Московский государственный университет печати

Злобина Л.А.


         

Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль

Учебное пособие для специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»


Злобина Л.А.
Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Правовые основы открытия счетов в коммерческих банках

2.

Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках

3.

Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины

4.

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов

5.

Операции и сделки коммерческих банков с ценными бумагами

6.

Вексельные кредиты

7.

Кредитные отношения предприятия с коммерческим банком

8.

Залог как способ обеспечения банковских ссуд

9.

Гарантия как способ обеспечения банковских ссуд

10.

Санкции за невыполнение кредитного договора

11.

Законодательное регулирование валютных операций в Российской Федерации

12.

Проверка валютных счетов

13.

Контроль денежных документов и переводов в пути

14.

Аудиторская деятельность в банковской системе Российской Федерации

14.1.

Аудиторские проверки

14.2.

Организация работы в территориальных учреждениях Банка России

14.3.

Аннулирование лицензий

Заключение

Рекомендуемая литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Указатели
254  предметный указатель
8  указатель иллюстраций

11.
Законодательное регулирование валютных операций в Российской Федерации

Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 ноября 1992 г. Он устанавливает принципы проведения операций с российской и иностранной Валюта иностраннаявалютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц, при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства.

В целях оперативного решения возникающих при осуществлении Валютные операциивалютных операций проблем и дальнейшего совершенствования валютного законодательства Центральному банку России предоставлено право на издание обязательных к исполнению нормативных актов: инструкции, писем, положении, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отношений. Наиболее полным нормативным документом ЦБР является письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» с соответствующими изменениями и дополнениями, внесенными ЦБР.

В ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные понятия, используемые в нормативных документах по валютному регулированию: валюта Российской Федерации, ценные бумаги в валюте Российской Федерации, иностранная валюта, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции, текущие валютные операции, валютные операции, связанные с движением капитала, уполномоченные банки, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни.

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского рубля в условиях параллельного обращения свободно конвертируемой иностранной валюты. Согласно ст. 2 вышеуказанного закона расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. ЦБР определяет условия приобретения и использования нерезидентами российских рублей. Нерезидентам разрешено рассчитываться с резидентами как в валюте Российской Федерации, так и в свободно конвертируемой валюте, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием России. Нерезиденты могут открывать на свое имя счета в уполномоченных банках Российской Федерации по местоположению своего представительства либо (при отсутствии представительства) осуществлять расчеты в рублях через рублевые корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытых в уполномоченных банках. Резиденты не имеют права открывать рублевые счета в банках-нерезидентах и их филиалах на территории Российской Федерации. За их счет и по их поручению запрещено списывать средства с рублевых корреспондентских счетов банков-нерезидентов. Операции по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с их режимами, оговоренными в инструкции ЦБР № 16 от 16 июня 1993 г.

Положение о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ от 6 октября 1993 г., утвержденное ЦБР (№ 02-29/36), Министерством финансов РФ (№ 11-05-02) и ТТК РФ (№ 01-20/10075), запрещает ввоз, вывоз и пересылку за границу и из-за границы валюты РФ юридическими лицами, за исключением ЦБР, либо по его разрешению Физическое лицофизические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить в РФ и вывозить из РФ наличные рубли в пределах норм, устанавливаемых Центральным банком. Письмо ЦБР от 31 марта 1993 г. № 29-1/251 разрешает ввозить и вывозить до 500 тыс. руб. (для государств рублевой зоны) и до 100 тыс. руб. (для других государств ближнего и дальнего зарубежья). Письмо ЦБР № 02-29-834 от 23 апреля 1993 г. устанавливает для граждан Украины нормы ввоза и вывоза наличных рублей, действующие для граждан рублевой зоны (до 500 тыс. руб.). Пересылка наличной валюты РФ за границу и из-за границы физическими лицами запрещена.

Государство гарантирует защиту права собственности на валютные ценности Резидентрезидентов и Нерезидентнерезидентов. Федеральные законы определяют виды обязательных платежей в иностранной валюте в бюджеты всех уровней. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом.

Валютные операции могут осуществляться только через уполномоченные банки на основании надлежащей информации о валютной операции, соответствующей действующему законодательству. Расчеты в иностранной валюте юридические лица-резиденты могут делать только в пределах имеющихся в их распоряжений законных средств. Легальными источниками иностранной валюты могут быть:

  • средства федеральных, республиканских и местных бюджетов в иностранной валюте, взносы в уставный фонд (капитал), валютные кредиты от уполномоченных и иностранных банков и финансовых учреждений, других иностранных юридических лиц на основании лицензии ЦБР;

  • покупка валюты на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки, благотворительные фонды.

Физическое лицо-резидентФизические лица-резиденты могут иметь в собственности:

  • валютные ценности, введенные, переведенные или пересланные из-за границы в Россию с соблюдением таможенных правил и банковского законодательства;

  • наличную валюту, купленную в уполномоченных банках; заработную плату и другие виды вознаграждения в иностранной валюте, полученные от юридических лиц-резидентов за работу вне территории Российской Федерации и от юридических лиц-резидентов.

Личные средства граждан подлежат свободному зачислению на текущие счета и во вклады в уполномоченных банках. Режимы текущих счетов устанавливаются в зависимости от характера происхождения вносимой (зачисляемой) валюты.

Действующее законодательство устанавливает следующие рамки на проведение резидентами Валютные операциивалютных операций. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. К текущим валютным операциям относятся:

  • переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом, без отсрочки платежа и кредитованием на срок не более 180 дней;

  • получение и предоставление финансовых кредитов на срок более 180 дней;

  • переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

  • переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации.

Операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России. К ним относятся:

  • прямые инвестиции;

  • портфельные инвестиции;

  • покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость;

  • предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;

  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

  • другие валютные операции, не являющиеся текущими.

В настоящий момент Юридическое лицо-резидентюридические лица-резиденты могут осуществлять взносы в уставный фонд резидентов за счет собственных валютных средств; Физическое лицофизические лица могут приобретать валютные акции коммерческих банков при регистрации проспекта эмиссии.

В расчетах между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валюты допускается в следующих случаях:

  • в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями при включении стоимости их услуг в цену экспортируемого товара;

  • в расчетах между импортерами и транспортными, страховыми, экспедиторскими организациями при доставке грузов к границе Российской Федерации;

  • при транзитных перевозках через территорию России;

  • за услуги по аренде международных каналов связи предприятиями связи;

  • при оплате комиссионного вознаграждения посредником, осуществляющим по заказам экспортеров и импортеров операции с иностранными партнерами;

  • при расчетах между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции в пределах выручки, оставшейся в распоряжении экспортеров;

  • при оплате расходов и комиссий банковских учреждений и посреднических организаций, компенсирующих их расходы в иностранной валюте;

  • при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческих и банковских кредитов в иностранной валюте;

  • при покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Проведение иных расчетов допускается только при наличии специального разрешения Центрального банка России. Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров, в которых должна быть ссылка на контракт с иностранным контрагентом. Расчеты осуществляются в валюте контракта с иностранным партнером. Уполномоченные банки могут предоставлять рублевые кредиты под залог валютных ценностей. При неспособности должника выполнить свои обязательства, заложенные валютные ценности реализуются на внутреннем валютном рынке. Требования кредиторов покрываются за счет рублевой выручки. При этом уполномоченным банкам запрещено взыскивать с клиентов процент в иностранной валюте по ссудам, предоставленным в рублях.

Приоритетным направлением валютного регулирования является внутренний Рынок валютныйвалютный рынок. Его устойчивое функционирование при нестабильном состоянии экономики требует применения директивных ограничений на вывоз валютных ценностей за границу. Юридическим лицам-резидентам запрещено открывать текущие и иные счета в иностранной валюте за границей без разрешения ЦБР. Заявления клиентов на открытие валютных счетов за границей рассматриваются ЦБР с учетом специфики проведения конкретных операций и невозможности открытия подобных счетов в российских уполномоченных банках.

Юридические лица-резиденты, получившие разрешение на открытие валютных счетов за границей обязаны отчитываться по остаткам средств и процентам, полученным и переведенным в уполномоченные банки, по форме и в сроки, установленные ЦБР. Часть находящихся на счетах за границей средств, превышающая необходимые для осуществления операций текущие остатки, может быть переведена в уполномоченные банки по требованию Центрального банка России. Физическим лицам-резидентам разрешено иметь валютные счета и вклады в зарубежных банках только на период их пребывания за границей либо по разрешению ЦБР. По окончании срока пребывания остатки средств переводятся в уполномоченные банки либо ввозятся с соблюдением таможенных правил.

Валюта иностраннаяИностранная валюта, полученная резидентами за рубежом, подлежит переводу в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика-нерезидента либо другим банком по поручению плательщика. Переводу не подлежат:

  • средства, используемые для оплаты местных расходов резидентов из выручки от сооружения объектов на территории иностранных государств;

  • поступления от участия в фондовых операциях, используемые для дальнейшего участия в операциях и покрытия операционных расходов на период проведения операций;

  • валютные поступления резидентов от выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей для покрытия расходов по их проведению.

Валютная выручка, переводимая в уполномоченный банк и поступавшая в собственность резидента, может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных компенсаций, других расходов, связанных непосредственно с данной операцией. Остатки средств и прибыль от разрешенных операций и мероприятий за границей подлежат переводу в Российскую Федерацию в течение 30 дней от даты завершения операций.

При предварительной оплате (авансовых платежах) предприятий и организаций-резидентов в пользу нерезидентов в уполномоченный банк плательщиком представляются копии контрактов, в которых должно содержаться обязательство Нерезидентнерезидента по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в срок не позднее 180 дней от даты предварительного платежа. В случае осуществления предварительного платежа Резидентрезидент в течение 180 дней от даты перевода обязан представить в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации и других документов, подтверждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг резиденту), либо сообщить о причинах невыполнения обязательств нерезидентом.

Резидентам запрещено продлевать сроки оплаты требований к нерезидентам и их размер. Не допускаются также оказание услуг, передача имущества и имущественных прав в рублях с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей.

На счета резидентов в уполномоченных банках подлежат обязательному зачислению иностранной валюты, полученная в качестве дара, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера.

Устойчивое предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке обеспечивается:

  • обязательной продажей предприятиями-резидентами 75% валютной экспортной выручки через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах;

  • добровольной продажей юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) собственных валютных средств по коммерческому курсу при посредничестве уполномоченных банков;

  • валютными интервенциями Центрального банка России.

Спрос на валюту регулируется ограничениями на ее покупку для предприятий и уполномоченных банков. Предприятия могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для проведения текущих операций и выполнения платежей по задолженности в иностранной валюте при представлении в уполномоченный банк соответствующих документов.

Уполномоченные банки имеют право приобретать иностранную валюту за счет собственных средств для последующей продажи на внутреннем валютном рынке в пределах лимита открытой валютной позиции.

