - красно-фиолетовый, 12 - сине-фиолетовый, 13 - охра, 14 - жженая охра, 15 - синий, 16 - серый, 17 - черный, 18 - белый.

Специальные: 50 - черный, 51 - красный, 52 - желтый, 53 - зеленый, 54 - синий, 55 - фиолетовый, 56 - коричневый.

Чертежные туши фирмы «Ротринг»

Перевертывают пузырекИз книги Р.У. Джилла. Рис. 139 (продолжение 1). Чертежные туши вверх дном и заполняют тушью зарядное устройство. Затем пузырек возвращают в нормальное положение. Отвертывают крышку и заряжают ручку. Зарядное устройство служит для полного использования туши из пузырька.

Цвета туши: черный, синий, желтый, красный, зеленый и коричневый.

Черная тушь «Ротринг», точно так же как и специальная черная тушь «Пеликан» (50 оттенков), предназначена специально для ручек с пером-трубкой. Эта тушь дает удовлетворительную насыщенность линий при светокопировании.

Кроющие цветные туши тоже дают четкие черно-белые отпечатки резкой контрастности на фотобумаге.

Жидкость для промывки чертежных инструментов фирмы "Пеликан"

Чертежные перья или перья-трубкиИз книги Р.У. Джилла. Рис. 139 (продолжение 2). Чертежные туши кладут в банку (1) с жидкостью.

Затем банку плотно закрывают, переворачивают вверх дном и оставляют на некоторое время в таком положении (2).

Ручки с засохшей тушью вставляют в банку (3, 4). Промывочной жидкостью «Пеликан» пользуются для промывки всех типов и моделей чертежных инструментов для туши.

Эта жидкость непригодная для промывки чертежных инструментов, в которых используют туши для вытравливания поверхности или любые другие виды туши для пленок.

Из книги Р.У. Джилла. Рис. 139 (продолжение 3). Чертежные тушиПромывочная жидкость «Ротринг»

Шрифтовой шаблон «Микроном» фирмы «Ротринг»

Чертежные ручки «Микронорм» различают по отношению толщины к высоте штриха (1:2).

Можно пользоваться одним и тем же чертежным инструментом для вычерчивания линий и штрихов по шрифтовым шаблонам.

Вычерчивают линии девяти толщин - от 0,13 до 2 мм и восьми высот - от 1,8 до 20 мм.

Ступеньки на перьях-трубках предотвращают подтекание туши под чертежную линейку. Чтобы выдержать стандарт толщины штриха неизменным, необходимымо следить за углом наклона пера по отношению к поверхности чертежа, который должен быть приблизительно равен 90°, см. Из книги Р.У. Джилла. Рис. 141. Шрифтовой шаблон).

Стандартные ручки «Лерой» предназначены для написания шрифта малого кегля. Кончики самых тонких перьев изготовлены из нержавеющей стали и снабжены очень тонкими «очистителями» из нержавеющей проволоки, которая на половину своей длины для прочности впаяна в трубку из нержавеющей стали, находящуюся в корпусе ручки. Ассортимент стандартных перьев достаточно большой (от 0000 до 14).

На рис. 142Из книги Р.У. Джилла. Рис. 142. Чертежные инструменты фирмы «Лерой» показаны хорошо зарекомендовавшие себя скрайбер и копир «Лерой» фирмы «Кейфель и Эссер».

Всего имеется три типа скрайберов «Лерой». Первый - стабильный или нерегулируемый, предназначенный для написания шрифта и знаков прямого начертания. Второй - регулируемый; предназначенный для написания шрифта, знаков и символов прямого и наклонного начертания под углом до 22° с помощью одного и того же копира. Установка наклона пишущего рычага регулируется простым ослаблением и затяжкой винта с рифленой головкой. Третий позволяет варьировать высоту и наклон букв и цифр (существует пять моделей скрайберов этого типа). Скрайбер «Лерой» снабжен большим ассортиментом разнообразных принадлежностей.

Простой и дешевый прибор «Техностиль копиограф»Из книги Р.У. Джилла. Рис. 143. Прибор «Техностиль копиограф» для написания шрифта (Италия) не может конкурировать с обладающей большими возможностями профессиональной системой «Лерой» и по праву занимает скромное место в ряду простых видов оборудования для написания шрифта, которое время от времени может потребоваться чертежнику, не имеющему полного ассортимента системы «Лерой». Прибор прост в работе, и небольшая практика в обращении с ним может дать первоклассные результаты.

