Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль

Учебное пособие для специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»


Злобина Л.А.
Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Правовые основы открытия счетов в коммерческих банках

2.

Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках

3.

Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины

4.

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов

5.

Операции и сделки коммерческих банков с ценными бумагами

6.

Вексельные кредиты

7.

Кредитные отношения предприятия с коммерческим банком

8.

Залог как способ обеспечения банковских ссуд

9.

Гарантия как способ обеспечения банковских ссуд

10.

Санкции за невыполнение кредитного договора

11.

Законодательное регулирование валютных операций в Российской Федерации

12.

Проверка валютных счетов

13.

Контроль денежных документов и переводов в пути

14.

Аудиторская деятельность в банковской системе Российской Федерации

14.1.

Аудиторские проверки

14.2.

Организация работы в территориальных учреждениях Банка России

14.3.

Аннулирование лицензий

Заключение

Рекомендуемая литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Указатели
254  предметный указатель
8  указатель иллюстраций

2.
Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках

Первоначальной и основной функцией банков является посредничество в расчетах. Поэтому несомненный интерес представляют особенности организации денежного обращения Банк коммерческийкоммерческими банками на современном этапе.

Организация денежного оборота в России основана на определенных принципах:

    1) все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банке;

    2) расчеты между предприятиями должны производиться преимущественно без использования наличных денег путем безналичных перечислений по счетам в банках или путем взаимных требований;

    3) безналичные расчеты осуществляются на основе платежных документов.

Основная доля денежного оборота хозяйственных организаций (80-90%) падает на безналичный оборот и лишь незначительная часть - совершается в налично-денежной форме.

При ведении расчетного обслуживания банк производит, как правило, и кассовое обслуживание предприятий и организаций, если они нуждаются в этом.

Поскольку эмиссионным центром является Главный банк страны - в настоящее время это Центральный банк России, все вопросы движения наличных денег регулируются документами этого органа.

ЦБ РФ 05.01.98 г. ввел Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» № 14-П.

Положение о правилах организации наличного Денежное обращениеденежного обращения на территории Российской Федерации разработано согласно компетенции, предоставленной Банку России Федеральным законом от 8 июля 1999 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также с учетом положений Федерального закона от 8 июля 1999 г. «О банках и банковской деятельности», Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Настоящее Положение обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, Расчетно-кассовый центррасчетно-кассовыми центрами, Кредитная организациякредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем по тексту - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличностьДенежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в коммерческий банк.

Организация коммерческим банком налично-денежного оборота регулируется при этом следующими основными положениями:

    1) наличные деньги, полученные в банке, должны использоваться предприятием строго по целевому назначению;

    2) предприятия и организации могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов остатка наличных денег в кассе и использовать их из выручки в пределах норм. Лимиты остатка кассы и нормы использования выручки устанавливаются банком, в котором обслуживается предприятие, на основании документов, представленных им. В случае необходимости лимит может быть пересмотрен;

    3) превышение установленных лимитов остатка кассы допускается только в дни выплаты зарплаты, пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий, но не свыше трех рабочих дней, включая и день получения денег в банке. Не выплаченные своевременно суммы должны сдаваться в банк;

    4) всю полученную наличными деньгами выручку (за исключением той части, которая в соответствии с уставом предприятия может расходоваться на зарплату и некоторые хозяйственные расходы) предприятие обязано своевременно сдавать для зачисления на счета в порядке, согласованном с банком.

Наличные деньги могут быть сданы:

  • в кассы банка;

  • инкассаторам для последующей сдачи в банк;

  • предприятиям связи для перечисления на счета в банк.

После открытия расчетного счета для получения постоянного свидетельства о регистрации требуется представить справку о внесении половины уставного фонда. Банк выдает данный документ после внесения средств на расчетный счет в сумме 50% определенного в учредительном договоре размера уставного фонда в денежной сумме. Для этого учредители оформляют объявление на взнос наличными. В данном случае оправдательным документом является квитанция, заполняемая вместе с объявлением, отмеченная банком. Эти же документы используются в дальнейших взаимоотношениях с банком при внесении сумм наличной выручки на расчетный счет либо при оплате банковских услуг наличными деньгами (за открытие счета, выдачу чековой книжки и др.).