Легализация части наличной валюты населения, снятие ограничений на ее покупку и продажу в уполномоченных банках сделали необходимым регулирование розничной торговли за иностранную валюту. Согласно инструкции ЦБР № 11 от 21 января 1993 г. указанной деятельностью могут заниматься юридические лица-резиденты, получившие специальную лицензию в территориальных главных управлениях ЦБР. Запрещается реализация за иностранную валюту товаров, произведенных в РФ или купленных за рубли.

За иностранную валюту могут реализовываться в безналичном порядке товары, купленные:

  • у Нерезидентнерезидента непосредственно, по договорам комиссии или поручениям,

  • у российского посредника, закупившего товары у нерезидента;

  • услуги гостиниц, баров и ресторанов, услуги по различным видам страхования, связанные с выездом граждан за рубеж и приобретением ими товаров зарубежного производства;

  • услуги по перевозке пассажиров и их багажа по территории Российской Федерации (для нерезидентов) и в международном сообщении, услуги по международной связи, услуги по международному туризму, услуги по организации обучения (стажировке) российских граждан за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Реализация указанных товаров и услуг осуществляется одновременно за рубли и иностранную валюту по самостоятельно установленному коммерческому курсу. Выручка в иностранной валюте зачисляется на текущие валютные счета и не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. С 1 января 1994 г. оплата перечисленных товаров и услуг возможна только в безналичном порядке, за исключением магазинов беспошлинной торговли, представительств иностранных транспортных компаний.

Магазинам беспошлинной торговли разрешено заниматься розничной торговлей за иностранную валюту под таможенным контролем на таможенной территории РФ при наличии разрешения территориальных ГУ ЦБР и с применением зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-кассовых машин.

Без ограничений на текущие валютные счета предприятий, учреждений, организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут зачисляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:

  • неиспользованный остаток средств на командировочные расходы, ранее полученные предприятием;

  • таможенные платежи физических лиц согласно таможенному законодательству;

  • суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с налоговым законодательством;

  • конфискованные суммы в соответствии с законодательством РФ;

  • выручка от реализации гражданами на территории РФ представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов;

  • суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с соблюдением таможенных правил по доверенности предприятий, учреждений и организаций-нерезидентов.

Предоставление в кредит наличной иностранной валюты и погашение кредита наличной иностранной валютой допускаются только по межбанковским договорам для обеспечения валютно-кассового обслуживания клиентов.

Консульские сборы в наличной иностранной валюте запрещено зачислять на текущие валютные счета официальных представительств иностранных государств в уполномоченных банках в связи с возможностью покупки валюты на внутреннем валютном рынке за счет сумм консульских сборов, зачисленных на их рублевые счета типа «Т».

Обязательной продаже не подлежат: платежи от резидентов за счет средств, зачисленных на текущие валютные счета после обязательной продажи части экспортной выручки; средства, купленные на внутреннем валютном рынке; экспортная выручка нерезидентов, зачисленная на транзитные счета посреднических организаций и перечисляемая по поручению посреднических организаций на валютные счета нерезидентов за вычетом комиссионного вознаграждения.

С транзитных счетов можно оплачивать относимые на себестоимость расходы по транспортировке, страхованию и экспедированию грузов в пользу нерезидентов (с перечислением на их валютные транзитные счета), таможенные процедуры, таможенные пошлины (по разрешению Минфина РФ). Вышеуказанные расходы и комиссия посреднических организаций уменьшают объем экспортной выручки, подлежащий обязательной продаже. Посреднические организации по поручению поставщиков экспортной продукции могут переводить экспортную выручку за вычетом комиссионного вознаграждения в свою пользу на транзитные счета предприятий. Предприятия в этом случае самостоятельно оплачивают расходы с транзитных счетов и осуществляют обязательную продажу.

Посреднические предприятия могут осуществлять по поручению предприятий - поставщиков экспортной продукции обязательную продажу части экспортной выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток экспортной выручки переводится на текущие валютные счета поставщиков экспортной продукции либо по их поручению на текущие валютные счета посреднических организаций для оплаты импорта в Российскую Федерацию на основании соответствующих контрактов. Суммы комиссионных вознаграждений посреднических организаций остаются на транзитных счетах и подлежат частичной обязательной продаже.

ЦБР установил особый порядок обязательной продажи экспортной выручки российских транспортных, страховых, экспедитор-ских организаций, предприятий и учреждений, оказывающих услуги международной связи (письмо № 03-113 от 12 ноября 1992 г., письмо № 72 от 24 января 1994 г., письмо № 19-4-007, 1414 от 15 июля 1992 г.). Указанные предприятия ежеквартально в установленные сроки представляют в уполномоченные банки расчеты с указанием сумм, подлежащих обязательной продаже.

Юридическое лицоЮридические лица осуществляют обязательную продажу 75 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций в иностранной валюте (далее - «уполномоченные банки»), по рыночному курсу иностранных валют к рублю (по курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) на день (момент) продажи.

Не подлежат обязательной продаже на внутреннем Рынок валютныйвалютном рынке суммы в иностранной валюте, полученные уполномоченным банком от осуществляемых им банковских операций и иных сделок, разрешенных законом.

Иностранная валюта может быть куплена и продана на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки с учетом требований настоящей Инструкции как на межбанковских валютных биржах, так и вне их.

Положением ЦБ РФ от 28.09.98 № 57-П установлено, что реализация экспортной валютной выручки в долларах США, подлежащей обязательной продаже в соответствии с Инструкцией, осуществляется исключительно на специальных торговых сессиях.