Прибор для написания шрифта «Техностиль копиграф»

Снятая с коробки для хранения копира и перевернутая на обратную сторону крышка служит направляющей для установки копира. Другое ребро направляющей прижимают к ребру рейсшины, параллельной линейки, масштабной линейки чертежной машины или простой линейки. Сама коробка представляет собой металлическую рейку, которая крепится к направляющей с помощью винта с рифленой головкой. По краям металлическая рейка снабжена отверстиями для крепления держателей, используемых при отсутствии линейки.

В скрайбер можно вставлять разные по толщине зажимные карандаши или ручки.

Скрайбер устанавливают в четыре положения: для написания букв прямого начертания и под тремя углами наклонного начертания с одного того же копира.

___
Переводные листы фирмы «Летрасет»

Главной особенностью переводных листов фирмы «Летрасет» является возможность правильно устанавливать межбуквенные пробелы, так что даже непрофессионал может получить строки текста с нормальными межбуквенными пробелами. Полный ассортимент продукции фирмы «Летрасет» можно найти в каталоге этой фирмы, куда входят также и печатные переводные картинки, о которых уже упоминалось в этой работе.

Печатные шрифты для сухого перевода фирмы «Летрасет» представляют собой отпечатанные на пластмассовом листе знаки, которые можно быстро переводить на чертеж или какое-либо другое изображение с помощью шариковой ручки на ровной гладкой подложке, такой, как бумага, картон, пластмасса, металл, стекло, ацетатная пленка и даже льняная ткань и шелк. Если в переводной строке обнаружена ошибка, то ее удаляют с помощью резинки или липкой ленты.

Листы «Летрасет» для сухого перевода хранить в лежачем положении на ровной плоскости вдали от нагревательных приборов в сухом месте.

Чертежные приборы, представленные на рис. 153 (Из книги Р.У. Джилла. Рис. 153. Два прибора для вычерчивания параллельных линий: Инструмент для вычерчивания параллельных линий с автоматической регулировкой интервалов фирмы «Лайнекс», Из книги Р.У. Джилла. Рис. 153 (продолжение). Два прибора для вычерчивания параллельных линий: Штриховальный прибор фирмы «Керн»), существенно отличаются друг от друга, поэтому чертежнику полезно иметь и тот и другой. Чертежный прибор фирмы «Лайнекс» для вычерчивания параллельных линий с автоматической регулировкой интервалов между ними значительно дешевле прибора фирмы «Керн», и хотя не имеет всех тех достоинств, которые присущи прибору фирмы «Керн», но работает хорошо и прост в эксплуатации. Корпус этого прибора выполнен из ударопрочной пластмассы, снабжен прозрачной линейкой с градуированным рабочим ребром. В рабочем положении прибор удерживается на бумаге на резиновых подушках, а линейка передвигается при нажиме на кнопку. Между линиями можно устанавливать интервал от 0 до 6 мм. Прибор «Лайнекс» имеет одно преимущество по сравнению с прибором фирмы «Керн» - это наличие шаблонодержателя, который прикрепляют к носику линейки, а затем в него вставляют любое лекало для вычерчивания линий разнообразных конфигураций. Вокруг рисунка прибора показаны образцы линий, полученные с помощью разных шаблонов. Шаблонодержатель предоставляет бесконечный ряд возможностей вычерчивания линий самых необычных и интересных конфигураций.

Штриховальный прибор фирмы «Керн» более прочен по конструкции и дороже. Он снабжен прозрачной линейкой, которая поворачивается на оси и стопорится в любом желаемом положении.

___

Если работа аэрографом хорошо освоена, то он в большой мере способствует достижению хорошего качества чертежных работ. Возможно, из-за большой стоимости аэрограф трудно приобрести начинающему чертежнику, однако для профессионалов он незаменим, так как расширяет диапазон выполняемых работ. На рис. 161Из книги Р.У. Джилла. Рис. 161. Аэрограф «Гольбейн» фирмы «Нео-Хохми» представлен простой в обращении аэрограф «Гольбейн» фирмы «Нео-Хохми» (Япония).

© Центр дистанционного образования МГУП