В хозяйственной деятельности организаций довольно часто возникает необходимость в приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет. Несоблюдение определенных условий при документальном оформлении таких операций нередко приводит к проблемам с налоговыми и другими контролирующими финансово-хозяйственную деятельность органами.

Степень внимания со стороны Главный бухгалтерглавного бухгалтера к надлежащему документальному оформлению покупок за наличный расчет для нужд организаций в настоящее время обусловлена, в первую очередь, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно статье 9 этого Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться Оправдательный документоправдательными документами. Именно оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется Бухгалтерский учетбухгалтерский учет.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированной форме, и только хозяйственные операции, по которым не предусмотрены унифицированные формы документов, могут оформляться документами произвольной формы, но с обязательным указанием обусловленных Законом реквизитов.

Выдача наличных денежных средств сотрудникам из кассы организации в данном случае может производиться:

  • либо под отчет на хозяйственные и операционные расходы (в размерах и на сроки, определяемые руководителем организации);

  • либо в порядке возмещения произведенных сотрудником из личных средств расходов на нужды организации (по решению руководителя организации).

Денежные средства на эти цели организации, как правило, получают в обслуживающем банке. Организации, имеющие постоянную денежную выручку, могут расходовать ее на цели, определенные «Порядком ведения кассовых операций», утвержденным письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (в редакции последующих изменений и дополнений), по согласованию с обслуживающими их банками. За получением такого разрешения в банк следует обратиться с соответствующим письмом-запросом.

Банк выдает предприятию наличные деньги по денежному чеку стандартной формы. Предприятие, имеющее счет в банке и состоящее на кассовом обслуживании, оформляет получение Чековая книжкачековой книжки. Для этого в банк представляется заявление стандартной формы на выдачу чековой книжки с указанием номера расчетного счета, наименования организации и лица, которое будет получать деньги (обычно кассира). Кроме кассира, при необходимости чеки и наличные деньги могут выдаваться и другим работникам данного предприятия (исключение составляет главный бухгалтер).

Чековая книжка, выдаваемая предприятию, содержит 50 или 25 чеков. Чековая книжка представлена: а) самими чеками - по ним предприятие получает деньги, они остаются в банке в документах дня; б) корешками чеков, которые остаются у предприятия и служат основанием для составления кассовых документов.

Основной частью денежного оборота является Безналичный платежный оборотбезналичный платежный оборот, который опосредует практически все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций. Безналичный платежный оборот полностью осуществляется через банковские учреждения, в которых открыты счета предприятий и организаций. Поэтому от правильной организации системы Безналичный расчетбезналичных расчетов в целом зависит своевременность и быстрота осуществления расчетов между предприятиями, их финансовое положение, состояние платежной дисциплины в стране. Одним из факторов, обеспечивающих бесперебойность расчетов на всем экономическом пространстве страны, является единообразное применение правил расчетов, которые определяются нормативными актами. Эти документы издает Центральный банк страны. Они обязательны к исполнению для всех банков и их клиентуры.

До 1 ноября 2000 г. действует Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. письме ЦБ РФ от 19.05.93. № 37).

Настоящее Положение распространяется на все государственные, кооперативные, акционерные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица.

Организация безналичных расчетов в Российской Федерации в условиях развития товарно-денежных отношений строится на следующих принципах:

    1) при всем многообразии форм собственности и деятельности предприятий за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается;

    2) перечисления по счетам предприятий осуществляются по поручению плательщика с его согласия (акцепта). Безакцептное списание средств допускается в отдельных установленных законодательством случаях;

    3) все платежи со счетов предприятия осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законом.

Учреждения банка обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа.

Поскольку клиенты Банк коммерческийкоммерческого банка вступают в хозяйственные связи с различными предприятиями и организациями, которые обслуживаются различными коммерческими банками, возникает необходимость организации расчетов между банками.

Расчеты между банками на территории России осуществляются через Расчетно-кассовый центррасчетно-кассовые центры, созданные Центральным банком России в республиках, краях, областях, городах, районах. Банковские операции по расчетам могут осуществляться по корреспондент-ским счетам, открытым друг у друга на основе межбанковских соглашений.

Если задержка в расчетах произошла по вине банка или расчетно-кассового центра, то в этом случае предприятие вправе предъявить претензию к банку или РКЦ, допустившим нарушения.