Под покупкой (продажей) Валюта иностраннаяиностранной валюты через уполномоченный банк следует понимать приобретение (отчуждение) иностранной валюты по договору купли-продажи с уполномоченным банком, а также приобретение (отчуждение) иностранной валюты посредством заключения с уполномоченным банком договоров комиссии или договоров поручения, в соответствии с которыми комиссионером или поверенным выступает уполномоченный банк.

Обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации - по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, если иное не установлено Банком России.

Банком России может быть установлен иной порядок осуществления резидентами обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Под «межбанковскими валютными биржами» следует понимать специализированные биржи, имеющие лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам.

Межбанковские валютные биржи представляют отчеты о сделках купли-продажи иностранной валюты в порядке и в сроки, устанавливаемые Банком России.

Обязательная продажа производится юридическими лицами от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, в том числе в качестве авансов или предварительной оплаты.

Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов:

  1. Поступления в качестве взносов в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале.

  2. Поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям).

  3. Поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты.

  4. Поступления в виде пожертвований на благотворительные цели.

  5. Поступления от реализации гражданами в установленном Банком России порядке товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

  6. Поступления в виде возврата авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным импортным контрактам.

Обязательной продаже не подлежат поступившие от резидентов платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах юридических лиц), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Порядок осуществления платежей в иностранной валюте между резидентами Российской Федерации устанавливается Банком России.

Экспортная валютная выручка, поступающая на транзитные валютные счета российских посреднических внешнеэкономических организаций (в дальнейшем именуются «посреднические организации») в пользу юридических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, включая юридических лиц государств - бывших республик Союза ССР, перечисляется по поручениям этих посреднических организаций без осуществления обязательной продажи с их транзитных валютных счетов на валютные счета указанных юридических лиц за вычетом комиссионного вознаграждения, начисленного посредническими организациями в свою пользу, а также расходов в иностранной валюте.

Суммы в иностранной валюте, поступившие от резидентов с их текущих валютных счетов на счета российских посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых товаров, не подлежат обязательной продаже и зачисляются в полном объеме (включая комиссионное вознаграждение) с транзитных валютных счетов указанных посреднических организаций на их текущие валютные счета для выполнения ими соответствующих внешнеторговых договоров/контрактов.

Российскими посредническими организациями в целях настоящей Инструкции считаются юридические лица-резиденты, действующие от своего имени как комиссионеры или агенты на основании заключенных ими договоров комиссии или агентских договоров.

Поступления в иностранной валюте в пользу юридических лиц, включая выручку от реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), подлежат обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России.

Для этого юридическому лицу на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллельно открываются:

  • транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже, и проведения других;

  • текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.

Обязательная продажа валюты производится по поручению юридических лиц, в пользу которых поступила валютная выручка, с их Транзитный валютный счеттранзитных валютных счетов.

После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению юридических лиц на их текущие валютные счета и может использоваться на любые цели, в соответствии с действующим законодательством.

На основании поручения клиента с его транзитного валютного счета могут быть проданы за рубли денежные средства в иностранной валюте, превышающие сумму обязательной продажи, как подлежащие обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, так и не являющиеся таковыми. Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты с транзитного валютного счета, зачисляются в полном объеме на расчетный счет юридического лица, указанный в его поручении (заявке на продажу), и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

Юридические лица, в том числе посреднические организации, могут оплачивать со своих транзитных счетов расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков):

  • в пользу нерезидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации или в иностранных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

  • в пользу юридических лиц-резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

  • по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур;

  • в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление с транзитных валютных счетов платежей;

  • иные расходы в случаях, разрешенных Банком России.

Вышеуказанные расходы в иностранной валюте, а также начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам оплачиваются до осуществления обязательной продажи части валютной выручки, то есть учитываются в уменьшение базы при расчете сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже.

В случае, если юридические лица, в том числе посреднические организации, произвели вышеуказанные расходы со своих текущих валютных счетов, то на сумму фактически произведенных платежей средств в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на текущие валютные счета юридического лица (посреднических организаций).

При экспорте товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через посреднические организации эти организации могут переводить валютную выручку по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции со своих транзитных валютных счетов на транзитные валютные счета юридических лиц за вычетом комиссионного вознаграждения, начисленного посредниками в свою пользу. В этом случае юридические лица самостоятельно оплачивают со своих транзитных валютных счетов в уполномоченных банках указанные расходы в иностранной валюте, а также осуществляют обязательную продажу на внутреннем валютном рынке части валютной выручки, поступившей от посреднических организаций.

Посреднические организации по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции могут без осуществления обязательной продажи части экспортной выручки, причитающейся названным юридическим лицам, оплачивать указанные расходы в иностранной валюте. Оставшаяся часть валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения в свою пользу переводится посредническими организациями на транзитные валютные счета юридических лиц в уполномоченных банках для осуществления последующей обязательной продажи 75 процентов переводимых сумм в порядке и сроки, установленные Инструкцией ЦБ.

Посреднические организации по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции могут осуществлять обязательную продажу части экспортной выручки, причитающейся указанным юридическим лицам после оплаты посредниками расходов в иностранной валюте, а также начисления последними комиссионного вознаграждения в свою пользу. Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки переводится посредническими организациями на текущие валютные счета указанных юридических лиц в уполномоченных банках (с отметкой в платежном поручении «Расчеты по обязательной продаже валюты произведены») либо по поручению клиентов на свои текущие валютные счета для оплаты импорта в Российской Федерации на основании заключенных с юридическими лицами договоров на импорт продукции.

