Московский государственный университет печати



         

Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства

Учебное пособие



Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие составителя

1.

Материалы, инструменты, приспособления

1.1.

Техника рисунка и живописи

1.2.

Наброски, выполненные разными инструментами и материалами

1.3.

Беседы с юным художником

2.

Рисунок пером

2.1.

Рисунок пером (А.М.Лаптев)

2.1.1.

Об изобразительных средствах

2.1.1.1.

О первичных элементах изобразительных средств

2.1.1.2.

Материалы для рисунка пером

2.1.1.3.

Переход к практике рисунка

2.1.2.

Различные образцы рисунка пером

2.1.2.1.

Контурный или линеарный рисунок

2.1.2.2.

Линеарно-цветные рисунки или смешанные

2.1.2.3.

Живописно-тональные рисунки пером

2.2.

Рисунок пером (Н.С.Самокиш)

2.3.

Роберт У.Джилл. Рисование пером и тушью

3.

Техника акварельной живописи

3.1.

Глава первая. Свойства материалов

3.2.

Глава вторая. Возможности инструментов

4.

Требования к оригиналам

4.1.

Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги

4.2.

Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции

4.3.

Производственная графика

Приложение

Приложение 1. П.Я. Павлинов. Для тех, кто рисует

Приложение 2. В.А. Ватагин. Записки анималиста

Приложение 3. Работы студентов

Указатели
64  именной указатель
107  предметный указатель
272  указатель иллюстраций

4.2.
Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукцииБельчиков И.Ф. Художественно-техническое  полиграфическое оформление печатной продукции. М.: Высшая школа, 1965

Основные требования к технике выполнения оригиналов иллюстраций

Чтобы добиться наиболее точного и правильного воспроизведения оригиналов иллюстраций в печати, необходимо соблюдение следующих основных требований.

Оригиналы штриховых иллюстраций должны быть выполнены черной тушью или черной краской в полную силу. Линии должны быть без зазубрин или неровностей. В рисунках, выполненных пером, допускается некоторое ослабление интенсивности на концах линий, если только это не отразится на содержании рисунка и не поведет к его искажению.

Наклейки букв, цифр и т.п. на оригиналах должны быть четко отпечатаны черной краской и приклеены бесцветным клеем, не вызывающим пятен или затеков.

Многоцветные штриховые оригиналы должны иметь цветоделенные кальки для каждого цвета, на полях которых помещаются размерные метки, обеспечивающие совмещение контуров при печати. Кроме того, необходимо приложить цветной эскиз оригинала.

Линии на чертеже или схеме должны быть выполнены в оригинале с таким расчетом, чтобы после уменьшения толщина их в клише получилась не менее 0,2 мм, а в перовых рисунках - не менее 0,15 мм. Расстояние между линиями в клише должно быть не менее 0,2 мм, а высота букв и цифр - не менее 1,2 мм.

Полутоновые оригиналы однокрасочных иллюстраций должны быть черно-белыми, без каких-либо цветовых оттенков. Фотомонтажные оригиналы должны иметь одинаковую плотность как в самом темном, так и в самом светлом участках. Если в качестве оригиналов иллюстраций предлагаются оттиски с растровых клише, то они могут быть пригодны лишь в том случае, если с них сделаны фоторепродукции, уничтожившие растровую сетку, или если отпечатки отретушированы с полным выкрыванием сетки.

Многокрасочные оригиналы могут быть сданы для репродуцирования независимо от техники выполнения оригинала (акварель, масло, гуашь, темпера, черно-белое или цветное фото, негативы, диапозитивы и т.п.).

Оригиналы многоцветные для офсетной печати, оригиналы цветных фото, как и цветные негативы, должны иметь достаточную резкость.

Ретушь полутоновых оригиналов проводится с целью улучшения и более четкого выявления основного содержания иллюстраций. Выполняется она цветной ретушерской краской, близкой к цвету изображения в оригинале, чтобы при прямом рассмотрении ретушь была незаметна.

