Московский государственный университет печати

А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 "Издательское дело"


А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины

2.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

4.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

5.

Введение в курс

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Практикум

5.3.

Литература

6.

Тема I. Причины изменения языковой нормы

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Практикум

6.3.

Литература

7.

Тема 2. Проявление вариантности на разных языковых уровнях

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Практикум

7.3.

Литература

8.

Тема 3. Активные процессы в лексике и фразеологии

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Практикум

8.3.

Литература

9.

Тема 4. Активные процессы в словообразовании

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Практикум

9.3.

Литература

10.

Тема 5. Активные процессы в морфологии

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Практикум

11.

Тема 6. Активные процессы в синтаксисе

11.1.

Вопросы для самопроверки

11.2.

Практикум

11.3.

Литература

12.

Тема 7. Тенденции в современной русской пунктуации

12.1.

Вопросы для самопроверки

12.2.

Практикум

12.3.

Литература

13.

Рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Активные процессы в современном русском языке»

13.1.

Рекомендуемая литература

13.2.

Темы контрольных работ

14.

Формы контроля

Подвижность лексического состава под влиянием внешних (социальных) и внутриязыковых законов развития языковой системы

    · Уход из употребления устаревших или устаревающих слов, выражающие неактуальные для сегодняшнего дня понятия (совхоз, советский образ жизни; трудовой порыв и т.п.).

    · Возвращение в активный пласт лексики слов и фразеологических единиц, которые до 1991 г. были в глубинных запасниках языка (дворянское собрание, губернатор, департамент, гимназия и т.п.).

    · Появление на основе русского языкового материала новых слов и фразеологических единиц (новые русские, лицо кавказской национальности, отмывание денег, теневая экономика и т.п.).

    · Адаптация лексических заимствований к условиям русской языковой системы (ма'ркетинг - марке'тинг, консалтинг, кастинг, прет-а-порте, гламурный, стагнация, анимация и т.п.).

    · Расширение значений слов (крутой характер - крутой мужик - крутые новые русские - крутой прикид; обвал (оползень); обвал цен; обвальное падение рубля, обвальный рост преступности и т.п.).

    · Проникновение в разговорную речь и в публицистическую речь мощного пласта жаргонизмов (прикольно, писюк (персональный компьютер (РС), разборки, тусовка, раскрутиться и т.п.).

    · Стилистическая нейтрализация лексики: ранее воспринимавшиеся как книжные слова типа узреть, стезя, останки, предпосылки и др. ослабляют свою книжную окраску и становятся общеупотребительными, нейтральными.

    · Стилистическая нейтрализация слов и выражений, ранее воспринимавшихся как стилистически сниженные (хрущоба, разборка, бабки (деньги), баксы, халява и т.п.).

    · Процесс детерминологизации приводит к переходу в нейтральный пласт лексики и фразеологии большой группы узкоспециальных (терминологических) слов и выражений (диарея, маркетолог, патологическое благоразумие, экология мысли, слова, аллергия на контакты с прессой и т.д.)

    1.Какие внешние (социальные) причины влияют на изменение словарного состава?

    2.Каковы внутриязыковые причины изменений, происходящих в лексике и фразеологии?

    3.Назовите языковые законы, которые могут влиять на динамику лексических значений?

    4.Что означает термин «деактуализация значений слов»?

    5.Что значит деидеологизация лексики?

    6.Какова суть процессов политизации и деполитизации групп лексики?

    7.Каковы закономерности переосмысления, перенесения наименований в лексике и фразеологии?

    8.Как общественно-политическая ситуация может влиять на метафоризацию оценочной лексики?

    9.В чем заключается эффект десемантизации (детерминологизации) терминологической лексики и фразеологии?

    10. Назовите причины, в результате которых возникает конкуренция синонимичных слов.

По материалам художественной литературы, основываясь на фактах современной публицистики, а также, опираясь на собственный языковой опыт, подберите по 4-5 примеров

    · на появление в русском языке слов с новыми значениями;

    · на процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

    · на случаи актуализации устаревшей лексики в новом лингвистическом контексте.

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. М., 1991.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2001. Глава 7.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.

© Центр дистанционного образования МГУП