Суммы комиссионного вознаграждения посреднических организаций, начисленные ими в соответствии с договорами на экспорт продукции, остаются на транзитных валютных счетах этих организаций и в качестве экспортной выручки подлежат частичной обязательной продаже в порядке и сроки, установленные Инструкцией.

Средства, поступившие с транзитных валютных счетов юридических лиц и посреднических организаций на транзитные валютные счета российский транспортных, страховых и экспедиторских организаций, являются валютной выручкой последних и подлежат частичной обязательной продаже в порядке, устанавливаемом Банком России.

В поручениях на обязательную продажу валюты, представляемых юридическими лицами или посредническими организациями в уполномоченные банки, указываются суммы фактически произведенных с их транзитных валютных счетов расходов в соответствии с настоящим пунктом (с указанием видов расходов).

Проценты по остаткам на Транзитный валютный счеттранзитных валютных счетах уполномоченными банками не начисляются.

Комиссионное вознаграждение по операциям уполномоченных банков, связанных с продажей валюты в Валютный резерв Банка России, не взимается.

Комиссионное вознаграждение по операциям уполномоченных банков, связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки, не должно превышать 1,3 процента от суммы продаваемой иностранной валюты, включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам.

Комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж по операциям купли-продажи иностранной валюты, не должно превышать 0,3 процента от суммы нетто - продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет юридического лица уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом юридическое лицо с приложением выписки по транзитному валютному счету.

По получении указанного извещения юридическое лицо дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет.

По получении от юридического лица указанного поручения на продажу валюты уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета юридического лица на свой отдельный лицевой счет «расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты», который открывается на пассивном балансовом счете.

В течение трех рабочих дней от даты зачисления на указанный в настоящем пункте лицевой счет иностранной валюты (включая день зачисления) уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России.

В случае превышения суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, десяти миллионов долларов США, уполномоченный банк имеет право по предварительному согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России осуществить продажу долларового эквивалента этой суммы иностранной валюты Центральному банку Российской Федерации.

В случае, если разность между суммой иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, и суммой, кратной размеру одного лота биржевых торгов, меньше размера одного лота биржевых торгов, уполномоченный банк вправе купить иностранную валюту в сумме этой разности от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции.

Одновременно с депонированием иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, на своем лицевом счете «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты» пассивного балансового счета уполномоченный банк списывает с транзитного счета юридического лица оставшуюся часть валюты и зачисляет на его текущий валютный счет.

Продажа средств в Валюта иностраннаяиностранной валюте с текущего валютного счета юридического лица осуществляется уполномоченным банком на основании договора (контракта), заключенного с юридическим лицом, или выставления юридическим лицом поручения (заявки на продажу) - по согласованному с уполномоченным банком курсу рубля без депонирования на лицевой счет «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты» пассивного балансового счета.

При непредставлении Юридическое лицоюридическим лицом поручения, указанного выше, по истечении 7 (семи) календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный валютный счет юридического лица уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий рабочий день депонирует 75 процентов всей валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет юридического лица, на своем отдельном лицевом счете «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты» пассивного балансового счета и продает указанные средства в порядке, установленном Инструкцией ЦБ.

Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации осуществляются через уполномоченные банки. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту:

  • от своего имени по поручению юридических лиц и коммерческих банков (посреднические операции за комиссионное вознаграждение);

  • от своего имени и за свой счет.

Нерезиденты имеют право покупать без специальных разрешений Банка России и без указания целей покупки иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки за счет средств на тех своих рублевых счетах, открытых в уполномоченных банках в установленном Банке России порядке, режимы которых позволяют осуществлять операции по покупке иностранной валюты за рубли.

Уполномоченные банки по поручению юридического лица продают средства в иностранной валюте: другому юридическому лицу, на межбанковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России.

Денежные средства в рублях, полученные юридическим лицом от продажи средств в иностранной валюте, подлежат обязательному зачислению в полном объеме на расчетный счет этого юридического лица, указанный в его поручении (заявке на продажу), и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

При выполнении поручения юридического лица на продажу иностранной валюты уполномоченный банк имеет право покупать за свой счет указанные средства в иностранной валюте.

В случае проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет уполномоченный банк ведет открытую валютную позицию. Порядок ведения и лимиты открытой валютной позиции устанавливаются Банком России.

Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций) в порядке, установленном Банком России.

Указанием ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У установлен порядок совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке в следующих целях:

  • для осуществления текущих валютных операций, являющихся таковыми в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»;

  • для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России;

  • для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;

  • для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

  • для осуществления платежей на валютные счета за границей, открытые в соответствии с разрешениями Банка России (территориальных учреждений Банка России), для оплаты расходов на содержание представительств;

  • для осуществления обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте;

  • для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии разрешений (лицензий) Банка России на осуществление соответствующих валютных операций в пределах сумм, указанных в этих разрешениях (лицензиях).

Банк России вправе ввести ограничения на цели покупки резидентами иностранной валюты за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, указанные выше, а также устанавливать специальный порядок продажи резидентами неиспользованной иностранной валюты через уполномоченные банки.

Иностранная валюта, купленная юридическими лицами-резидентами Российской Федерации на внутреннем валютном рынке, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления через уполномоченные банки, ведущие валютные счета этих органов, покупают иностранную валюту в порядке, установленном Инструкцией ЦБ для юридических лиц.

