Московский государственный университет печати

А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 "Издательское дело"


А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины

2.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

4.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

5.

Введение в курс

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Практикум

5.3.

Литература

6.

Тема I. Причины изменения языковой нормы

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Практикум

6.3.

Литература

7.

Тема 2. Проявление вариантности на разных языковых уровнях

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Практикум

7.3.

Литература

8.

Тема 3. Активные процессы в лексике и фразеологии

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Практикум

8.3.

Литература

9.

Тема 4. Активные процессы в словообразовании

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Практикум

9.3.

Литература

10.

Тема 5. Активные процессы в морфологии

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Практикум

11.

Тема 6. Активные процессы в синтаксисе

11.1.

Вопросы для самопроверки

11.2.

Практикум

11.3.

Литература

12.

Тема 7. Тенденции в современной русской пунктуации

12.1.

Вопросы для самопроверки

12.2.

Практикум

12.3.

Литература

13.

Рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Активные процессы в современном русском языке»

13.1.

Рекомендуемая литература

13.2.

Темы контрольных работ

14.

Формы контроля

Цели освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке» - помочь студентам:

  • постичь динамику языкового развития;
  • выработать у студента представление о языке как о постоянно изменяющимся объекте и в то же время объекте стабильном и устойчивом;
  • на основе выявления причин и закономерностей языкового развития помочь понять сущность этого развития;
  • способствовать выработке научного представления о нормах литературного языка в их историческом развитии.

Задачи дисциплины:

  • формирование у студента представлений о закономерностях развития языка и его норм;
  • выработка квалифицированного отношения к тенденциям в современном русском языке, отраженным в практике печати;
  • формирование умений различать системные (исторически оправданные) и речевые ошибки, распространенные в современных СМИ.

Процесс изучения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке» направлен на формирование следующих компетенций:

  • культура мышления, способность к анализу и обобщению, умение ставить цель и выбирать пути для её достижения, способность логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь (ОК-4), способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно - нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8); способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);
  • свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного - национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке публикаций (ОК-17);
  • понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15); знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);
  • знание фонетических , лексических грамматических, семантических стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30); знание основ организации научного исследования в сфере редактирования (ПК-38); оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах, для размещения на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41); редактировать печатный текст, аудио-, видео- или Интернет-материал , приводить его в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42); осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • языковые законы и объективные тенденции развития языка, а так же причины возникновения этих тенденций - системные и социальные (ОК-4; ОЕ-17; ПК-30; ПК-38; ПК-41)
  • методику проведения социологических исследований для определения степени стабильности и жизнеспособности различных языковых единиц (ОК-4; ОК-6; ОК-8; ПК-16; ПК-41)
  • приемы взаимоизменяемости языковых единиц различных структурных уровней в процессе литературного редактирования (ОК-8; ОК-17; ПК-21; ПК-26; ПК-29; ПК-30)

2) Уметь:

  • использовать свои знания при анализе текстов различной жанровой направленности (ОК-8; ОК-17; ПК-21; ПК-30; ПК-41; ПК-42)
  • прогнозировать изменения в системе русского языка (ОК-4; ПК-30; ПК-38)
  • применять внутриязыковые противоречия (антиномии) в ходе анализа языковых феноменов (ОК-4; ОК-17; ПК-30; ПК-38; ПК-41)
  • интегрировать языковые единицы различных структурных уровней в понятийные категории (ОК-8; ОК-17; ПК-21; ПК-30; ПК-41; ПК-42; ПК-43)
  • профессионально оценивать взаимоизменяемость вариантов ударения, грамматических форм, вариантов произношения и словообразования, графического и пунктуационного оформления текста (ОК-4; ОК-8; ОК-17; ПК-30; ПК-38)

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Документ без названия

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знать языковые законы и объективные тенденции развития языка, а также причины возникновения этих тенденций – системные и социальные

ОК – 4
ОК – 17
ПК – 30
ПК – 38
ПК - 41

Даёт определения исчерпывающе раскрывающие сущность языковых законов системности традиции, аналогии, экономии речевых усилий и законов противоречий (антиномий), которые являются причинами изменений языковой нормы и появлению стилистических вариантов слов и словосочетаний

Лекционный материал и самостоятельное изучение материала учебного пособия (авт. Н.С. Валгина «Активные процессыв современном русском языке» М., «Логос» 2006)

Знать техники проведения социологических исследований для определения степени стабильности и жизнеспособности различных языковых единиц

