Московский государственный университет печати

Мышленник Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Микроэкономика»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 080100 «Экономика»


Мышленник Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Микроэкономика»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Место дисциплины в структуре ООП

2.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.

Краткое содержание учебной дисциплины

4.

Цели, задачи, формы контроля и продолжительность дисциплины

4.1.

Цели и задачи дисциплины

4.2.

Критерии оценки знаний по дисциплине

4.3.

Продолжительность изучения дисциплины

5.

Содержание разделов дисциплины и вопросы для самоконтроля

5.1.

Тема 1. Микроэкономика как часть экономической теории

5.2.

Тема 2. Рынок. Закон спроса и предложения

5.3.

Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике

5.4.

Тема 4. Поведение производителя в рыночной экономике

5.5.

Тема 5. Совершенная конкуренция и монополия

5.6.

Тема 6. Рынки факторов производства

5.7.

Тема 7. Несовершенство рыночного механизма

6.

Практическая часть

7.

Литература

8.

Контрольная работа

8.1.

Указания к оформлению и написанию контрольных работ

8.1.1.

Требования по выбору темы и работа с источниками литературы

8.1.2.

Требования к содержанию и написанию контрольной работы

8.1.3.

Требования к оформлению контрольной работы

8.2.

Обозначения показателей в микроэкономике

8.3.

Пример оформления литературных источников

8.4.

Пример оформления титульного листа

8.5.

Варианты заданий к контрольной работе по микроэкономике

9.

Формы контроля

Указатели
1   указатель иллюстраций
Оформление содержания

Контрольная работа является активной формой самостоятельного углубленного изучения студентами литературы и материалов статистики, которые опубликованы в современных изданиях, развивает способности делать аргументированные выводы и обобщения.

  1. Перед изложением содержания работы студенту рекомендовано ознакомиться с соответствующими разделами рекомендованной преподавателем учебной литературы, провести анализ теорий и концепций известных отечественных и зарубежных ученых по соответствующему вопросу, чтобы сформировать представление о том, как рассматривать тот, или иной вопрос темы работы.
  2. Следует выбирать наиболее современные издания из серии специализированной учебной или научной литературы отечественных и зарубежных авторов, которые непосредственно относятся к вопросу работы, изданные не позднее 2008-2014 г.
  3. При изучении литературы вначале рекомендуется сделать конспект текста в электронном виде, или написать каждый вопрос на отдельных листах бумаги (карточках), оставляя пол-листа для заметок и добавлений. Каждый лист следует пронумеровать, отметить раздел или параграф литературного источника, из которого выбран материал для изложения. Если выписываются цитаты известных авторов или указываются цифровой материал, то следует указывать источники происхождения этого материала, выписав последовательно авторов, название работы, место и название издательства, год и страницу.

  1. Структура контрольной работы содержит 2 раздела: Практическую часть и Теоретическую часть, которая начинается с новой страницы, после титульного листа и содержания.

    В первом разделе приведены 2 теоретических вопроса, а во втором - 2 задачи, далее на отдельной странице приводится список литературы.

  2. Текст работы пишется с одной стороны листа с оставлением полей для возможных замечаний рецензента; страницы должны быть пронумерованы. Приложение из нумерации исключается. Работа должна быть подписана автором с указанием даты ее выполнения. В конце работы для письменной рецензии преподавателя оставляется чистая, но пронумерованная страница.
  3. Для иллюстрации примеров в контрольной работе следует использовать фактические цифровые статистические данные, которые представляются в аналитических таблицах, с обязательным указанием источника информации в примечании к таблицам. Источниками информации могут служить статистические сборники, данные из научных изданий и учебных изданиях.
  4. Анализ статистических данных предприятий, отрасли, или страны в целом целесообразно проводить в динамике за ряд лет, учитывая их сопоставимость по временным периодам, странам, методикам измерения. Кроме таблиц статистический материал может быть представлен в виде графиков, диаграмм, под которыми в середине листа ставится следующая надпись: Рисунок 1. Кривая производственных возможностей…, ниже приводятся обозначения. Под рисунком, начиная с новой строки, приводится описание или анализ представленных данных на рисунке.

    Сравнение аналитических данных может проводиться в ретроспективе, с показателями прошлых периодов, и в перспективе, с прогнозными показателями. Описание современной действительности должно относиться к настоящему времени, которое соответствует тому году, который является предыдущим перед защитой контрольной работы.

  5. Нумерация листов проводится со второй страницы, внизу, в середине листа.
  6. Изложение ответов на поставленный вопрос приводится от третьего лица, например, в результате исследования…, были сделаны следующие выводы… или анализ прибыли показал, что… Не допускается высказывание в тексте работы от первого или второго лица, например, он сказал…, я думаю, что…, по-моему мнению… и т.п. Свое мнение по данному вопросу можно изобразить, как: …Можно сказать, что…, как говорится…, по-видимому, это связано с…
  7. Освещение теоретических вопросов должно вестись в тесной связи с современностью, с практикой развития экономики в этом направлении.
  8. Ответ на вопрос следует начинать с определения категорий или понятий, которые заложены в данном вопросе работы, далее перейти к существующим экономическим законам и закономерностям, провести анализ теоретических предпосылок и перейти к их раскрытию. Каждый вопрос излагается в последовательном и логическом порядке.
  9. Автор контрольной работы может излагать позиции и взгляды известных представителей отечественной и зарубежной науки, делая ссылки на литературу, или литературный источник, из которого приводится цитата, а также выражать собственную точку зрения по поводу происходящих процессов и явлений в экономике.

