Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль

Учебное пособие для специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»


Злобина Л.А.
Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Правовые основы открытия счетов в коммерческих банках

2.

Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках

3.

Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины

4.

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов

5.

Операции и сделки коммерческих банков с ценными бумагами

6.

Вексельные кредиты

7.

Кредитные отношения предприятия с коммерческим банком

8.

Залог как способ обеспечения банковских ссуд

9.

Гарантия как способ обеспечения банковских ссуд

10.

Санкции за невыполнение кредитного договора

11.

Законодательное регулирование валютных операций в Российской Федерации

12.

Проверка валютных счетов

13.

Контроль денежных документов и переводов в пути

14.

Аудиторская деятельность в банковской системе Российской Федерации

14.1.

Аудиторские проверки

14.2.

Организация работы в территориальных учреждениях Банка России

14.3.

Аннулирование лицензий

Заключение

Рекомендуемая литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Указатели
254  предметный указатель
8  указатель иллюстраций

3.
Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины

Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции принимаются равным образом в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки и их клиенты в случаях нарушения ими указанных правил. Случаи применения штрафов и их размеры определены законодательством.

Имущественная ответственность Банк коммерческийкоммерческих банков и их клиентов в расчетных правоотношениях определяются: а) нормативными актами и б) договорами между банком и его клиентом.

К нормативным актам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые Центральным банком России. Эти нормативные акты не могут быть изменены соглашением сторон расчетных правоотношений. Среди этих актов особое место занимает Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных отношений, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. № 911. Содержащиеся в нем нормы, определяющие штрафную ответственность банков, воспроизводятся в правилах о безналичных расчетах, утвержденных ЦБ РФ (п. 1.6). Согласно этим актам за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 процента несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.

Необходимо обратить особое внимание на то, что эта ответственность наступает только с момента поступления платежного документа в обслуживающий банк. За время задержки при пересылке его почтой банк ответственности не несет. Штраф взыскивается в случае, если нарушения произошли по вине банка. Требование об уплате штрафа могут предъявлять лишь владельцы счетов, по расчетам с которыми произошли нарушения. Поэтому, в частности, при предварительной оплате сторона, произведшая такой платеж, не может требовать уплаты штрафа за несвоевременное зачисление средств на счет поставщика. Штраф можно взыскивать только с обслуживающего банка, т.е. в соответствии с п. 29 Закона «О банках и банковской деятельности» отношения между предприятием и банком носят договорный характер.

С 1 июля 1992 г. с банков снята ответственность за начисление и взыскание Пеняпени в расчетах между клиентами и установлено, что при несвоевременной оплате поставленной продукции, покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем (плательщиком). Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 г. с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа в пользу поставщика в размере 0,5 процента в день в случаях, когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку. Этим же актом предусмотрено, что в случае задержки зачисления на счета клиентов платежа по вине банка с указанного банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день.

Уплатой штрафов, предусмотренных законодательством, не ограничивается имущественная ответственность банков. В договоре между банком и клиентом могут предусматриваться дополнительные штрафные санкции. Кроме того банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды.

Размер имущественной ответственности предприятий перед банком непосредственно законом не определен. Здесь применяются общие нормы гражданско-правовой ответственности. В ряде случаев конкретный размер такой ответственности устанавливается в договорах банковского счета и вклада, кредитных договоров и имеет целью способствовать выполнению предприятиям своих обязанностей в кредитно-расчетных операциях. Следует подчеркнуть, что санкции банка, применяемые к предприятию, не освобождают его от ответственности перед контрагентами по договорам, в соответствии с которыми производятся расчеты.

Взаимные претензии по расчету между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений.

Претензии к банку (Расчетно-кассовый центррасчетно-кассовому центру), связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием (банком) в банк (расчетно-кассовый центр), допустивший нарушения.

Подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.

Споры, возникающие между банками и предприятиями, о взыскании штрафов за нарушение правил документооборота и применении мер имущественной ответственности рассматриваются Арбитражный сударбитражным судом.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено неплатежеспособным. Об этом сообщается основным поставщикам товарно-материальных ценностей и вышестоящему органу.

При длительной убыточности и неплатежеспособности предприятия, отсутствии спроса на его продукцию и в случае, когда принимаемые меры по обеспечению рентабельности не дают результатов, деятельность предприятия может быть прекращена в установленном порядке.

© Центр дистанционного образования МГУП