На основании действующего Положения безналичные расчеты в России могут осуществляться с помощью Платежное поручениеплатежных поручений, Аккредитиваккредитивов, Платежное требование-поручениеплатежных требований-поручений, Расчет по инкассорасчетов по инкассо.

Применение той или иной формы расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств.

В связи с введением в действие новых Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, ЦБ РФ издал Указание от 03.12.97 г. № 51-у «О введении новых форматов расчетных документов», чем установил новые форматы следующих расчетных документов: платежного требования, платежного требования-поручения, заявления на аккредитив.

Начиная с 1 января 1998 года, платежные требования, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения) представляются клиентами в учреждения банков только на бланках нового образца.

В расчетном документе, представляемом Кредитная организациякредитной организацией (филиалом) в расчетную сеть Банка России, в полях «Банк плательщика» и «Банка получателя» должны быть указаны наименование и место нахождения кредитной организации (филиала).

Все расчетные документы независимо от формы расчетов должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать установленные реквизиты.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от суммы. Помарки и подчистки при заполнении расчетных документов не допускаются. Прием документов банком производится в течение всего операционного дня. Списание средств со счета плательщика осуществляется на основании первого экземпляра расчетного документа или документа, переданного по телефаксу, если иное не оговорено Центральным банком.

Платежное поручениеПлатежное поручение - это поручение предприятия обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя.

Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 ГК РФ.

В случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций банком, привлеченным для исполнения поручения плательщика, ответственность может быть возложена судом на этот банк.

Если нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренными статьей 395 ГК РФ.

Широко применяемая в практике ст. 395, ГК РФ предусматривает ответственность должника за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица. При этом из смысла самой статьи следует, что применять вышеуказанные положения можно лишь в том случае, когда между сторонами существует денежное обязательство.

АккредитивАккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, в соответствии с его указанием, обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

К Банк-эмитентбанку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему Вексель переводнойпереводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.

В случае открытия Аккредитив покрытый (депонированный)покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

В случае открытия Аккредитив непокрытый (гарантированный)непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Порядок осуществления расчетов по аккредитиву регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Использование аккредитивной формы расчетов требует от участников расчетов соблюдения ряда требований. В первую очередь в договоре между плательщиком и поставщиком, предусматривающем расчеты по аккредитиву, должны быть определены следующие условия:

  • срок действия, порядок расчета по аккредитиву;

  • наименование банка-эмитента;

  • вид аккредитива и способ его исполнения;

  • способ извещения поставщика об открытии аккредитива;

  • полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву;

  • сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению.

Для того, что открыть аккредитив, плательщик должен представить банку-эмитенту заявление на аккредитив. В соответствии с указанием ЦБР от 03.12.97 № 51-У «О введении новых форматов расчетных документов» заявление на аккредитив оформляется на бланке формы 0401063. В заявлении плательщик указывает следующие сведения:

  • номер договора, по которому открывается аккредитив;

  • срок действия аккредитива (число, месяц и год закрытия аккредитива);

  • наименование поставщика с указанием ИНН (если присвоен);

  • наименование банка, исполняющего аккредитив;

  • место исполнения аккредитива;

  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;

  • вид аккредитива (Аккредитив отзывнойотзывной или Аккредитив безотзывнойбезотзывной, покрытый или непокрытый) с указанием по нему необходимых данных;

  • для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив, сроки отгрузки (оказания услуг);

  • сумма аккредитива;

  • способ реализации аккредитива (оплата производится частями или полностью);

  • условие оплаты (без Акцептакцепта или с акцептом. При безакцептной оплате указывается имя уполномоченного лица покупателя, данные его паспорта или документа, заменяющего паспорт).

Правильное оформление заявления на аккредитив, а также соответствия заявления условиям договора имеет большое значение. Это обусловлено двумя обстоятельствами.

Во-первых, банк вправе отказаться от исполнения заявления на аккредитив при отсутствии в нем данных, без которых нельзя открыть аккредитив.

Во-вторых, открытие покупателем аккредитива на условиях, не согласованных со своим контрагентом (поставщиком), дает право последнему приостановить исполнение своих обязательств по договору. В этом случае поставщик не будет нести ответственность за просрочку поставки товара.