На обороте каждого оригинала помещают маркировку, в которой указывают название издательства, название издания, фамилию автора, номер изображения, линейность растра и степень уменьшения оригинала при клишировании.

Текст к многокрасочному оригиналу, набранный мелким кеглем шрифта, выполняют на отдельной кальке, совмещенной с оригиналом. Если текст располагается на темных участках изображения, делают вырезы на бумаге или «окна» для запечатывания их фоновыми красками.

Линейность растра зависит от гладкости бумаги и типа печатной машины.

При печатании на плоскопечатных или тигельных типографских машинах рекомендуется применять растр: в 24 линии (24 линии в 1 см), если бумага газетная матовая; в 30 и 34 линии при типографской бумаге машинной гладкости; в 40-48 линий при глазированной бумаге; в 48, 54, 60 линий при мелованной бумаге.

При печати на типографских книжно-журнальных ротациях применяется растр в 30 линий, а с применением прокладочного рулона - в 36-40 линий. Листовые ротационные машины допускают повышение линейности растра до 48-60 линий.

Степень уменьшения оригиналов при клишировании выражается дробью, числитель которой показывает размер одной из сторон клише, а знаменатель - размер той же стороны оригинала. Уменьшение оригинала более чем в половину (1/2) не рекомендуется.

Таким образом, при иллюстрировании издания важно выбрать необходимое количество действительно полезных иллюстраций с хорошо выполненными оригиналами, соответствующими той репродукционной технике, с помощью которой они будут воспроизведены, и правильно подготовленными для репродукции с учетом качества бумаги, особенностей печатных машин, способа печати и возможностей уменьшения их при воспроизведении.

Подготовка оригиналов для клиширования

Оригинал, предназначенный для клиширования, должен удовлетворять следующим требованиям:

    а) прямоугольные оригиналы должны иметь правильный обрез, без перекоса;

    б) на лицевой стороне не должно быть пятен, трещин, царапин, сгибов, рельефа от надписей на обороте и т.п.;

    в) если необходимы наклейки (замена деталей или добавочные детали) на лицевой стороне фотооригинала, то их следует выполнять на бумаге того же оттенка и качества, что и бумага оригинала; для приклеивания следует употреблять бесцветный, химически нейтральный клей;

    г) если оригинал воспроизводится не полностью, он покрывается бумагой с вырезанным «окном» для воспроизводимой части;

    д) фотографии должны быть отпечатаны на белой глянцевой фотобумаге в черном тоне с хорошо проработанными важными деталями;

    е) степень уменьшения оригинала (в зависимости от полиграфических возможностей) выражается или указанием размера по ширине, или дробью, представляющей отношение ширины будущего клише к ширине оригинала, или же указанием только ширины будущего клише в миллиметрах; шрифтовые надписи на оригинале должны быть такими, чтобы высота их на клише была не ниже 1,5 мм;

    ж) штриховые оригиналы должны быть выполнены тушью на белой гладкой бумаге хорошей проклейки, ровным по черноте штрихом;

    з) оригинал, предназначенный для клиширования, должен иметь следующие надписи: 1) название газеты; 2) подпись к иллюстрации; 3) степень уменьшения оригинала; 4) для тонового клише - линейность растра; 5) визы ответственных лиц; 6) дата отправки оригинала в цинкографию (все эти сведения рекомендуется писать на отдельном листе бумаги, приклеенном к полю оригинала).

4.3.
Производственная графикаОрехов Н.А. Производственная графика. М.: Высшая школа, 1988

Увеличение или уменьшение оригинала

Уменьшение или увеличение оказывает существенное влияние на характер изображения оригинала. Как правило, хорошо воспроизводится в печати размер оригиналов, печатная форма для которых выполняется несколько меньших размеров. В нем сохраняются все художественные особенности оригинала: графическая манера (точка, пятно, штрихи и др.), цвет, тоновые особенности и т.д. Неоправданно значительное уменьшение оригинала может привести к нежелательным искажениям. Поэтому надо внимательно следить за изменением рисунка изображения.