    Например, по-видимому, такое изменение произошло в результате того, что...

  10. В конце каждого вопроса формируются выводы, к которым приходит автор в результате изучения литературных источников и анализа статистических данных по данному вопросу, изложенному в соответствующем вопросе.
  11. Если автор вводит в описание практический материал с расчетами и анализом, то в этом случае он может изложить рекомендации по усовершенствованию или улучшению экономического положения предприятия, экономических отношений государства и т.п., не ссылаясь на литературные источники.
  12. Под каждым вопросом в конце, после выводов приводятся источники литературы.
  13. Грамотное и самостоятельное изложение вопросов по фактическому материалу, стиль изложения, обоснование и актуальности выбранной темы, показывают уровень и качество подготовки студента и его работы. Такая работа может служить основанием для получения автоматического зачета, при условии, что он имеет стопроцентную посещаемость, в наличии все лекции и выполнены все практические задания. Если по программе в конце занятий предусмотрен экзамен, то выполнение этих требований является основанием для получения отличной оценки знаний по микроэкономике.
  14. Не рекомендуется переписывать или сканировать тексты учебников или использовать устаревшие статистические показатели, приводить примеры, относящиеся к устаревшим данным, сравнивать несравнимые периоды и объекты. Студент в таком случае может получить неудовлетворительную оценку по контрольной работе, должен поменять тему и повторить процедуру подготовки контрольной работы для защиты.
  15. Самовольное изменение названия и номера контрольной работы студентом не допускается. При необходимости это изменение можно осуществить при согласовании его с ведущим преподавателем курса.
  16. Целесообразно пользоваться программой курса по экономической теории (экономики), предметными каталогами и справочниками, библиографическими изданиями. По теме контрольной работы необходимо изучить нормативно-законодательные акты.
  17. При написании контрольных работ заслуживают внимания материалы периодических изданий: «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Эко», «Эксперт», «Экономика и жизнь», «Аргументы и факты» и др.
  18. Задачи практической части должны иметь указанные обозначения, иметь слева данные задачи, внизу вопрос в виде символа, а справа приводится решение задачи в логическом порядке и с обоснованием проведенных действий, с ссылками на литературный источник, откуда взяты расчетные формулы и условия уравнений.

    В конце решения приводится полный вывод с ответом.

  1. Контрольная работа выполняется на стандартных листах писчей бумаги (формат А4). Шрифт 12, Times New Roman, 1,5-интервал. Поля: справа - 1,5 см; слева - 3 см; снизу и сверху - 2 см. Каждый вопрос контрольной работы начинается с нового листа. Объем контрольной работы не должен превышать 30-40 печатных листов. Не допускается изменение порядка структуры работы.
  2. Номер и заголовок вопроса, слова выводы, литература пишутся прямым полужирным шрифтом заглавными буквами.
  3. Оформление содержания приведено на рис. Оформление содержания.
  4. Список литературы к каждому вопросу в конце работы должен содержать последовательный перечень литературных источников в алфавитном порядке без разделения на основную и дополнительную литературу. Студент выбирает ту литературу, которой непосредственно пользовался при написании контрольной работы. Оформление литературы приведено ниже.
  5. Образец титульного листа.
  6. Приводимые цитаты и статистические данные должны иметь ссылки на литературный источник, например: Закон предложения - предложение товаров или услуг растет по мере роста цены и падает по мере ее снижения [3, с. 112]. Контрольная работа должна быть сброшюрована, скреплена, вложена в файл вместе с электронным носителем или диском СD-RW, на котором записано содержание текста работы.
  7. Таблицы контрольной работы должны иметь сквозную нумерацию, иметь заголовки, с указанием места и времени, иметь единицы измерения и примечание в конце таблицы с указанием источника информации. Данные в таблице и заголовки таблицы, граф и строк могут быть исполнены прямым полужирным шрифтом 10 или 12 при междустрочном расстоянии 1. Слово таблица и ее номер помещается в правом углу над таблицей следующим образом:

    № п/п

    Таблица 1.1. Экономические показатели полиграфических предприятий России в конце 2011 г.


    п/п

    Наименование
    предприятия

    Годовая
    прибыль,
    тыс. руб.

    Численность
    занятых, чел.

    Издержки
    производства,
    тыс. руб.

     

    1

    2

    3

    4

    1.

    ТОО «Ералаш»

    Итого/Всего

    2000

    200

    © Центр дистанционного образования МГУП