Отслеживать соответствие условий Аккредитиваккредитива договору должны сами стороны договора. У банка-эмитента нет такой обязанности. Банк-эмитент должен проверять только соответствие заявления на аккредитив форме, установленной законодательством. Проверка банком-эмитентом заявления на аккредитив условиям договора фактически является нарушением пункта 3 статьи 845 ГК РФ. В этой статье содержится норма, не позволяющая банку определять и контролировать направления использования денежных средств. Также не допускается устанавливать не предусмотренные законом или договором ограничения по распоряжению клиентом банка своими денежными средствами.

При использовании аккредитивной формы расчетов банк проверяет представленные получателем средств документы, но не фактическое исполнение договора. Выплата с аккредитива, произведенная банком на основании подложных документов, но отвечающих предъявленным к ним требованиям, не может служить основанием для привлечения банка к ответственности за ненадлежащее исполнение аккредитива.

Положение о безналичных расчетах в РФ предусматривает отмену расчетов платежными требованиями. Вместе с тем, банки вправе принимать платежные требования, но без учета по внебалансовому счету.

Платежное требование-поручениеПлатежное требование-поручение представляет собой требования поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов.

Плательщик, получив от своего банка поступившие в его адрес документы, обязан в течение трех дней возвратить в банк платежное требование-поручение, согласившись на оплату или отказавшись от нее. Платежное требование-поручение принимается к исполнению при наличии средств на счете плательщика.

При Расчет по инкассорасчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк). Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В соответствии со статьей 874 ГК РФ расчеты по инкассо предусматривают обязанность банка (банка-эмитента) осуществить по поручению за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Инкассовая форма расчетов осуществляется с использованием платежных требований-поручений (ф.0401064) и платежных требований (ф. 0401061).

Платежное требованиеПлатежные требования могут быть использованы для расчетов в следующих случаях.

Во-первых, если расчеты с использованием платежных требований предусмотрены договором банковского счета. Отсутствие в договоре соглашения об использовании платежных требований дает банку основания отказаться от принятия и исполнения платежного требования.

Во-вторых, на основании платежных требований осуществляется безакцептное списание денежных средств со счетов клиентов банков. В настоящее время платежные требования, предусматривающие списание средств без распоряжения клиента, могут предъявляться в случаях оплаты:

  • потребителями (кроме бюджетных организаций и населения) отпускаемой электро- и газоснабжающими организациями электрической и тепловой энергии и газа, а также реализуемых нефтедобывающими объединениями и предприятиями и организациями концерна «Роснефтепродукт» нефти и нефтепродуктов (Указ Президента РФ от 18.09.92 № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса»);

  • потребителями (кроме населения) услуг связи, которые оказывают предприятия связи (их обособленные подразделения) любой формы собственности, находящиеся на территории Российской Федерации (постановление Верховного Совета РФ от 19.05.93 № 4986-1);

  • потребителями (кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения) электрической и тепловой энергии, услуг водоснабжения и водоотведения (постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий»).

Перечисленные виды списания денежных средств без распоряжения владельца счета производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов.

В соответствии с пунктом 3 указания ЦРБ от 03.12.97 № 51-У «О введении новых форматов расчетных документов» при безакцептном списании в поле платежного требования «Условие оплаты» должно быть указано «Без акцепта». Также обязательно наличие ссылки на нормативный документ (Федеральный закон, Указ Президента РФ, постановление Правительства РФ), на основании которого средства списываются в безакцептном порядке.

В информационном письме Высшего арбитражного суда РФ от 15.01.99 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов» содержатся следующие рекомендации по указанным формам расчетов:

  • Поставщик вправе отсрочить поставку если покупатель открыл аккредитив на условиях, не предусмотренных договором (при одностороннем изменении покупателем условий аккредитива в части срока его действия, представляемых документов и вида аккредитива, что является нарушением договорных обязательств перед контрагентом).

  • Покупатель обязан оплатить принятый им товар, даже если он был отгружен поставщиком до открытия аккредитива. Поставщик вправе, но не обязан отказаться от поставки товара при отсутствии аккредитива.

  • Нарушение покупателем сроков открытия аккредитива само по себе не влечет последствий, предусмотренных для просрочки оплаты товара. Открытие аккредитива платежом не является. Это действие направлено на обеспечение поставщиком возможности получения платежа при выполнении им условий аккредитива.

