Московский государственный университет печати

А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 "Издательское дело"


А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины

2.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

4.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

5.

Введение в курс

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Практикум

5.3.

Литература

6.

Тема I. Причины изменения языковой нормы

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Практикум

6.3.

Литература

7.

Тема 2. Проявление вариантности на разных языковых уровнях

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Практикум

7.3.

Литература

8.

Тема 3. Активные процессы в лексике и фразеологии

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Практикум

8.3.

Литература

9.

Тема 4. Активные процессы в словообразовании

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Практикум

9.3.

Литература

10.

Тема 5. Активные процессы в морфологии

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Практикум

11.

Тема 6. Активные процессы в синтаксисе

11.1.

Вопросы для самопроверки

11.2.

Практикум

11.3.

Литература

12.

Тема 7. Тенденции в современной русской пунктуации

12.1.

Вопросы для самопроверки

12.2.

Практикум

12.3.

Литература

13.

Рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Активные процессы в современном русском языке»

13.1.

Рекомендуемая литература

13.2.

Темы контрольных работ

14.

Формы контроля

Курс посвящен процессам, происходящим в современном русском языке, и выявлению причин, порождающих эти процессы.

Курс должен помочь студенту постичь динамику языкового развития, способствовать выработке квалифицированного отношения к тенденциям в языке новейшего времени, отраженным в практической печати, и умения различать системные, исторически оправданные языковые изменения и речевые ошибки и стилистические небрежности, распространенные в современных средствах массовой информации. Программой предусмотрено рассмотрение процессов на разных языковых уровнях: в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразовании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Теоретической базой такого всестороннего рассмотрения изменений в русском языке является установление внутренних законов в развитии языка и учета их взаимодействия с внешними (социальными) факторами. При этом немаловажным оказывается анализ вариантности языкового знака как объективного следствия языковой эволюции и процесса установления литературной нормы.

Для успешного освоения курса необходимо знание лингвистических дисциплин учебного курса - современного русского языка, практической и функциональной стилистики.

    1. В чем заключается сущность социологического изучения языка?

    2. Какова взаимосвязь между развитием общества и изменениями в языке?

    3. В чем заключается суть закона системности в языке?

    4. В чем заключается суть закона традиции в языке?

    5. В чем заключается суть закона аналогии в языке?

    6. Как читается закон речевой экономии?

    7. Какие законы называют внутренними законами развития языка?

    8. В чем заключается суть антиномии говорящего и слушающего?

    9. В чем заключается суть антиномии узуса и возможностей языка?

    10. В чем заключается суть антиномии кода и текста?

    11. Что такое «асимметричность языкового знака»?

    12. Что означает антиномия информационной и экспрессивной функций языка?

По материалам российской прессы, а также, опираясь на собственный языковой опыт, подберите по 2-3 примера, подтверждающих правильность Ваших ответов на вопросы для самопроверки.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2001. Глава 1., Глава 2.

Журавлёв В.К. Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития языка. - М., 1982.

Костомаров В.Г. Тенденции развития современного русского языка // Русский язык в школе. - 1976 №6

Панов М.В. Из наблюдений над стилем сегодняшней периодики // Язык современной публицистики. - М., 1988.

Русский язык: Энциклопедия. - М., 1977.

© Центр дистанционного образования МГУП