Уполномоченные банки осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, по поручению юридических лиц только при наличии у последних разрешений (лицензий) Банка России на проведение этих операций.

Контроль за обязательной продажей валюты следующий.

Юридическое лицоЮридические лица несут ответственность за несоблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках Российской Федерации. За нарушение этого порядка юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой инспекцией Российской Федерации или Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Банка России. Суммы штрафа поступают в Федеральный бюджет Российской Федерации.

Уплата штрафов не освобождает юридические лица от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязательной продажи части экспортной выручки.

Юридические лица несут ответственность за своевременную и полную реализацию части экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, в установленном действующим законодательством порядке.

Ответственность за необоснованное завышение расходов в Валюта иностраннаяиностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки, несут юридические лица - поставщики экспортной продукции, осуществляющие обязательную продажу части выручки самостоятельно, а также посреднические организации по обязательной продаже части полученного от нерезидентов комиссионного вознаграждения либо по обязательной продаже части экспортной выручки по поручению своих клиентов. С упомянутых юридических лиц и посреднических организаций взыскиваются в безакцептном порядке суммы в иностранной валюте или в рублях (по курсу рубля Банка России на момент взыскания) в размере указанного завышения расходов в иностранной валюте, приводящего к необоснованному уменьшению сумм обязательной продажи экспортной выручки.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за своевременной и полной реализацией юридическими лицами части экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке.

Главные территориальные управления Банка России совместно с местными органами Государственной налоговой службы Российской Федерации и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации проводят проверки уполномоченных банков по обеспечению правильности и своевременности осуществления расчетов по обязательной продаже части экспортной выручки и применяют санкции в соответствии с действующим законодательством.

В целях совершения резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке уполномоченным банком параллельно с открываемыми текущим валютным счетом и транзитным валютным счетом Резидентрезиденту открывается специальный транзитный валютный счет.

Транзитный валютный счет специальныйСпециальный транзитный валютный счет - счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

В случае, когда уполномоченным банком резиденту уже были открыты текущий валютный счет и транзитный валютный счет в соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» № 7 от 29.06.92, уполномоченный банк обязан открыть этому резиденту специальный транзитный валютный счет.

Покупка резидентом иностранной валюты за рубли на валютном рынке без открытия этому резиденту специального транзитного валютного счета не допускается.

На специальный транзитный валютный счет зачисляется только иностранная валюта, купленная за рубли на валютном рынке.

Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленном Указанием ЦБ.

Снятие наличной иностранной валюты со специального транзитного валютного счета не допускается, за исключением случаев отплаты командировочных расходов.

Выдача наличной иностранной валюты резиденту для оплаты командировочных расходов осуществляется уполномоченным банком по распоряжению резидента с его специального транзитного валютного счета в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» № 62 от 25.06.97. Контроль за совершением резидентом операций покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, а также зачисления не использованной в этих целях наличной иностранной валюты осуществляются в соответствии с Положением Банка России «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» № 62 от 25.06.97.

Покупка иностранной валюты за рубли на Рынок валютныйвалютном рынке осуществляется резидентом на основании его Поручения на покупку. Поручение на покупку должно содержать:

    а) вид основания (код и наименование) для осуществления операции покупки иностранной валюты на валютном рынке;

    б) наименование, дату и номер документов, обосновывающих соответствие указанного в Поручении на покупку основания требованию пункта 24 Инструкции Банка России «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» № 7 от 29.06.92 (Паспорт импортной сделки; разрешение (лицензия) Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала; документ, подтверждающий регистрацию в Банке России валютной операции, связанной с движением капитала; договор (соглашение, контракт, любой иной документ);

    в) распоряжение резидента о зачислении купленной иностранной валюты на его специальный транзитный валютный счет в Исполняющем банке;

    г) отметку Исполняющего банка об обоснованности покупки иностранной валюты на валютном рынке, содержащую подпись ответственного лица, а также печать уполномоченного банка, используемую для целей валютного контроля.

Покупка резидентом иностранной валюты за рубли на валютном рынке допускается через Исполняющий банк, а также через Банк-покупатель.

Разрешается покупка иностранной валюты на валютном рынке для выплаты комиссионного вознаграждения в пользу уполномоченного банка, выполняющего Поручение на покупку и/или поручение на обратную продажу купленной иностранной валюты, и/или поручение на перевод купленной иностранной валюты.

Выплата указанного в настоящем пункте комиссионного вознаграждения осуществляется резидентом с его специального транзитного валютного счета в соответствии с договором об открытии текущего валютного счета или Поручения на покупку.

Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке за рубли, подлежит обязательному зачислению в полном объеме на его специальный транзитный валютный счет в Исполняющем банке.

Исполняющий банкИсполняющий банк для целей осуществления валютного контроля и формирования Досье обязан:

    а) сверить копии представленных резидентом документов с их оригиналами и проставить на их оригиналах и копиях отметку об учете каждого из представленных документов в качестве обоснования покупки иностранной валюты на валютном рынке, содержащую подпись ответственного лица и печать исполняющего банка, используемую для целей валютного контроля. Указанные в настоящем подпункте копии с отметкой исполняющего банка помещаются в Досье;

    б) сверить сумму Поручения на покупку с суммой, указанной в оригиналах представленных резидентом документов. При этом, если на оригинале представленного резидентом документа, являющегося обоснованием покупки иностранной валюты на валютном рынке, уже содержатся отметки Исполняющих банков о ранее принятых к исполнению Поручениях на покупку, то сумма выставляемого резидентом Поручения на покупку не может превышать разницы между суммой, предусмотренной документами, являющимися обоснованием покупки иностранной валюты на валютном рынке, и суммой в проставленных Исполняющими банками отметках о ранее принятых к исполнению Поручениях на покупку;

    в) проставить на оригиналах представленных резидентом документов отметку о сумме принятого к исполнению Поручения на покупку, содержащую подпись ответственного лица и печать Исполняющего банка, используемую для целей валютного контроля, и возвратить представленные оригиналы документов резиденту.