Штриховые оригиналы, предназначенные для репродуцирования, выполняют с небольшим увеличением, так как при последующем уменьшении почти не видны мелкие ошибки, допущенные при их выполнении. При значительном уменьшении оригинала возможно исчезновение мелких деталей изображения. Чтобы этого не происходило, целесообразно несколько утрировать мелкие детали, оставляя наиболее необходимые выразительные элементы изображения. После уменьшения изображения ширина линии на негативе должна быть не менее 0,15 мм, а ширина пробела между ними - не менее 0,1 мм. Полутоновые оригиналы, имеющие довольно сложные градации различных яркостей, могут резко изменить свою художественную характеристику благодаря значительному увеличению или уменьшению изображения. Многоцветный тоновый оригинал содержит множество различных мелких деталей, состоящих из большого количества цветовых оттенков. Если такой оригинал воспроизводить с изменением формата изображения, можно получить различные преобразования. Например, увеличенные отдельные мелкие цветовые пятна на цветном оригинале теряют свои очертания. Чрезмерно укрупняемые части изображения производят неестественное дисгармоничное впечатление на зрителя. При значительном уменьшении оригинала возникает обратное действие: крупный элемент изображения приобретает обобщенный цвет, почти не напоминающий прежний, натуральный, а мелкие детали совершенно исчезают.

Наиболее часто для выполнения издательских оригиналов применяют технику акварельной живописи. Помимо красочного слоя на таком изображении могут находиться темные штриховые детали, выполненные тушью, а также белые просветы между различными цветовыми пятнами. Уменьшая такой оригинал, можно подвергнуть его существенным изменениям. В издательской практике бывают случаи, когда необходимо специально увеличить фрагмент изображения, чтобы показать специфические особенности того или иного воплощения в живописной и графической технике. Иногда возникает необходимость создать абсолютно точное воспроизведение рисунка, картины, книги и т.д. Такая репродукция называется факсимильной (лат. fac simile - делай подобное).

Существует ряд степеней уменьшения оригинала: 4/5, 3/4, 2/3, 3/5, 1/2, 2/5, 1/3, 1/4, 5/6, 9/10. Степень уменьшения проставляют карандашом в правом верхнем углу, на лицевой стороне оригинала в виде дроби. Дробь указывает соответствующую часть линейной величины оригинала. Например, размер оригинала 105×150 мм необходимо уменьшить в 2/3, для этого надо найти соответствующее уменьшение размера 105×2/3 = 70 мм и 150×2/3 = 100 мм. Следовательно, уменьшенные размеры оригиналов будут 70×100 мм. К оригиналу, репродуцируемому с небольшим уменьшением, предъявляют повышенные требования: все детали изображения должны быть выполнены с чеканной точностью.

Натуральный размер одноцветного или многоцветного оригинала может быть сохранен в том случае, если его изображение проработано четко и тщательно. Невозможно также хорошо репродуцировать уменьшенные оригиналы, выполненные карандашом, сухой кистью или методом «автоштрих», так как при этом могут исчезнуть характерные особенности крупнозернистой бумаги.

Весь иллюстрационный материал, предназначенный для какого-либо издания, обычно выполняют с учетом одной степени уменьшения. При этом достигается гармоническая слагаемость всех деталей изображения: уравновешивается толщина линий, штрихов, точек и т.п.

Сравнительно редко применяют уменьшение оригинала «по стрелке», где уменьшение обозначают не степенью уменьшения, а стрелкой. Этот способ используют, когда необходимо уменьшить не формат изображения, а лишь некоторую его часть. В этом случае на соответствующей части изображения прочерчивают карандашом стрелку, а на ее середине указывают размер в квадратах или сантиметрах.

© Центр дистанционного образования МГУП