Московский государственный университет печати

А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 "Издательское дело"


А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины

2.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

4.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

5.

Введение в курс

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Практикум

5.3.

Литература

6.

Тема I. Причины изменения языковой нормы

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Практикум

6.3.

Литература

7.

Тема 2. Проявление вариантности на разных языковых уровнях

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Практикум

7.3.

Литература

8.

Тема 3. Активные процессы в лексике и фразеологии

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Практикум

8.3.

Литература

9.

Тема 4. Активные процессы в словообразовании

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Практикум

9.3.

Литература

10.

Тема 5. Активные процессы в морфологии

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Практикум

11.

Тема 6. Активные процессы в синтаксисе

11.1.

Вопросы для самопроверки

11.2.

Практикум

11.3.

Литература

12.

Тема 7. Тенденции в современной русской пунктуации

12.1.

Вопросы для самопроверки

12.2.

Практикум

12.3.

Литература

13.

Рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Активные процессы в современном русском языке»

13.1.

Рекомендуемая литература

13.2.

Темы контрольных работ

14.

Формы контроля

Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

· В первую очередь следует отметить такое явление, как агглютинация (приклеивание), т.е. автоматическое присоединение словообразующего элемента все чаще происходит без исторического чередования на стыке морфем.

Ср.: шпага - шпажист (есть чередование),

но: штанга - штангист (нет чередования на стыке морфем).

Так образуются варианты, отражающие прежние закономерности (чередования) с новыми тенденциями (петербуржцы - петербургцы; казахский - казашский; калмыкский - калмыцкий; волжане - волгари;

<?xml version="1.0"?>

    · Наблюдается изменение продуктивности некоторых словообразовательных типов:

      a) рост класса существительных на -фикация, -изация, -ость (русификация, ваучеризация, сплошность и т.п.);

      b) рост чисда слов с латинскими приставочными образованиями пост-, анти-, про-, супер-, псевдо- и др. (постсоветское пространство, антиюбилейные плакаты, проамериканские тенденции, суперэлита и т.п.);

      c) рост числа сложных слов и составных наименований (папомобиль - устройство для передвижения Папы Римского; телецерковь, мозговед и т.п.)

    · Отмечается тенденция к специализации словообразовательных средств с тем, чтобы найти аффикс, отражающий только одну специфическую реалию.

    Ср.: термальный - термический; очистной - очистительный; туристский - туристический; пыльный и пылевой; шумный и шумовой и т.п.

    · Наблюдается активный процесс свертывания наименований в русском языке: наружная охрана - наружка; первичная бухгалтерская документация - первичка; Волоколамскре шоссе - Волоколамка и т.п.

    · Отмечается появление группы новых слов, образованных путем усечения словосочетаний:

      ретро - из ретроспективный элемент;

      шиза - из больной шизофренией;

      фан - из фанатично настроенный болельщик;

      супер - из все, что угодно в высшей степени и т.п.

    Наблюдается появление неологизмов на уровне аббревиации:

      издательство «Вагриус» - из Ва -сильев, Гри-горьев, Ус-пенский;

      Буква - бортовое устройство контроля вождения автомобиля;

      Сапфир - система автоматизированной подготовки фотонаборных изданий.

    1.Что такое агглютинация в словообразовании?

    2.Почему от названия реки Волга образуются две формы - волжане и волгары; от города Опочка - опочецкий и опочковский?

    3.Как соотносится языковой узус и словообразовательные возможности современного русского языка?

    4.Что означает процесс наложения морфем в словообразовании?

    5.Назовите наиболее продуктивные словообразовательные типы в современном русском языке.

    6.Приведите примеры словообразовательных неологизмов и окказионализмов.

    7.В чем заключается особенность специализации словообразовательных средств?

    8.Как чересступенчатое словообразование проявляется в современном языковом материале?

Основываясь на фактах художественной литературы и публицистики, а также, используя свой языковой опыт, найдите 8-10 фактов, отражающих современные тенденции в русском словообразовании. Дайте развернутый лингвистический комментарий по каждому из анализируемых случаев.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2001. Глава 8.

Литературная норма и вариантность. М., 1981.

Найдич Л.Э. След на песке: Очерки о русском языковом узусе. Спб, 1995.

© Центр дистанционного образования МГУП