  • Невыполнение банками своих обязательств по возврату средств с закрытого аккредитива не освобождает покупателя от обязанности оплатить полученный и соответствующий условиям договора товар. Отношения по аккредитиву покупателя с банком, в том числе и по поводу возврата сумм покрытия, являются самостоятельными, и отличными от сделки, по которой производится платеж.

  • Покупатель вправе потребовать возврата сумм, уплаченных с аккредитива за товар, от которого он правомерно отказался. В этом случае продавец обязан возвратить уплаченные денежные суммы и проценты. Если условия аккредитива не нарушены, то банк, произведший выплаты по аккредитиву, ответственности не несет.

  • Если аккредитивное поручение, данное плательщиком с нарушением формы, принято к исполнению банком, последний несет ответственность за его надлежащее исполнение. Банк, принимая поручение, по форме не соответствующее требованиям банковских правил, и исполняя это поручение в противоречии с данными ему клиентом указаниями, допускает нарушение своих обязательств, вытекающих из поручения плательщика об открытии аккредитива.

  • Банк-эмитент не обязан проверять соответствие условий заявления на аккредитив договору плательщика с получателем средств. Банк не обязан проверять соответствие условий заявления договору, даже если ссылка на данный договор имеется в аккредитиве.

  • Недействительность договора, в оплату которого открыт ак-кредитив, не влечет недействительности обязательств банка по аккредитиву. Банк-эмитентБанк-эмитент не является стороной договора купли-продажи. Его обязательство об открытии аккредитива является самостоятельным и не делает банк участником обязательств по договору купли-продажи.

  • При расчетах с аккредитива банк не несет ответственности за проверку фактического выполнения договора купли-продажи. При расчетах с аккредитива на банк возлагается обязанность проверки представленных получателем средств документов, а не факта поставки товаров.

  • Ответственность перед плательщиком может быть возложена на исполняющий банк в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 872 ГК РФ (в случае неправильной выплаты исполняющим банком денежным средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву вследствие нарушения условий аккредитива).

  • Подтверждающий банк может нести ответственность перед получателем средств на основании статьи 395 ГК РФ. Подтверждение аккредитива исполняющим банком означает принятие на себя самостоятельного обязательства по выплате средств.

  • Банк-эмитент обязан возместить Исполняющий банкисполняющему банку выплаченные в соответствии с условиями аккредитива суммы независимо от возможности их возмещения плательщиком.

  • Исполняющий банк, возместивший плательщику неосновательно выплаченные с аккредитива суммы, имеет право требовать их возврата от получателя средств.

  • Исполняющий банк обязан принимать и исполнять платежные требования лишь при наличии соглашения об этом с владельцем счета - плательщиком.

При осуществлении операций со средствами с расчетного счета происходит их движение. Обычно учреждение банка на каждый факт перемещения средств выдает клиенту выписку о состоянии счета. Формы их в разных банках различны, но обязательными атрибутами каждой являются: номер счета клиента, дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки. Здесь же фиксируются суммы перечислений (либо увеличивающие, либо уменьшающие сумму счета), а также остаток средств на эту дату. К банковской выписке на каждое перемещение средств прилагается оправдательный документ (платежное поручение, требование-поручение. После проверки банковских выписок и сверки их сумм с суммами оправдательных документов на банковской выписке проставляется корреспондентский счет.

В Письме ГНС РФ от 31.01.97 г. № ВК-6-11/94 «Об ответственности банков за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений клиентов» рассмотрены меры финансовой ответственности к субъектам, ответственным за уплату и перечисление налогов в бюджет.

Статьей 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлено, что налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, при этом обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.

Согласно Письму ГНС РФ от 20.10.98 № ВП-6-11/749 конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, установленная статьей 57 Конституции Российской Федерации, как отмечается в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктом 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции», имеет особый, а именно публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти: с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств; вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного, а не гражданского права.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня. Конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В процессе исполнения этого обязательства принимают участие, кроме налогоплательщика, кредитные учреждения, государственные органы.

Вместе с тем истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

Налоговые отношения, возникающие между Налогоплательщикналогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются Налоговое законодательствоналоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными и регулируются в настоящее время, до вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Таким образом, действующее налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты взносов и зачисления налога.