Покупка резидентом иностранной валюты через Банк-покупатель осуществляется в следующем порядке.

РезидентРезидент обязан представить в Исполняющий банк Поручение на покупку.

Исполняющий банк обязан:

Не позднее следующего рабочего дня со дня представления резидентом Поручения на покупку, вернуть резиденту оригинал Поручения на покупку с отметкой.

Резидент обязан передать заверенный Исполняющим банком оригинал Поручения на покупку на исполнение в Банк-покупатель. Банк-покупатель не вправе принимать от резидента к исполнению Поручение на покупку без отметки Исполняющего банка об обоснованности покупки иностранной валюты на валютном рынке.

Банк-покупатель обязан одновременно с принятием к исполнению Поручения на покупку проставить на копии этого Поручения на покупку о принятии его к исполнению посредством проставления ответственным лицом подписи и печати банка-покупателя, используемой для целей валютного контроля, и передать указанную копию резиденту.

Не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня исполнения Поручения на покупку (включая день исполнения Поручения на покупку) перевести со своего корреспондентского счета купленную на валютном рынке иностранную валюту на специальный транзитный валютный счет резидента в Исполняющем банке, указанный в его Поручении на покупку.

Резидент обязан в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия Банком-покупателем к исполнению Поручения на покупку представить в Исполняющий банк копию этого Поручения на покупку с отметкой Банка-покупателя о принятии его к исполнению.

При исполнении уполномоченным банком Поречений на покупку на межбанковской валютной бирже указанный уполномоченный банк обязан до начала торгов на межбанковской валютной бирже оформить Реестр поручений резидентов на покупку иностранной валюты на валютном рынке на основании данных,. содержащихся в Поручениях на покупку, представленных резидентами в соответствии с настоящим Указанием.

В случае, если в ходе торгов на Межбанковская валютная биржамежбанковской валютной бирже уполномоченным банком на основании Поручений на покупку были заключены сделки купли-продажи иностранной валюты, этот уполномоченный банк обязан до момента получения от межбанковской валютной биржи документа, подтверждающего факт заключения указанных сделок (биржевого свидетельства либо иного документа), представить на указанную межбанковскую валютную биржу Реестр поручений резидентов на покупку иностранной валюты на валютном рынке.

При исполнении уполномоченным банком Поручений по покупку вне межбанковских валютных бирж Реестр поручений резидентов на покупку иностранной валюты на валютном рынке не оформляется.

Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке и зачисленная на его специальный транзитный валютный счет, должна быть переведена Исполняющим банком по распоряжению резидента о переводе в соответствии с основаниями, указанными в Поручении на покупку, не позднее 7 (семи) календарных дней со дня зачисления купленной иностранной валюты на специальный транзитный валютный счет резидента.

Распоряжение резидента о переводе купленной на Рынок валютныйвалютном рынке иностранной валюты должно содержать:

    а) код вида платежа, указываемый в соответствии с пунктом 3.6 Порядка заполнения Карточки учета операций по специальному транзитному валютному счету резидента;

    б) код страны банка-получателя платежа, указываемый в соответствии с пунктом 3.5 Порядка заполнения Карточки учета операций по специальному транзитному валютному счету резидента.

В случае, если описание со специального транзитного валютного счета резидента купленной иностранной валюты в соответствии с основаниями ее покупки на валютном рынке не осуществлено в течение 7 дней, а также в случае зачисления на Транзитный валютный счет специальныйспециальный транзитный валютный счет не использованной резидентом на цели оплаты командировочных расходов наличной иностранной валюты указанная иностранная валюта подлежит обратной продаже на валютном рынке.

Указанием ЦБ РФ от 12.11.98 № 409-У установлено, что обратная продажа юридическими лицами-резидентами иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке и зачисленной на специальный транзитный валютный счет, осуществляется только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 28.09.98 № 57-П.

Для осуществления обратной продажи купленной резидентом иностранной валюты Исполняющий банк не позднее следующего рабочего дня после истечения 7 дней обязан депонировать иностранную валюту, подлежащую обратной продаже, со специального транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет пассивного балансового счета «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты».

В течение 3 (трех) рабочих дней от даты депонирования иностранной валюты на лицевом счете (включая день депонирования) Исполняющий банк обязан продать указанную иностранную валюту на валютном рынке либо купить ее от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции по курсу, установленному по договоренности с резидентом, с зачислением суммы в рублях, полученной от ее продажи (покупки Исполняющим банком), на расчетный счет этого резидента.

Резидент не вправе осуществлять перевод иностранной валюты со своего специального транзитного валютного счета на свои другие валютные счета, за исключением случаев, установленных Банком России.

Резидент не вправе осуществлять перевод иностранной валюты со своего специального транзитного валютного счета в целях размещения купленной иностранной валюты в депозит, покупки ценных бумаг, покупки одной иностранной валюты за другую, а также передачи купленной иностранной валюты в доверительное управление уполномоченному банку.

