Московский государственный университет печати

А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 "Издательское дело"


А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины

2.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

4.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

5.

Введение в курс

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Практикум

5.3.

Литература

6.

Тема I. Причины изменения языковой нормы

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Практикум

6.3.

Литература

7.

Тема 2. Проявление вариантности на разных языковых уровнях

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Практикум

7.3.

Литература

8.

Тема 3. Активные процессы в лексике и фразеологии

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Практикум

8.3.

Литература

9.

Тема 4. Активные процессы в словообразовании

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Практикум

9.3.

Литература

10.

Тема 5. Активные процессы в морфологии

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Практикум

11.

Тема 6. Активные процессы в синтаксисе

11.1.

Вопросы для самопроверки

11.2.

Практикум

11.3.

Литература

12.

Тема 7. Тенденции в современной русской пунктуации

12.1.

Вопросы для самопроверки

12.2.

Практикум

12.3.

Литература

13.

Рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Активные процессы в современном русском языке»

13.1.

Рекомендуемая литература

13.2.

Темы контрольных работ

14.

Формы контроля

Современная русская пунктуация с одной стороны опирается на закрепленность за знаками общих функций и значений, в стабильности и закономерности их воспроизведения, а с другой стороны - на возможности передавать богатство и разнообразие смысловых оттенков и эмоций посредством принципов смыслового и интонационного, связанных с задачами актуализации, подчеркивания значений в составе текста.

В ряде контекстов знаки ? и ! настолько конкретны по своему содержанию, что сами по себе способны замещать текстовую информацию.

Традиционная функция точки - членить текст на отдельные предложения, указывая на конец повествовательного предложения.

Сегодня знак точка приобретает новую функцию - способность разрывать грамматическую структуру, создавая тем самым актуальные смысловые и интонационные акценты в сообщении при парцелляции.

В таких случаях точка отчасти приобретает функцию запятой, точки с запятой или тире. Парцеллированным может оказаться практически любой член предложения. Такие члены, оторванные от основного предложения, стоят после длительной паузы и выделяются по смыслу и интонационно (см. примеры в учебном пособии Н.С. Валгиной).

Точка с запятой - знак, который традиционно отделяет части с сильно распространенными однородными членами или сложными предложениями, отношения между которыми отличаются по смыслу. В прошлом (XIX в.), обладая чрезвычайно широкими функциями, даже способностью отделять придаточные части предложений, сегодня знак точка с запятой уступил свои позиции запятой, сохранив свои функции только в бессоюзных сложных предложениях. Это позволило актуализировать смысловые взаимоотношения частей высказывания более определенно. Так, в особо осложненных предложениях точки с запятой отделяют части крупные, основные, в то время как запятые сигнализируют о внутреннем членении этих частей. В таком случае точки с запятой помогают четко определить границы основных частей и тем самым выявить их структурную значимость.

Двоеточие в современной пунктуации выполняет разъяснительно-пояснительную функцию. В XIX в. двоеточие могло иметь и другие значения, менее дифференцированные. Например, двоеточие перед союзами но, и при обозначении противопоставления и следствия.

Новое функциональное качество, которое приобретает сегодня пунктуационный знак двоеточие - ритмико-эмфатическое. Современная пресса и реклама активно используют этот знак, употребленный в выразительных целях, хотя правилами он не предусмотрен.

Двоеточие стало часто употребляться не столько как традиционный знак препинания, сколько как условный графический ограничитель, после которого вторая часть высказывания нередко оформляется с прописной буквы.

Тире - пунктуационный знак, который все шире и заметнее завоевывает себе позиции в пунктуационной системе.

Тире прежде всего означает пропуски членов предложения как структурных элементов высказывания.

Смысловая функция тире заключается в передаче значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления и противопоставления, возникающих между частями бессоюзных соединений предложения.

С помощью тире обозначается неожиданное присоединение для придания фразе смысловой, интонационной или композиционной парадоксальности.

Тире может выступать и в роли ограничителя, особенно при своеобразном композиционном построении.

Экспрессивной функцией характеризуется тире, разрывающее интонационную плавность фразы и создающее тем самым эмоциональную напряженность и остроту.

Тире вытесняет сегодня знак двоеточие в значении конкретизации смысла во второй части предложения, для раскрытия содержания.

Тире начинает заменять двоеточие и в бессоюзных предложениях с присоединением, когда в первой части имеются глаголы со значением действия, ощущения, мысли, чувства, предупреждающие о дальнейшем изложении.

Сегодня тире вместо двоеточия часто ставится и перед перечислением после обобщающего слова, вытесняя в этой позиции двоеточие. Особенно необходимым оказывается тире при перечислении, когда такая ситуация возникает в одном предложении дважды.

Тире становится обычным и в сложноподчиненном предложении в случаях, когда в главной части есть слова, предупреждающие с разъяснении (по правилам здесь опять-таки должно быть двоеточие).

Процесс своего рода универсализации знака тире в настоящее время настолько активен, что тире занимает позиции и других знаков, в частности - занятой в обычном сложноподчиненном предложении.

Многоточие означает незаконченность высказывания, заминки в речи, а также пропуски при цитировании. Развитие значений многоточия идет по пути углубления его содержательной значимости: указание на подтекстное содержание, алогизмы, указание на неожиданность и неоправданность каких-либо сочетаний слов.

Многоточие в текстах - это нередко знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста.

В пунктуации наряду с нормами общими, обладающими определенной степенью стабильности, существуют нормы ситуативные, приспособленные к функциональным качествам конкретного типа текста. В таких случаях говорят об авторской пунктуации. Среди не регламентированных грамматическими условиями предложений знаков препинания особое место занимают знаки, избираемые в зависимости от конкретных задач высказывания, знаки, отражающие смысловой принцип пунктуации.

    1.Что означает пунктуация от пишущего и пунктуация от читающего?

    2.Назовите принципы пунктуационного членения текста.

    3.Какие новые, нетрадиционные функции приобретает пунктуационный знак точка?

    4.Что происходило на протяжении двух веков с пунктуационным знаком точка с запятой?

    5.В чем заключается современное функциональное своеобразие знака двоеточие относительно употребления этого знака в XIX веке?

    6.Какие новые функции приобретает знак двоеточие?

    7.В каких типах контекстов тире начинает «захватывать» позиции других знаков препинания?

    8.По какому пути идет развитие значений многоточия?

    9.Что означают термины нерегламентированная пунктуация и авторская пунктуация?

Найдите в текстах художественной литературы и в публицистических текстах факты, когда

    · знаки пунктуации способны замещать собой текстовую информацию;

    · точка приобретает новые, нетрадиционные для этого знака функции;

    · двоеточие приобретает новое, ритмико-эмфатическое функциональное качество;

    · значительно расширены традиционные функции тире;

    · наблюдается развитие значений многоточия;

    · можно определенно говорить об авторской пунктуации.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2001. Глава 11.

Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. М., 1979.

Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация.

М., Высшая школа, 1989.

Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962

Ломизов А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М., 1975

Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. Минск, 1983.

© Центр дистанционного образования МГУП