Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль

Учебное пособие для специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»


Злобина Л.А.
Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Правовые основы открытия счетов в коммерческих банках

2.

Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках

3.

Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины

4.

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов

5.

Операции и сделки коммерческих банков с ценными бумагами

6.

Вексельные кредиты

7.

Кредитные отношения предприятия с коммерческим банком

8.

Залог как способ обеспечения банковских ссуд

9.

Гарантия как способ обеспечения банковских ссуд

10.

Санкции за невыполнение кредитного договора

11.

Законодательное регулирование валютных операций в Российской Федерации

12.

Проверка валютных счетов

13.

Контроль денежных документов и переводов в пути

14.

Аудиторская деятельность в банковской системе Российской Федерации

14.1.

Аудиторские проверки

14.2.

Организация работы в территориальных учреждениях Банка России

14.3.

Аннулирование лицензий

Заключение

Рекомендуемая литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Указатели
254  предметный указатель
8  указатель иллюстраций

Введение

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. БанкБанки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях - посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народно-хозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Еще вчера смотрели на банк как на часть аппарата управления, главная задача которого состоит в том, чтобы осуществлять контроль, надзор за деятельностью хозяйственный организаций. За отечественным банком признавалось все что угодно - это и самый крупный банк в мире, и самый демократичный в своей процентной политике, и превосходный в управлении хозяйством, но никогда за банком не признавалось его основополагающее влияние на экономику. Корни подобных взглядов идеологические. Командная система постепенно стирала понятие народа о банках как мощных коммерческих институтах, на деле ограничивала их назначение, превращала в расчетно-кассовые центры, распределяющие кредиты по установленным лимитам.

Между тем банк - это автономное, независимое коммерческое предприятие. В этом главное понимание его сущности. Продуктом банка является прежде все формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер. Чем больше банков, тем больше их продукт.

Рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Взаимоотношения предприятий с банком многообразны. Это и традиционное расчетно-кассовое обслуживание и безналичные расчеты, кредитные услуги, а также услуги во внешнеэкономической сфере, депозитные и инвестиционные услуги, трастовые, депозитарные и консультационные услуги. От выбранного банка, предоставляемых им услуг во многом зависит успешная деятельность предприятия, его прибыльность и процветание.

В учебном пособии рассмотрены правовые основы взаимодействия предприятия с Банк коммерческийкоммерческим банком. Основное внимание уделено организации расчетно-кассового обслуживания предприятия в банке, движению денежных средств и денежных документов, контролю взаимоотношений с банком и проверке состояния расчетов.

Дается основной понятийный аппарат, рассматривается технология совершения отдельных банковских операций и т.д.

Учебное пособие проиллюстрировано приложениями, статистическими данными, дается список рекомендуемой литературы.

© Центр дистанционного образования МГУП