ОК – 4
ОК – 6
ПК – 8
ПК – 16
ПК - 41

Применяет практически методику проведения социологических лингвистических исследований, учитывая, что на возросшие темы языковой динамики влияют внешние (экстралингвистические) факторы, обусловленные сменой социальных, политических, экономических, а также психологических установок

Самостоятельное изучение количественных и статистических методик, касающихся фиксирования языковых явлений во временном срезе. Литература: Материалы словаря «Грамматическая правильность русской речи». Опыт частотно-стилистического словаря вариантов» (авторы: Л.К. Граудина, В.А. Цукович, Л.П. Катлинская) М., «Наука» 2001

Знать приемы взаимоизменяемости языковых единиц различных уровней в процессе литературного редактирования

ОК – 8
ОК – 17
ПК – 21
ПК – 26
ПК – 29
ПК - 30

Использует приемы взаимозаменяемости языковых единиц в ходе обработки текста, опираясь на то положение, что структурными основаниями синтаксической синонимии являются тождество лексического состава, базирующееся на словообразовательной общности структурных компонентов русской фразы и тождество грамматических категорий модальности и времени

Лекционный материал. Изучение специальной литературы П.А. Лекант. Об изучении синонимии в простом предлоджении.- В кн. Проблемы изуч. русского языка как иностранного . Синтаксис. М.: 1980 Г.А. Золотова «Синтаксическая синонимия и культура речи» - в кн.: Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. Отработка учебного материала в форме выполнения домашних заданий по учебному пособию: Рахматуллина Э.А. «Активные процессы в современном русском языке (Практикум) с. 31-38

Уметь использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке» при анализе текстов различной жанровой направленности

ОК – 8
ОК – 17
ПК – 21
ПК – 30
ПК – 41
ПК - 42

Демонстрирует знания по включению того или иного структурного типа языкового варианта в текст научного, публицистического или художественного произведения.
Профессионально оценивает взаимозаменяемость вариантов ударения, грамматических форм, вариантов произношения и словообразования, графического и пунктуационного оформления текста

Лекционный материал. Валгина Н.С. учебное пособие «Актуальные процессы в современном русском языке» М., «Логос», 2006 отработка теоретического материала по практикуму Рахматуллиной Э.А. Активные процессы в современном русском языке. М., МГУП, 2011

Уметь прогнозировать изменения в системе современного русского языка

 ОК – 4
ПК – 30
ПК - 38

Использует знания, касающиеся закономерностей динамики развития языковой нормы в непосредственной работе редактора над рукописью

Лекционный материал.
Закрепление лекционного материала на практических занятиях по учебному пособию «Активные процессы в современном русском языке» (Практикум) Автор: Рахматуллина Э.А. М., МГУП - 2011

Уметь интегрировать языковые единицы различных структурных уровней в понятийные категории

ОК – 8
ОК – 17
ПК – 21
ПК – 30
ПК – 41
ПК – 42
ПК – 43

 

Применяет техники объединения широких групп языковых единиц различных структурных уровней на основе единого плана содержания, присущего им, с тем, чтобы максимально расширить возможности выбора наиболее точного по смыслу и стилистически адекватного данному тексту изобразительно-выразительного средства языка

Лекционный материал. Материал кандидатской диссертации Полянского А.Н. на тему «Категория интенсивности признака в русском языке» М., 1978 г.

Владеть навыками оперативного реагирования на требования, предъявленные к стилистической окраске текстов различной жанровой и функциональной направленности

 ОК – 4
ОК – 10
ОК – 17
ПК – 15
ПК – 21
ПК – 26
ПК – 29

Владеет практическими приемами взаимозаменяемости языковых единиц в зависимости от прагматической, стилевой и содержательной тональности редактируемой рукописи

Лекционный материал.
Закрепление лекционного материала на практических занятиях (Практикум по дисциплине – автор Рахматуллина Э.А.)

Научно обоснованно ориентироваться в процессе выбора языкового варианта, наиболее целесообразного и перспективного

ОК – 10
ОК – 17
ПК – 15
ПК – 30

Обосновывает выбор языкового средства, опираясь на знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Активные процессы в Современном русском языке»

Закрепление теоретического материала по вышеуказанному практикуму (автор Рахматуллина Э.А.). Отработка материала в интерактивном режиме по тестам.

Владеть специфической научной терминологией на рабочем месте редактора

 ОК – 10
ПК – 30
ПК – 38

 

Владеет современной лингвистической терминологией, оценивая качества рецензируемой рукописи

Лекционный материал. Русская грамматика. Т. I – М.: Наука, 1980. Электронная версия. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий  / (под ред. А.Н. Тихонова и Р.И. Хашимова) М., Флинта .– Наука, 2008.

© Центр дистанционного образования МГУП