Со своего специального транзитного валютного счета резидент вправе без ограничений осуществить обратную продажу купленной иностранной валюты за рубли через Исполняющий банк на основании поручения на обратную продажу до истечения 7 дней, по курсу, установленному по договоренности с Исполняющим банком.

Исполняющему банку запрещаются начисление и выплата процентов за пользование денежными средствами, находящимися на специальном транзитном валютном счете резидента.

По каждому специальному транзитному валютному счету Исполняющий банк ведет учет документов по контролю за обоснованностью покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее целевым использованием. По каждому документу, являющемуся обоснованием покупки резидентом иностранной валюты, открывается отдельное Досье.

Помимо копий документов, указанных выше, Исполняющий банком должны помещаться в Досье также копии Поручений на покупку, распоряжений на перевод иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента, поручений на обратную продажу, а также Карточки учета операций по специальному транзитному валютному счету.

В случае, если Исполняющий банк одновременно ведет Досье (Импорт) резидента в соответствии с требованиями совместной Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 года № 30 и № 01-20/10538, копии договоров, являющихся обоснованием покупки резидентом иностранной валюты в Досье специального транзитного валютного счета не помещаются.

Каждому документу, помещаемому в Досье, присваивается порядковый номер. Досье должно содержать опись помещенных в него документов с присвоенными им порядковыми номерами.

Досье ведется Исполняющим банком в течение всего срока действия документов, являющихся обоснованием покупки резидентом иностранной валюты на валютном рынке. После прекращения ведения Досье документы, помещенные в него, подлежат хранению уполномоченным банком в течение не менее 3 (трех) лет с момента окончания срока действия документов, являющихся обоснованием покупки резидентом иностранной валюты на валютном рынке.

Исполняющий банк по каждому документу Резидентрезидента, являющемуся обоснованием покупки иностранной валюты на валютном рынке, ведет в электронном виде Карточку учета.

Исполняющий банк прекращает ведение Карточки учета по окончании срока действия документов, являющихся обоснованием покупки резидентом иностранной валюты на валютном рынке, а также в случае расторжения договора об открытии текущего валютного счета и закрытия специального транзитного валютного счета.

После прекращения ведения Карточки учета последняя должна быть распечатана Исполняющим банком на бумажном носителе, на котором проставляется отметка Исполняющего банка о соответствии бумажной копии Карточки учета ее электронной версии посредством проставления ответственным лицом подписи и печати Исполняющего банка, используемой для целей валютного контроля.

Бумажная копия Карточки учета с отметкой исполняющего банка помещается исполняющим банком в Досье с присвоением ей следующего свободного номера описи документов Досье, ведение которого прекращено.

Копия Карточки учета с отметкой Исполняющего банка предоставляется резиденту - владельцу специального транзитного валютного счета по его просьбе.

На основании данных, содержащихся в Карточках учета, Исполняющие банки ежедекадно, не позднее 5 (пятого) календарного дня декады, следующей за отчетной, представляют в электронном виде в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения отчет. Состав данных отчета и формат их представления в Банк России устанавливается Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России.

Ежедекадно, не позднее 10 (десятого) календарного дня декады, следующей за отчетной, территориальные учреждения Банка России направляют в адрес Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России Сводный отчет.

Резиденты и/или уполномоченные банки, нарушившие требования настоящего Указания, несут ответственность в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

При проведении валютных операций нерезидентов на территории Российской Федерации необходимо учитывать следующие особенности их регулирования. Согласно ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил. Разрешено открытие нерезидентам счетов в иностранной валюте в уполномоченных банках, на которые могут зачисляться наряду с указанными поступлениями в пользу нерезидентов из-за границы следующие средства:

  • платежи от резидентов и нерезидентов за реализуемые товары и услуги на территории Российской Федерации;

  • погашение обязательств перед владельцами счетов, проценты, уплаченные уполномоченными банками;

  • поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках;

  • поступления от инвестиций на территории Российской Федерации.

Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на территории Российской Федерации, оплаты обязательств перед резидентами и нерезидентами, размещения в срочные вклады, для инвестиционной деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы уполномоченному банку за рубли.

Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июня 1991 г. определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности нерезидентов. Согласно, ст. 1 закона иностранными инвесторами могут быть только иностранные юридические лица, физические лица-нерезиденты, зарегистрированные за границей в качестве предпринимателей иностранные государства и международные организации. Инвестирование может осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приобретения имущества, земельных участков и иных природных ресурсов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением валютного законодательства при проведении валютных операций осуществляется органами и агентами валютного контроля. Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

  • проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и перед государством;

  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в российских рублях.

Органами валютного контроля являются Центральный банк России и Правительство Российской Федерации. ЦБР как основной орган валютного контроля выполняет следующие функции в рамках действующего законодательства;

  • определяет порядок и сферу обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации;

  • издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

  • проводит все виды валютных операций;

  • устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями в Российской Федерации, а также правила проведения нерезидентами операций с российскими рублями и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

  • утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

  • устанавливает общие правила выдачи лицензий банками на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

  • вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их представления;

  • готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Функции валютного контроля осуществляют агенты валютного контроля, например уполномоченные банки, подотчетные ЦБР. Государственный таможенный комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при перечислении товаров, валютных и рублевых ценностей через границу Российской Федерации. В целях усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью, координации деятельности агентов валютного и экспортного контроля создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. До завершения формирования ее органов проверку соблюдения требований валютного законодательства выполняет Государственная налоговая служба Российской Федерации.

© Центр дистанционного образования МГУП