Уплата налога налогоплательщиками - юридическими лицами по действующему налоговому законодательству осуществляется преимущественно путем сдачи соответствующим банкам платежных поручений на перечисление налогов в бюджет. В Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливается, что предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет, плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается (части шестая и седьмая статьи 15).

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками - юридическими лицами. Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками указанных публично-правовых функций. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 8 июля 1999 года), у банков может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Положение статьи 57 Конституции Российской Федерации означает, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания средств с расчетного счета налогоплательщика в кредитном учреждении при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года указал, что налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну.

Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т.е. налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.

Конституция Российской Федерации предусматривает разграничение имущества, которым налогоплательщик не может распоряжаться по своему усмотрению, поскольку оно в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и имущества, которое находится в частной собственности, гарантии которой предусмотрены статьей 53 Конституции Российской Федерации.

Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло. Следовательно, бесспорное списание этих средств путем выставления на инкассо платежных поручений противоречит конституционному положению о недопустимости лишения кого-либо его имущества иначе как по решению суда (статья 35, часть 3 Конституции Российской Федерации)

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога. Истолкование, предполагающее, что моментом исполнения обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога является момент поступления денежных средств в бюджет, нарушает конституционное право на равенство различных налогоплательщиков - юридических и физических лиц, выводимое из статей 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации постановил:

1. Признать положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно означает, с учетом конституционных норм, уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.

Признать указанное положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 35 (часть 3).

В случае, если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), к нему не может применяться ответственность, предусмотренная подпунктом «в» пункта 1 статьи 13 указанного Закона, однако сама обязанность налогоплательщика по уплате налога не может считаться исполненной до момента поступления этих средств в бюджет.

Невыполнение (несвоевременное выполнение) банком указаний клиента о перечислении денежных средств со счета влечет установленную гражданским законодательством ответственность, а применительно к указаниям налогоплательщика о перечислении налогов в бюджет банк за неисполнение (несвоевременное исполнение) соответствующих платежных поручений также несет ответственность, установленную статьей 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Таким образом, если неуплата (несвоевременная уплата) налога произошла по вине банка, обслуживающего налогоплательщика, в частности вследствие отсутствия средств на корреспондентском счете банка, налогоплательщик вправе предъявить к банку требования о применении ответственности, предусмотренной гражданским законодательством, однако обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной по поступлении соответствующих средств в бюджет, и в случае неисполнения этой обязанности налоговые органы вправе взыскать недоимку с иного расчетного счета налогоплательщика.

Не исключены случаи при проведении банковских расчетов, когда перечисленные средства «теряются», то есть не попадают по назначению. Тогда перед предприятием встает проблема их поиска. Для успешного и с минимальными затратами времени разрешения этого вопроса необходимо знание схемы расчетов между банками, а также - порядка действий, осуществляемого при таких ситуациях.

Банк плательщика при расчетах через корреспондентский счет делает запрос по этому поводу в учреждение Центробанка России, в котором открыт его корреспондентский счет. После определения реквизитов платежных документов эти сведения передаются через плательщика получателю средств, который сообщает данные своему банку.

Далее сотрудник банка получателя проверяет: не зачислены ли ошибочно деньги не по адресу. После этой проверки он делает запрос в свое учреждение Центробанка. Здесь обычно и находятся потерянные средства, зачисленные, как правило, не на тот корреспондентский счет, другому банку. Остается учреждению Центробанка получателя правильно перечислить средства (снять с одного счета и зачислить на другой).

Но в этом случае деньги будут идти слишком долгое время.

Значительно ускоряют банковские расчеты переводы телеграфом. Для этого на платежном поручении указывается «Телеграфом» и банку уплачивается дополнительно определенная сумма. В случае непоступления денег в течение трех дней необходимо выяснить номер телеграфного кода, которому переводились средства. Пропавшие деньги следует искать в банке, которому принадлежит данный код.

В некоторых регионах, например в Москве и Московской области, схема расчетов упрощена вследствие создания системы прямых расчетов между банками. То есть каждому учреждению Центробанка присвоен код, по которому напрямую производятся расчеты (при этом не имеет значения, почтой или телеграфом осуществляется платеж).

© Центр дистанционного образования МГУП